Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Оценка 4.7

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
химия
8 кл
28.03.2018
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
В данной работе мы видим познавательную и практическую значимость темы.Она и привела к необходимости её изучения и демонстрации образцов кристаллов.Познакомиться с разнообразием кристаллов, вырастить их из разных растворов, сравнить их свойства, определить условия выращивания- это явилось целью работы,которая является дополнительным материалом для учащихся в изучении тем по географии, физики, химии.научно-исследовательская работа
работа Алисы.doc
3            Научно­практическая конференция   учащихся Псковской области                                     «Шаг в будущее»                          12­14 декабря 2015 года, г.Псков                  Удивительный мир кристаллов                                                                                                                                                                   Работу выполнила Пасиченко  Алиса                                                                                    МБОУ «Гимназия», г.Остров   МО                                                                          Островский район                                                                                    Научный руководитель Кобельник                                                           Наталья  Геннадьевна, учитель биологии                                                                              и химии МБОУ « Гимназия»                                                                           МО « Островской» район. Г Остров, 2015 год 3 «Удивительный мир кристаллов» Пасиченко Алиса, 5 класс, МБОУ «Гимназия», МО «Островский район» Псковской области Аннотация. Одним из главных направлений современной школы в системе  модели развития концепции  «Одарённые дети», лежит формирование учебно­познавательных компетентностей  учащихся через их любознательность и расширение кругозора. Увлечённость, познавательность и практическая  значимость темы привела к необходимости её изучения и демонстрации образцов.                                  Несмотря на то, что мир состоит из кристаллов, не многие знают о их широком применении и тем  более, о том как их можно выращивать в обычных условиях. Познакомиться с разнообразием  кристаллов, вырастить кристаллы разных веществ из растворов и сравнить их свойства, определить  условия для выращивания кристаллов ­ это и явилось главной целью работы.                                      Предлагаемая работа является дополнительным познавательным материалом для учащихся в  изучении данной темы по географии, физике, химии.                                                                                      Основными методами исследования были: изучение научно­популярной литературы, ресурсов  Интернета, наблюдение, эксперимент, анализ, сравнение полученных результатов и соотнесение           с гипотезой.                                                                                                                                                          Результатом работы является учебное пособие, которое содержит теоретический и практический  материал по теме.                                                                                                                                 Проведённые внеклассные мероприятия в 3,4,5,6 классах показали, что данный материал интересен и  очень познавателен, всем захотелось изучать науки: физику, химию.                                                            Потребность в кристаллах явилась стимулом к исследованию методов выращивания кристаллов с  заранее заданными химическими, физическими и электрическими свойствами.                                          Работа по выращиванию кристаллов сделала нас более наблюдательными, расширила наш кругозор,  приобщила к науке, позволила удивляться. Переживание “чуда” выращивания принесло нам много  положительных эмоций и ярких   впечатлений. 3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................... 2 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ  О  КРИСТАЛЛАХ.                                          1.1.Структура кристалла.......................................................................................................................... ...3 1.2.Образование минералов.........................................................................................................................4 1.3. Растворы и рост кристаллов...................................................................................................................4 1.4.Искусственные кристаллы......................................................................................................................5    1.5.Добыча и применение кристаллов  в нашем городе Острове.............................................................5      2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ВЫРАЩИВАНИЕ  КРИСТАЛЛОВ  ИЗ РАСТВОРОВ.                              2.1.Методика выращивания кристаллов...................................................................................................6.  2.2.Экспериментальный опыт №1 «Выращивание кристаллов поваренной соли» …..........................6 2. 3.Экспериментальный опыт №2 «Выращивание кристаллов медного купороса»...... .....................6 2.4.Экспериментальный опыт №3 «Сравнение кристаллов медного купороса и поваренной соли»..6 2.5.Экспериментальный опыт №4 «Выращивание кристаллов фосфата моноаммония и меди»........7  ВЫВОДЫ......................................................................................................................................................8­9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................................................10 ПРИЛОЖЕНИЯ 3                                                                                                                                                                                Введение.                                                               Хочется отметить актуальность данной проблемы.                                                                                                 Окружающий нас мир состоит из кристаллов, можно сказать, что мы живем в мире кристаллов.  Жилые здания и промышленные сооружения, самолеты и ракеты, теплоходы и тепловозы, горные  породы и минералы слагаются из кристаллов. В облаках, в глубинах Земли, на вершинах гор, в  песчаных пустынях, в озерах, морях и океанах, в доменных печах, в аппаратах химических заводов, в  научных лабораториях, в клеточках растений, в живых и мертвых организмах ­ везде встретились мы с кристаллами. Мы ходим по кристаллам,  строим из них, выращиваем их в лабораториях и в заводских  установках, создаем приборы и изделия из кристаллов, широко применяем их в технике и в науке,  едим кристаллы (поваренная соль), лечимся ими, находим кристаллы в живых организмах, выходим на просторы космических дорог, используя приборы из кристаллов.  Мы  частично состоим из  кристаллов. Все большее применение в технике находят кристаллы.   Заслуга советских ученых в  создании квантовых генераторов.  В космических лабораториях на советской станции «Салют­4», на  американской «Скайлэб» во время совместного полета «Союз­Апполон» ставились опыты по  выращиванию кристаллов в условиях невесомости, недостижимой на Земле чистоты и глубокого  вакуума. В космосе были выращены полупроводниковые монокристаллы селенида германия и  теллурида германия, в 10 раз большие, чем удалось вырастить в земных условиях, и значительно более однородные. В невесомости получены монокристаллы в форме сплошных и полых сфер, пригодные,  например, для шарикоподшипников, нитевидные кристаллы сапфира, отличающиеся большой  прочностью, выдерживающие давления, в десятки раз превышающие «земные». Синтетические  кристаллы востребованы в промышленности и  в изготовлении ювелирных изделий.     И у нас в  Острове широко применяют  кристаллы. Это и различные станки и аппараты на производстве. В  медицине инструменты, аппаратура. Те же самые электронные весы в магазинах.                                      Потребность в кристаллах явилась стимулом к исследованию методов выращивания кристаллов с  заранее заданными химическими, физическими и электрическими свойствами.                                          Лабораторные кристаллы образуются так же, как и в природе – из растворов, расплавов или из паров.  Примером получения  искусственного камня служит Фианит, имитирующий алмаз.                             Цель:                                                                                                                                             Познакомиться с разнообразием кристаллов, вырастить кристаллы разных веществ из                              растворов и сравнить их свойства, определить условия для выращивания кристаллов.                         Задачи:                                                                                                                                          1.Познакомиться  и использовать необходимые меры безопасности и защиты при  проведении         эксперимента.                                                                                                                                                   2.Научиться получать насыщенный раствор.                                                                                                    3.Установить зависит ли растворимость от температуры.                                                                               4.Выращивание кристаллов из поваренной соли,  медного купороса , сахара,фосфата моноаммония.      Методы исследования: 3 изучение научно­популярной литературы, ресурсов Интернета, наблюдение, эксперимент,        анализ,  сравнение полученных результатов и соотнесение с гипотезой.                                                                  Предмет исследования:                                                                                                                                    Выращивание кристаллов из медного купороса,  поваренной соли, сахара.                                             Объект исследования:                                                                                                  Насыщенные растворы медного купороса,  поваренной соли,сахара, фосфата моноаммония.                   Гипотеза:                                                                                                                                                             Если соблюдать необходимые условия, то можно в домашних условиях выращивать кристаллы.              1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КРИСТАЛЛАХ.                                                  Убирая пыль на полках с книгами, я натолкнулась на маленькую книжонку «Опыты без взрывов»,  автор  О. Ольгин.                                                                                                                                                 Почему  я  раньше  не  встречала  её?   Прочитав содержание, я нашла много интересного, но особенно меня заинтересовали кристаллы и кристаллические узоры.                                                                            Забыв про уборку, я углубилась в чтение. Оказывается, возможно,  самим в домашних условиях  выращивать кристаллы и это совсем не сложно. Я вспомнила, что в жизни мне уже приходилось  сталкиваться с подобным явлением.                                                                                                                  На Новый год бабушка предложила сделать пушистые еловые ветки, подержав их в сильном солевом  растворе. И на самом деле веточки как будто посыпали снегом. Мы их поставили в вазу, и они  украсили наш Новогодний стол.                                                                                                                         Чтобы получились веточки с инеем, мы приготовили  концентрированный раствор поваренной соли –  1 кг на 1,5 л. воды. Соль взяли каменную, крупного помола. Довели  раствор до кипения  и погрузили  в него еловые ветки, затем оставили в нём на холоде на 5­6 часов. Утром очень осторожно, чтобы не  встряхнуть  образовавшиеся кристаллы, достали ветки из солевого раствора и просушили, подвесив  их. Спустя несколько часов, увидели  искрящиеся снежинками ветки. Они словно побывали в  сказочном царстве Снежной Королевы.                                                                                                             Тут же вспомнился аналогичный случай, когда мы в подарок купили вазу, и опять же бабушка  предложила сделать коралловые ветки для вазы из восковых кристаллов. Стояла промозглая осень,  цветы уже опали, и эти яркие коралловые веточки могли порадовать именинницу. И делать их совсем  не сложно. Нужны только цветные свечи и веточки без листьев. Принцип тот же, что и в изготовлении  снежных веточек.                                                                                                                 1.1.Структура  кристаллов.                                                                                                                                                      Меня  так захватила эта тема, что я стала искать новую информацию в интернете, в специальной литературе. Из книг  я поняла,  что вещества, их свойства, превращения одних веществ в  другие изучает химия.  Все вещества в нашем мире состоят из мельчайших  частичек – атомов и молекул. Это своего рода  «кирпичики», из которых построены и камни, и металлы, и даже вода и воздух. Внутри разных  веществ  атомы – «кирпичики» могут располагаться по­разному. В некоторых случаях (например, в  воде и в воздухе) они расположены совсем беспорядочно – такие вещества   не имеют собственной  формы. Атомы расположены в строгом порядке в кристаллах,  поэтому кристаллы  имеют такую  красивую и строгую форму. Способность кристаллов сохранять правильную форму в любых  ситуациях была обнаружена случайно. Французский учёный Рене­Жюст Гаюи  уронил на пол самый  лучший кристалл из коллекции своего знакомого, к которому приехал в гости. Экспонат раскололся,  но каждый кусочек повторял форму прежнего кристалла.         .  Отсюда Гаюи сделал вывод, что 3 кристаллы состоят из рядов атомов, которые повторяются, и образуют кристаллическую решётку.    Русский кристаллограф  Б.Н. Артемьев ( произвёл такой опыт: выточив из каменной соли шары, он  поместил их в насыщенный раствор той же соли; вскоре на поверхности шаров появились грани куба,  и постепенно шары превратились в кубы, т.е. приобрели форму, свойственную кристаллам  галита.       Аналогичный опыт мы проделали  с кристалликом медного купороса.                                                         Кристаллами  называют все природные правильные формы твёрдых веществ, которые  образуют   правильную  трёхмерную  кристаллическую решётку.                                                                                     Кристаллическую структуру имеют  многие вещества, причём не только яркие и блестящие  драгоценные  камни, но и обычные камни, из которых состоят горы и скалы. Научное название этих  камней – минералы. Кристаллы могут иметь форму различных призм, основанием которых могут  быть  правильный  треугольник, квадрат, параллелограмм и шестиугольник.                                              Кристаллам присущи замечательные механические,   электрические, оптические и магнитные  свойства. Кристалл растёт потому,  что вода из насыщенного раствора испаряется, а кристаллическое  вещество переходит из твёрдого  состояния в жидкое, так как кирпичики притягиваются друг к другу  и самостоятельно встают на своё место. Твёрдые и необычайно прочные кристаллы растут очень  медленно.  И чем медленнее растут минералы,  тем более красивыми становятся кристаллы.                   1.2.Образование минералов.                                                                                                                            Кристаллы многих минералов и драгоценных камней были известны ещё несколько тысячелетий назад. «Раствором» для этого опыта служила магма – расплавленная масса горных пород  в недрах земли.   Кристаллизация магмы ­ явление очень сложное. Магма представляет собой  смесь многих веществ. У всех этих веществ разные температуры кристаллизации, к тому же температура кристаллизации  каждого вещества меняется в зависимости от того, в каких условиях находится магма в данный  момент, и от того, какие еще вещества присутствуют в ней. Поэтому при остывании и затвердевании  магма разделяется на части: первыми в магме возникают и начинают расти кристаллы того вещества, у которого температура кристаллизации самая высокая. Обычно получается так, что это вещество еще  не успеет выделиться полностью, а магма уже остыла до температуры кристаллизации второго  минерала, и он тоже начинает выделяться в виде кристаллов. Влияя друг на друга, начинают  кристаллизоваться и остальные вещества, между тем как ранее образовавшиеся кристаллы тоже  продолжают расти. Так образуются горные породы.                                                                               1.3.  Растворы и рост кристаллов.                                                                                                             Кристаллы    в природе образуются из растворов, расплавов, из паров.                                                                           Вода ­ самый распространенный растворитель для твердых, жидких и газообразных веществ.                 Из повседневной жизни хорошо известно, что если некоторые вещества растворяются в воде, то при  этом образуются растворы.                                                                                                                                 Растворами называются гомогенные однородные системы, содержащие два и больше веществ.  Растворы могут быть не только жидкие, но и твердые, например, стекло, сплав серебра и золота.  Известны также и газообразные растворы, например воздух.                                                                       Примером образования кристаллов из растворов могут служить   и сотни миллионов тонн соли,  выпавшей из морской воды.  Озёра и моря – настоящие природные лаборатории, где постоянно  образуются новые порции кристаллических солей. Летом, в жару вода испаряется, концентрация соли становится большой и раствор  становится насыщенным.   При охлаждении из него выпадут целые  груды  кристаллических солей. 3 Примером кристаллизации из расплава может служить образование льда из воды, так как вода это  расплавленный лёд.                                                                                                                                              Ледяной покров реки, массив ледника или айсберга ­ это, конечно, не один большой кристалл.  Плотная масса льда обычно поликристаллическая, т.е. состоит из множества отдельных кристаллов.  Их не всегда различишь, потому что они мелки и все срослись вместе. Иногда эти кристаллы можно  различить в тающем льду, например, в льдинках весеннего ледохода на реке. Тогда видно, что лед  состоит как бы из «карандашиков», сросшихся вместе, как в сложенной пачке карандашей:  шестигранные столбики параллельны друг другу и стоят торчком к поверхности воды.  Эти  «карандашики» и есть кристаллики льда. В морозное весеннее или осеннее утро, когда солнце еще не  успело уничтожить следы ночных заморозков, деревья и кусты покрыты инеем. На ветках повисли  капли льда. Если вглядеться: внутри ледяных капель видны пучки тонких шестигранных иголочек ­  кристалликов льда. Покрытые инеем листья кажутся щетками: как щетинки стоят на них блестящие  шестигранные столбики кристаллов льда. Сказочным богатством кристаллов, хрустальным нарядом   украшен лес.                                                                                                                                                         Кристаллы  могут также расти при конденсации паров – так получаются снежинки и узоры на  холодном стекле. Снежинка – уникальное вещество! Это ажурная конструкция, похожая на кружево.  Снежинки настолько разнообразны, что встретить две одинаковые невозможно.                                        Ещё в 17 веке знаменитый астроном Иоганн Кеплер (приложение №1) написал трактат «О  шестиугольных снежинках», а спустя три столетия были изданы альбомы фотографий снежинок.  Удивительно разнообразны формы звездочек­снежинок, но симметрия их всегда одинакова: только  шесть лучей. Почему? Такова симметрия атомной структуры кристаллов снега.                                        1.4.Искусственные кристаллы.                                                                                                                        В природе кристаллы образовывались в течение миллионов лет, в глубине земной коры, при высоких  температурах (до 2000 °С) и под колоссальным давлением сотни тысяч атмосфер. Мест, где  складывались такие условия, крайне мало, чем и объясняется редкость драгоценных камней.  Поэтому, ученые решили создать аналог природных минералов.                                                                   Уже в 1877 году Эдмон Фреми и Шарль Фейль (приложение №2) получили кристаллы рубина.        Начиная с 19 века, появились технологии выращивания искусственных кристаллов. Некоторые из  этих ювелирных камней настолько совершенны, что их сложно отличить от натуральных камней.           Синтетические кристаллы востребованы в промышленности и  в изготовлении ювелирных изделий.       Примером получения  искусственного камня служит Фианит, имитирующий алмаз.                  1.5.Добыча и применение минералов в нашем городе Острове.  (Приложение №3)                               Знакомясь с различными минералами, мне пришла мысль: а какие минералы есть в нашем Островском  районе. И вот что я узнала: полезные ископаемые Островского pайона связаны с девоном (известняки,  доломиты) и  четвертичными отложениями (песчано­гравийные материалы, легкоплавкие глины, торф, сапропель).                                                                                                Наибольшую ценность имеют  легкоплавкие глины.                                                                                                Природный песок —  рыхлая смесь зёрен крупностью 0,10—5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород.                                                                                                                                                          В  песках преобладают кварц и полевые шпаты. В качестве примесей обычны : слюда, карбонаты, гипс,  магнетит, ильменит, циркон, монацит, реже – другие минералы.                                                                   Гравий состоит в основном из обломков прочных пород : гранита, гнейса, диабаза, кварцита  и  твердых минералов – кварца и др.;  нередко, особенно в составе крупных фракций, содержатся 3 обломки более слабых пород – сланцев, известняков, доломитов, песчаников и др.                                   И где же   эти минералы используются у нас?                                                                                                  Оказывается песок  и гравий широко применяются в составе строительных материалов, для намывки  участков под строительство, для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в  жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при  производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного  производства.                                                                                                                                                      На нашем абразивном заводе песок и песчаник применяются в виде зерен как абразивы в обычной  наждачной бумаге.                                                                                                                                               В настоящее время выпускается большое количество разнообразного инструмента с использованием  алмазов: шлифовальные круги, инструменты для правки шлифовальных кругов из электрокорунда и  карбида кремния, пасты и порошки для доводочных и притирочных операций. Значительные по  размерам кристаллы алмазов применяются для изготовления алмазных резцов, фрез, сверл и других  режущих инструментов.                                                                                                                                      Глава 2.  Практическая часть.                                                                                                       Выращивание кристаллов – очень  интересный  и увлекательный процесс. Я своими глазами увидела,  как буквально на глазах создаются новые кристаллики. Каждый кристалл имеет собственную жизнь .   Выращивание кристаллов в домашних условиях производят разными способами. Например, охлаждая  насыщенный раствор. Именно таким способом мы и выращивали кристаллы. С понижением  температуры растворимость веществ уменьшается (в основном, это касается безводной соли), и они  выпадают в осадок. Сначала в растворе и на стенках сосуда появляются крошечные кристаллы­ зародыши, которые затем увеличиваются.                                                                              2.1.Опыты по  выращиванию кристалликов (соли, сахара).  (Приложение № 4,5)                                                         Вот поэтапное выращивание этих кристалликов                                                                                              Этап 1: Поставить стакан с водой в кастрюлю  и нагревать на медленном огне.                                         Этап 2: Растворить сахар в тёплой  воде. Добавлять сахар, пока раствор не насытится.                            Этап  3: Опускаем нитку в насыщенный раствор для  выращивания затравки.                                            Этап 4: Ставим  стакан на  место, где нет сквозняков, сильного света и вибрации.                                    Этап 5: Накрываем  ёмкость  от попадания пыли картонкой и оставляем на несколько дней.                   Этап 6: С нитки  отбираем самый крупный кристаллик,  привязываем его снова на нитку  и опускаем  в новый насыщенный раствор.                                                                                                                            Мы заметили, что кристаллы сахара долго не образовывались. Несколько раз вынимала нитку,  подсушивала и снова опускала. Маленькие кристаллики появились лишь через две недели. И росли  уже довольно таки быстро.                                                                                                                                 Можно выделить общие признаки роста кристаллов :                                                                              1.Чем насыщеннее раствор, тем больше вероятность образования кристалла;                                             2.чем лучше отфильтрован раствор, тем больше вероятность  образования монокристалла, так как  примеси, оставшиеся в растворе, служат дополнительными центрами кристаллизации; 3 3.если раствор охлаждать недостаточно медленно, то это,  скорей всего, приведёт к образованию  друзы (сростка кристаллов),  так как его молекулы не успеют построить правильный кристалл;              4. при слишком резком охлаждении  образуется аморфное (стеклообразное) состояние вещества.          Мы  заметили,  что в 100 граммах холодной воды может раствориться только совершенно  определенное количество сахара (194 грамма), поваренной соли (35 граммов).                                          Растворимость зависит от температуры. Попробовали  растворить сахар не в холодной воде, а в  горячей, и убедились, что при  повышении температуры растворимость сахара увеличивается.               У разных веществ растворимость по­разному зависит от температуры.  (Приложение № 6)                     Иначе говоря, при высокой температуре раствор  насыщенный, а остыв, он стал перенасыщенным.  Такой перенасыщенный раствор не может долго существовать, поэтому лишнее вещество выделяется  из раствора и оседает на дно стакана. Мы рассмотрели  в лупу, и увидели,  что этот осадок состоит из  кристаллов.                                                                                                                        2.2. Выращивание  кристалликов (медного купороса).                                                                                                      Медный купорос ­ химически активная соль! Поэтому для удачности опыта в этом случае воду нужно взять дистиллированную, т.е. не содержащую других растворённых в ней солей.  Из  под крана  воду  лучше не брать, так  как  она  содержит  растворённые соли  и может быть сильно хлорированной.  Примеси вступают в химические реакции с медным купоросом, из­за чего раствор портится. Нужно  тщательно мыть руки после работы  с медным  купоросом. Кристаллики начали расти намного  раньше,  чем у сахара и по размеру крупнее. (Приложение № 7,8)                                        2.3.Выращивание кристаллов из  двух растворов( медного купороса и поваренной соли).                На дно банки насыпали порошок медного купороса, сверху – поваренную соль. Всё это закрыли  кружком из бумаги и круглой металлической  пластиной. Отдельно готовим насыщенный раствор из  поваренной соли и выливаем  в банку, где будет расти кристалл меди. После заливки медный купорос  поменял цвет с синего на ярко зелёный. Выросли иглоугольные красные кристаллы меди.             ( Приложение № 9)                                                                                                                                             Провели опыт с обычной водой.   Кристалл получился игольчатой формы.                                                 В дистиллированной воде у кристалла получились более ровные грани.                                                       При выращивании кристаллов воспользовались  шерстяными нитками, леской и простыми нитками. На шерстяных нитках долго не появлялись кристаллы. Достали нитку и просушили.  Нитки, пропитанные раствором,   при высыхании образуют мельчайшие кристаллики.  В дальнейшем они послужили  «затравками», т.е.  вырастает  «нитка бус» из многогранных кристалликов.                         2.4.Выращивание кристаллов из фосфата моноаммония и меди.                                                           Опыт проводили с реагентами из набора химика. Последовательность такая же как и с остальными  реагентами. (Приложение № 10, 11) 3 Заключение.                                                                                                                                      Проведённые нами исследования по выращиванию кристаллов убедили нас в познавательности и   актуальности выбранной темы. Исходя из проделанной работы,  можно сделать следующие выводы:    ­ При благоприятных условиях  некоторые твёрдые тела принимают форму кристаллов;                          ­ Кристаллы могут расти за счет добавления новых слоёв. Чтобы кристалл «рос» красивым за ним  нужно ухаживать: убирать соринки, добавлять новый раствор;                                                                     ­ кристаллы могут расти из растворов, когда испаряется  вода;                                                             ­ кристаллы различных веществ имеют разную форму и различные свойства (одни кристаллы  окрашиваются, другие – бесцветны; одни кристаллы растут хорошо, другие – плохо);                              ­ на форму кристаллов оказывает влияние температура  (изменяется форма кристаллов и  число  граней кристаллов) и  вода( при использовании дисцилированной воды кристаллы имеют более  ровные грани);                                                                                                                                                    ­ кристалл растёт из перенасыщенного раствора, точнее, только из участков перенасыщенного  раствора, которые находятся рядом с кристаллом. Вырастая, кристалл «забирает» все лишнее  вещество вблизи себя, поэтому он оказывается уже окруженным слоем раствора, не перенасыщенного, а лишь насыщенного. Поэтому если надо вырастить большие, хорошо ограненные, однородные  кристаллы, то необходимо искусственно перемешивать раствор, тщательно регулировать  температуру. Резкое охлаждение раствора  приведёт к аморфному состоянию;                                          ­ размер кристалла из раствора медного купороса гораздо крупнее, чем из хлорида натрия;           ­ скорость роста кристалла из медного купороса во много раз превышает, скорость роста  кристалла из хлорида натрия;                                                                                                                         ­ кристалл медного купороса имеет более плотную и твердую структуру;                                            ­ форма кристалла из медного купороса свободного роста многообразна в сравнении с  более  однотипной формой кристаллов из хлорида натрия;                                                                                 ­ В случае выращивания кристалла из медного купороса в открытой емкости, отдельные  кристаллики получаются более крупные, чем при выращивании в закрытой ёмкости.                     Опыты заставляют задуматься над тем, как устроены кристаллы и как они образуются, почему разные  вещества дают кристаллы разной формы, а некоторые вовсе не образуют кристаллов, что надо  сделать, чтобы кристаллы получились большими и красивыми. Мы многое узнали о строении и роли  кристаллов в современной нам цивилизации, об их применении в науке и технике. Мы узнали, что  приборы, в которых главной частью является тот или иной кристалл, проникли повсюду – от  космического корабля до домашней кухни (пьезоэлектрическая зажигалка для газовой плиты). Это  победное шествие кристаллов­тружеников, природных и искусственных, продолжается, и замены им 3 пока не видно. Мой эксперимент показал, что кристаллы можно выращивать и в домашних условиях.  Мне понравилось выращивать кристаллы – это очень увлекательное занятие. Я много узнала нового  о  мире кристаллов, научилась  выращивать  кристаллы различных веществ дома. Работа по  выращиванию кристаллов сделала нас более наблюдательными, расширила наш кругозор, приобщила к науке, позволила удивляться. Переживание “чуда” выращивания принесло нам много положительных  эмоций и ярких   впечатлений.                                                                                  Учебно­познавательная  компетентность учащихся как раз складывается из возможностей проектно­исследовательской  деятельности, которая в свою очередь возможна для привития интереса к предмету,  заинтересованность и увлечённость.                                                                    Исследовательская работа приоткрыла нам дверь в загадочную страну кристаллов и минералов. Вместе со мной увлеклись  экспериментом и все мои родные.                                                                                                              Я  думаю, что и в школе ребятам будет интересно и полезно узнать как можно больше о кристаллах и  моя работа будет этому способствовать.  При выполнении опытов я освоила правила безопасности  при работе с химическими веществами.  (Приложение № 8)                                                                         Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале работы, ­ достигнуты.   Гипотеза исследования полностью подтвердилась: кристаллы соли могут появляться при создании  определенных условий;  и если изменять условия кристаллизации и растворять различные вещества,  то можно получать кристаллы разной формы, цвета и в разные сроки.                                                        При ознакомлении   с различными минералами мне захотелось сделать альбом, чтобы и другие люди  могли полюбоваться красотой, созданной самой природой. (Приложение № 11 ).                                     :                                                                                                . 3 Литература:                                                                                                                                        1..Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. Москва: АСТ­ ПРЕСС.1999год;     3.Боровицкий П.И. Краткий справочник преподавателя естествознания.  Москва,Учпедгиз, 1955г.  760с.;     4.Бытева И.М. // Рост кристаллов, М., 1965. Т. 5. С.( 219­227);     5. Владимиров А.В. « Солёное золото:», Научно­худож. литература. Москва, Детская.  литература.1986г.;     6.Девяткин В.В «. Химия для любознательных или о чём не узнаешь на уроке». Ярославль:  Академия Холдинг. 2000г.;    7.М.И. Каденская «Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии»,  МГЗПИ, 1976г. 239 с.;   8. Ф. Крегер «Химия несовершенных кристаллов»,   М.: Мир, 1969, 656 с.;  9.Леенсон И.А. Занимательная химия. Москва, Дрофа. 1996.г., 175 с.;  10.Ольгин О., «Опыты без взрывов», М.; «Химия», 1995 г., 192 с.;  11.. Плешаков А.А., «От земли до неба», атлас определитель. М.; «Просвещение», 2009 г., 224 с.;  12. В.И. Соболевский. “Замечательные минералы”.   М. Просвещение  1983г,  191 с.;  13. Степин Б. Д.,  Аликберова Л.Ю., «Книга по химии для домашнего чтения», М. Химия, 1994  г.400с;   14.Шаскольская М.П. Кристаллы. – Москва.: Наука, 1978г., 208 с.; 3  15.Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое  товарищество. 2000. 640 с.;  16.Энциклопедический словарь химика. Москва.: Педагогика. 1990г., 320 с.;  17. Универсальная школьная энциклопедия для детей «Аванта +» М., 2004 г., 448с.;  18.http://www.kristallikov.net/page24.html – кристаллы;  19. http://www.geologiazemli.ru/articles/112 ­ геология Земли  20.http://www.kristallikov.net/page6.html – выращивание кристаллов; Приложение 1 3 3 Приложение  №2 3 Приложение №3 Песок  намывной Щебень известняковый Щебень гранитный 3 Приложение №4 3       Приложение №5 3 3 Приложение № 7 3    Приложение № 8     Приложение 9 3 3 Приложение №9             Выращивание  кристаллов из фосфата   моноаммония В  баночку налила кипятка до отметки на палочке. Прочитала инструкцию по выращиванию  кристаллов. 3 Высыпала реагент,  размешала, положила затравку, прикрепила бирку с надписью, закрыла  пробкой и поставила для выращи­ вания кристаллов. Приложение № 10 Кристаллы, выращен ­                                              ­ные  нами :  ­ из соли;    ­ медного купороса; 3 ­ из медного купороса и                                             соли.                  Кристаллы, выращенные из фосфата моноаммония; 3 3

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"

Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018