Современные педагогические технологии на уроках истории
· Богатова Надежда Анатольевна, учитель истории
Разделы: История и обществознание
Мы все понимаем, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса.
В этой связи необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы исторического образования:
• адаптация детей к современной социокультурной среде;
• активизация использования компьютерных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;
• интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.
В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения.
Каждая образовательная технология исходит из вполне определенных свойств обучаемых: опорные конспекты, например, опираются на зрительный канал восприятия и акцентируют внушаемость учащихся. Мы же имеем в классе разных учеников; право- и левополушарных, визуалов, аудиалов и кинестетиков, внушаемых и невнушаемых. Конечно, можно применить мощнейший “учительский гипноз” и подавить индивидуальные особенности учащихся, поступить с ними по образному совету В.Ф. Шаталова, как с огурцами – “суньте в банку с рассолом, и они неизбежно просолятся”. Но! Во-первых, такие технологии прямого авторитарного диктата годятся только при обучении языкам, точным и естественным наукам, где на один вопрос предусмотрен однозначный ответ. Во-вторых, все-таки, технология для ученика, а не ученик для технологии. Поэтому совмещение разнородных технологий в комплексе помогут каждому ученику получить в зоне его ближайшего развития и в соответствии с его природой наилучший обучающий, воспитательный и развивающий результат.
В работе используются современные педагогические технологии:
· Методика обучения диалогу. Она достаточно проста, ею постоянно пользуются учителя иностранного языка. Кроме того она заложена в так называемую “методику развивающего обучения”, например Эльконина –Давыдова. Начинаешь с того, что в 5 классе организуешь работу в парах, где ученики по выделенному абзацу учебного текста по очереди спрашивают друг друга. После вопроса следует ответ, который должен обязательно заканчиваться вопросительным предложением, обращенным к своему напарнику, наподобие: “А что ты мог бы добавить?” или каково твое мнение? После того как это упражнение войдет в привычку, можно организовать проверку д/з в форме “диалоговой змейки”. Текст §, заданного на дом, ученики повторяют в вопросно-ответной форме, по очереди в соответствии с занимаемыми в классе местами, спрашивая и отвечаю друг другу, пока змейка не обежит весь класс. После того как и эта техника станет ученикам привычной, переходим к “ответам-диалогам” у доски. Тема – вопрос-ответ. Затем наступает черед содержательной шлифовки отработанной техники: учеников следует научить искусству задавать разные вопросы по поводу одной и той же информации. Конкурс на лучший вопрос учителю, проблемный ринг, сформулируй к одной фразе как можно больше вопросов и т.д. Если терпения хватит на каждом уроке 5-7 минут в 5-6 классах, то нет больших проблем в 7 классе.
· Широко использую технологию критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления т.е. надпредметные умения. Технология хороша тем, что ребята учатся адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность. 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексия. Каждой стадии урока соответствуют определенные технологические приемы: бортовой журнал, взаимообучение, трехчастный дневник, зигзаг, инсерт, кластер, шляпы мышления, чтение со стопами, синквейн., толстые и тонкие вопросы. Один из любимых моих приемов технологии РКМ – это портфолио. На уроках истории портфолио – это папка творческих работ ученика или группы учащихся, одна из форм проведения письменной рефлексии.
Приучить учащихся к составлению портфолио представляется достаточно трудной задачей. Составление портфолио является добровольной деятельностью среди учащихся.
Мы с учениками разрабатываем портфолио по истории тематического характера. Например, портфолио по курсу “история 20 века”. Материал, собираемый в портфолио, отбирается его автором самостоятельно в течение учебного года. Внешне портфолио выглядит как набор творческих работ учащихся.
Из всего многообразия приемов, используемых на уроках истории, учащимся предлагается выбрать самые любимые и оформить в папку творческих работ. Таким образом, у ребенка имеется выбор для реализации внутренней потребности в самовыражении, общении и развитии на уроках биологии. В папках у разных ребят мы найдем различные творческие отчеты. Причем одни ученики используют весь спектр, предлагаемых учителем творческих работ, а другие выбирают только одну – две формы.
В папку творческих работ по истории ученикам предлагаются:
Толстые и тонкие вопросы
Синквейны
Кроссворды
Творческие задачи
Лабораторные работы
А знаете ли Вы, что…
Тесты с вариантами ответов и без них
Незаконченные предложения
Кластеры
Схемы
Исторические сказки
Сообщения
Мини-плакаты
В основе оценки портфолио лежит самооценка и взаимооценка. На уроках ребята представляют свои творческие работы, обсуждают и оценивают работы одноклассников. Оценивание работ проводится в рамках одного урока, по темам, по итогам года. На выставках портфолио учащиеся также представляют промежуточные или конечные результаты своей деятельности.
Предлагая учащимся собрать папку творческих работ по истории я, как учитель преследую следующие цели:
Портфолио учеников служит прекрасным наглядным пособием для обучения младших школьников. Кроссворды, тесты, толстые и тонкие вопросы, незаконченные предложения являются помощниками учителя при опросе нового материала или повторении. Синквейны и кластеры на стадии вызова служат опорной схемой при составлении характеристики исторических объектов, процессов или явлений, а также подсказкой для учеников при опросе. Таким образом, в портфолио собирается разнообразная информация, он демонстрирует процесс во времени, нацелен на рефлексию. Это совместная работа ученика и педагога. Портфолио – не груда исписанной бумаги, залежавшаяся на пыльной полке, а динамичная, творчески используемая форма самовыражения и ученика и учителя.
Школа выполняет социальный заказ общества. Использование компьютера на уроках гуманитарного цикла, в частности истории, позволяет готовить к жизни всесторонне развитого человека, востребованную в обществе личность.
– проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
– для решения этих проблем учащимися необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем. Следовательно, помимо определения понятия “проблема” необходимо определить понятие “проблемная ситуация”. Дело в том, что один и тот же вопрос или задача в зависимости от ситуации могут быть, а могут и не быть проблемой для учащегося. С другой стороны, для одного учащегося какой-либо конкретный вопрос – проблема, а для другого – нет. Это определяется совокупностью имеющихся у него знаний и умений, его готовностью к решению данной проблемы, посильностью проблемы, степенью известности ответа и т.д. “Проблемная ситуация характеризует отношение ученика к возникшей преграде в практической или интеллектуальной сфере деятельности”. На самом деле проблемная ситуация всегда возникает на фоне осознанных затруднений и побудительного мотива к решению проблемы. Без этих условий проблемной ситуации нет. Необходимо осознать существование противоречия и захотеть его преодолеть. Способам решения проблем в целенаправленно созданных проблемных ситуациях и обучают методам проблемного обучения. Таких методов три: проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Их применение в учебной практике эффективно прежде всего тогда, когда учителем ставится задача: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности – умение школьников самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты. Каждый из методов специфичен и по деятельности учителя, и по деятельности учащегося. Эти методы применяются в зависимости от тематики и содержания изучаемого материала, подготовленности учащихся и конкретных целей данного урока. До сих пор можно услышать, что применение методов проблемного обучения неэкономно. На начальном этапе обучения это, вероятно, так. Однако следует понимать, что правильное, продуманное и систематическое применение этих методов обладает мощным обучающим эффектом и позволяет сэкономить много времени в последующем обучении.
.
И в заключении хочется сказать, что любой метод, технология признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.