Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
16.02.2018
Данное исследование носит практическую значимость. Буклет из презентации и исследования оформлен в брошюру. Материалы предложены преподавателям детской школы искусств для занятий ИЗО по дополнительной общеразвивающей программе в 1 классе (1-3). Данный материал могут использовать учащиеся и родители для написания сочинений.Материал может использоваться на уроках ИЗО и внеурочной деятельности
Какого цвета море.docx
МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм»
Текстовое выступление учащегося
Научнопрактическая конференция для учащихся
Детских школ искусств
(конкурс исследовательских работ)
Тема: «Какого цвета море?»
Автор: Мельникова Галина Владимировна,
9 лет, учащаяся 1 класса
МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм».
Руководитель: Рыбчинчук Галина Васильевна,
преподаватель отделения ИЗО
МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм».
Г. Тюмень, 2018 г Добрый день уважаемые члены жюри и присутствующие!
(На фоне музыки моря)
Прислушайтесь? Что мы слышим? Какой – то шум!
У меня в руках удивительный предмет – ракушка.
Если приложить его к уху, то мы услышим шум моря (прикладывает).Так же как и
музыка моря! Да, мы будем говорить о море. Кто не восхищался морем, стоя на
берегу и глядя в его бесконечную даль? Многие из вас. А задумывались ли вы дать
ответ на вопрос –Какого цвета море? Кто – то – да! А кто – то и не думал об этом.
Умение видеть, чувствовать и ценить красоту приходит не сразу. Этому надо учиться
с самого раннего детства. Мы считаем, что море – это целый мир, похожий на мир
человека. У моря, как и у человека, есть свой характер. Оно может быть ласковым и
грозным, спокойным, задумчивым и шаловливым. В исследовании мы попробуем найти
ответ на вопрос: Какого цвета море?
Цель исследования: создать творческий проект «Какого цвета море?»
Задачи;
1. Определить какого цвета море у поэтов, композиторов, художников.
2. Организовать выставку детских работ «Какого цвета море?».
«Какого цвета море?» - Ответ мы можем найти в литературе.
Григорий Поженян
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки.
Море может быть то зеленым,
С белым гребнем на резкой складке,
То задумчивым светло синим,
Чуть колышимым легким бризом.
Море может быть в час заката,
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривой в часы прилива. Море может быть голубое!
Но бывает оно и черным,
Черным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.
Это верно! Мы согласны с автором. Но не только поэты воспевают море.
Композиторы могут с помощью музыки, мелодии, звуков передать цвет и
настроение моря?
А чтобы убедиться нам в этом, внимательно послушаем великого композитора
Николая Андреевича Римского Корсакова (отрывок из былины «Садко.Море»).
Закроем глаза и представим себе море. Определим какого цвета изобразил море с
помощью музыки композитор?
Каким мы увидим море с помощью этой музыки?
Сначала тихое, синее с зелеными оттенками, затем бушующее, темно синее, с
фиолетовым цветом, величественное, а в конце – опять мирное и спокойное –
нежно – голубое. А как вы думаете, каким цветом изобразил его композитор?
Дайте свои ответы?
Слайды под шум и музыку моря.
Море всегда производило на людей большое впечатление своим могуществом,
бескрайностью и красотою. А в чем заключается его красота, видели не только
поэты, композиторы, но и художники. Они писали настоящие морские пейзажи,
которые правильно называются «Марины», а художники, рисующие море
«Маринистами».
Итак, на слайдах представлены картины с репродукций художников, познакомимся с
ними и попробуем определить какого цвета море у художников?
Сегодня мы посмотрим произведения художников, чье творчество без моря
представить невозможно. Родоначальником морского пейзажа был А.П. Боголюбов. Алексей Петрович Боголюбов (16 марта 1824 — 27 октября 1896) —известный
русский живописец, маринист, работал в технике рисунка и акварели, исполнял
литографии и гравюры.
Искусный пейзажист, мастер русской батальной марины. Участвовал в выставках
«Товарищества передвижников». Внук А.Н. Радищева. Был основателем рисовального
училища (1897) и Художественного музея имени А.Н.Радищева (1885) в Саратове.
слайд
Алексей Боголюбов родился в селе Померанье (Новгородская губерния) в семье
помещика, отставного полковника. Рано лишившись отца, был отдан в Алексеевский
корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус (в Петербурге). По
окончанию обучения Алексей Боголюбов служил на флоте в звании мичмана (1841);
плавал в разные страны, побывав, в частности, в Лондоне, где его вдохновила
живопись Джозефа Уильяма Тёрнера, и на Мадейре, где он познакомился с Карлом
Брюлловым. Решив посвятить себя искусству, учился в петербургской Академии
художеств (1850–1853) у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. Испытал влияние Ивана
Айвазовского. Будучи «пенсионером» Академии художеств за границей, работал в
мастерских Э.Изабе в Париже и А.Ахенбаха в Дюссельдорфе (1854–1860).
Как художник Главного морского штаба (с 1853) исполнил большую серию полотен на
темы истории русского военного флота, завоевав славу выдающегося живописца
историографа, великолепного мариниста.
С 1873 Алексей Боголюбов жил
преимущественно в Париже, систематически приезжая в Россию. Творчески
сблизившись с мастерами барбизонской школы, Алексей Боголюбов сам стал
настоящим «русским барбизонцем»: его мотивы и ракурсы становились все проще и
непритязательней, зато цветовые гаммы, объединенные общим тоном, – еще
изысканней (пейзажи Нормандии, Шевенинга (Голландия) и др.; 1870–1880е годы).
При этом он параллельно сохранял и прежнюю манеру, создавая в один и тот же
период более академичные и студийные, как бы окутанные прозрачной дымкой
воображения композиции (Устье Невы, 1872, Третьяковская галерея, Москва), и
пленэрные картины, передающие природу «как она есть» (Лес в Вёле.Нормандия, 1871, там же); последние вещи уже вплотную примыкают к передним рубежам
импрессионизма.
Картины Боголюбова привели нас в полный восторг великолепный морской пейзаж.
Глядя на полотна художника, мы можем определить его лирическое настроение,
чувство гордости за Россию, за великую русскую морскую державу!
Как это выразил художник?
Боголюбов, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени
вечно меняющейся морской стихии. И поэтому нам несложно было увидеть всю
цветовую гамму моря…
Самым известным русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Он
очень любил море и восхищался им. Мы приглашаем вас посетить картинную
галерею, рассмотреть картины этого замечательного художника.
Идет показ репродукций картин
«Морской пейзаж»
«Лунный пейзаж с кораблекрушением»
«Радуга»
и наш взгляд остановился у этой чудесной картины
Море – это неиссякаемый источник вдохновения для многих творческих людей. Иван
Константинович Айвазовский, гений, чей талант признан во всем мире. Его сравнивали
с поэтом, который кистью слагал поэмы. Картины Ивана Константиновича поражают
своей монументальностью, игрой красок и реалистичностью. После просмотра его
полотен хочется бросить все и улететь на море.
Картина Ивана Айвазовского «Радуга», вызывает следующие чувства: тучи на небе
растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток
солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную
расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и
лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга.
Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность,
мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина
"Радуга" была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского. По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: "Буря…
г.Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер без
соперников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает
зрителя в живой, настоящей буре…"
Мы не могли пройти мимо картины
“Девятый вал”
“Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн.
Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она
стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в
обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?
Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся
шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было
треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук
собственного сердца слышал каждый человек.
Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до
спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!
Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и
сопереживать происходящему”.
Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов:
контрасты освещения и колорита;
деление пространства на планы;
Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги
тяжёлые волны.
Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков?
А как нам об этом говорит Художник?
Море в картине синезелёное, почти изумрудное это цвет надежды, покоя и
спасения. Небо золотисторозового цвета говорит нам о прояснении, просветлении,
оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной
и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного
русского мариниста И.К.Айвазовского. Иван Константинович Айвазовский «Он был певцом моря ...», так как сам говорил:
«Море это моя жизнь». И действительно, он страстно, до обожествления
преклонялся перед объектом своей любви морем. Обладая колоссальной
трудоспособностью, за долгие десятилетия он создал около 6000 картин. Творчество
И.К. Айвазовского это своего рода морская энциклопедия, из которой можно в
деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия: и штиль, и
легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы
Данный материал исследовательского проекта помог учащимся нарисовать работы для
выставки, которая представлена на слайде.
Учащиеся, слушая стихотворение, размещали картины морских пейзажей,
характеризующих форму и цвет моря.
(Упражнение из методики критического мышления «Определи морское настроение»)
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки…
С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцовосизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светлосиним,
Просто светлым и просто синим.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым.
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым, Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся и горбатым.
(учащиеся по очереди крепили на доску картины с соответствующим колоритом
моря). Интерес смогли повысить при помощи различных игровых упражнений,
которые представлены в Приложении
Ребята рисовали море, необычным способом. Он назывался « живопись по
мокрому». Мы чистой водой при помощи толстой кистью смочили лист бумаги, и
накладывали один цвет на другой (синий на зеленый) – море. В результате у вас
получилось настоящее море. В заключении можно добавить кистью белые
пенистые волны, гребни на волнах, облака, солнце. У нас получился настоящий
морской пейзаж.
Посмотрев на все детские работы, работы художников, с которыми познакомились,
можно сказать: каждый художник неповторим. Какое многообразие композиционных,
колористических решений мы находим в пейзажах. В лучших картинах вы сумели
решить многие вопросы «марины»
Теперь мы можем с уверенностью сказать, что художники показывают различное
состояние моря с помощью цвета, поэты – с помощью слов, а композиторы с
помощью музыки, мелодии, звуков
Море, бывает разного цвета, зависит от времени суток, освещенности, погоды,
глубины.
Данное исследование носит практическую значимость, проект презентации
оформлен в форме альбома и может использоваться в урочной и внеурочной
деятельности при изучении темы. В приложении имеется диск, тезисы, научно –
исследовательская работа. ПРИЛОЖЕНИЯ
На занятии учащиеся вытягивали карточки
грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная, хмурая, беспокойная
печальная, тоскливая, спокойная, засыпающая, таинственная, нежная, ласковая
шаловливая,
задиристая,
радостная,
ликующая,
игривая,
скачущая,
неповторимая
Описание подбирали к репродукциям художников, объединялись в группы по
характеру стихии.
от тёмного к светлому.
вот один из вариантов работы. Здесь показан переход от тёмного к светлому.
Цветовая гамма нижнего тёмного ряда соответствует характеру какой морской
стихии (ключевые слова группзлая), а среднего более светлого (печальная) и,
наконец, верхний – самый светлый ряд показывает стихию … (спокойного моря)
Композиция «Шторм
Техника выполнения: живопись Материал: гуашь
Составь акростихотворение, показывающее характер шторма
Шшумящее
Т_________
О_________
Р_________
М________
Композиция «Летний морской закат»
Техника выполнения: живопись Материал: пастель Составь кеннинг
Тепло моря
__________
__________
1.
2.
3.
Игра «Клубочек»
Композиции в живописи: а именно, морской пейзаж (марина).
Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины
Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины
Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины
Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины
Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины
Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины
Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины
Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины
Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины
Научно - исследовательская работа "Какого цвета море?" Мельниковой Галины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.