Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
химия
8 кл
28.03.2018
В данной работе мы видим познавательную и практическую значимость темы.Она и привела к необходимости её изучения и демонстрации образцов кристаллов.Познакомиться с разнообразием кристаллов, вырастить их из разных растворов, сравнить их свойства, определить условия выращивания- это явилось целью работы,которая является дополнительным материалом для учащихся в изучении тем по географии, физики, химии.научно-исследовательская работа
работа Алисы.doc
3
Научнопрактическая конференция учащихся
Псковской области
«Шаг в будущее»
1214 декабря 2015 года, г.Псков
Удивительный мир кристаллов
Работу выполнила Пасиченко Алиса
МБОУ «Гимназия», г.Остров МО
Островский район
Научный руководитель Кобельник
Наталья Геннадьевна, учитель биологии
и химии МБОУ « Гимназия»
МО « Островской» район.
Г Остров, 2015 год 3
«Удивительный мир кристаллов»
Пасиченко Алиса, 5 класс, МБОУ «Гимназия», МО «Островский район» Псковской области
Аннотация.
Одним из главных направлений современной школы в системе модели развития концепции
«Одарённые дети», лежит формирование учебнопознавательных компетентностей учащихся через их
любознательность и расширение кругозора. Увлечённость, познавательность и практическая
значимость темы привела к необходимости её изучения и демонстрации образцов.
Несмотря на то, что мир состоит из кристаллов, не многие знают о их широком применении и тем
более, о том как их можно выращивать в обычных условиях. Познакомиться с разнообразием
кристаллов, вырастить кристаллы разных веществ из растворов и сравнить их свойства, определить
условия для выращивания кристаллов это и явилось главной целью работы.
Предлагаемая работа является дополнительным познавательным материалом для учащихся в
изучении данной темы по географии, физике, химии.
Основными методами исследования были: изучение научнопопулярной литературы, ресурсов
Интернета, наблюдение, эксперимент, анализ, сравнение полученных результатов и соотнесение
с гипотезой.
Результатом работы является учебное пособие, которое содержит теоретический и практический
материал по теме.
Проведённые внеклассные мероприятия в 3,4,5,6 классах показали, что данный материал интересен и
очень познавателен, всем захотелось изучать науки: физику, химию.
Потребность в кристаллах явилась стимулом к исследованию методов выращивания кристаллов с
заранее заданными химическими, физическими и электрическими свойствами.
Работа по выращиванию кристаллов сделала нас более наблюдательными, расширила наш кругозор,
приобщила к науке, позволила удивляться. Переживание “чуда” выращивания принесло нам много
положительных эмоций и ярких впечатлений. 3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................... 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КРИСТАЛЛАХ.
1.1.Структура кристалла.......................................................................................................................... ...3
1.2.Образование минералов.........................................................................................................................4
1.3. Растворы и рост кристаллов...................................................................................................................4
1.4.Искусственные кристаллы......................................................................................................................5
1.5.Добыча и применение кристаллов в нашем городе Острове.............................................................5
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ ИЗ РАСТВОРОВ.
2.1.Методика выращивания кристаллов...................................................................................................6.
2.2.Экспериментальный опыт №1 «Выращивание кристаллов поваренной соли» …..........................6
2. 3.Экспериментальный опыт №2 «Выращивание кристаллов медного купороса»...... .....................6
2.4.Экспериментальный опыт №3 «Сравнение кристаллов медного купороса и поваренной соли»..6
2.5.Экспериментальный опыт №4 «Выращивание кристаллов фосфата моноаммония и меди»........7
ВЫВОДЫ......................................................................................................................................................89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................................................10
ПРИЛОЖЕНИЯ 3
Введение.
Хочется отметить актуальность данной проблемы.
Окружающий нас мир состоит из кристаллов, можно сказать, что мы живем в мире кристаллов.
Жилые здания и промышленные сооружения, самолеты и ракеты, теплоходы и тепловозы, горные
породы и минералы слагаются из кристаллов. В облаках, в глубинах Земли, на вершинах гор, в
песчаных пустынях, в озерах, морях и океанах, в доменных печах, в аппаратах химических заводов, в
научных лабораториях, в клеточках растений, в живых и мертвых организмах везде встретились мы с
кристаллами. Мы ходим по кристаллам, строим из них, выращиваем их в лабораториях и в заводских
установках, создаем приборы и изделия из кристаллов, широко применяем их в технике и в науке,
едим кристаллы (поваренная соль), лечимся ими, находим кристаллы в живых организмах, выходим на
просторы космических дорог, используя приборы из кристаллов. Мы частично состоим из
кристаллов. Все большее применение в технике находят кристаллы. Заслуга советских ученых в
создании квантовых генераторов. В космических лабораториях на советской станции «Салют4», на
американской «Скайлэб» во время совместного полета «СоюзАпполон» ставились опыты по
выращиванию кристаллов в условиях невесомости, недостижимой на Земле чистоты и глубокого
вакуума. В космосе были выращены полупроводниковые монокристаллы селенида германия и
теллурида германия, в 10 раз большие, чем удалось вырастить в земных условиях, и значительно более
однородные. В невесомости получены монокристаллы в форме сплошных и полых сфер, пригодные,
например, для шарикоподшипников, нитевидные кристаллы сапфира, отличающиеся большой
прочностью, выдерживающие давления, в десятки раз превышающие «земные». Синтетические
кристаллы востребованы в промышленности и в изготовлении ювелирных изделий. И у нас в
Острове широко применяют кристаллы. Это и различные станки и аппараты на производстве. В
медицине инструменты, аппаратура. Те же самые электронные весы в магазинах.
Потребность в кристаллах явилась стимулом к исследованию методов выращивания кристаллов с
заранее заданными химическими, физическими и электрическими свойствами.
Лабораторные кристаллы образуются так же, как и в природе – из растворов, расплавов или из паров.
Примером получения искусственного камня служит Фианит, имитирующий алмаз.
Цель:
Познакомиться с разнообразием кристаллов, вырастить кристаллы разных веществ из
растворов и сравнить их свойства, определить условия для выращивания кристаллов.
Задачи:
1.Познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении
эксперимента.
2.Научиться получать насыщенный раствор.
3.Установить зависит ли растворимость от температуры.
4.Выращивание кристаллов из поваренной соли, медного купороса , сахара,фосфата моноаммония.
Методы исследования: 3
изучение научнопопулярной литературы, ресурсов Интернета, наблюдение, эксперимент, анализ,
сравнение полученных результатов и соотнесение с гипотезой.
Предмет исследования:
Выращивание кристаллов из медного купороса, поваренной соли, сахара.
Объект исследования:
Насыщенные растворы медного купороса, поваренной соли,сахара, фосфата моноаммония.
Гипотеза:
Если соблюдать необходимые условия, то можно в домашних условиях выращивать кристаллы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КРИСТАЛЛАХ.
Убирая пыль на полках с книгами, я натолкнулась на маленькую книжонку «Опыты без взрывов»,
автор О. Ольгин.
Почему я раньше не встречала её? Прочитав содержание, я нашла много интересного, но особенно
меня заинтересовали кристаллы и кристаллические узоры.
Забыв про уборку, я углубилась в чтение. Оказывается, возможно, самим в домашних условиях
выращивать кристаллы и это совсем не сложно. Я вспомнила, что в жизни мне уже приходилось
сталкиваться с подобным явлением.
На Новый год бабушка предложила сделать пушистые еловые ветки, подержав их в сильном солевом
растворе. И на самом деле веточки как будто посыпали снегом. Мы их поставили в вазу, и они
украсили наш Новогодний стол.
Чтобы получились веточки с инеем, мы приготовили концентрированный раствор поваренной соли –
1 кг на 1,5 л. воды. Соль взяли каменную, крупного помола. Довели раствор до кипения и погрузили
в него еловые ветки, затем оставили в нём на холоде на 56 часов. Утром очень осторожно, чтобы не
встряхнуть образовавшиеся кристаллы, достали ветки из солевого раствора и просушили, подвесив
их. Спустя несколько часов, увидели искрящиеся снежинками ветки. Они словно побывали в
сказочном царстве Снежной Королевы.
Тут же вспомнился аналогичный случай, когда мы в подарок купили вазу, и опять же бабушка
предложила сделать коралловые ветки для вазы из восковых кристаллов. Стояла промозглая осень,
цветы уже опали, и эти яркие коралловые веточки могли порадовать именинницу. И делать их совсем
не сложно. Нужны только цветные свечи и веточки без листьев. Принцип тот же, что и в изготовлении
снежных веточек. 1.1.Структура
кристаллов. Меня
так захватила эта тема, что я стала искать новую информацию в интернете, в специальной литературе.
Из книг я поняла, что вещества, их свойства, превращения одних веществ в другие изучает химия.
Все вещества в нашем мире состоят из мельчайших частичек – атомов и молекул. Это своего рода
«кирпичики», из которых построены и камни, и металлы, и даже вода и воздух. Внутри разных
веществ атомы – «кирпичики» могут располагаться поразному. В некоторых случаях (например, в
воде и в воздухе) они расположены совсем беспорядочно – такие вещества не имеют собственной
формы. Атомы расположены в строгом порядке в кристаллах, поэтому кристаллы имеют такую
красивую и строгую форму. Способность кристаллов сохранять правильную форму в любых
ситуациях была обнаружена случайно. Французский учёный РенеЖюст Гаюи уронил на пол самый
лучший кристалл из коллекции своего знакомого, к которому приехал в гости. Экспонат раскололся,
но каждый кусочек повторял форму прежнего кристалла. . Отсюда Гаюи сделал вывод, что 3
кристаллы состоят из рядов атомов, которые повторяются, и образуют кристаллическую решётку.
Русский кристаллограф Б.Н. Артемьев ( произвёл такой опыт: выточив из каменной соли шары, он
поместил их в насыщенный раствор той же соли; вскоре на поверхности шаров появились грани куба,
и постепенно шары превратились в кубы, т.е. приобрели форму, свойственную кристаллам галита.
Аналогичный опыт мы проделали с кристалликом медного купороса.
Кристаллами называют все природные правильные формы твёрдых веществ, которые образуют
правильную трёхмерную кристаллическую решётку.
Кристаллическую структуру имеют многие вещества, причём не только яркие и блестящие
драгоценные камни, но и обычные камни, из которых состоят горы и скалы. Научное название этих
камней – минералы. Кристаллы могут иметь форму различных призм, основанием которых могут
быть правильный треугольник, квадрат, параллелограмм и шестиугольник.
Кристаллам присущи замечательные механические, электрические, оптические и магнитные
свойства. Кристалл растёт потому, что вода из насыщенного раствора испаряется, а кристаллическое
вещество переходит из твёрдого состояния в жидкое, так как кирпичики притягиваются друг к другу
и самостоятельно встают на своё место. Твёрдые и необычайно прочные кристаллы растут очень
медленно. И чем медленнее растут минералы, тем более красивыми становятся кристаллы.
1.2.Образование минералов.
Кристаллы многих минералов и драгоценных камней были известны ещё несколько тысячелетий назад.
«Раствором» для этого опыта служила магма – расплавленная масса горных пород в недрах земли.
Кристаллизация магмы явление очень сложное. Магма представляет собой смесь многих веществ.
У всех этих веществ разные температуры кристаллизации, к тому же температура кристаллизации
каждого вещества меняется в зависимости от того, в каких условиях находится магма в данный
момент, и от того, какие еще вещества присутствуют в ней. Поэтому при остывании и затвердевании
магма разделяется на части: первыми в магме возникают и начинают расти кристаллы того вещества, у
которого температура кристаллизации самая высокая. Обычно получается так, что это вещество еще
не успеет выделиться полностью, а магма уже остыла до температуры кристаллизации второго
минерала, и он тоже начинает выделяться в виде кристаллов. Влияя друг на друга, начинают
кристаллизоваться и остальные вещества, между тем как ранее образовавшиеся кристаллы тоже
продолжают расти. Так образуются горные породы. 1.3.
Растворы и рост кристаллов. Кристаллы
в природе образуются из растворов, расплавов, из паров.
Вода самый распространенный растворитель для твердых, жидких и газообразных веществ.
Из повседневной жизни хорошо известно, что если некоторые вещества растворяются в воде, то при
этом образуются растворы.
Растворами называются гомогенные однородные системы, содержащие два и больше веществ.
Растворы могут быть не только жидкие, но и твердые, например, стекло, сплав серебра и золота.
Известны также и газообразные растворы, например воздух.
Примером образования кристаллов из растворов могут служить и сотни миллионов тонн соли,
выпавшей из морской воды. Озёра и моря – настоящие природные лаборатории, где постоянно
образуются новые порции кристаллических солей. Летом, в жару вода испаряется, концентрация соли
становится большой и раствор становится насыщенным. При охлаждении из него выпадут целые
груды кристаллических солей. 3
Примером кристаллизации из расплава может служить образование льда из воды, так как вода это
расплавленный лёд.
Ледяной покров реки, массив ледника или айсберга это, конечно, не один большой кристалл.
Плотная масса льда обычно поликристаллическая, т.е. состоит из множества отдельных кристаллов.
Их не всегда различишь, потому что они мелки и все срослись вместе. Иногда эти кристаллы можно
различить в тающем льду, например, в льдинках весеннего ледохода на реке. Тогда видно, что лед
состоит как бы из «карандашиков», сросшихся вместе, как в сложенной пачке карандашей:
шестигранные столбики параллельны друг другу и стоят торчком к поверхности воды. Эти
«карандашики» и есть кристаллики льда. В морозное весеннее или осеннее утро, когда солнце еще не
успело уничтожить следы ночных заморозков, деревья и кусты покрыты инеем. На ветках повисли
капли льда. Если вглядеться: внутри ледяных капель видны пучки тонких шестигранных иголочек
кристалликов льда. Покрытые инеем листья кажутся щетками: как щетинки стоят на них блестящие
шестигранные столбики кристаллов льда. Сказочным богатством кристаллов, хрустальным нарядом
украшен лес.
Кристаллы могут также расти при конденсации паров – так получаются снежинки и узоры на
холодном стекле. Снежинка – уникальное вещество! Это ажурная конструкция, похожая на кружево.
Снежинки настолько разнообразны, что встретить две одинаковые невозможно.
Ещё в 17 веке знаменитый астроном Иоганн Кеплер (приложение №1) написал трактат «О
шестиугольных снежинках», а спустя три столетия были изданы альбомы фотографий снежинок.
Удивительно разнообразны формы звездочекснежинок, но симметрия их всегда одинакова: только
шесть лучей. Почему? Такова симметрия атомной структуры кристаллов снега.
1.4.Искусственные кристаллы.
В природе кристаллы образовывались в течение миллионов лет, в глубине земной коры, при высоких
температурах (до 2000 °С) и под колоссальным давлением сотни тысяч атмосфер. Мест, где
складывались такие условия, крайне мало, чем и объясняется редкость драгоценных камней.
Поэтому, ученые решили создать аналог природных минералов.
Уже в 1877 году Эдмон Фреми и Шарль Фейль (приложение №2) получили кристаллы рубина.
Начиная с 19 века, появились технологии выращивания искусственных кристаллов. Некоторые из
этих ювелирных камней настолько совершенны, что их сложно отличить от натуральных камней.
Синтетические кристаллы востребованы в промышленности и в изготовлении ювелирных изделий.
Примером получения искусственного камня служит Фианит, имитирующий алмаз.
1.5.Добыча и применение минералов в нашем городе Острове. (Приложение №3)
Знакомясь с различными минералами, мне пришла мысль: а какие минералы есть в нашем Островском
районе. И вот что я узнала: полезные ископаемые Островского pайона связаны с девоном (известняки,
доломиты) и четвертичными отложениями (песчаногравийные материалы, легкоплавкие глины, торф,
сапропель). Наибольшую ценность имеют
легкоплавкие глины. Природный песок —
рыхлая смесь зёрен крупностью 0,10—5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных
пород. В
песках преобладают кварц и полевые шпаты. В качестве примесей обычны : слюда, карбонаты, гипс,
магнетит, ильменит, циркон, монацит, реже – другие минералы.
Гравий состоит в основном из обломков прочных пород : гранита, гнейса, диабаза, кварцита и
твердых минералов – кварца и др.; нередко, особенно в составе крупных фракций, содержатся 3
обломки более слабых пород – сланцев, известняков, доломитов, песчаников и др.
И где же эти минералы используются у нас?
Оказывается песок и гравий широко применяются в составе строительных материалов, для намывки
участков под строительство, для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в
жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при
производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного
производства.
На нашем абразивном заводе песок и песчаник применяются в виде зерен как абразивы в обычной
наждачной бумаге.
В настоящее время выпускается большое количество разнообразного инструмента с использованием
алмазов: шлифовальные круги, инструменты для правки шлифовальных кругов из электрокорунда и
карбида кремния, пасты и порошки для доводочных и притирочных операций. Значительные по
размерам кристаллы алмазов применяются для изготовления алмазных резцов, фрез, сверл и других
режущих инструментов.
Глава 2. Практическая часть.
Выращивание кристаллов – очень интересный и увлекательный процесс. Я своими глазами увидела,
как буквально на глазах создаются новые кристаллики. Каждый кристалл имеет собственную жизнь .
Выращивание кристаллов в домашних условиях производят разными способами. Например, охлаждая
насыщенный раствор. Именно таким способом мы и выращивали кристаллы. С понижением
температуры растворимость веществ уменьшается (в основном, это касается безводной соли), и они
выпадают в осадок. Сначала в растворе и на стенках сосуда появляются крошечные кристаллы
зародыши, которые затем увеличиваются. 2.1.Опыты по
выращиванию кристалликов (соли, сахара). (Приложение № 4,5)
Вот поэтапное выращивание этих кристалликов
Этап 1: Поставить стакан с водой в кастрюлю и нагревать на медленном огне.
Этап 2: Растворить сахар в тёплой воде. Добавлять сахар, пока раствор не насытится.
Этап 3: Опускаем нитку в насыщенный раствор для выращивания затравки.
Этап 4: Ставим стакан на место, где нет сквозняков, сильного света и вибрации.
Этап 5: Накрываем ёмкость от попадания пыли картонкой и оставляем на несколько дней.
Этап 6: С нитки отбираем самый крупный кристаллик, привязываем его снова на нитку и опускаем
в новый насыщенный раствор.
Мы заметили, что кристаллы сахара долго не образовывались. Несколько раз вынимала нитку,
подсушивала и снова опускала. Маленькие кристаллики появились лишь через две недели. И росли
уже довольно таки быстро.
Можно выделить общие признаки роста кристаллов :
1.Чем насыщеннее раствор, тем больше вероятность образования кристалла;
2.чем лучше отфильтрован раствор, тем больше вероятность образования монокристалла, так как
примеси, оставшиеся в растворе, служат дополнительными центрами кристаллизации; 3
3.если раствор охлаждать недостаточно медленно, то это, скорей всего, приведёт к образованию
друзы (сростка кристаллов), так как его молекулы не успеют построить правильный кристалл;
4. при слишком резком охлаждении образуется аморфное (стеклообразное) состояние вещества.
Мы заметили, что в 100 граммах холодной воды может раствориться только совершенно
определенное количество сахара (194 грамма), поваренной соли (35 граммов).
Растворимость зависит от температуры. Попробовали растворить сахар не в холодной воде, а в
горячей, и убедились, что при повышении температуры растворимость сахара увеличивается.
У разных веществ растворимость поразному зависит от температуры. (Приложение № 6)
Иначе говоря, при высокой температуре раствор насыщенный, а остыв, он стал перенасыщенным.
Такой перенасыщенный раствор не может долго существовать, поэтому лишнее вещество выделяется
из раствора и оседает на дно стакана. Мы рассмотрели в лупу, и увидели, что этот осадок состоит из
кристаллов. 2.2. Выращивание
кристалликов (медного купороса).
Медный купорос химически активная соль! Поэтому для удачности опыта в этом случае воду нужно
взять дистиллированную, т.е. не содержащую других растворённых в ней солей. Из под крана воду
лучше не брать, так как она содержит растворённые соли и может быть сильно хлорированной.
Примеси вступают в химические реакции с медным купоросом, изза чего раствор портится. Нужно
тщательно мыть руки после работы с медным купоросом. Кристаллики начали расти намного
раньше, чем у сахара и по размеру крупнее. (Приложение № 7,8)
2.3.Выращивание кристаллов из двух растворов( медного купороса и поваренной соли).
На дно банки насыпали порошок медного купороса, сверху – поваренную соль. Всё это закрыли
кружком из бумаги и круглой металлической пластиной. Отдельно готовим насыщенный раствор из
поваренной соли и выливаем в банку, где будет расти кристалл меди. После заливки медный купорос
поменял цвет с синего на ярко зелёный. Выросли иглоугольные красные кристаллы меди.
( Приложение № 9)
Провели опыт с обычной водой. Кристалл получился игольчатой формы.
В дистиллированной воде у кристалла получились более ровные грани.
При выращивании кристаллов воспользовались шерстяными нитками, леской и простыми нитками. На
шерстяных нитках долго не появлялись кристаллы. Достали нитку и просушили. Нитки, пропитанные
раствором, при высыхании образуют мельчайшие кристаллики. В дальнейшем они послужили
«затравками», т.е. вырастает «нитка бус» из многогранных кристалликов.
2.4.Выращивание кристаллов из фосфата моноаммония и меди.
Опыт проводили с реагентами из набора химика. Последовательность такая же как и с остальными
реагентами. (Приложение № 10, 11) 3
Заключение.
Проведённые нами исследования по выращиванию кристаллов убедили нас в познавательности и
актуальности выбранной темы. Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
При благоприятных условиях некоторые твёрдые тела принимают форму кристаллов;
Кристаллы могут расти за счет добавления новых слоёв. Чтобы кристалл «рос» красивым за ним
нужно ухаживать: убирать соринки, добавлять новый раствор;
кристаллы могут расти из растворов, когда испаряется вода;
кристаллы различных веществ имеют разную форму и различные свойства (одни кристаллы
окрашиваются, другие – бесцветны; одни кристаллы растут хорошо, другие – плохо);
на форму кристаллов оказывает влияние температура (изменяется форма кристаллов и число
граней кристаллов) и вода( при использовании дисцилированной воды кристаллы имеют более
ровные грани);
кристалл растёт из перенасыщенного раствора, точнее, только из участков перенасыщенного
раствора, которые находятся рядом с кристаллом. Вырастая, кристалл «забирает» все лишнее
вещество вблизи себя, поэтому он оказывается уже окруженным слоем раствора, не перенасыщенного,
а лишь насыщенного. Поэтому если надо вырастить большие, хорошо ограненные, однородные
кристаллы, то необходимо искусственно перемешивать раствор, тщательно регулировать
температуру. Резкое охлаждение раствора приведёт к аморфному состоянию;
размер кристалла из раствора медного купороса гораздо крупнее, чем из хлорида натрия;
скорость роста кристалла из медного купороса во много раз превышает, скорость роста
кристалла из хлорида натрия;
кристалл медного купороса имеет более плотную и твердую структуру;
форма кристалла из медного купороса свободного роста многообразна в сравнении с более
однотипной формой кристаллов из хлорида натрия;
В случае выращивания кристалла из медного купороса в открытой емкости, отдельные
кристаллики получаются более крупные, чем при выращивании в закрытой ёмкости.
Опыты заставляют задуматься над тем, как устроены кристаллы и как они образуются, почему разные
вещества дают кристаллы разной формы, а некоторые вовсе не образуют кристаллов, что надо
сделать, чтобы кристаллы получились большими и красивыми. Мы многое узнали о строении и роли
кристаллов в современной нам цивилизации, об их применении в науке и технике. Мы узнали, что
приборы, в которых главной частью является тот или иной кристалл, проникли повсюду – от
космического корабля до домашней кухни (пьезоэлектрическая зажигалка для газовой плиты). Это
победное шествие кристалловтружеников, природных и искусственных, продолжается, и замены им 3
пока не видно. Мой эксперимент показал, что кристаллы можно выращивать и в домашних условиях.
Мне понравилось выращивать кристаллы – это очень увлекательное занятие. Я много узнала нового о
мире кристаллов, научилась выращивать кристаллы различных веществ дома. Работа по
выращиванию кристаллов сделала нас более наблюдательными, расширила наш кругозор, приобщила к
науке, позволила удивляться. Переживание “чуда” выращивания принесло нам много положительных
эмоций и ярких впечатлений. Учебнопознавательная
компетентность учащихся как раз складывается из возможностей проектноисследовательской
деятельности, которая в свою очередь возможна для привития интереса к предмету,
заинтересованность и увлечённость. Исследовательская работа
приоткрыла нам дверь в загадочную страну кристаллов и минералов. Вместе со мной увлеклись
экспериментом и все мои родные. Я
думаю, что и в школе ребятам будет интересно и полезно узнать как можно больше о кристаллах и
моя работа будет этому способствовать. При выполнении опытов я освоила правила безопасности
при работе с химическими веществами. (Приложение № 8)
Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале работы, достигнуты.
Гипотеза исследования полностью подтвердилась: кристаллы соли могут появляться при создании
определенных условий; и если изменять условия кристаллизации и растворять различные вещества,
то можно получать кристаллы разной формы, цвета и в разные сроки.
При ознакомлении с различными минералами мне захотелось сделать альбом, чтобы и другие люди
могли полюбоваться красотой, созданной самой природой. (Приложение № 11 ).
: . 3
Литература:
1..Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. Москва: АСТ
ПРЕСС.1999год;
3.Боровицкий П.И. Краткий справочник преподавателя естествознания. Москва,Учпедгиз, 1955г.
760с.;
4.Бытева И.М. // Рост кристаллов, М., 1965. Т. 5. С.( 219227);
5. Владимиров А.В. « Солёное золото:», Научнохудож. литература. Москва, Детская.
литература.1986г.;
6.Девяткин В.В «. Химия для любознательных или о чём не узнаешь на уроке». Ярославль:
Академия Холдинг. 2000г.;
7.М.И. Каденская «Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии»,
МГЗПИ, 1976г. 239 с.;
8. Ф. Крегер «Химия несовершенных кристаллов», М.: Мир, 1969, 656 с.;
9.Леенсон И.А. Занимательная химия. Москва, Дрофа. 1996.г., 175 с.;
10.Ольгин О., «Опыты без взрывов», М.; «Химия», 1995 г., 192 с.;
11.. Плешаков А.А., «От земли до неба», атлас определитель. М.; «Просвещение», 2009 г., 224 с.;
12. В.И. Соболевский. “Замечательные минералы”. М. Просвещение 1983г, 191 с.;
13. Степин Б. Д., Аликберова Л.Ю., «Книга по химии для домашнего чтения», М. Химия, 1994
г.400с;
14.Шаскольская М.П. Кристаллы. – Москва.: Наука, 1978г., 208 с.; 3
15.Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое
товарищество. 2000. 640 с.;
16.Энциклопедический словарь химика. Москва.: Педагогика. 1990г., 320 с.;
17. Универсальная школьная энциклопедия для детей «Аванта +» М., 2004 г., 448с.;
18.http://www.kristallikov.net/page24.html – кристаллы;
19. http://www.geologiazemli.ru/articles/112 геология Земли
20.http://www.kristallikov.net/page6.html – выращивание кристаллов;
Приложение 1 3 3
Приложение №2 3
Приложение №3
Песок
намывной
Щебень
известняковый
Щебень гранитный 3
Приложение №4 3
Приложение №5 3 3
Приложение № 7 3
Приложение № 8
Приложение 9 3 3
Приложение №9 Выращивание
кристаллов из фосфата
моноаммония
В баночку налила кипятка до отметки на палочке.
Прочитала инструкцию по выращиванию
кристаллов. 3
Высыпала реагент, размешала, положила затравку, прикрепила бирку с надписью, закрыла
пробкой и поставила для выращи вания кристаллов.
Приложение № 10
Кристаллы, выращен
ные нами : из соли;
медного купороса; 3
из медного купороса и
соли.
Кристаллы, выращенные из фосфата моноаммония; 3 3
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Научно-исследовательская работа "Удивительный мир кристаллов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.