Актуальность
«Уважение к прошлому – вот черта,
отличающая образованность от дикости»
А.С.Пушкин.
Сейчас среди модных молодежных веяний мы часто забываем свои истоки. В обиход входят новые слова, праздники, появляются новые направления в искусстве. Это можно оценивать, как положительную динамику развития общества, однако это привело к тому, что наши дети забывают собственные корни. Компьютерные игры, смартфоны заменили молодому поколению творческие кружки, занятия рукоделием. Возникла необходимость постепенно возвращать интерес молодежи к традициям и культуре своего народа. Мы должны по-новому раскрыть прелесть старинных праздников, показать красоту искусства и фольклора.
Учащиеся имеющие диагноз «ребенок – инвалид», знакомство с культурой и искусством своего народа начинают в начальных классах: на уроках музыки, литературы, изобразительного искусства, в процессе внеурочной деятельности, и продолжают в течение всех лет обучения.
Данный проект направлен на формирование интереса у учащихся с интеллектуальными отклонениями к культуре и творческой деятельности жителей родного города и района, организованные в рамках образовательно-воспитательного процесса экскурсии, мастер классы, беседы, классные часы оживляют педагогический процесс, оказывают особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовлетворение от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения.
В проекте используются практические и наглядные методы, беседы, классные часы, мастер классы, групповые и индивидуальные формы работы. Его участниками являются ученики 8-9 «а» класса с умеренной и тяжелой степенью умственной устью.
Цель проекта: формирование интереса у учащихся с умеренной умственной отсталостью к культуре и творчеству родного города через совместную творческую деятельность.
Задачи проекта
1. Формировать представления разнообразии русского народного творчества.
2. Знакомить с творчеством мастеров народных промыслов родного города.
3. Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси.
4. Формировать чувство удовлетворения от совместной творческой деятельности.
Этапы |
Форма работы |
Сроки |
Место проведения |
Содержание работы |
Ответственные |
Подготовительный |
|
|
|
|
|
1 |
Родительское собрание |
16.10.19г |
КГБОУ «Шарыповская школа», каб.3-8 |
Информирование родителей учащихся об участии в проекте. |
Организатор: учитель Важенина А.С. участники: родители учащихся |
2 |
Создание базы обеспечение проекта |
18.10.19г |
КГБОУ «Шарыповская школа», класс |
Подбор родителями познавательной литературы, DVD дисков, интернет ресурсов |
Организатор: Важенина А.С.,
|
3 |
Классный час: «Город в котором я живу» |
23.10.19г |
КГБОУ «Шарыповская школа», класс |
Беседа «Город в котором я живу», решение кроссворда «По памятным местам родного города» |
Организатор: учитель Важенина А.С. участники: ученики
|
4 |
Беседа: «Увлечения моей семьи» |
24.10.19г. |
КГБОУ «Шарыповская школа», класс |
Беседа о совместных творческих увлечениях семей учащихся. Просмотр презентации о совместной творческой деятельности учеников класса «Наше творчество» |
Организатор: учитель Важенина А.С. участники: ученики
|
Основной |
|
|
|
|
|
1 |
Коррекционно-развивающее занятие «Человеку руки даны не для скуки» |
25.10.19г |
КГБОУ «Шарыповская школа», класс |
Беседа «Декоративно-прикладное искусство». Просмотр презентации о направлениях декоративно-прикладного творчества, раскрашивание по образцу |
Организатор: учитель Важенина А.С. участники: ученики
|
2 |
Беседа «Народные умельцы Красноярья» |
29.10.19г |
КГБОУ «Шарыповская школа», класс |
Просмотр видеоролика о творчестве С.А.Краснолуцкого, обсуждение видеоматериала |
Организатор: учитель Важенина А.С. участники: ученики |
3 |
Беседа «Г.В. Анищенко – кто это?» |
31.10.19г. |
КГБОУ «Шарыповская школа», класс |
Просмотр видеоматериалов о творчестве Г.В.Анищенко, обсуждение видео материала |
Организатор: учитель Важенина А.С. участники: ученики |
4 |
Урок музыки на тему: «Народная музыка. Музыкальный фольклор» |
1.11.19г. |
КГБОУ «Шарыповская школа», класс |
Беседа «Что такое фольклор?». Музыкальная игра «Разговор руками» Разучивание и исполнение русских народных частушек.
|
Организатор: учитель Важенина А.С. участники: ученики |
5 |
Мастер класс «Глиняная сказка» |
1.11.19г. |
КГБОУ «Шарыповская школа», класс |
Беседа «Игрушки из глины» Изготовление глиняной фигурки «Северный олень» |
Организатор: учитель Важенина А.С. участники: ученики |
6 |
Классный час: «Хранители дома и семьи» |
12.11.19г. |
КГБОУ «Шарыповская школа», класс |
Просмотр презентации «Куклы – обереги», изготовление куклы- оберега «Счастье» |
Организатор: учитель Важенина А.С. участники: ученики
|
7 |
Экскурсия в Шарыповский Краеведческий музей |
13.11.19г |
Краеведческий музей г. Шарыпова |
Знакомство с экспозицией музея «Житьё-бытье русской избы». |
Организатор: учитель Важенина А.С. участники: ученики |
Заключительный |
|
|
|
|
|
1 |
Творческое занятие «Ткань, нитки, игла и немного фантазии» |
14.11.19 |
КГБОУ «Шарыповская школа», класс |
Беседа «Кукла в технике «грунтованный текстиль» Выкраивание и сшивание деталей куклы, «Русская красавица», грунтование готовых частей куклы. |
Организатор: учитель Важенина А.С. участники: ученики |
2 |
Изготовление костюма для куклы |
15.11.19г. |
КГБОУ «Шарыповская школа», класс |
Выкраивание и сшивание одежды для куклы «Русская красавица», оформление изделия |
Организатор: учитель Важенина А.С. участники: ученики |
3 |
Создание презентации |
18.11.19г. |
КГБОУ «Шарыповская школа», класс |
Подведение итогов, создание презентации |
Организатор: учитель Важенина А.С. |
Ресурсы: Ноутбук, проектор, аудио и видео записи, фотоаппарат, раздаточный материал, ткань, швейные принадлежности, канцелярские товары.
Результаты проекта
1. Учащиеся получили представление о разнообразии русского народного творчества родного города и края.
2. Познакомились с творчеством мастеров родного города.
3. Познакомились с историей возникновения ремёсел на Руси.
4. Получили удовлетворение от совместной творческой деятельности.
Информационные источники
1. Волкова Я. «Хранители дома и семьи», Хоббитека, 2018, 136с.
2. Бережнова Л.М. «Традиционный костюм русских в Сибири», http://sfrik.omskreg.ru/res/page000000000480/Files/Berezhnova(1).pdf
3. Видео материал о С.А. Краснолуцком https://www.youtube.com/watch?v=5Vc0jpLTSh0
4. Видео материал о Г.В. Анищенко http://artsdubinino.ru/index.php/ru/89-letopis/126-anishchenko-galina-vladimirovna
5. Презентация «Виды декоративно-прикладного искусства» https://www.youtube.com/watch?v=KiIqRVG5xPY
6. Н. Горская, статья «Декоративно-прикладное искусство» http://www.artgalery.ru/?id=300&ir=1&sm=7
7. Интернет энциклопедия Красноячрского края http://my.krskstate.ru/docs/urbans/gorod-sharypovo/
8. К.Орлик, статья « Город юрского периода. Как появился Шарыпово и чем живёт сегодня?» https://krsk.aif.ru/society/gorod_yurskogo_perioda_kak_poyavilsya_sharypovo_i_chem_zhivyot_segodnya
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.