Наставничество педагога при подготовке к ГВЭ

  • Документация
  • docx
  • 25.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Метод подготовки обучающихся к экзаменам
Иконка файла материала Наставничество педагога при подготовке к ГВЭ.docx

 

 

 

НАСТАВНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГВЭ.

Снимщикова С.И.,

учитель  математики,

                                                              ГБОУ «Белгородский инженерный

юношеский лицей-интернат

                                                                                               Белгородская область, г.Белгород

Наставничество педагога при подготовке  к школьным выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс.  Это определяет основную задачу педагога по работе с детьми-инвалидами , особых  категорий, то есть с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная задача несет в себе создание благоприятных условий для обучения, развития и возможности итоговой проверки знаний и получения аттестата обучающихся.   И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.

У меня сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации. Считаю, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГВЭ обеспечивает повышение эффективности и качества результатов экзамена. Под комплексным подходом понимаю целенаправленное сотрудничество учителя-предметника  и обучающихся

Основные виды деятельности.

Организация информационной работы (в форме инструктажа учащихся):

•правила поведения на экзамене;

•правила заполнения бланков;

• нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ГВЭ.

•пробные внутри школьные экзамены ГВЭ.

Аналитическая работа

Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с 2022 годом.

Распределение заданий КИМ по уровням сложности.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.

Существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задания по теории вероятности , чтение графиков функций), а также задания,практико -ориентированные, связь с другими предметами, например, по физике, много прикладных, «жизненных» задач.

Для успешной сдачи ГВЭ обучающимся 11 классов необходима мотивация.Так, в вопросе о поддержке мотивации к обучению у учащегося с ОВЗ, которая, как и познавательная активность ребенка, формируется, в первую очередь, учителя используют методики работы с детьми с ограниченными возможностями , данные методики позволяют свести к минимуму основные проблемы работы с учащимися с ОВЗ в современной школе: ученик с ОВЗ должен научиться принимать решения, проявлять инициативу и не бояться совершать ошибки, быть уверенным в своих силах и возможностях. Поэтому учителю математики необходимо учитывать, что подготовка обучающегося с ОВЗ к экзамену в форме ГВЭ базируется не столько на разборе и проработке самих заданий, сколько на отрабатывании с учащимся основных математических методов и навыков. Зачастую они не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много ребят со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться. Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, к низким показателям результатов сдачи государственного выпускного экзамена. Поэтому учеников необходимо заинтересовать результатом экзамена.

При подготовке к ГВЭ следует знать специфику детей инвалидов и уровень знаний по предмету.Для работы по подготовке к ГВЭ всех учащихся я разделила на 2 группы , перед каждой поставила свои задачи.

1 группа

2 группа

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3».

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями.

Задачи:

 

1) должны знать  теорию;

2) научиться решать все типы заданий базового уровня;

3) на контрольных работах, пробниках решать самостоятельно

 

1) должны знать всю теорию;

2) научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;

3) уметь объяснять, почему так решаешь;

4) уметь решать задачи на уравнения, проценты, неравенства;

5) знать теорию геометрии и уметь решать задания с10 по 14.

На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения Кимов. Знакомлю с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем вместе , с полным объяснением и записью на доске, решаем несколько тестов (1 часть). При этом стараюсь знакомить с тем, как правильно понять задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Стараюсь с  каждым  отработать навыки решения этих заданий.

Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из Кимов.

На протяжении второго  полугодия решаем  из сборника Кимов: 4- 5 заданий из варианта или несколько заданий из этого сборника по новой теме. Те задания, которые вызвали затруднения, разбираем на уроке.

В контрольные и тестовые работы включаю задания из открытого банка задач. Обязательно добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда работу над ошибками приходиться выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).

В сборниках для подготовки к ГВЭ есть много заданий по определённой теме, например, «Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение — это тематические тесты.

Повторение теоретического материала на обобщающих уроках с применением компьютерных технологий. В работе использую свои разработки и разработки, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:«Сдам ГИА: Решу ЕГЭ», «Открытый банк математических заданий», «ФИПИ».https://www.mathedu.ru/, Cистематические повторения учебного материала начинаем со второго  полугодия (третья и четвертая четверти.)Итоговое повторение можно построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене. Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ГВЭ  (прошлых лет и новые с геометрическим материалом).Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-lain, а также работы, размещённые на сайте Решу ГВЭ.

Систематическая работа по заполнению бланков. С заполнением бланков возникает много проблем , поэтому, чем раньше обучающиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении. На этих занятиях разбираем все ошибки, которые были допущены при выполнении диагностических работ. Обращаю внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают десятичную или неправильную дробь и т.д., ответы в тетрадях и на доске записываем в клеточках.

Решение большого числа тестов. Отработка тестовых технологий. С конца третьей четверти  на уроках, на дополнительных занятиях и дома можно раздать для отработки навыков большое количество тестов, желательно разные варианты. Ответы затем проверить и те задания, в которых была допущена ошибка, разобрать подготовку решения заданий второй части можно начать со второго полугодия(четвертой четверти.)

Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт желаемый результат.

По итогам  выше сказанное, можно сделать следующие выводы, что положительная динамика при изучении математики  и сдачи ГВЭ происходит за счет грамотного и внимательного включения учителем методов в работу при подготовке к экзамену,  хорошо организованной работы учащихся, активного внедрение новейших технологий, таких как интерактивное обучение, информационно-коммуникативные технологии, а так же некоторые приемы и методики из индивидуальных учебных занятий, интегрированного и ориентированного обучения. Хорошие результаты ГВЭ по математике позволят выпускникам успешно решить свои жизненные планы, применение полученных знаний поможет  рационально и правильно их использовать.

Список литературы:

1. Борисова Н. В. Особенности подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ для участников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов.//rosuchebnik.ru›upload/iblock/802/….//pdf

2.  Варанкина Ю. С. Педагогический проект «Готовим детей с ОВЗ к государственной итоговой аттестации по математике». URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/304217-pedagogicheskij-proekt-po-temegotovim-detej-

3. Гладких Ю. П., Козлова Н. Н., Костина И. Б. Методика подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к ГВЭ по математике // Сборник научных трудов по материалам XIII Международной научно-практической конференции. - 2019. -. 47–53с.         


 

Скачано с www.znanio.ru