Проблемой мыслительной деятельности младших школьников занимались такие известные педагоги и психологи, как Леонтьев А.Н., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Пиаже Ж. и другие. Работа по активизации мыслительной деятельности обучающихся строится с опорой на идеи и методы развивающего обучения. Взаимосвязь процесса обучения с развитием мышления и изменения аналитико-синтетического состава мыслительной деятельности рассматривает Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие.
Среди всех познавательных процессов, представляющих собой формы отражения человеком окружающего мира, наивысшим и наиболее сложным является мышление. Если в процессе восприятия человек познаёт единичные и конкретные предметы, когда они непосредственно воздействуют на его органы чувств, то благодаря мышлению, он познаёт такие особенности, свойства и признаки предмета, которые он мог не воспринимать непосредственно.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Компьютерные технологии или информационные технологии (ИТ) — это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей ее проверки, у него совершенствуются и учебно-познавательные мотивы – интерес к способам добывания знаний.
Для активизации мыслительной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира с использованием современных компьютерных технологий систематически используются задания, требующие выполнения мыслительных операций: обобщения, конкретизации, классификации и т.п. С этой целью разработаны дидактические игры, индивидуальные карточки, используемые на уроках и во внеурочное время. Систематическое использование заданий подобного характера развивает интерес к предмету, позволяет повысить качество усвоения материала, формировать у учащихся гибкое, нестандартное мышление.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Современные компьютерные технологии (далее ИКТ) при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика на уроках окружающего мира.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.
Использование Интернет-ресурсов возможно для поиска информации при подготовке информационных работ, для просмотра ресурса виртуальных музеев, для знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, для поиска информации в электронных энциклопедиях.
Использование ИКТ открывает новые возможности не только в обучении предмету, но и во внеурочной деятельности. ИКТ даёт детям возможность для размышления и участия в создании элементов мероприятия, что способствует развитию интереса школьников в жизни класса, школы. Традиционные мероприятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее.
Поэтому с первых дней необходимо приучать детей работать с разными источниками информации, так как работа с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) в наше время становится необходимым интеллектуальным умением. В 4 классе дети уже самостоятельно готовят презентации и представляют их классу.
Для решения обучающей задачи на уроках окружающего мира используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, активизируя мыслительную деятельность.
Для создания эмоциональной ситуации в ходе урока большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию к изучению данного предмета.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми.
Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).
Несомненно, использование презентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.
Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.
Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Обучающиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету. Сегодня в традиционную схему «учитель- ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер.
ИКТ могут выступать как вспомогательный элемент учебного процесса. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
-усилить образовательные эффекты;
-повысить качество усвоения материала;
-построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
-осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность учащихся к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. В связи с этим возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но очень интересный и познавательный. Для того чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным. Здесь на помощь и приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребенка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность.
С первых дней появления компьютера в классе дети стали интересоваться презентациями (в редакторе PowerPoint). Самые первые работы были выполнены с помощью взрослых: учителя, родителей. Обычно в конце урока я сообщаю тему будущего и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление.
При изучении курса «Окружающий мир» особую роль играют проекты, созданные с использованием ИКТ. Например, на первом уроке в 1 классе организовала проект «Что я умею». Из предложенного материала (бумага, клей, пластилин и др.) можно создать любой объект. При помощи ИКТ есть возможность провести виртуальные путешествия «Звёздное небо» (3 класс), «Про кошек и собак» (2 класс), «Как изобрели велосипед» (1 класс), «Путешествие по Москве» (2 класс), «Природные зоны нашей страны» (4 класс).
Неотъемлемым помощником в привитии интереса к предмету и организации коллективной работы класса является использование интерактивной доски. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных палочек» развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Таким образом, ИКТ в образовательном процессе позволяет решать одну из важнейших задач обучения – повышение уровня знаний.
Приложение А
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Трудные времена на Русской земле»
Учебник - А.А.Плешаков, «Мир вокруг нас».Учебник для 4 класса начальной школы (М.:Просвещение)
Цель урока: ознакомление с героическими страницами истории Отечества
Задачи:
- обучающие: сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества, с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра.
-развивающие: развивать умение выявлять причинно-следственные связи на основе установления причин исторических событий, умение доказывать, анализировать, развивать связную устную речь; развивать умение работать с картой
-воспитательные : воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образами русских людей поднявшихся на борьбу, подчеркнуть мужество русских людей, воспитывать чувство патриотизма; любовь к Родине
УУД(метапредметные)
Личностные У обучающегося будут сформированы : положительное отношение к учебной и познавательной деятельности, интерес к учебному материалу.
Регулятивные. Обучающийся получит возможность принимать и сохранять учебную задачу, соответствующих этапам обучения, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.
Познавательные. Обучающийся получит возможность понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, делать выводы на основе причинно – следственных связей.
Тип урока получение новых знаний
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная., работа в парах, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, нетбуки
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
1 |
Организационный момент |
- |
Настраивает на восприятие учебного материала - |
Ученики вместе с учителем произносят заранее выученное четверостишье, слушают цель урока
|
1мин. |
2. |
.Проверка домашнего задания |
- |
Раздаёт карточки с индивидуальными заданиями, слушает устные ответы учеников.
Проводит игру «Домино»
|
Письменно, индивидуально отвечают на вопросы карточек Один ученик рассказывает о создателях славянской азбуки, второй рассказывает о том, что свидетельствует о широком распространении грамотности на Руси. Работают в группах, разрезают таблицу по жирным линиям. Побеждает группа, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек «Домино» Проверяют, подводят итоги
|
7мин. |
3. |
Изучение нового материала |
Интерактивная доска(1) |
Подводит к самостоятельному формулированию темы урока, задаёт проблемные вопросы Демонстрирует слайды презентации Рассказывает, задаёт вопросы
Проводит сопоставление вооружения русских воинов и монголо-татарских.
|
Слушают рассказ Л. Н. Толстой «Отец и сыновья» Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Принимают и сохраняют учебную задачу. Слушают, отвечают на вопросы Сравнивают вооружение русских воинов и монголо-татарских, делают вывод.
|
10мин |
4. |
Физкультминутка |
Интерактивная доска(1) |
Проводит физкультминутку под музыку, демонстрирует слайд |
Выполняют движения под музыку |
2мин |
5. |
.Изучение нового материала |
Интерактивная доска(1,2,3) |
Рассказывает, задаёт вопросы, демонстрирует слайды из презентации
Демонстрирует фрагмент фильма «Александр Невский»
Демонстрирует анимацию Ледового побоища
|
Слушают, отвечают на вопросы
Смотрят фрагмент фильма, твечают на вопросы
Смотрят анимацию, отвечают на вопросы
|
10мин. |
6. |
Исследовательская деятельность по установлению причин побед русских войск |
Интерактивная доска |
Организует работу по заполнению таблицы на нетбуках «Причины победы русских войск»
Рассказывает, задает вопросы
|
Один ученик на интерактивной доске, остальные в нетбуках заполняют таблицу, устанавливая причинно-следственные связи. Оценивают правильность выполненных действий.
Слушают, делают вывод, строят речевые высказывания в устной форме.
|
5мин |
7. |
Закрепление знаний. Рефлексия. |
Интерактивная доска |
Задаёт вопросы Проводит игру «Мы ученые», демонстрируя слайд
|
На интерактивной доске путем переноса распределяют слова в две группы. Анализируют мыслительные операции, обобщают материал, делают вывод |
4мин. |
8. |
Домашнее задание |
|
Задаёт задание на выбор |
Записывают задание |
1мин. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.