О башкирском кускарном орнаменте
Самобытным явлением в
художественной культуре башкир надо признать еще одну группу узоров — так
называемые «кускарные» орнаменты. Слово «кускар» в южном и восточном диалектах
башкирского языка употреблялось двояко. В большинстве случаев так называли
улитку, и, соответственно, «ҡускарҙау» означало «вышивать узор в
виде улитки» — узор с завитками. В отдельных говорах на юго- востоке сохранился
глубинный, известный многим тюркам-скотоводам смысл этого слова — «племенной баран».
Два завитка, соединенные
в одной точке, в некоторых вышивках действительно напоминали голову барана и,
как видно, символизировали древний скотоводческий культ плодородия.
Кускарные узоры стали основой орнаментального
искусства юго-восточных башкир, по-своему претворившись в аппликации на сукне и
войлоках и в вышивках на тканях. Однако, если в аппликации использовался
сравнительно небольшой набор в основном полосных узоров из следующих друг за
другом простых или усложненных завитков, то фантазия мастериц-вышивальщиц не
знала предела. Из однообразных, казалось бы, элементов, варьируя их
расположение, дополняя отростками разной формы (в виде треугольников, трапеций
и др.) и сменяя периодически окраску, получали всегда новые изображения.
Их композиция зависела от предмета и замысла
вышивальщицы. Украшались в основном вещи скотоводческой принадлежности
(чепраки, ленты для закрепления вьюка с постелью, войлочные коврики-постилки),
а также некоторые свадебные атрибуты (например, кисеты — подарок невесты). Орнамент
собирался в гирлянды и состоял из отдельных фрагментов, заключенных в полосу
или расположенных по углам и в центре. В каждом сложном узоре можно было
определить начальный (базовый) элемент. Основой могли быть «рога», лировидные
фигуры, пересекающиеся вытянутые «интегралы», длинные стержни с загнутыми в
разные стороны (роговидными) концами и др. Некоторые узоры, обогащенные
листочками и цветами, можно было назвать кустами. Другие, с основой из
соединенных выпуклыми спинками завитков, с раздвинутыми концами в основании,
придающими устойчивость, приближались к антропоморфным фигурам.
Особенностью вышитых кускарных узоров была и
техника исполнения старинным редким швом «двойной тамбур» (ҡуш элмэ),
позволяющим одновременно очерчивать контур и заполнять косой сеткой внутреннюю
поверхность. Расширенные линии рисунка и яркое многоцветие на темном (черном,
темно-красном, темно-синем, зеленом) фоне придавали кускарным орнаментам
исключительную выразительность.
В восточном Зауралье сложилась своя система
составления орнаментов из завитков — в украшении суконных белых голенищ женской
обуви. Кускарные элементы в виде удлиненных «интегралов», стержней с
односторонними завитками группировались в ромбические «гнезда» с фоновой
подцветкой. Орнаментальное поле в форме полуовала обводилось аркой из завитков,
треугольников, «гребенки»; иногда арка была широкой и состояла из тесно
расположенных, как бы переплетенных кускарных розеток. В орнаменте преобладал
красный цвет с зелеными, желтыми, синими, черными вкраплениями. Обычно
применяли способ выкладывания орнамента узкими полосками декоративной ткани, но
наиболее искусные мастерицы вырезали и нашивали на сукно целые фрагменты узора.
Деление орнамента на геометрический,
растительный и кускарный не безусловно. Элементы кускарного орнамента на всей
территории расселения башкир дополняют тамбурную цветочную вышивку; обычным
явлением стало введение их в геометрический орнамент на коврах, узорных
холстах, на изделиях, украшенных счетной гладью и перевитью. В XIX-XX веках
кускарный орнамент обогатил архитектурный декор. На некоторых вещах из
юго-восточной Башкирии мягкий кускарный узор дополняют шашечки и другие
геометрические значки, выполненные счетной гладью.
Уже давно башкирские ткачихи и вышивальщицы
стараются осмыслить геометрические орнаменты, вводя в них зооморфные (кускарные
и др.) и растительные мотивы. Эта тенденция проявлялась уже в счетных вышивках
по холсту — на тастарах и хараусах. Приближаются к растительным некоторые узоры
(звезды, уступчатые ромбы, «интегралы») в ковроткачестве, реже — на полотняных
домашних тканях. Последние годы на юго-западе Башкирии появились яркие килимы с
цветами и целыми гирляндами из натурализованных растений.
Искусство башкир. Традиционные художественные
ремесла. Под общей ред. С.Н. Шитовой. – Уфа: Инеш, 2007
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.