Зотова Рита Ямилевна, учитель математики
МБОУ СШ №12 , г. Сургут 2022
НАСТАВНИЧЕСТВО в исследовательской деятельности учащихся
В указе президента РФ Владимира Владимировича Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов по 12 основным направлениям, одним из которых является создание условий для развития наставничества. На сегодняшний день в системе образования появляется множество новейших методов, меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, одной из которых является технология наставничества.
Актуальность нашей темы
в том, что при выполнении учащимися исследовательских проектов, мы сталкиваемся с рядом вопросов, которые необходимо решать:
- как организовать процесс исследования, чтобы инициатива исходила от самих учащихся?
- как поддержать интерес детей к тому или иному вопросу?
каким образом организовать совместную деятельность педагога и обучающихся в процессе исследования?
Как показала практика, эти задачи невозможно решить стихийно. Исследовательская деятельность должна быть педагогически организована.
Исследовательская работа учащихся интересна, прежде всего, как пример увлекательной и творческой деятельности. Юным исследователям нужно указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации. И именно этим человеком для него станет именно наставник.
Суть наставничества
Термин "наставлять" имеет значение «давая советы, учить чему-то; приводить, направлять, нацеливать и т. д. в нужном направлении; направлять"
Организация исследовательской деятельности.
ФГОС – это формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательский проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем.
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.
В работе над проектом учитель-наставник: - помогает ученикам в поиске нужных источников информации;- сам является источником;- координирует весь процесс;- поощряет учеников;- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Роль учителя-наставника при выполнении исследовательского проекта
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов
Создание системы сопровождения исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию их через наставничество (учитель-ученик)
- систематизировать исследовательскую деятельность;- выбрать методы и формы работы команды учитель-ученик;- приобрести знания и навыки, необходимые для успешного участия в разработке и реализации исследовательских работ;- развивать творческие способности учащихся через привлечение к исследовательской деятельности не просто учителя-предметника, а учителя- наставника.
Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
Наставник исследовательского обучения в настоящее время очень востребован и социальный заказ на наставничество такого вида растет в системе образования по мере внедрения проектного обучения в средней школе. Исследовательская деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
Не правильно было бы думать о том, что учитель-наставник берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных, постоянно выступая в роли наставника и опекуна. Это не так и этого нельзя допускать. Учитель-наставник должен по отношению к ученику выполнять роль вдохновителя, консультанта, научного руководителя.
Школьник, работающий над исследовательским проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем.
Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.
в проекте может выполнять роли:
- специалиста, помогающего в постановке и достижении жизненных и профессиональных целей;
- опытного советника, деятельность которого направлена на полное сопровождение проекта к поставленной цели, который обеспечивает поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны».
Наставник проектной работы с точки зрения процесса сопровождения должен:
- вести регулярные очные встречи с командой;
- быть на связи с командой, и иметь возможность оказывать ей поддержку в дистанционном режиме;
- предоставлять методические материалы, которые могут помочь подопечному в реализации проекта;
вести наблюдение за общим и индивидуальным эмоциональным фоном,
давать обратную связь;
- заполнять формы фиксации хода проекта, если таковые используются в организации;
- помогать готовиться к презентации и защите проекта и его отдельных этапов.
Роли наставника в проектной исследовательской деятельности.
- Выяснить в каком состоянии находится работа над проектом – беглый опрос (например: четыре прекрасные вопроса).
- Что достигли?
- Как плодотворно проводилась работа по проекту?
- Что получилось хорошо, а что не получилось?
- Что подопечный намерен делать? Что хочет изменить в своем подходе к работе, а что оставить как есть?
- Выявить и разобрать трудности в работе над проектом – обсуждение, ответы на вопросы.
- Показать следующий рубеж проектной работы – описание следующего шага план проекта.
- Сформулировать следующие действия работы
(до ближайшей встречи) – беглый опрос (что вы собираетесь сделать?) и рекомендации от наставника (имеет смысл сделать еще вот это и вот это?), а подопечный фиксируют свои действия в плане работы.
Роли наставника в проектной деятельности.
Этапы ИП | Обучающийся | Наставник |
Организационный этап | - определение примерной темы проекта; | -индивидуальные консультации с обучающимися; |
Постановка актуальности, гипотезы, цели и задач исследовательского проекта. | ||
Деятельностный | 1. формирование плана работы обучающегося над ИП; | |
- самооценка; | - заполнение оценочного листа; | |
Этап защиты проекта | защита проекта. | - индивидуальные консультации (по необходимости) |
Дорожная карта исследовательского проекта
https://www.canva.com/design/DAE6Za0iT_0/H8RetyoE0j_v_FQMfUXE1g/view?utm_content=DAE6Za0iT_0&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=publishsharelink
Исследовательский проект на тему «Рекурсия»
Учащийся 11 класса Савинков Владимир
Результативность
25февраля участвовал в Международной научно-практической конференции «Студенческие исследования 2022» СурГПУ;
22 апреля состоялась XXVII студенческая научно-практическая конференция «Студенчество в научном поиске» СурГПУ;
На данный момент принимает участие во Всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия»;
Имеет Сертификат о положительной оценке по разработке урока на тему: «Рекурсия».
Ценность исследовательского метода – в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через исследовательскую работу, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Есть не подтвержденная численно гипотеза, учащиеся, имеющие хорошего наставника чаще, быстрее и полнее добиваются желаемого результата.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.