«Научноисследовательская работа через цифровую среду и социальное проектирование»
Автор: Зябкина Ольга Алексеевна, учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Кантемировского муниципального района Воронежской области
Слайд 1
В условиях развития современного информационного общества одним из ключевых моментов
школьного образования является организация учебного процесса в цифровой информационно
образовательной среде. Многолетний опыт работы нашего образовательного учреждения показал, что
наиболее широкие возможности использования цифровой среды дает естественнонаучное образование.
Появление в школе цифрового оборудования позволило перевести все школьные практикумы
естественнонаучной направленности на качественно новый уровень; подготовить обучающихся к
самостоятельной творческой работе в различных областях знаний.
Практическая деятельность, реализуемая в цифровой среде, позволила обучающимся
использовать свой опыт для проведения научноисследовательских работ, результаты которых легли в
основу многих значимых ученических социальных проектов.
Слайд 2
Одним из важных компонентов цифровой среды в нашей школе являются цифровые лаборатории.
Ведь экспериментирование – это необходимая и весьма важная часть изучения естественных наук.
Цифровые лаборатории по физике, химии, биологии, экологии, географии – новое поколение школьных
естественнонаучных лабораторий.
В своей практике я использую цифровые лаборатории Эйнштейн, Спарк и L микро.
Из собственного опыта могу отметить, что основными преимуществами работы с цифровым
оборудованием для учителя является:
сокращение времени на подготовку и проведение практических работ (при условии наличия у
учителя достаточного опыта работы с данным оборудованием),
расширение спектра практикумов по различным темам,
возможность разработки авторских проектов практикумов и экспериментов;
А для обучающихся цифровые лаборатории дают:
возможность раскрывать свой творческий потенциал,
возможность повысить уровень собственных теоретических знаний и практических навыков в
процессе активной экспериментальной деятельности.
Слайд 3
Так как преимущества использования цифровых лабораторий в ходе исследовательской деятельности
очевидны: любой эксперимент становится информационно более насыщенным, наглядным и понятным
обучающимся, то использование
цифровых лабораторий в образовательном процессе вполне
обоснованно, поскольку нацелено на:
повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;
формирование готовности обучающихся использовать свои знания в реальных жизненных
ситуациях (изучать реальный мир, моделируя различные процессы);
реализацию задач интеллектуальнонаправленной педагогики как средства развития и
саморазвития одаренных детей в ИКТ насыщенной среде;
изменение способов взаимодействия между школьниками и педагогами в ходе совместной
урочной и внеурочной деятельности.
Слайд 4
Кратко остановлюсь на использовании в научноисследовательской деятельности цифровых
лабораторий Эйнштейн, так как, на мой взгляд, они являются наиболее практичными висследовательской деятельности обучающихся. Сами ребята их очень быстро осваивают и успешно
используют в экспериментальной деятельности.
Эйнштейны еще в 2014 году были признаны одними из лучших в Лондоне на Международной
выставке цифрового оборудования.
Они включает в себя планшетный компьютер на платформе Android. Как и в любой цифровой
лаборатории, в их составе имеются специализированные датчики, регистраторы данных, программное
обеспечение для управления сбором данных и обработкой эксперимента, справочные и методические
материалы. Эти лаборатории обеспечивают автоматизированный сбор и обработку данных, позволяя
отображать ход экспериментов в виде графиков, таблиц, показаний приборов.
Регистраторы данных представляют собой модифицированные планшетные компьютеры,
позволяющие проводить увлекательные естественнонаучные эксперименты как в помещении школы, так
и за ее пределами. Они могут производить до 100 000 замеров в секунду и передавать полученные данные
на другие устройства и компьютеры посредством беспроводных соединений WiFi и Bluetooth. Время
работы регистратора данных без подзарядки в режиме проведения замеров достигает 24 часов.
Подключив регистратор данных к мультимедийному проектору, можно демонстрировать эксперимент
всему классу.
Эйнштейны позволяют сформировать лаборатории, удовлетворяющие педагогическим задачам
каждого учителя, преподающего предметы естественнонаучного цикла: физику, химию, биологию.
Используя различные цифровые датчики, можно проводить широкий спектр исследований,
демонстрационных и лабораторных работ, а также осуществлять научноисследовательские проекты,
способствующие решению и освоению метапредметных задач.
Слайд 5
У нас сформировался уже определенный опыт использования цифровых лабораторий в
исследовательской деятельности естественнонаучной направленности.
Так в курсах географии, биологии, химии, экологии наши ребята с интересом проводили
исследования следующей тематики: возникновение холодных океанических течений, моделирование
гейзера, процесса изменения влажности воздуха, круговорота воды в природе, причины возникновения
ветра, жизнь айсберга в океане, потеря воды наземными растениями, влияние зеленых растений на
температуру и относительную влажность, определение абиотических условий под камнями, оценка
уровня шумовой загрязненности, измерение калорийности пищи, процесс скисания молока, спиртовое
брожение в дрожжах, магнитное поле Земли, проводимость растворов, освещенность помещений и т.д.
Слайд 6
Практические навыки проведения экспериментов с использованием цифровых лабораторий и
иного исследовательского оборудования легли в основу научноисследовательских работ, проводимых
обучающимися. Эти работы выполняются ребятами в рамках научного общества «Родничок», которое
функционирует на базе нашей школы уже много лет. Основными направлениями работы научного
общества стали: экологический мониторинг состояния окружающей среды, экологическое
сортоиспытание зерновых культур в условиях юга Воронежской области, экспериментальная работа по
испытанию безвирусного картофеля, опытническая работа по сортоиспытанию винограда,
экспериментальная деятельность по выращиванию цветочнодекоративных растений, хвойников, а также
ландшафтный дизайн и благоустройство территорий.
Слайд 7
Важной вехой в работе наших ребят стала научноисследовательская деятельность
сельскохозяйственной направленности, которая осуществлялась под руководством научных сотрудников
Митрофановского опытного поля, являвшегося экспериментальной площадкой при НИИ им. В.В.
Докучаева. На протяжении многих лет наши ребята участвовали в экологическом сортоиспытании
целого ряда зерновых культур: 10 сортов озимой пшеницы, 10 сортов озимой тритикале, 14 сортовярового ячменя, 4 сортов гороха, 4 сортов проса, 4 сортов ярового ячменя. Основной тематикой
экспериментов стало: изучение типичных сорных культур злаковых, борьба с вредителями зерновых,
Определяли степень поврежденности зерновых, исследовали влияние минеральных удобрений на рост
злаковых, проводили фенологические наблюдения в летний период.
навыки самостоятельной
Работая на опытных делянках, обучающиеся
приобрели
исследовательской деятельности, умения по выращиванию культурных растений.
Слайд 8
Необычным экспериментом для наших ребят стало экологическое сортоиспытание винограда.
Основными задачами стало: изучение биологии винограда, участие в разработке агротехнических
приемов, способствующих получению высоких урожаев; выявление высокорентабельных сортов
винограда.
В эксперименте участвовало 6 сортов винограда: Жемчуг Саба, Кардинал, Ризамат, Ляна, Лора,
Страшенский. Первые три сорта были завезены из Луганской области, вторые три из НИИ
Виноградарства им. В.Е.Таирова. Многолетний опыт исследований школьников показал, что сорта,
выведенные в НИИ Виноградарства им. В.Е.Таирова Ляна, Лора, Страшенский наилучшим образом
приспосабливаются к жизни в условиях юга Воронежской области и дают даже более высокие урожаи,
чем на Украине.
Слайд 9
Эффективность научного поиска наших ребят подтверждена конечными результатами
исследований. Исследовательские работы сельскохозяйственной направленности были признаны
лучшими на уровне всероссийских конкурсов и выставок. Получили золотые медали ВВЦ. Неоднократно
становились победителями областных выставок трудовых объединений школьников «Юннат», слетов
профессионального мастерства ученических производственных бригад полеводов, смотра трудовых
объединений школьников в номинации «Учебноопытный участок», победителями акции «Цвети, Земля»,
конкурса «Подрост».
Сегодняшние исследовательские работы ребят посвящены экспериментальному выращиванию
цветочнодекоративных растений, хвойников. Полученные результаты легли в основу целого ряда
социальных проектов по ландшафтному дизайну и благоустройству территорий (школьного двора
площадью в 4 га, центрального парка села в 2 га). На протяжении 5 лет работы ребят по ландшафтному
дизайну получают всеобщее признание на научнопрактических конференциях, а также в рамках
конкурсов «Гражданин России», «Ландшафтный дизайн – среда обитания людей».
Наш опыт наглядно показывает, что научноисследовательская работа дает возможность
школьникам проявить себя, мы не ограничиваем в выборе темы исследования, выявляем одаренных
обучающихся, их таланты. Наша цель подготовка мобильного, конкурентоспособного молодого
поколения «новой цифровой эпохи», умеющего креативно мыслить, самостоятельно принимать
нестандартные решения. Научная работа со школьной скамьи помогает воспитать выпускника
интеллигентного и образованного, является важным фактором при подготовке в ВУЗ, в выборе любой
профессии.