Наставничество педагогических работников
Оценка 4.6

Наставничество педагогических работников

Оценка 4.6
docx
08.06.2024
Наставничество педагогических работников
Наставничество педагогических работников.docx

НАСТАВНИЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

(лучшие практики)

             В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных       в нацпроекте            «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель        будущего»,     «Социальные  лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности: предприятия различных форм собственности, предпринимательство, социальную сферу, государственную службу и, безусловно, образование.

           Наставничество в образовании — важнейшее условие в профессиональном становлении, в повышении педагогического мастерства.

           Наставничество сегодня и популярный тренд, и осознанная необходимость. Именно Наставничество, по нашему мнению, является той формой взаимодействия в системе «Учитель-Учитель», которая поможет профессиональному становлению и развитию педагога и его продвижению к вершинам мастерства.

           Форма наставничества - это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией. В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы наставничества, могут быть выделены пять: «ученик ученик»; «учитель   —   учитель»;   «студент   —   ученик»;    «работодатель   —   ученик»; «работодатель студент». Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.

ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ»

          Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку. В 2020 году на методическом совете (Протокол № 1 от 30.08.2021г.) было утверждено Положение о Наставничестве (Приложение 1).

          Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание внутри образовательной организации комфортной профессиональной среды, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

          Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым можно выделить следующие: способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентировать начинающего педагога на творческое использование в своей деятельности передового педагогического опыта; прививать молодому специалисту в целях его закрепления в образовательной организации интерес к педагогической деятельности; ускорить процесс профессионального становления педагога; сформировать сообщество образовательной организации (как часть педагогического).

          Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых и новых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Наставляемые педагоги получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

          Среди оцениваемых результатов отмечаются следующие: повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния; рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации); качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах (группах); сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами; рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик и т.д.).

ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ

Наставник

          Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного сообществ. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для реализации различных задач возможно выделение двух типов наставников. Наставник-консультант создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого- педагогических и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста. Наставник- предметник — опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

Наставляемый

          Молодой специалист, имеющий малый опыт работы от 0 до 3 лет, испытывающий трудности в организации учебного процесса, во взаимодействии с обучающимися, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРОГРАММЫ

          Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель учитель» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника. Учитывая опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть: взаимодействие «опытный педагог — молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы; взаимодействие «лидер педагогического сообщества педагог, испытывающий

проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив; взаимодействие «педагог-новатор консервативный педагог», в рамках которого, возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями; взаимодействие «опытный предметник — неопытный предметник», в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т. д.).

 

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

           Форма наставничества «учитель — учитель» может быть использована как часть реализации программы повышения квалификации в организациях, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и образовательным программам среднего профессионального образования. Отдельной возможностью реализации программы наставничества является создание широких педагогических проектов для реализации в образовательной организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого учителя, серия семинаров, разработка методического пособия.

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

           На современном этапе наставничество является стратегически значимым элементом системы развития кадров. В открытых источниках информации появилось описание разнообразных моделей наставничества, используемых как в российской, так и в зарубежной практике.

           Наиболее интересными моделями, на наш взгляд, которые могут быть использованы в практической деятельности при организации наставничества, являются:

традиционная модель наставничества (или наставничество «один на один»). Это взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим сотрудником в течение определенного периода времени (3-6-9-12 месяцев). Разновидностью этой модели является ситуационное наставничество (от англ. Situational Mentoring), подразумевающее предоставление наставником необходимой помощи всякий раз, когда подопечный нуждается в указаниях и рекомендациях.

          Практика показывает, что программы развития молодых сотрудников с высоким потенциалом в сочетании с такой моделью наставничества не только позволяют более полно раскрыть их способности, но и содействуют удержанию будущих лидеров организации.

       краткосрочное или целеполагающее наставничество (от англ. Short- Term or Goal-Oriented Mentoring). Наставник и подопечный встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Подопечный должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей. Проблема здесь состоит в нехватке личного общения, поэтому данная модель не подходит для молодых специалистов, нуждающихся в более тесном взаимодействии с наставником, но может быть с успехом применена, если подопечный уже имеет опыт работы и его развитие может быть переведено в область саморазвития.

      скоростное наставничество (от англ. Speed Mentoring) это однократные встречи сотрудников с наставником более высокого уровня с целью построения взаимоотношений с другими людьми, объединенными общими проблемами и интересами. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник подопечный» («равный равному»).

      Групповое флэш-наставничество наставник работает в паре с небольшой группой подопечных. Эта техника может быть реализована как групповое скоростное наставничество Флэш-наставничество (от англ. Flash Mentoring) это новая концепция наставничества, описанная в обзоре независимого агентства по управлению персоналом при Правительстве США. Суть состоит в следующем. Сотрудники, желающие выступить в роли наставника, должны участвовать в короткой, не более часа, встрече с потенциальными подопечными, в ходе которой наставники могут поделиться своим жизненным опытом по построению карьеры и дать некоторые рекомендации. После этой встречи ее участники решают, хотели бы они продолжить отношения наставничества или нет. Наставники и подопечные подбираются практически без критериев. Если обе стороны видят перспективу сотрудничества, они приступают к реализации программы наставничества. Флэш-наставничество имеет различные модификации. Например, стандартная сессия флэш-наставничества предполагает одноразовую встречу, лично или с помощью телекоммуникационных технологий, между более опытным (наставник) и менее опытным сотрудником (подопечный), которая может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. Последовательное флэш-наставничество: подопечный работает с двумя и более наставниками, с каждым из которых он имеет серию одноразовых встреч, например, еженедельно в течение месяца. Скоростное флэш-наставничество это разновидность последовательного флэш-наставничества, когда наставники и их подопечные встречаются лишь на несколько минут, а затем, сразу же после этого, переходят к другому наставнику/подопечному и т.д. Групповое флэш- наставничество наставник работает в паре с небольшой группой подопечных. Эта техника может быть реализована

      Виртуальное наставничество как групповое скоростное наставничество.

           Виртуальное наставничество (от англ. Virtual Mentoring) предполагает использование информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, развития и оценки талантов, онлайн-сервисы социальных сетей и сообществ практиков в системе развития персонала. Мировые исследования участников виртуальной программы наставничества показало значительные изменения в восприятии ценности таких программ для наставляемых, которые теперь в большей степени ориентированы на обмен знаниями, чем на поощрение и поддержку со стороны наставника. Участники исследования отметили, что виртуальное наставничество, являясь частью процесса развития, может помочь построению карьеры, позволяет использовать больше учебных ресурсов для освоения новых знаний и навыков, обеспечивает постоянное и творческое общение, использование социальных сетей для привлечения других специалистов и получения разнообразной информации, делая программу наставничества доступной для широкого круга сотрудников.

Реверсивное наставничество

         Реверсивное наставничество (от англ. Reverse Mentoring), подобно традиционному наставничеству, предполагает взаимодействие между двумя сотрудниками. При этом опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего по этим параметрам сотрудника, который считается его наставником по вопросам новых тенденций, технологий и т. д.

Такая модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных технологий и интернет-коммуникаций.

Саморегулируемое наставничество

          Саморегулируемое наставничество (от англ. Self-Directed Mentoring) подразумевает совершенно иной подход. Основное отличие данной модели от традиционной состоит в том, что ни наставники, ни их подопечные не подбираются специально, а опытные сотрудники добровольно выдвигают себя в список наставников. Очевидным преимуществом этой модели является то, что в этот список попадают только те, кто действительно имеет желание принять эту трудную и ответственную роль.

 

Командное наставничество

          Командное наставничество (от англ. Team Mentoring) помогает в короткие сроки осуществить подготовку ближайших преемников руководителей. Два или более наставников работают вместе или по отдельности с одним подопечным или с группой, чтобы помочь достичь определенных целей развития, охватывая существенные практические аспекты управленческой деятельности.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

           Общеизвестно, что, если более опытные сотрудники берут шефство над новичками, проблемы адаптации последних в коллективе не возникает. Как сделать процесс передачи ценных знаний и умений более эффективным и управляемым, какие инструменты наставничества используются в наше время, какие ошибки подстерегают тех, кто начал внедрять их?

 

 

          Особенности обучения взрослых людей

Как научить чему-либо взрослого человека, как передать ему знания? Люди учатся на своем опыте и собственных переживаниях, что напрямую связано с мотивацией.

 


           Проблема многих новых сотрудников заключается в том, что они хотят работать, но не обладают достаточными умениями. Цель наставничества помочь молодому специалисту «перейти в квадрат» «Могу, хочу», то есть при имеющемся желании предоставить ему и возможности для продуктивной деятельности.

Рассмотрим рис.1. «Готовность молодого специалиста к работе».

1               ситуация «Не могу — не хочу». Человек не обладает навыками и, более того, не мотивирован. Для того чтобы включить его в деятельность, необходимо сначала замотивировать его. Иначе вы столкнетесь с непреодолимым барьером защиты.

2               ситуация «Не могу — хочу». Человек мотивирован, поэтому открыт к получению новых знаний, он находится в состоянии обучения. Здесь важно поэтапно построить схему работы с сотрудником: как и чему вы будете его обучать. Также помните, что для формирования любого навыка, нужен 21 день.

3               ситуация «Могу хочу». Ситуация, в которой разумно развивать горизонтальную карьеру сотрудника. Он уже обладает необходимыми знаниями и умениями. Ему нужно поднимать «планку цели» и расширять зоны мастерства.

4               ситуация «Могу — не хочу». Человек находится в состоянии протеста, некого саботажа. Необходимо выяснить, в чем причина де-мотивации. Возможно, необходимо наделить работу новым смыслом.

Обучение нового сотрудника может происходить спонтанно (если он, например, наблюдает за работой своего коллеги) или намеренно (если он записывается на курсы и получает новые знания). Приобретая опыт, работник сознательно или бессознательно рефлексирует, делает выводы, а при выполнении нового задания планирует и выполняет уже другие действия. Это, в свою очередь, приводит к получению нового опыта, и цикл возобновляется. Таким образом, обучение это процесс приобретения и усвоения новых знаний и навыков, проходящий четыре стадии, что необходимо учитывать при подготовке наставников.

Этот четырехступенчатый процесс представляет собой переход от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности.


 

Бессознательная               некомпетентность.               При            бессознательной некомпетентности вам неизвестно, что вы не знаете или не умеете делать чего-либо («я не знаю о том, что я не знаю»). В нашем случае новый сотрудник еще не осознал дефицит собственной компетентности. Так, ребенок при путешествии с родителями в машине осознает факт путешествия, но не понимает при этом, что он не умеет водить, то есть остается в неведении насчет собственной некомпетентности.

Осознанная некомпетентность. При осознанной некомпетентности сотрудник приобретает «знание о своем незнании». Обычно это происходит при появлении желания совершить новое действие. Так, подросток, не умеющий водить машину, постоянно вынужден просить кого-нибудь, чтобы его подвезли, и остро переживает свою некомпетентность. В случае с работником это может быть, например, его желание сделать обложку для журнала при понимании того, что знания программы Photoshop ему не хватает.

Осознанная компетентность. Для того чтобы стать осознанно компетентным, работнику нужно пройти обучение. Часто на этой стадии сотрудник в точности копирует действия своего наставника. Например, новичок вспоминает, как опытный дизайнер делал макет обложки журнала, то есть осознает, что «знает о том, что знает». Так, успешно закончив курсы и получив права, начинающий водитель все еще будет шептать себе: «Зеркало, сигнал, поворот», то есть осознанно управлять машиной, контролируя каждое действие.

Бессознательная компетентность. При бессознательной компетентности сотрудник совершает определенные действия так часто, что они становятся привычными, вырабатывается подсознательный алгоритм. Это стадия «я не знаю о том, что я знаю». Опытный дизайнер не может объяснить новому сотруднику, как создать «шедевр», он делает это по наитию. Обладая многолетним опытом вождения, вы управляете машиной «на автомате». Ведя ее, вы не анализируете скрупулезно свои действия, так как ими руководит ваше подсознание.

Когда человек учится водить автомобиль, эти четыре стадии можно проследить наглядно: с помощью инструктора по вождению человек проходит стадии сознательной некомпетентности и сознательной компетентности. Обучение можно ускорить путем сознательного повторения цикла либо также с помощью инструктора, чтобы прийти к улучшению вождения через вторую и третью стадии, либо самостоятельно в процессе тренировок.

Ошибка. Наставник не умеет передать опыт, не может разъяснить новому сотруднику алгоритм действий, т. к. сам находится в стадии бессознательной компетентности. Он как гениальный художник, который говорит подмастерью

«учись», но сам не помогает, не может объяснить, что и как нужно делать.

 

 

Правило. Для того чтобы быть наставником, необходимо вернуться из стадии бессознательной компетентности в стадию осознанной компетентности.

Формулировка цели

Цель — это образ результата. Именно от наставника зависит, сможет ли он просто и ясно донести цель до обучаемого и вдохновить подопечного на ее достижение. Недостижимых целей нет, но есть взаимоисключающие критерии их достижения, которых следует избегать. Возьмем за основу постановки целей SMART. Само слово smart в переводе на русский означает «умный», а результаты работы должны быть:

ü    конкретными (specific),

ü    измеримыми (measurable),

ü    достижимыми (attainable),

ü    значимыми (relevant),

ü    соотносимыми с конкретным сроком (time-bounded).

Таким образом, правильная постановка цели означает, что она также конкретна, измерима, достижима, значима и должна быть достигнута к конкретному сроку.

Рассмотрим каждый критерий цели.

Конкретная и позитивно сформулированная цель.

Неправильно: «Сделай мне макет обложки, только не красное на черном».

Правильно: «Сделай три варианта макета по шаблону А». Негативно сформулированная цель «не делай» указывает на то, чего нужно избежать, а не на то, чего нужно достичь. Подсознание не воспринимает частицу «не», а слышит команду «красное на черном», поэтому, формулируя цель по принципу «не делай так», вы как наставник рискуете получить прямо противоположный результат.

Измеримая цель

Как измерить цель? Она должна быть выражена в штуках, в листах, в процентах, в рублях и т. д. Например, «три макета по шаблону А» — это пример верно сформулированных критериев, указание на то, что и как делать.

Неправильно: «Копай от забора и до обеда».

Правильно: «Каждый день   вы должны    провести переговоры с тремя клиентами».

Достижимая цель

Сам наставник при постановке цели должен быть уверен, что она достижима и речь не идет о вере в удачу или чудо. Цель должна быть не слишком простой, иначе не будет мотивации для ее достижения, в то же время слишком сложная цель может напугать неуверенного обучаемого. Она должна подходить под описание

«трудно, но выполнимо», бросать вызов обучаемому (challenge). То есть ее следует ставить с учетом индивидуальных особенностей, чуть ниже предела возможностей обучаемого. Уровень сложности будет постепенно повышаться.

Неправильно: дать неопытному работнику слишком сложную задачу.

Правильно: дать задачу чуть сложнее, чем обучаемому уже приходилось решать.

Цель, соотносимая с конкретным сроком.

Неправильно: «Сделай макет, ну, давай к концу месяца». Правильно: «Сделай макет к 20 августа».

Значимая цель

Цель должна мотивировать обучаемого. Нужно сформулировать ее так, чтобы цель стала его собственной. Наставник, как правило, не может прямо указывать, командовать, в его распоряжении только приемы нематериальной мотивации.

Неправильно: «Сделай этот макет, он мне нужен».

Правильно: «Сделаешь этот макет, и у тебя будет возможность заявить о себе в команде наших дизайнеров».

Ошибка. Наставник неправильно формулирует цель для обучаемого. Правило. Соотносите цель с критериями SMART

Как направлять подопечного в процессе обучения

           Содержание и порядок вопросов позволяют наставнику активно управлять     диалогом.     Необязательно     использовать     все,      наставнику следует выбрать три-пять ключевых вопросов по своему усмотрению

 

Этап

Пример вопроса

Польза вопроса

 

1.             Осознание

 

От кого и чего зависит на данный

 

Позволяет         обучаемому

 

ситуации

и

момент развитие событий?

 

осознать

 

личную

имеющихся

ре-

На что   именно,   как   и   в   какой

 

ответственность,

 

сурсов

 

степени влияете лично вы?

 

обозначить

зоны

своей

 

 

 

 

компетентности.

 

 

2.             Осознание возможностей          и препятствий

             Что вы можете сделать, и какие возможны препятствия?

              Какие условия были бы иде- альны для достижения цели?

              Как вы можете повлиять на появление           благоприятных           и нейтрализацию неблагоприятных

условий?

              Психологическая подготовка        к      препят- ствиям.

             Обучаемый заранее готовится к тому, как будет справляться с трудностями, если та-ковые возникнут.

 

3.            Разработка плана действий

              Что,    когда,    кому    и    в    какой последовательности                   следует делать для реализации наме- ченного?

             Для достижения цели: что нужно делать обязательно, что желательно, а без чего можно

обойтись?

Обучаемый учится:

-       отделять        значимые критерии от незначимых;

-      планировать работу и время;

-      самостоятельно определять               уровень своего мастерства

 

              Кто будет отвечать за каждый этап?

              Когда должны быть реали- зованы действия на каждом этапе?

              Какие                  дополнительные средства и помощь понадобятся на каждом этапе?

             Что будет свидетельствовать о возможности         продвижения         на следующий этап?

             (т.е.               понимать, сколько        времени        ему понадобится        для         за- вершения        работы);        - работать в команде.

 

4.    Окончательная проработка

             Что     еще      требует      дополни- тельного уточнения?

              Какие существуют варианты?

             Обучаемый учится творческому подходу к решению любой задачи.

              В чем могут состоять прин- ципиально     отличные     подходы     к

задаче?

 

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ

           Умение предоставлять эффективную обратную связь — один из важнейших навыков наставника, это представление полной картины действий обучаемого в конкретной ситуации. Важными составляющими этого процесса также являются анализ эффективности его действий и обсуждение возможных способов ее повышения в будущем. Для наставника велика опасность раскритиковать обучаемого, именно поэтому существуют правила обратной связи. «Вася, ты неправильно сделал» — это не обратная связь, ведь обучаемый не знает, что именно он сделал неправильно и что хотел бы видеть наставник.

           Обратная связь — это методика бесконфликтной критики, направленной на то, чтобы собеседник сам захотел изменять свое поведение.

Выделяют три этапа обратной связи:

- описание ситуации, о которой предоставляется обратная связь;

- описание своего отношения к этой ситуации и её последствий;

- пожелания по поводу дальнейших результатов действий собеседника в аналогичных ситуациях, способы повышения эффективности работы.

               Принципы обратной связи

               Можно выделить следующие принципы предоставления обратной связи.

Сбалансированность, позитивная направленность

            Обучаемый должен почувствовать, что обратная связь помогает ему учиться. Если она будет слишком критичной, он может внутренне отвергнуть ее, если слишком хвалебной, то это может быть воспринято как опека, что тоже может вызывать отторжение.

           Обратная связь должна сочетать в себе описание положительных моментов и «точек роста» для обучаемого. Соблюдение баланса состоит в том, чтобы сделать обратную связь приемлемой для обучаемого, воодушевить его на профессиональный и личностный рост.

 Конкретность

           Обратная связь — это не дискуссия о том, сказал или не сказал обучаемый что-либо, сделал или не сделал. Наставник всегда должен обращаться к конкретному факту или действию. Избегайте обобщающих фраз типа «вы всегда...», «вы склонны...» и др.

            Обратная связь касается того, что было сказано, сделано и как, но не почему. Догадки о чьих-то мотивах привносят атмосферу недоверия и враждебности в беседу. Пример конкретного отзыва: «Вы вчера провели исследование по методу АВС, а я просил по принципу градиента».

            Примеры некоторых некорректных высказываний.

 

Часто  используемые

высказывания

Некорректность        высказываний

при обратной связи

    «Отчет написан по плану, как мы и   обсуждали.          Учтены      все       три важных       критерия,       а      вот      над четвертым критерием нужно поработать. Согласен со мной?»

Нет конкретики.

Конкретность   позволяет   улучшить работу, понять, что получилось, а над чем нужно еще потрудиться

               «Молодец!»

 

               «Отлично»

Наставляемый не понимает, что именно было сделано хорошо, что у него уже получается

               «Ерунда получилась!»

               «Ну, кто так делает?»

Наставляемый не знает, какие ошибки он совершил, над чем именно ему работать

               «Ага...»

 

               «Нормально...»

Молодой педагог остается в неведении относительно       того,      как     и     в     каком направлении ему развиваться дальше

           Направленность на поведение, безоценочность

           Предоставляя обратную связь, следует концентрировать внимание на поведении, а не на личности как таковой. Нам следует говорить о том, что люди делают, а не о том, что мы о них думаем. Таким образом, мы можем сказать кому- то, что он «говорил больше всех остальных во время собрания», вместо того чтобы сказать «ты излишне болтлив». Первая фраза оставляет место для изменений, в то время как вторая просто оценка черты характера. Наличие оценки в высказывании снижает объем восприятия информации и вызывает сопротивление сказанному. После фразы «Маша, ты плохая помощница мне в этом проекте» человек может психологически «закрыться» и не воспринять, что именно было сделано не так. Нам нужно включить обучаемого в процесс, а не выключить его критикой.

            Своевременность

            «Дорога ложка к обеду». Принцип положительного подкрепления один из ключевых в обучении, и вовремя предоставить обратную связь — это лучшее, что может сделать наставник: «Сегодня ты сделал всю работу на отлично». Хуже всего, когда наставник лишь неделю спустя вспоминает, что, например, сделанный Васей макет произвел на него впечатление.

            Активность

             Лучше всего человек обучается, когда сам отвечает на поставленные вопросы. Дайте ему шанс исправить ошибки самостоятельно: «Как ты думаешь, на сколько ты сделал свою работу, на 100 %? А что можно было бы здесь сделать по- другому? Есть какие-то варианты?»

Школа Молодого Педагога (приложение 2) 
Школа Успешного Руководителя (приложение 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сетевое наставничество ШНОР/ШНСУ 
(приложение 5) 
Индивидуальное тьюторское сопровождение в рамках РМО 
(приложение 4) 
.

 

В течение последних двух лет широкое применение получили различные модели наставничества. Их результативность можно ранжировать следующим образом:

ü  Традиционная модель наставничества (все направления).

ü  Краткосрочное или целеполагающее наставничество (педагоги, отработавшие в ОО более 3-х лет, но имеющие профессиональные дефициты).

ü  Скоростное наставничество и командное (школа молодого руководителя).

ü  Групповое      флэш-наставничество       (узкопрофильные       темы     внутри     РМО: объективность оценивания ОР; формирование ФГ; подготовка к ГИА и др.).

ü  Виртуальное наставничество (активно используется в последние годы для проведения он-лайн обучающих семинаров).

ü  Реверсивное наставничество (молодые педагоги выступают в роли наставников для возрастных педагогов, педагогов ДОУ по вопросам новых тенденций, информационных технологий, социальных сетей).

           Сейчас мы работаем над изучаем и внедряем в практику саморегулируемого наставничества. Именно за этой моделью, на наш взгляд, будущее наставничества как эффективной формы взаимодействия и верный путь к вершинам профессионального мастерства.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.                  Указ Президента РФ от 02.03.2018 г. №94 «Об учреждении знака от-

личия «За наставничество». URL: https://clck.ru/QWQX4.

2.                  Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://clck.ru/QWQYs.

3.      Федеральный Закон РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе- дерации», ст. 28, 47, 48. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru.

4.       Методология     (целевая     модель)     наставничества     обучающихся                        для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. URL: https://goo.su/1yhG.

5.      Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,   осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего   профессионального   образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. URL: https://clck.ru/QWQbY.

6.      Национальный проект «Образование»: «Молодые профессионалы», «Учитель Будущего». URL: https://projectobrazovanie.ru.

7.       Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». URL: https: //clck.ru/QWQZt.


 


 

Скачано с www.znanio.ru

НАСТАВНИЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

НАСТАВНИЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ Наставник

ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ Наставник

На современном этапе наставничество является стратегически значимым элементом системы развития кадров

На современном этапе наставничество является стратегически значимым элементом системы развития кадров

Мировые исследования участников виртуальной программы наставничества показало значительные изменения в восприятии ценности таких программ для наставляемых, которые теперь в большей степени ориентированы на обмен знаниями,…

Мировые исследования участников виртуальной программы наставничества показало значительные изменения в восприятии ценности таких программ для наставляемых, которые теперь в большей степени ориентированы на обмен знаниями,…

Проблема многих новых сотрудников заключается в том, что они хотят работать, но не обладают достаточными умениями

Проблема многих новых сотрудников заключается в том, что они хотят работать, но не обладают достаточными умениями

Бессознательная некомпетентность

Бессознательная некомпетентность

Формулировка цели Цель — это образ результата

Формулировка цели Цель — это образ результата

Содержание и порядок вопросов позволяют наставнику активно управлять диалогом

Содержание и порядок вопросов позволяют наставнику активно управлять диалогом

Обратная связь — это методика бесконфликтной критики, направленной на то, чтобы собеседник сам захотел изменять свое поведение

Обратная связь — это методика бесконфликтной критики, направленной на то, чтобы собеседник сам захотел изменять свое поведение

После фразы «Маша, ты плохая помощница мне в этом проекте» человек может психологически «закрыться» и не воспринять, что именно было сделано не так

После фразы «Маша, ты плохая помощница мне в этом проекте» человек может психологически «закрыться» и не воспринять, что именно было сделано не так

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1

Наставничество педагогических работников

Наставничество педагогических работников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2024