Здравствуйте, меня зовут Ильясова Алиса , я ученица 1 «Б» класса Мохсоголлохской школы
Введение.
Тема этого исследования возникла в канун Рождества, когда дома мы зажгли свечу. Мы погасили свет, и словно попали в царство волшебных, причудливых теней. Таинственная и загадочная ! Она может вызвать улыбку, но ее и можно испугаться ! Я вспомнила, что и раньше часто замечала присутствие теней рядом с собой. Тени возникали и днем, во время солнечной погоды, и ночью, в свете фонарей.
Гипотеза:
Без света не может быть тени.
Цель исследования: доказать, что свет и тень взаимосвязаны, экспериментальным путем выявить основные свойства тени. Создать свой, домашний театр теней.
Задачи:
1. Выяснить значение понятий свет и тень.
2. Собрать информацию о возникновении тени.
3. Провести опыты с тенью.
4. Проанализировать и систематизировать полученные знания.
5. Узнать историю образования театра теней
Методы исследования.
1. Изучение и анализ литературы.
2. Эксперимент.
3. Фиксирование результатов эксперимента.
4. Анализ полученных результатов.
Значение света в жизни человека.
Люди находятся в постоянном взаимодействии с окружающим миром и принимают на себя его влияние. Свет – один из важных факторов окружающего мира. Поэтому полезно знать свойства света, чтобы понять его влияние на человека и окружающий мир.
Жизнь на Земле существует благодаря солнечному свету и энергии. Учёные подсчитали, что свет преодолевает расстояние от Солнца до Земли за 8 минут 20 секунд. Скорость света огромна и нет на Земле скорости большей, чем скорость света. Что такое свет? Как он распространяется? А можно ли остановить свет? Как свет связан с тенью?
Источники света. Тела, от которых исходит свет, называются источниками света. Самый известный и самый главный источник света - Солнце. Это естественный источник света. К естественным источникам света так же относятся другие звёзды, природные явления типа молнии, живые существа (например, светлячки). Благодаря человеку существуют искусственные источники света. Раньше люди использовали для освещения огонь – свечи, факелы, газовые горелки. Сегодня наиболее распространены электрические источники света: лампа, фонари.
Прямолинейное распространение света и образование тени.
Свет имеет прямолинейное распространение. То есть световые лучи движутся по прямой и не могут огибать препятствия. Поэтому за непрозрачными препятствиями образуется тень. Тень часто бывает не совсем чёрной, потому что туда попадают рассеянные лучи света от других предметов.
Тень нельзя почувствовать на ощупь, потрогать рукой, значит тень, это не предмет, а явление. Благодаря этому явлению мы можем наблюдать солнечные и лунные затмения.
Затмение, это явление, обусловленное тем, что одно небесное тело загораживает другое.
При солнечном затмении луна проходит между солнцем и луной.
При лунном затмении, земля оказывается между луной и солнцем
Люди изобрели солнечные часы
Солнечные
часы —
прибор для определения времени по солнцу, состоящий из циферблата и
палочки, отбрасывающей тень на то или иное из нанесенных на него делений, в
зависимости от положения солнца
Пользоваться солнечными часами можно только днём при ясном небе или при лёгкой
облачности, не мешающей образованию чёткой тени. Для повышения точности
солнечных часов следует учитывать поправку по формуле времени.
Как возникает тень, откуда она появляется?
Опыт №1
Если взять лампу и поместить в ее лучи любой непрозрачный предмет, то на поверхности стола возникнет тёмный силуэт, называемый тенью. Если мы уберем лампу от предмета, исчезнет ее тень.
Вывод: Чтобы появилась тень , необходим свет !
Опыт №2. Контуры тени повторяют конкуры предмета. Тень становится более четкой, если лампу приблизить к предмету. Если лампу удалять от предмета, тень будет становиться все длиннее, а ее контуры будут размытыми, нечеткими.
Итог:Я так нарисовала портрет своей тети
Опыт №3 Большинство предметов не пропускает свет: например, мебель, стены, человеческое тело. Такие предметы отбрасывают тень. Лист пластика – прозрачный, луч свободно проходит через него и тень не появляется.
Опыт №4. У одного предмета может быть несколько теней.
Если на предмет с разных сторон направить два источника света, то у предмета
будет две тени, если три источника света, то будет три тени.
Опыт №5. Если на предмет направить два источника света, которые будут находится на одной линии с предметом, и на одном расстоянии от него, то тень исчезает совсем!
Мой театр теней
Зная, как ведёт себя тень по отношению к источнику света, создаются и действуют театры теней. Основной принцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света.
Например, в Китае театр теней – один из видов театрального искусства. Ему более двух тысяч лет. Он очень популярен в народе. В нем использовали большой полупрозрачный экран и плоские цветные куклы. Их прислоняли к экрану сзади и они становились видны. Куклы делали из тонкой прозрачной кожи, бумаги или картона. Фигурки управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек. Сюжеты просты и понятны зрителям: добро всегда побеждает, а зло всегда бывает наказано. Владельцы теневых театров придавали большое значение свету, они ловко манипулировали разноцветным освещением экрана (ставили перед светильником разные цветные стекла-фильтры); придумывали разные трюки с превращениями, морскими бурями, восходами солнца и прочими постановочными эффектами.
• Я изготовила свой театр теней из картонной коробки. Натянула на нее белую ткань. Получился экран. Я вырезала из картона фигурки. Мой театр теней готов. Теперь нужно поднести его к окну или направить на экран свет фонарика, и мои герои оживают!
• Вывод:
• Моя гипотеза подтвердилась.
• Тень не может существовать сама по себе, она всегда появляется, когда свет попадает на предмет. Если свет не попадает на предмет, то он не отбрасывает тени. Если предмет передвигается, то и тень движется вместе с предметом. Тень может становиться длиннее или короче, быть четкой или размытой. Тень повторяет контуры предмета. При помощи теней можно создавать свой волшебный, удивительный спектакль.
Список литературы
1. Что? Зачем? Почему?/Е.О.Хомич, М.Н.Якушева,
2. Что такое. Кто такой. /М.Р.Петерсон, -
3. Большая энциклопедия для школьников, - ОЛМА-ПРЕСС,
4. Сайт креативная физика http://mariun.ru/
5. Международный образовательный портал http://www.maam.ru/
6. Сайт http://www.o-detstve.ru Портал «О детстве»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.