Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
география
6 кл—8 кл
08.02.2017
Вода при отрицательных температурах замерзает - превращается в лёд и снег. Снег дает возможность кататься на санках, лыжах, строить ледяные фигуры.... В природе снег и лёд играет важную роль. Однако лёд наносит огромный ущерб хозяйству разных уровней. Экспериментально выясняется увеличение объёма воды при замерзании. Можно ли избегать разрушение ёмкости воды при морозе? Можно. Очень просто и без затрат. Как видно из эксперимента, более мягкие тела помогают предотвратить разрушения конструкций с водой.
гляциология эксперименты с водой....docx
Министерство образования Республики Башкортостан
Бакалинский районный отдел образования
1
Научноисследовательская работа
Гляциология. Эксперименты с водой в
твёрдом состоянии.
Выполнил: ученик 7 класса
МОБУ СОШ с.Куштиряково
Каримов Айназ Ильфирович
Научный руководитель:
учитель географии
Калимуллин Наил Рикансович 2
Куштиряково2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________ 4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ______________________________________________ 5
1. Что изучает гляциология? _____________________________________ 5
2. Почему выпадает снег, а не лёд? _______________________________ 8
3. Особенности природы льда ____________________________________ 9
4. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии: ____________________ 10
Увеличение объёма воды при отрицательных температурах.__ 10
Собственные методы, предотвращающие разрушения ёмкости воды
при замерзании ________________________________________ 11
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________ 12 3
Цели и задачи:
Выяснить, какая наука занимается изучением льда
Уточнить природу образования снега
Изучить свойства льда
Выяснить значение снега и льда для природы
Определить на сколько процентов увеличивается объём воды при замерзании
Провести эксперименты, предотвращающие разрушения ёмкости воды 4
Введение.
Наступила зима, начались морозы. В школе огромные окна покрыто цветами
мороза. Какието причудливые ветки, листья и цветы красивым узором извивались
на стекле окна. На улице шёл снег, и красивые снежинки пушистым покровом
ложились на землю. Я долго любовался их красивыми очертаниями и обратил
внимание на острые края шестиугольных звёздочек…
В конце концов, я заинтересовался снегом и льдом. У меня появилось много
вопросов:
Почему выпадает снег, а не лёд?
Почему снежинки имеют форму шестиугольных звёздочек?
Почему лёд не тонет в воде?
Почему в больших водоёмах замерзает лишь верхний слой воды?
Почему лопается посуда со льдом?
Существует ли наука, которая занимается изучением воды в твёрдом
состоянии.
Чтобы ответить на эти вопросы я изучил соответствующие книги, искал
информацию в интернетсайтах. Вместе с руководителем решили провести
собственный эксперимент. 5
Основная часть.
1. Что изучает гляциология?
В России область многолетней мерзлоты занимает 10 млн.км. квадрат, или
более 50 % всей площади
страны «рис 1»
Рисунок 1
её
Действительно, Россия
северная страна, и на большей
территории зимы долгие и
суровые. Львиная доля
природных ресурсов, прежде
всего полезных ископаемых,
приходится именно на зону с
экстремальным климатом.
Здесь живут люди и занимаются добычей полезных ископаемых, прокладывают
трубопроводы, автомобильные и железные дороги, строят дома. Сложной
проблемой является инженернотехническое строительство в этих районах.
Нарушение режима многолетней мерзлоты крайне отрицательно сказывается на
различных сооружениях, вызывая ряд неблагоприятных явлений: пучения грунта,
перекашивание и растрескивание зданий и даже их разрушение.
Многолетняя мерзлота, наряду с отрицательным воздействием, играет и
некоторую положительную роль. В летний период она способствует увлажнению
почвы, а следовательно, и произрастанию с/х культур. Кроме того, мерзлота
позволяет изучать давно вымерших представителей далёкого прошлого: мамонтов,
шерстистых носорогов и др. Так, у мамонта, раскопанного в 1901 г. на Берёзовке
(приток Колымы) сохранились кожа, шерсть, мясо и растительность, служившая
пищей и застрявшая у него на зубах.
Снег в нашей стране выпадает в зимний период. «Нигде влияние снежного
покрова так не велико, как в России, так как нигде нет равнины настолько
обширной, отдалённой от морей и покрытый снегом зимой», писал около 100 лет
назад климатолог А.И.Воейков. Снег, благодаря своей рыхлости, легко сдувается
ветром и создает заносы на дорогах, препятствуя движению в населённых пунктах. 6
Снег хорошо сохраняет тепло, тем самым предохраняет землю от промерзания,
фруктовые и ягодные сады, озимые посевы от гибели. Снег – прекрасный
источник влаги на полях. Для его накопления на них проводятся мероприятия по
снегозадержанию. Снег – основной источник питания рек в нашей стране.
Я задался вопросом: «существует ли наука, которая изучает воду в твёрдом
состоянии?» Нашёл ответ из горной энциклопедии.
Гляциология (от лат. glacies лёд и греч.logos – слово, учение) наука о всех
формах льда на земной поверхности (ледники, снежный покров, ледяной покров
водоёмов и рек и др.) и о подземных льдах; синоним общего ледоведения.
Гляциология тесно связана с физикой, широко пользуется методами
климатологии, геологии и физической географии. Практическое значение
гляциологии обусловлено тем, что большое количество пресной воды на Земле (27
29 млн. км3) заключено в ледниках. Изучение ледников позволяет более
рационально использовать водные ресурсы рек ледникового питания, помогает
предотвращать катастрофы, связанные с динамикой ледников (сели, наводнения и
др.), учитывать их при проектировании горных предприятий. Основы гляциологии
как науки о ледниках разработал швейцарский естествоиспытатель О. Соссюр в
сочинении "Путешествие в Альпы". В России изучение ледников началось во 2й
половине 19 в., когда П. П. СемёновТянШанский описал ряд ледников Тянь
Шаня, а И. В. Мушкетов возглавил так называемую ледниковую комиссию
Русского географического общества. Вслед за этим было проведено изучение
оледенения Кавказа, Средней Азии и Алтая. В 1878 экспедиция под руководством
В. Ф. Ошанина открыла крупнейший в стране горнодолинный ледник на Памире,
названный впоследствии именем А. П. Федченко.
До середины 19 века в Европе не верили, что в Сибири грунты не оттаивают и
летом. Очевидно, так думал и купец Фёдор Шергин, живший в Якутске. Ему
надоело возить воду с Лены летом, особенно лёд зимой. Он решил выдолбить
колодец, как у себя в Рязани. Долбить мерзлую землю всё равно что гранитную
скалу. Вот глубина 15 м, а в колодце земля мёрзлая, и вода в нём разве только в
виде ледяных стебельков да малых линзочек попадается. Слишком дорого стоил
этот колодец, намного дороже, чем возить воду с реки или оттаивать лёд. Шергин
уже решил бросить эту затею. Но местные жители и заезжие учёные уговорили
Шергина продолжать пробивать мерзлоту до полной победы над ней. При жизни
Шергин довёл глубину колодца до 116 м, но так и не победил мерзлые грунты.
Умер купец, а его шахта с 1827г. и по сей день служит изучением мерзлоты 7
сибирских грунтов. Рядом с шахтой уже
после революции возник академический
институт мерзлотоведения, проводящий
различные эксперименты в Шергинской
шахте.
Рисунок 2
Институт мерзлотоведения им. П. И.
Мельникова СО РАН — институт Сибирского Отделения Академии Наук,
организованный в 1960 году «рис 2». Основным направлениям научной
деятельности института является изучение вечной мерзлоты. История института
началась с маленькой исследовательской станции, построенной стараниями
Михаила Ивановича Сумгина, заложившего основы науки о мерзлоте. В Советском
Союзе существовало несколько подобных станций с подземными выработками, в
которых изучались температура и свойства мёрзлых пород. Существует такое
«подземелье» и под зданием института мерзлотоведения в Якутске. Сейчас оно не
используется для исследований, поэтому часть подземной шахты расчистили и
превратили в музей. Музей, посвящённый мерзлоте, во многих смыслах интересен.
Вопервых, подземный, вовторых, ледяной, втретьих, в качестве постоянной
экспозиции в нём выступает сама северная природа. Посетители спускаются на
глубину 12 метров и попадают в настоящее царство Снежной королевы. Через
специальные «окошки» можно рассмотреть слои мёрзлых пород, которым уже
около десяти тысяч лет. Кровля и стены подземелья покрыты ледяными
кристаллами необыкновенных форм. В подземном музее встречаются
палеонтологические находки, и выставлена гипсовая копия знаменитого
мамонтёнка Димы. 90килограммовый «малыш» поранил ногу и утонул в яме,
наполненной водой, несколько десятков тысяч лет назад. Удивительный якутский
климат на 100% сохранил его тушу. 8
2. Почему выпадает снег, а не лёд?
Снежинки одно из прекраснейших созданий природы.
Нам бы пришлось много потрудиться, чтобы создать форму, уравненной с
красотой формы снежинки. В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и
среди них нет двух одинаковых. 9
Снег, как известно, это просто замерзшая вода. Почему тогда не выпадает лёд,
имеющий шарообразную форму? Дело в том, что снежинки образуются не из
дождя, а из водяного пара. Для выяснения этого факта в своё время, было
потрачено много миллионов долларов. А вот белый цвет снежинок обусловлен тем,
что снежинки – маленькие кристаллики льда особой формы, поэтому свет
отражается от них и делает их белоснежными. При замерзании все молекулы в
капельке льда выстраиваются особым порядком, в результате чего образуется
специфическая геометрическая фигура, которая является кристаллом. Молекула
воды, как говорит нам об этом наука химия, состоит из двух атомов водорода и
одного атома кислорода. При замерзании такой состав выстраивается в
треугольник или шестиугольник. Каждый такой кристаллик очень мал и невидим
без специального оборудования. Такие мини кристаллики движутся в воздухе за
счёт воздушных потоков, которые
совершают восходящие и нисходящие
движения. В процессе такого перемещение
происходит их группирование вокруг
частички пыли или капельки воды.
Постепенно это образование нарастает,
собирая воедино сотни кристалликов. Через
время, такое скопление становится
достаточно тяжёлым, и падает на землю. Так
выпадает снег «рис 3». Размер выпадающих
снежинок может быть самым
разнообразным, порой достигая трёх
сантиметров в диаметре. Размер снежинки
обусловлен температурой воздуха, при которой
происходило её формирование. Чем ниже была температура, тем меньше будет и
размер снежинки.
Рисунок 3
3. Особенности природы льда.
Лёд – это замерзшая вода. Чистая вода замерзает при температуре ниже 0
градусов. Наблюдая за льдом, я выяснил следующие свойства: 10
Прозрачный (увидел, как новогодние лампочки пропускают свет
внутри льда).
Бесцветность (не обладают цветом).
Твёрдость (изготавливают фигурки из льда)
Плавучесть (на р.Ик весной льды плавают на поверхности).
Прочитав литературу, я убедился, что лёд обладает текучестью, в результате чего
образуются ледники в горах, айсберги на равнинах (например, в Гренландии).
Эти свойства льда многим детям известно и этим никого не удивишь. Меня
удивило тот факт, что вода при замерзании увеличивается в объёме. Молекулы
всех веществ при охлаждении сжимаются. Молекула воды тоже сжимается при
опускании температуры до +4 градусов, а в дальнейшем вновь расширяется. Самая
плотная и тяжелая вода при температуре +4 градуса. Это свойство воды имеет
огромное значение в природе. Плотная вода в водоёмах опускается вниз,
препятствуя замерзания до дна. Относительно лёгкий лёд образуется на
поверхности, предохраняя нижние слои от потери тепла.
4. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии.
Увеличение объёма воды при отрицательных температурах. Вода при замерзании увеличивается в объёме. Я поставил задачу на сколько
процентов увеличивается в объёме. В интернетсайтах пишут от 9 до 11 %. С
руководителем решили провести собственный эксперимент. Для этой цели взяли
1,5 литровую пластиковую бутылку. Заполнили 1,3 литра воды (оставили пустое
11
Рисунок 5
пространство для увеличения объёма) и в
горизонтальном положении оставили на улице перед входом в школьный подвал. В
течение суток вода превратилась в лёд. Используя закон Архимеда, нашли объём
льда в бутылке.
Рисунок 4
Для этого лёд погрузили в ведро, заполненную до верхней кромки с водой
«рис 4». При погружении вода вытекает из ведра в пустую емкость. Измерили
объём воды из ёмкости с помощью мензурки «рис 5». Количество воды оказалась
1420 мл. Находим увеличение объёма:
Используя пропорцию, находим проценты:
1420 мл. – 1300мл. = 120 мл.
120 мл./1300мл.*100%= 9,2%
Собственные методы, предотвращающие разрушения ёмкости
воды при замерзании. 12
Увеличение объёма воды при замерзании, наносит огромный ущерб
промышленности, сельскому хозяйству и в быту. Ранние заморозки уничтожают
посевы с/х культур, в саду погибает урожай. В растениях лёд разрушает живые
клетки. Именно по этой причине в наших краях не могут расти вечнозелёные
деревья. В промышленности и ЖКХ разрушаются трубы, заполненные водой,
выходят из строя радиаторы автотранспорта и т.д. Я однажды заметил, что
лопнула ёмкость с водой в бане. Емкость треснула по швам сварки. После этого я
задумался – нельзя ли както предотвратить разрушение ёмкости с водой? Сильные
заморозки начинаются в октябре, и вода ночью покрывается льдом. Кому охота
вылить воду с октября месяца. Кроме того в учреждениях в том числе и в нашей
школе имеются противопожарные ёмкости с водой. Как показывает практика,
пожары часто бывают в осеннезимний период изза замыкания электропроводов.
Я обратил внимание на то, что существуют тела мягче, чем стенки ёмкости для
воды. С руководителем решили провести эксперимент. Взяли 3 трёхлитровые
стеклянные банки и наполнили водой.
Рисунок 7
Рисунок 6
Положили внутрь банки деревянный брусок и пенопласт по отдельности, а в одной
кроме воды ничего не было «рис 6». Выставили на улицу и через 2 дня увидели
следующий результат: одна банка лопнула по окружности «рис 7». Это банка с
водой без инородных тел. Две другие остались целыми. Значит лёд, увеличиваясь в
размерах, привело к сжиманию дерева и пенопласта. Теперь я знаю, как спасти от
кратковременных морозов металлические ёмкости. Положить в ёмкость с водой
полено древесины или пенопласт.
Заключение. 13
Поставленные цели и задачи были выполнены.
Выводы моей исследовательской работы:
Наука гляциология играет большую роль в России
В г.Якутске находится единственный в мире институт мерзлотоведения
Особые свойства плотности воды позволяют надёжно укрывать воду от
мороза, не давая промёрзнуть ей до дна и погубить всё живое подводного
мира.
Снег образуется из водяного пара, а не из водяных капель. Слой снега
укрывает землю и тем самым создает как бы естественный парник, очень
важный для растений и животных. Кроме того, снег источник питания рек в
нашей стране.
Из эксперимента я убедился, что объём воды при замерзании увеличивается
на 9%
Лёд в замкнутом пространстве приносит огромный ущерб народному
хозяйству
Предотвратить разрушение ёмкости воды при кратковременных морозах
можно, если положить более мягкие инородные тела на поверхность воды
(древесина, пенопласт и тому подобные) 14
Литература.
1. Бондарёв В.П. Геология. –М.:ФОРУМ:ИНФРАМ,2007.
2. Пармузин Ю.П. Живая география:Кн.для учащихся.М.:Просвещение,
1993
3.
Ферсман А.Е. Занимательная минералогия, «Дет.лит.»1975
Интернетсайты.
Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Научно-исследовательская работа на тему "Гляциология. Эксперименты с водой в твёрдом состоянии".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.