«Настоящий преподаватель – всегда внимательный ученик»
Оценка 5

«Настоящий преподаватель – всегда внимательный ученик»

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
преподавание
Взрослым
03.02.2020
«Настоящий преподаватель – всегда внимательный ученик»
В настоящее время особенно важно, чтобы методика воспитания и обучения студентов не расходилась с их ценностными ориентациями, с последними достижениями науки.
НАСТОЯЩИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.doc

«Настоящий преподаватель – всегда внимательный ученик»

 

И если справедливо, как это часто

утверждают, что нельзя жить без веры,

то последняя не может быть иной,

как верой во всемогущество знания.

И.И. Мечников

 

В медицинском колледже, отвечая на вопрос преподавателя, предлагающий назвать переносчиком чумы, студент, заканчивая ответ, уверенно сказал: - И рыжие кошки. Преподаватель опешил: - Почему рыжие кошки? А серые, черные, в крапинку? И получил ответ: - Вы так сказали. - Не мог я так сказать. Вы что-то путаете. - Можно я тетрадь Вам покажу? И из тетради отвечающего, а затем ещё из нескольких тетрадей ошеломлённый преподаватель узнал, что действительно чуму переносят рыжие кошки. И только в 5-й или 6-й тетради, рассказывал автору опытный педагог, я прочитал: «И реже кошки».

Подвела педагога дикция, а главное, как это ни парадоксально, высокий авторитет и серьёзная ошибка: не приучил воспитанников думать, мы часто учим запоминать, но не думать. А ведь есть интересный опыт лучших педагогов. Так, В.А. Сухомлинский, объясняя материал, сознательно допуская ошибки, и требовал от учеников обнаруживать неточности в изложении материала педагогом и возражать, оспорить.

У многих современных, рядовых преподавателей, можно отметить отсутствие необходимых знаний в области педагогики и психологии, а главное – отсутствие потребности в получении этих знаний. А ведь в наше время учить стало много труднее. Научить творчеству – мечта лучших умов прошлого. В наши дни это стало обязательным. Мало дать знания. Необходимо научить учиться. Необходимо не только знать, но главное – уметь. Центральный момент обучения – уметь решать задачи, развивать способности к творчеству. Помогут в этом преподавателю складывающиеся веками, но, конечно, переосмысленные каноны воспитания и обучения.

 

 

Воспитание

 

Об истинно высоком нраве судить

мы по манерам вправе. Кто повседневно

очень воспитанностью озабочен,

к манерам скромным не привык,

тот, значит, глуп и туп как бык.

С. Брант

 

Преподаватели жалуются: воспитание в наши дни стало невероятно трудным. А ведь, ещё Н.А. Добролюбов, справедливо утверждал, что гимназист, увлечённый чем-то во внеучебное время, обязательно начинает серьёзнее относиться к учёбе, лучше выполняет свои основные обязанности. Таким образом, вовлекая студентов в общественную работу, во внеучебные занятия, в которых они добиваются успеха, можно без принуждения изменить их отношения к поведению и учёбе. Подросток должен жить завтрашней радостью, справедливо говорил А.С. Макаренко. Конечно, опытные преподаватели, даже не зная теории, этот приём применяют и добиваются успехов в работе. Однако нередко мы сталкиваемся со старым, как сама педагогика, поведением старших: плохо ведёшь себя или учишься – не имеешь права заниматься самодеятельностью или спортом.

Когда в 9-й класс одной из школ вошёл новый учитель, демобилизованный офицер, ещё не успевший приобрести гражданское платье, школьники, встав, дружно запели гимн. Вытянув руки по швам, преподаватель стал по стойке «смирно» и начел подтягивать ребятам. Гимн дружно допели до конца.

- Я никогда не забуду этой встречи, спасибо, ребята, - растроганно произнёс педагог. – Буду писать товарищам, обязательно расскажу им, как вы меня встретили. Ещё раз спасибо. Садитесь. Начнём заниматься. И в полной тишине начал урок.

Этот приём носит название «Парадокс». Ситуация при парадоксе изменяется так, что сами нарушители попадают в глупое положение и начинают смеяться над собой. Проказа не завершается конфликтом.

Очень важно во время поддержать студента, авансировать его похвалой. Насколько бы не был туп солдат Снукс, - пишет в книге «Психология и солдат» английский психолог Н. Коупленд, - он нисколько не меньше лучшего солдата Снифкинса мечтает стать сержантом. И если офицер поддержит это его желание, он будет получать всё возрастающие дивиденды.

Давно замечено, что похвала, поощрение мотивируют дальнейшие успехи, стимулируют желание стать лучше, добиться ещё больших успехов в любой сфере человеческой деятельности. Лучшие педагоги строже относятся к передовым студентам и значительно чаще хвалят даже за незначительный успех отстающих, даже авансируют их похвалой, оценкой. Шуткой исправляют нравы, - справедливо говорил О. Бальзак.

Преподаватель А.П. Свирская принимала экзамен. Предмет сложный – электрические измерения. Студенты-заочники нервничают. Призывы преподавателя успокоиться, говорить своими словами ни к чему не приводят. Очередной студент после получасовой подготовки отказывается отвечать, заявляя, что ничего не знает. Преподаватель не понимает в чём дело. Зачёт студент сдал, лабораторные работы выполнил самостоятельно.

- Дайте, пожалуйста листок, на котором Вы вели записи, готовясь к ответу, - говорит преподаватель и, взяв записи студента, читает вслух:

 

К чему напрасно волненье?

К чему набор ненужных слов?

Я пуск во всех здесь измереньях.

Как нуль на клеммах проводов.

Возможно, стану я «спецом»,

Отверткой  ковыряясь в фазах,

Но это будет лишь потом,

Но не сейчас, не вдруг, не сразу.

 

- И это всё? Группа притихла. Не скрывая волнения, экзаменующиеся ждали решения педагога, преподаватель чувствует, что разрядить обстановку может только шутка.

- Ну что ж, не буду говорить о литературных достоинствах Вашего произведения, а вот с точки зрения специалиста Вы неплохо владеете терминологией; нуль, фазы, клеммы, провода, измерения. И «спецом» Вы, убеждены, станете. Только почему же Вы не написали, когда можно отвёрткой «ковыряться» в фазах, а когда нельзя? Отвечает: - При снятом напряжении. – А как узнать, что напряжения нет? – Измерить прибором. – Каким прибором? – Вольтметром. – А как его подключить? – Параллельно. В непринуждённой беседе студент ответил на все вопросы, получил удовлетворительную оценку и заулыбался. Напряжение спало. Помогла остроумная реакция педагога.

Надо ли говорить, что так бывает редко. Вместо того, чтобы разрядить обстановку шуткой, приготовившийся к экзамену, торжественно настроенный, прекрасно знающий материал педагог ждет того же от студентов и жёстко пресекает любые попытки нарушить формально-деловую обстановку в аудитории. А ведь смысл всей работы преподавателя – благо его учеников. Не следует забывать этого. Да и сам преподаватель при подобной реакции на поведение подопечных выигрывает, не нервничает, бережёт своё здоровье.

 

Обучение

 

Учитель, если он честен,

 всегда должен быть внимательным учеником.

М. Горький

 

«Повторение – мать учения», - любят говорить преподаватели. Но это не так. «Мать учения» - не повторение, а положительное эмоциональное подкрепление. Удовлетворение от владения новым материалом, от полученных знаний, интерес, радость на занятии. Прав был Л.Н. Толстой, считавший, что для того, чтобы ученик учился хорошо, он должен учиться охотно.

Заучивание учебного материала без интереса формирует лишь бойкость. В этом случае рост успеваемости часто затрудняет формирование мышления. Знания и мышление не совпадают. Хотя подлинное знание – это в действии. Механическое заучивание материала способности не формирует. Поэтому задача профессиональной школы – не механическое заучивание предмета, а активное овладение профессиональной деятельностью, творчеством, что невозможно без интереса к учебному процессу. Надо помнить, что усвоения знаний быть не может. Знания не вещь, их усвоить нельзя. Можно усвоить деятельность, в результате которой формируются знания. Процесс усвоения – активная субъективизация материала. Это воспроизведение, а не запоминание услышанного материала  и увиденного. К сожалению, нередко преподаватель удовлетворён, когда студент при ответе отдаёт ему непереваренный материал, да ещё словами учебника или самого педагога.

Нельзя эффективность обучения оценивать академическими успехами. Научение невозможно без положительных эмоций, без переживаний. У студента должна быть потребность в получении знаний и умений, но не боязнь получения неудовлетворительной оценки, не защитная реакция. Защитное поведение не формирует творчества. Творчество – это достижение цели нешаблонными способами.

Неспособность к предмету – результат массированного отрицательного подкрепления. Педагогика, основанная на бдительном контроле, требовании, наказании не способствуют выработке творческого мышления, прочных знаний и умений.

Обычно урок, как правило, начинается с опроса учащихся, после чего излагается новый материал. Но психологические исследования показали, что это не рационально. Студенты должны получать новый материал в начале занятия, на свежую голову. А, кроме того, для педагога важно заинтересовать аудиторию в первые минуты занятия. Установлено, что если слушатели внимательно прослушают говорящего в первые 3-4 минуты контакта, они внимательно прослушают его ещё час. Если же в первые минуты занятия контакта не будет, его не будет и в дальнейшем. Волевой преподаватель может добиться тишины на занятии, но мыслями студенты будут очень далеки от аудитории, слушать выступающих товарищей большинство не будет.

Сделать начало урока интересным, привлечь внимание слушателей не удаётся, проведя опрос, когда кто-то не очень вразумительно отвечает, а все должны слушать товарища. Ещё хуже, если преподаватель начинает занятие с решения организационных вопросов или с замечаний, с наведения порядка.

И совершенно иная картина, когда урок начинается с яркого вступления и увлекательного изложения нового материала. В своих широко известных «Советах лектору» А.Ф. Кони рекомендует в начале изложения материала использовать «зацепляющие крючки»: «Что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность … неожиданный и неглупый вопрос и т.п.». Уверен, что это полностью относиться и к учебному процессу в любом учебном заведении.

Интересное начало заставляет студентов внимательно слушать преподавателя. Однако, как показали исследования, этого мало. После одноразового прослушивания объяснения преподаватель в долговременной памяти студентов остается примерно 10% услышанного. А после показа обучаемого, сопровождающего объяснением и активным наблюдением – около 50% услышанного. Конечно, этого недостаточно. На помощь приходит самостоятельное, активное заучивание материала и повторение.

Для педагога очень важно научить правилам понимания и заучивания материала. Прежде всего, тому, что активное повторение второе продуктивнее пассивного. В эксперименте группа испытуемых читала один и тот же материал 5 раз, и через 4 часа в памяти испытуемых осталось менее 15% прочитанного. А вот, когда материал 4 раза читался и один раз воспроизводился, усвоение повышалось до 26%. На каждом последующем этапе количество прочтений текста сокращалось, и соответственно увеличивалось количество воспроизведения. И, когда материал читался 1 раз, а воспроизводился 4 раза (рассказ проговаривался с закрытой книгой, тетрадью), усвоение достигало 48%.

Говоря об эффективности усвоения материала, нельзя игнорировать установку на запоминание. Однажды сербский психолог Радославлевич предложил испытуемому ряд из 8 глаголов. Тот прочитал его 40 раз. Психолог остановил его и попросил повторить глаголы, не глядя в текст. А разве я должен был их выучить? – удивился испытуемый, ошеломив экспериментатора, который забыл его об этом предупредить. Получив задание выучить глаголы, испытуемый прочитал их несколько раз и запомнил.

В классическом эксперименте сравниваются две группы. Одной из них объявляется, что по материалу, который им сейчас будет предложен, их опросят на следующий день, второй – через неделю. Обе группы опрощены через две недели. Вторая группа запомнила материал значительно лучше. В средних учебных заведениях преподаватель невольно формируют установку на запоминание на следующее занятие, а вузах – на один семестр, т.е. на время, после которого могут спросить и выставить оценку. А ведь целесообразно, рассказывая о прикладной ценности изучаемого материала, формировать установку на усвоение материала, который будет необходим для последующей самостоятельной работы.

Самое быстрое забывание услышанного или прочитанного идёт в первые два дня, когда забывается около 70% услышанного. Следует объяснить это студентам и приучить их повторять материал не перед опросом или зачётом, а в тот или на следующий день после его восприятия.

И ещё – усвоение материала зависит от самостоятельной работы личности. В эксперименте группе школьников-старшеклассников предлагалось решать арифметические задачи. На втором этапе – самостоятельно придумать условие задач на выученное правило. На третьем – придумать условие задач, подобрать числа, соответствующие условию, и решить задачи. Во всех случаях значительно лучше, а главное прочнее запоминался материал третьей серии.

Хорошо, если преподаватель не будет забывать, что при непрерывном и длительном воздействии на человека каким-нибудь раздражителем соответствующие рецепторы адаптируются к нему и интенсивность нервных возбуждений снижается. Это заставляет нас периодически менять наглядную агитацию, материалы стенной печати, оформление классов и кабинетов, коридоров. Также перестаёт оказывать влияния на студентов повторяющая шутка, жест или реплика, которые в начале помогали в работе.

Один из примеров непонимания этой закономерности эмоционального воздействия целесообразно объяснять студентам. Молодые люди нередко теряют интерес друг к другу из-за того, что не умеют, а может быть не хотят сдерживаться и слишком много позволяют себе при первых и последующих встречах.

А адаптация неумолима. Онегин говорил Татьяне: «Я сколько не любил бы Вас, привыкнув, разлюблю тотчас». Но вот Татьяна замужем и не обращает внимания на Онегина, не отвечает на его письма. И кардинально меняется поведение молодого человека; «К её крыльцу, стеклянным сеням он подъезжает каждый день; за ней он носится как тень. Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо или коснётся горячо».

Любопытно, что не только зримые, воспринимаемые органами чувств и осознаваемые раздражители играют немалую роль в жизни человека и в обучении. Это похожее на мистику, но и субсенсорные (подпороговые) раздражители тоже значимы, влияют на рецепторы. Таким образом, можно не осознавать раздражитель, но определённое влияние на человека он всё же оказывает.

Если, например, многократно просматривать словарь иностранных слов или теоремы, правила, которые надо запомнить, показывая учащимся с помощью киноаппарата каждую страницу текста в течение 1/10 сек, так что прочитать показываемый текст невозможно, испытуемый этого просто не успевает, это приводит к тому, что при дальнейшем обучении студенты усваивают на каждом занятии в несколько раз больше материала, чем обычно.

В настоящее время особенно важно, чтобы методика воспитания и обучения студентов не расходилась с их ценностными ориентациями, с последними достижениями науки. При возросшем интеллекте, при развитом самолюбии и чувстве собственного достоинства воспитуемых жёстко-автократический стиль управления нетерпим, он калечит неокрепшие души учащихся. Не следует забывать, что громкое и даже крепкое слово не может быть сильным доказательством. Непреклонная требовательность иногда приводит к исцелению, но чаще к душевной пришибленности.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. В.С.Филиппов. Учебно-воспитательная работа в группе. – Москва, 1980 г.

2. Библиотечка мастера производственного обучения. Сборник №2.- Москва, 1984 г.

3. Г.И.Кругликов. Методика профессионального обучения: Учебное пособие.- Москва, 2005 г.

4. С.В. Кульневич, Т.П.Лакоценина. Современный урок. Часть I: Посо­бие для учителей, методистов, руководителей обра­зовательных учреждений, студентов, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону, 2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Настоящий преподаватель – всегда внимательный ученик»

Настоящий преподаватель – всегда внимательный ученик»

А.С. Макаренко. Конечно, опытные преподаватели, даже не зная теории, этот приём применяют и добиваются успехов в работе

А.С. Макаренко. Конечно, опытные преподаватели, даже не зная теории, этот приём применяют и добиваются успехов в работе

Ну что ж, не буду говорить о литературных достоинствах

Ну что ж, не буду говорить о литературных достоинствах

Неспособность к предмету – результат массированного отрицательного подкрепления

Неспособность к предмету – результат массированного отрицательного подкрепления

В классическом эксперименте сравниваются две группы

В классическом эксперименте сравниваются две группы

В настоящее время особенно важно, чтобы методика воспитания и обучения студентов не расходилась с их ценностными ориентациями, с последними достижениями науки

В настоящее время особенно важно, чтобы методика воспитания и обучения студентов не расходилась с их ценностными ориентациями, с последними достижениями науки

«Настоящий преподаватель – всегда внимательный ученик»

«Настоящий преподаватель – всегда внимательный ученик»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020