Муниципальное образовательное учреждение
«Таловская средняя общеобразовательная школа»
Еланского муниципального района Волгоградской области
Исследовательская работа
ученицы 7 класса
МБОУ «Таловская СОШ»
Гугучкиной
Маргариты Евгеньевны
Руководитель:
учитель географии,
первой
квалификационной категории
Гугучкина Юлия Евгеньевна
Таловка 2012
Содержание
Стр.
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Предпосылки освоения, история нашего края……..
3. Общая характеристика Еланского района . . . . . . . . 4-11
4. История основания поселка Таловка,
хутора Первокаменка……………………………………… 11-16
4.1. Географическое положение и общая характеристика
природы поселка Таловка …… …………………………... 20-23
4.2. Таловка и Первокаменка в годы советской власти…. 16-20
5. Население. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23-24
5.1. Описание основных типов жилищ, занятий и быта народов нашего села, особенности деревенской культуры…………………………………………..............
5.2. Социологический опрос……………………………………10-15
6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
7. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
8. Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26-33
Введение
Исторический край бесконечной борьбы,
Край казачества, вольности, славы,
Подвергался не раз ты ударам судьбы,
Сын свободной великой державы…
Б.Чулков
Каждому русскому человеку дорог каждый уголок его необьятной Родины – от Прибалтики до Курил, от Знойной Кушки до берегов Таймыра, люба и мила сердцу каждая частица дорогого Отечества, имеющего славное прошлое, великое настоящие и прекрасное будущее.
В древности говорили « Каждое дерево сильно своими корнями – отруби их, и дерево погибнет». Так и народ, незнающий своей истории и культуры, обречен на умирание.
Для чего нужно такое пристальное внимание к давнему прошлому, к давно исчезнувшему укладу жизни? Знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо. Культура и народный быт, обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда есть от чего оттолкнуться: движение от ничего невозможного. В прошлом мы черпаем свои душевные силы, мудрость предков.
Многие события, имевшие огромное значение для судеб нашего народа, происходили на просторах Дикого поля. Здесь родилось донское казачество, на протяжении многих веков стойко защищавшие южные рубежи Русского государство. Еще В.Т. Белинский писал, что история казачества - это, побочная река, впадающая в большую реку русской истории.
Главные события манер и духовной культуры казачества возникли и развивались в тесной связи с русской и украинской культурами, испытывая большое влияние Востока, формировались под влиянием специфических условий жизни и деятельности донцов.
Полюбить Россию, родной край можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю своего народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и церквей, послушаешь знаменитые российские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа. С детства каждый из нас впитывает запахи и краски степи, любуется лесами и лугами, синевой ясного неба. Культура и история родного края – это то, с чем мы живем, на чем воспитывалось ни одно поколение наших предков. В наших краях что ни камень, то памятник.
Для Волгоградской области, утратившей в результате войн и социальных конфликтов значительную часть культурного и исторического наследия, вопросы его изучения и использования стоят весьма остро. Волгоград и Волгоградская область ассоциируются не только с великой победой на Волге и всемирно известными памятниками, но и культурой края. Культурные традиции нижневолжских этносов представлены огромным количеством материальных и духовных памятников, отражены в фольклоре и народных промыслах. В настоящее время речь идет не столько о сохранении отдельных памятников, сколько о включении в жизнь всего культурного наследия в его целостности, многообразии, охватывающего и сами объекты, и среду, в которой они существуют, и человека, как носителя наследия. Включить в жизнь культурное наследие, можно лишь исследуя культуру своего края. Целью исследования является комплексное изучение культуры, национальных обычаев и традиций этносов, исследование предпосылок освоения, истории родного края. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть предпосылки освоения и историю населения нашего края, села.
2. Дать описание основных типов жилищ, занятий и быта народа нашего края, села, показав приспособленность к природным условиям.
3.Раскрыть особенности деревенской культуры: убранства жилища, обрядов и традиций, фольклора, говора.
В глубокой древности на территории края жили скифско – сарматские племена, позднее в донских степях возникли русские поселения. Географические предпосылки заселения и освоения нашего края: обилие кормов для скота, полноводные реки, девственные леса по поймам рек, способные укрыть от набегов завоевателей, - все это манило многие народы в наши места. Об этом говорят такие слова писателя Дюма (отца):
«За лесом раскинулись заливные луга с густой, высокой, доходящей до груди травой, с разбросанными по ней цветами разных красок. По лугам встретишь глубокие озера, поросшие по краям камышом, кугой и осокой...
…В этих местах большое разнообразие птиц и всякой дичи, водятся также небольшие рыжие олени, лоси, кабаны, волки, дикие лошади и дикие овцы, а на не тронутых еще плугом плодородных землях росли тюльпаны, ландыши, гвоздики. Реки изобилуют осетром, белугой, стерлядью и другой рыбой; большое количество минеральных источников» (Приложение 1).
Природа для крестьянина - это среда жизнеобеспечения, она определила уклад его жизни, его занятия. Для хозяйственной деятельности требовались знания рельефа, климата, почвы и растительности. В зависимости от этих знаний крестьянин строил жилища, рождались народные промыслы. Крестьянин жил в гармонии с природой, хорошо знал ее закономерности и старался их не нарушать. Именно под влиянием природы сложилась культура и традиции народа села, края.
На севере Волгоградской области, на месте слияния рек Елани и Терсы, расположен небольшой посёлок Елань. Около пяти веков назад здесь лежало «дикое поле»- целинная степь. На сотни верст не было человеческого жилья. Освоение целинных степей шло и далеко за пределами Елани, на территориях таких сел как Булгурино, Николаевка, Большевик, Таловка. Наше село расположено между реками Черная и Бузулук на юго-западе Еланского района. В архивных документах (XVII – XVIII в.) говорится, что при небольших реках селились люди, называющие себя малороссиянами. Они пахали землю, сеяли хлеб, косили сено для скота. Это были и украинцы, бежавшие из трех губерний, которые находились на границе с Польским государством, и путивльские казаки, и немцы. Места переселенцам понравились. В реках - обилие рыбы, в поймах - дремучие леса, богатый строительный материал, а рядом - равнины, напоминающие украинские степи, пригодные для земледелия.
Более 4-х веков стоят на берегах Дона и его притоках казачьи станицы и хутора, а также украинские поселения. Массовое расселение казаков и украинцев началось в XVI веке параллельно с русскими. Эти места были окраиной России. Бежавшие сюда от помещичьего гнета крепостные крестьяне становились вольными людьми – казаками, которые впитывали культуру русских, татар, калмыков на протяжении многих веков. О происхождении слова « казак» спорят историки, но в одном они едины: казак – это вольный человек! Часть из них придерживается версии появления ватаг казаков на просторах «дикого поля», как результат притеснений и гнета бояр на крепостных крестьян, вынужденных бежать на свободные земли.
В других случаях крестьяне шли на Дон и его притоки из-за голода в России, вызванного неурожаями, которыми страна часто страдала в XVI веке. Эти историки сходятся во мнении, что кроме казаков на Дон бежали русские и украинцы, немцы, татары, поляки, литвины и даже греки. Поскольку население области пришлое, то, видимо, все эти народы приносили сюда собственные национальные традиции, элементы культуры.
У каждого из нас своя родина. Забыть её невозможно. Куда бы нас «не бросала судьба», мы будем помнить берёзки и тополя под окном, и наши пруды, и любимую скамейку…. Только у нас можно увидеть очаровательный рассвет, когда огненно-красный шар встает над горизонтом и, уверенно раздвигая стену утреннего тумана, пробуждает к жизни заспанную степь.
Основная цель данной работы - рассказать о моей маленькой родине, о посёлке Таловка и хуторе Певокаменка. Мне бы хотелось, чтобы многие узнали, о жизни в моей деревне, об очень хорошей и красивой природе, комфортных условиях для жизни. Так же я хотела рассказать о том, как живут люди посёлка Таловка. Я считаю, что мои земляки, а так же мои родители, моя бабушка, живущие в поселке Таловка, занимаются нужным и хорошим делом для всего посёлка, района, и для всей России. В своей работе я поняла, чтобы любить свою маленькую Родину, надо знать её историю (прошлое), жить настоящим и думать о будущем, быть её истинным хозяином и патриотом. Изучение родного края имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Таким образом, целями и задачами моей работы были:
-рассказать об истории и становлении поселка Таловка и хутора Первокаменка Еланского района;
-показать значимость поселка Таловка и Первокаменка в современном социуме района;
-сформировать представление о жизнедеятельности поселка и хутора и их роли в патриотическом, нравственно-культурном воспитании молодежи.
В работе выделяется две основные части: первая – о Еланском районе и Елани, вторая – о поселке Таловка и хуторе Первокаменка.
Герб Еланского района
Еланский район — муниципальное образование в Волгоградской области.
Еланский район расположен на севере Волгоградской области (см. приложение). Он граничит с Жирновским и Руднянским районами на востоке, Даниловским и Михайловским районами на юге, с Киквидзенским районом на западе, а на севере граничит с Самойловским районом Саратовской области. Еланский район – 23-й по площади среди 34 районов Волгоградской области, удельный вес территории от общей площади области – 2,4%. Административный центр — посёлок городского типа Елань. Еланский район включает 17 муниципальных образований: 16 сельских и 1 городское поселение.
Административное деление района:
№ п/п |
Наименование поселения |
Состав поселения |
1 |
Еланское городское поселение |
рабочий посёлок Елань, посёлки: Красный, Набат |
2 |
Алявское сельское поселение |
хутор: Алявы |
3 |
Березовское сельское поселение |
села: Березовка, Ерешково, Водопьяново |
4 |
Большевистское сельское поселение |
посёлок Большевик, хутора: Булгурино, Калачики, Мариинский, Николаевка, Новопетровский |
5 |
Большеморецкое сельское поселение |
село: Большой Морец |
6 |
Вязовское сельское поселение |
село: Вязовка |
7 |
Дубовское сельское поселение |
сёла: Дубовое, Волково, Бабинкино, Торяное. |
8 |
Журавское сельское поселение
|
село: Журавка, хутор: Зеленый |
9 |
Ивановское сельское поселение
|
село: Ивановка |
10 |
Краишевское сельское поселение
|
село: Краишево |
11 |
Морецкое сельское поселение |
село: Морец, хутора: Хвощинка, Новодобринка, Щелоковка |
12 |
Рассветовское сельское поселение |
село: Березовка |
13 |
Родинское сельское поселение |
село: Родинское |
14 |
Таловское сельское поселение |
посёлок: Таловка, хутора: Киевка, Первокаменский
|
15 |
Терновское сельское поселение |
село: Терновое |
16 |
Терсинское сельское поселение |
село: Терса |
17 |
Тростянское сельское поселение
|
село: Тростянка, хутора: Красноталовский, Носовский, Новобузулукский, Поручиковский, Ровинский, Хощининский, |
Район занимает площадь 2672 км². Расстояние от районного центра до Волгограда — 360 км. Из полезных ископаемых в районе открыто два нефтяных месторождения (Бузулукское и Терсиновское), природные запасы сырья, необходимого для производства керамического кирпича, месторождение торфа, песчаника, карбонатного сырья и многочисленные проявления строительного песка. Имеется также месторождение подземных вод, пригодных для орошения. Еланский район находится в степной зоне южнорусской провинции, на Хоперско – Бузулукской равнине. Почвенный покров представлен южными чернозёмами. Лесостепи чередуются с изрезанными балками степями. Немногочисленные леса растут в поймах рек и представлены в основном дубом, осиной, липой и кленом, тополем. По территории района протекает девять рек и речушек, насчитывается более 400 прудов и озер. По территории района протекают реки: Бузулук, Терса, Елань, Березовая, Вязовка, Краишевка, Черная. Неповторимые пейзажи, которыми можно любоваться бесконечно, располагают к приятному отдыху на лоне природы. Железная дорога и развитая сеть автомобильных дорог, живописная местность обусловили приток населения и развития территории. Численность населения составляет 35,7 тыс. человек. Плотность населения 13 чел./ км2 занимаемой площади. Население поселок городского типа Елань – 15 тыс. чел. (по состоянию на 1 января 2007 года). На территории района расположено 40 населенных пунктов, 20 сельских администраций, 38 общеобразовательных школ, 1 музыкальная школа, 12 садиков, 1 детско-юношеская спортивная школа, 2 школы искусств, 1 детский центр, 28 библиотек, 32 ДК, 27 фельдшерско-акушерских пунктов, 5 амбулаторий, 3 участковых больницы, 56 предприятий связи, 13 место в области по количеству легковых автомобилей у индивидуальных владельцев, 92% сельских административных центров соединены с райцентром дорогой с твёрдым покрытием. Практически все населенные пункты газифицированы. Уровень газификации района – самый высокий в Волгоградской области: более 90%.
Еланский район — один из крупнейших сельскохозяйственных районов Волгоградской области. Площадь сельскохозяйственных угодий района составляет 235 тыс. га, в том числе 195 тыс. га пашни (все южные черноземы). По данным о структуре земельного фонда административных образований Волгоградской области, которые приведены в таблицах приложения в книге А.В. Воробьева «Поселения Волгоградской области» [3] в Еланском районе сельскохозяйственные угодья занимают 239,6 тыс. га, из них пашня 196,3. Под лесом – 6,5; под водой – 4,8 тыс. га; ЛПХ, садоводство, индивидуальное жилищное строительство – 4,5 – это третье место среди 34 районов области. Под дорогами – 2,8; под постройками – 3,7; прочие угодья – 5,4 тыс. га. По приведенным данным нами была построена диаграмма:
всего 239,6 тыс. га |
|||||
пашня |
196,3 |
||||
лес |
6,5 |
||||
вода |
4,8 |
||||
ЛПХ, садоводство, жилье |
4,5 |
||||
дороги |
2,8 |
||||
постройки |
3,7 |
||||
прочие угодья |
5,4 |
По данным о землях граждан Волгоградской области на 1 января 2000 года Еланский район занимал первое место по площади индивидуального жилищного строительства (0,67 тыс. га) и второе место (после Новоаннинского района) по количеству индивидуального жилищного строительства (6300). Также он занимал второе место по количеству и площади личных подсобных хозяйств (11842; 3,55 тыс. га), уступая Урюпинскому и Серафимовичскому районам соответственно.
В структуре производства продукции сельского хозяйства более 85 % приходится на продукцию растениеводства, 25 % животноводства. Еланский район – один из лидеров АПК регионов, на протяжении последних лет он стабильно входит в пятерку лучших сельскохозяйственных районов области. И это не только статус, но и гарантия стабильной жизни людей. Практически все с обработки плугами перешли на поверхностную обработку почвы, применяют новые технологии. Для нашей агроклиматической зоны пар, озимая пшеница и подсолнечник – это лучший севооборот. Большинство хозяйств работает именно по этой схеме. Вносят много минеральных и органических удобрений. Природно-экономические условия определяют район как крупного производителя зерна и подсолнечника. В 2003 г. валовой сбор зерна во всех категориях хозяйств составил 127 тыс. тонн, что является третьим показателем в области. В условиях жесточайшей засухи земледельцы смогли собрать неплохой урожай в 2009 году– 150 тысяч тонн хорошего зерна, в основном третьего класса. Помимо растениеводства в Еланском районе хорошо развита переработка молока. Жители держат мини фермы по 7-10 коров и сдают молоко на завод. Бренд Еланского района - маслосыркомбинат. Сегодня это предприятие – лидер в России по производству сыра. Завод входит в семерку лучших маслозаводов, которые занимаются производством сыра «Российский». Всего здесь производят десять видов сыра и два вида масла. В 2009 году открылся новый цех по переработке сыворотки. Раньше при производстве сыра оставалось около 100 тонн соленой сыворотки, которая выливалась в очистные сооружения, а запахом с очистных сооружений дышали все жители Елани. Теперь она перерабатывается и получается от 8 до 12 тонн сухой сыворотки.
В Еланском районе реализуется новый проект по созданию филиала предприятия «Сады Придонья». Климатические условия района благоприятны для садоводства. Сейчас уже на территории в 200 га высажены яблони, выделено под посадку еще 415 га земли. В планах высадить яблони еще на 600 га и построить завод по выработке яблочного сока. Садоводство – самое трудоемкое сельскохозяйственное производство после животноводства. Создание таких предприятий поможет решить проблемы трудоустройства многих людей, особенно женщин. После развала колхозов и сокращения животноводческого производства много людей осталось без работы. Выделение земель для садов около крупных сел позволит обеспечить занятость населения.
Основными производителями сельскохозяйственной продукции являются: ООО Агрофирма «Агро-Елань», ООО «Большой Морец», ООО «КХ Таловское», СПК «Большевик», СПК им. Артамонова. Основными предприятиями промышленного производства являются: ОАО завод «Еланьферммаш», ОАО «Мясокомбинат Еланский», ОАО «Еланский маслосыркомбинат». В сфере малого бизнеса работает 23 % от общей численности занятых в экономике района. Малое предпринимательство приносит бюджету района 54 % от всех поступивших налогов.
Через район проходит железнодорожная линия «Балашов—Петров Вал».
Родник «Краишевский».
На берегу реки Терса в 1 км северо-восточнее села Краишево находится знаменитый «Серебряный источник» - государственный водный памятник природы — родник Краишевский с пресной питьевой водой с повышенным содержанием серебра. В 1778 году здесь находился Тихвинский женский монастырь (см. приложение). В окрестностях монастыря проводилась Троицкая недельная ярмарка.
История основания поселка Таловка и хутора Первокаменка.
Земли, где расположены теперь Таловка и Первокаменка, были свободными, целинными. Ковыльная степь, типчак, разнотравье. Весной степь покрывалась морем тюльпанов, шапками лазоревых цветов адониса волжского, шалфея лекарственного, тимьяна ползучего, донника лекарственного и донника волжского, касатиков.
После успешного завершения войны с Турцией, царица даровала этой землёй своих генералов. Сам генерал жил в Филоново, а здесь жил его управляющие Грушонов и Михайлов с семьёй и работниками. Для генерала Грушонова выстроили «белый дом», где он останавливался, когда приезжал с друзьями на охоту, развлечься. Михайлов же поселился около речки Черная в хуторе Первокаменка. В нетронутой степи в большом количестве водились волки, лисы, зайцы, стаями летали утки, гуси, дрофы, суслики, сурки, хомяки.
Из разных источников мы получаем разные данные о заселении и освоении нашей местности:
1. «… В это время на Украине во многих губерниях было перенаселение, земли не хватало, купить её было невозможно, даже если были деньги. Безземельные крестьяне искали новое место жительства. Несколько крестьян послали ходоков к царице в Москву. Ходоки были приняты царицей. Она назвала генералов, которые были жалованы землёй, но её не обрабатывали, и заверила, что разрешит продать земли. Генерал продал 400 десятин земли. Было это в 1880 году».
2. «… В XVI веке в наших степях после падения Казанского ханства появились маленькие поселения- хутора. Их образовали беглые крестьяне, бежавшие от гнета помещиков из центральных районов. Жители этих поселений оброка не платили, барщину не выполняли, поэтому их называли казаками, то есть вольными людьми. На поселения часто совершали набеги татарские и калмыцкие орды. Чтобы защититься от врагов, казаки обносили свои поселения рвом и земляным валом, а в степи устраивали сторожевые курганы. На каждом кургане устанавливались деревянные столбы, обмотанные соломой. Около них находились дежурные. Если вдали появлялись кочевники, то караульные зажигали столбы, предупреждая об опасности, население собиралось вместе и отбивало нападение врагов. В боях казаки закалялись, они были храбрыми и умелыми воинами, лихо скакали на конях, отлично владели саблей и ружьём. Особенно враги боялись длинных казацких пик. Получилось, что казаки защищали русскую землю от набегов татар, турок, других врагов. Учитывая, что царское правительство стало платить казакам жалование (деньгами, продуктами, порохом и свинцом) и стремилось подчинить их. Но когда бегство крепостных крестьян приняло массовый характер и побеги явились причиной запустения многих сел и деревень в центре страны, царское правительство стало посылать на Дон свои отряды. Они ловили беглых крестьян, возвращали помещикам, казаки укрывали их, а иногда нападали на царские войска. Царь тогда лишал казаков жалования. Постепенно среди беглых крестьян стало происходить социальное расслоение. Царь начал выдавать помещикам жалованные грамоты на якобы пустующие земли. Некоторые зажиточные казаки приобретали такую землю в аренду у помещиков, нанимали бедных «голутвенных» казаков.[1] Частью земель управляли «управляющие». А хозяева жили в Москве.
Из воспоминаний старожилов по руслу реки Чёрной на заливных землях землёй владели помещики, а землёй похуже в 5- 6 км от русла – зажиточные крестьяне, некоторые были иногда и богаче помещиков. Это - Васиков, Зыков, Щербак, Кульчин, Шульгин, Таранов, Мерзляков. У каждого из них на хуторе был пруд, стада скота, сады. Самым богатым из них был Мерзляков. У него было три пруда, мельница, сад. Старожилы рассказывали: была у него дочь черноволосая красавица. Она всё время сидела в саду в кресле, так как была инвалидом (не ходила). А вокруг неё ходили павлины. У каждой усадьбы ютились в убогих домиках «батраки».[2]
Михайлов был управляющим у помещицы, которая жила в Москве. Получив пожалованные царем земли, она привезла своих крестьян из центральных областей в усадьбу Михайлова. Здесь был большой сад, обнесенный рвом, табун лошадей, на берегу реки был ледник. Когда вход был на уровне воды, зимой лед вырубали и заносили внутрь помещения. Льда было так много, что летом он не таял и находился до глубокой осени, когда температура опять снижалась. У управляющего был трактор «Фордзон». Местные жители рассказывают, что после революции члены комитета бедности пришли арестовывать Михайлова - он сел на коня и ускакал. Трактора не нашли. Стоял он на берегу реки и вероятно его утопили в реке. Многие и сейчас говорят, что где-то здесь в речке Черной он так и остался, никто его с тех пор и не искал. В 30-х годах прошлого столетия после коллективизации жители хуторов Щербахин, Мерзляков, Васиков стали переселяться поближе к реке. Первые 30 семей поселенцев приехали в наши края из Таловки Полтавской губернии и новое поселение назвали также в память о своей Таловке на Украине. Первыми поселенцами были: Бигма Тимофей Иванович
(воспоминания его сына, Михаила Тимофеевича,1880года рождения), Гаценко Аким Яковлевич, Харин Тимофей Иванович, Гаценко Андрей Иванович, Белоха Наум Федорович, Сподарик Петр Григорьевич, Мищенко Тихон Андреич, Запорощенко Митрофан Яковлевич, Сподарик Дмитрий Петрович, Зинченко (несколько семей), Черненко Илья Павлович, Синельников Ф.М. и другие. Многие переселенцы села приехали жить, имея взрослых сыновей и дочерей, которые образовали свои семьи. Селились украинцы, по всей вероятности, по родственным связям.
Например, в четырёх дворах подряд жили Сподарик, несколько дворов подряд Бигма, Мищенко, Гаценко. В Хустяновке – Яковенко, Татаренко, Грибовод. Таловка состояла их трех хуторов: х. Грушоновка, х. Новополтавский и х. Уваровский. Главой хутора был староста. Относился хутор к Медведицкому уезду.
В хуторе Уваровский была школа в бывшем доме кулака Уварова, которая так и называлась Уваровская.
Постепенно застроилась свободная земля между хуторами Зеленый, Кульчин и Шульгин получилась одна деревня. В этой деревне было 150 дворов, тогда её решили назвать Первокаменкой, так как на холме лежал гранитный камень. Валун, который находится около х. Первокаменка, не так известен. Но мы считаем – это тоже памятник природы и он нуждается в защите, в дальнейшем его изучении. От начала течения реки Черной это первый камень, поэтому и назвали деревню - Первая Каменка (Первокаменка).
Гранитный камень х. Первокаменка.
Отмечено, что «камни-валуны широко распространены на землях северо-запада Волгоградской области. Особенно много их на правом берегу Медведицы - на Медведицких Ярах. Из истории геологического развития Земли мы знаем, что в четвертичный период Русская равнина неоднократно покрывалась ледником. Наиболее четко установлены черты оледенения: Донское, Днепровское, Московское и Валдайское. Самым большим по площади ледником был Донской. Центром образования его был Скандинавский полуостров. Толщина ледника на нем доходила до 3000 метров. Двигался он в южном направлении, покрывая собой Русскую равнину. Дойдя до Среднерусской возвышенности, он раздвоился и, спускаясь по долинам Днепра и Дона, образовал два языка: Днепровский и Донской. Донской язык ледника занимал всю северо-западную часть нашей области. Южная граница его проходила по Придонью до Серафимовича, а юго-восточная – по долине Медведицы. Толщина его здесь колебалась от 400 до 500 метров. Двигаясь с гор Скандинавии, ледник тащил за собой все, что попадалось на пути. Когда же ледник растаял и воды стекли по рекам в Азовское и Черное моря, то на его месте остались скандинавские пришельцы- валуны, немые свидетели геологические событий, происходивших около 500 тысяч лет назад. Все ледниковые валуны нашей области имеют научную ценность. Самый известный в области - Слащевский валун. Он является своеобразным пограничным столбом южной границы Донского ледникового языка». [3] Это ценный памятник природы.
Позднее в хуторе Первокаменка был организован колхоз имени Сталина. В нем имелись: пасека, плодовый сад, мельница, маслобойка, дойное стадо, свиноферма, плантация, КРС.
Таловка и Первокаменка в годы советской власти
По воспоминаниям старожилов в 1921 году были уничтожены полностью представители белого движения, а многие таловчане пошли служить в Красную Армию, среди них и знакомые нам фамилии: Бигма, Сподарик, Гаценко, Запорощенко. До войны в нашей местности помимо упомянутых хуторов были и такие как: хутор Журавли на юго-востоке; хутор Туманов- на востоке; хутор Карло-Сигаевский; колхоз имени Тельмана; хутор Киевский; хутора: Хустяновка (в сторону Красноталовки), Авдеев, Перцовой, Церковный, Экономия (в сторону Николаевки); хутор Рыжов в сторону Калачика; между Большевиком и Зеленовкой колхоз имени Энгельса. За Калачиком шли хутора: Секачи, Белые пруды, Профсоюзник.
Дороги грунтовые, передвигались на волах, запряженных в ярмо- фургон или арбу, пешком. Количество домов в хуторах было от трех до четырех. В довоенные годы Таловка называлась колхозом имени Ворошилова и состояла из трех колхозов: имени Сталина (Первокаменка), Путь-Ленина (Киевка), колхоза «20 лет РККА» (Рабоче – Крестьянской - Красной – Армии). Первым председателем колхоза был Козловский Иван Иванович.
В 1941 году началась Великая отечественная война. На фронт ушли 112 человек из х. Первокаменка, из них вернулись 43человека, 69 убито и пропало без вести. Все тяготы легли на женские и детские плечи. Приходилось собирать колоски, чтобы смолоть муку и испечь хлеб, отправляемый на фронт, пахать на коровах. Вязали петли варежек и носков с песней и гадали, кому попадут. Также изготавливали кисеты, платочки для солдат. Старались в глубоком тылу также приближать победу, пусть таким путем. А самое главное ждали с фронта своих мужей, братьев, сестер. Писали письма треугольники и прямоугольники. Одно сохранилось до наших дней, это письмо моего прадедушки моей прабабушке и своим детям. Из воспоминаний бабушки Авдеевой Серафимы Ивановны: «… что писал отец не помню, знаю по рассказам мамы, что ругал фашистов за все злодеяния, которые они творили. Он никогда не жаловался, что трудно, страшно. Письма приходили разные и треугольниками, и листочками, сложенными прямоугольниками (см.приложение). На листочках, которые он присылал, часто был изображен танк и напечатаны строчки:
«Ты просишь писать тебе часто и много,
Ты ждешь с нетерпением письма мои.
У писем моих непростая дорога,
И много писать мне мешают бои.
Враги недалеко, нас будит работа
Родных батарей. У писем моих непростая дорога,
И ты не проси их ходить поскорей…»
«Победа над лютым врагом близка!
Чтоб светлые дни настали,
Вперед! – говорит нам родная страна,
Вперед! – приказал нам Сталин!»
Но выстояли все: женщины, дети, солдаты. Живые вернулись домой и жизнь после войны постепенно налаживалась.
Колхоз им. Ворошилова существовал до 1957 года, затем его переименовали в совхоз и с 1 марта 1957 года он стал крепким хозяйством – совхозом «Таловский». Директором был Литвинов Михаил Артемович, секретарем парткома Зимин А.К., а потом Высочкин С.И. Дома делали из дерева, которое заготавливали в Верхотурье (Свердловская область), железнодорожным транспортом до Елани, а сюда лесовозами. Всего в совхозе «Таловский» было 49 дворов. Поначалу центральную усадьбу хотели сделать в Первокаменке, так как здесь была семилетняя школа, хорошая питьевая вода, кошары для овец, походила граница трех районов. Но затем решили центральную усадьбу оставить в Таловке, а х. Первокаменский и х.Киевский стали отделениями. В Уваровской школе оставили 4 класса, в Таловке открыли Таловскую среднюю школу. В Таловку и Первокаменку приезжали люди их разных концов Советского Союза: Белоруссии, Украины, Чувашии, Молдавии, Казахстана. Рука об руку трудились казахи, русские, чуваши, украинцы и другие. Постепенно люди стали перебираться ближе к школе, а когда в Таловку проложили асфальтированную дорогу, их отъезд усилился. Жителей в х. Первокаменка становилось меньше, со временем люди из х. Первокаменка стали уезжать, кто на центральную усадьбу, кто в город. А с приходом «перестройки» отъезды ещё участились. В настоящее время Первокаменка стала хутором, так как здесь всего 49 дворов. А вот Таловка начала расти, преумножаться и процветать делами (см. приложение). Из воспоминаний жительницы хутора Первокаменский Козинской Нины Ивановны: «…всё равно я люблю свой хутор. Здесь очень красиво в любое время года, но особенно весной и летом. В реке летом можно купаться. Ловить рыбу (щуку, карася, плотву, окуня, ерша), раков. По берегам реки живут бобры, куницы, норки, ондатры. Я хочу, чтобы Первокаменка жила всегда. В конце Нина Ивановна прочитала свое стихотворение:
«Деревня моя, деревенька забытая,
Стоишь на отшибе в далекой глуши.
Большой перестройкой почти ты разбитая,
Где в дождь не проехать, можно только пройти.
Ты как мать сыновей на войну провожала,
Помогала солдатам работой детей.
От похоронок солдат очень часто рыдала,
И молилась за них, чтоб вернулись скорей.
Муж погиб на войне, и жена овдовела,
Все заботы легли на неё лишь одну…
Много было невзгод, доброта не скудела,
У твоих дочерей переживших войну.
Родная моя, стоишь ты над речкой,
Её называют «Чёрной» рекой.
Поля пахнут здесь подсолнухом, гречкой,
А люди живут с очень доброй душой.
Мы желаем тебе Первокаменка наша,
Чтоб крылом не коснулась лихая беда.
Чтоб росли здесь дома, становилась ты краше,
Чтоб бежала всегда в Черной речке вода».
Действительно с доброй душой, читаешь эти строки, и слезы наворачиваются на глаза. Сколько тепла, любви к малой родине у этого человека. Дальше рассказ продолжается о природе нашего края Аносовой Г.В.: «… буквально в деревне живут ласки, несколько семей бобров, по берегу реки живут норки, куницы, ондатры, в роще хорьки, ежи. В реке черепахи, линь, карп и толстолобик до 20 кг веса. В степи живут зайцы, лисы, косули, лоси, барсуки и енотовидная собака. Редко, но увидишь тушканчика. Очень много птиц: цапля, дикие утки, лебеди, совы, филины, ястребы, коршуны, соколы. Из певчих водятся скворцы, жаворонки, иволги, славни, зяблики, соловьи. Недалеко от хутора живут дрофы, которые ежегодно гнездятся на одном и том же месте. Растительность также очень разнообразна. Это, занесенные в Красную книгу - рябчик русский, тюльпан Шренка, Шредера, безвременник весенний, адонис волжский, виды ковылей и другие. Из плодовых сохранились яблони и груши, посаженные более 100 лет назад. Поскольку в то время примерно 20% яблонь и груш в царицынском уезде выращивалось посевом семян и «корневыми выбежками», о чем писал в своей книге П.Расстегаев в 1909году, то даже при вымерзании от корневой поросли росли такие же сорта и со временем остались самые зимостойкие и болезнеустойчивые. Поэтому от нескольких деревьев были взяты черенки для дальнейшей работы Мичуринскими учеными садоводами Центральной Генетической Лабораторией. А местные жители после самых суровых зим всегда с яблоками».
Аносова Галина Васильевна предала в школьный музей коллекцию полезных ископаемых с отпечатками древних моллюсков (см.приложение).
Очень не хочется, чтобы этот хуторок стал урочищем – умершей деревней, потому что он находится в уникальном месте, на границе Михайловского, Киквидзенского и Еланского районов. Такими урочищами- умершими деревнями стали- Хустяновка, Журавли, Перцовой, Авдеев, Энгельса, Туманов, Тельман, остались лишь одни курганы и воспоминания.
Географическое положение и общая характеристика природы
поселка Таловка.
Поселок Таловка входит в Еланский район Волгоградской области. Географические координаты 50,6° северной широты и 43,6° восточной долготы. Расстояние от Волгограда - 286км, от Елани - 70 км. Таловка - центр Таловской сельской администрации, в которую входят хутора Киевка и Первокаменский. Расположена она в 70 км юго-западнее районного центра на территории 244 га.
Поселок Таловка расположен на востоке Хоперско-Бузулукской равнины у западных границ Медведицких яров. Горные породы четвертичной системы: суглинки, глины и валуны раннего плейстоцена. Нижний структурный этаж (поверхность древнего фундамента и девонские отложения) представляет собой Ивановский прогиб Пачелмско-Саратовского авлакогена. Глубина залегания фундамента 2000-3000 м. Верхний структурный этаж (карбон-кайнозой) – Ивановско-Мачешанские дислокации Юго-восточного склона Воронежской антеклизы. На карте новейшей тектоники территория Таловки находится в пределах изобазы (линия суммарных деформаций за олигоцен-четвертичное время) равной +50 м. В районе поселка Таловка представлены нижнечетвертичные отложения – ледниковые отложения (морена) под субаэральным покровом; глины и суглинки. По результатам геоморфологического районирования территория Таловки находится на Хоперско-Бузулукской ледниково-эрозионной равнине. По генезису и возрасту – это аккумулятивный рельеф раннеплейстоценовой ледниковой (донской) равнины.
Гидрогеологическая карта показывает распространение на территории Таловки водоносного комплекса ледниковых и элювиально-делювиальных отложений, что характерно практически для всего Еланского района.
По инженерно-геологическому районированию Таловка (как и большая часть Еланского района) относится к аккумулятивно-денудационной ледниковой равнине нижнечетвертичного возраста с озерно-ледниковыми, моренными и флювиогляциальными нижнечетвертичными образованиями, перекрытыми лессовыми породами.
Климат умеренно-континентальный умеренного климатического пояса. Среднегодовое количество осадков около 400 мм, средняя годовая температура воздуха около +5,4°C.
Для характеристики хода температур можно воспользоваться данными по р.п. Елань.
Средняя месячная и годовая температура воздуха в р.п.Елани:
Месяц |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Год |
Температура, °С |
-11,3 |
-10,7 |
-5,3 |
5,8 |
14,8 |
19,1 |
21,5 |
19,9 |
13,3 |
5,5 |
-1,9 |
-7,9 |
5,2 |
Елань - самое прохладное место в Волгоградской области. Среднегодовая температура здесь 5,2 градуса.
Самые низкие температуры воздуха могут опускаться до -39°С, максимальные температуры воздуха возможны до +42°С. Холодный период характеризуется среднем количеством осадков 100-150 мм, средней температурой воздуха самого холодного месяца января около -10,5°С. Глубина промерзания почвы возможна более 60 см. В январе преобладают ветры восточного направления. Устойчивый снежный покров в среднем устанавливается 7 декабря. Средняя дата разрушения устойчивого снежного покрова 23-24 марта. Число дней в году со снежным покровом около 100. Средняя высота снежного покрова в конце зимы 15-18 см. В теплый период среднее количество осадков 250-300 мм; средняя температура воздуха в самый жаркий месяц июль около +21,8°С; в июле преобладают ветры северо-западного направления. Период с температурой воздуха выше 0°С начинается весной примерно 30 марта, осенью средняя дата перехода температур воздуха через 0°С наступает 8 ноября. Средняя продолжительность периода с температурой воздуха выше 0°С 220-225 дней. Безморозный период в среднем продолжается 150-160 дней. Средняя дата первых осенних заморозков в воздухе 1 октября, а средняя дата наступления последних весенних заморозков в воздухе 28 апреля. Сумма средних суточных температур воздуха выше 0°С в среднем около 3100°. Период с температурой выше +10°С весной начинается примерно 25 апреля. Осенью средняя дата перехода температур воздуха через +10°С 28 сентября. Средняя продолжительность периода с температурами воздуха выше 10°С 155-160 дней. Сумма средних суточных температур воздуха выше 10°С около 2700-2800°.
Территория Таловки находится на границе северо-западного степного и центрального степного агроклиматических районов. Гидротермический коэффициент (отношение суммы осадков за устойчивый период с температурой воздуха выше 10°С к сумме положительных температур за тот же период, уменьшенной в 10 раз) равен 0,7, сумма активных температур (выше 10°С) около 2700-2800°.
Ближайший крупный водный объект – река Бузулук. Она находится примерно в 20 км на северо-восток от Таловки.
Почвы – черноземы южные, в основном глинистые и тяжелосуглинистые по механическому составу.
Растительность: разнотравно-типчаково-ковыльная степь и сельскохозяйственные земли на их месте.
Фенологические явления: начало цветения ивы, ольхи, лещины, вяза 8-11 апреля; начало цветения черемухи и миндаля 24-27 апреля; начало цветения тополя, смородины, березы 26 апреля – 2 мая; начало цветения сирени, бузины, сосны 10-14 мая.
Животный мир представлен фауной степи. По физико-географическому районированию Таловка расположена в степной зоне; подзоне черноземных умеренно засушливых степей; провинции Окско-Донская равнина; район Хоперско-Бузулукский; подрайон Бузулукский. Охраняемых памятников природы в районе Таловки нет. Севернее поселка Таловка находятся места обитания дрофы.
Население
В настоящее время на территории Таловского поселения проживает 912 человек (на 1 января 2010 года), из них детей 209.
Наше село многонациональное. Большинство населения – русские. В поселке проживают также украинцы, чуваши, марийцы, немцы, казахи, белорусы и таджики. В настоящее время большинство семей смешанных.
В селе помнят и возрождают народные традиции и обряды, отмечают Масленицу, Рождество, на свадьбах включают элементы старинных обычаев. В селе много мастериц-вязальщиц, портних. Очень любят у нас на селе песни, славится у нас вокальный ансамбль «Таловчанка», в состав которого входят как взрослые женщины, так и молодые певцы и певуньи, без которых не обходится ни один праздник на селе.
Село наше очень красивое, здесь множество прудов, лесопосадок, лугов, которые покрываются пёстрым ковром разнообразных цветов. Это можно понять и по названиям улиц: Берёзовая, Запрудная, Молодёжная, Солнечная, Весёлая, Западная, Восточная, Зелёная, Садовая, Центральная. Дома в поселке в настоящее время практически все современной постройки (см. приложении). В каждой семье, в каждом доме есть личный автомобиль, все дома газифицированы и телефонизированы.
В Волгоградской области у поселка Таловка есть «тезки». Это хутор Таловка Николаевского района, село Таловка Камышинского района в 37 км юго-западнее г. Камышин. Есть и «почти тезки» - это хутор Таловский Среднеахтубинского района и хутора Таловский и Таволжанский в Новоаннинском районе.
Заключение
Работая над темой исследовательской работы, я столкнулась с недостатком информации. Мне пришлось искать информацию с первоисточников, от жителей поселка. Я проводила опросы про наше село у коренных жителей, ветеранов. Много ценной информации мне удалось получить от моей бабушки Авдеевой (Синельниковой) Серафимы Ивановны, дедушки Синельникова Ивана Ивановича, директора школьного музея и краеведческого кружка Лакалиной Валентины Александровны, директора ООО «КХ Таловское» Сихварт Владимира Антоновича, председателя ТОС «Первокаменский» Аносова Галина Васильевна. Результаты этой работы я хочу поместить на школьном сайте, а также передать в школьный музей.
Я благодарю за помощь в работе свою семью, Лакалину Валентину Александровну и учителя географии Гугучкину Юлию Евгеньевну.
Литература
1. Атлас Волгоградской области.- Киев: Главное управление геодезии, картографии и кадастра Украины, 1993.
2. Брылев В.А., Жбанов Ф.И., Самборский Ю.П. География Волгоградской области. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное изд-во, 1989.
3. Воробьев А. В. Поселение Волгоградской области.- Волгоград: Станица- 2, 2000.
4. География и экология Волгоградской области. Под ред. В.А. Брылева. – М.: Глобус, 2010.
5. География и экология Волгоградской области. Под ред. В.А. Брылева – Волгоград: Перемена,2005.
6. Родная земля Волгоградская А.П.Сергеев, В.С.Аболихин, Г.С.Каден. учебное пособие для внеклассного чтения учащихся 4 класса. В:1975г
7. Всемирная история т.5-6 под редакцией Я.Я.Зутиса. Изд. Социально-эконимическая литература. М.: 1958г
8. Интервью с уроженками поселка Таловка и хутора Первокаменка Авдеевой С.И. и Козинской Н.И.
9. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
10. http://www.ruzgd.ru/elan.shtml
11. http://elan-volga.by.ru/
12. http://elan-city.ru
13. www.elan-volga.net
14. www.volganet.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Семья Синельниковых (период раскулачивания).
Дом Сподарик Устиньи.
Дом Гаценко С.Л.
Здание средней школы (1920-1923гг)
Здание современной школы (1965г.)
Письмо с фронта Синельникова И.Ф.25 января 1944г (лицевая сторона).
Оборотная сторона письма Синельникова И.Ф.
Карта Еланского района (атлас Волгоградской области)
Почитание, которым было окружено в Православной Церкви имя святой Параскевы, привело к написанию множества ее икон. На Русской земле от этих икон во все века происходило немало чудес, причем многие из икон были явленными — они внезапно обретались в родниках и ручьях. Краишевский родник — один из источников, который народное предание связывает с явлением иконы святой Параскевы.
В документе, датированном 9.08.1881 г. описываются воспоминания старушки:
«…В то время на горе был густой темный лес. Едва заметная тропинка вела под гору, где был пчельник. Я ходила под гору с сестрою. Заметив однажды под горою воду, мы начали расчищать это место. Вырыли яму, она наполнилась водою. Напились, умылись, зачерпнули домой, напоили и умыли детишек своих. Вода холодная, легкая, вкусная. Опять пошли на родник. Опять расчищаем место поглубже и пошире. Вода опять наполняет расчищенное место. И вот однажды нашли на этом месте медную икону святой мученицы Параскевы. Услыхавши об этом, народ стал собираться к источнику, петь молитвы, читать псалтырь и акафисты. Два раза уносили иконочку с родника в Краишевскую церковь. Но Господу угодно было, чтобы она оставалась на месте своего явления...».
Красота и тишина
Дорога в поселок Таловка.
Вид поселка Таловка со стороны Первокаменки.
Исторический край бесконечной борьбы,
Край казачества, вольности, славы,
Подвергался не раз ты ударам судьбы,
Сын свободной великой державы…
Б.Чулков
Каждому русскому человеку дорог каждый уголок его необьятной Родины – от Прибалтики до Курил, от Знойной Кушки до берегов Таймыра, люба и мила сердцу каждая частица дорогого Отечества, имеющего славное прошлое, великое настоящие и прекрасное будущее.
В древности говорили « Каждое дерево сильно своими корнями – отруби их, и дерево погибнет». Так и народ, незнающий своей истории и культуры, обречен на умирание.
Для чего нужно такое пристальное внимание к давнему прошлому, к давно исчезнувшему укладу жизни? Знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо. Культура и народный быт, обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда есть от чего оттолкнуться: движение от ничего невозможного. В прошлом мы черпаем свои душевные силы, мудрость предков.
Многие события, имевшие огромное значение для судеб нашего народа, происходили на просторах Дикого поля. Здесь родилось донское казачество, на протяжении многих веков стойко защищавшие южные рубежи Русского государство. Еще В.Т. Белинский писал, что история казачества - это, побочная река, впадающая в большую реку русской истории.
Главные события манер и духовной культуры казачества возникли и развивались в тесной связи с русской и украинской культурами, испытывая большое влияние Востока, формировались под влиянием специфических условий жизни и деятельности донцов.
Полюбить Россию, родной край можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю своего народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и церквей, послушаешь знаменитые российские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа. С детства каждый из нас впитывает запахи и краски степи, любуется лесами и лугами, синевой ясного неба. Культура и история родного края – это то, с чем мы живем, на чем воспитывалось ни одно поколение наших предков. В наших краях что ни камень, то памятник.
Для Волгоградской области, утратившей в результате войн и социальных конфликтов значительную часть культурного и исторического наследия, вопросы его изучения и использования стоят весьма остро. Волгоград и Волгоградская область ассоциируются не только с великой победой на Волге и всемирно известными памятниками, но и культурой края. Культурные традиции нижневолжских этносов представлены огромным количеством материальных и духовных памятников, отражены в фольклоре и народных промыслах. В настоящее время речь идет не столько о сохранении отдельных памятников, сколько о включении в жизнь всего культурного наследия в его целостности, многообразии, охватывающего и сами объекты, и среду, в которой они существуют, и человека, как носителя наследия. Включить в жизнь культурное наследие, можно лишь исследуя культуру своего края. Целью исследования является комплексное изучение культуры, национальных обычаев и традиций этносов, исследование предпосылок освоения, истории родного края. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть предпосылки освоения и историю населения нашего края, села.
2. Дать описание основных типов жилищ, занятий и быта народа нашего края, села, показав приспособленность к природным условиям.
3.Раскрыть особенности деревенской культуры: убранства жилища, обрядов и традиций, фольклора, говора.
В глубокой древности на территории края жили скифско – сарматские племена, позднее в донских степях возникли русские поселения. Географические предпосылки заселения и освоения нашего края: обилие кормов для скота, полноводные реки, девственные леса по поймам рек, способные укрыть от набегов завоевателей, - все это манило многие народы в наши места. Об этом говорят такие слова писателя Дюма (отца):
«За лесом раскинулись заливные луга с густой, высокой, доходящей до груди травой, с разбросанными по ней цветами разных красок. По лугам встретишь глубокие озера, поросшие по краям камышом, кугой и осокой...
…В этих местах большое разнообразие птиц и всякой дичи, водятся также небольшие рыжие олени, лоси, кабаны, волки, дикие лошади и дикие овцы, а на не тронутых еще плугом плодородных землях росли тюльпаны, ландыши, гвоздики. Реки изобилуют осетром, белугой, стерлядью и другой рыбой; большое количество минеральных источников» (Приложение 1).
Природа для крестьянина - это среда жизнеобеспечения, она определила уклад его жизни, его занятия. Для хозяйственной деятельности требовались знания рельефа, климата, почвы и растительности. В зависимости от этих знаний крестьянин строил жилища, рождались народные промыслы. Крестьянин жил в гармонии с природой, хорошо знал ее закономерности и старался их не нарушать. Именно под влиянием природы сложилась культура и традиции народа села, края.
На севере Волгоградской области, на месте слияния рек Елани и Терсы, расположен небольшой посёлок Елань. Около пяти веков назад здесь лежало «дикое поле»- целинная степь. На сотни верст не было человеческого жилья. Освоение целинных степей шло и далеко за пределами Елани, на территориях таких сел как Булгурино, Николаевка, Большевик, Таловка. Наше село расположено между реками Черная и Бузулук на юго-западе Еланского района. В архивных документах (XVII – XVIII в.) говорится, что при небольших реках селились люди, называющие себя малороссиянами. Они пахали землю, сеяли хлеб, косили сено для скота. Это были и украинцы, бежавшие из трех губерний, которые находились на границе с Польским государством, и путивльские казаки, и немцы. Места переселенцам понравились. В реках - обилие рыбы, в поймах - дремучие леса, богатый строительный материал, а рядом - равнины, напоминающие украинские степи, пригодные для земледелия.
Более 4-х веков стоят на берегах Дона и его притоках казачьи станицы и хутора, а также украинские поселения. Массовое расселение казаков и украинцев началось в XVI веке параллельно с русскими. Эти места были окраиной России. Бежавшие сюда от помещичьего гнета крепостные крестьяне становились вольными людьми – казаками, которые впитывали культуру русских, татар, калмыков на протяжении многих веков. О происхождении слова « казак» спорят историки, но в одном они едины: казак – это вольный человек! Часть из них придерживается версии появления ватаг казаков на просторах «дикого поля», как результат притеснений и гнета бояр на крепостных крестьян, вынужденных бежать на свободные земли.
В других случаях крестьяне шли на Дон и его притоки из-за голода в России, вызванного неурожаями, которыми страна часто страдала в XVI веке. Эти историки сходятся во мнении, что кроме казаков на Дон бежали русские и украинцы, немцы, татары, поляки, литвины и даже греки. Поскольку население области пришлое, то, видимо, все эти народы приносили сюда собственные национальные традиции, элементы культуры.
Рассмотрим элементы бытовой культуры. Как форма народного творчества жилище казаков и украинцев включает множество компонентов: материал и способ постройки, планировку дома, назначение помещений, виды отопления, особенность интерьера. Главным типом построек нашего края были курени, флигели, хаты, землянки, избы.
Нам близки курени и хаты. Казаки и сейчас свои дома называют «куренями». Курени были разными; от больших и добротных, до маленьких и худых. Поэтому на фоне невзрачных домов, мазанок- «завалюшек» красовались богатые домины. Это были квадратные дома, на высоком фундаменте с шатровой четырехскатной крышей. Крыша куреня являлась главным элементом, а форма и материал её зависел от природно-климатических условий местности. Она была крыта камышом (тростником) или чаканом (рогозом), пучки которого закрепляли и укладывали несколькими рядами (ярусами), верх крыши (у трубы) плотно наполняли соломой и мелом. Этот материал имел свои достоинства: зимой сохранял тепло в доме, а летом – прохладу. Сейчас тоже в станицах можно встретить дома, крыша которых покрыта камышом. Стены обивали дранкой, в промежутках между ними набивалась глина, перемешанная соломой. После того как она высыхала, стены покрывали глиной с песком, а затем мелом.
Интерьер куреня был скромным и небогатым. Главным атрибутом домашней обстановки был «красный угол» - икона, украшенная рушниками ручной работы, деревянная мебель, также ручной работы. В периоды зимней стужи тепло сохраняла каменная печь.
Хата - основной вид постройки в долине рек Черная и Бузулук. В ней была одна комната с сенцами и ступеньками без крыльца. Такое жилье строили только бедные люди. Внешних стен было четыре, пятая, внутренняя, разделяла строение на две части: комнату и сенцы. Источником тепла была русская печь. Материалом для строительства хаты являлся саман, состоящий из глины, соломы, воды. Его изготавливали в виде кирпичей, высушивали и ставили стены прямо на землю. Полы в хатах были глинобитные. Снаружи хата мазалась глиной, высушивалась, а затем белилась. Как и курень, она имела крышу из природного материала – ржаной соломы. Такие хаты в нашем селе принадлежали, как правило, украинским переселенцам, которые переносили на новые земли образ привычного для них жилища. Позднее жители строили избы из дерева на высоком фундаменте. Рядом с хатами и куренями размещались подсобные сооружения: базы с различными постройками для овец, коз, быков, свиней, амбары для зерна, муки, припасов. Кроме разведения животных, занимались земледелием, выращивая картофель, подсолнечник, кукурузу, тыкву. Землю обрабатывали руками. В качестве изгороди казаки использовали плетни из ивы, украинцы же копали рвы бугром наружу, а ямой к дому.
Первые поселенцы, украинцы, выращивали коноплю для получения ткани. Сначала сеяли густо-густо. Коноплю высотой 50-60 см дергали, замачивали в пруду, в тине на 3-4 дня. Затем вытаскивали и расстилали на траве, высушивали и теребили ногами, мяли на деревянных приспособлениях и полученные волокна пряли на самопряхах. Получалась очень тонкая нить, из неё на станках ткали «рядно», которым застилали кровати, русские печи. Рубашки были льняные, их привозили с собой с Украины, отделка – мережкой. Также пряли пряжу из шерсти, ткали и делали «лiжнык» - это и половики, и теплые одеяла в то время. Занимались вязанием, причем вязали всё: носки, чулки, кофты, платки, варежки. Многие вязали спицами и крючком, выбивали вручную решелье: занавески, подзорники, уголки, скатерти; (Приложение 2). Мужчины мастерили из дерева дуплянки (для пчел), из овечьих шкур шили кожухи (полушубки), валяли валенки. Интерьер хаты состоял из деревянных кроватей, диванов, табуретов, столов, угольников. Главным в убранстве был «красный уголок», как в курене, в котором висела икона, украшенная вышитыми рушниками. Посуда была глиняная (макитры, чашки, кувшины) и деревянная (ложки). Отапливали помещения печами, топливом для которых служили кизяки, шляпки подсолнечника.
Казаки и украинцы были очень трудолюбивыми жителями. В минуты отдыха они пели протяжные, спокойные песни, частушки, танцевали польку, краковяк, вальс.
Время идет, но обычаи, обряды и фольклор продолжают существовать. Нам известны такие обряды: летние (свадебный, обряд, связанный с уборкой урожая, Вербное воскресенье, Троица) и зимние, приуроченные к святкам (Новый год, Рождество Христово, Крещение).
Праздник Рождества Христова был важным для всех жителей: не ели до первой звезды, вечером девушки группами ходили и распевали колядки, дети носили родственникам «вечерю», обрядовое блюдо из пшеницы с медом и взваром, получали в подарок деньги и хлеб. Гадали . . ..Способы были различные: девушки бросали валенки через ворота дома, куда носом он упадет, там и жених живет. Стучали в окно и спрашивали « Как моего жениха зовут?». Услышав ответ, убегали счастливые. Брали под мышку хлеб и шли под чужие окна подслушивать. Если говорили хорошо – к урожаю, наоборот – к засухе. Работать во время святок можно было только днем, и не всякую работу выполнять: нельзя сверлить буравом и прясть, а также нельзя до Нового года выносить сор из избы. Его выносят ранним утром, и сжигают, обкуривая дымом сады.
Казачество принесло в празднование Нового года с собой русскую национальную культуру. В станице Алексеевской сохранилась такая традиция, как « кликать овсеньку». Люди ходят и поют песню « Овсенька – дуда, где ты была?» или « Овсень – таусень». В Николаевском же районе поют украинскую песню « Меланка», то есть меланкуют в честь Святой Эмили (Меланьи). На Украине её забыли, а у нас она сохранилась. От своих соседей, немцев, украинцы взяли национальную традицию: приготовление кушанья -«куха» (на немецком Kuchel – пирог), до сих пор эта традиция жива. Хорошие хозяйки пекут пироги с различной начинкой.
Молодые девушки и парни катались с гор на ледянках (хозяйственных корзинах, обмазанных коровьим навозом и облитых водой на морозе), устраивали катание на льду на карусели (в лед вмораживали кол, на него надевали колесо, к нему крепили слегу и салазки (санки)). Крещенская обрядность была связана с водой и испытывала сильное церковное влияние. На реке, на проруби, делали « ердань», куда шел крестный ход святить воду. На праздник Троицы, который празднуют летом, рвали ветки деревьев и вставляли за зеркала, угольники, расстилали на полу.
Обрядов у наших предков было очень много: это и гадания, и катание на салазках прикрепленных к колесу, Рождество Христово, Масленица, Троица, свадебные и другие обряды. Многие дошли до наших дней.
Необходимо также отметить и украинский, и казачий говоры, как часть культуры. В украинских селах наблюдается переход о>i, h> i, на месте русского ро, ре находится ри (гримiти), на конце слова сохраняется мягкое р (чоботарь), шипящие – твердые в и л переходят в ỹ/у (ỹмер, удова, воỹк), употребляется мягкое ц׳ : отец׳ ; кроме этого употребляются и такие слова – на дорозi, у кожусi, сину, жiнко, мамо, дiду. В Николаевском районе записана такая считалка: «Котилося яблочко, як цебер, як цебер. Хтой впіймає –піонер, піонер. Піонери молодці, всі червоні комірці, а між ними Гриць і Хведь. Хто не знає, вийди геть» ( запись О. Хусаиновой, 1998 год).Живы в народной речи и детские стишки: «Бобик, Бобик, де ти був: я гукав, а ти не чув, а корови та бички всi поïли бурячки». А такую песню поют в с. Лобойковом « Мене мати спородила…» (Приложение 3) .
Местное украинское население, не имеющее возможности знакомиться с литературной формой языка, воспринимает народную речь как явление статусно более низкого порядка, чем расположенные по соседству русские говоры и русский литературный язык. Бытует самоназвание «хохлы», иногда как противопостановление населению Украины. Это слово проникает в неофициальную топонимию, окружающее население именует село Сидоры – Хохляндия, Хохлы. Но имеется и понимание единства украинского народа и языка: «А язик, дєтка, шо тут, шо украïнський, сходиться. Тiке украïнський – вин круче » (М.Ф.Колпакова).
Казачья же культура на протяжении веков впитывала и ассимилировала традиции, нравы и быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. В традиционной песенной культуре донских казаков много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России - украинской культурой, а с другой стороны, присутствуют черты только донской казачьей песни.
Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего, распетость музыкального материала. В их репертуаре присутствуют и эпические, и исторические, и военно-бытовые, и свадебные, и лирические, и плясовые, и шуточные песни, а также частушки. Мужчины исполняют военные исторические песни, женщины - бытовые песни (бабьи песни), которые мужики – казаки не поют. Например, свадебный обряд казаков сформировался в историческую эпоху
( в период реформ Петра Ι) и испытал сильное воздействие украинского фольклора, который особенно проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев). Хороводные песни, в настоящее время еще бытующие в казачьей среде, говорят об относительной сохранности этого пласта фольклора. Образ жизни казаков преимущественно военный, поэтому земледельческо–календарная обрядность и сопровождающий её фольклор представлены очень слабо. В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром. Широкораспевные внеобрядовые песни называют в народе по- разному: «вилючими», « старыми», в том числе и «протяжными». В ряде мест, в том числе и в традиции донских казаков, « протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную. В нашей местности поются такие песни: « Сидел ворон на белой березе», « Як бы в лисе грыбы не родылы», « Ой, вышенька, черешенька», «Расцвела под окошком белоснежная вишня», « У церкви стояла карета», « Замужняя», « Из–за острова на стрежень», « По Дону гуляет казак молодой», « Ой, при лужке », « Роспрягайте, хлопцы, коней», « А пчелочка златая, а что же ты жужжишь?», « Посею лебеду» и другие (Приложение 3). Кроме этого казаки поют еще и такие шуточные песни:
« Дьякон с дьяконицей, « Как под ельницею
Дьявол с дьяволицей, - Под березнецею
Пономарь кошке Комар с мухою живет,
Покалечил ножку! Муха песни поет.
Кошка три года хворала, - Ой, спасибо комару,
Все кота недолюбала, Что пришелся ко двору
Кот упал с тоски, - Ой, спасибо мушке
Перебил горшки!» Прожужжала ушки».
Среди плясок самыми распространенными является «Чибатуха» (пляска), «Гапачок»
(казачий пляс). К пляскам некрасовских казаков относят - «Черкеска», «Измирская», «Подплясочка»; к пляскам черноморских казаков – « Молодычка».
Донские говоры занимают особое место среди южновеликорусского наречия, являются говорами вторичного образования. Внутри донской диалекты можно выделить: верхнедонские (хоперские, медведицкие), среднедонские (чирские), нижнедонские и донские говоры. Донские казаки оказались в условиях широких междиалектных и межъязыковых контактов. Следовательно, казаки взаимодействовали на востоке с поволжскими народами и тюркскими племенами, на юге – греческими и армянскими переселенцами, на западе – с украинцами. Отсюда в донской лексике такое большое количество иноязычных заимствований. Тем не менее, их говоры в основной своей массе опираются на русскоязычную основу, на базе старорусского языка. В лексике казаков упоминаются такие слова как «вицы»- прутья, розги; « долонь» - ладонь; « ердань» - бассейн, прорубь; «лаповик» - снег хлопьями; «конистый» - человек с хорошей осанкой, стройный; «водворок» - муж, принятый в дом жены; « холина» - крем для лица; «бабник» - это род женской прически; « надька» - маленькая подушка, украшенная розами; «таланбасить» - пустословить; « бабуня», «дедуня», «соседушка», «змеюшка», «казаченька», « атаманушка».
В нашей местности распространены такие слова как «бабаня», «деданя», «батяня», «маманя», «папаня», а также присутствует мягкое окончание слов на ать, ять, ыть, ить: «надыть»,
«говорять», «стоять», «пляшуть», «поють», «трясуть», «сидять», «стряпають». Если не смягчать эти окончания и согласные, то получается: « Гхришка, гхад, гхони, гхребенку – гхниды, гхады, гхолову гхрызуть!».
Мы видим, что казачий говор мягкий, южный, самобытный. Нынешние донские говоры – это живая народная речь казаков, живущих на территории Волгоградской области. Они сохраняют многие диалектные слова, уже утраченные другими родственными говорами.
В 80-е годы XX века возникло мощное движение по изучению и возрождению исторического и культурного наследия нашего края. Это движение не оставило в стороне и наше село, в котором нашлись любители и энтузиасты казачьей и украинской культуры. Была создана фольклорная группа «Таловчанка» (руководитель А.А.Попов), использующая в своем репертуаре песни украинцев и казаков. Группа не раз выезжала с выступлениями в район и область. К изучению культуры приобщены и дети, которые в школе посещают фольклорный кружок под руководством Лакалиной В.А.. Благодаря этому до сих пор еще живы и песни, и традиции, и обычаи, и «предания старины глубокой» (месяцеслов) (Приложение 4).
В исследовательской работе по изучению культуры, национальных обычаев и традиций этносов, предпосылок освоения и истории родного края нами проведен сравнительно-описательный анализ основных типов жилищ, занятий, быта народа нашего села, края. Таким образом, мы видим, что поселения украинцев и казаков имеют много общего. Это и использование в строительстве природного материала, и элементы бытовой культуры, и проведение праздников. Кроме этого, казаки принесли с собой элементы русской национальной культуры, а украинцы национальную культуру малороссов. В результате, произошло взаимное переплетение народов, хотя жили они изолировано.
С уверенностью можно сказать, что традиции, обычаи и фольклор нашего села и края живы, а вот народные промыслы, к сожалению, в нашем крае развития не получили, кроме пуховых платков г.Урюпинска. Если мы будем хорошими хозяевами, то это поможет формировать имидж региона и приносить прибыль.
Все дальше уходят в историю прошлые годы. Одно поколение сменяется другим, но мы всегда должны помнить свои корни, свои истоки, своих предков, их традиции. Научная новизна работы состоит в проведении и анализе социологического опроса.
“ Культура края! Знаем ли мы?».
1.Кто были наши прародители?: 61% - украинцы, поляки, казаки, литовцы, сербы; 15%- Адам и Ева; 8%- славяне, русские, сарматы, беглые крестьяне.
2.Какое наследие они нам оставили?: 62%- земледелие и быт; 37%- культуру; 8%- рукоделие, говор, жизнь на земле.
3.Какие географические предпосылки предопределили освоение и заселение нашего края?: 49%- почва и климат; 23%- рельеф и реки; 14%- рыболовство; 9%- лес (укрытия); 5%- исторические события.
4.Какие знания о природе требовались для его деятельности?: 61%- о почве, климате; 22%- о растительности; 13%- о рельефе; 4%- не знаю.
5.Что означает понятие « казак»?: 46%- свободолюбивый, вольный человек; 23 %- не знаю; 15%- иные ответы.
6.Назовите главные типы построек в период освоения: 69%- изба, курень; 23%- дом; 15%- хата, не знаю; 8%- курень.
7.Что являлось главным в их убранстве?: 47%- « красный угол»; 15%- выбитые рушники, печь, не знаю;; 8%- стол.
8.Что такое «стряпка» ?: - 46 % - кухня, « поветка»?: - 23%- пристройка для животных ; 31%- не знаю.
9.Что вы знаете о культурной жизни казаков?: праздники, обряды- 46%; песни, пляски- 33%; 15%- скачки, 50%- другие ответы.
10. С какого века шло освоение нашей местности?: 23%- XVII в.; 23%-XVII-XVIII в.; 38%- не знаю; 8%- Екатерина II, XVIII в.
11.Есть ли краеведческие музеи в нашей местности, крае?: 46%- перечислили; 23%- только школьный, не знаю; 8%- очень много.
12.Назовите традиции и обычаи нашей местности: 72%- перечислили; 14%-
свадебный и похороны, другие; 7%- встреча гостей хлебом, солью.
13.Народные промыслы?: 69%- рукоделие; 15%- рыболовство и охота; 8%- ткачество, бортничество, изготовление валенков, сушка фруктов.
14.Нужно ли изучать культуру родного края?: 45%-нужно (передать внукам в наследство, воспитать гордость за Родину); 23%- да ( без пояснений); 8%- знать культуру; для полного развития; знать, что было; не были утрачены, а продолжали жить.
В число опрошенных вошли люди разных возрастов: от 14 – 77 лет. Анализ этого опроса показал, что большая часть среди них имеет прочные знания об особенностях культуры и истории освоения своего края. И это нас радует. Если жители российской глубинки чтят, помнят, сохраняют и передают культуру и историю края будущим поколениям, значит, регион живет и процветает, живет Россия.
В сердце каждого человека всегда есть место для «малой родины»- источника душевных сил и творческих порывов, которая невидимыми нитями накрепко привязывает человека к родному дому, школе, родным местам. Так воспитывается любовь! Она начинается с любви к семье, своему жилищу, к своей школе. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому, настоящему, а затем - ко всему человечеству.
В заключении хочется сказать следующее:
Великая страна начинается у дверей твоего дома. Оглянись вокруг себя и изучай свой родной край, чтобы еще больше любить его и гордиться им!
Используемая литература:
1. Н.В.Болотникова « География Волгоградской области» Волгоград: изд-во ВГИПК РО, 2005.
2. В.Д.Сухоруков « Историческое описание земли войска Донского» изд - во
« Волгоград»,1989.
3. Архивы и материал краеведческого музея МОУ « Таловская СОШ».
4. Фотографии экскурсий по Волгоградской области.
5. В.С.Колесов « Земля Волгоградская» Волгоград: Н. - Волжское кн. изд.,1985.
6. И.И.Панин Волгоградская область. Физико-географический и экономико– географический обзор. Волгоград, Н. – Волжское кн. изд., 1970.
7. В.А.Брылев, Ю.П.Самборский. География Волгоградской области (учебное пособие), Н.-
Волжское изд-во, Волгоград,1989.
8. А.А.Северьянова Украинские говоры Волгоградской области // Вопросы краеведения. Выпуск 4-5. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998.- с.256-259.
9. Хрестоматия. В.И.Супрун « Литература с этнокультурным казачьим содержанием». Волгоград: Изд-во ВолГУ , 2007.
10. Г.Мелихов Большой толковый словарь донского казачества: около 18000 слов и устойчивых словосочетаний. – М.: ООО «Издательство АСТ» 2003 .- 608 с.
Приложение 1
«Эх, красота - то какая, посмотри!», « Вот они и луга, и реки наши!» - руководители краеведов Золонцева С.С., Дудкова Т.А. на реке Медведица
Приложение 2
Старинный казачий курень.
Крыша, крытая камышом (XVII в.)
Украинская хата (XVII-XVIII вв.)
.
Казачий курень на высоком фундаменте
Большой, добротный, принадлежащий зажиточным
людям (XVIII в).
1.«А это, знаменитая русская печь!»
2.«Убранство жилищ нашего края»
3.Фантазия и мастерство юных рукодельниц
Приложение 3
Песни украинцев и казаков.
« Мене мати спородила» « Посею лебеду»
Мене мати спородила, Посею лебеду на берегу,
одна диня уродила. Мою крупную рассадушку,
Гуляю я, ех, гуляю я. Мою крупную зеленую.
Як повезла продавати,
тай не знаю, що й казати. Погорела лебеда без дождя,
Гуляю я, ех, гуляю я. Моя крупная рассадушка,
Поки люди ціну склали, Моя крупная зеленая.
цигани диню вкрали.
Гуляю я, ех, гуляю я. Пошлю казака по воду,
Під ïжжаю я до хати, Ни воды нет, ни казаченька,
тай не знаю, що й казати. Ни воды нет, ни казаченька.
Гуляю я, ех, гуляю я.
Курі хату загрібають, Кабы мне да, младой, ворона коня,
хлопці в вікна заглядають. Я бы вольная казачка была,
Гуляю я, ех, гуляю я. Я бы вольная казачка была.
Поки тісто замісила,
свиня дверю прокусила. Скакала, плясала б по лугам,
Гуляю я, ех, гуляю я. По зеленым по дубравушкам,
Поки дверю залатали, По зеленым по дубравушкам.
То дитина з пічі впала.
Гуляю я, ех, гуляю я. С донским, с молодым казаком,
На припічку свині риють, Со удалым добрым молодцем,
а за мною хлопці мліють. Со удалым добрым молодцем.
Гуляю я, ех, гуляю я.
Ти не бійся, нема за що, Раздушечка, казак молодой,
хоч красива, та ледаща. Что не ходишь, что не жалуешь
Гуляю я, ех, гуляю я. ко мне,
Мене мати спородила, Что не ходишь, что не жалуешь
одна диня уродила. ко мне…
Приложение 4
Школьная фольклорная группа
«Посидим у самовара, мы милёночек с тобой!»
Приложение 5
«Волшебный крючок и спицы»- работы кружка
Скачано с www.znanio.ru
[1] Родная земля Волгоградская А.П.Сергеев, В.С.Аболихин, Г.С.Каден. учебное пособие для внеклассного чтения учащихся 4 класса. В:1975г
[2] Всемирная история т.5-6 под редакцией Я.Я.Зутиса. Изд. Социально-эконимическая литература. М.: 1958г
[3] Брылев В.А., Жбанов Ф.И., Самборский Ю.П. «География Волгоградской области».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.