Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении
Оценка 4.9

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Оценка 4.9
Научные работы
doc
физика +1
Взрослым
11.01.2018
Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении
Состояние постоянного поиска и эксперимента естественно для современной школы. Вне этого состояния школа не сможет полностью выполнять функции образовательного учреждения. Опытно-экспериментальная работа стала действенным фактором созидания новой школы, нового учителя и нового ученика. Сегодня уже никого не удивляет, что в образовательном пространстве города, района соседствуют гимназии, лицеи, колледжи, традиционные школы, школы с гимназическими классами и авторские школы. Многие общеобразовательные заведения стали экспериментальными площадками, в том числе и вузов. Конечно, стратегический путь к новой школе пролегает через разработку и освоение новшеств, т. е. через инновационные процессы. И чем больше в педагогической деятельности нового, инновационного, тем ближе она к собственно эксперименту. И чем больше в педагогической деятельности известного, освоенного и обобщенного опыта, тем ближе школа к опытной работе, в ходе которой также возможен поиск нового. Поэтому по отношению к педагогическому поиску и педагогическому творчеству, которые совершенствуются и развиваются в естественных школьных условиях, правомерно говорить об опытно-экспериментальной работе. К тому же новизна изменений в образовании относительна и имеет преемственность с тем, что было ранее, хотя, вне всякого сомнения, идет переосмысление нового с современных позиций
Научно-исследовательская деятельность.doc
Научно­исследовательская (опытно­экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении Понятие о научно­исследовательской (экспериментальной) работе Состояние   постоянного   поиска   и   эксперимента   естественно   для современной   школы.   Вне   этого   состояния   школа   не   сможет   полностью выполнять функции образовательного учреждения. Опытно­экспериментальная работа стала действенным фактором созидания новой школы, нового учителя и нового ученика. Сегодня   уже   никого   не   удивляет,   что   в   образовательном   пространстве города, района соседствуют гимназии, лицеи, колледжи, традиционные школы, школы   с   гимназическими   классами   и   авторские   школы.   Многие общеобразовательные заведения стали экспериментальными площадками, в том числе и вузов. Конечно, стратегический путь к новой школе пролегает через разработку и освоение новшеств, т. е. через инновационные процессы. И чем больше в педагогической деятельности нового, инновационного, тем ближе она к собственно   эксперименту.   И   чем   больше   в   педагогической   деятельности известного,   освоенного   и   обобщенного   опыта,   тем   ближе   школа   к   опытной работе, в ходе которой также возможен поиск нового. Поэтому по отношению к педагогическому   поиску   и   педагогическому   творчеству,   которые совершенствуются   и   развиваются   в   естественных   школьных   условиях, правомерно говорить об опытно­экспериментальной работе. К тому же новизна изменений в образовании относительна и имеет преемственность с тем, что было ранее, хотя, вне всякого сомнения, идет переосмысление нового с современных позиций. Наличие инновационного потенциала связано со следующими основными параметрами: — творческая способность генерировать новые идеи и проектировать их в практическую деятельность; —   интеллектуальная   и   эмоциональная   развитость   и   высокий   уровень культурной грамотности; —   открытость   к   новому,   базирующаяся   на   толерантности   личности, гибкости и панорамности мышления; — приятие личности ребенка и его интересов, ориентация на творчество как основу совместной деятельности.  Педагогическое исследование Прежде чем говорить об организации ОЭР в школе и готовности учителей к ней, нужно обратиться к некоторым теоретическим основам, необходимым для проведения исследований в ОУ. 1 Основные   правила   любых   педагогических   исследований   отражаются   в ряде принципов, т.е. в главных положениях, которые определяют и подход к проблеме, и методику получения фактов, и их анализ. Принципы педагогических исследований Принцип   целостного   изучения   педагогического   явления   или   процесса предполагает: 1) максимальное использование системного подхода в исследовании; 2)   установление   связи   изучаемого   качества   с   сущностными   силами личности, т.е. главным в ее духовном мире; 3)   показ   многообразия   внешних   факторов,   воздействующих   на формирование личности, и изложение методики руководства этими факторами со стороны воспитателей; 4) раскрытие механизма изучаемого явления; 5)   четкое   определение   места   педагогического   явления   в   целостном воспитательном процессе. Принцип   комплексного   использования   методов   исследования   при изучении проблем педагогики Принцип комплексного подхода к изучению проблем требует: 1)   многоцелевой   установки   при   изучении   педагогических   явлений,   что отражается в постановке нескольких исследовательских задач; 2) охвата как можно большего числа связей изучаемого процесса, явления с другими и выделения из них самых существенных; 3)   учета   всех   современных   воздействий   при   проведении исследовательской работы, устранения случайных влияний на педагогический процесс; 4)   многократной   проверки   одного   и   того   же   педагогического   факта   с помощью различных методов исследования, постоянной проверки и уточнения полученных данных; 5)   философского,   логического   и   психолого­педагогического   анализа полученных в исследовании результатов. Принцип объективности требует: 1) проверки каждого факта несколькими методами изучения ребенка; 2) перепроверки, уточнения полученного фактического материала в ходе проводимой экспериментальной или опытной работы; 3) фиксации всех проявлений личности, а не только тех, которые говорят о положительных результатах эксперимента; 4)   сопоставления   данных   своего   исследования   с   данными   других исследователей, установления сходства и различия в характеристике изучаемых качеств и явлений; 5)   получения   научных   данных   путем   сравнения   мнений   учителя, родителей, товарищей и самого ребенка; 6)   постоянного   самоконтроля   исследователя   за   своими   собственными 2 переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые нередко весьма субъективируют фиксацию научных фактов. Принцип единства изучения и воспитания ребенка  Генеральное направление совершенствования методики исследования — установление единого подхода к изучению сходных проблем и максимальное использование процесса для изучения личности. Принцип одновременного изучения коллектива и личности Сущность личности — ее взаимоотношения с окружающим миром; понять личность,   оценить   ее   можно   только   в   процессе   изучения   ее   коллективной деятельности,   коллективных   отношений;   чтобы   изучить   личность,   надо исследовать   коллектив,   надо   исследовать   личность   и   ее   взаимоотношения   с окружающим миром. Принцип изучения явления в изменении, развитии  Исследователь должен стремиться выявить сущность изучаемого качества и проследить, как оно у данной личности возникает, формируется, развивается, проявляется в разных условиях. Сочетание научной смелости с величайшей предусмотрительностью 1.   Искать   кардинальное   решение   проблем,   не   довольствоваться улучшением существующих методов педагогической работы. 2.   Новая   методика   должна   заменить   устаревшую   методику   воспитания детей. 3.   Искать   свое   объяснение   известным   явлениям   и   лишь,   затем согласовывать его с точкой зрения других авторитетных ученых. 4. Не бояться неудач в исследовании. Принцип глубинного рассмотрения изучаемой проблемы  Педагогическая эффективность — это и принцип, и конечная цель всякого исследования.   В   ходе   исследования   одновременно   с   выявлением   сущности явления   необходимо   проверять   эффективность   существующих   методов обучения и воспитания, применять новые методы и приемы работы. Требования к педагогическому исследованию Сущность   большинства,   педагогических   исследований   как   раз   и заключается   в   изучении   взаимосвязей   между   требованиями   развивающегося общества к своим членам и закономерностями развития ребенка. Необходимо   умение   предвидеть   социальное   развитие,   на   этой   основе разработать   теорию   и   практику   воспитания,   подчинить   их   актуальному настоящему и будущему. Исследование   не   просто   объясняет   педагогический   процесс,   оно   дает знания для его прогнозирования. Методы научно­педагогических исследований 1.  Метод   сравнительно­исторического   анализа   литературы предполагает   изучение   вопроса   в   литературе,   его   истории,   при   этом анализируются все подходы. 3 Нужно   изучить,   что   накоплено   наукой   по   этой   проблеме   (основные научные   идеи,   основные   принципы   научных   исследований   и   т.п.).   Для   этого нужно тщательно подобрать литературу по теме исследования, отметить, на что обратить внимание в первую очередь. Всю литературу следует анализировать по следующим параметрам: 1) как понимали разные ученые суть проблемы, изучаемого вопроса; 2)   какие   определения   давали   субъекту   исследования,   какие   признаки считали существенными и т.д.; 3) в чем сущность данной проблемы у того или иного ученого, чем это можно объяснить; 4)  каково   место   данной   проблемы   в  общей   научной  системе,  в  теории обучения (воспитания), в практике; 5)   как   связано   данное   явление   с  другими   родственными   явлениями  — основными и побочными; 6) при каких условиях, по мнению ученых, оптимально протекает тот или иной процесс, то или иное явление; 7) каковы внутренние движущие силы, механизм изучаемого процесса или явления, какова их динамика.  Анализ   заканчивается   общими   выводами   ученых;   эти   выводы   должны стать   опорными   позициями   в   исследовательской   работе.   Необходимо критически   оценивать   все,   что   сделано,   показывать   свое   субъективное отношение   к   нему   и   свою   точку   зрения.   Критический   анализ   имеющейся литературы   должен   опираться   на   анализ   логический,   структурный, фактологический,   а   не   на   личную   точку   зрения.   Должна   быть   хорошая   база знаний по данной проблеме, чтобы критиковать, спорить, полемизировать. 1.  Метод моделирования  является наглядно­образной характеристикой изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний, иногда с помощью матриц, символов, математических формул и т.п. 2.  Метод   причинно­следственного   анализа  позволяет   объяснить выявленную   причину   и   глубже   исследовать   суть   изучаемого   явления   или изменения. 3.  Педагогические   наблюдения  —   это   непосредственное   и целенаправленное   восприятие   педагогического   процесса   в   естественных условиях.   Оно   должно   быть   строго   спланировано,   предусматривать   формы фиксации   наблюдений.   Наблюдения   могут   быть   непосредственными   и опосредованными,   открытыми   и   закрытыми,   непрерывными   и   дискретными (прерывистыми),   монографическими.   Эффективным   считается   включенное наблюдение,   когда   исследователь   активно   участвует   в   деятельности наблюдаемых   объектов   (учитель   с   учениками).   Скрытое   наблюдение осуществляется   через   зеркальную   (стеклянную)   стену   с   или   помощью телекамеры. 4 4.  Беседа  вопросно­ответная   и   любая   другая   проводится   по   заранее спланированным   вопросам,   с   определенной   целью;   фиксируется   все:   форма ответа, отношение к беседе, поведение при этом и т.д. 5.  Анкетирование   и   интервью.   При   этом   необходимо   соблюдать следующие требования: — тщательный подбор точных и конкретных вопросов, наиболее точно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию; — использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы и определить их правдивость; —   однозначность   заданных   вопросов   и   отсутствие   подсказки   при   их формулировками; —  использование   открытых  (иногда   отвечающий   может   высказать   свое собственное мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов); —   проверка   подготовленной   анкеты   на   небольшом   числе   испытуемых, внесение необходимых коррективов; —   применение   полярных   анкет   с   оценкой   в   баллах   (они   хороши   для самооценки). 6. Социометрический метод — изучаются личностные отношения. 7. Метод рейтинга и самооценки используется при оценке тех или иных сторон   деятельности   компетентными   судьями   (экспертами).   К   экспертам предъявляются   определенные   требования:   они   должны   быть   компетентными, способными решать творческие задачи, положительно относиться к экспертизе, быть   справедливыми,   объективными,   самокритичными.   Для   рейтинга   могут использоваться полярные анкеты. Полезно использовать и методы самооценки. 8.  Метод   ранговых   оценок  —   выявленные   причины   располагаются   в порядке   возрастания   или   убывания   степени   их   проявления   или   те   или   иные признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку (например, расположить по степени значимости для испытуемых предложенные мотивы учения). 9.  Метод   обобщения   независимых   характеристик  повышает объективность   выводов.   Суть   его   сводится   к   обработке   исследователем информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника,   учитель   получает   сведения   от   родителей,   других   учителей, воспитателя ГПД, врачей, актива. 10.  Метод   педагогического   консилиума  —   коллективное   обсуждение результатов   учебно­воспитательного   процесса   проводится   по   специальной программе с выводами. 11.  Метод изучения и анализа документации  продуктов деятельности позволяет собрать конкретный и обширный материал для обобщения (изучение тетрадей, классного журнала, рисунков и других работ учащихся и т.п.). 12.  Изучение   и   обобщение   передового   педагогического   опыта  дает исследователю   материал,   очень   ценный   для   педагога­исследователя,   для 5 педагогической науки. 13.  Статистический   метод  —   в   его   пределах   широко   применяются следующие конкретные методики: регистрация   —   выявление   определенного   качества   у   явления   данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества; ранжирование   —   расположение   собранных   данных   в   определенной последовательности, определение места в этом ряду объектов; шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Основные градации шкал: 1) шкалы наименований (номинальные); 2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений. Шкалы   наименований   —   самые   «слабые»   шкалы.   Числа   и   другие обозначения   в   них   используются   чисто   символически.   Пример:   список специальностей, перечисление характеристик учеников. В порядковых шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше»   и   «меньше»,   общая   иерархия.   Примерами   их   применения   служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок» и т.п. «Сильные»   шкалы   —   интервальная   и   шкала   отношений.   Интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными числами на шкале, а в шкале отношений еще определена и нулевая точка. Пример: шкалы термометров, вольтметров и т.д. (Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. – М., 1977.) 14.   Педагогический   эксперимент.  Констатирующий   эксперимент   дает возможность изучить существующие педагогические явления; при уточняющем эксперименте   проверяется   гипотеза;   при   формирующем   эксперименте (преобразующем, созидательном) на основе констатации и осмысления фактов выявляются   новые   педагогические   явления,   и   проверяется   их   истинность; контрольный   эксперимент   даёт   возможность   подтвердить   (или   опровергнуть) гипотезу,   так   как   обеспечивает   возможность   положительной   (или отрицательной) оценки проведенного формирующего эксперимента. 6

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2018