Патриотическое и интернациональное воспитание органически связаны между собой и являются одними из компонентов национального воспитания. При планировании педагогического процесса необходимо предусматривать оба эти направления и в соответствии с возрастом отбирать содержание и средства воспитания. Одним из эффективных средств интернационального воспитания считается игра. Она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Игра, как никак другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. Ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли, чувства, симпатию к людям разных национальностей.
Статья "Национальное воспитание в
детском саду"
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛОВ
Хайретдинова Рузалия Ильдаровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №66» Вахитовского района г. Казани
Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру и
очень важно, чтобы эти созданные и накопленные богатства не оставались в
прошлом, а постоянно питали новые подрастающие поколения.
Иметь родную нацию – это счастье, а утратить с нею связь, есть великое горе.
При рассмотрении вопроса о национальном воспитании необходимо
затронуть такие понятия как: терпимость и толерантность.
Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание
права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов,
принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на
признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы,
отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё
отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.
Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого
разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления
человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение
и свобода мысли, совести и убеждений.
Я думаю, что вопрос о национальном воспитании детей в детском саду имеет
серьезнейшее значение. Надо сказать, что впечатления детства глубоко влияют
на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения.
Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей
чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной
страны. В соответствии с этим можно наметить основные направления, по
которым строиться работа по национальному воспитанию в детском саду.
Прежде всего, это воспитание у дошкольников дружелюбного отношения к
людям других национальностей. Выделение этого направления приобретает
особую важность, потому что состав большинства детских садов
многонационален. Национальное воспитание предлагает также обязательноеознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народа той республики в
которой он живет.
Таким образом патриотическое и интернациональное воспитание органически
связаны между собой и являются одними из компонентов национального
воспитания. При планировании педагогического процесса необходимо
предусматривать оба эти направления и в соответствии с возрастом отбирать
содержание и средства воспитания.
Существует несколько алгоритмов национального воспитания:
1. Изучение родного языка и родной культуры
2. Изучение других языков и культур
3. Формирование толерантного сознания детей на основе диалога культур.
1. Изучение детей с традициями семьи
2. Изучение местности (деревня, село, город)
3. Изучение с республикой
4. изучение страны
5. изучение мира (всей планеты)
Большая работа должна вестись с родителями детей, так как истоки
национального воспитания закладываются с первых дней рождения ребенка.
Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все
прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это
ребенок должен получить вместе с молоком матери, чтобы пробуждение его
личности, формирование сознания и самосознания совершилось на родном языке.
Ребенок, должен слышать песню еще в колыбели. Пение несет ему первый
душевный вздох и первый духовный стон. Песня научит его первому
одухотворению, песня даст ему ощущение душевного счастья. Песня глубока как
человеческое страдание; искренна, как молитва, сладостна, как любовь и
утешение.
Было бы очень хорошо, если бы в семьях происходило чтение вслух
классиков разных народов, по очереди всеми членами семьи хотя бы
понемногу…Существенны и ненавязчивые семейные беседы о преимуществах
родного языка – о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой
неисчерпаемости, точности и т.д. К сожалению, зачастую и взрослые обладают
убогим словарным багажом: за вычетом нецензурной лексики в их речинасчитывается всего несколько слов: «типа», «короче», «ну, этот…», «блин»,
«круто», «гламурный», с помощью которых они, естественно, выражают очень
несложные мысли. А ведь они – родители. Чего же мы хотим от детей?!
Как только ребенок начинает посещать детский сад, при помощи воспитателей,
классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и
постепенно раскрыть ему все свои сокровищ.
Начиная с младшей группы, необходимо сплачивать детей в процессе их
повседневного общения со сверстниками и взрослыми. На занятиях и особенно в
повседневной жизни необходимо предусматривать планомерность всех
направлений национального воспитания, начиная с воспитания и уважения к
матери, близким людям с привития интереса к родному краю, родной культуре,
желание участвовать в радостных событиях, торжествах семьи, детского сада,
общественной жизни.
А совместные прогулки по улицам родного края, экскурсии на природу,
игры, чтение сказок разных народов – все это порождает у детей желание
побольше узнать о быте, культуре других народов.
Для воспитания дружелюбного отношения к детям других национальностей
необходимо предусмотреть организацию различных видов деятельности,
использование методов чтения детской литературы и произведение устного
народного творчества, рассматривание иллюстрации и бесед по ним, проведение
национальных праздников, наблюдение за красотой родной природы, трудом
взрослых с целью воспитания уважения их к труду. Интернациональное
воспитание детей любого возраста не может быть совершенно одинаково
подхода, успех во многом зависит от мастерства воспитателя, творческого его
подхода, а также материальных возможностей детских учреждений.
Целесообразно при закреплении материала использовать серии настольно
печатных игр, акцентируя внимание детей на отдельные эпизоды, детали,
поступки. Устное народное творчество, национальная кукла, народная игрушка
выступают как эффективные средства интернационального воспитания и
всестороннего развития младших дошкольников в том случае, если постоянно и
систематически включаются в педагогический процесс, что служит важной
ступенькою дальнейшего развития.
Дошкольники лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки.
Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Сказка будит и
пленяет мечту ребенка. Она дает ему первое чувство героического; она учит его
мужеству и верности; она учит его созерцать сложность мира, отличие правды и
лжи. В сказках выкристаллизовался многовековой опыт народной мудрости,
требующий разгадки и расшифровки. Поэтому полноценная сказка (различныхнародов) не только учит думать, мыслить, делать выбор между добром и злом,
поступать по совести. Она неприметно оказывает очень важное положительное
действие на подсознание ребенка. Сказка выполняет очень важную
воспитательную миссию. Поэтому она должна быть родной.
Эффективным является использование в тесной связи двух таких важных
средств как народная сказка и декоративноприкладное искусство. Чаще всего
интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстрации к сказкам. В
рисунках видны особенности национальных черт: строение глаз, лица, одежды,
элементов узора. Изготовленные сотрудниками куклы в национальных
костюмах, помогают лучше рассмотреть особенности одежды того или иного
народа. В играх используются расписная орнаментом посуда: тарелки, чашки,
пиалы, кухонные доски.)
Одним из эффективных средств интернационального воспитания считается
игра. Она способствует воспитанию определенного отношения ко всему
окружающему, к явлениям общественной жизни. Игра, как никак другой вид
деятельности насыщена социальным содержанием. Ребенок искренне,
непосредственно выражает свои мысли, чувства, симпатию к людям разных
национальностей.
Таким образом формируются дружеские чувства к другим национальностям,
появляется интерес к языку, культуре другой национальности через
ознакомление с родным краем.