Научная работа "Роль познавательной активности у студентов СПО в процессе обучения английскому языку"
Оценка 4.7
Научные работы
docx
английский язык
Взрослым
19.02.2019
Иностранный язык сейчас рассматривается как часть профессии, а владение им – как допуск к современному труду, который в существенной степени является международным. Тенденция снижения интереса к обучению требует новых подходов к преподаванию, созданию условий, позволяющих воспитывать стремление к самообразованию; стимулировать познавательную деятельность обучающихся через проведение нетрадиционных уроков и внеклассных занятий. В статье рассматриваются познавательная активность студентов как необходимое сущностное свойство личности, пути формирования их готовности к непрерывному образованию и сознательной реализации приобретённых знаний.
статья Костионовой М.Ю..docx
Костионова Марина Юрьевна
Преподаватель английского языка ГБПОУ «ВМТ», Владикавказ
Роль познавательной активности у студентов СПО в процессе
обучения английскому языку
Одним из важнейших положений в определении стратегической цели
обучения в системе СПО является социальный заказ общества по отношению
к подрастающему поколению. Одной из насущных задач выступает подготовка
специалистов среднего звена на достаточно высоком уровне, готовых решать
профессиональные задачи и нести ответственность за их выполнение.
Таким образом, ведущей целью обучения иностранным языкам
в
новых экономических условиях России в системе СПО становится подготовка
личности, способной вступать в иноязычное общение на личностном и
профессиональном уровне, владеющей набором общих и профессиональных
компетенций, обладающей личностными и профессиональными качествами,
обеспечивающими умение решать задачи во всех видах профессиональной
деятельности и отвечать за их решение. Владение иностранным языком и
использование его в профессиональной деятельности позволяет специалисту
выйти на более высокий профессиональный уровень.
Современный мир предъявляет новые требования к процессу обучения
иностранному языку. Модернизация системы образования предполагает поиск
новых форм обучения. Изменение формы и структуры подачи учебного
материала придает образовательному процессу большую гибкость и
адаптивность.
Целью моей педагогической деятельности является: формирование
познавательного устойчивого интереса студентов к изучению английского
языка.
Для этого были определены следующие задачи:
1. Проанализировать имеющуюся методическую литературу по теме
программные требования, представленные во ФГОСах третьего
поколения.
1 2. Развивать личность студента, способную участвовать в межкультурной
коммуникации, развитие творческих способностей.
3. Разработать методический материал, позволяющий способствовать
развитию познавательной деятельности у обучающихся.
4. Обобщить и систематизировать личный опыт практической
деятельности по формированию познавательного интереса у студентов.
5. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни; •
развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и
психосоматическую сферы личности студента, формируя способность к
саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
Предмет моего исследования
познавательной активности студентов на уроках английского языка.
– процесс формирования
Гипотеза – постоянное создание условий для формирования и
активизации познавательной активности у студентов, будет способствовать
качественному росту результатов обучения.
Ведущей педагогической идеей является развитие познавательной
деятельности студентов через применение игровых форм обучения,
проведение нестандартных уроков. Согласно с психологофизиологическими
особенностями развития в подростковом возрасте, необходимо уделять
внимание как на развитие знаний, умений и навыков, так в особенности на
желании студента к новым знаниям, что послужит базой для дальнейшего
изучения английского языка и созданию ситуации «успеха».
Технология опыта
Часто учителя республики жалуются на отсутствие у учащихся
интереса к предмету «иностранный язык». Зачастую это связано с
отсутствием мотивации у студентов, которая может быть связана с
возрастными особенностями.
Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов,
заставляющих человека поступать определенным образом [1].
Относительно изучения иностранного языка учёные выделяют два типа
мотивации инструментальную и интегративную (Р.Гарднер и В.Ламберт).
Инструментальная мотивация является отражением внешних потребностей.
Целью изучения иностранного языка является не личное желание учащихся, а
необходимость извне. Интегративная мотивация является отражением
2 внутренних потребностей и появляется в связи с желанием идентифицировать
себя с культурой той страны, где говорят на иностранном языке. На наш
взгляд, эту проблему можно устранить путем использования на уроках
современных педагогических технологий [2].
Согласно концепции коммуникативного обучения Е.И. Пассова
информация из любого источника должна быть экспрессивной, чтобы она
могла привлечь внимание учащегося, быть понятой и запоминающейся, и
оказывать то или иное влияние на того, кто принимает информацию [3].
И.М. Кондюрина дает следующее определение экспрессивности «Таким
образом, экспрессивной должна быть не только речь, но и деятельность
человека, поведение людей, многообразные невербальные формы передачи
информации, учебные и наглядные пособия, ТСО и многое другое, что
связано с передачей информации» [4]. При этом любая инновация должна
быть уместна и эффективна для конкретных учеников, конкретного
содержания и педагога»
В педагогической энциклопедии познавательная активность
рассматривается как деятельное состояние человека,
которое
характеризуется стремлением к освоению новых знаний, умственным
напряжением и проявлением волевых усилий, и вместе с тем как внутренний
механизм, приводящий человека в готовность действовать соответствующим
образом в конкретной проблемнопознавательной ситуации, как динамическое
интегральное свойство познающей личности, меняющее под воздействием
обучения свой характер от воспроизводящего до творческого [5].
Различают познавательную активность двух типов:
направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в
опыте индивида пли человечества в целом (интеллектуальная деятельность,
активность)
создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще
не существует готовых образцов (творческая активность) [6].
Для развития познавательной активности у студентов я веду работу в
следующих направлениях:
создание атмосферы комфорта на уроке;
различные виды игр и упражнений;
внеклассные мероприятия;
творческие работы учащихся;
использование технических средств обучения;
3 проведение интегрированных уроков;
участие в конкурсах и олимпиадах;
исследовательская работа;
дифференцированный подход;
метод проектов;
Создание атмосферы комфорта на уроке
Студенты при ответе с места на уроке не встают, отвечают сидя, что
создает атмосферу эмоционального комфорта, снимает чувство страха,
зажатости. Это особенно необходимо для учащихся с нулевой
активностью, которые в доброжелательной атмосфере находят себя и
могут проявить себя с положительной стороны.
Приветствую выполнение творческих работ студентами, подобные
задания помогают развить интерес к изучаемому предмету
В рамках реализации ФГОС нового поколения домашнее задание
метапредметных и
предусматривает достижение предметных,
личностных результатов.
При подаче ДЗ учитываю индивидуальные способности учащихся. ДЗ
даю на трех уровнях:
o 1уровень: обязательный минимум – то, что абсолютно понятно и
доступно всем.
o 2 уровень: тренировочный – для учащихся, без особых трудностей
осваивающих программу и желающих хорошо знать предмет.
o 3 уровень: творческий – выполняется по желанию, выполнение
стимулируется высокой оценкой, освобождением от заданий
уровня 1 и 2, сдача выполненных заданий происходит в любое
время в течение изученной темы.
Стараюсь создать ситуацию успеха на уроке английского языка.
Ситуация успеха на уроках иностранного языка выполняет функцию
коммуникативно – развивающей сферы и помогает учащимся
эффективно осуществлять иноязычное общение и взаимодействие друг
с другом и с педагогом.
Пресекаю любые попытки студентов высмеять неудачно или
что способствует
неправильно выразившегося обучающегося,
повышению активности студентов на уроке.
4 Применение игровых форм обучения.
Давно известно, что игра дает обучающимся возможность раскрыть свои
возможности в непосредственной обстановке. О роли игры в процессе
обучения говорили и говорят многие известные педагоги и психологи. Еще Л.
С. Выготский говорил, что именно в игре дети учатся усваивать общественные
функции и нормы поведения. Игра, как он отмечал, является «лучшей формой
организации эмоционального поведения» [7], ведет за собой развитие.
Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, так как игра это
всегда эмоции; а там, где эмоции, там активность, там внимание и
воображение, там работает мышление. И.А.Зимняя, психолог, занимающийся
вопросами обучения иностранным языкам в школе, так определяет место
игры в учебном процессе: «В основе обучения иностранному языку лежит
игра, которая является психологическим оправданием для перехода на новый
язык обучения» [8].
Так, например группе «Автомеханик» можно предложить следующие
игры:
Игра №1: «Части автомобиля»
Оборудование: картинки двух схем автомобилей.
В игре участвуют две команды. Им дается задание – собери автомобиль,
назвав части этого автомобиля на английском языке.
E.g.: There is a wheel in a car.
Побеждает та команда, которая правильно составила большее
количество предложений.
Игра №2: «Автомобиль мечты»
Каждая команда описывает автомобиль своей мечты используя заранее
приготовленные карточки.
E.g.: My car will have five – litre six – cylinder turbocharged engine. / В
моей машине будет пяти литровый шестицилиндровый турбо двигатель.
Игра №3: «В мастерской»
В игре участвуют две команды. Педагог вызывает по одному играющему
от каждой команды. Ученики дают различные распоряжения друг другу.
Каждый выполняет задание соперника.
5 E.g.: Change your spark plugs. / Поменяй свечи зажигания.
E.g.: Change a windshield and a headlights. / Смени лобовое стекло и
передние фары.
Побеждает та команда, которая правильно составила большее
количество предложений.
Игра №4: «На экзамене»
Педагог поочередно показывает представителям команд картинку
(задачи ПДД), надо объяснить что за знак или ситуация показана и
последующий алгоритм действий автомобилиста.
E.g.: Speed limit is 40 kilometers per hour near the populated area /
Ограничение скорости не более 40 км/ч в близи населенного пункта.
А в группе «Парикмахерское искусство» можно предложить следующие
задания:
Игра №1 – «Химическая завивка».
Дан диалог. И студентам предлагается задание заполнить пропуски.
Необходимые слова даны внизу в таблице
Dialogue
Client: Hello! Is this the hairdresser’s?
Hairstylist: Yes, it is. This way, please. Take a_______. Would you wait for a little while?
C: No problem.
H: Sorry, I have kept you waiting. I am at your_______ now. What will it be?
C: Shampoo, a new fashionable_______ and a set, please.
H: All right. Let me see your hair first. I am sorry, you have_______ .
(After a while)
C: What would you recommend?
H: “Head and Shoulders” shampoo.
C: And what about the haircut?
H: Please, have a look at the_______ of haircuts and take your choice.
(After a while)
C: I like this haircut. Will it_______ me?
H: I think, it will. I could _______ the front and leave the hair long at the back. Then I will thin your hair out to get the needed shape.
(After a while)
H: So, we can start with the setting. Where is it better to make a_______?
C: I wear my hair parted on the right.
H: Shall I set your hair with a_______, curling tongs or curlers?
C: I don’t know. I would like my set last longer.
H: I think it would be better to set your hair with a hairdryer. Some styling mousse and _______will help to hold the shape and add shine to your
hair.
C: Could you_______ the hair slightly on the top, please?
H: Here you are. Look into the_______, please. Do you like your hairstyle?
6 C: It looks_______! Just what I wanted. Thank you very much.
H: I am glad you like it. It_______ 1500 Rubles.
Haircut, lift ,album, suit,hairdryer, dandruff, wonderful,
Service, hairspray, costs, mirror, seat, shorten, parting,
Игра №2: «Рабочий стол парикмахера»
Студентам дают картинку и необходимо дать описание какие
необходимы инструменты для той или иной процедуры (стрижка,
окрашивание, укладка).
E.g.: For haircut – Wide tooth comb комбинированная расческа; сape пеньюар;
сlippersмашинка; scissors ножницы; blow dryer фен; curling ironплойка; flat
iron выпрямитель (утюжок); rollers бигуди.
Игра №3: «Виды причесок»
Дана картинка с определенным видом прически, надо перевести как
называется эта прическа и составить предложение с использованной данной
лексики.
E.g.: Plait/braid (AmE) коса. I like to do my hair in a plait. Я люблю заплетать
волосы в косу.
Игра №4: «В парикмахерской»
Прослушай запись (аудирование; заказ клиента) и выполни
необходимое.
Игра №5: «Действия парикмахера»
Перед вами карточки с глаголами. Разложите их согласно
последовательности действий при стрижке, укладке и т.д. и составьте
предложения с этими словами.
To comb – расчесывать. To cut – стричь. To style – укладывать. To dye –
красить. To highlight – мелировать. To wash – мыть. To dry – сушить. To
pin (up) – закалывать.
E.g.: I have a habit of pinning up my hair while cleaning the house. / У меня есть
привычка закалывать волосы во время уборки.
«Мозговой штурм» («brainstorming»), как метод активизации
творческого мышления, был разработан и описан американским психологом
Алексом Ф. Осборном в 1938 году. Этот метод стал очень популярен после
выхода в свет книги Осборна «Управляемое воображение: принципы и
процедуры творческого мышления». Он помогает преодолеть барьеры
психологической инерции, помогает избежать излишней критичности и
самокритичности, и активизирует ассоциативные способности человека. [9].
7 Например:
1.Озвучь представленную картинку. Попробуй отгадать кто там? (сварщики)
2.Озвучь сценку, разыграй ситуацию – ты строишь дом, что для этого нужно?
3.Помоги этим молодым людям устроиться на работу сиcтемным
администратором. Скажи от их имени, что они умеют делать.
4. Ты в парикмахерской. Объясни мастеру какую прическу, укладку и
окрашивание ты хочешь.
5. У тебя поломался автомобиль. Объясни что с ним не так.
Чтобы заинтересовать обучающихся процессом познания: научить их
ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснить результаты,
делать выводы, вовлекаю обучающихся в исследовательскую проектную
деятельность. Метод проектов коренным образом меняет функцию
обучающегося в образовательном процессе. Он делает ученика не объектом
процесса обучения, а его субъектом. Он позволяет делать чтото интересное
самостоятельно, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои
знания и показать результат.
Таким образом, овладение профессией и основам английского
составляет единый учебновоспитательный процесс, способствующий
повышению профессиональной подготовки обучающихся.
Изучение
английского языка не только помогает получать знания по спецпредметам, но
и дополнят, углублять их.
8 Литература
1. Мотивация.
[Электронный
ресурс]
–
https://iklife.ru/samorazvitie/motivaciyachtoetotakoeosnovnye
xarakteristikiividy.html
2. Gardner, R.C., Lambert W. E. 1984. Attitudes and Motivation in Second
Language Learning. Rowley, Mass.: Newbury House.
3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе – Москва:
Просвещение, 1998.
[Электронный
ресурс]
4. И.М. Кондюрина. Сущность экспрессивности в педагогической
–
коммуникации.
http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/1921/1/vestnik_40_25.pdf
–
Педагогическая энциклопедия.
https://vuzlit.ru/485765/problema_aktivizatsii_poznavatelnoy_deyatelnosti_
uchaschihsya
http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/2169/Хоомейлээр
%20БАК.pdf?sequence=3&isAllowed=y
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
[Электронный ресурс]
http://dob.1september.ru/article.php?
ID=200500510
Познавательная активность.
[Электронный ресурс]
–
[Электронный ресурс]
5.
6.
7.
–
8. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе
[Текст] / И.А. Зимняя – М.: Просвещение, 1991 – 222 с.
9. Осборн А.Ф. Прикладное воображение принципы и процедуры
[Электронный ресурс] –
творческого решения проблемы.
https://vikent.ru/author/983/
9
Научная работа "Роль познавательной активности у студентов СПО в процессе обучения английскому языку"
Научная работа "Роль познавательной активности у студентов СПО в процессе обучения английскому языку"
Научная работа "Роль познавательной активности у студентов СПО в процессе обучения английскому языку"
Научная работа "Роль познавательной активности у студентов СПО в процессе обучения английскому языку"
Научная работа "Роль познавательной активности у студентов СПО в процессе обучения английскому языку"
Научная работа "Роль познавательной активности у студентов СПО в процессе обучения английскому языку"
Научная работа "Роль познавательной активности у студентов СПО в процессе обучения английскому языку"
Научная работа "Роль познавательной активности у студентов СПО в процессе обучения английскому языку"
Научная работа "Роль познавательной активности у студентов СПО в процессе обучения английскому языку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.