Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
15.02.2018
В статье подробно рассматриваются основные виды воспитательной деятельности в группе продленного дня:познавательная деятельность,трудовая деятельность,художественно-эстетическая деятельность,физкультурно-спортивная деятельность,социально-ориентационная деятельность и т.д.
Внеклассная познавательная деятельность осуществляется в ходе проведения познавательных игр, турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий.
Целью трудовой деятельности является формирование отношений к труду: желания трудиться, убеждения в том, что трудиться необходимо.
Участвуя в самообслуживании, общественно-полезном труде, изготовлении игрушек, поделок, дети формируются как труженики, умеющие заботиться об окружающих людях, природе, школе, своем коллективе.
Художественно-эстетическая деятельность направлена на воспитание у детей отношения к прекрасному. Занятия музыкой, танцами, рисованием, лепкой обогащают внутренний мир детей, помогают им полнее реализовать себя, свои представления о красоте.
Виды воспитательной деятельности в ГПД.doc
Виды воспитательной деятельности
в группе продленного дня
Существует несколько видов воспитывающей деятельности.
Внеклассная познавательная деятельность осуществляется в ходе
проведения познавательных игр, турниров, игрпутешествий, бесед,
внеклассных мероприятий.
Трудовая деятельность. Целью трудовой деятельности является фор
мирование отношений к труду: желания трудиться, убеждения в том, что
трудиться необходимо.
Участвуя в самообслуживании, общественнополезном труде, изготовлении
игрушек, поделок, дети формируются как труженики, умеющие заботиться об
окружающих людях, природе, школе, своем коллективе.
Художественноэстетическая деятельность направлена на воспитание у
детей отношения к прекрасному. Занятия музыкой, танцами, рисованием,
лепкой обогащают внутренний мир детей, помогают им полнее реализовать
себя, свои представления о красоте.
Физкультурноспортивная деятельность формирует отношение к своему
организму, здоровью, здоровому образу жизни. Умелая организация
физкультурноспортивной деятельности украшает жизнь детского коллектива
веселыми подвижными играм», гимнастическими и ритмическими,
спортивными праздниками, эстафетами.
Социальноориентационная деятельность, в процессе которой у детей
формируется отношение к обществу, Родине, своему народу, его традициям,
языку, к природе, к себе как гражданину. Дети знакомятся с общественным
устройством своей страны, ее государственным строем, символикой, узнают о
своих правах. Именно в этой деятельности происходит социализация
личности.
Придя в школу, младшие школьники приобретают новую социальную роль
ученика, которая приводит к расширению круга общения, приобретению и
овладению конкретными правилами для ее осуществления. Далее социальные
роли детей углубляются и расширяются. Они становятся не только учениками
школы, но и гражданами города, страны, мира. Участие в социально
ориентационной деятельности помогает школьнику реализовать эти
углубляющие ролевые позиции.
Ценностноориентировочная деятельность. Ее своеобразие в том, что она
носит развитой характер, присутствуя и в учебной, и в трудовой, и в свободном общении. Высказывая свои оценки, аргументируя педагогические
требования, мотивируя деятельность детей, мы привлекаем их внимание к
ценностям общества. Назначение данной деятельности в том, чтобы
формировать отношение к общечеловеческим ценностям, ориентировать
детей на эти ценности. Разнообразные формы ценностноориентировочной
деятельности дают эмоционально окрашенную информацию о высших
ценностях.
Познавательная деятельность
Работа с книгой в группе продленного дня имеет особое значение. В ней
учитываются возрастные и индивидуальные особенности.
Можно рекомендовать целый ряд форм привлечения учеников к чтению:
• чтение вслух школьниками в группе;
• чтение воспитателем;
• чтение про cебя;
• тематическая беседа;
• рассматривание иллюстраций к литературным произведениям;
• импровизация отрывков из художественных произведений;
• посещение, библиотеки с доступом к книжным полкам;
• проведение литературных игр и др.
Моральный облик ребенка формируется, прежде всего, в процессе
разнообразной деятельности в учении, труде, игре, в общественнополезной
работе ив процессе взаимоотношений с окружающими людьми.
При подготовке к проведению этических бесед необходимо знать, какие
нравственные представления дети уже имеют. И в результате было выяснено,
что дети первого класса могут самостоятельно дифференцировать хорошие и
плохие поступки. Ребятам давались картинки, где, были, изображены различ
ные поступки их сверстников, и они без труда могли определить, кто
поступает хорошо, а кто плохо. Следовательно, дети умеют самостоятельно
выделять нравственную сторону как главную в поступке и взаимоотношениях
людей в простых случаях. Это умение по отношению к более сложным
случаям приходит постепенно, не сразу. И задача воспитателя состоит в том,
чтобы подбирать (например, при чтении, в этических беседах и т.д.)
различные по содержанию ситуаций и постепенно усложнять характер их
обсуждения с учащимися, обучая их умению давать правильную нравственную
оценку происходящему. Среди нравственных представлений наиболее полные
и разнообразные — о товариществе. Школьники указывают, что товарищ должен быть добрым, честным, щедрым, уступчивым, верным в дружбе, не
жадным.
Сообщение и разъяснение нравственных норм и правил происходит в процессе
обучения, повседневной жизни и деятельности детей и в специально
запланированных беседах.
Трудовая деятельность
Общественнополезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к
созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества.
Правильно организованный труд учащихся способствует укреплению
здоровья, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим
группы продленного дня.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов
труда и места трудовой деятельности. Особое значение в группе продленного
дня придается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями
и навыками, расширению самообслуживания. Воспитатель старается
прививать детям необходимые в жизни навыки самообслуживания, приемы
ручной работы с различными материалами.
Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель
его — воспитывать у детей хозяйскую заботу о нуждах коллектива своей
семьи, стремление поддерживать чистоту, и порядок в школе, классе.
Необходимо приучать детей к удовлетворению простейших личных
потребностей: переодеванию, складыванию вещей на свои места, уборке на
своем столе.
В процессе труда у детей воспитывается чувство бережного, ответственного
отношения к природе.
Физкультурнооздоровительная деятельность
Физкультурнооздоровительная работа в режиме школы с группами
продленного дня складывается из таких видов, как гимнастика до занятий,
физкультурные минуты на общеобразовательных уроках, спортивный час на
открытом воздухе, игры на переменах, игры и развлечения на прогулках.
На спортивном часе, как нигде, с большим успехом решаются задачи
воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях
физическими упражнениями, обогащение детей знаниями подвижных игр и эстафет, формирование у них умения организованно играть в коллективе
сверстников.
Спортивный час может быть очень разнообразным, но обязательно доступным
возрастным особенностям и возможностям детей. К доступным можно
отнести следующие виды движений:
• ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища;
• бег медленный и быстрый;
• прыжки на одной ноге и на двух, прыжки через скакалку;
• бросание и ловля мячей больших и малых;
• упражнения с предметами: с мячами, обручами, со скакалками;
• упражнения для рук, ног, головы;
• подвижные игры с построениями, с бегом, прыжками;
• в эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием;
• спортивные эстафеты.
Спортивный час способствует лучшему усвоению и закреплению
двигательных навыков, увеличивает двигательный опыт и в целом со
вершенствует моторное развитие младших школьников. Проводимые
подвижные игры и эстафеты, несущие в себе большой эмоциональный заряд,
способствуют более быстрому и полному переключению детей на другой вид
деятельности, а следовательно, и более полному отдыху.
Самостоятельные игры детей и спортивные развлечения в парах, небольших
группах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к
различным двигательным действиям, способствуют дальнейшему их отдыху.
Социальноориентационная деятельность
Сущность ее в том, что она помогает детям ориентироваться в жизни
общества. Участвуя в социальноориентационной деятельности, дети узнают о
жизни страны, ее государственном строе, ее символах, о своих правах. Но это
не все. Ведь главное слово в этом сочетании деятельность. Дети, с их
огромной активностью и неуемной энергией, не должны лишь пассивно
воспринимать и усваивать общественнополитические и экономические
знания. Они хотят действовать. Тем более, что в этом возрасте ведущими
становятся общественноморальные мотивы, обостряется интерес к миру
взрослых, желание действовать как взрослые.
Развитие ребенка совершается в процессе его активного взаимодействия с
миром, в момент напряжения физических и духовных сил. Поэтому другим
направлением указанной деятельности является общественно полезная деятельность, основное назначение которой — труд на пользу общества,
людей, коллектива. Она находится на стыке трудовой и общественной
деятельности. К ним относятся трудовые операции "Забота», «Радость
людям", "Наша школа", "Наши пернатые друзья", цветок", "Салют ветеранам",
"Чистый учебник" и др., экскурсии на предприятия, где работают родители;
шефская работа; участие детей в деятельности по уходу за зелеными
насаждениями по украшению земли, по благоустройству территории школы,
дома, улицы; акты милосердия и т.д.
Богатый материал для ознакомления с жизнью общества, с делами
сверстников дает чтение детских газет и журналов, основное назначение
этой работы — дать информацию об общественных событиях, событиях
культурной жизни, сформировать интерес к происходящему в мире,
расширить кругозор детей за счет более широкого охвата современного
состояния общества. В школе накоплен интересный опыт ознакомления детей
с периодической печатью. Это устный журнал, пресстурнир, турнир стран и
континентов, презентация (реклама) газет и журналов, "В гостях у газеты
(журнала)", "По страницам газет и журналов" и др.
Сегодня все начинают осознавать, что необходимо возрождение
национального духа в сознании детей. Надо помочь детям узнать прошлое, то,
что было зачеркнуто или забыто. Им нужны дела и события, позволяющие
понять себя самих, найти то, что нас всех объединяет и делает народом. Надо
помочь детям вспомнить, увидеть все значительные символы памяти, располо
женные на землях, где они живут, где стоит школа. Здесь уместны формы
групповой работы, знакомящие с национальными традициями, культурой,
духовными ценностями русского народа.
Современное состояние природы, ухудшение жизни людей, ужасающая
экологическая обстановка диктуют необходимость организации
познавательной и практической деятельности детей в природе как
средства экологического воспитания. В процессе этой деятельности мы
формируем у детей целостное представление о природном и социальном
окружении как среде жизни человека, воспитываем эстетическое и
нравственное отношение к природе, умение вести себя в природе.
Непременным условием организации подобной деятельности будет активное
участие детей в практической заботе о природе, в решении местных
экологических проблем, в наведении чистоты и порядка в окружающей среде
(дворе, подъезде, улице, школе). Таким образом, все виды социальноориентационной деятельности
направлены на формирование отношения к обществу, Родине, природе,
человеку как высшей ценности на земле.
Практика современной школы богата разнообразием ярких форм
рассматриваемой деятельности. Все они призваны концентрировать внимание
детей на социальном значении происходящего, высвечивая социально
культурную ценность конкретных объектов мира, формируя умения взаи
модействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной
действительности.
К формам социальноориентационной деятельности можно отнести
социальногуманистические операции: "Радость людям", "Милосердие",
"Салют, Победа!", "Забота", "Открытка ветеранам", "Память сердца";
праздники: "День Конституции", "С чего начинается Родина", " День России",
"День защитника Отечества" и др.; беседы о правах ребенка, о национальных
традициях и обычаях; коллективные творческие дела: "Страницы истории
родного края", "Новогодний калейдоскоп", "Цветиксемицветик", "Помоги
природе", "Поиск нарушителей законов природы"; деловые игры: "Бартер и
торговля", "День самоуправления", "Экономический блицтурнир" и др.
Ценностноориентировочная деятельность
Одной из труднейших задач воспитания является формирование у детей
общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров, таких, как Истина,
Добро, Красота, нравственные ценности: любовь к близким, терпимость,
справедливость и многие другие. Воспитание отношения к этим ценностям и
составляет сущность ценностноориентировочной деятельности. Организуя
данную деятельность, мы ориентируем детей прежде всего на
гуманистические ценности.
Ценностноориентировочная деятельность затрагивает рациональную и
эмоциональную стороны отношения: воздействует на разум и возбуждает
чувства, непосредственные эмоциональные состояния. Ценности приобретают
не только общественный, по и личностный смысл.
Ценностноориентировочная деятельность носит разлитой характер: она
присутствует и в учебной деятельности, и в общественной, и в свободном
общении, и в других видах деятельности. Ее назначение — создавать
определенные связи с явлениями окружающего мира, формировать
внутреннюю позицию личности по отношению к высшим ценностям. Отсюда ее содержанием будут наивысшие ценности общества: человек, труд, красота,
Родина, истина и т.д.
Разнообразные формы ценностноориентировочной деятельности дают
эмоционально окрашенную информацию о высших ценностях. Информация
может содержать элементы диалога, дискуссии, наталкивать на собственные
размышления о сути ценностей. Формы практической деятельности
,практикующие нашей школой (акция "Мир равных возможностей", "Моя
семья", "Праздник детства", "Праздник урожая", создание книги "Кто я?",
"Путешествие в волшебную страну " и др.) помогают вычленить объект
отношения, встать на сторону добра, ориентируясь на социально ценные
отношения.
Ценностноориентировочная деятельность присутствует различным образом
во всех групповых делах через оценки. Аргументация педагогических
требований, раскрытие смысла и ценности норм этики обращена к
достоинству ученика и направлена на осознание того, что действия и поступ
ки детей небезразличны для других людей, что человек — выcшая ценность,
что требования педагога — не каприз, не прихоть, а естественная
необходимость. Например, дисциплина — это условие достижения наилучших
результатов деятельности; плохая работа — это неуважение к самому себе, к
своему труду; культура поведения, речи, общения средство создания в
классе теплой дружеской атмосферы, в которой легко учиться и работать.
Ценностноориентировочная деятельность присутствует там, где обсуждение
в группе успешности работы и течения жизни производятся с позиции Добра,
Истины, Красоты.
Ценностноориентировочная деятельность дает возможность ребенку
взглянуть на самого себя, на своих товарищей, свою семью, объективно
оценить свои взаимоотношения с окружающими.
Ценностноориентировочная деятельность прежде всего обращена к личности
ребенка, его достоинству. Ребенок должен чувствовать персональное
внимание к себе, то внимание, когда его объединяют со старшими, уважают,
относятся как к равному, как к личности.
Новая педагогическая позиция отношения к личности школьника как
субъекту жизни вывела педагогическую практику на ряд простых форм
групповой деятельности, которые позволяют развивать у школьников интерес
к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как
черты личности.
Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"
Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"
Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"
Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"
Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"
Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"
Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.