Научно-исследовательская деятельность учащихся как одна из форм работы с одаренными школьниками.
Человеческое мышление, способность к творчеству – великий природный дар, которым природа наделяет каждого человека. Но у одних людей он проявляется в большей степени, у других – в меньшей. Одаренными принято считать тех, чей дар превосходит некие средние способности. Социальная среда, в которой находится человек, и воспитание могут либо подавить этот дар, либо помочь ему раскрыться и способствуют дальнейшему развитию. Поэтому одной из главных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей.
«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимый индивидуальный талант – значит поднять личность на высший уровень расцвета человеческого достоинства». В.А. Сухомлинский.
Одаренность бывает разной. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность. Или одаренность в области искусств и спорта. Но к школе они прямого отношения не имеют. Для общеобразовательной школы важны другие виды одаренности. Если у ребенка проявляется яркая выраженная способность и желание учиться, то это проявляется академическая одаренность. Умение мыслить, анализировать, прогнозировать, делать самостоятельные выводы, выделять главное – говорит о интеллектуальной одаренности. Творческая одаренность – это умение нестандартно воспринимать окружающий мир, решать поставленные задачи.
Работа с одаренными детьми должна проводиться как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Это различные интеллектуальные конкурсы, факультативы, подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям, занятия исследовательской деятельностью.
Одним из видов внеклассных мероприятий, активизирующих деятельность учащихся, их познавательную активность являются научно-практические конференции. Эта форма работы дает возможность ученикам развивать свой интеллект, самостоятельность с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. В ходе работы над выбранной темой учащиеся изучают исторические сведения по исследуемому вопросу. Знания и умения, полученные в результате работы, зачастую выходят за рамки школьной программы. Это способствует развитию любознательности, расширению кругозора учащихся, развивает познавательный интерес к предмету и к конкретно выбранной теме. Кроме того, занимаясь исследовательской деятельностью и готовясь к защите своих работ, у учеников развиваются навыки устной речи с использованием научной терминологии. Учащиеся приобретают навыки публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов, незнакомых людей. В ходе выступлений ученики учатся отстаивать свою точку зрения, быстро находить ответы на возникшие вопросы.
Учитель – это наставник и помощник. На начальном этапе эта помощь заключается в выборе темы, которая должна быть не просто предложена ученику, а определена вместе с учеником в зависимости от его интереса, возрастных особенностей и уровня знаний. Учитель учит ученика приемам и методам исследования, учит работать с научной литературой и другими источниками информации. На начальном этапе работы ученик под руководством научного руководителя должен сформулировать цели и задачи исследования. Одной из сложностей в ходе работы является постановка проблемы, выдвижение гипотезы, а также определение предмета и объекта исследования.
На основном этапе работы ученик под руководством учителя собирает и обрабатывает информацию. На заключительном этапе необходимо сформулировать выводы, сопоставить результаты исследовательской работы с поставленными задачами. В конечном итоге результат работы должен быть представлен так, чтобы его могли оценить другие. Большую роль здесь играет презентация, которая позволяет обратить внимание на наиболее интересные и важные моменты исследования, а также ярко и наглядно сопроводить выступление ученика.
Опыт работы с одаренными школьниками в ходе исследовательской деятельности и подготовке к научно-практическим конференциям показывает, что ученика (группы учеников) наблюдается развитие универсальных учебных действий. У учащихся наблюдается повышение уверенности в результате, снижение страха неудачи в собственной деятельности, повышение интереса к содержанию учебного предмета.
Философ, просветитель Софокл говорил «Великие дела не делаются вдруг». Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая, кропотливая, совместная работа учителя и ученика.
Научно-исследовательская работа в школе является одним из этапов развития творческого мышления школьника. Творчески подходить к науке – это главная цель учителя в работе с учениками. Заинтересованность ученика к науке должна быть культивирована учителем постепенно, внедряя все более глубинные познания того или иного предмета. Очень важно дать понять, что учебные предметы дают базовые знания. И есть возможность самостоятельно расширить и углубить их, а также, возможно, открыть и по- знать непознанное.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся : методические рекомендации для учащихся и педагогов /Завуч. – 2005. - № 6.
2. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская работа в школе. – М.: Вербум - М.2001
3. А. Криволапова, Н. Н. Войткевич. - Курган, 2004. – 79 с.
4. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011.
5. http://adalin.mospsy.ru/l_01_12.shtml
6. http://rudocs.exdat.com. Научно-исследовательская работа в школе.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.