Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."
Оценка 4.9

Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."

Оценка 4.9
Лекции
docx
классное руководство +1
Взрослым
11.04.2018
Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."
В данной статье , автор опираясь на свой педагогический опыт, дает ответ на вопрос: как обучить, как сформировать у детей умение и желание учиться? Автором предложены методы работы , используемые на уроке, приемы мотивации учащихся.Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.В данной статье , автор опираясь на свой педагогический опыт, дает ответ на вопрос: как обучить, как сформировать у детей умение и желание учиться? Автором предложены методы работы , используемые на уроке, приемы мотивации учащихся.
Проблемы новой школы.docx
«Проблемы новой школы : научить учиться, научить думать…: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю,  тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать  на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик». Л. Н. Толстой Работать по­ новому сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Моей задачей  теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно  нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является  включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность. Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми  знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных  проблем: познавательных, учебно­практических, жизненных. Поэтому мне пришлось  переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по­новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это  значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать  универсальные учебные действия. Ведь это я, педагог начальных классов, должна их  сформировать в полной мере, тогда и дальше детям несложно будет учиться.  Почему детям бывает интересно на уроке? Потому что знания дети не получают от  учителя, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому  знания для ребят приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь  направляю деятельность моих учеников. Ребёнок должен быть включён в  самостоятельную учебно­познавательную деятельность, тогда у него сформируются  деятельностные способности. Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности  на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть  решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в  начале урока и на любом этапе урока. Есть разные приёмы мотивации. В 1­ом классе  я использую, конечно же, игры и игровые ситуации. На уроках русского языка  применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки  к слову, к образу. Использую и давно известные приёмы мнемотехники, которые  облегчают детям запоминание, увеличивают объём памяти за счёт искусственных  ассоциаций. «КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в ПАльто" – пример из старого  учебника. [1] Чтобы мотивировать детей на уроке чтения я пользовалась такими приёмами: чтение  слов обычное и наоборот, чтение текста, написанного разными шрифтами и буквами разного размера, чтение предложений с перепутанными «хвостами», то есть концами  предложений. Вызывает большой интерес у детей чтение текста с «дырками», то есть  с пропущенными словами. Такие приёмы превращают процесс чтения в необычное  интересное занятие, и у учащихся формируется положительное эмоциональное  отношение к нему. А в результате ученики приобретают навыки быстрого  сознательного и выразительного чтения. Использование наглядности на уроке, а тем более ИКТ облегчает учителю задачу  мотивации учащихся. Причина эффективной школьной мотивации одна – это искренний интерес учащихся. Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не  произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. С первого класса обучаю детей планированию работы на уроке, определению  последовательности нашей работы. Как учитель я только предлагаю, по какому  плану может пойти урок. Учу детей анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели,  определять их место на уроке. Так, проходя закрепление изученного по теме «Числа от 1 до 10. Число 0» я  использую интерактивный плакат, созданный в программе Power Point. ­ Рассмотрите слайд. Назовите тему урока. Определите последовательность нашей  работы. Выберите те задания, которые будут способствовать достижению  поставленной цели. Таким образом, я как учитель только предполагаю, по какому плану пройдёт урок.  Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся учащиеся. Деятельностный метод позволяет вести поиск истины в форме диалога. Дети  включаются в активную работу, каждый хочет высказаться, не бывает равнодушных.  А я выслушиваю все мнения с большим интересом. Обсуждая в диалоге вопросы,  дети сами решают проблему, делают выводы. Я только немного направляю их,  подвожу к открытию нового знания. После обсуждения подвожу итог, знакомлю с  правильной терминологией, вместе с ребятами составляем алгоритм действий. Очень важным при организации практической работы я считала и считаю научить  ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать  своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для  формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных,  регулятивных, познавательных , коммуникативных. Но прежде чем ввести этот вид  деятельности, в первом классе я провела воспитательную работу на классных часах  «Ты и твои товарищи на уроке», «Учимся работать дружно», где мы изучили  основные правила работы в паре. Чтобы образовать группу, дети, сидящие за первой партой, просто оборачиваются к  тем, кто сидит за второй партой и так далее. Но надо не забывать, что наиболее  продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий ­  средний, средний ­ низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. И уж точно учителю надо регулировать уровень шума в  классе, работу в группах. Например, у меня в классе группы используют цветовые  сигналы: зелёный – работу выполнили, красный – просим помощи При проверке какого­то задания у доски я предлагаю детям в группах самим  выбрать, кто будет записывать, кто будет подсказывать. Затем сами учащиеся делают выводы по группам. Дети чаще всего оценивают субъективно. Дружит с Русланом,  нравится Руслан, значит его ответ лучший. Учу делать объективную оценку. При  этом учу отмечать прежде всего положительное в ответе, а об отрицательном  говорить тактично, в форме пожеланий. Я не возражаю против оценивания ответов  аплодисментами, а ребята уже по громкости аплодисментов делают выводы: кому  громче аплодировали, тот ответ лучший. При такой организации работы дети  приучаются внимательно слушать говорящего. Учу ребят вести диалог друг с другом  и с учителем.        Для проверки практической работы на уроках мои ученики используют различные  формы самоконтроля и взаимоконтроля. Этому нужно учить с самого начала  обучения, тогда все ребята научатся давать объективную оценку своей работе. Учу  ребят оценивать самих себя по критериям на каждом этапе урока. Работать с  оценочными листами. Несколько слов о качественной оценке учителя. Я использую такие словесные оценки как «самый умный на этом уроке», «самый догадливый», «самый активный», «самый вежливый», «лучший помощник учителя» и т. д. Ребёнок от таких слов на седьмом  небе от счастья. Так складывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не  отличники. Такая качественная оценка стимулирует к деятельности. Сейчас это  оценивание мы называем по­новому , как ФОРМАТИВНОЕ. Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что им было сделать  затруднительно, а в чём они не испытали трудности и почему, то есть рефлексии  учащихся. Рефлексия это как бы разговор ученика с самим собой. Рефлексию  осуществляю на разных этапах урока. Например, на этапе планирования  деятельности на уроке можно задать вопросы: С чего вы начнёте? Что предполагаете  поставить вторым этапом? Перед началом работы в парах можно задать вопрос: Как  поможет вам работа в парах? На завершающем этапе можно спросить: Что дала вам  работа в парах? Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? Что нового  узнали на уроке? Каким образом можно использовать полученные знания в жизни? Обучать рефлексии нужно с первых дней обучения. Существует много различных  методик. Готовясь работать по новым стандартам и изучая инновационные  технологии, методы и приёмы, я поняла, что некоторые из них я применяла в своей  деятельности и раньше, хотя и не называла их так. Например «Кластер». Раньше этот приём я называла просто составлением схемы. Кластер – это способ графической  организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные  процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Этот приём  можно прекрасно использовать на всех этапах урока. Лично я чаще всего использую  на этапе рефлексии. Работу эту каждый ребёнок может вести индивидуально, а  можно в группах, можно по всей теме, а можно по отдельным смысловым блокам.[3] Считаю кластер доступным и эффективным приёмом в начальных классах. Часто и с большой результативностью использую приём «Мозговой штурм». Этот  приём использую при каком­то затруднении, когда дети высказывают любые свои  мнения, что помогает найти выход. Почти ни один урок без этого приёма не  обходится. Приём «актуальность» я называла ранее просто возникновением проблемной  ситуации. Применение этого приёма связано с пониманием практической значимости  знаний, возможностью использовать эти знания в жизни. Этот приём позволяет  формировать познавательные учебные достижения Теперь подготовка к каждому уроку занимает довольно много времени. Ведь теперь  мне как учителю нужно запланировать не только учебное содержание, но главное  организовать деятельность учащихся. Теперь это самый трудный момент при  планировании урока. Нужно продумать наиболее эффективные формы работы,  использовать инновационные приёмы. Даже мне как педагогу с достаточно большим  стажем и работающему по обновленному образованию приходится часто на уроке сдерживать себя, чтобы не начать самой объяснять, показывать, составлять самой  кластеры и т.д. Мой многолетний опыт работы в начальных классах говорит о том, что жизнь  младшего школьника напрямую связана с эмоциями, поэтому для них личностно  значимо лишь то, что вызывает положительную эмоциональную реакцию. Те новые  знания, которые они сами строят, вызывают удивление, радость, даже восторг от  самостоятельных побед. Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу –  я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Поэтому часто использую в своей работе  исследование, опыт, практические работы, чтобы ребенок сам экспериментальным  путем добыл новое знание. Я требую от своих учеников интеллектуальных усилий,  продуктивных действий. Но и не забываю о необходимости атмосферы доверия,  доброжелательности, позволяющей по­настоящему «раскрыться» и поверить в свои  силы каждому ученику. Я стараюсь добиться того, чтобы каждый мой ученик не  боялся, а наоборот, стремился высказать своё мнение, и, с другой стороны, с  уважением относился бы к мнениям своих товарищей. У меня давно уже есть ответ  на главный вопрос, для чего я учу детей. Для того, чтобы они стали успешными в  жизни. Позитивные изменения произошли в деятельности учащихся. Самостоятельной  работе на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал  исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и  учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. А я как  учитель при этом формирую у учеников навыки самоконтроля и самооценки. Если  прежде самостоятельная деятельность детей на уроке использовалась только с целью контроля уровня знаний и умений, то в условиях обновленного образования  самостоятельная деятельность осуществляется, в основном, для достижения  поставленной цели. Проектный подход может быть применён к изучению любой школьной дисциплины и  очень эффективен, ведь ученики открывают для себя новые факты, а не получают их  от учителя в готовом виде.  Для установления благоприятной атмосферы использую различные психологические  игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт,   развивают  зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы  (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию  уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребенка  в равноправного участника игрового познавательного процесса. Сейчас очень востребованы в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии,  которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению  предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.   Самый  драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание  условий, содействующих развитию детей. Однако основной организационной формой образовательного процесса остаётся урок. И только в том случае, если  здоровьесберегающим  [2] станет каждый урок, можно говорить о целенаправленном и последовательном  применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.  Свои размышления  хотела бы закончить словами: « Школа должна научить думать и  научить учиться. Всё остальное приложится. Библиографический список: 1. Зиганов М, В. Козаренко «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления», 2001 2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. – 320 с. 3.  Шеньшина О.Н. Методический сборник "Активные методов обучения на уроках в начальной школе»

Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."

Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."

Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."

Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."

Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."

Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."

Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."

Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."

Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."

Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."

Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."

Научная статья "Проблемы новой школы: научить учиться, научить думать..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2018