Национально-региональный компонент "Башкирский кускарный орнамент"
Оценка 4.7

Национально-региональный компонент "Башкирский кускарный орнамент"

Оценка 4.7
Лекции
docx
5 кл—11 кл +1
26.09.2023
Национально-региональный компонент "Башкирский кускарный орнамент"
Материал к уроку или занятию по изобразительному искусству содержит краткий рассказ о кускарном орнаменте, описанном в книге «Искусство башкир. Традиционные художественные ремесла» под общей ред. С.Н. Шитовой. Уфа: Инеш, 2007
О башкирском кускарном орнаменте из книги Шитовой.docx

О башкирском кускарном орнаменте

Самобытным явлением в художественной культуре башкир надо признать еще одну группу узоров — так называемые «кускарные» орнаменты. Слово «кускар» в южном и восточном диалектах башкирского языка употреблялось двояко. В большинстве случаев так называли улитку, и, соответственно, «ҡускарҙау» означало «вышивать узор в виде улитки» — узор с завитками. В отдельных говорах на юго- востоке сохранился глубинный, известный многим тюркам-скотоводам смысл этого слова — «племенной баран». Два завитка, соединенные в одной точке, в некоторых вышивках действительно напоминали голову барана и, как видно, символизировали древний скотоводческий культ плодородия.
Кускарные узоры стали основой орнаментального искусства юго-восточных башкир, по-своему претворившись в аппликации на сукне и войлоках и в вышивках на тканях. Однако, если в аппликации использовался сравнительно небольшой набор в основном полосных узоров из следующих друг за другом простых или усложненных завитков, то фантазия мастериц-вышивальщиц не знала предела. Из однообразных, казалось бы, элементов, варьируя их расположение, дополняя отростками разной формы (в виде треугольников, трапеций и др.) и сменяя периодически окраску, получали всегда новые изображения.
Их композиция зависела от предмета и замысла вышивальщицы. Украшались в основном вещи скотоводческой принадлежности (чепраки, ленты для закрепления вьюка с постелью, войлочные коврики-постилки), а также некоторые свадебные атрибуты (например, кисеты — подарок невесты). Орнамент собирался в гирлянды и состоял из отдельных фрагментов, заключенных в полосу или расположенных по углам и в центре. В каждом сложном узоре можно было определить начальный (базовый) элемент. Основой могли быть «рога», лировидные фигуры, пересекающиеся вытянутые «интегралы», длинные стержни с загнутыми в разные стороны (роговидными) концами и др. Некоторые узоры, обогащенные листочками и цветами, можно было назвать кустами. Другие, с основой из соединенных выпуклыми спинками завитков, с раздвинутыми концами в основании, придающими устойчивость, приближались к антропоморфным фигурам.
Особенностью вышитых кускарных узоров была и техника исполнения старинным редким швом «двойной тамбур» (ҡуш элмэ), позволяющим одновременно очерчивать контур и заполнять косой сеткой внутреннюю поверхность. Расширенные линии рисунка и яркое многоцветие на темном (черном, темно-красном, темно-синем, зеленом) фоне придавали кускарным орнаментам исключительную выразительность.
В восточном Зауралье сложилась своя система составления орнаментов из завитков — в украшении суконных белых голенищ женской обуви. Кускарные элементы в виде удлиненных «интегралов», стержней с односторонними завитками группировались в ромбические «гнезда» с фоновой подцветкой. Орнаментальное поле в форме полуовала обводилось аркой из завитков, треугольников, «гребенки»; иногда арка была широкой и состояла из тесно расположенных, как бы переплетенных кускарных розеток. В орнаменте преобладал красный цвет с зелеными, желтыми, синими, черными вкраплениями. Обычно применяли способ выкладывания орнамента узкими полосками декоративной ткани, но наиболее искусные мастерицы вырезали и нашивали на сукно целые фрагменты узора.
Деление орнамента на геометрический, растительный и кускарный не безусловно. Элементы кускарного орнамента на всей территории расселения башкир дополняют тамбурную цветочную вышивку; обычным явлением стало введение их в геометрический орнамент на коврах, узорных холстах, на изделиях, украшенных счетной гладью и перевитью. В XIX-XX веках кускарный орнамент обогатил архитектурный декор. На некоторых вещах из юго-восточной Башкирии мягкий кускарный узор дополняют шашечки и другие геометрические значки, выполненные счетной гладью.
Уже давно башкирские ткачихи и вышивальщицы стараются осмыслить геометрические орнаменты, вводя в них зооморфные (кускарные и др.) и растительные мотивы. Эта тенденция проявлялась уже в счетных вышивках по холсту — на тастарах и хараусах. Приближаются к растительным некоторые узоры (звезды, уступчатые ромбы, «интегралы») в ковроткачестве, реже — на полотняных домашних тканях. Последние годы на юго-западе Башкирии появились яркие килимы с цветами и целыми гирляндами из натурализованных растений.
Искусство башкир. Традиционные художественные ремесла. Под общей ред. С.Н. Шитовой. – Уфа: Инеш, 2007


 

О башкирском кускарном орнаменте

О башкирском кускарном орнаменте

В восточном Зауралье сложилась своя система составления орнаментов из завитков — в украшении суконных белых голенищ женской обуви

В восточном Зауралье сложилась своя система составления орнаментов из завитков — в украшении суконных белых голенищ женской обуви
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2023