Урок составлен с учетом требований ФГОС и с учетом возрастных особенностей учащихся (одиннадцать - двенадцать лет). План предусматривает опрос домашнего задания в виде блиц - опроса, информационную справку, подготовленную учеником, физ. минутку и обсуждение новой темы, закрепление нового материала через тестирование.
Тема: Борьба русских земель с западными завоевателями.
Цели: Познакомить учащихся с борьбой северных земель с западными завоевателями; раскрыть сущность
полководческого таланта Александра Невского.
Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, устанавливать причинно
следственные связи, участвовать в аналитической беседе.
Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах мужественной обороны русской земли от
иноземных захватчиков.
Основные понятия: рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы.
Эпиграф: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
А.Невский
План урока:
1. Орг. момент – 3 мин.
2. Опрос ранее пройденного материала – блиц – опрос 7 мин.
3. Информационное сообщение ученика о рыцарских орденах – 5мин.
4. Физ мин – 1 мин.
5. Обсуждение новой темы. 19 мин.
6. Закрепление знаний по новой теме. 3 мин.
7. Запись домашнего задания, выставление оценок – 2 мин.
8. Рефлексия.
Ход урока
2. Вопросы для блиц опроса:
I
II
III
IV
V
VI
В начале XIII века на курултае Темучин был провозглашен правителем монгольского государства и
принял имя Чингизхана – Великого хана? (Да)
Поставил ли он задачу перед монголами завоевать весь мир? (Да)
31 мая 1223 года на берегу реки Калки русские рати дрались решительно и храбро и одержали
победу над монголотатарами? (Нет)
Войско Батыя в 1237 году вторглось в Рязанскую землю и через шесть дней Рязань была взята? (Да)
Москва и Коломна не были захвачены отрядами Батыя? (Нет)
Жители Торжка подожгли склады с зерном, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы?
(Да)
VII
Александр Ярославович назвал Козельск “злым городом”? (Нет)
VIII Монгольская армия совершила поход на Новгород и взяла его? (Нет)
IX
Ожесточенная борьба русского народа ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу
покорения всей Европы? (Да)
3. Информационное сообщение учащегося о рыцарских орденах: орден меченосцев, Тевтонский орден.
1 Почему же их так привлекали русские земли? Какие цели преследовали шведские феодалы и немецкие
рыцари?
4. Новая тема.
Проблемное задание (запись на доске): Почему русским войскам удалось одержать победу над западными завоевателями?
В чем заключался полководческий талант Александра Невского?
Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжелую борьбу с
западными завоевателями: шведами, датскими и немецкими рыцарямикрестоносцами.
2 Александр Ярославич – образный рассказ о жизни и деятельности князя.
Первыми свой поход на Русь начали шведы. В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Невы.
Работа историческим документом – с. 113 114, Какие слои населения принимали участие в Невской
битве?
Александр
купцы.
По дороге к Ижоре к ним присоединилось еще и ладожское ополчение.
Новгородское Ополчение составляли:
гридьба (профессиональные воины, состоявшие
2 Наиболее боеспособной и Свободные жители Новгорода,
хорошо вооружённой частью ополчения были
в том числе священнослужители; за исключением монахов, женщин и детей.
огнищане (чиновники, новгородские бояре),
Ярославич собрал свою дружину, в которую вошли также и новгородские ополченцы.
3 Ледовое побоище.
Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Летом 1240 года они захватили крепость
Изборск, а затем овладели Псковом. Отряды рыцарей появились вблизи Новгорода, грабили купцов,
местное население. Но защитить Новгородскую землю было некому – бояре, боясь того, что Александр
Невский расширит права княжеской власти, заставили его покинуть Новгород. Однако вскоре народное
вече упросило князя вернуться.
Зимой 1241/42 года Невский со своей дружиной и новгородским ополчением освободил Изборск и
Псков. Рыцари всюду отступали, но главное сражение было еще впереди.
Мультимедийная установка :
1 Схема построения русских войск.
Видеоролик – ледвое побоище
Физкультминутка: Составить на доске схему построения немецких рыцарей и полков А.Невского
(аппликации на доске).
4 Историческое значение борьбы русского народа с западными завоевателями.
Обсуждение проблемы, поставленной в начале урока.
1 Полководческий талант А.Невского.
2 Мужество и героизм русских воинов.
3 Слаженность в действиях новгородской и суздальской дружин и новгородского ополчения.
6. Проверка первичного уровня закрепления новых знаний.
Самопроверка выполненного теста.
7. Итоги урока, оценки.
Д/з: §13