Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины
Оценка 4.9

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
16.02.2018
Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины
Данное исследование носит практическую значимость. Буклет из презентации и исследования оформлен в брошюру. Материалы предложены преподавателям детской школы искусств для занятий ИЗО по дополнительной общеразвивающей программе в 1 классе (1-3). Данный материал могут использовать учащиеся и родители для написания сочинений.Материал может использоваться на уроках ИЗО и внеурочной деятельности
Какого цвета море.docx
МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм» Текстовое выступление учащегося Научно­практическая конференция для учащихся   Детских школ искусств (конкурс исследовательских работ) Тема: «Какого цвета море?» Автор: Мельникова Галина Владимировна,  9 лет, учащаяся 1 класса  МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм». Руководитель: Рыбчинчук Галина Васильевна,  преподаватель отделения ИЗО МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм». Г. Тюмень, 2018 г Добрый день уважаемые члены жюри и присутствующие! (На фоне музыки моря)           Прислушайтесь? Что мы слышим? Какой – то шум!    У меня в руках удивительный предмет – ракушка.   Если приложить его к уху, то мы услышим шум моря (прикладывает).Так же как и музыка моря!   Да, мы будем говорить о море.   Кто не восхищался морем, стоя на берегу и глядя в его бесконечную даль? Многие из вас. А задумывались ли вы дать ответ на вопрос –Какого цвета море? Кто – то – да! А кто – то и не думал об этом. Умение видеть, чувствовать и ценить красоту приходит не сразу. Этому надо учиться с самого раннего детства.  Мы считаем, что море – это целый мир, похожий на мир человека. У моря, как и у человека, есть свой характер. Оно может быть ласковым и грозным, спокойным, задумчивым и шаловливым. В исследовании мы попробуем найти ответ на вопрос:  Какого цвета море? Цель исследования: создать творческий проект «Какого цвета море?» Задачи;  1. Определить какого цвета море у поэтов, композиторов, художников. 2. Организовать выставку детских работ «Какого цвета море?». «Какого цвета море?» - Ответ мы можем найти в литературе.     Григорий  Поженян    Есть  у  моря  свои  законы, Есть  у  моря  свои  повадки. Море  может быть то  зеленым, С белым  гребнем  на  резкой складке, То задумчивым  светло­ синим, Чуть колышимым  легким  бризом. Море  может  быть в  час  заката, То  лиловым, то  красноватым, То молчащим, то говорливым, С гордой  гривой в  часы  прилива. Море  может  быть  голубое! Но  бывает  оно  и  черным, Черным, мечущимся,  покатым, Неумолчным и  непокорным, Поднимающимся, горбатым. Это верно! Мы согласны с автором. Но не  только  поэты воспевают  море.           Композиторы   могут   с     помощью     музыки,   мелодии,   звуков   передать   цвет   и настроение  моря? А чтобы  убедиться  нам в  этом,    внимательно  послушаем   великого  композитора Николая   Андреевича   Римского   ­ Корсакова (отрывок из   былины «Садко.Море»). Закроем  глаза  и  представим  себе  море. Определим какого цвета изобразил  море с помощью музыки композитор?   Каким  мы  увидим  море  с  помощью  этой  музыки? ­ Сначала   тихое,     синее с зелеными оттенками, затем бушующее, темно­ синее, с фиолетовым цветом, величественное,   а   в   конце – опять   мирное и   спокойное – нежно – голубое. А как   вы   думаете, каким   цветом   изобразил   его   композитор? Дайте свои ответы? Слайды под шум и музыку моря.   Море  всегда  производило  на  людей  большое  впечатление  своим  могуществом, бескрайностью и  красотою. А  в  чем  заключается  его  красота, видели  не  только поэты,  композиторы,  но и художники. Они  писали  настоящие  морские  пейзажи, которые     правильно     называются     «Марины»,     а   художники,   рисующие     море   ­ «Маринистами». Итак, на  слайдах представлены картины с репродукций художников,   познакомимся с ними и попробуем определить какого цвета море у художников?  Сегодня   мы   посмотрим   произведения   художников,   чье   творчество   без   моря представить невозможно. Родоначальником морского пейзажа был А.П. Боголюбов. Алексей Петрович  Боголюбов     (16 марта 1824 — 27  октября 1896) —известный русский   живописец,   маринист,   работал   в   технике   рисунка   и   акварели,   исполнял литографии и гравюры. Искусный   пейзажист,   мастер   русской   батальной   марины.   Участвовал   в   выставках «Товарищества передвижников». Внук А.Н. Радищева. Был основателем рисовального училища (1897) и Художественного музея имени А.Н.Радищева (1885) в Саратове. слайд Алексей   Боголюбов   родился   в   селе   Померанье   (Новгородская   губерния)   в   семье помещика, отставного полковника. Рано лишившись отца, был отдан в Алексеевский корпус,   а   оттуда   переведен   в   Морской   кадетский   корпус   (в   Петербурге).     По окончанию обучения  Алексей Боголюбов служил на флоте в звании мичмана (1841); плавал   в   разные   страны,   побывав,   в   частности,   в   Лондоне,   где   его   вдохновила живопись Джозефа Уильяма Тёрнера, и на Мадейре, где он познакомился с Карлом Брюлловым.   Решив   посвятить   себя   искусству,   учился   в   петербургской   Академии художеств (1850–1853) у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. Испытал влияние Ивана Айвазовского. Будучи «пенсионером» Академии художеств за границей, работал в мастерских Э.Изабе в Париже и А.Ахенбаха в Дюссельдорфе (1854–1860). Как художник Главного морского штаба (с 1853) исполнил большую серию полотен на темы   истории  русского   военного  флота,    завоевав   славу   выдающегося   живописца­ историографа,   великолепного   мариниста.     С   1873   Алексей   Боголюбов   жил преимущественно   в   Париже,   систематически   приезжая   в   Россию.   Творчески   сблизившись   с   мастерами   барбизонской   школы,     Алексей   Боголюбов   сам   стал настоящим «русским барбизонцем»: его мотивы и ракурсы становились все проще и непритязательней,   зато   цветовые   гаммы,   объединенные   общим   тоном,   –   еще изысканней (пейзажи Нормандии, Шевенинга (Голландия) и др.; 1870–1880­е годы). При этом он параллельно сохранял и прежнюю манеру, создавая в один и тот же период   более   академичные   и   студийные,   как   бы   окутанные   прозрачной   дымкой воображения   композиции   (Устье   Невы,   1872,   Третьяковская   галерея,   Москва),   и пленэрные   картины,   передающие   природу   «как   она   есть»   (Лес   в   Вёле.Нормандия, 1871,   там   же);   последние   вещи   уже   вплотную   примыкают   к   передним   рубежам импрессионизма.   Картины Боголюбова привели нас в полный восторг­ великолепный морской пейзаж.  Глядя на полотна художника, мы можем определить его  лирическое настроение,  чувство гордости за Россию, за великую русскую морскую державу! ­ Как это выразил художник? ­Боголюбов, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени  вечно меняющейся морской стихии. И поэтому нам несложно было увидеть всю  цветовую гамму моря… ­­­­­­­­­­­­­­ Самым  известным  русским маринистом  был Иван  Константинович Айвазовский. Он очень   любил   море и   восхищался   им. Мы   приглашаем   вас   посетить картинную галерею, рассмотреть картины  этого  замечательного  художника. Идет показ репродукций картин ­  «Морской пейзаж»   ­«Лунный пейзаж с кораблекрушением» ­ «Радуга»  и наш взгляд остановился у этой чудесной картины Море – это неиссякаемый источник вдохновения для многих творческих людей. Иван Константинович Айвазовский, гений, чей талант признан во всем мире. Его сравнивали с поэтом, который кистью слагал поэмы. Картины Ивана Константиновича поражают своей   монументальностью,  игрой   красок   и   реалистичностью.   После   просмотра   его полотен хочется бросить все и улететь на море.    Картина Ивана Айвазовского «Радуга», вызывает следующие чувства: тучи на небе растворились   в   прозрачной   влажной   пелене.   Сквозь   этот   хаос   пробился   поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина "Радуга" была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского. По поводу одной   из   таких   картин   Айвазовского   Ф.М.   Достоевский   писал:   "Буря… г.Айвазовского…   изумительно   хороша,   как   все   его   бури,   и   здесь   он   мастер   ­   без соперников…  В  его буре есть упоение,  есть та  вечная  красота, которая  поражает зрителя в живой, настоящей буре…" Мы не могли пройти мимо картины   “Девятый вал” ­ “Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится   раздавить,   потопить   горсточку   моряков,   судорожно   вцепившихся   в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда? ­Ещё   вчера   утром   они   вышли   из   гавани,   был   ясный   день.   Но   к   вечеру   поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска   ломающегося   корабля   и   криков   погибающих   в   волнах   людей.   Только   стук собственного сердца слышал каждый человек. ­Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы! Морской   пейзаж   поражает   чувства   и   воображение,   заставляет   нас   содрогаться   и сопереживать происходящему”. ­Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов: контрасты освещения и колорита; деление пространства на планы; ­Кончилась   страшная   ночь.   Солнечные   лучи   раскрасили   всеми   цветами   радуги тяжёлые волны. Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков? А как нам об этом говорит Художник? ­Море   в   картине   сине­зелёное,   почти   изумрудное   ­   это   цвет   надежды,   покоя   и спасения. Небо золотисто­розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И.К.Айвазовского. Иван Константинович Айвазовский ­ «Он был певцом моря ...», так как сам   говорил: «Море   ­   это   моя   жизнь».   И   действительно,   он   страстно,   до   обожествления преклонялся   перед   объектом   своей   любви   ­   морем.   Обладая   колоссальной трудоспособностью, за долгие десятилетия он создал около 6000 картин. Творчество И.К.  Айвазовского  ­   это   своего   рода   морская   энциклопедия,  из   которой   можно   в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия: и штиль, и легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы Данный материал исследовательского проекта помог учащимся нарисовать работы для выставки, которая представлена на слайде. Учащиеся, слушая стихотворение, размещали картины морских пейзажей,  характеризующих форму и цвет моря. (Упражнение из методики критического мышления «Определи морское настроение») Есть у моря свои законы,  Есть у моря свои повадки… С белым гребнем на резкой складке. То без гребня, свинцово­сизым,  С мелкой рябью волны гусиной,  То задумчивым, светло­синим, Просто светлым и просто синим. Море может быть в час заката То лиловым, то красноватым. То молчащим, то говорливым, С гордой гривою в час прилива. Но бывает оно и чёрным, Чёрным, мечущимся, покатым, Неумолчным и непокорным, Поднимающимся и горбатым. (учащиеся по очереди крепили на доску картины с соответствующим колоритом  моря). Интерес смогли повысить при помощи различных игровых упражнений,  которые представлены в Приложении       Ребята  рисовали море,  необычным  способом. Он  назывался   « живопись по ­ мокрому». Мы чистой  водой  при  помощи  толстой  кистью смочили  лист бумаги, и накладывали  один  цвет  на  другой (синий  на зеленый) – море.  В  результате  у  вас получилось   настоящее     море.   В     заключении     можно     добавить       кистью   белые пенистые   волны, гребни  на  волнах, облака,  солнце. У  нас  получился  настоящий морской  пейзаж.   ­ Посмотрев на все детские работы, работы художников, с которыми познакомились, можно сказать: каждый художник неповторим. Какое многообразие композиционных, колористических решений мы находим в     пейзажах. В лучших картинах вы сумели решить многие вопросы «марины» Теперь  мы  можем  с уверенностью  сказать, что  художники  показывают  различное состояние  моря   с   помощью   цвета,   поэты – с  помощью  слов, а композиторы  с помощью  музыки, мелодии, звуков    Море,  бывает  разного  цвета,    зависит  от  времени  суток,  освещенности,  погоды, глубины.   Данное   исследование   носит   практическую   значимость,   проект   презентации оформлен в форме альбома и может использоваться в урочной и внеурочной деятельности при изучении темы. В приложении имеется диск, тезисы, научно – исследовательская работа. ПРИЛОЖЕНИЯ На занятии учащиеся вытягивали карточки  ­грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная, хмурая, беспокойная ­ печальная, тоскливая, спокойная, засыпающая, таинственная, нежная, ласковая ­   шаловливая,   задиристая,   радостная,   ликующая,   игривая,   скачущая, неповторимая Описание подбирали  к репродукциям  художников, объединялись в группы по  характеру стихии. ­ от тёмного к светлому. ­вот   один   из   вариантов   работы.   Здесь   показан   переход   от   тёмного   к   светлому. Цветовая   гамма   нижнего   тёмного   ряда   соответствует   характеру   какой   морской стихии   (ключевые   слова   групп­злая),   а   среднего   более   светлого   (печальная)   и, наконец, верхний – самый светлый ряд показывает стихию … (спокойного моря)   Композиция «Шторм Техника выполнения: живопись Материал: гуашь Составь акростихотворение, показывающее характер шторма Ш­шумящее Т­_________ О­_________ Р­_________ М­________  Композиция «Летний морской закат» Техника выполнения: живопись Материал: пастель Составь кеннинг Тепло моря __________ __________ 1. 2. 3. Игра «Клубочек» Композиции в живописи: а именно, морской пейзаж (марина).

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины

Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018