Наставничество как форма психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в поведении
Оценка 4.9

Наставничество как форма психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в поведении

Оценка 4.9
docx
19.11.2024
Наставничество как форма психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в поведении
роль наставника_делай как я.docx

Всероссийский конкурс профессионального мастерства

«Делай, как я!» среди наставников

«Всегда рядом» (наставничество в отношении детей с отклонениями

в поведении, организация их сопровождения, поддержка в подготовке

к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности);

Наставничество как форма психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в поведении

В современных реалиях внедрение наставничества в образовательную среду является одним из наиболее эффективных форм работы с детьми с отклонениями в поведении. Наставничество в учебно-воспитательном процессе направлено на развитие социально-педагогической компетенции школьников, приобретение ими социального опыта, воспитание гуманности, развитие морально-нравственных ценностей и формирование активных, ответственных и компетентных граждан нашей страны.

Как педагог-психолог и наставник обучающихся с отклонениями в поведении оказываю им поддержку и помощь с целью развития их способностей, умений и личностных качеств. Способствую формированию и развитию осознания ценности своего «Я» как личности, формирую ценностное отношение к собственному здоровью, способствую сохранению состояния психического благополучия, умению проявлять себя в гибком и адекватном поведении с окружающим миром, в общении с людьми и в культуре поведения, и профессиональному самоопределению обучающихся.

Наставничество требует времени, четкости взаимоотношений, целенаправленности действий, ответственности с обеих сторон, не только от педагога, но и от ученика. Считаю, что наставником должен быть ответственный человек, обладающий эмпатией, способностью слушать и слышать собеседника, и обсуждать любые проблемы, касающиеся обучающегося; принимать эффективные решения, рефлексировать и давать конструктивную, не порицающую оценку (вербальную и невербальную).

Как педагог-психолог и наставник работаю с трудными детьми по следующим направлениям:

1.      Психодиагностика. Изучаю особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой, мотивационной и личностной сферы детей с отклонениями в поведении; определяю причины и анализирую подробности случаев отклоняющегося поведения, чтобы определить возможные причины, такие как низкая самооценка, проблемы в семье или общении со сверстниками, стресс или какие-либо другие факторы.

На основе диагностики разрабатываю план индивидуального сопровождения ребенка, направленный на коррекцию поведения (цель, стратегии работы, сроки и методы оценки результативности).

2.      Психологическое просвещение и консультирование. Провожу консультации с каждым выявленным ребенком, чтобы установить доверительные отношения и помочь разобраться с проблемами, приводящими к отклоняющемуся поведению. Помогаю трудному ребенку выразить свои чувства, улучшить коммуникативные навыки и развить механизмы самоконтроля.

Осуществляю консультации для родителей и педагогов, чтобы помочь им понять причины отклоняющегося поведения ребенка и научиться эффективным методам взаимодействия (для родителей: стратегии поощрения положительного поведения и установление личных границ; для педагогов: соблюдение психолого-педагогических принципов и этики в работе с трудным учеником, семьей ребенка).

3.      Коррекционно-развивающая работа. Психологические занятия (индивидуально и мини-группы) направлены на развитие эмоционально-личностной сферы (развитие социальных и коммуникативных навыков, внутренней активности, социально-психологической компетентности; развитие умения владеть эмоциями и управлять гневом; развитие эмпатии, навыков конструктивного выхода из конфликта). Основная цель – создать поддерживающую среду и помочь обучающимся с проблемами поведения развить навыки социализации и эмоционального контроля. Занятия построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей личности детей с трудностями в поведении.

4.      Организация работы с социально активными обучающимися школы. Благодаря специфике своей работы педагогом-психологом (в данной школе уже более 11 лет) мне удалось построить и сохранить доверительные отношения с большинством обучающихся начального, среднего и старшего звена. Более того у меня есть своя команда социально активных детей разных возрастов, которые мне помогают в организации работы в том числе и с трудными детьми. Состав варьируется с выпусками детей из школы после 9-х и 11 классов. На данный момент в составе нашей команды 11 человек (начиная с 4-го класса и заканчивая 11-ым). Целью нашей совместной работы является разносторонняя поддержка обучающихся, достигших 10-летнего возраста, включая обучающихся с ОВЗ, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Почему я выбрала такую форму работы как привлечение социально активных детей. В основном, из-за специфики возрастных особенностей школьников, трудные дети – это младшие и старшие подростки. А это такой возраст, когда мнение сверстников приоритетней, чем мнение взрослых. Поэтому влияние на трудных обучающихся через их же сверстников дает свои положительные результаты: дети охотнее идут к педагогу-психологу, если им рекомендуют специалиста свои же сверстники. Мы помогаем трудным детям справляться с неуспеваемостью, способствуем улучшению психоэмоционального фона внутри класса и школы, мотивируем трудных обучающихся участвовать в творческих и социальных проектах школы, оказываем помощь в реализации личностного потенциала, пропагандируем здоровый образ жизни агитационно и личным примером. Мы всегда находим положительные черты и качества в любом, даже в самом, казалось бы, сложном ребенке, и взращиваем в нем веру в себя. Более того, мой рабочий мобильный номер телефона есть практически у всех обучающихся школы, и я призываю ребят писать мне в личных сообщениях о любой своей проблеме, стараюсь быть всегда на связи, отвечаю всем по мере возможности. Даже дошло до того, что мне иногда пишут дети из других школ со своими проблемами, и я им пишу в ответ, к кому и куда они могут обратиться за помощью, если сама по тем или иным причинам не могу им помочь.

Результаты реализации практики

психолого-педагогического наставничества

Наставничество как форма психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в поведении позволила решить наиболее актуальные проблемы подростков с отклонениями в поведении, улучшило социально-психологическую ситуацию в развитии трудных подростков.

Результаты реализации практики:

1. Учебный прогресс. Обучающиеся улучшили результаты в учебе:

Развитие учебных навыков

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

на 47%

на 52%

 

Усвоение нового материала

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

на 45%

на 53%

 

Рост самооценки в учебной деятельности

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

на 54%

на 61%

 

2. Изменения в поведении. Поведение обучающихся стало более конструктивным:

Снижение агрессивного поведения

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

на 67%

на 72%

 

Развитие навыков самоконтроля

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

на 67%

на 72%

 

Развитие навыков саморегуляции

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

на 63%

на 69%

 

Развитие навыков социальной адаптации

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

на 66%

на 73%

 

3. Развитие социальных навыков. У обучающихся появился интерес к участию в коллективной деятельности:

Развитие навыков эффективного общения с другими людьми

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

на 62%

на 68%

 

Развитие навыков сотрудничества

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

на 68%

на 74%

 

Развитие навыков конструктивного решения конфликтов

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

на 67%

на 76%

 

4. Повышение самооценки и самовосприятия личности: У обучающихся улучшились показатели самооценки и личностного восприятия себя.

Развитие адекватной самооценки

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

на 72%

на 79%

 

Развитие чувства уверенности в своих успехах и способностях

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

на 69%

на 74%

 

5. Профессиональное самоопределение. Психологическая поддержка и помощь в профессиональном самоопределении обучающихся.

Развитие познавательного интереса к учебным предметам с целью дальнейшего профессионального выбора

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

на 70%

на 75%

 

Развитие профессионального интереса к будущей профессии

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

на 67%

на 72%

 

Конечно, результаты наставничества как формы психолого-педагогического сопровождения, в основном, индивидуальны и зависят от личных особенностей каждого ученика. Но благодаря психологической поддержке и сохранению доверительных отношений с педагогом-психологом обучающиеся учатся контролировать свои эмоции и поведение, развивают навыки коммуникации и сотрудничества, повышают уверенность в себе и веру в свои способности, улучшают самоорганизацию и самодисциплину, развивается интерес к учебе. Систематическое и грамотное применение наставничества значительно повышает шансы на успех в обучении и развитии трудного ученика.

Да, наставничество не является панацеей и не может решить все проблемы ученика, однако, результаты наставничества как формы психолого-педагогического сопровождения могут быть довольно положительными и способствовать успеху трудных обучающихся.

- 72% - стали увереннее в себе, повысился уровень самооценки;

- 70% - нормализовался уровень личностной тревожности;

- 63% - стали более самостоятельными и организованными;

- 67% - улучшили свои коммуникативные навыки;

- 54% - расширили круг своих социальных контактов и связей;

- 42% - повысили учебную мотивацию и стремление к саморазвитию.

- 42 % - расширили круг своих увлечений;

- 32 - улучшили свою успеваемость.

Моим личным результатом считаю возможность взглянуть на проблемы трудных подростков изнутри и лучше проникнуться пониманием того, как строить дальнейшую профилактическую работу

Таким образом, моя основная задача как психолога и наставника – сохранить доверительные отношения с детьми с трудностями в поведении, помочь им адаптироваться и социализироваться в различных жизненных реалиях и успешно интегрироваться в учебную среду.

 

Результаты и прогресс психолого-педагогического наставничества в школе ученика могут быть описаны следующим образом:

 

 

Улучшение результатов в учебе, учебных навыков

 

2021 – 2022 уч. год

2022 – 2023 уч. год

2023 – 2024 уч. год

 

54%

63%

69%

 

снижение неконструктивного поведения

 

 

 

 

 

улучшение самоконтроля

 

 

 

 

 

развитие навыков саморегуляции и социальной адаптации

 

 

 

 

 

Развитие социальных навыков

 

 

 

 

 

развитие навыков сотрудничества

 

 

 

 

 

конструктивного решения конфликтов

 

 

 

 

 

Повышение самооценки и самоприятия

 

 

 

 

 

развитию профессионального самоопределения

 

 

 

 

 

 

1. Академический прогресс: Важным показателем успешного наставничества является достижение учеником улучшенных результатов в учебе. Например, можно отметить повышение оценок по предметам, улучшение учебных навыков, усвоение нового материала и рост самооценки в учебной деятельности.

2. Поведенческие изменения: Результаты психолого-педагогического наставничества могут проявляться в изменении поведения ученика. Например, можно отметить снижение агрессивного поведения, улучшение самоконтроля, развитие навыков саморегуляции и социальной адаптации.

3. Развитие социальных навыков: Наставничество в школе может способствовать развитию социальных навыков ученика. Это может включать умение эффективно общаться с другими людьми, участие в коллективной деятельности, развитие навыков сотрудничества и конструктивного решения конфликтов.

4. Повышение самооценки и самоприятия: Хорошие результаты психолого-педагогического наставничества могут приводить к укреплению самооценки и самоприятия ученика. Ученик начинает верить в свои собственные способности и чувствовать себя увереннее в различных сферах своей жизни.

5. Профессиональное ориентирование: Результативное наставничество может помочь ученику определить свои интересы, таланты и потребности, что способствует развитию профессионального самоопределения. Ученик получает поддержку и руководство в выборе дальнейшей учебы и карьеры.

Важно подчеркнуть, что оценка результатов психолого-педагогического наставничества должна быть комплексной и основываться на наблюдении, взаимодействии с учеником, а также совместном анализе и обсуждении его прогресса с педагогами и родителями.

Наставничество важное и ценное занятие, которое может принести много пользы ученику. Результаты наставничества могут быть различными в зависимости от целей и потребностей ученика. Однако, в общем случае, наставничество может помочь ученику в следующих аспектах:

 

1. Обучение и знания: Наставник может помочь ученику освоить новые знания и навыки в различных областях. Благодаря индивидуальному подходу и помощи наставника, ученик может лучше усваивать учебный материал и получать более глубокое понимание предметов.

 

2. Развитие навыков: Наставник может помочь ученику развить навыки, необходимые для успеха в учебе и жизни. Это может включать в себя такие навыки, как планирование, организация работы, умение работать в команде, общение и презентационные навыки.

 

3. Мотивация и самооценка: Наставник может стать источником мотивации и поддержки для ученика. Он может помочь ученику обрести веру в свои силы, повысить уверенность в себе и развить позитивное отношение к учению. Такая поддержка может способствовать повышению самооценки и мотивации ученика.

 

4. Карьерное руководство: Если ученик имеет интерес к определенной профессии или карьере, наставник может помочь ему в выборе правильного пути и предоставить информацию о возможностях и требованиях в данной области. Наставник может делиться своим опытом, консультировать ученика и помочь ему принять взвешенные решения.

 

Все эти результаты наставничества имеют потенциал изменить жизнь ученика к лучшему, помочь ему реализовать свой потенциал и достичь успеха как в учебе, так и в жизни.

 

Наставничество является эффективной формой психолого-педагогического сопровождения трудных обучающихся. Оно представляет собой индивидуальный подход к каждому ученику, основанный на учете его особенностей, потребностей и прогресса в учебе. Результаты наставничества для таких обучающихся могут быть весьма значимыми.

Основными целями наставничества являются помощь ученику в преодолении трудностей в учебе, развитие его мотивации и самооценки, а также формирование навыков самоорганизации и самостоятельной работы. Посредством наставничества учитель или другой профессионал в области образования становится наставником, который оказывает поддержку и руководство ученику, помогая ему достигать успехов.

Результаты наставничества могут проявляться в различных сферах жизни ученика. Обучающийся может научиться контролировать свои эмоции и поведение, развить навыки коммуникации и сотрудничества, повысить уверенность в себе и веру в свои способности. В учебной сфере результаты наставничества могут проявиться в повышении успеваемости, улучшении самоорганизации и самодисциплины, развитии интереса к учебе.

Следует отметить, что результаты наставничества могут быть индивидуальными и зависят от уникальных особенностей каждого ученика. Однако систематическое и грамотное применение наставничества может значительно повысить шансы на успех в обучении и развитии ученика.

Конечно, необходимо помнить, что наставничество не является панацеей и не может решить все проблемы ученика. Однако, результаты наставничества, как формы психолого-педагогического сопровождения, могут быть очень положительными и способствовать успеху трудных обучающихся.

 

 

 

Результативность (8в класс МАОУ СОШ №18)

2022 – 2023 учебный год

2023 – 2024 учебный год

Личностная тревожность

Низкая тревожность: 75%

Низкая тревожность: 90%

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка: 68%

Адекватная самооценка: 82%

Ответственное отношение к здоровью

Ответственное: 72%

Ответственное: 90%

Гармонизация межличностных отношений

Гармонизация: 65%

Гармонизация: 76%

 

 

 

 

Приложение 1.

Список методик для психодиагностики обучающихся

с отклонениями в поведении:

Выявление предпосылок развития отклоняющегося поведения

1.       Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).

2.       Карта наблюдений (Д.Стотта).

3.       Опросники Т.М. Ахенбаха.

4.       «Шкала принятия других» (В.Фейя).

5.       «Шкала доброжелательности»  (Д.Кэмпбелла).

6.       «Шкала манипулятивного отношения» (Т.Банта).

7.       «Шкала враждебности» (В.Кука -  Д.Медлей).

8.       «Шкала доверия» (М.Розенберга).

9.       Методика для оценки наличия и выраженности иррациональных установок (А.Эллиса).

10.   Модифицированный вариант опросника «Решение трудных ситуаций».

Выявление эмоциональных состояний, стрессовых ситуаций

1.       Тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк).

2.       Методика для оценки психологических защит (Р.Плутчик, Г.Келлерман).

3.       Методика определения индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хайм).

4.       Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор).

Диагностика социально-психологической адаптации,

межличностных отношений и представлений о себе

1.   Методика диагностики межличностных отношений (Т.Лири).

2.   Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд).

3.   Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений (вариант метода Сакса-Сиднея).

4.   Тест для определения стратегий поведения в конфликте (К. Томас).

5.   Методика диагностики показателей и форм агрессии (А.Басса-А.Дарки – 2 автора).

6.   Тест для оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер).

7.   Методика диагностики эгоцентризма у подростков (Т. И. Пашуков).

8.   Модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения».

 

 

 


 

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Делай, как я!» среди наставников «Всегда рядом» (наставничество в отношении детей с отклонениями в поведении, организация их сопровождения, поддержка в подготовке…

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Делай, как я!» среди наставников «Всегда рядом» (наставничество в отношении детей с отклонениями в поведении, организация их сопровождения, поддержка в подготовке…

Как педагог-психолог и наставник работаю с трудными детьми по следующим направлениям: 1

Как педагог-психолог и наставник работаю с трудными детьми по следующим направлениям: 1

Занятия построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей личности детей с трудностями в поведении

Занятия построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей личности детей с трудностями в поведении

Даже дошло до того, что мне иногда пишут дети из других школ со своими проблемами, и я им пишу в ответ, к кому и куда…

Даже дошло до того, что мне иногда пишут дети из других школ со своими проблемами, и я им пишу в ответ, к кому и куда…

Развитие навыков самоконтроля 2022 – 2023 уч

Развитие навыков самоконтроля 2022 – 2023 уч

Развитие чувства уверенности в своих успехах и способностях 2022 – 2023 уч

Развитие чувства уверенности в своих успехах и способностях 2022 – 2023 уч

Моим личным результатом считаю возможность взглянуть на проблемы трудных подростков изнутри и лучше проникнуться пониманием того, как строить дальнейшую профилактическую работу

Моим личным результатом считаю возможность взглянуть на проблемы трудных подростков изнутри и лучше проникнуться пониманием того, как строить дальнейшую профилактическую работу

Повышение самооценки и самоприятия развитию профессионального самоопределения 1

Повышение самооценки и самоприятия развитию профессионального самоопределения 1

Профессиональное ориентирование:

Профессиональное ориентирование:

Карьерное руководство: Если ученик имеет интерес к определенной профессии или карьере, наставник может помочь ему в выборе правильного пути и предоставить информацию о возможностях и…

Карьерное руководство: Если ученик имеет интерес к определенной профессии или карьере, наставник может помочь ему в выборе правильного пути и предоставить информацию о возможностях и…

Однако систематическое и грамотное применение наставничества может значительно повысить шансы на успех в обучении и развитии ученика

Однако систематическое и грамотное применение наставничества может значительно повысить шансы на успех в обучении и развитии ученика

Шкала доброжелательности» (Д

Шкала доброжелательности» (Д
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2024