МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧАЙКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» (ФГБОУ ВО «ЧГИФК»)
«Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая
работа с населением»
ПРОЕКТ
« ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ВФСК ГТО»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
3 |
Глава 1. Особенности физической подготовленности детей младшего школьного возраста (7-8 лет). |
4 |
1.1 Возрастные особенности физического развития детей 7-8 лет. |
4 |
1.2 Понятие, значение и характеристика подвижных игр, классификация подвижных игр. |
6 |
1.3. Существующие требования к уровню физической подготовленности и двигательному режиму значкистов ГТО I и II ступени. |
9 |
Глава 2. Методы и организация исследования. |
12 |
2.1.Цели, задачи и методы исследования |
12 |
2.2. Организация исследования |
12 |
1 блок «Констатирующий этап исследования» |
13 |
2 блок «Формирующий этап исследования» |
15 |
3 блок «Контрольный этап исследования» |
22 |
Глава 3. Анализ и оценка целесообразности применения подвижных игр в подготовке для выполнения требований ВФСК ГТО. |
26 |
3.1. Результат исследования |
26 |
Заключение. Вывод. |
27 |
Список литературы |
28 |
Введение.
Актуальность исследования. Возрождение комплекса ВФСК ГТО является важным событием в истории спорта нашей страны. Подписанный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Указ №172 от 24 марта 2014 г. «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», гласит: «В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, постановляю о введении в действие с 1 сентября 2014 года положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) - программную и нормативную основу физического воспитания населения».
Научные публикации свидетельствуют, что необходимость в данном событии во многом определена ухудшением здоровья и снижением уровня физической подготовленности населения, в том числе у школьников и студентов. Кроме того, существует осознанная потребность в преемственности физической подготовки допризывной молодежи, готовой выполнить свой долг, служа в рядах Вооруженных сил России.
Поэтому именно школьникам Министерство спорта Российской Федерации отводит важную роль как основной части населения, которая пойдет массово сдавать новые нормативы ГТО, о чем свидетельствует утвержденный поэтапный план внедрения ВФСК ГТО (Распоряжение Правительства РФ № 1165-р от 30 июня 2014 года).
Вместе с тем, в нормативно-тестирующей части ВФСК ГТО существуют неразрешенные вопросы. На сегодняшний день нет сведений об отношении учащихся младшего школьного возраста и их учителей, родителей к современному комплексу ГТО. Необходимость сбора данной информации обусловлена, прежде всего, ведущими принципами, на которых базируется ВФСК ГТО, а именно: «добровольность» и «доступность». Данные принципы требуют, с одной стороны, формирования заинтересованного отношения индивида к подготовке, выполнению нормативов и требований комплекса ГТО, а с другой стороны, предоставления возможности этой подготовки России.
По мнению большинства авторов (Д.А. Киселев, 2014; В.В. Вавилов, 2015; И.А. Грец, 2016 и др.), существует и проблема несоответствия самих нормативных требований комплекса ГТО, предъявляемых к оценке уровня физической подготовленности населения, в том числе и у участников I ступени. Более того, существующие рекомендации к двигательному режиму для подготовки и выполнения испытаний ВФСК ГТО не детализированы.
В этом случае возникает объективная необходимость изучения соответствия требований комплекса ГТО, оценки готовности современных школьников начальных классов к выполнению испытаний ГТО и конкретизации организационной работы по подготовке будущих значкистов.
Глава I.
Особенности физической подготовленности детей младшего школьного возраста (7-8 лет).
1.1 Возрастные особенности физического развития детей 7-8 лет.
В настоящее время проблема здоровья населения России является одной из самых актуальных для нашего общества и вызывает беспокойство правительства России. В этом понимании, здоровье и его состояние - основа формировании личности подрастающего поколения, важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее России Здоровье подрастающего поколения зависит от многих факторов, к ним относится и школьная жизнь России. Школьный учебный процесс делится на три звена (начальный, основной и средний). В рамках моего исследования анализируются возрастные особенности физического развития современных школьников начального звена (1 -2 класс), готовящихся к выполнению испытаний ВФСК ГТО I ступени.
По мнению врачей, абсолютно здоровых первоклассников 7 лет не более 20% России]. Советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Существует взаимосвязь между здоровьем детей и их успеваемостью, так как главной причиной отставания в учебе у 85% школьников является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Как показывает опыт специалистов и медицинских работников в области ФК, задача учителей ФК - сохранить и укрепить здоровье учащихся, подготовить школьников к эффективному выполнению их прямой трудовой деятельности на протяжении всего учебного процесса школы. Во многом предопределяет организацию школьного процесса учащихся учет возрастных особенностей .
Возрастным особенностям физического развития учащихся в ВФСК ГТО отводится особое внимание, изложенное в основных принципах комплекса ГТО (оздоровительная и личностно-ориентированная направленность, обязательность медицинского контроля). Соблюдение данных принципов позволяет, с одной стороны, анализировать и контролировать динамику уровня здоровья участников ГТО, а с другой стороны, использовать знания в области ФК для целенаправленной подготовки к сдаче норм спортивного комплекса.
В кратком энциклопедическом словаре по адаптивной ФК дается следующее определение возрастным особенностям: «Возрастные особенности - свойственные данному возрастному этапу развития человека особенности морфологии, физиологии, психики». Анализ научной литературы показал, что возрастные особенности детей младшего школьного возраста (7-8лет) характеризуются слабой дыхательной системой. Ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное, в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (у взрослого 4%). Фаза вдоха укорачивается, а выдох и дыхательная пауза удлиняются. У школьников 7-8 лет дыхательный объем колеблется в пределах от 163 до 285 мл, у взрослых он увеличивается в 2-3 раза. Дыхательный аппарат учащихся 7-8 лет приспособлен в основном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие, поддержание позы сидения, переносятся хуже. Большие мышечные усилия для детей этого возраста в практике физического воспитания применяются реже и должны строго дозироваться.
С ростом и развитием увеличивается ЖЕЛ (жизненной емкости легких) и изменяется соотношение между ее составляющими (дыхательный объем, резервные объемы вдоха и выдоха), таблица 1
Таблица 1 - Динамика жизненной емкости легких у детей младшего школьного возраста, мл
Возраст |
6 лет |
7 лет |
8 лет |
9 лет
|
Мальчики |
1200 |
1400 |
1440 |
1700
|
Девочки |
1100 |
1200 |
1360 |
1450
|
У детей младшего школьного возраста (7 - 8 лет) наблюдается несоответствие в развитии сердца и кровеносных. В то же время сердце первоклассников отличается лёгкой возбудимостью, так как увеличение размеров сердечной мышцы в этом возрасте отстаёт от быстрого развития процессов её иннервации, это создаёт условия, при которых сильное возбуждение сердечной мышцы легко может привести к её истощению. К условиям неустойчивой сердечной деятельности относят влияния внутренних и внешних раздражителей, например, под влиянием температуры окружающей среды (повышение температуры способствует увеличению ЧСС, понижение - уменьшению). Чрезвычайно важно с первых лет обучения детей в школе путем рационального применения различных физических упражнений обеспечить их тренировку, совершенно необходимую для нормального развития и деятельности ССС и органов дыхания. В ином случае, недостаточное пребывание детей младшего школьного возраста на воздухе, чрезмерная учебная нагрузка и другие нарушения гигиенических требований нередко влекут за собой малокровие проблемы со здоровьем.
При переходе от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 7-8 лет объем двигательной активности сокращается на 50% и при переходе из класса в класс все более уменьшается, что приводит к ухудшению здоровья, в частности к ожирению. Как известно, избыток жиров нарушает обмен веществ, расстраивает пищеварение, отрицательно влияет на физическое развитие. Поэтому крайне важно обеспечить детей в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточным объемом суточной двигательной активности.
Школа - это огромная нагрузка на неокрепший опорно-двигательный аппарат: тяжелый ранец, длительная неподвижная поза, дефицит активных игр, а иногда и эмоциональные проблемы, заставляющие ребенка горбиться, приводят к нарушениям осанки. Поэтому позвоночник должен быть предметом особых забот при подборе упражнений во время физкультминуток и физкультурных уроков. К восьми годам может установиться шейная и грудная кривизна позвоночника. Для профилактики дефектов осанки больше внимания необходимо также уделять развитию мышц туловища. В связи с тем, что относительные величины силы мышц (на 1 кг массы тела) близки к показателям взрослых людей, в этом возрасте широко используются упражнения (типа лазания) для воспитания силы, связанные с преодолением массы тела. При этом необходимо помнить, что мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Большие по объему и интенсивности нагрузки приводят к высоким энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста.
Что касается высшей нервной деятельности, то в этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания, это связано с продолжением созревания ЦНС . Детям 7-8 лет свойственна высокая эмоциональность, у них сильно развита потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. Сопротивление утомлению осуществляется у младших школьников за счет движений, которые являются защитной физиологической реакцией на перенапряжение
Комплексное развитие физических качеств в младшем школьном возрасте с направленным развитием выносливости создает базу для освоения более сложных по координации двигательных действий . Многими авторами в области ФКС показана возможность развития выносливости у детей младшего школьного возраста с помощью широкого включения в уроки ФК: физкультурно-оздоровительных занятий, циклических комплексов физических упражнений, равномерного бега, ходьбы на лыжах. Такие нагрузки, как, например, бег умеренной интенсивности (40-60% от максимальной скорости), способствует повышению функциональных возможностей организма, снижению заболеваемости. Объем равномерного бега для детей 7-8 лет должен составлять 500 - 1000м, которые они успешно преодолевают за 8,5-9 мин без особого напряжения. В этом возрасте можно развивать практически все качества и обучать всем движениям, чему способствует интенсивное развитие двигательной функции. Отставание прироста физических качеств от прироста антропометрических показателей свидетельствует о неправильной методике физического воспитания и отрицательно сказывается как на физическом развитии, так и на умственной работоспособности. Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах).
В младшем школьном возрасте двигательные качества развиваются неодинаково у мальчиков и девочек. Так, для мальчиков 1-2 классов наиболее эффективны уроки ФК, содержанием которых являются упражнения, развивающие быстроту. Во втором классе хорошо развиваются такие физические качества, как общая выносливость, гибкость и равновесие. У девочек упражнения на быстроту должны присутствовать на всех уроках ФК. Девочкам младшего школьного возраста показаны упражнения, развивающие статическую, динамическую и общую выносливость, гибкость и равновесие.
Своевременному формированию и успешной перестройке всех психических процессов в значительной мере содействует целенаправленная двигательная активность. Кроме формирования жизненно необходимых навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний, на уроках ФК необходимо научить детей сохранять правильную осанку, анализировать мышечные ощущения, контролировать свои действия, решать тактические задачи. В связи с этим весьма эффективным средством комплексного развития двигательных качеств являются подвижные игры.
1.2 Понятие, значение и характеристика подвижных игр, классификация подвижных игр.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом.
По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвуют все дети и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов), или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоотношений играющих при достижении стоящих перед игрой целей, необходимо выделить три группы:
-Игры некомандные. Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются : определённым правилам, которые предусматривают личные интересы грающего и отражают интересы и других участников.
-Переходные к командным. Для них характерно то, что в них отсутствует постоянная общая цель для играющих и нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность.
-Командные игры. Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлением своего - коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие психофизических качеств.
Наибольшей сложностью отличаются командные игры, где наряду с отличным владением двигательными навыками необходима высокоорганизованная тактика действий всего коллектива. В этом отношении командные игры близки к спортивным, представляющим высший этап развития игровой деятельности. Поэтому командные подвижные игры иногда называют элементарно-спортивными.
Внутри некомандных игр принято выделять две группы: игры с водящими и без водящих. На две группы подразделяются и командные игры: игры с одновременным участием всех играющих и с поочередным участием – эстафеты. В свою очередь, эти группы могут подразделяться на более мелкие – по такому, например, признаку, как форма организации. Так, эстафеты подразделяются на линейные, встречные, круговые и т.д. Командные игры различают и по характеру единоборства играющих. Существуют игры без борьбы и непосредственного соприкосновения с соперником и игры со вступлением с ним в борьбу.
Еще более детальная классификация игр основывается на их делении по содержанию двигательных действий. Различают игры имитационные (с подражательными действиями), с перебежками, преодолением препятствий, сопротивлением, ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам), с предметами (палками, лентами, мячами и др.)
В последнее время все большую популярность приобретают разнообразные подготовительные (подводящие) игры, упрощенное содержание которых позволяет довольно рано знакомить детей с такими спортивными играми как футбол, баскетбол, хоккей, теннис и др. В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по определенным признакам облегчает подбор игрового материала для решения более простых или сложных задач.
Подвижные игры подразумевают различный принцип взаимоотношений участников и связанную с этим структуру. Их можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности и назначение.
К первой группе можно отнести игры, где участники вступают в активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником. Этот вид игр наиболее сложный по характеру выражения двигательных действий («Охотники и утки», различные виды салок, «Караси и щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч» и др.) такие игры имеют как правило определенное сюжетное выражение. Изменчивость игровой обстановки, внезапно возникающие разнообразные условия борьбы 15 за победу требуют от участников этих игр верных решений и быстрых действий, то есть проявления уже выработанных двигательных навыков, применяемых в различных условиях и сочетаниях.
Ко второй группе можно отнести игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды действуют согласованно между собой, нередко применяют различные варианты тактики, но не могут оказывать непосредственного (прямого) влияния на действия игроков другой команды (например, игры на площадке, разделенной средней линией или сеткой: «Пионербол», «Перестрелка» и т.п.)
Третья группа игр – игровые эстафеты, в которых действия каждого ученика имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке и выполнением определенных заданий. Действия производятся в порядке очередности и по возможности с наибольшим мастерством (точностью и быстротой).
Анализ классификации игр по многочисленным литературным источникам, с точки зрения исторического развития, дает нам возможность выделить несколько направлений:
I. Классификация, которая зависит от задач, решаемых в процессе проведения игр. II. Игры с особенностями взаимосвязи участников.
III. Группы игр с особенностями организации и содержания. Игры, которые имеют общую мысль и ход, в отдельных группах идут параллельно. Придерживаясь такого принципа, авторы стремятся идти по практическому принципу: от простых форм к более сложным. Поэтому они выделяют следующие группы игр: музыкальные игры; беговые игры; игры с мячом; игры для воспитания силы и ловкости; игры для воспитания умственных способностей; игры на воде; зимние игры; игры на местности; в закрытых помещениях.
Исходя из специфических условий проведения соревнований по комплексам подвижных игр среди школьников предлагается следующая классификация. Она создана на основании следующих характерных признаков:
1. Двигательной активности участников.
2. Организации играющих.
3. Преимущественно проявления двигательных качеств.
4. Преимущественного вида движений.
Исходя из выше изложенного видно, что существующие классификации разнообразны и отличаются друг от друга. Поэтому игры очень трудно систематизировать так, чтобы игры одной группы были строго ограничены от игр другой группы. Одновременно группы должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому нельзя говорить о преимуществе одной группы над другой. Следует отметить, что из осмотренных нами классификаций в большей степени привлекло наше внимание именно эта классификация.
В основу группировки был положен принцип - неимущественного воздействия игр на воспитание двигательных качеств в сочетании с формированием основных двигательных качеств. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, в ходе которых участники преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Они являются действенным средством физического воспитания, активного отдыха, улучшают здоровье.
Подвижные игры способствуют воспитанию воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.
Анализ литературы также показал, что подвижные игры выступают как - эффективное средство физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств. Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорнодвигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.
1.3. Существующие требования к уровню физической подготовленности и двигательному режиму значкистов ГТО I и II ступени.
В связи с появлением нового комплекса ГТО, Минспорта России разработало положение о ВФСК ГТО. Настоящее положение разъясняет цель, задачи, структуру, содержание и требования к уровню физической подготовленности различных групп населения. При оценке Государственных требований физической подготовленности детей младшего школьного возраста (7-8 лет) применяются испытания I ступени комплекса ГТО., для детей младшего школьного возраста (9-10 лет) применяются испытания I I ступени комплекса ГТО.
Испытания (нормативы) ВФСК ГТО I ступени позволяют определить уровень физического развития качеств, прикладных двигательных умений.
(навыков) в соответствии с возрастными и половыми особенностями развития младших школьников. Все испытания комплекса ГТО можно разделить на обязательные испытания и испытания по выбору.
Обязательные испытания комплекса ГТО разработаны для определения уровня развития выносливости, гибкости, силы и скоростно -силовых возможностей детей младшего школьного возраста. Испытания по выбору определяют также скоростно - силовые возможности детей и дополняются оценкой уровня овладения прикладных навыков и координационных способностей.
Виды испытаний I и II ступени Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
Первым обязательным испытанием является челночный бег. Это упражнение проводится в режиме: три дистанции по десять метров. В дисциплине участвуют, как девочки, так и мальчики. Для того, чтобы первым получить золото, необходимо пробежать дистанцию за 9,2 секунды. Ради серебра достаточно будет только 10,7. А на бронзу нужно пробежать на две миллисекунды медленнее.
У мальчишек нормы ГТО строже: ради золота потребуется пробежать тридцать метров да 9,2 секунды. Для получения серебра необходимо выполнить норматив за 10,1. Бронзу получат те, кто пробежит не дольше, чем за 10,4.
Альтернативным упражнением является бег на тридцать метров. Так как подобный норматив занимает меньше времени, то и требования строже. Мальчики смогут претендовать на золото при результате в 5,9. Серебро заполучат только при достижении 6,7. Для бронзы достаточно будет и 6,9 секунд.
Для девочек нормы ГТО 2020 для получения награды существенно ниже. Золото можно получить, если пробежать за 6,2 секунды. Серебро, как это видно из таблицы, получит та девочка, которая сможет справиться с нормативом меньше, чем за семь секунд. Для бронзы достаточно и 7,2.
Следующим важным упражнением является смешанное передвижение. При его выполнении, независимо от пола человека, время на прохождении дистанции не учитывается. Длина этого промежутка территории насчитывает один километр.
Дальше следует подтягивание. Упражнение только для мальчиков. На золото нужно подтянуться не меньше четырех раз. Альтернативой этой дисциплине является отжимание от пола.
Для выполнения наклона вперед, всем нужно коснуться пальцами пола. Тогда будет засчитано золото.
В этой группе для обоих полов по восемь видов испытаний. Чтобы получить золото, требуется пройти по 7 дисциплин и выполнить нормы ГТО 2020 на отлично. Таблица нормативов позволит заранее определить, к каким требованиям готовится.
Упражнения для второй ступени
Эта группа включает в себя школьников возрастом от девяти до десяти лет. Первым обязательным нормативом для девочек и мальчиков является бег на шестьдесят метров. Чтобы заработать золото, мальчикам потребуется десять с половиной секунд, а девочкам – одиннадцать. Вашему вниманию представлена таблица нормативов для детей от 9-10 лет.
Глава II.
Методы и организация исследования.
2.1.Цели, задачи и методы исследования.
Цель исследования – обосновать влияние подвижных игр на подготовку младших школьников к сдаче нормативов норм комплекса ГТО.
Задачи исследования: 1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования. 2. Изучить методики проведения подвижных игр для детей младшего школьного возраста. 3. Разработать комплекс подвижных игр различной направленности и определить эффективность влияния подвижных игр на развитие физических качеств у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития физических качеств младших школьников.
Предмет исследования: подвижные игры как средство развития физических качеств младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что применение комплекса подвижных игр положительно влияет на развитие физических качеств младших школьников необходимых для сдачи норм ГТО, если учитывать возрастные особенности детского организма, сенситивные периоды развития, индивидуальные особенности школьников, а также целенаправленно подбирать подвижные игры для развития физических качеств школьников.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической и специальной литературы по данной теме исследования. 2.Педагогический эксперимент (анализ, сравнение и обобщение результатов, количественная и качественная обработка результатов).
3.Тестирование.
База исследования: исследование проводилось в Муниципальном Бюджетном Общеобразовательном Учреждении «Средней Общеобразовательной Школе №1 имени И. П. Чайковского» города Воткинска УР. В экспериментальной работе участвовали 32 человек в возрасте 7-8 лет.
Практическая значимость: результаты исследования и подвижные игры, направленные на развитие физических качеств школьников, могут быть использованы в практике работы учителей физической культуры.
2.2.Организация исследования
Для экспериментальной проверки гипотезы и решения представленных задач было организовано и проведено педагогическое исследование
Экспериментальная часть состояла из 3 блоков:
-констатирующего (изучение физических качеств на начальном этапе, сдача норм ГТО),
-формирующего (применение подвижных игр на уроках физической культуры),
-контрольного (итог, сравнение результатов с нормами ГТО (в конце первого полугодия).
Первый блок «Констатирующий этап исследования»
- Анализ литературных источников и обобщение практического опыта ведущих специалистов в области теории и методики ФК в школе (В.И. Ляха (2019), А.П. Матвеева (2015 и др.)
-Выявление особенностей структуры и содержания двигательного режима учащихся (8-9 лет) в рамках подготовки к ВФСК ГТО I ступени.
-Определение тестов физического развития для оценки исходных показателей ФП детей 8-9 лет.
-Изучение медицинских карт школьников с 1 по 2 классы, в частности, учащихся 8-и лет. Выявление участников эксперимента.
- Проведение мониторинга ФП участков эксперимента с применением теста ГТО I ступени.
Второй блок
-проведение практической части эксперимента с использованием на уроках определённых подвижных игр.
-педагогические наблюдения.
Третий блок
-у детей младшего школьного возраста (8 лет) были повторно зафиксированы все анализируемые показатели. Осуществлялся итоговый прием нормативов комплекса ГТО I ступени у учащихся 8-и лет, фиксировалось количество школьников, способных выполнить испытания на золотой, серебряный и бронзовый знаки ВФСК ГТО.
- статистическая обработка и обобщение данных, полученных в ходе эксперимента.
ü Реализация 1 блока эксперимента
«Констатирующий этап исследования»
Педагогические наблюдения телапроводились в реальных условиях юныхучебно-учебного процесса, занимающихся которые на уроках физической культуры. На основании направлениюэкспертных оценок имитацией регистрировались и анализировались освоениепоказатели, отражающие развитие физических качеств и выполнение норм спортивныйI ступени ГТО.
Наблюдая проведение уроков физической культуры, сделала вывод, что для более полного и целенаправленного удовлетворения разнообразных интересов и потребностей младших школьников при подготовке к выполнению норм ГТО в процессе их физического воспитания возможно применение подвижных игр, которые будут развивать физические качества детей 8 лет.
Тестирование испытаний ГТО.
Изучая учебные нормативы по определению выполнению норм ГТО детей 8 лет, относящихся к 1 ступени, разработала 5 контрольных тестов по определению уровня развития скоростных, координационных, скоростно – силовых, силовых способностей, гибкости.
Комплекс контрольных тестов:
Контрольное упражнение № 1 – определение уровня развития скоростно - силовых способностей (прыжок в длину с места).
Выполняя прыжок в длину с места, испытуемый встает на контрольную линию, справа от которой лежит измерительная лента, не заступая носками за нее. Затем толчком двух ног со взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь, приземлиться как можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучшая попытка.
Контрольное упражнение № 2- челночный бег 3х10 м.
В забеге принимают участие один - два человека. Перед началом бега на линию старта для каждого кладут два кубика. По команде «На старт» участники выходят к линии старта. По команде «Внимание» они наклоняются и берут по одному кубику. По команде «Марш» бегут к финишу, кладут кубик на линию, не останавливаясь, возвращаются за вторым кубиком и также переносят его на линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включают по команде «Марш» и выключают в момент, когда кубик касается пола. Результат фиксируется с точностью до 0,1 с.
Контрольное упражнение № 3 – бег 30 м.
Выполняется с низкого старта. В забеге принимают участие два- три человека. По команде «На старт» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение (техника выполнения низкого старта). По команде «Внимание» (техника выполнения низкого старта) и «Марш» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяют с помощью секундомера с точностью до 0,1 с.
Контрольное упражнение № 4 - подтягивание для мальчиков из виса на высокой перекладине выполняется из ИП: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе. Подтягивание для девочек на низкой перекладине, выполняется из ИП: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги касаются пола, ступни вместе.
Участник подтягивается так, чтобы подбородок поднялся выше грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав ИП на 0,5 с, продолжает выполнение испытания (теста). Засчитывается количество правильно выполненных попыток.
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине выполняется из исходного положения (ИП): вис лежа лицом вверх хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см. Высота грифа перекладины для участников I ступени комплекса - 90 см.
Для того чтобы занять исходное положение, участник подходит к перекладине, берется за гриф хватом сверху, приседает под гриф и, держа голову прямо, ставит подбородок на гриф перекладины. После чего, не разгибая рук и не отрывая подбородка от грифа, шагая вперед, выпрямляется так, чтобы голова, туловище и ноги составляли прямую линию. Помощник спортивного судьи подставляет опору под ноги участника. После этого участник выпрямляет руки и занимает исходное положение. Из этого положения участник подтягивается до подъема подбородка выше грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 с исходного положения, продолжает выполнение испытания (теста). Засчитывается количество правильно выполненных попыток, фиксируемых счетом спортивного судьи .
Контрольное упражнение № 5 - наклон вперед из положения, стоя с прямыми ногами на полу - сгибание тела, наклон, вперед не сгибая ног, и достать до пола кулаками или пальцами рук.
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из исходного положения (далее – ИП): стоя на полу или гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 - 15 см. Участник выступает в спортивной форме, позволяющей спортивным судьям определять выпрямление ног в коленях. При выполнении испытания (теста) на полу участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и удерживает касание в течение 2 с. При выполнении испытания (теста) на гимнастической скамье участник по команде выполняет два предварительных наклона, ладони двигаются вдоль линейки измерения. При третьем наклоне участник максимально наклоняется и удерживает касание линейки измерения в течение 2 секунд. Величина этого теста, гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «-» , ниже - знаком «+».
Все полученные результаты занесены в таблицу, для ведения статистических подсчетов.
ü Реализация второго блока эксперимента
«Формирующий этап исследования»
Педагогический дзюдоэксперимент проводился в реальных условиях рабоч учебного процесса по физической культуре второго определениегода обучения.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №1» г. Воткинска УР в 2019-20 уч. году. В исследовании участвовали дети 2-х классов (2 «а», 2 «б») в количестве 36 человек. Средний возраст исследуемых составляет 7-8 лет. Дети 2 «а» в количестве 16 человек (8 мальчиков, 8 девочек.) составили экспериментальную группу, и дети 2 «б» класса, в количестве 16 человек (8 мальчиков, 8 девочек.) – контрольную.
Все дети имеют возраст 8 лет и по состоянию здоровья, отнесенные к основной медицинской группе, занимающиеся физической культурой в объеме комплексной программы В. И. Ляха по физическому воспитанию 2 класса общеобразовательной школы.
Из проведённого входящего тестирования следует, что для более эффективной подготовки детей этого возраста к выполнению норм комплекса ГТО целесообразно продумать средства, способствующие эффективному выполнению норм ГТО.
Методической основой содержание проведения учебно-тренировочного упражнения процесса у школьников 2 – х классов контрольной и экспериментальной этапгруппы являлась «Учебная способностей программа по физической культуре для чувствообразовательных учреждений в 1 - 4 классах», увеличивается авторы-составители: В.И.Лях, А.А. Зданевич.
В ходе педагогического эксперимента планировалось применять на уроках физической культуры в экспериментальной группе подвижные игры, способствующие развитию скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей, координационных, а также гибкости.
В соответствии с исходногоцелью и задачами показателипедагогического исследования являетсянами была особаясформулирована программа направлению« Игровое ГТО » для школьников 8 лет детей полуприседна основе деятельностидиагностики их физических способностей. Сроком реализации на 1учебное полугодие (две четверти) в количестве 34 часов.
Программа ерстатьпредусматривает оценку физических качеств в плане направлениювыполнения видов испытаний (тестов) норм ГТО, соревновательных тестов, ними включающих в себя:
- тестирование занятиях физических способностей;
- сопоставление измененис результатами соревновательной левойдеятельности ( выполнение видов испытаний ГТО I ступенигруппе);
- определение вариативных прогностической значимости;
- внедрение второго результатов исследования одной в учебно – образовательный процесс.
Особенность разработанной программы в том, что содержание физической подготовки детей 7 - 8 лет к выполнению нормативных требований комплекса ГТО являются не только специально подобранные физические упражнения из учебных разделов подвижных игр, общей гимнастики, акробатики и лёгкой атлетики, но и педагогические приёмы, направленные на формирование мотивации учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, обучение умениям организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность, воспитание навыков систематического наблюдения учащихся за своим физическим состоянием.
Реализация программного материала по физической подготовке осуществляется в процессе уроков физической культуры, проводимых в сетке учебного расписания, при проведении утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток при выполнении домашних заданий, в ходе внеклассной физкультурно-спортивной работы, а также самостоятельных доступных детям этого возраста тренировочных занятий по заданию учителей. Двигательный режим для детей 7 - 8 лет в соответствии с рекомендациями комплекса ГТО должен составлять не менее 8 - 10 ч в неделю.
Цель программы: создать условия на уроках физической культуры, способствующие повышению уровня подготовки для выполнения норм ГТО детей 7 – 8 лет, посредствами подвижных игр.
Для реализации цели выбрали применение подвижных игр, так как занятия подвижными играми обеспечивают формирование двигательных навыков, способствуют формированию жизненно важных умственных, морально – волевых и физических качеств детей этого возраста. Для решения этих задач нужно выбрать правильное сочетание последовательности применения подвижных игр с целью ускорения формирования игровых умений и навыков. Целесообразность их применения на уроках физической культуры направлена на развитие двигательной активности и развитие физических качеств детей, то есть будет способствовать подготовке школьников к выполнению норм ГТО .
На данном этапе эксперимента разработали подвижные игры, используемые при развитии скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей, координационных, а также гибкости, опираясь на труды Ю.Д. Железняк (доктора педагогических наук, заслуженного работника физической культуры РФ)
Подвижные игры, способствующие развитию скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей, координационных, а также гибкости, применяемые в экспериментальной группе:
В основе «игровой программы» ГТО использовали подвижные игры, как наиболее привлекательный и естественный для детей 7 – 8 лет, который в непринужденной форме повышает физическую подготовленность школьников и оказывает значительное влияние на их личностное развитие и социализацию.
Содержание созданной программы по организации и выполнению норм ГТО с использованием подвижных игр ориентировано на школьников 7 – 8 лет и имеет общий объем 34 часа в каждом классе. Материал рассчитан на равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных урочных занятий по физической культуре со школьниками.
Включение подвижных игр сочетается с материалом основной образовательной программы по предмету «Физическая культура 1 – 4 класс» В.И. Ляха. К примеру, когда школьники проходят по предмету раздел легкой атлетики, в программе может осуществляться подготовка к выполнению легкоатлетических нормативов ГТО - бег 30 м или челночный бег, прыжки в длину с места и проводятся соответствующие игры на базе легкой атлетики, затем проводятся соревнования между классами по выполнению данных нормативов ГТО. Такое объединение базового и игрового материала на уроке физической культуре будет способствовать повышению эффекта выполнения тестовых заданий ГТО.
В основе созданной «Игровой программы ГТО» использовали подвижные игры, как наиболее привлекательное и естественное средство физического воспитания для детей 7 – 8 лет, которое в непринужденной форме оказывало значительное влияние на личностное развитие и социализацию школьников этого возраста.
Это соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в которых личностные результаты образования, обучения и воспитания ставятся на первое место, только потом – метапредметные и предметные .
Используя подвижную игру, на уроке физической культуры при подготовке к сдаче нормативов ГТО делается попытка:
1) использовать ГТО как элемент физического (телесного) воспитания, которое ориентировано на формирование культуры здоровья, двигательной культуры и культуры телосложения, т.е. физической (телесной) культуры в целом;
2) учесть разнообразные интересы и потребности, национальные и региональные особенности, социальные запросы и требования школьников разного возраста к физическому воспитанию.
Подвижные игры, направленные на подготовку выполнения норм ГТО проводили во всех частях урока физического воспитания в экспериментальной группе. В подготовительную часть урока включали игры с ритмичной ходьбой, короткими перебежками, строевыми, гимнастическими и общеразвивающими упражнениями. Все эти игры требовали от играющих организованности, дисциплины и способствовали общему физическому развитию.
Обучающий эффект выполнения тестовых заданий ГТО на уроках физической культуры обеспечивался путём совмещения комплексов упражнений с подвижными играми, эстафетами. Основным средством проведения уроков этой направленности в экспериментальной группе выступали подвижные игры.
Данная программа включает в себя примерный тематический план уроков и перечень предлагаемых подвижных игр.
Тематический план по организации и проведению урочной деятельности на основе подвижных игр для подготовки к комплексу норм ГТО в начальной школе
№ |
Название раздела |
Общее количество часов |
1. |
Вводное занятие |
1 |
2. |
Физическое воспитание, ГТО и его нормативы, как ориентиры физического воспитания. |
1 |
3. |
Подвижные игры для развития мышц ног и подготовки к выполнению норматива «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами - 1-2 класс». |
2 |
4. |
Подвижные игры для развития мышц рук, брюшного пресса, спины и подготовки к выполнению норматива «Подтягивание из виса на высокой перекладине или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу». |
2 |
5. |
Двигательная культура и физкультурно-двигательное воспитание. |
1 |
6. |
Подвижные игры на развитие быстроты для подготовки к выполнению нормативов учащимися 1-2 классов - челночный бег или бег на 30м |
2 |
7. |
Подвижные игры на развитие выносливости для подготовки к выполнению нормативов учащимися 1-2 классов - «Бег на лыжах на 1км или на 2 км или смешанное передвижение на 1,5 км по пересеченной местности, или смешанное передвижение на 1 км»; |
2 |
8. |
Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств для подготовки к выполнению норматива учащимися 1-2 классов - «Прыжок в длину с места». |
2 |
9. |
Подвижные игры на развитие гибкости для подготовки к выполнению норматива «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу или на гимнастической скамье». |
2 |
10. |
Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств для подготовки к выполнению нормативов «Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м» учащимися 1-2 классов. |
2 |
11. |
Подвижные игры на развитие выносливости для подготовки к выполнению норматива «Плавание без учета времени». |
2 |
12. |
Социально-ориентирующие игры: сюжетно-ролевые, ролевые, ситуационно-ролевые, деловые, маршрутные игры, направленные на пропаганду, популяризацию комплекса ГТО и содействующие личностному развитию школьников. |
1 |
13. |
Инновационные игры, которые придумывают сами участники или модернизируют, видоизменяют традиционные игры для решения конкретных задач. |
1 |
14. |
Спортивная культура и спортивное воспитание. Спортивная тренировка и спортивные соревнования. Массовые спортивные соревнования школьников, особенности их организации и проведения (программа, система определения победителей и т.д.). |
1 |
15. |
Массовые спортивные соревнования «команда-класс» по играм ГТО. Программа, особенности организации. Проведение соревнований внутри класса, между параллельными классами, между разными классами с гандикапом. |
6 |
16. |
Спарт - Игры ГТО. Программа соревнований-конкурсов, особенности организации. Проведение Спарт - Игр ГТО игр внутри класса, между параллельными классами, между 1-2 классами. |
6 |
Всего |
34 |
Педагогические наблюдения.
Рассматривая первые тестовые показатели физических способностей детей у контрольной и экспериментальной групп, можно сказать том, что они находятся практически на одном уровне, что говорит о правильном подборе испытуемых для проведения педагогического эксперимента. Все дети, занимающиеся в этих группах, участвуют в выполнении норм ГТО.
Уроки физической культуры были комплексными и включали в себя средства из различных разделов учебной программы. В содержание уроков включали упражнения, укрепляющие основные мышечные группы, развивающие быстроту, силу, ловкость, гибкость, формирующие правильную осанку и способствующие подготовке к усвоению сложных двигательных действий. Уроки строились по общепринятой схеме: подготовительная (вводная), основная и заключительная части.
В подготовительную часть урока включают различные виды ходьбы (на месте, в движении, в приседе), перестроения на месте и в движении; умеренный бег в сочетании с поворотами и прыжками; бег спиной вперёд, боком, с изменением направления продолжительностью 5 - 6 мин, общеразвивающие упражнения для рук, ног и плечевого пояса с постепенно увеличивающейся амплитудой; упражнения для всего тела (наклоны, круговые движения туловища, приседания махи ногами). Каждое упражнение рекомендуется выполнять 6 - 8 раз.
В рамках интенсификации образовательного процесса и повышения эмоционального фона в подготовительную часть урока, возможно также включать упражнения для развития ловкости, а также элементы подвижных игр. К ним относятся:
- подвижные игры на внимание «Круг, линия, шведская стенка, гимнастическая скамейка», «Выполняй по сигналу»
- подвижные игры на координацию движений (метание теннисных мячей в цель из различных исходных положений (после прыжков, поворотов); метание в цель в ускоренном темпе; метание в цель попеременно обеими руками;
- подвижные игры с прыжками в длину с места, стоя боком (спиной) в направлении прыжка.
В основной части урока использовали игры, требующие большей подвижности:
- с бегом на скорость, выносливость;
- игры с преодолением препятствий, прыжками, метанием в неподвижную и подвижную цель;
- игры с увёртыванием и переключением направления движения.
В заключительной части урока проводили подвижные игры, способствующие активному отдыху и организации внимания школьников, с простыми правилами.
Например, при обучении челночному бегу 3х10 м, виду бега, характеризующемуся многократным прохождением одной и той же короткой дистанции в прямом и обратном направлении проводились подвижные игры «Челнок», «Вызов номеров», «Гонка мячей по кругу», «Охота на уток», «Мяч среднему», «Зоркий глаз», «Падающая палка», «Смена кругов», «Салки».
Разнообразные подвижные игры на быстроту и точность выполнения действий, равновесие и координацию создавали хорошую основу для развития координационных способностей. В этих играх совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство расчёта времени», а следовательно, и ловкое выполнение движений .
При проведении таких игр, направленных на развитие координации, то есть связанных с выполнением упражнений, требующих точных и чётких мышечных усилий, недостаточно эффективны при наступающем утомлении. Поэтому при повторении делали перерывы для отдыха, а сами игры на развитие ловкости проводили тогда, когда незначительных следов утомления от предшествующей нагрузки.
На практике для развития ловкости всегда использовали игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования действий партнёров, их физической и тактической подготовленности.
При обучении норматива бег 30м, который выполняется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей и происходит развитие скоростных способностей, использовались подвижные игры « Кошка и мышка», «Ловля парами», «Мороз», «Снайпер», «Мяч капитану», Два мороза», «К своим флажкам», «Салки с выручкой», «День и ночь».
В этих играх особенно хорошо развивались и сочетались такие основные показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, число движений, выполняемых в единицу времени, и быстрота передвижения тела или его частей в пространстве. Поскольку упражнения для развития быстроты выполняются в предельно быстром темпе, не превышающих предельных норм. К этим относятся по характеру подвижные игры с активным соревнованием двух противоборствующих сторон.
Для правильного представления учебного процесса проводились подвижные игры для преимущественного развития быстроты небольшой разминкой, а в ходе игр и эстафет устраивались минутные интервалы для отдыха. Для развития быстроты подбирали игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые и тактильные сигналы, а также упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника, что способствовало развития скоростных способностей школьников.
Совершенствуя умения, выполнения норматива прыжок в длину с места толчком двумя ногами - преодоление препятствия или пространства в свободном полете без дополнительной опоры руками после отталкивания ногами, использовали подвижные игры «Веревочка под ногами», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Прыжки по полоскам», «Парашютисты», «Охотники и утки»].
Для подготовки к подтягиванию на перекладине, сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа на полу, то есть базовым физическим упражнениям, развивающим группы мышц верхней части тела, использовали подвижные игры «Скамейка над головой», «Перетягивание», «Кто сильнее», «Бег на руках», «Мостик и кошка», «Перетягивание в парах», «Втяни в круг», «Перетяни за линию» .
Игровая деятельность в программе «Игровое ГТО» оказывала корректирующее влияние на школьников 7 – 8 лет. При этом в этих играх включали больше упражнений, направленных на увеличение силы сгибателей и разгибателей тех конечностей, которые слабее развиты. Например, в играх с прыжками акцентировали внимание на правой ноге, а в играх с перетягиванием - на левой руке. Однако нельзя забывать, что в игре не следует давать не очень хорошо подготовленным детям упражнения с околопредельными и предельными напряжениями в большом объёме, эмоциональный подъём очень часто не может компенсировать их недостаточную физическую подготовленность .
Таким образом, если на уроке решалась задача развития силы, то в неё включались игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, обладающие разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивания). Эти игры включали в себя различные двигательные операции с доступными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метания на дальность, подъёмы спортивных снарядов доступной массы, разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячей партнёрам по команде).
На уроке физической культуры использовались подвижные игры на развитие гибкости для подготовки к выполнению норматива «Наклон вперед из положения, стоя с прямыми ногами на полу или на гимнастической скамье»: «Гонка мячей» (над головой, между ног, в сторону), «Бег тараканов», «Прокати мяч под мостиком».
Использование различных средств физической подготовки, применение подвижных игр на уроке, направленных на подготовку нормативов ГТО, позволяли создать двигательную основу для перспективного совершенствования физических способностей, необходимых для формирования будущих действий. Систематическое проведение различных подвижных игр позволило создать у школьников определённый запас движений. На этой базе легче затем выполнялись контрольные упражнения (нормативы ГТО) .
При проведении подвижных игр строго регулировали и ограничивали физическую нагрузку детей, обращали внимание на правильную организацию и построение уроков физической культуры. Игры подбирались и проводились с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности школьников.
ü Реализация третьего блока эксперимента
«Контрольный этап исследования»
Подводя итоги педагогического эксперимента, подвергли анализу научно-методические данные, раскрывающие методические подходы к подготовке школьников 7 – 8 лет к выполнению нормативов ГТО посредством подвижных игр.
На основании экспертных оценок регистрировались и анализировались основные показатели, отражающие выполнение тестовых заданий выполнения норм ГТО I ступени
В ходе исследования доказано, что значительно и статистически достоверно различаются результаты в тестах, характеризующих развитие координационных способностей (челночный бег 3x10м) и скоростных способностей (бег 30 м), не значительно улучшились результаты скоростно – силовых (прыжок в длину с места) и силовых качеств школьников (подтягивание на перекладине).
Таким образом, предположение, что применение подвижных игр на уроке физической культуры со школьниками 7 – 8 лет создаст условия для развития физических качеств и будет способствовать успешному выполнению норм ГТО, доказано частично. Считаю, что для более значительного улучшения показателей скоростно – силовых и силовых качеств необходимо более продолжительное время.
Анализируя уровень подготовки выполнения нормативов ГТО школьников контрольной и экспериментальной групп после проведения эксперимента, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе повысилось на 20% качество выполнения нормативов ГТО.
В таблицах представлены лучшие результаты десяти участников эксперимента из контрольной и экспериментальной групп
Уровень подготовки выполнения нормативов ГТО школьников контрольной группы (до эксперимента)
№ |
Конр.упр
ученик |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
Баллы, |
|||||
резул. |
уров |
резул. |
уров. |
резул. |
уров. |
резул. |
уров. |
резул. |
уров. |
уровень |
||
1 |
Алина |
10,6 |
ср |
7,0 |
ср |
115 |
ср |
7 |
ср |
_ |
ср |
ср |
2 |
Максим |
10,2 |
н |
6,8 |
н |
115 |
н |
2 |
н |
_ |
н |
н |
3 |
Никита |
9,2 |
в |
6,1 |
ср |
140 |
в |
4 |
в |
+ |
в |
в |
4 |
Максим |
10,3 |
н |
6,9 |
н |
115 |
н |
2 |
н |
_ |
н |
н |
5 |
Дарина |
9,7 |
в |
6,6 |
ср |
135 |
в |
11 |
в |
+ |
в |
в |
6 |
Дмитрий |
10,0 |
ср |
6,8 |
н |
120 |
ср |
3 |
ср |
_ |
н |
ср |
7 |
Ольга |
10,2 |
н |
7,1 |
н |
110 |
н |
4 |
н |
_ |
н |
н |
8 |
Егор |
9,1 |
в |
6,0 |
ср |
140 |
в |
4 |
в |
+ |
в |
в |
9 |
Евгений |
10,4 |
н |
6,9 |
н |
115 |
н |
2 |
н |
_ |
н |
н |
10 |
Софья |
10,8 |
н |
7,2 |
н |
110 |
н |
4 |
н |
_ |
н |
н |
Уровень подготовки выполнения нормативов ГТО школьников экспериментальной группы (до эксперимента)
№ |
Конт.упр. Ученик |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
Баллы, |
|||||
резул. |
уров |
резул. |
уров. |
резул. |
уров. |
резул. |
уров. |
резул. |
уров. |
уровень |
||
1 |
Альбина |
10,7 |
ср |
7,2 |
н |
110 |
н |
7 |
ср |
_ |
ср |
ср |
2 |
Диана |
9,7 |
в |
6,2 |
в |
135 |
в |
6 |
ср |
+ |
в |
в |
3 |
Денис |
10,3 |
н |
6,9 |
н |
120 |
ср |
2 |
н |
_ |
н |
н |
4 |
Леонид |
9,2 |
в |
5,9 |
в |
140 |
в |
3 |
ср |
+ |
в |
в |
5 |
Матвей |
9,0 |
в |
5,7 |
в |
145 |
в |
4 |
в |
_ |
в |
в |
6 |
Михаил |
9,2 |
в |
6.1 |
ср |
120 |
ср |
4 |
в |
+ |
в |
в |
7 |
Ольга |
10,6 |
ср |
7,1 |
н |
110 |
н |
6 |
ср |
_ |
ср |
ср |
8 |
Николай |
9,1 |
в |
6,0 |
ср |
120 |
ср |
4 |
в |
+ |
в |
в |
9 |
Никита |
10,3 |
н |
6,8 |
н |
115 |
н |
3 |
ср |
_ |
ср |
н |
10 |
Софья |
10,8 |
н |
7,2 |
н |
110 |
н |
4 |
н |
_ |
н |
н |
Уровень подготовки выполнения нормативов ГТО школьников контрольной группы (после эксперимента)
№ |
Конт.упр. ученик |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
уровень |
|||||
резул. |
уров |
резул. |
уров. |
резул. |
уров. |
резул. |
уров. |
резул. |
уров. |
|
||
1 |
Алина |
10,6 |
ср |
7,0 |
ср |
115 |
ср |
7 |
ср |
_ |
ср |
ср |
2 |
Максим |
10,1 |
ср |
6,7 |
ср |
115 |
н |
2 |
н |
_ |
н |
н |
3 |
Никита |
9,2 |
в |
6,1 |
ср |
140 |
в |
4 |
в |
+ |
в |
в |
4 |
Максим |
10,1 |
ср |
6,7 |
ср |
115 |
н |
2 |
н |
_ |
н |
н |
5 |
Дарина |
9,7 |
в |
6,6 |
ср |
135 |
в |
11 |
в |
+ |
в |
в |
6 |
Дмитрий |
10,0 |
ср |
6,8 |
н |
120 |
ср |
3 |
ср |
_ |
н |
ср |
7 |
Ольга |
10,2 |
н |
7,1 |
н |
110 |
н |
4 |
н |
_ |
н |
н |
8 |
Егор |
9,1 |
в |
6,0 |
ср |
140 |
в |
4 |
в |
+ |
в |
в |
9 |
Евгений |
10,4 |
н |
6,9 |
н |
115 |
н |
2 |
н |
_ |
н |
н |
10 |
Софья |
10,7 |
ср |
7,2 |
н |
110 |
н |
4 |
н |
_ |
н |
н |
Уровень подготовки выполнения нормативов ГТО школьников экспериментальной группы (после эксперимента)
№ |
Конт.упр.
ученик |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
Баллы, |
|||||
резул. |
уров |
резул. |
уров. |
резул. |
уров. |
резул. |
уров. |
резул. |
уров. |
уровень |
||
1 |
Альбина |
10,7 |
ср |
7,0 |
ср |
115 |
ср |
7 |
ср |
_ |
ср |
ср |
2 |
Диана |
9,7 |
в |
6,2 |
в |
135 |
в |
6 |
ср |
+ |
в |
в |
3 |
Денис |
10,1 |
ср |
6,7 |
ср |
120 |
ср |
3 |
ср |
_ |
н |
ср |
4 |
Леонид |
9,2 |
в |
5,9 |
в |
140 |
в |
3 |
ср |
+ |
в |
в |
5 |
Матвей |
9,0 |
в |
5,7 |
в |
145 |
в |
4 |
в |
_ |
в |
в |
6 |
Михаил |
9,1 |
в |
5.9 |
в |
120 |
ср |
4 |
в |
+ |
в |
в |
7 |
Ольга |
10,4 |
ср |
7,1 |
н |
115 |
ср |
6 |
ср |
_ |
ср |
ср |
8 |
Николай |
9,1 |
в |
5.9 |
в |
120 |
ср |
4 |
в |
+ |
в |
в |
9 |
Никита |
10,1 |
ср |
6,7 |
ср |
120 |
ср |
3 |
ср |
_ |
ср |
ср |
10 |
Софья |
10,8 |
н |
7,2 |
н |
110 |
н |
4 |
н |
_ |
н |
н |
Сравнение уровня подготовки выполнения нормативов ГТО
школьников контрольной и экспериментальной групп.
в экспериментальной группе качество выполнения нормативов ГТО повысилось на 20%
Группы |
До эксперимента |
После эксперимента |
||||
низкий уровень, |
средний уровень |
высокий уровень |
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|
контрольная чел., %
|
5 – 50% |
2 – 20% |
3- 30% |
5 – 50% |
2- 20% |
3 – 30% |
эксперимен-тальная чел., % |
3- 30% |
2 – 20% |
5 – 50% |
1 – 10% |
4 – 40% |
5 – 50% |
Глава III.
Анализ и оценка целесообразности применения подвижных игр в подготовке для выполнения требований ВФСК ГТО.
3.1. Результат исследования.
Подводя итоги исследования можно дать следующие рекомендации по использованию подвижных игр, как средства подготовки школьников 7 – 8 лет к выполнению норм ГТО.
1.Разрабатывая урок физической культуры, следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию физических качеств, при этом использовать подвижные игры различной направленности, которые будут способствовать выполнению тестовых упражнений (нормативов) ГТО.
2. При методически верном использовании подвижных игр на уроке физической культуры у детей этого возраста выявляются физические качества, которые следует совершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основополагающими в достижении необходимого уровня физической подготовленности.
3. Для детей 7 – 8 лет необходим выбор таких средств с использованием подвижных игр различной направленности, который характеризуются уровнем развития физических качеств необходимых при выполнении нормативов ГТО.
4. Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру подвижных игр снимает утомление на уроке физической культуры, повышает интерес к занятиям.
Используя на уроке физической культуры содержание данной программы по организации и проведения норм ГТО со школьниками 7 – 8 лет, посредством подвижных игр выявили следующие результаты:
1. Формирование знаний о спортивных соревнованиях: о значении комплекса ГТО и разнообразных играх, которые могут помочь подготовиться к выполнению нормативов комплекса; о необходимости стремления к гармоничному развитию личности каждого школьника.
2.Формирование умений ценностного отношения к своему здоровью и внутреннему миру, к формированию телесной, двигательной и спортивной культуры с использованием разнообразных подвижных игр, способствующих всестороннему развитию личности.
3.Приобретение школьниками опыта самостоятельного использования разнообразных подвижных игр для подготовки к выполнению нормативов ГТО, для своего физического развития, для начала регулярных занятий по избранному виду спорта.
Заключение.
1.В ходе работы по данной теме мы провели анализ научно-методической литературы, рассмотрели методические основы построения урока физической культуры, направленных на подготовку школьников 7 – 8 лет к выполнению нормативов ГТО. Сделали вывод, что методически грамотно организованный учебно-воспитательный процесс в рамках предмета «Физическая культура» создаёт условия для эффективной интеграции урока.
Выявили, что при разработке урока физической культуры педагогу нужно учитывать особенности физического развития детей 7 – 8 лет и использовать подвижные игры в сочетании с другими видами физических упражнений, способствующие выполнению нормативов ГТО и развитию физических качеств.
В исследовании по определению уровня подготовки школьников 7 – 8 лет к выполнению нормативов ГТО провели анализ полученных данных и сделали вывод, что у школьников этих групп в целом, средний уровень выполнения норм ГТО. Отсюда следует, что необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по повышению уровня развития скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей, гибкости, а также координационных способностей у школьников 2 классов (возраст 7 – 8 лет).
2.Изучив методики проведения подвижных игр для детей младшего школьного возраста, выявили , что игра это наиболее привлекательное средство физического воспитания для детей 7 – 8 лет, которое в непринужденной форме повышает физическую подготовленность школьников и оказывает значительное влияние на их личностное развитие и социализацию.
3. В ходе проведения педагогического эксперимента разработали комплекс подвижных игр и учебную программу «Игровое ГТО». Теоретически и практически в ходе исследования доказали, что использование подвижных игр на уроке физической культуре способствует успешному выполнению норм ГТО школьниками 7 – 8 лет с учётом их возрастных особенностей физического развития.
Вывод:
Результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что цель исследования – изучение уровня подготовки школьников 7 – 8 лет к выполнению нормативов ГТО на уроке физической культуре, посредством подвижных игр была достигнута и таким образом гипотеза подтвердилась.
Разработанная нами программа «Игровое ГТО» и комплекс подвижных игр для детей младшего школьного возраста могут быть включены в основную программу по физической культуре, для повышения уровня физической подготовленности до уровня, обеспечивающего 70% школьников осваивать нормативные требования 1 ступени комплекса ГТО "К стартам готов". Применение разработанной программы может быть использовано учителями физической культуры.
Литература.
1.Виленский, М.Я. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский. - 2 – е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015.
2.Виноградов, П.А. Факторы, влияющие на отношение населения к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. М., 2015. № 3. - С. 35.
3.Воронова Е.К. Игры - эстафеты для детей 7 - 8 лет [Текст]: практическое пособие / Е.К. Воронова. - М.: Аркти, 2014.
4.Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» / Сборник материалов для образовательных организаций города Москвы. М., 2015.
5.Елина, Н.В. Методика уроков физической культуры в начальных классах на основе упорядоченного использования подвижных игр: диссертация кандидата технических наук/ Н.В. Елина. - Тула, 2010.
6.Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: Академия, 2005.
7.Жуков, М.Н.Подвижные игры. /М.Н. Жуков.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.
8.Кабачков, В.А. Физическая подготовленность младших школьников и их готовность к выполнению нормативных требований при реализации физкультурно- спортивного комплекса / В.А. Кабачков, В.А. Куренцов, Э.А. Зюрин, И.И. Абдюков // Вестник спортивной науки. М., 2016. - № 4. - С. 27 - 29.
9.Кабачков В.А., В.А. Куренцов, Э.А.Зюрин, И.И. Абдюков Организационно – педагогические подходы в физическом воспитании младших школьников при подготовке их к выполнению нормативного комплекса ГТО I и II ступеней. 2017/ - № 4 - C.50 – 58.
10.Кабачков, В.А. Совершенствование комплекса ГТО в современных условиях учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации / В.А. Кабачков, Е.И. Перова, В.А. Куренцов // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. М., 2013. № 5.
11.Камартдинова, А. А., Герега Н. Н..// Научно- теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». – 2015.
12.Качашкин, В.М. Методика физического воспитания / В. М. Качашкин. - М., Просвещение, 2012.
13.Клиницк, Л.Г. Одно из эффективных средств физического воспитания / Л.Г.Клиницк // Физическая культура в школе. - 2012. - № 7. -
14.Ковалько, В.И. Поурочные разработки по физической культуре.1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы, поурочные планирование /В.И.Ковалько.– М.: ВАКО,2012.
15.Кузнецов В.С., Колодинский Г.А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче норм ГТО / В.С. Кузнецов, Г.А. Колоденский. – М.Просвещение, 2016.-
16.Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей школьных образовательных учреждений [Текст]: пособие для медработников и учителей / М.Н. Кузнецова; - М.: АРКТИ, 2013.
17.Куцаева, В.В. Рекомендации школьникам для самостоятельных занятий по подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО / В.В. Куцаева // Физическая культура в школе. – 2016. - №1.
18. Луткова, Н.В. Подвижные игры в различных звеньях физического воспитания: учебн. – метод. пособие / Н.В. Луткова, Л.Н. Минина. – СПб., 2010.
19. Лях, В. И. Программа общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 1 – 11 классов / В.И.Лях, – М.: Просвещение, 2019.
20.Лях, В.И. Физическая культура. 1 - 4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2012.
21. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в начальной школе [Текст]: пособие для педагогов школьных учреждений, препод. и студ / М.А. Рунова; - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
22. Рунова, М.А. Школьные учреждения: оптимизация режима двигательной активности / М.А. Рунова// Физическое воспитание. - 2013. - №6. - С. 81-86.
23.Силкин Ю.Р., Большев А.С. Подвижные игры для младших школьников - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
24.Солодков, А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. - М.: Спорт, 2015.
25.Синявский, Н.И. Применение онлайн технологий в программно-методическом обеспечении Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) /Синявский Н.И., Фурсов А. В. -Тюмень: Аксиома, 2013.
26. Синявский Н.И. Садыков Р.И. Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки: монография / Н.И. Синявский, Р.И. Садыков – Тюмень: Аксиома, 2013. – 160 с. С.10-11., [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosinwebc.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.