Наставничество как искуство - наставник как искусник
Оценка 4.8

Наставничество как искуство - наставник как искусник

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
воспитательная работа
Все классы
27.10.2023
Наставничество как искуство - наставник как искусник
Статья об опыте наставничества в школе №185 города Нижнего Новгорода. Автор делится опытом организации наставничества и приводит конкретные примеры. Материал может быть использован как выступление на педсовете
Статья о наставничестве.doc

Наставничество как искусство, а наставник как искусник

2023 год – год педагога и наставника – это известно всем. А как происходит это самое наставничество, как формируется желание наставлять у мастера и принимать  наставляемое молодым педагогом? Именно на эти вопросы я  постараюсь ответить.

Наша школа №185 имеет добрые традиции, которые сложились за пятьдесят школьных лет – именно столько лет исполнилось школе в прошлом учебном году, а газета «Школа» рассказала об этом событии в одном из номеров. Еще до объявления официального наставничества у нас уже существовала эта традиция, как, безусловно, и во многих других учреждениях. Официальное обращение к наставничеству повысило значение этого трудоёмкого процесса. Так кто же он, наставник?

В нашей школе давно повелось: приходит молодой специалист работать и ему помогают почувствовать себя частью коллектива, понять специфику преподаваемого предмета и особенности школьной жизни на уроках и после них. Таким образом, молодому специалисту помогают и заместитель директора, и советник по воспитанию, и школьный психолог, и соцпедагог, и, конечно же, учителя-предметники. Вот я и расскажу, как это происходит.

Четыре года назад, в 2019 году, к нам пришла работать выпускница НГПУ имени Козьмы Минина Жанна Валерьевна Кузнецова. Для нас, учителей школы, Жанна Валерьевна была просто Жанной, потому что одиннадцать лет училась в школе №185 и, блестяще ее окончив, поступила в Мининский университет. Правда, теперь статус бывшей ученицы изменился – она наша коллега, учитель русского языка и литературы, имеющий право и на преподавание английского языка.

Жанна в школьные годы увлекалась языками, участвовала с удовольствием в различных мероприятиях, проходивших в школе, а все благодаря влиянию учителя иностранных языков Татьяны Дмитриевны Куренковой, которая привила ученице любовь к языкам и подвигла к поступлению в вуз на языковой факультет. Поэтому всем было ясно: Татьяна Дмитриевна – самый подходящий для Жанны наставник. Надо сказать, что Жанне повезло с учителями: классный руководитель Ольга Анатольевна Зайцева, ныне заместитель директора, обратила внимание на организаторские способности ученицы и тоже посоветовала связать дальнейшую жизнь со школой.

Вместе с Татьяной Дмитриевной Куренковой Жанна Валерьевна и начала «вхождение» в профессию. Чтобы было понятно, расскажем немного о Татьяне Дмитриевне. Она окончила ГГПИИЯ (ныне НГЛУ) имени Добролюбова в 1982 году, преподавала в школе, а затем с 1986 по 1990 годы работала в ГДР в ГСВГ в бронетанковой дивизии в качестве военного переводчика. В эти годы Татьяна Дмитриевна имела возможность безграничного познания немецкого языка, общение с носителями языка помогало совершенствовать не только классический немецкий, но и неформальный язык молодежи. В свободное от работы время Татьяна Дмитриевна не раз посетила знаменитую Дрезденскую картинную галерею, прослушала лекции о картинах художников, творчество которых вошло в сокровищницу мировой живописи. Сегодня на уроках немецкого языка Татьяна Дмитриевна рассказывает о картине «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти и о «Шоколаднице» Лиотара. И ученики, затаив дыхание, слушают, потому что никакие компьютерные технологии не заменят живого голоса учителя!

Жанна Валерьевна говорит, что, благодаря урокам Татьяны Дмитриевны о шедеврах Дрезденской галереи, усвоила важную заповедь учителя – рассказывай детям с интересом о том, что сам видел: тогда внимание класса тебе обеспечено. Татьяна Дмитриевна и Жанна Валерьевна часто остаются после уроков, чтобы обсудить какие-то школьные проблемы. Не получается с объяснением нового материала у Жанны – наставник подскажет, на чем правильнее сделать акцент, какую технологию использовать. Есть проблемы с дисциплиной – наставник считает, что чувство юмора может помочь. Жанна Валерьевна – хороший ученик, она впитывает секреты и «фишки» своего учителя и использует их в работе. Недаром ребята с нескрываемым желанием идут на уроки русского языка и литературы.

Вы, наверное, думаете, почему учитель иностранного языка стал наставником педагога русского языка и литературы? Так ведь это понятно – лингвистика, любовь к ней и бережное отношение ко всем языкам, связала Татьяну Дмитриевну и Жанну Валерьевну очень прочными нитями. Методика преподавания иностранного языка мало чем отличается от методики преподавания русского.

Татьяна Дмитриевна и Жанна Валерьевна разработали совместный проект «Новый год шагает по планете» и реализуют его уже два года, делясь знаниями о праздновании нового года в различных странах. И ученики, поверьте, лучше усваивают новую лексику английского языка и правописание русского перевода.

Жанна Валерьевна, как и многие молодые педагоги, очень неплохо разбирается в современных компьютерных технологиях, работает информационным специалистом на ЕГЭ. Своими знаниями она делится с наставником. Вот недавно Жанна прошла обучение использованию кейс-технологии, которая объединяет метод проектов и ситуативный анализ, и теперь применяет её на практике. Татьяна Дмитриевна, побывав на уроке у коллеги, попросила Жанну рассказать о технологии подробнее и подсказать, как можно эту инновацию внедрить и на уроках иностранного языка. Сразу вспомнишь знаменитое обращение В.А. Жуковского А.С. Пушкину – «Победителю-ученику от побежденного учителя!».

В прошлом учебном году Жанна Валерьевна Кузнецова аттестовалась на первую квалификационную категорию, и в этом большая заслуга Татьяны Дмитриевны Куренковой. Мы желаем нашим коллегам творческого сотрудничества, которое приведет их к новым достижениям.

Козлова Марина Ивановна

 

 

 


Наставничество как искусство, а наставник как искусник 2023 год – год педагога и наставника – это известно всем

Наставничество как искусство, а наставник как искусник 2023 год – год педагога и наставника – это известно всем

Поэтому всем было ясно: Татьяна

Поэтому всем было ясно: Татьяна

Жанна Валерьевна – хороший ученик, она впитывает секреты и «фишки» своего учителя и использует их в работе

Жанна Валерьевна – хороший ученик, она впитывает секреты и «фишки» своего учителя и использует их в работе

Наставничество как искуство - наставник как искусник

Наставничество как искуство - наставник как искусник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023