Наше будущее – в наших руках. Социальная поддержка ребенка с синдромом — Дауна
Оценка 5

Наше будущее – в наших руках. Социальная поддержка ребенка с синдромом — Дауна

Оценка 5
Особые потребности
docx
классное руководство
Детсад—4 кл
20.04.2020
Наше будущее – в наших руках. Социальная поддержка ребенка  с синдромом — Дауна
Социальная поддержка ребенка с синдромом — Дауна- это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Наше будущее – в наших руках. .docx

Русановская Надежда Владимировна

Учитель начальных классов МБОУ «Бейская школа-интернат»

           

Наше будущее – в наших руках. Социальная поддержка ребенка

с синдромом — Дауна

Социальная поддержка ребенка с синдромом — Дауна- это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

 

 Так сложилось, что в последние годы в школу приходят дети со сложной структурой дефекта, самые «трудные», как принято говорить. Вот три года тому назад в нашем классе появилась девочка Настя. У Насти умеренная умственная отсталость, задержка психо-речевого развития, синдром Дауна, системное недоразвитие речи средней степени. Когда она поступила в школу отличалась от детей тем, что усваивала информацию в меньшем объёме и замедленном темпе. Речь вообще отсутствовала. Моторика не развита, особенно работа рук, определяющая качество письма. Она не выполняла простую инструкцию, не могла попросить что- то, что ей надо, не осуществляла «обратную связь» при общении, не могла заниматься больше 15 минут, слабо владела навыками самообслуживания и самоорганизации. Если ей что - то не нравилось, она издавала громкие резкие звуки, крик (опускала голову, закрывала глаза, прикрывала уши руками). Часто уединялась, садилась на корточки, отворачивалась от окружающих, закрывая голову руками. В ситуации шума, крика в классе девочка отказывалась от выполнения какой- либо деятельности.

Считалось, что человек с синдромом Дауна не обучаем. Но это не так.  Работа с такими детьми ориентирована больше на социализацию, на развитие эмоциональной сферы и коррекцию. Настя обучается по индивидуальной программе. Учебный план в соответствии со СИПР включает в себя следующие учебные предметы (по рекомендации ПМПк).

-речь и альтернативная коммуникация

-изобразительное искусство

-трудовая деятельность

-элементарные математические представления

- физическая деятельность

 Образовательная программа адаптирована к её способностям и особым потребностям.

Очень большую помощь в работе с Настей оказывают логопед, психолог и дефектолог. Специалисты знакомятся с детьми в процессе учёбы и школьной жизни, видят их проблемы и сложности не в изолированной ситуации коррекционного занятия, а в реальной жизни.  Я же, как учитель при подготовке к уроку учитываю, что Насте нужно преподносить материал с практической точки зрения.  Безусловно, очень важно для ребёнка является темп усвоения знаний. Поэтому постоянное повторение пройденного значительно облегчает обучение. Использую много наглядности в работе.  Настю последовательно приучаю к школьным правилам – поведение во время урока и на перемене в классе, умению попроситься в туалет, аккуратному переодеванию на урок физкультуры. Девочку учу просить о помощи и помогать одноклассникам.  Девочка легко переносит длительные физические нагрузки, редко болеет соматическими заболеваниями. Передвигается самостоятельно, ходит по лестнице с опорой на перила. Настя произносит по подражанию отдельные звуки, звукоподражания животным и произносит отдельные слова. Знает имена своих одноклассников и произносит их. Девочка реагирует на имя, понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Выполняет простые речевые инструкции, в том числе сопровождаемые естественными жестами.

      Эмоциональное состояние девочки теперь устойчивое, спокойное.

Насте уделяем внимание индивидуально. Помочь, похвалить, поправить.  Относительно небольшой классный коллектив помогает легче формировать дружеские взаимоотношения.   Дети вокруг Насти настроены, защищать её. На уроке ребята стали меньше отвлекаться на её поведение. Но и Настя старается не мешать им. Такие дети лучше учатся не по словесной инструкции, а по образцу.  И поведение формируется тоже по образцу. Дети меня спрашивают, почему Настя не может играть с нами в игры. Я объясняю, что она может не понимать правила игры, ей надо объяснять правила прямо, а если нужно, взять за руку и показать. Но знаний, как работать с такими детьми не хватает. Надо лучше изучить особенности таких детей, и знать соответствующие подходы к обучению. В нашей школе ребёнку нравиться, это утверждение со слов матери, в детский сад, Настя не хотела ходить и её постоянно туда носили на руках. В школу же она идёт сама. Это действительно второй дом, место, где особому ребёнку уютно, спокойно, радостно, куда он с удовольствием возвращается после каникул и выходных. И потому наша задача в новых условиях, в нынешней ситуации быстрых перемен – сохранить то хорошее, что мы имеем, и в первую очередь - вот эту атмосферу дома для наших детей.

Школа стимулирует развитие заложенных в детях способностей, даёт богатый опыт, пробуждает в детях интерес к окружающему миру и его изучению. После уроков в школе проходят воспитательные моменты, которые дают Насте почувствовать свою индивидуальность, учат самостоятельности и доставляют удовольствие. Данные моменты также дают ей возможность вступать в те или иные отношения с другими людьми и, это становится хорошей подготовкой к продуктивному участию в жизни общества в будущем. Вместе с одноклассниками Настя ходит в столовую. Любит тщательно мыть руки. Девочка самостоятельно ест ложкой, пьёт из кружки. Жёсткие кусочки пищи выплёвывает. Кушает суп и жидкие блюда. Одевается и раздевается самостоятельно, с частичной помощью взрослого. Требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застёгивании молнии. В туалет ходит самостоятельно.

 

Очень важно, чтобы дети с синдромом Дауна оказывались в таких местах где их признают, как самостоятельную личность. Так Настя посещает центр детского творчества. Совместно с одноклассниками ходит на два кружка: «Вязание крючком» и «Мягкая игрушка», где она старается выполнять работы и это доставляет ей большое удовольствие. Также большое удовольствие девочка получают от совместных игр со сверстниками. Это время для общения с другими людьми.

Родители, как педагоги, играют самую важную роль.

Индивидуальная программа ребёнка удовлетворяет как потребностям самой девочки, так и возможностям её семьи. Так как большую часть свободного времени ребёнок проводит не в школе, дома, во дворе, в обществе. Очевидно, что он учится не только в школе; знакомство с ранее неизвестными явлениями окружающего мира, приобретение нового опыта происходит дома, во время общения с живущими по соседству людьми и с друзьями во время игр. Ребёнок с синдромом Дауна усваивает этот опыт и знания особенно эффектно в том случае, если любящие и понимающие члены семьи помогают ему использовать его потенциальные возможности в большей степени. Семья Насти состоит из 5 человек. Семья полная, проживает в своём доме, социально-бытовые условия и материальное положение хорошее. Воспитанием девочки в основном занимается мама, но и все члены семьи принимают в этом участие. Родители заботливо и доброжелательно относятся к дочери, заинтересованы в успешном развитии ребёнка.

 

Настя извлекает для себя пользу из самых разных повседневных дел.  Навыки самообслуживания формируются главным образом после уроков – во время одевания и раздевания на прогулку, к обычным гигиеническим процедурам: мытью рук, уходу за волосами и за обувью. Ребёнок лучше принимают в обществе, если он выглядит чисто и опрятно, если его причёска и одежда соответствует тому, как причёсываются и одеваются его ровесники в настоящее время.   Вне учебной деятельности настроение у Насти ровное, хорошее, доброжелательное. С детьми играет в подвижные игры. Дети с ней играют с удовольствием. Правила поведения старается соблюдать.

 

Немаловажное значение для ребёнка с синдромом Дауна имеет и эмоциональная сторона жизни. Этим детям, как и всем остальным, необходимо, чтобы их любили, уделяли им внимание и принимали такими, какие они есть. Им нужно окружение, в котором они чувствовали бы себя защищёнными, и которая способствовала бы повышению их самооценки и независимости. В нашей школе это существует.

Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, сумеет ли довести начатое дело до конца. Для того чтобы, ребёнок сумел испытывать чувство удовлетворения, необходимы такие условия, в которых при решении задачи он не будет испытывать особых трудностей, и сможет успешно справиться. Так у Насти хорошо получается занятием физкультурой: прыжки с мячом, лазание по шведской стенки, подтягивание на турнике, кидание мяча. Тем самым она повышает общий уровень своей приспособленности к жизни, выносливости, развивает мускулатуру, улучшает координацию движений качество навыков общей моторики.

Менее благоприятные условия могут привести к разочарованию. Например, она не любит ходить на музыку, так как не говорит и не может с детьми петь песни. Но на ритмике любит танцевать под музыку. Движения помогают в развитии навыков общей моторики, учат сохранять равновесие. Они являются средством самовыражения. Ритмичные танцы улучшают координацию движений и делают сами движения более грациозными. Такие занятия доставляют ребёнку удовольствие и дают уверенность в себе на долгие годы.

 Однако это не значит, что дети с синдромом Дауна никогда не должны сталкиваться с новыми непростыми обстоятельствами. Умение человека должным образом вести себя в обществе непосредственно влияет на то, как общество принимает его. Таким образом, благодаря существованию общественных правил поведения Настя узнаёт, что такое ответственность и порядок.

Приобщение к миру, находящемуся вне стен дома или школы, может дать много новых волнующих переживаний, которые тоже являются источником новых знаний и опыта.

Девочка на практике познаёт как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми, где бы это ни происходило и дети, и взрослые нашей школы ей в этом помогают.

 Социальные отношения являются важной частью общения ребёнка. Она принята обществом и находится в комфортной среде. Но и в одиночестве она умеет проводить часть дня. Она научилась занимать себя. Время, проводимое в одиночестве, тоже полезно для развития. Именно в такие часы ребёнок может усвоить идеи, с которыми столкнулся, попробовать самостоятельно сделать что-то новое. Она имеет подходящие игрушки и материалы, чтобы в одиночестве не скучать.

 

 Посещение театров, музеев также дарят Насти положительные эмоции.

В заключении хочется сказать, что целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

И своё выступление, я хотела закончить стихотворением

Ангелины Малистовой, г. Рязань.

 

Судьба нас сводит ежедневно

По жизни с разными людьми,

Но только солнечные души

Навек останутся детьми.

Общенье с ними нам даётся

Не в наказанье от Творца,

А чтобы души были мягче

И стали добрыми сердца.

Спасибо за внимание!


 

Русановская Надежда Владимировна

Русановская Надежда Владимировна

Передвигается самостоятельно, ходит по лестнице с опорой на перила

Передвигается самостоятельно, ходит по лестнице с опорой на перила

Ребёнок с синдромом Дауна усваивает этот опыт и знания особенно эффектно в том случае, если любящие и понимающие члены семьи помогают ему использовать его потенциальные…

Ребёнок с синдромом Дауна усваивает этот опыт и знания особенно эффектно в том случае, если любящие и понимающие члены семьи помогают ему использовать его потенциальные…

Приобщение к миру, находящемуся вне стен дома или школы, может дать много новых волнующих переживаний, которые тоже являются источником новых знаний и опыта

Приобщение к миру, находящемуся вне стен дома или школы, может дать много новых волнующих переживаний, которые тоже являются источником новых знаний и опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020