Состояние постоянного поиска и эксперимента естественно для современной школы. Вне этого состояния школа не сможет полностью выполнять функции образовательного учреждения. Опытно-экспериментальная работа стала действенным фактором созидания новой школы, нового учителя и нового ученика.
Сегодня уже никого не удивляет, что в образовательном пространстве города, района соседствуют гимназии, лицеи, колледжи, традиционные школы, школы с гимназическими классами и авторские школы. Многие общеобразовательные заведения стали экспериментальными площадками, в том числе и вузов. Конечно, стратегический путь к новой школе пролегает через разработку и освоение новшеств, т. е. через инновационные процессы. И чем больше в педагогической деятельности нового, инновационного, тем ближе она к собственно эксперименту. И чем больше в педагогической деятельности известного, освоенного и обобщенного опыта, тем ближе школа к опытной работе, в ходе которой также возможен поиск нового. Поэтому по отношению к педагогическому поиску и педагогическому творчеству, которые совершенствуются и развиваются в естественных школьных условиях, правомерно говорить об опытно-экспериментальной работе. К тому же новизна изменений в образовании относительна и имеет преемственность с тем, что было ранее, хотя, вне всякого сомнения, идет переосмысление нового с современных позиций
Научноисследовательская
(опытноэкспериментальная)
деятельность педагогов в образовательном учреждении
Понятие о научноисследовательской (экспериментальной) работе
Состояние постоянного поиска и эксперимента естественно для
современной школы. Вне этого состояния школа не сможет полностью
выполнять функции образовательного учреждения. Опытноэкспериментальная
работа стала действенным фактором созидания новой школы, нового учителя и
нового ученика.
Сегодня уже никого не удивляет, что в образовательном пространстве
города, района соседствуют гимназии, лицеи, колледжи, традиционные школы,
школы с гимназическими классами и авторские школы.
Многие
общеобразовательные заведения стали экспериментальными площадками, в том
числе и вузов. Конечно, стратегический путь к новой школе пролегает через
разработку и освоение новшеств, т. е. через инновационные процессы. И чем
больше в педагогической деятельности нового, инновационного, тем ближе она к
собственно эксперименту. И чем больше в педагогической деятельности
известного, освоенного и обобщенного опыта, тем ближе школа к опытной
работе, в ходе которой также возможен поиск нового. Поэтому по отношению к
педагогическому поиску и педагогическому творчеству,
которые
совершенствуются и развиваются в естественных школьных условиях,
правомерно говорить об опытноэкспериментальной работе. К тому же новизна
изменений в образовании относительна и имеет преемственность с тем, что было
ранее, хотя, вне всякого сомнения, идет переосмысление нового с современных
позиций.
Наличие инновационного потенциала связано со следующими основными
параметрами:
— творческая способность генерировать новые идеи и проектировать их в
практическую деятельность;
— интеллектуальная и эмоциональная развитость и высокий уровень
культурной грамотности;
— открытость к новому, базирующаяся на толерантности личности,
гибкости и панорамности мышления;
— приятие личности ребенка и его интересов, ориентация на творчество
как основу совместной деятельности.
Педагогическое исследование
Прежде чем говорить об организации ОЭР в школе и готовности учителей
к ней, нужно обратиться к некоторым теоретическим основам, необходимым
для проведения исследований в ОУ.
1Основные правила любых педагогических исследований отражаются в
ряде принципов, т.е. в главных положениях, которые определяют и подход к
проблеме, и методику получения фактов, и их анализ.
Принципы педагогических исследований
Принцип целостного изучения педагогического явления или процесса
предполагает:
1) максимальное использование системного подхода в исследовании;
2) установление связи изучаемого качества с сущностными силами
личности, т.е. главным в ее духовном мире;
3) показ многообразия внешних факторов, воздействующих на
формирование личности, и изложение методики руководства этими факторами
со стороны воспитателей;
4) раскрытие механизма изучаемого явления;
5) четкое определение места педагогического явления в целостном
воспитательном процессе.
Принцип комплексного использования методов исследования при
изучении проблем педагогики
Принцип комплексного подхода к изучению проблем требует:
1) многоцелевой установки при изучении педагогических явлений, что
отражается в постановке нескольких исследовательских задач;
2) охвата как можно большего числа связей изучаемого процесса, явления
с другими и выделения из них самых существенных;
3)
учета всех современных воздействий при проведении
исследовательской работы, устранения случайных влияний на педагогический
процесс;
4) многократной проверки одного и того же педагогического факта с
помощью различных методов исследования, постоянной проверки и уточнения
полученных данных;
5) философского, логического и психологопедагогического анализа
полученных в исследовании результатов.
Принцип объективности требует:
1) проверки каждого факта несколькими методами изучения ребенка;
2) перепроверки, уточнения полученного фактического материала в ходе
проводимой экспериментальной или опытной работы;
3) фиксации всех проявлений личности, а не только тех, которые говорят
о положительных результатах эксперимента;
4) сопоставления данных своего исследования с данными других
исследователей, установления сходства и различия в характеристике изучаемых
качеств и явлений;
5) получения научных данных путем сравнения мнений учителя,
родителей, товарищей и самого ребенка;
6) постоянного самоконтроля исследователя за своими собственными
2переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые нередко весьма
субъективируют фиксацию научных фактов.
Принцип единства изучения и воспитания ребенка
Генеральное направление совершенствования методики исследования —
установление единого подхода к изучению сходных проблем и максимальное
использование процесса для изучения личности.
Принцип одновременного изучения коллектива и личности
Сущность личности — ее взаимоотношения с окружающим миром; понять
личность, оценить ее можно только в процессе изучения ее коллективной
деятельности, коллективных отношений; чтобы изучить личность, надо
исследовать коллектив, надо исследовать личность и ее взаимоотношения с
окружающим миром.
Принцип изучения явления в изменении, развитии
Исследователь должен стремиться выявить сущность изучаемого качества
и проследить, как оно у данной личности возникает, формируется, развивается,
проявляется в разных условиях.
Сочетание научной смелости с величайшей предусмотрительностью
1. Искать кардинальное решение проблем, не довольствоваться
улучшением существующих методов педагогической работы.
2. Новая методика должна заменить устаревшую методику воспитания
детей.
3. Искать свое объяснение известным явлениям и лишь, затем
согласовывать его с точкой зрения других авторитетных ученых.
4. Не бояться неудач в исследовании.
Принцип глубинного рассмотрения изучаемой проблемы
Педагогическая эффективность — это и принцип, и конечная цель всякого
исследования. В ходе исследования одновременно с выявлением сущности
явления необходимо проверять эффективность существующих методов
обучения и воспитания, применять новые методы и приемы работы.
Требования к педагогическому исследованию
Сущность большинства, педагогических исследований как раз и
заключается в изучении взаимосвязей между требованиями развивающегося
общества к своим членам и закономерностями развития ребенка.
Необходимо умение предвидеть социальное развитие, на этой основе
разработать теорию и практику воспитания, подчинить их актуальному
настоящему и будущему.
Исследование не просто объясняет педагогический процесс, оно дает
знания для его прогнозирования.
Методы научнопедагогических исследований
1.
Метод сравнительноисторического анализа литературы
предполагает изучение вопроса в литературе, его истории, при этом
анализируются все подходы.
3Нужно изучить, что накоплено наукой по этой проблеме (основные
научные идеи, основные принципы научных исследований и т.п.). Для этого
нужно тщательно подобрать литературу по теме исследования, отметить, на что
обратить внимание в первую очередь. Всю литературу следует анализировать по
следующим параметрам:
1) как понимали разные ученые суть проблемы, изучаемого вопроса;
2) какие определения давали субъекту исследования, какие признаки
считали существенными и т.д.;
3) в чем сущность данной проблемы у того или иного ученого, чем это
можно объяснить;
4) каково место данной проблемы в общей научной системе, в теории
обучения (воспитания), в практике;
5) как связано данное явление с другими родственными явлениями —
основными и побочными;
6) при каких условиях, по мнению ученых, оптимально протекает тот или
иной процесс, то или иное явление;
7) каковы внутренние движущие силы, механизм изучаемого процесса или
явления, какова их динамика.
Анализ заканчивается общими выводами ученых; эти выводы должны
стать опорными позициями в исследовательской работе. Необходимо
критически оценивать все, что сделано, показывать свое субъективное
отношение к нему и свою точку зрения. Критический анализ имеющейся
литературы должен опираться на анализ логический,
структурный,
фактологический, а не на личную точку зрения. Должна быть хорошая база
знаний по данной проблеме, чтобы критиковать, спорить, полемизировать.
1. Метод моделирования является нагляднообразной характеристикой
изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных
характеристик, описаний, иногда с помощью матриц, символов, математических
формул и т.п.
2.
Метод причинноследственного анализа позволяет объяснить
выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или
изменения.
3.
Педагогические наблюдения — это непосредственное и
целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных
условиях. Оно должно быть строго спланировано, предусматривать формы
фиксации наблюдений. Наблюдения могут быть непосредственными и
опосредованными, открытыми и закрытыми, непрерывными и дискретными
(прерывистыми), монографическими. Эффективным считается включенное
наблюдение, когда исследователь активно участвует в деятельности
наблюдаемых объектов (учитель с учениками). Скрытое наблюдение
осуществляется через зеркальную (стеклянную) стену с или помощью
телекамеры.
44. Беседа вопросноответная и любая другая проводится по заранее
спланированным вопросам, с определенной целью; фиксируется все: форма
ответа, отношение к беседе, поведение при этом и т.д.
5.
Анкетирование и интервью. При этом необходимо соблюдать
следующие требования:
— тщательный подбор точных и конкретных вопросов, наиболее точно
отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию;
— использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить
ответы и определить их правдивость;
— однозначность заданных вопросов и отсутствие подсказки при их
формулировками;
— использование открытых (иногда отвечающий может высказать свое
собственное мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов);
— проверка подготовленной анкеты на небольшом числе испытуемых,
внесение необходимых коррективов;
— применение полярных анкет с оценкой в баллах (они хороши для
самооценки).
6. Социометрический метод — изучаются личностные отношения.
7. Метод рейтинга и самооценки используется при оценке тех или иных
сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). К экспертам
предъявляются определенные требования: они должны быть компетентными,
способными решать творческие задачи, положительно относиться к экспертизе,
быть справедливыми, объективными, самокритичными. Для рейтинга могут
использоваться полярные анкеты. Полезно использовать и методы самооценки.
8. Метод ранговых оценок — выявленные причины располагаются в
порядке возрастания или убывания степени их проявления или те или иные
признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции
того, кто осуществляет оценку (например, расположить по степени значимости
для испытуемых предложенные мотивы учения).
9.
Метод обобщения независимых характеристик
повышает
объективность выводов. Суть его сводится к обработке исследователем
информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность
школьника, учитель получает сведения от родителей, других учителей,
воспитателя ГПД, врачей, актива.
10. Метод педагогического консилиума — коллективное обсуждение
результатов учебновоспитательного процесса проводится по специальной
программе с выводами.
11. Метод изучения и анализа документации продуктов деятельности
позволяет собрать конкретный и обширный материал для обобщения (изучение
тетрадей, классного журнала, рисунков и других работ учащихся и т.п.).
12. Изучение и обобщение передового педагогического опыта дает
исследователю материал, очень ценный для педагогаисследователя, для
5педагогической науки.
13. Статистический метод — в его пределах широко применяются
следующие конкретные методики:
регистрация — выявление определенного качества у явления данного
класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества;
ранжирование — расположение собранных данных в определенной
последовательности, определение места в этом ряду объектов;
шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей
исследуемым характеристикам.
Основные градации шкал:
1) шкалы наименований (номинальные);
2) шкалы порядка (или ранговые);
3) интервальные шкалы;
4) шкалы отношений.
Шкалы наименований — самые «слабые» шкалы. Числа и другие
обозначения в них используются чисто символически. Пример: список
специальностей, перечисление характеристик учеников.
В порядковых шкалах устанавливается порядок следования, отношения
«больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит
ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок» и т.п.
«Сильные» шкалы — интервальная и шкала отношений. Интервальная
шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными числами
на шкале, а в шкале отношений еще определена и нулевая точка. Пример: шкалы
термометров, вольтметров и т.д. (Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение
математической статистики в педагогических исследованиях. – М., 1977.)
14. Педагогический эксперимент. Констатирующий эксперимент дает
возможность изучить существующие педагогические явления; при уточняющем
эксперименте проверяется гипотеза; при формирующем эксперименте
(преобразующем, созидательном) на основе констатации и осмысления фактов
выявляются новые педагогические явления, и проверяется их истинность;
контрольный эксперимент даёт возможность подтвердить (или опровергнуть)
гипотезу,
так как обеспечивает возможность положительной (или
отрицательной) оценки проведенного формирующего эксперимента.
6