НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Н.М. Почтаренко
Учитель географии и обществознания
Высшей кв. категории
Муниципальное образовательное учреждение
«Тираспольская средняя школа № 9 им. С.А.Крупко»
Аннотация. В статье аргументируется значимость развития приднестровской гражданской идентичности как ценностно-целевой установки современного приднестровского образования. Анализируется совместная работа школы и государства и семьи по формированию приднестровской гражданской идентичности, а также важная роль педагога.
Ключевые слова: идентичность, приднестровская гражданская идентичность, образование, духовно-нравственная культура, педагог.
В национальной доктрине образования Приднестровской Молдавской Республики задача воспитания гражданина является приоритетной: «Система образования направлена на воспитание патриотов Приднестровья, граждан демократического, социального и правового государства, почитающих права этого государства, почитающих свободу личности и владеющих высокой нравственностью». В наше время мы постоянно слышим выражения: «единый народ Приднестровья», «единая нация» «мы – многонациональный народ Приднестровья», однако не до конца понимаем, какой правильный смысл вложен в концепт «национальной идентичности».
Современная молодежь живет в мире, где активно взаимодействуют представители различных народов и культур. В нынешних условиях проблема формирования гражданской идентичности одна из актуальных проблем воспитания молодёжи.
Важнейшей задачей системы образования становится не только передача знаний, но и формирование устойчивой гражданской идентичности, способствующей социальной интеграции и патриотизму. Система образования направлена на воспитание граждан, обладающих навыками критического мышления, способных к активному участию в жизни общества и осознанию своей роли в его развитии. Воспитательная работа современной школы и конкретно педагога должна быть обращена на развитие у обучающихся приднестровской идентичности, которая выражена в «осознание себя как носителя приднестровской культуры».
Образование является главным институтом гражданского общества и приднестровского государства, который максимально охватывает интересы подрастающего поколения их родителей и всех участников образовательного процесса.
Образовательный процесс является основой, которая обеспечивает гражданское единство и патриотическое воспитание современной молодёжи, а также консолидации родительского, педагогического и профессионального и научного сообществ всех уровней государственной власти Приднестровья.
Главным приоритетом государственной политики в процессе воспитания молодежи лежит духовно-нравственное развитие, чувство причастности к историко-культурной общности приднестровского народа и в судьбе всего государства.
Необходимо пояснить значение понятий «идентичность» и гражданская идентичность». Само понятие «идентичность» имеет глубокие исторические корни и рассматривается мыслителями, психологами и философами на протяжении многих веков.
На территории Приднестровья разработана Концепция, основная цель государства воспитание молодёжи. Необходимо развивать личность каждого ребёнка, создавать необходимые условия для социализации и для самоопределения. Воспитание направленно на развитие духовно – нравственных ценностей, которые приняты в приднестровском обществе, на воспитание норм и правил поведения в интересах, самого человека, семьи, общества и конечно же государства. Также школа воспитывает чувства патриотизма и гражданственности, учит чтить память защитников Отечества помнить подвиги героев, соблюдать законы и не нарушать правопорядок. Педагог является наставником, который постоянно напоминает, что нужно уважительно относится к чужому труду, уважать старшее поколение, беречь культурное наследие и традиции многонационального народа Приднестровья.
Формирование национальной идентичности в школе - это целый комплекс мероприятий, который направлен на изучение истории и культуры своего края, сохранение традиций и обычай своего народа. Эти цели достигаются через интеграцию национального компонента учебных программ, через внеклассную деятельность и при этом конечно же учитывается индивидуальность каждого ребёнка.
Хотелось бы обратить внимание, какова роль школы и учителя в процессе формирования национальной идентичности:
• Педагог в учебное и во внеурочное время знакомит учащихся с культурой, историей и традициями своей страны, что непременно является основой формирования национальной идентичности.
• Школа является главным институтом, где изучается и применяется родной язык, который является важнейшим элементом национальной идентичности.
• Совместное обучение и участие в различных общешкольных мероприятиях формирует у учеников чувство принадлежности к одной нации.
• Главная цель учителя – это воспитание патриотизма и уважение к своей стране, к своему народу и истории.
• Школа способствует преемственности поколений, передаёт ценности, традиции и обычаи, тем самым формирует единый национальный культурный код.
• Школа содействует формированию толерантности и уважения не только к своей культуре, но и к другим культурам и народам, развивая личность ребёнка в духе национальной терпимости. Это развивает и национальную идентичность, основанную на сознании собственной уникальности.
Формирование национальной идентичности – это трудоёмкий процесс, в котором участвует не только школа, но и семья.
Роль семьи в развитии национальной идентичности содержится в том, что она закладывает основу для этого процесса. В своей семье ребёнок получает необходимую информацию о себе, как о представителе своего народа, ему объясняют, что он является носителем национальной культуры. Эмоциональная связь с родными и близкими людьми даёт возможность сформировать у ребёнка уважительное отношение к национальным ценностям, к истории и наследию страны.
Приднестровская (национальная) идентичность человека – это возможность отождествлять себя с приднестровским народом, ребёнок должен ощущать и осознавать причастность к прошлому, настоящему и будущему Приднестровья. Наличие Приднестровской идентичности, предполагает, что человек должен иметь понятие, я живу не только для себя, я живу для страны, для народа.
История нашей страны – это история многонационального государства.. «Наша общая история и общие корни, наша культура и ее духовные истоки, наши фундаментальные ценности и язык объединили нас навсегда. Мы хотим, чтобы общность наших народов и наших культур имела прочное будущее»,
Таким образом, необходимым условием успешного формирования у детей и молодежи русского народа национальной идентичности является система духовно – нравственного воспитания, основанного на ценностях отечественной культуры и ее культурно-историческом фундаменте – Православии. При этом, базисными ценностями как основы общенациональной идентичности являются следующие: Вера. Справедливость. Мир. Свобода. Единство. Нравственность. Достоинство. Честность. Патриотизм. Милосердие. Семья. Культура и национальные традиции. Благо человека. Трудолюбие. Самоограничение. Жертвенность
1. Абросимова К.А. Анализ сущности понятия "гражданская идентичность" // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №5. С. 42-45.
2. Андреев М.В., Зарва Д.Е. Патриотизм как фактор национальной безопасности России // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России». Чебоксары, 2019. С. 86-91.
3. Логинова А.А. Содержание гражданской идентичности и ее структура // Проблемы модернизации современного образования: сборник научных статей. – Самара: СГПУ, 2007. – С. 76-80
4. Махинин А.Н., Шакурова М.В. Педагогические условия формирования российской гражданской идентичности старшеклассников во внеучебной деятельности в образовательном учреждении. – Воронеж, 2012.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.