Научно-методическая статья "Использование ИКТ в учебном процессе"

  • doc
  • 21.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Использование ИКТ в учебном процессе.doc

Проблемой мыслительной деятельности младших школьников занимались такие известные педагоги и психологи, как Леонтьев А.Н., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Пиаже Ж. и другие. Работа по активизации мыслительной деятельности обучающихся строится с опорой на идеи и методы развивающего обучения. Взаимосвязь процесса обучения с развитием мышления и изменения аналитико-синтетического состава мыслительной деятельности рассматривает Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие.

Среди всех познавательных процессов, представляющих собой формы отражения человеком окружающего мира, наивысшим и наиболее сложным является мышление. Если в процессе восприятия человек познаёт единичные и конкретные предметы, когда они непосредственно воздействуют на его органы чувств, то благодаря мышлению, он познаёт такие особенности, свойства и признаки предмета, которые он мог не воспринимать непосредственно.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование -  это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными  компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную  с их помощью информацию  для дальнейшего самообразования. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Компьютерные технологии или информационные технологии (ИТ) — это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей ее проверки, у него совершенствуются и учебно-познавательные мотивы – интерес к способам добывания знаний.

Для активизации мыслительной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира с использованием современных компьютерных технологий систематически используются задания, требующие выполнения мыслительных операций: обобщения, конкретизации, классификации и т.п. С этой целью разработаны дидактические игры, индивидуальные карточки, используемые на уроках и во внеурочное время. Систематическое использование заданий подобного характера развивает интерес к предмету, позволяет повысить качество усвоения материала, формировать у учащихся гибкое, нестандартное мышление.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Современные компьютерные технологии (далее ИКТ) при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика на уроках окружающего мира.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.

Использование Интернет-ресурсов возможно для поиска информации при подготовке информационных работ, для просмотра ресурса виртуальных музеев, для знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, для поиска информации в электронных энциклопедиях.

Использование ИКТ открывает новые возможности не только в обучении предмету, но и во внеурочной деятельности. ИКТ даёт детям возможность для размышления и участия в создании элементов мероприятия, что способствует развитию интереса школьников в жизни класса, школы. Традиционные мероприятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее.

Поэтому с первых дней необходимо приучать детей работать с разными источниками информации, так как работа с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) в наше время становится необходимым интеллектуальным умением. В 4 классе дети уже самостоятельно готовят презентации и представляют их классу.

Для решения обучающей задачи на уроках окружающего мира используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, активизируя мыслительную деятельность.

Для создания эмоциональной ситуации в ходе урока большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию к  изучению данного предмета.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми.

Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

Несомненно, использование презентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку. 

Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Обучающиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету. Сегодня в традиционную схему «учитель- ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер.

ИКТ могут выступать как вспомогательный элемент учебного процесса. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

-усилить образовательные эффекты;

-повысить качество усвоения материала;

-построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

-осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.

Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность учащихся к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. В связи с этим возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но очень интересный и познавательный. Для того чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным. Здесь на помощь и приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребенка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность.

С первых дней появления компьютера в классе дети стали интересоваться презентациями (в редакторе PowerPoint). Самые первые работы были выполнены с помощью взрослых: учителя, родителей. Обычно в конце урока я сообщаю тему будущего и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление.

При изучении курса «Окружающий мир» особую роль играют проекты, созданные с использованием ИКТ. Например, на первом уроке в 1 классе организовала проект «Что я умею». Из предложенного материала (бумага, клей, пластилин и др.) можно создать любой объект. При помощи ИКТ есть возможность провести виртуальные путешествия «Звёздное небо» (3 класс), «Про кошек и собак» (2 класс), «Как изобрели велосипед» (1 класс), «Путешествие по Москве» (2 класс), «Природные зоны нашей страны» (4 класс).

Неотъемлемым помощником в привитии интереса к предмету и организации коллективной работы класса является использование интерактивной доски. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок,  «волшебных палочек» развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Таким образом, ИКТ в образовательном процессе позволяет решать одну из важнейших задач обучения – повышение уровня знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Трудные времена на Русской земле»

 

Учебник - А.А.Плешаков, «Мир вокруг нас».Учебник для 4 класса начальной школы (М.:Просвещение)

Цель урока: ознакомление с героическими страницами истории Отечества

Задачи:

- обучающие: сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества, с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра.

-развивающие: развивать умение выявлять причинно-следственные связи на основе установления причин исторических событий, умение доказывать, анализировать, развивать связную устную речь; развивать умение работать с картой

-воспитательные : воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образами русских людей поднявшихся на борьбу, подчеркнуть мужество русских людей, воспитывать чувство патриотизма; любовь к Родине

УУД(метапредметные)

Личностные У обучающегося будут сформированы : положительное отношение к учебной и познавательной деятельности, интерес к учебному материалу.

Регулятивные. Обучающийся получит возможность принимать и сохранять учебную задачу, соответствующих  этапам обучения, адекватно  воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.

Познавательные. Обучающийся получит возможность понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, делать выводы на основе причинно – следственных связей.

Тип урока получение новых знаний

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная., работа в парах, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация  к уроку, нетбуки

 

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

Организационный момент

-

Настраивает на восприятие учебного материала -

Ученики вместе с учителем произносят заранее выученное четверостишье, слушают цель урока

 

1мин.

2.

.Проверка домашнего задания 

 -

Раздаёт карточки с индивидуальными заданиями, слушает  устные ответы учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит игру «Домино»

 

 

Письменно, индивидуально отвечают на вопросы карточек

Один ученик рассказывает о создателях славянской азбуки, второй рассказывает о том, что свидетельствует о широком распространении грамотности на Руси.

Работают в группах, разрезают таблицу по жирным линиям. Побеждает  группа, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек «Домино»

Проверяют, подводят итоги

 

7мин.

3.

Изучение нового материала 

Интерактивная доска(1)

Подводит к самостоятельному формулированию темы урока, задаёт проблемные вопросы

Демонстрирует слайды презентации

Рассказывает, задаёт вопросы

 

Проводит сопоставление вооружения русских воинов и монголо-татарских.

 

Слушают  рассказ Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Слушают, отвечают на вопросы

Сравнивают вооружение русских воинов и монголо-татарских, делают вывод.

 

10мин

4.

Физкультминутка

Интерактивная доска(1)

Проводит физкультминутку под музыку, демонстрирует слайд

Выполняют движения под музыку

2мин

5.

.Изучение нового материала

Интерактивная доска(1,2,3)

Рассказывает, задаёт вопросы, демонстрирует слайды из презентации

 

Демонстрирует фрагмент фильма «Александр Невский»

 

 

Демонстрирует анимацию Ледового побоища

 

Слушают, отвечают на вопросы

 

 

Смотрят фрагмент фильма, твечают на вопросы

 

Смотрят анимацию, отвечают на вопросы

 

 

10мин.

6.

Исследовательская деятельность по установлению причин побед русских войск

Интерактивная доска

Организует работу по заполнению таблицы на нетбуках «Причины победы русских войск»

 

 

 

 

 

Рассказывает, задает вопросы

 

Один ученик на  интерактивной доске, остальные в нетбуках  заполняют таблицу, устанавливая причинно-следственные связи.

Оценивают правильность выполненных действий.

 

 

Слушают, делают вывод, строят речевые высказывания в устной форме.

 

5мин

7.

Закрепление знаний. Рефлексия.

 Интерактивная доска

Задаёт вопросы

Проводит игру «Мы ученые», демонстрируя слайд

 

На интерактивной доске путем переноса распределяют слова в две группы.

Анализируют мыслительные операции, обобщают материал, делают вывод

4мин.

8.

Домашнее задание

 

Задаёт задание на выбор

Записывают задание

1мин.