Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"
Оценка 5

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 3
3 кл—5 кл
25.02.2018
Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"
В быстро меняющемся современном мире общество значительно чаще переосмысливает заказ школе, изменяет цели и задачи школьного образования. Необходимы нестандартные подходы к образованию. В статье рассматривается именно психологический подход к учащимся с ЗПР. Описываются методы арттерапии, сказкотерапии, нейропсихологии и их адаптация в образовании.научная статья
Применение психологических методов для развития творческого мышления на уроке с детьми ОВЗ.docx
Введение В   быстро   меняющемся   современном   мире   общество   значительно   чаще переосмысливает   заказ   школе,   изменяет   цели   и   задачи   школьного   образования. Подходы,   связанные   с   чисто   механическим   накоплением   и   воспроизводством информации уже   не оправдывают себя. Происходит ограничение мыслительного процесса   ребёнка   исключительно   известными   явлениями   и   фактами.   Возникает необходимость   применения   в   педагогической   деятельности   творческих, оригинальных   методов   и   приёмов,   включения   учащихся   в   творческую деятельность.  Особенно   творческая   деятельность   имеет   огромное   значение   для обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   так   как   это   дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне   специальных   условий   обучения   и   воспитания.   Такими   специальными условиями   могут   быть   различные   методы   на   уроке,   развивающие   творческие способности   детей   с   ОВЗ.     В   процессе   творческой   деятельности   у   ребёнка   с ограниченными   возможностями   здоровья   усиливается   ощущение   собственной личностной   ценности,   активно   строятся   индивидуальные   социальные   контакты, возникает   чувство   внутреннего   контроля   и   порядка.   Кроме   этого,   творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Через творческую деятельность активизируется   мыслительная   деятельность,   что   позволяет   повысить эффективность обучения обучающегося. Выход из создавшегося положения в настоящее время может быть найден при   использовании   в   процессе   преподавания   специальных   психологических методов,   необходимых   для   развития   творческих   способностей   и   активизации мыслительной   деятельности   у   обучающихся   с   ограниченными   возможностями здоровья, что позволит:    повысить познавательный интерес учащихся с ОВЗ; облегчить процесс усвоения любого учебного материала; уменьшить утомление, напряжение и усталость на уроке, мобилизовать энергетические ресурсы.  Таким образом, актуальность работы обусловлена:  Созданием на современном уроке специальных условий для обучения детей с ОВЗ с помощью включения в урок психологических методов, развивающих творческие способности и познавательный интерес; Необходимостью   разработки   комплекта   учебно­методических материалов к урокам при условии использования психологических методов для развития   творческих   способностей   и   познавательного   интереса   обучающихся   с ОВЗ. Цель  педагогической  деятельности  ­  развитие   творческих  способностей  и познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ на современном уроке с помощью психологических методов. 3 Объектом   является   процесс   развития   творческих   способностей   и познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ на современном уроке с помощью психологических методов. Предмет   ­   эффективность   формирования   творческих   способностей   и познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ на современном уроке с помощью психологических методов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1.   Изучить   литературу   по   проблеме;   подобрать   психологические   методы, направленные на развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся   с   ОВЗ,   подобрать   методики   для   проверки   эффективности предложенного подхода. 2.   Проанализировать   психологические   методы   с   точки   зрения   их эффективности в обучении.  3. Разработать разнообразные дидактические, презентационные материалы ко всем урокам начальной школы. 4.   Провести   апробирование   разработанной   системы   в   практике   работы. Оценить эффективность предложенной системы работы на основе исследования результативности формирования общеучебных умений и  навыков обучающихся в период апробации; определить перспективы развития системы работы педагога. В процессе работы использовались следующие методы:  Арт­терапевтические:   изотерапия,   игротерапия,   музыкотерапия, коллаж, цветотерапия, сказкотерапия, имитационное моделирование, оригами;  Нейропсихологические:   дыхательные   упражнения     «Шарик»;   «Пьём воздух»;   глазодвигательное   упражнение     «Пол,   нос,   потолок;   упражнение   на развитие   слухового   гнозиса     «Угадай   по   голосу»;   упражнение   на   развитие коммуникативных навыков «Зеркало»; упражнение на развитие памяти «Цепочка слов»; упражнения на развитие межполушарного взаимодействия («кулак­ребро­ ладонь», «колечко», «ухо­нос»).  Методы   релаксации:   упражнение   «Стряхиваем   воду   с   пальцев», «Лимон», «Ленивая кошечка», «Задуй свечу». 4 Аналитическая часть Этапы работы На   первоначальном   этапе   2014­2015   г.г.   проводилось   изучение   проблемы формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями   здоровья,   а   уже   в   2015­2016   г.г.   в   процессе   работы   в коррекционных   классах   дополнилось   изучением   роли   применения психологических (арттерапевтических, нейропсихологических и релаксационных) методов   и   приёмов   на   современном   уроке   с   целью   развития   творческого потенциала учащихся с ОВЗ, развития их познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности. Таким образом сложились два этапа работы: 1. 2014­2015 г.г. Формирование универсальных учебных действий учащихся с ОВЗ в процессе изучения основных предметов начальной школы. 2.   2015­2016   г.   г.   Изучение   психологических   методов,   направленных   на развитие   творческих   способностей   и   познавательного   интереса   с   целью применения   их   в   педагогической   деятельности   для   повышения   качества образования обучающихся с ОВЗ. Теоретическая база Выдающиеся педагоги М.С. Певзнер, В. А. Сухомлинский, К.Д Ушинский, К.С.  Лебединская,  Выготский  и другие  показали, что  влияние  деятельности  на развитие   детей   зависит   от   эмоционального   отношения   к   ней.   «Деятельность, выполняемая   с   охотой,   желанием   мобилизует   психические   и   физически   силы организма и способствует их развитию, радует детей, когда им удаётся решить поставленную задачу,  достигнуть намеченную цель, получить хороший результат, радость успеха окрыляет ребёнка. Для детей со сниженным интеллектом это имеет особенно   большое   значение,   так   как   не   интересная   монотонная   работа способствует   тому,   что   у   них   пропадает   интерес   к   ней   и   сколько   бы,   потом учитель не стремился убедить в полезности этой работы, интерес к ней у учащихся не   восстанавливается»   [5].   Следовательно,   на   каждом   уроке   учитель   должен применять   оригинальные,   нестандартные   методы   работы,   чтобы   заинтересовать ученика и развить его творческие способности. Существует множество психологических методов, направленных на развитие творческих   способностей   обучающихся   с   ОВЗ,   активизирующих   мыслительную деятельность,   повышающих   познавательный   интерес   и   позволяющих   построить урок наиболее интересно. 5 Одним   из   направлений   моей   педагогической   деятельности   является применение   на   уроках   различных   видов   арттерапии.   «Искусство   уникальным образом   воздействует   на   человека,   даёт   преобразующую   силу   его   внутренним ресурсам,   способствует   личностному   росту   и   благотворно   влияет   на   психику. Искусство и есть та сила, которая обеспечивает человеческому организму баланс и равновесие» [1]. «Искусство   как   особая   форма   духовно­практической   деятельности пробуждает у детей воображение и фантазию, что является противоядием против детской жестокости» [14]. Рисование даже без какого­либо вмешательства учителя ­   это   мощное   средство   самовыражения,   которое   помогает   ребёнку самоидентифицироваться и обеспечивает путь для проявления чувств. Сущность арт­педагогики в большей степени выражается в «воспитательной функции, направленной к тому, чтобы воздействовать на нравственно­этические, эстетические, коммуникативно­рефлексивные основы личности и способствовать ее   социокультурной   адаптации   с   помощью   искусства.   Арт­педагогика   ­   это воспитание   искусством,   творчеством,   а   арт­терапия   ­   это   союз   искусства   и психологии» [14]. Техника   арт­терапии   основана   на   утверждении,   что   «любой   человек, независимо   от   того,   обучался   он   рисованию   или   нет,   обладает   способностью проецировать свои внутренние конфликты в результатах своего творчества» [12]. Другими словами рисунки детей отражают их внутренние переживания. Привнося в работу частицу себя, ребенок создает не просто рисунок, а образ своего "Я". В процессе работы, выраженные таким образом конфликты, переживаются заново, разрешаются и приобретают завершенность. Помимо этого, «процессы, связанные с художественным   творчеством,   сами   по   себе   обладают   лечебными   свойствами. Известно,  что   синий   цвет   оказывает   успокаивающее   действие,   снимает   спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит; фиолетовый – оказывает угнетающее воздействие   на   психические   и   физиологические   процессы,   снижает   настроение; красный   –   активизирует,   повышает   физическую   работоспособность,   вызывает ощущение   теплоты,   стимулирует   психические   процессы;   зеленый   –   оказывает благотворное   влияние   на   ослабленных   детей,   он   успокаивает,   создает   хорошее настроение; желтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия. Каждый   человек   имеет   свое   представление   о   цвете»   [3].  То   как   используются цвета, какие из них преобладают, какие отсутствуют в рисунке, какие скрывают другие цвета, ­ дает педагогу полезную информацию о ребенке. Результатами   арт­терапевтической   работы   являются   ­   развитие коммуникативных   навыков,   «с   помощью   творчества   преодолевается   негативное отношение друг к другу, дети становятся дружелюбными и более контактными; внимание   становится   более   устойчивым; значительно   улучшается работоспособность детей; и самое главное ­ «внутренний» мир ребенка становится более понятен педагогам, родителям, близким людям, дети получают уникальную возможность выразить себя и быть при этом услышанными» [4].   6 Современная арт­терапия включает в себя следующие «направления:  изотерапия   —   лечебное   воздействие   средствами   изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно­прикладным искусством и т. д.;  имаготерапия   —   воздействие   через   образ,   театрализацию, драматизацию;  музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;  сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;  игровая терапия;  оригами;  коллаж и др.» [10]. В   своей   педагогической   деятельности   я   применяю   методы   изотерапии (рисование,   пластилинография,   лепка),   оригами,   коллаж,   музыкотерапии, сказкотерапии, методы игровой терапии. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно­развивающей   образовательной   среды,   обеспечивающей   равные   с обычными детьми возможностями. Среди современных средств и направлений все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами. «Такие   занятия:   повышают   активность   правого   полушария   мозга   и уравновешивают работу обоих полушарий; повышают уровень интеллекта в целом; активизируют   творческое   мышление;   повышают   и   стабилизируют   на   высоком уровне психоэмоциональное состояние; снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям; улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев; улучшают память и глазомер» [12]. Эти наблюдения одинаково ценны как для работы со здоровыми детьми, так и с детьми с ОВЗ. Занятия   оригами   способствуют   воспитанию   усидчивости,   аккуратности, самостоятельности,   целеустремлённости.   Оно   знакомит   детей   с   основными геометрическими   понятиями,   происходит   развитие   глазомера,   одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. «Оригами   активизирует   мыслительные   процессы»   [2].   В   процессе конструирования   у   ребенка   возникает   необходимость   соединения   наглядных символов   (показ   приемов   складывания)   со   словами   (объяснение   приемов складывания)   и   перевод   их   значений   в   практическую   деятельность,   т.   е. самостоятельное   выполнение   действий.   И,   конечно,   развивает   привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. В своей педагогической деятельности я применяю метод оригами не только на уроках технологии, но и на уроках окружающего мира. В процессе изучения какой­либо темы учащиеся конструируют и визуализируют понятие.  В   процессе   рисования   и   лепки   у   детей   развивается   «мелкая   моторика ладоней   и   рук»,   которая   напрямую   связана   с   формированием   интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления [12].  7 Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха. В   своей   педагогической   деятельности   я   применяю   пластилинографию   и рисование   в   процессе   обучения   окружающему   миру,   литературному   чтению, изобразительному   искусству;   лепку   и   современные   так   называемые   раскраски антистресс. На занятиях литературой большое внимание уделяю созданию произвольных ассоциативных иллюстраций к прочитанному тексту, систему образов, коллажей и другому. Одним из видов арттерапии на уроках литературы является работа с природным   материалом,   когда   ребёнок   пробует   не   только   в   красках,   но   и   в поделках   преломлять,   осмыслять   прочитанное,   пробовать   анализировать произведение, давать своё представление о героях, позиции автора. Ручной труд способствует развитию сенсоромоторики ­ согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию   координации   движений,   гибкости,   точности   в   выполнении действий. Это очень помогает в совокупности с работой над техникой чтения, выразительностью речи, формированием умения рассуждать, формулировать свою точку зрения, решать основную задачу – способствовать социализации ребёнка, получению им обязательного базового стандарта по русскому языку и литературе. Также   в   своей   педагогической   деятельности   в   процессе   обучения литературному чтению я применяю сказкотерапию. «Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья   младшего   возраста,   которые   испытывают   затруднения   в   физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и   открытым   для   понимания   детей.   Метод   сказкотерапии   позволяет   решать проблемы   эмоционально­волевого   контроля   поведения.   Он   знакомит   детей   с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Сказкотерапия   развивает   личность   ребенка   посредством   многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения» [8; 9; 13]. Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость.  Основной целью сказкотерапии является: ­ снятие эмоционального напряжения; ­ создание игровой доверительной атмосферы в группе; ­ установление межличностных контактов между детьми; ­   формирование   у   детей   адекватной   самооценки,  умения   принятия   своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям; 8 ­ развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок; ­ развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах; ­ развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми. На уроках русского языка, математики и окружающего мира я применяю методы   игротерапии.   «В   процессе   игры   создаются   благоприятные   условия   для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык   сотрудничества),   считаться   с   интересами   других   (взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение»   [1;   12;   14].   Игра   помогает   развивать   любознательность,   облегчить процесс   усвоения   знаний,   сделать   любой   учебный   материал   доступным   для каждого учащегося. Игротерапия   является   одним   из   эффективных   методов   лечебно­ педагогического   воздействия   на   детей,   проводимый   с   определенной   целью   и выполняющий следующие функции: ­ коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив; ­   релаксационную   –   снятие   эмоционального   напряжения,   вызванного нагрузкой на нервную систему; ­   воспитательную   –   психотренинг   и   психокоррекция   отклоняющегося поведения; ­   развивающую   –   развитие   психических   процессов   и   ВПФ,   двигательной сферы; ­ дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире. Цель игротерапии: коррекция и компенсация дефектов в развитии детей, для того чтобы учащиеся могли успешно усваивать школьную программу обучения. Задачи: ­ развитие и коррекция мелкой моторики рук; ­   развитие   и   коррекция   внимания   и   всех   видов   восприятия,   особенно пространственного, активизация словаря; ­ формирование познавательной деятельности; ­ развитие эмоционально­волевой сферы; ­ формирование коммуникативных навыков; ­   формирование   визуального   и   эмоционального   контакта   с   педагогом   и одноклассниками; ­ формирование навыка ориентировки за столом; ­ выполнение действия или действий по заданной инструкции [2; 12; 14]. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он   вызывает   у   детей   эмоциональный   подъем,   повышает   работоспособность, 9 которая переходит в творчество. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал. На уроках русского языка применяю следующие игры: 1. «Найди слова в картине». Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине “Деревня” ­ деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка.  2. При изучении темы «Имена собственные» попросить детей придумать свои клички для животных, отображая их внешний вид или повадки. 3.   Игра   «Лишнее   слово».   Из   целого   ряда   слов   ученикам   нужно   сначала убрать одно «лишнее слово», обосновав свой ответ, потом из оставшихся ещё одно, затем ещё одно, пока не останутся два­три «нужных слова». Эта игра полезна тем, что   ученикам   невольно   приходится   сравнивать   предложенные   слова   по   разным признакам: по лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д., — что ведёт к отработке перечисленных понятий. 4. При изучении темы «Однокоренные слова» на уроке – игре «Путешествие в   страну   родственных   слов»   ученики   с   удовольствием   подбирают   группы родственных   слов   (САД:   садик,   посадка,   садовод,   садовник,   рассада;   ЦВЕТ: цветик, цветник, цветок, соцветие, цветение, цветущий, зацвели, расцветали; и др.), оформляя их в красочные рисунки. 5. Составление кроссвордов со словарными словами. 6. Составление ребусов. На уроках математики использую следующие игровые методы: 1.   Дорисуй   так,   чтобы   получился   какой­то   предмет.   Игра   «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур. 2. Раздели фигуры на группы. 3. Сочинение математических сказок. 4. Составление рисунков, узоров из треугольников, квадратов и кругов. 5. Составление задач и примеров. 6. Составление ребусов. На уроках окружающего мира использую следующие игровые методы: 1. Загадки. 2. Викторины. 3. «Угадай, что в мешочке». Описать признаки, воспринимаемые на ощупь. Игровые   действия:   угадывание   на   ощупь   предмета.   Правила:   по   выбору педагога ученик не вытаскивая, нащупывает предмет и описывает его, а остальные должны   назвать   предмет.   После   этого   ребёнок   вытаскивает   его   из   мешочка   и показывает, что в руке. Названный предмет обратно в мешочек не опускают. 4. Логические задачи. Это рассказ – загадка, в данном случае о природе, ответ   на   которую   может   быть   получен,   если   ребята   уяснили   для   себя определённые   связи   и   закономерности   природы.   Получая   речевую   логическую 10 задачу,  дети  попадают   в  ситуацию,  когда   должны   использовать   разные   приёмы умственной   деятельности   (сравнение,   рассмотрение   явлений   с   разных   сторон, поиск   путей   решения),   это   стимулирует   развитие   самостоятельности познавательных процессов. 5. Составление кроссвордов и ребусов. 6.   Визуализация   изученных   объектов   природы:   рисование,   лепка   или создание пластилиновых картин, оригами. На уроках литературного чтения использую следующие игры: 1. Игра в рифму. 2. Подобрать к словам синонимы и антонимы.   3. Синквейн.     4.   Импровизированное   устное   сочинительство  развивает   эстетическое чувство,   воображение   и   языковую   культуру.   Например,   попросить   детей рассказать о чём­нибудь так, чтобы стало жалко (трогательно), или весело, или   скучно,   или   торжественно.   Такое   упражнение   развивает   чувство интонации,   необходимое   для   восприятия   художественного   произведения   и воображение, эмоциональность речи. Кроме арттерапевтических методов в своей педагогической деятельности я применяю «методы нейропсихологии» [6; 11; 15], направленные на активизацию высших   психических   функций   учащихся   с   ограниченными   возможностями здоровья. Данные методы я применяю на каждом уроке. 1. Дыхательные упражнения: улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль. 1.1. «Шарик». Сидя на полу. Вдох. Детям предлагается начать вдох, надувая в   животе   шарик,   например,   красного   цвета   (цвета   необходимо   менять).   Пауза (задержка дыхания). Выдох. 1.2. «Пьём воздух». Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза.  Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и шумом «пьют» воздух. 2.   Глазодвигательные   упражнения.  Позволяют   расширить   поле   зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка   развивают   межполушарное   взаимодействие   и   повышают   энергетизацию организма. Движения глаз активизируют процесс обучения. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. 2.1. «Пол­нос­потолок».  3. Упражнение на развитие слухового гнозиса.  3.1. «Угадай по голосу». 4. Упражнения на развитие коммуникативных навыков. 4.1. «Зеркало». Дети разбиваются на пары и становятся лицом к друг другу. Один выполняет замедленные движения, а другой должен их в точности повторять, как зеркальное отражение. 5. Упражнения на развитие памяти. 11 5.1.  «Цепочка   слов».  Один   придумывает   слово,   следующий   придумывает слово, которое начинается на ту букву, на которую заканчивается предыдущее слово и т.д. 6.   Упражнения   на   развитие   межполушарного   взаимодействия.   Улучшают мыслительную   деятельность,   синхронизируют   работу   полушарий,   способствуют улучшению  запоминания,  повышают  устойчивость  внимания, облегчают  процесс письма. 6.1.  Рисование   геометрических   фигур   двумя  руками  в   тетради.  Может применяться на уроке математики. 6.2.  Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.  Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 6.3.  Кулак   –   ребро   –   ладонь.  Три   положения   руки   на   плоскости   стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8­10 раз. При   усвоении   программы   или   при   затруднениях   в   выполнении   помогайте   себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя. 6.4. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот. 6.5. Горизонтальная восьмерка. Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно. Перечисленные   выше   нейропсихологические   методы   можно   использовать либо на физкультминутках, либо как составляющая урока. На уроках для снятия напряжения я применяю методы релаксации. «Цель релаксации — снять умственное напряжение» [7], дать детям небольшой отдых, вызвать   положительные   эмоции,   хорошее   настроение,   что   ведёт   к   улучшению усвоения материала. Иногда   достаточно  3­5   минут   веселой   и   активной   игры   для   того,  чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию, не выходя из класса. Примеры методов релаксации: 1.  «Стряхиваем   воду   с   пальцев».  Инструкция:   примите   исходное положение:   руки   согнуты   в   локтях   ладонью   вниз,   кисти   пассивно   свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5­10 секунд). Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в 12 кулак,   чтобы   яснее   чувствовалась   разница   в   напряженном   и   расслабленном состоянии мышц. 2.  Упражнение «Лимон».  Инструкция:  опустите руки вниз и представьте себе,   что   в   правой   руке   находится   лимон,   из   которого   нужно   выжать   сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Выполните это же упражнение левой рукой. 3.  Упражнение «Ленивая кошечка».  Инструкция:  поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело. Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!». Также повторите упражнение несколько раз. 4. Упражнение «Задуй свечу». Инструкция: Сделайте глубокий спокойный вдох,   набирая   в   легкие   как   можно   больше   воздуха.  Вытянув   губы   трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у­у­у». Повторите упражнение 5­6 раз. Я стараюсь целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы детям на уроке приходилось мыслить творчески, креативно, нестандартно. Через   психологические   методы   (арттерапевтические),   которые   развивают творческое   мышление   и   активизируют   мыслительную   деятельность,  учащиеся   с ОВЗ легко включаются в образовательный процесс, повышается познавательный интерес, мотивация к учению. Учащиеся не устают на уроке, через творческую деятельность   и   специальные   методы   эффективно   усваивают   учебный   материал. Такой   подход   позволяет   мне   постоянно   стимулировать   творческое   мышление ученика,   а   также   обеспечивает   интегративный   подход   в   решении   остальных образовательных задач моей педагогической деятельности. Результаты педагогической деятельности 1. Динамика успеваемости по предметам начальной школы Математика Окружающи Русский язык Литературн ое чтение 2014- 15 3 3 3 3 3 3 4 3 3 3 4 2015- 16 3 3 4 4 3 3 4 4 3 4 4 2014- 15 3 3 3 3 3 3 4 4 3 3 4 2015- 16 4 3 3 4 4 4 5 4 3 3 4 2014- 15 3 3 3 4 3 3 4 3 3 4 3 2015- 16 4 3 3 4 4 3 5 3 3 4 4 й мир 2014- 15 3 3 4 4 4 3 3 4 4 3 4 2015- 16 4 4 5 4 5 4 3 4 5 3 4 Изобразитель ное искусство 2015- 2014- 16 15 4 3 4 4 5 4 4 5 5 4 5 5 4 3 4 4 4 4 4 3 5 5 Технология 2014- 15 4 4 4 4 5 4 5 3 4 4 4 2015- 16 4 5 5 5 5 4 5 4 4 5 5 13 3 3 3 4 3 3 3 3 4 5 5 5 Таблица 1. Сводная ведомость успеваемости по всем предметам начальной школы за два года В  таблице 1 представлены  годовые  оценки  по всем предметам начальной школы за 2014­2015 и 2015­2016 учебные годы. По всем предметам наблюдается положительная   динамика,   что психологические   приёмы   и   методы,   используемые   мной   в   педагогической деятельности   эффективны.   Особенно   повысились   результаты   по   окружающему миру,   литературному   чтению,   изобразительному   искусству   и   технологии.   В процессе   обучения   данным   предметам   использовались   методы   изотерапии   и   её виды, сказкотерапия, методы нейропсихологии и релаксации.   можно   предположить,   следовательно, 2. Результаты итоговой аттестации учеников выпускного четвёртого класса. Количество сдавших 12 из 12 9 из 12 12 из 12 Качество знаний 47% 42% 57% Русский язык Математика Литературное чтение Окружающий мир Таблица 2. Результаты итоговой аттестации четвёртого класса коррекции 12 из 12 72% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% В   таблице   2   и   на   диаграмме   показаны   результаты   итоговой   аттестации (городских и школьных контрольных работ) четвёртого коррекционного класса. Наиболее высокие результаты получены по окружающему миру и литературному чтению,  поэтому   можно   предположить,  что   используемые   в  процессе   обучения данным   предметам   психологические   методы   (пластилинография,   оригами, сказкотерапия, рисование, лепка, работа с природным материалом, игры и т. д)   Самые   низкие   результаты   по   математике, являются   эффективными. 14 следовательно,   необходимо   включать   в   процесс   обучения   математике   больше игровых технологий, нестандартных приёмов работы. 3. Сравнительный анализ результатов контрольных работ по всем предметам начальной школы за 2014­2015 и 2015­2016 учебные годы. Процент качества по русскому языку (2014-2015 учебный год) 6 5 4 3 2 1 0 Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4 % «5» % «4» % «3» % «2» 500% 400% 300% 200% 100% 0% 3 четверть 2 четверть 1 четверть 1 2 3 4 2 четве рть 3 четве рть Ряд 1 Ряд 2 Ряд 3 0 % 0 % 41 % 66 % 50 % 33 % 8 % 0 % 0 % 1 6 % 5 8 % 2 5 % Наблюдается   повышение   количества   четвёрок   от   четверти   к   четверти   и снижение количества удовлетворительных и неудовлетворительных оценок. 15 Процент качества по русскому языку (2015-2016 учебный год) 1 четверть % «5» 0 % % «4» 33 % % «3» 58 % % «2» 8 % 2 четверть 8 % 58 % 33 % 0 % 3 четверть 8 % 66 % 25 % 0 % 450% 400% 350% 300% 250% 200% 150% 100% 50% 0% 3 четверть 2 четверть 1 четверть 1 2 3 4 В  сравнении  с показателями  2014­15 учебного года,  процент  качества  по русскому языку за 2015­16 учебный год выше. Появились высшие баллы, исчезли двойки,   увеличилось   количество   четвёрок.   Следовательно,   игровые   и психологические   методы,   оказались эффективными.   которые   применялись   в   работе, 1 четверть Процент качества по математике (2014-2015 учебный год) 3 четверть 8 % 50 % 41 % 0 % 2 четверть 8% 41 % 41 % 8 % % «5» 0 % % «4» 16 % % «3» 41 % % «2» 33 % 500% 400% 300% 200% 100% 0% 1 2 3 4 3 четверть 2 четверть 1 четверть 16 По данным за 2014­2015 учебный год по математике наблюдается тенденция к увеличению количества четвёрок к третьей четверти и уменьшению количества оценок   «неудовлетворительно».   Количество   оценок   «удовлетворительно»   не изменяется   от   четверти   к   четверти.   В   целом   от   четверти   к   четверти   идёт повышение   качества   знаний,   что   говорит   о   том,   что   применяемые   игровые технологии на математике эффективны. 1 четверть Процент качества по математике (2015-2016 учебный год) 3 четверть 16 % 66 % 16 % 0 % 2 четверть 8% 50 % 41 % 0 % % «5» 16 % % «4» 16 % % «3» 66 % % «2» 0% 450% 400% 350% 300% 250% 200% 150% 100% 50% 0% 3 четверть 2 четверть 1 четверть 1 2 3 4 По   сравнению   с   2014­2015   учебным   годом   процент   качества   знаний   по математике   в   2015­2016  учебном   году   увеличивается.   Увеличилось   количество оценок «отлично», к третьей четверти процент оценок «хорошо» вырос до 66%. Значительно   уменьшилось   количество   «удовлетворительных»   оценок   и   совсем отсутствует оценка «неудовлетворительно». Динамика качества знаний показывает эффективность применяемых методов. Процент качества чтения (2014-2015 учебный год) 1 четверть % «5» 8 % % «4» 8 % % «3» 66 % % «2» 16% 2 четверть 8% 16 % 75 % 0 % 3 четверть 16 % 33 % 50 % 0 % 17 600% 500% 400% 300% 200% 100% 0% 1 3 четверть 2 четверть 1 четверть 2 3 4 По данным за 2014­2015 учебный год наблюдается тенденция к улучшению качества и техники чтения учащихся. К третьей четверти повысилось количество оценок   «отлично».   От   четверти   к   четверти   повышается   количество   оценок «хорошо».   К   третьей   четверти   уменьшилось   количество   «удовлетворительных» оценок. Со второй четверти за технику чтения учащиеся не получили ни одной двойки.   Динамика   оценок   подтверждает   эффективность   применяемых психологических методов (сказкотерапия, изотерапия).  Процент качества чтения (2015-2016 учебный год) 1 четверть % «5» 8 % % «4» 33 % % «3» 50% % «2» 8% 2 четверть 8% 58 % 33 % 0 % 3 четверть 25 % 58 % 16 % 0 % 450% 400% 350% 300% 250% 200% 150% 100% 50% 0% 3 четверть 2 четверть 1 четверть 1 2 3 4 По сравнению с 2014­2015 учебным годом процент качества чтения, техника чтения, осознанность чтения в 2015­2016 учебном году увеличивается. К третьей четверти   увеличилось   количество   оценок   «отлично».   Со   второй   четверти наблюдается тенденция к росту оценок «хорошо». Начиная со второй четверти уменьшается   количество   оценок   «удовлетворительно».   Со   второй   четверти учащиеся за технику чтения не получили ни одной двойки. Можно сделать вывод, 18 что   техника   и   темп   чтения   учащихся   с   ОВЗ   улучшились   за   счёт   применения психологических методов  (сказкотерапия,  изотерапия),  которые  активизировали мышление учащихся, развивали воображение и творческое мышление. Процент качества знаний по окружающему миру (2014-2015 учебный год) 1 четверть % «5» 8 % % «4» 33 % % «3» 58% % «2» 0% 2 четверть 16% 58 % 25 % 0 % 3 четверть 16 % 66 % 16 % 0 % 450% 400% 350% 300% 250% 200% 150% 100% 50% 0% 3 четверть 2 четверть 1 четверть 1 2 3 4 По данным за 2014­2015 учебный год наблюдается тенденция к увеличению процента качества знаний по предмету «окружающий мир». Со второй четверти повышается количество оценок «отлично». Процент оценок «хорошо» повышается, начиная со второй четверти. От четверти к четверти наблюдается тенденция к снижению   оценок   «удовлетворительно».   Оценка   «неудовлетворительно» отсутствует. Процент качества знаний по окружающему миру (2015-2016 учебный год) 1 четверть % «5» 8 % % «4» 58 % % «3» 33% % «2» 0% 2 четверть 16% 66 % 16 % 0 % 3 четверть 58 % 33 % 8 % 0 % 19 450% 400% 350% 300% 250% 200% 150% 100% 50% 0% 3 четверть 2 четверть 1 четверть 1 2 3 4 По   сравнению   с   2014­2015   учебным   годом   процент   качества   знаний   по предмету   «окружающий   мир»   увеличивается.   К   третьей   четверти   значительно увеличилось   количество   оценок   «отлично».   Со   второй   четверти   повышается количество оценок «хорошо», но снижается к третьей четверти за счёт повышения количества оценок «отлично». От четверти к четверти наблюдается тенденция к снижению   оценок   «удовлетворительно».   Оценка   «неудовлетворительно» отсутствует. Сложившаяся динамика оценок по предмету связана с применением на   уроках   нестандартных,   творческих   психологических   методов   (изотерапия, коллаж,  оригами,  пластилинография),  а  также   викторин,  кроссвордов,   ребусов, загадок,   повышающих   познавательный   интерес   и   качество   усвоения   учебного материала. Процент качества знаний по изобразительному искусству (2014-2015 учебный год) 1 четверть % «5» 16 % % «4» 50 % % «3» 33% % «2» 0% 2 четверть 33% 58 % 8 % 0 % 3 четверть 50 % 50 % 0 % 0 % 450% 400% 350% 300% 250% 200% 150% 100% 50% 0% 3 четверть 2 четверть 1 четверть 1 2 3 4 По данным за 2014­2015 учебный год наблюдается тенденция к повышению процента качества знаний по предмету «изобразительное искусство». Значительно повысилось количество оценок «отлично». Наблюдается тенденция к увеличению 20 количества   оценок   «хорошо»   во   второй   четверти,   но   уменьшению   к   третьей четверти.   Оценок   «хорошо»   и   «отлично»   одинаковое   количество   (50%). Количество   оценок   «удовлетворительно»   значительно   уменьшается   во   второй четверти, а в третьей исчезает вовсе. Оценка «неудовлетворительно» отсутствует. Сложившаяся   динамика   оценок   позволяет   сделать   вывод,   что   психологические методы,   развивающие   творческое   мышление   (арт­терапия)   и   применяемые   на уроках изобразительного искусства эффективны. Процент качества знаний по изобразительному искусству (2015-2016 учебный год) 1 четверть % «5» 41 % % «4» 41 % % «3» 18% % «2» 0% 2 четверть 66% 25 % 9 % 0 % 3 четверть 75 % 25 % 0 % 0 % 500% 400% 300% 200% 100% 0% 3 четверть 2 четверть 1 четверть 1 2 3 4 По   сравнению   с   2014­2015   учебным   годом   процент   качества   знаний   по предмету   «изобразительное   искусство»   увеличивается.   Начиная   со   второй четверти значительно увеличилось количество оценок «отлично» и исчезли оценки «удовлетворительно».  Процент качества знаний по технологии (2014-2015 учебный год) 1 четверть % «5» 16 % % «4» 51 % % «3» 33 % % «2» 0% 2 четверть 41% 41 % 18 % 0 % 3 четверть 50 % 41 % 0 % 0 % 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 1 четверть 2 четверть 3 четверть 1 2 3 4 21 По данным за 2014­2015 учебный год наблюдается тенденция к повышению процента   качества   знаний   по   предмету   «технология».   Увеличилось   количество оценок «отлично», уменьшилось количество оценок «хорошо» и к третьей четверти исчезли оценки «удовлетворительно». Процент качества знаний по технологии (2015-2016 учебный год) 1 четверть % «5» 16 % % «4» 66 % % «3» 16 % % «2» 0% 2 четверть 75% 25 % 0 % 0 % 3 четверть 83 % 16 % 0 % 0 % 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 1 четверть 2 четверть 3 четверть 1 2 3 4 По   сравнению   с   2014­2015   учебным   годом   процент   качества   знаний   по предмету   «технология»   увеличивается.   Со   второй   четверти   повышается количество оценок «отлично» и совсем исзечают оценки «удовлетворительно». От четверти   к   четверти   оценки   повышаются.   К   третьей   четверти   значительно увеличилось   количество   оценок   «отлично».   Оценки,   «удовлетворительно»   и «неудовлетворительно» отсутствуют. Сложившаяся динамика оценок по предмету связана   с   применением   на   уроках   нестандартных,   творческих   психологических методов (изотерапия, коллаж, оригами, пластилинография, раскраски антистресс, лепка),   повышающих   познавательный   интерес   и   качество   усвоения   учебного материала.  22 Заключение Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческая   деятельность,   оказывает   большое     значение   в   жизни человека,   тем   более   она   оказывает   большое     значение   в   жизни   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья.   В   процессе   творческой деятельности у ребенка с потребностями  усиливается ощущение собственной личностной   ценности,   активно   строятся   индивидуальные   социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество   помогает   справиться   с  внутренними   трудностями,  негативными переживаниями,   которые   кажутся   непреодолимыми   для   ребенка.   Свои чувства   и   эмоции,   а   также   знание   и   отношение   ребенку   легче   выразить   с помощью зрительных образов, чем вербально.           В результате анализа современной педагогической и психологической литературы   был   сделан   вывод,   что   психологические   методы,   такие   как: изотерапия, сказкотерапия, нейропсихологические, релаксационные методы и другие действительно важно использовать педагогу в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Практика работы с детьми с ОВЗ показала, что данные методы:     повышают познавательный интерес учащихся с ОВЗ; облегчают процесс усвоения учебного материала; уменьшают утомление, напряжение и усталость на уроке, мобилизуют энергетические ресурсы. В   процессе   моей   педагогической   деятельности   было   выполнено следующее: 1.   Подобраны   критерии   для   проверки   эффективности   предложенного подхода. 2.   Проанализированы   психологические   методы   с   точки   зрения   их эффективности в обучении.  3. Разработаны разнообразные контрольно­измерительные, презентационные материалы к урокам начальной школы. 4.   Проведено   апробирование   разработанной   системы   в   практике   работы. Оценена эффективность предложенной системы работы на основе исследования результативности формирования общеучебных умений и  навыков обучающихся. 23 Определены следующие перспективы развития системы работы: продолжить изучать эффективность психологических методов в обучении детей с ОВЗ, а также апробировать данные методы на общеобразовательных классах. Список использованной литературы 1. Арт­терапия ­ новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. ­ М.:Когито­ Центр,2006. ­ 336с. 2. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт­терапии [Текст] //  Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г.  Санкт­Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 85­90. 3. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М.,1981. 4. Борзова В. А. , Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. –  Самара, 1994. 5. Былевская В. Н. Развитие творческих возможностей младших  школьников. // Начальная школа. – 1990. ­ №5. 6. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. — М.: Академия, 2009. — С. 193—236. — 272 с. 7. Гринберг Дж.С. Управление стрессом. − СПб.: Питер, 2004. − 496с. 8. Зинкевич­Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. ­ СПб., 2002. 9. Зинкевич­Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. ­ Спб.: Златоуст, 1998 ­ 355  стр. 10. Киселева М.В. Арт­терапия в работе с детьми: Руководство для детских  психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.:  Речь, 2006. – 160 с. 11. Колганова В. С., Е.В. Пивоварова. Нейропсихологические занятия с  детьми. Москва Айрис­пресс, 2014. 12. Копытин А.И. «Системная арт­терапия». – изд. «Питер». – 2001. 13. Кудзилов Д.Б., Зинкевич­Евстигнеева Т. Д, Психодиагностика через  рисунок в сказкотерапии. ­ СПб.: Речь, 2003. ­ 146с. 14. Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. ­  M.: Изд­во: Академия, 2001. ­ 248 с. 15. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.  Метод замещающего онтогенеза. ГЕНЕЗИС. Москва, 2013. 24 25

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"

Научная статья: "Применение психологических методов для развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018