НАСТАВНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГВЭ.
Снимщикова С.И.,
учитель математики,
ГБОУ «Белгородский инженерный
юношеский лицей-интернат
Белгородская область, г.Белгород
Наставничество педагога при подготовке к школьным выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. Это определяет основную задачу педагога по работе с детьми-инвалидами , особых категорий, то есть с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная задача несет в себе создание благоприятных условий для обучения, развития и возможности итоговой проверки знаний и получения аттестата обучающихся. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.
У меня сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации. Считаю, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГВЭ обеспечивает повышение эффективности и качества результатов экзамена. Под комплексным подходом понимаю целенаправленное сотрудничество учителя-предметника и обучающихся
Основные виды деятельности.
Организация информационной работы (в форме инструктажа учащихся):
•правила поведения на экзамене;
•правила заполнения бланков;
• нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ГВЭ.
•пробные внутри школьные экзамены ГВЭ.
Аналитическая работа
Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с 2022 годом.
Распределение заданий КИМ по уровням сложности.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задания по теории вероятности , чтение графиков функций), а также задания,практико -ориентированные, связь с другими предметами, например, по физике, много прикладных, «жизненных» задач.
Для успешной сдачи ГВЭ обучающимся 11 классов необходима мотивация.Так, в вопросе о поддержке мотивации к обучению у учащегося с ОВЗ, которая, как и познавательная активность ребенка, формируется, в первую очередь, учителя используют методики работы с детьми с ограниченными возможностями , данные методики позволяют свести к минимуму основные проблемы работы с учащимися с ОВЗ в современной школе: ученик с ОВЗ должен научиться принимать решения, проявлять инициативу и не бояться совершать ошибки, быть уверенным в своих силах и возможностях. Поэтому учителю математики необходимо учитывать, что подготовка обучающегося с ОВЗ к экзамену в форме ГВЭ базируется не столько на разборе и проработке самих заданий, сколько на отрабатывании с учащимся основных математических методов и навыков. Зачастую они не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много ребят со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться. Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, к низким показателям результатов сдачи государственного выпускного экзамена. Поэтому учеников необходимо заинтересовать результатом экзамена.
При подготовке к ГВЭ следует знать специфику детей инвалидов и уровень знаний по предмету.Для работы по подготовке к ГВЭ всех учащихся я разделила на 2 группы , перед каждой поставила свои задачи.
1 группа |
2 группа |
Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». |
Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями. |
Задачи: |
|
1) должны знать теорию; 2) научиться решать все типы заданий базового уровня; 3) на контрольных работах, пробниках решать самостоятельно
|
1) должны знать всю теорию; 2) научиться решать все типы заданий любой темы разными способами; 3) уметь объяснять, почему так решаешь; 4) уметь решать задачи на уравнения, проценты, неравенства; 5) знать теорию геометрии и уметь решать задания с10 по 14. |
На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения Кимов. Знакомлю с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем вместе , с полным объяснением и записью на доске, решаем несколько тестов (1 часть). При этом стараюсь знакомить с тем, как правильно понять задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Стараюсь с каждым отработать навыки решения этих заданий.
Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из Кимов.
На протяжении второго полугодия решаем из сборника Кимов: 4- 5 заданий из варианта или несколько заданий из этого сборника по новой теме. Те задания, которые вызвали затруднения, разбираем на уроке.
В контрольные и тестовые работы включаю задания из открытого банка задач. Обязательно добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда работу над ошибками приходиться выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).
В сборниках для подготовки к ГВЭ есть много заданий по определённой теме, например, «Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение — это тематические тесты.
Повторение теоретического материала на обобщающих уроках с применением компьютерных технологий. В работе использую свои разработки и разработки, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:«Сдам ГИА: Решу ЕГЭ», «Открытый банк математических заданий», «ФИПИ».https://www.mathedu.ru/, Cистематические повторения учебного материала начинаем со второго полугодия (третья и четвертая четверти.)Итоговое повторение можно построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене. Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ГВЭ (прошлых лет и новые с геометрическим материалом).Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-lain, а также работы, размещённые на сайте Решу ГВЭ.
Систематическая работа по заполнению бланков. С заполнением бланков возникает много проблем , поэтому, чем раньше обучающиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении. На этих занятиях разбираем все ошибки, которые были допущены при выполнении диагностических работ. Обращаю внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают десятичную или неправильную дробь и т.д., ответы в тетрадях и на доске записываем в клеточках.
Решение большого числа тестов. Отработка тестовых технологий. С конца третьей четверти на уроках, на дополнительных занятиях и дома можно раздать для отработки навыков большое количество тестов, желательно разные варианты. Ответы затем проверить и те задания, в которых была допущена ошибка, разобрать подготовку решения заданий второй части можно начать со второго полугодия(четвертой четверти.)
Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт желаемый результат.
По итогам выше сказанное, можно сделать следующие выводы, что положительная динамика при изучении математики и сдачи ГВЭ происходит за счет грамотного и внимательного включения учителем методов в работу при подготовке к экзамену, хорошо организованной работы учащихся, активного внедрение новейших технологий, таких как интерактивное обучение, информационно-коммуникативные технологии, а так же некоторые приемы и методики из индивидуальных учебных занятий, интегрированного и ориентированного обучения. Хорошие результаты ГВЭ по математике позволят выпускникам успешно решить свои жизненные планы, применение полученных знаний поможет рационально и правильно их использовать.
Список литературы:
1. Борисова Н. В. Особенности подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ для участников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов.//rosuchebnik.ru›upload/iblock/802/….//pdf
2. Варанкина Ю. С. Педагогический проект «Готовим детей с ОВЗ к государственной итоговой аттестации по математике». URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/304217-pedagogicheskij-proekt-po-temegotovim-detej-
3. Гладких Ю. П., Козлова Н. Н., Костина И. Б. Методика подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к ГВЭ по математике // Сборник научных трудов по материалам XIII Международной научно-практической конференции. - 2019. -. 47–53с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.