Задачи проекта:
воспитывать гордость за родной край;развивать интерес к этому виду рукоделия;совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения.
Цель проекта: - формирование чувства уважения, гордости к жителям посёлка через старинную традицию – вязание пуховых вещей.
знакомство с историей оренбургского пухового платка,паутинки,палантина.- разработать план работы по проекту «Наследницкие пуховницы», который поможет детям почерпнуть знания о традициях и укладе жизни жителей нашего посёлка.
- освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;
Тип проекта: социальный, среднесрочный
- составление презентации по проекту «Наследницкие пуховницы»
Объект исследования:
Откуда к нам пришло это занятие? Кто владеет этим ремеслом и поныне? У кого платки самые лучшие? Можно ли возродить этот промысел в наши дни?
На эти вопросы отвечали наши лучшие мастерицы, в прошлом знатные Наследницкие пуховницы. Они знакомили нас с технологией обработки пуха, прядением, вывязыванием различных узоров.
Вот эта паутинка признана нами лучшей среди связанных за прошедший год.
Так называется проект, который подготовили ученики Челябинкой области Брединского района П.Наследницкий.
Ребята нашего поселка посетили мастериц-пуховниц, которые воспитали достойную смену для жителей п.Наследницкий и нашей Родины. Девиз наш таков: «Для меня ясно одно: главные участники истории - это люди и время. Не забывать время - это значит не забывать людей, не забывать людей - это быть современным» (Ю.Бондарев).
Цель проекта:
-создание условий для осуществления гражданско - патриотического воспитания детей через организацию социальной проектной деятельности.
Основные задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
Актуальность и важность проекта. Школа в поселке одна и поэтому она является не только образовательным центром, но и центром воспитания и социализации подрастающего поколения. Мы осознаем эту ответственность, поэтому одним из главных направлений деятельности школы является патриотическое воспитание. Со своей школы и родного поселка начинается становление гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности. Родной поселок и школа – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.
Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Наследницкие пуховницы» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции ребят начального звена.
Учащиеся создали план работы по проекту
Ребята предложили исследовать жизнь мастериц-пуховниц п. Наследницкий. Все ребята активно поддержали инициативу и создали проект «Наследницкие пуховницы».
В школе ребята 3 класса провели праздник для мам, бабушек и детей 1-5 классов «Деревенские посиделки» Было сказано очень много теплых слов в адрес бабушек и мам. Своими руками ребята сделали для них подарки и угостили чаем с наследницкой(это особая гордость наследницких хозяек) стряпнёй.
На классных часах прошёл конкурс «Моя любимая бабушка» среди учащихся 1-5-х классов школы и устроили выставку в здании сельской библиотеки.
Ребят заинтересовала своим интересным рассказом о пуховом деле бабушка- Селезнёва Клавдия Ивановна.
Она исполнила песни её молодости.
Рассказала о посиделках.
Учащиеся начали свой проект с интервью с зам.главой администрации «Наследницкий сельсовет» Р.С.Мальцевой. Они узнали, что в поселке проживают 490пенсионеров.За 1 год посёлок теряе 10- пожилых людей. «В большинстве своем - это социально незащищенные люди. Им необходимо внимание как со стороны близких им людей, так и властных структур и общества. Поэтому актуальность темы неоспорима», - заявила зам.главы Р.С.Мальцева.
В результате было выяснено:
Соотношение жителей :53% - бабушки, 47% - дедушки.
Главная проблема – нет помощи, общения с родными и близкими людьми. Ребята предложили конкретные действия, которые помогут решить эту проблему. Наши предложения нашли поддержку и вызвали интерес у взрослых. Мы еще раз убедились, что и нам доступно участие в общественной жизни поселка.
Введение
Оренбургский пуховый платок.… Это сочетание слов стало уже привычным для каждого русского человека, которое символизирует тепло, красоту головного убора женщины. И у нас в нашем посёлке такой платок – привычная вещь в гардеробе любой семьи. В наши студёные зимы только такая шаль закроет от холода и голову, грудь, плечи. Словом, незаменимая вещь.
А как вообще появилась такое изделие у нас в посёлке? Кто впервые связал пуховую шаль? Откуда пришло к нам в наш посёлок это занятие? Как связан пуховый платок с именем Н.К Крупской? На эти вопросы мы начали отвечать работая над проектом.
пуховый платок- что это такое?
Оренбургский пуховый платок — это вязаный платок из козьего пуха и основы (х/б, шелка или др.). Впервые появился в XVIII веке.Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке.
Одним из первых ученых, побывавших в Оренбуржье и рассказавших об этом крае и его богатствах, был Пётр Иванович Рычков. Он всерьёз заинтересовался козами, которые табунами паслись около Яика. У чабанов он и увидел образцы изделий из пуха. Их жёны переняли секрет теплых поддёвок и шарфов, связанных из козьего пуха у местного населения – казаков и калмыков. Эти вещи были обычной «глухой» вязки и очень хорошо хранили тепло. Такой пух казаки стали обменивать на чай и табак.
У многих современных хозяев до сих пор разводятся пуховые козы. Известная в селе пуховница ,Наумова Евгения Сергеевна, признаёт, что красивую шаль из наших козочек и козлов не свяжешь – пух короткий. Он идет только на детские теплые вещи, шарфики, перчатки. По качеству он не высок – быстро скатывается. А для хорошего пухового платка или шали нужна оренбургская пуховая коза. Такая коза – потомок кашмирских коз, дающих длинный и качественный пух.
Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти.
Месторасположение поселения
Если посмотреть на карту Челябинской области, можно увидеть, что наш южный Брединский район граничит с Оренбургской областью. Те же необозримые степи с редкими берёзовыми колками. Та же летняя жара и январская стужа с февральскими метелями, та же степная растительность с волнующимся под ветром ковылём. Вроде бы условия одинаковы, но что – то не срабатывает, чтобы наши козы всегда давали такой пух, который бы устраивал пуховниц.
Из Интервью….
По воспоминаниям нашей пуховницы, Селезневой Клавдии Ивановны, самым лучшим считается пух, купленный на ярмарке, что проводилась в нашей станице 2 раза в год. От неё с тех времен остался колодец, который до сих пор называется «ярмарочным».
Ярмарка начиналась сразу за посёлком. Когда-то там стояло около 200 лавок из самана и палаток с товаром. Здесь можно было купить всё: молотилки, сенокосилки, сепараторы, сибирские меха. Из казахских степей на продажу пригоняли табуны лошадей, крупный рогатый скот, овец, даже верблюдов. Здесь же продавался знаменитый пух, привезённый из Ставрополя. Мастерицы покупали этот пух и чаще зимой вязали из него шали, чтобы продать их на следующей ярмарке. Наследницкие рукодельницы ценились потому, что свои шали они вязали на совесть, они носились долго, сохраняя качество и красоту.
Для прядения наследницкие пуховницы пользовались нехитрым приспособлением – прялкой. Её расписывали, делая нарядной. В старые времена с такими прялками приходили женщины на посиделки. Пряли, вязали и при этом пели, коротая зимние вечера.
Уж ты, орлушко, млад сизою ты орел,
Не бывал ли ты на моей стороне,
Не слыхал ли ты об моей стороне.
Что не тужат отец с матерью обо мне?
Тужат, плачут, сокрушаются,
Сына с фронта дожидаются.
Среди деревенских рукодельниц высоко ценилось умение тонко прясть, таких уважительно называли тонкопряхами. И ещё один незаменимый атрибут посиделок – веретено.
В 1925 году пуховой артели в Наслединке было предложено связать пуховый платок Надежде Константиновне Крупской. Поручили это дело Анастасии Ивановне Алексеевой - лучшей мастерице. Был выбран пух темно-серого цвета коз оренбургской породы. Когда работа была закончена, шаль, накинутая на плечи, почти на полметра лежала на полу, весил платок 90 золотников, т.е. 382 грамма.
Такую шаль вряд ли можно было протянуть через обручальное кольцо из-за её размеров. Но все в один голос говорили о необычайной красоте и совершенстве этого изделия.
Ездила вручать шаль любимица поселка, Ефимия Егоровна Нестерова. В знак благодарности Надежда Константиновна передала через тов. Иванову из Наркомпроса библиотечку и три письма жителям посёлка.
Об этом мы узнали из рассказов Зои Константиновны Селезнёвой, которая в 80-х годах побывала на своей малой родине и встретилась с жителями посёлка.
. От сноровки и мастерства зависит доход семьи. Чем больше платков свяжет платков хозяйка и её домочадцы – тем больше и прибавка к заработку главы семьи. У тракториста зарплата редко была за 120 рублей, а хозяйка могла за месяц и 250 рублей выручить за своё вязание. На них и детей учили, приданное готовили, свадьбы справляли. Все пуховницы в один голос говорили, что занятие пуховым промыслом медленно умирает. Не хотят внучки сидеть около своих бабушек и постигать тонкости пухового ремесла. Слишком много соблазнов, да и носить этот головной убор не хотят – не модно.
Все сошлись в том, что предавать забвению этот промысел нельзя, слишком очевидна польза от этих изделий из козьего пуха. А насчёт моды – спорный вопрос. Такая красота никогда и никого равнодушной не оставит. Элегантная вещь сделает красивой любую женщину. Это мастерство должно быть в руках у каждой девушки. Значит, надо на уроках и занятиях кружка продолжать обучение этому ремеслу, пока живы мастерицы – пуховницы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.