Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления, что в рамках обучения способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
В связи с этим была поставлена ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:формирование коммуникативных УУД младших школьников через организацию работы по изучению фольклора в урочной и внеурочной деятельности.
О фольклоре.docx
Русский музыкальный фольклор как средство
формирования коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников
ПРОТИВОРЕЧИЕ
между растущими требованиями общества к уровню социализации учащихся
и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков
школьников
ПРОБЛЕМА
недостаточная сформированность коммуникативных универсальных учебных
действий младших школьников
АКТУАЛЬНОСТЬ
•
• Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя
народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик.В
нимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к
неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в
последние годы особенно активно в социальнопедагогической среде.
• Функциональные особенности жанров фольклора, с глубокой духовностью и
мудростью народного творчества, способствуют формированию индивидуальности
учащихся талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными
универсальными учебными действиями.
• Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает
художественнообразное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет
активизировать его самые разнообразные творческие проявления, что в рамках
обучения способствует формированию коммуникативных универсальных учебных
действий младших школьников.
В связи с этим была поставлена ЦЕЛЬ ПЕД. ОПЫТА
формирование коммуникативных УУД младших школьников через
организацию работы по изучению фольклора в урочной и внеурочной
деятельности
Для достижения положительных результатов были сформированы 3
этапа работы
1 этап Организационно – методический май – сентябрь 2014гг.
изучалось состояние проблемы в теории и практике; анализировалась психологопедагогическая,
научнометодическая литература. Определены последующие задачи, а так же элементы содержания и
требования к уровню подготовки (на основе стандарта начального общего образования по музыке)
данной темы. Распределено содержание темы по этапам проекта.
2этап Практический октябрь 2014 – март 2017гг.
•
•
осуществляется внедрение и апробирование курса по изучению фольклорных традиций и жанров в
практической деятельности, разработка сценариев фольклорных праздников по календарю,
вовлечение учащихся начального звена в массовые коллективные действа, определение уровня
эффективности применения современного подхода к преподаванию музыки.
3 этап Обобщающий апрель 2017 – март 2018гг
. •
планируется проверка и обработка результатов, описание полученных результатов, корректировка
образовательного процесса в связи с полученными результатами, определение перспектив на
дальнейшее изучение предмета на основе составления индивидуальных образовательных маршрутов.
ЦЕЛЬ: педагогического опыта - формирование коммуникативных УУД
младших школьников через организацию работы по изучению фольклора в
урочной и внеурочной деятельности.
ЗАДАЧИ: определить теоретические и методологические основы для
создания модели формирования коммуникативных УУД и творческих
способностей младших школьников.
выявить комплекс педагогических условий для организации занятий по
фольклору, Определить уровень развития базовой способности понимания
народного творчества младшими школьниками.
систематизировать педагогические средства, направленные на организацию
работы по изучению фольклора через урочную и внеурочную деятельность
младших школьников.
.
разработать комплекс методических материалов по работе с фольклором и апробировать его в
образовательном процессе
Теоретическая значимость выделены и систематизированы современные педагогические
средства, направленные на организацию работы по изучению фольклора для формирования
коммуникативных УУД через урочную и внеурочную деятельность младших школьников.
Практическая значимость использование педагогического опыта учителями музыки,
педагогами дополнительного образования для планирования учебного процесса.
Русский фольклор - уникальное средство передачи духовно-ценностного
опыта предшествующих поколений.
Суть фольклора в
коллективном
характере творчества
Разнообразие форм и
жанров музыкального
фольклора
Виды деятельности
•
•
•
Деятельность, строящаяся
на принципах фольклорного
творчества, развивает
художественно-образное,
ассоциативное мышление,
фантазию ребёнка,
позволяет активизировать
его самые разнообразные
творческие проявления, что
в рамках обучения
способствует формированию
коммуникативных УУД.
Обрядовые песни
Календарный
фольклор
Жанры народного
эпоса
Народные традиции и
праздники
Игровой фольклор
•
•
• Вокальная работа
• Игра
• Инсценированные действа
• Танец
•
Игра на народных инструментах
Ресурсное обеспечение проекта Кабинет музыки, выход в сеть Интернет; Специализированный
хореографический зал ;Многочисленный арсенал детских шумовых и музыкальных инструментов. Костюмы в русском народном стиле;
Видео и аудио коллекция материалов по фольклорному искусству; Собственная методическая база.
Урок музыки в 1 четверти 1 класса разделе «Истоки возникновения музыки».
Тема: «Родные корни, родной музыкальный язык»
Цель.
Задачи
Этапы
Формы
Методы Познакомить
учащихся с
осенними
праздниками на
Руси и
хороводными
песнями.
1.
2.
3.
Показать связь хороводных
песен с календарными
праздниками.
Воспитывать уважение к
культуре русского народа,
развивать эстетические чувства
школьников;
Вырабатывать вокально
хоровые навыки, формировать
навык движения в хороводе
разными способами.
1.Установочно
подготовительный;
2.Функциональный
;
3.Оценочный
(результирующий).
1. Беседа;
2. Работа в группах;
3. Музыкально
дидактическая игра
(в традиции
сюрреалистической
игры: рисунок в
несколько рук.
4. Вокальнохоровая
работа.
1.Передачи и
усвоения знаний
(словестный)
2.Практический
метод.
3.Контроль и оценка
результатов.
Научно - исследовательская работа
Научно - исследовательская работа
Научно - исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.