В статье раскрывается потенциал мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей колледжа по развитию их познавательных способностей. Опираясь на труды А.К. Марковой, П.Я. ГГальперина была разработана программа развития понятийно-образного мышления и программа формирования мотивации к изучению философии. Обе программы успешно реализуются при условии составления на каждом занятии интеллектуально-мотивирующих карт
18.10.16. Усманова для ж-ла С миру по нитке..docx
1
Б.В. Илькевич
Л.Т. Усманова
Для нового журнала ГГУ из черновиков к учебному пособию «Использование
интеллектуальномотивирующих карт в процессе обучения философии
студентов художественных специальностей колледжа».
Использование интеллектуальномотивирующих карт в процессе
обучения философии будущих художников. 2
Опираясь на концепцию модернизации российского образования на
период до 2025 года, можно утверждать, что задача профессионального
образования состоит в подготовке образованных, высоконравственных,
творческих, инициативных людей, которые способны к самостоятельному
принятию ответственных решений в ситуации морального выбора,
прогнозированию их возможных последствий, способных к сотрудничеству,
применению общеобразовательных, гибких и оперативных художественных
знаний в новых условиях; отличающихся мобильностью, динамизмом,
конструктивностью; способных на выход из учебной деятельности в
самообразование и продолжающих учиться в течении всей жизни. Согласно
«Национальной доктрины образования в РФ», система образования призвана
обеспечить формирование у молодежи целостного миропонимания и
современного научного мировоззрения. Для реализации новых перспективных
задач имеется объективная необходимость в развитии интеллекта и
воспитания соответствующих качественных характеристик мотивации
учебной деятельности, потому что мотивационный потенциал играет роль
пускового механизма, определяющего, какие способности и в какой степени
студент будет развивать и использовать в процессе учебной деятельности [7]. 3
На начальном этапе исследования нами был выявлен низкий уровень
общей успеваемости студентов художественных специальностей колледжа,
при наличии нормальных, а у 2023 % хороших способностей,
безынициативность, слабый волевой контроль, непонимание важности
философских знаний в плане профессиональной успешности художника, т.е.
то, что сегодня называют почти полным отсутствием мотивации к изучению
дисциплины, в нашем случае философии. Одновременно, исследования Е.П.
Ильина, В.В. Гросс, Н.В. Севрюковой, В.Н. Филиппенко и др. и собственные
наблюдения позволили выявить у студентов художественных специальностей
колледжа наличие высокой эстетической потребности, способности к
целостнообразному восприятию окружающего мира, что, свидетельствует, об
определенных задатках интеллектуальных способностей и профессиональной
мотивации. По мнению Г.И. Худяковой, мы столкнулись с очевидным
разрывом «между общественно необходимым и фактическим уровнем
подготовки специалистов» художественных специальностей колледжа. 4
Реализовать требования ФГОС СПО по дисциплине «Основы
философии» такие показатели явно не позволяют. Осмысленное, ценностное,
качественное усвоение философских знаний характерно для учащегося
инициативного,
самостоятельного,
работоспособного,
активного,
способного к
заботящегося о развитии своего интеллекта,
самосовершенствованию и преодолению препятствий. Этот студент будет
вкладываться в определенное дело, в изучение какойлибо дисциплины не
потому, что так сказал преподаватель, а потому, что он сам этого хочет,
потому что это важно для него самого. Успешный художник должен обладать
такой мотивацией (побуждением к деятельности), которая придаст его
действиям целенаправленность, осмысленность, а изучение философии
сделает ценностно и личностно значимой деятельностью, в процессе изучения
которой знания из самоценности превращаются в компетентность будущего
художника.
В поисках наиболее привлекательной учебнопознавательной
деятельности для будущего художника, мы столкнулись с информацией об
интеллекткартах, которые стали популярны, благодаря распространению
книг английского психолога Т. Бьюзена и его брата, профессора
Вестминстерского университета Б. Бьюзена [5,6].
Набирая популярность, метод интеллекткарт привлек внимание
педагогов и натолкнул на мысль эффективного применения в учебном
процессе для формирования когнитивных способностей, а также для
запоминания сложного материала, передачи информации или прояснения для
Российские педагогиисследователи: Е.А.
себя какогото вопроса.
Бершадская, М.Е. Бершадский, С.В. Бехтерев, Е.П. Боков, А.Ю. Федосов и
др.[1, 2, 3, 4, 10], воспользовавшись картами памяти Т. Бьюзена [5, 6], смогли
превратить процесс обучения в увлекательное и очень эффективное занятие,
повысив при этом эффективность мыслительной деятельности учащихся [7]. 5
Анализируя возможность использования данного метода на учебных
занятиях, следует опираться на то обстоятельство, что интеллекткарта
позволяет наглядно на одном листе изобразить несущую конструкцию темы
или предмета в целом. С другой стороны, как отмечает в своей статье
«Использование метода интеллекткарт в образовательном процессе» Е.Ф.
Костюкевич, интеллекткарта может помочь разрешить когнитивные
проблемы учащихся, потому что она способна сделать их визуально
наблюдаемыми. В свою очередь, визуализация процессов мышления позволяет
педагогуисследователю решить следующие задачи:
– осуществлять ведение мониторинга когнитивных и личностных
изменений, которые происходят с учащимися в процессе обучения;
– проводить разработку и реализацию программ коррекции когнитивных
и эмоциональных затруднений;
– осуществлять формирование коммуникативной компетентности в
процессе групповой деятельности по составлению интеллекткарт;
– развивать общие, учебные умения студентов, которые связаны с
восприятием, переработкой и обменом информацией;
– наблюдать улучшение всех видов памяти учащихся;
– значительно ускорять сам процесс обучения;
– осуществлять формирование организационнодеятельностных умений;
– целенаправленно развивать умения, связанные с метакогнитивным
контролем собственной интеллектуальной деятельности [7].
В работах российских педагоговисследователей [1, 2, 3, 4, 10], а также
в результатах исследований, проведенных в Гжельском государственном
университете [8], содержится подтверждение следующих преимуществ
преподавания с помощью интеллекткарт: 6
– приковывая к себе внимание обучаемых с помощью интеллекткарты,
преподаватель создает на занятии атмосферу радости, взаимопомощи и
сотрудничества, что мотивирует их на выполнение поставленной задачи;
– в материал своей лекции преподаватель может быстро вносить
поправки, постоянно повышая ее актуальность, потому что вся лекция
буквально находится перед глазами, «на ладони»;
– целостность восприятия информации, выделение структурных связей
в интеллекткарте повышает качество преподавания и более глубокое
усвоение учебного материала.
– сам преподаватель может быстро освежить в памяти прошлый
материал лекций по готовым интеллекткартам, и от студентов он добивается
систематического повторения пройденного материала по их многомерным
конспектам (интеллекткартам);
– объем материала, изложенного в форме интеллекткарты значительно
меньше привычного конспекта [7].
Исследования применения приема интеллекткарт в учебном процессе
колледжа Гжельского Государственного университета в совокупности с
теоретическим анализом работ педагоговисследователей позволили нам
адаптировать интеллекткарты к будущим художникам, изучающим
философию. В результате, можно говорить, что разработанные в процессе
синтеза педагогических подходов интеллектуальномотивирующие карты
позволяют развивать познавательные способности,
(далее ИМК)
стимулируют и формируют абстрактное мышление студентов
художественных специальностей. Составление интеллекткарт на каждом
занятии по дисциплине «Основы философии» позволило нам выявить
существенное повышение активности студентов и проявление явной
заинтересованности, желания освоить этот метод осмысления философской
информации и в дальнейшем использовать его в качестве инструмента 7
совершенствования понятийнообразного мышления. Метод наглядности
всегда использовался педагогами. В нашем случае интеллектуально
мотивирующая карта, которая составляется самим студентом, не только
позволяет запомнить изучаемый материал, но и способствует его осознанному
осмыслению и пониманию.
Остановимся на отличиях интеллектуальномотивирующей карты от
интеллекткарты Бьюзена. К ним можно отнести следующее:
1. Используя способность художника к целостному восприятию мира,
преподаватель добивается от студента изображения карты в форме
целостного образа, законченной картины.
2. Рисункиассоциации, стрелки и другие элементы ИМК выполняются
красиво, четко, аккуратно, что требует от будущего художника проявления
его профессиональных, художественных способностей.
3. Самооценка студента касается не только содержательной части
карты, но и ее эстетической, художественной ценности, что очень важно для
формирования и развития мотивов самоактуализации студента как
творческой личности. По сути, ИМК является не только средством усвоения
материала, но и в известном смысле произведением искусства.
Большие затраты времени на составление ИМК компенсируются
формированием профессиональной, художественной мотивации и мотивации
к изучению философии, философскому мышлению.
ИМК по философии составляется студентом по конспекту лекции или
материалу учебника и в этом смысле представляет собой «чужой опыт»,
зафиксированный в понятиях. С другой стороны, создавая свою работу,
студент сам выбирает формы, размер и направления стрелок, цвет, объем
рисунков и других графических изображений, ассоциируемых с выделенными
понятиями, используя тем самым свой субъективный опыт и свое
индивидуальное видение объекта. Таким образом, синтез субъективного 8
опыта студента с общественноисторическим опытом при умелом управлении
со стороны преподавателя ведет к эффективному усвоению новых
философских знаний.
Длительные наблюдения за использованием приема интеллектуально
мотивирующих карт в процессе обучения философии студентов
художественных специальностей позволили сделать определенные выводы.
Интеллектуальномотивирующие карты, являясь способом содержательного
обобщения философских знаний, способствуют проникновению учащихся в
сущность изучаемых явлений за счет знакомства не с отдельными, частными
вопросами, а с наиболее общими положениями и законами бытия. В процессе
составления карт обеспечивается последовательный переход к рассмотрению
конкретных вопросов как частных случаев общей закономерности. Вариации с
величиной, толщиной и цветом шрифта способны закреплять в сознании
различную значимость тех или иных ассоциативных связей, их ценностную
ориентацию, а сама возможность использовать цвет и рисунок ведет к
формированию понятийнообразного мышления, раскрывает мыслительные
способности будущих художников, обеспечивает развитие абстрактного
мышления и становление профессиональной компетентности.
Литература
1. Бершадская Е.А., Бершадский М.Е. Модель применения метода
интеллекткарт в образовании. Эффективные образовательные технологии
[Электронный ресурс]. – М.: ООО «Дистанционные технологии и
образование», 2010. – Вып. 2. – 1.
2. Бершадский М.Е. О методе интеллекткарт [Электронный ресурс]
2013. – Режим доступа: http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/032.
3. Бехтерев, С.В. Майндменеджмент: решение бизнес задач с помощью
интеллект карт. Под ред. Г. Архангельского. – 4е изд., перераб. и доп. – М.:
Альпина Паблишер, 2011. – 308 с. 9
4. Боков Е.В. К вопросу о разработке современных педагогических
технологий. Педагогика.– 2012 – № 9.– С. 118120.
5. Бьюзен Т. и Б. Интеллекткарты. Практическое руководство. Пер. с
англ. Е.А. Самсонов. – Минск: Поппури, 2010. – 352 с.
6. Бьюзен Т. Суперпамять. Пер. с англ. Е.А. Самсонов. – Минск: ООО
«Попурри», 2008.– 208 с.
7. Илькевич Б.В. Использование интеллектуальномотивирующих карт в
процессе обучения философии студентов художественных специальностей:
учебное пособие / Б.В. Илькевич, Л.Т. Усманова – Гжель: ГГУ, 2016. – 63 с.
8. Усманова Л.Т. Интеллектуальномотивирующее обучение философии
студентов художественного отделения колледжа // Человек и образование. –
2014.– № 3. – С.103107.
10. Федосов А.Ю., Белова Е.Ю. Применение интеллекткарт на
интегрированных занятиях по информатике в начальной школе. Применение
новых технологий в образовании: Тез. докл. XXV междунар. конф., 2526
июня 2014 г. [Электронный ресурс] / ИТОТроицк2014. – Троицк Москва,
2014. – С.6971. – Режим доступа: http://tmo.ito.edu.ru/2014/conf
Научная статья по педагогике
Научная статья по педагогике
Научная статья по педагогике
Научная статья по педагогике
Научная статья по педагогике
Научная статья по педагогике
Научная статья по педагогике
Научная статья по педагогике
Научная статья по педагогике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.