Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"
Оценка 4.7

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
15.02.2018
Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"
В статье подробно рассматриваются основные виды воспитательной деятельности в группе продленного дня:познавательная деятельность,трудовая деятельность,художественно-эстетическая деятельность,физкультурно-спортивная деятельность,социально-ориентационная деятельность и т.д. Внеклассная познавательная деятельность осуществляется в ходе проведения познавательных игр, турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий. Целью трудовой деятельности является формирование отношений к труду: желания трудиться, убеждения в том, что трудиться необходимо. Участвуя в самообслуживании, общественно-полезном труде, изготовлении игрушек, поделок, дети формируются как труженики, умеющие заботиться об окружающих людях, природе, школе, своем коллективе. Художественно-эстетическая деятельность направлена на воспитание у детей отношения к прекрасному. Занятия музыкой, танцами, рисованием, лепкой обогащают внутренний мир детей, помогают им полнее реализовать себя, свои представления о красоте.
Виды воспитательной деятельности в ГПД.doc
Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня   Существует несколько видов воспитывающей деятельности.  Внеклассная познавательная деятельность осуществляется в ходе  проведения познавательных игр, турниров, игр­путешествий, бесед,  внеклассных мероприятий. Трудовая деятельность. Целью трудовой деятельности является фор­ мирование отношений к труду: желания трудиться, убеждения в том, что  трудиться необходимо. Участвуя в самообслуживании, общественно­полезном труде, изготовлении  игрушек, поделок, дети формируются как труженики, умеющие заботиться об окружающих людях, природе, школе, своем коллективе. Художественно­эстетическая деятельность направлена на воспитание у  детей отношения к прекрасному. Занятия музыкой, танцами, рисованием,  лепкой обогащают внутренний мир детей, помогают им полнее реализовать  себя, свои представления о красоте. Физкультурно­спортивная деятельность формирует отношение к своему  организму, здоровью, здоровому образу жизни. Умелая организация  физкультурно­спортивной деятельности украшает жизнь детского коллектива веселыми подвижными играм», гимнастическими и ритмическими,  спортивными праздниками, эстафетами. Социально­ориентационная деятельность, в процессе которой у детей  формируется отношение к обществу, Родине, своему народу, его традициям,  языку, к природе, к себе как гражданину. Дети знакомятся с общественным  устройством своей страны, ее государственным строем, символикой, узнают о своих правах. Именно в этой деятельности происходит социализация  личности. Придя в школу, младшие школьники приобретают новую социальную роль  ученика, которая приводит к расширению круга общения, приобретению и  овладению конкретными правилами для ее осуществления. Далее социальные  роли детей углубляются и расширяются. Они становятся не только учениками школы, но и гражданами города, страны, мира. Участие в социально­ ориентационной деятельности помогает школьнику реализовать эти  углубляющие ролевые позиции. Ценностно­ориентировочная деятельность. Ее своеобразие в том, что она  носит развитой характер, присутствуя и в учебной, и в трудовой, и в свободном общении. Высказывая свои оценки, аргументируя педагогические  требования, мотивируя деятельность детей, мы привлекаем их внимание к  ценностям общества. Назначение данной деятельности в том, чтобы  формировать отношение к общечеловеческим ценностям, ориентировать  детей на эти ценности. Разнообразные формы ценностно­ориентировочной  деятельности дают эмоционально окрашенную информацию о высших  ценностях. Познавательная деятельность Работа с книгой в группе продленного дня имеет особое значение. В ней  учитываются возрастные и индивидуальные особенности. Можно рекомендовать целый ряд форм привлечения учеников к чтению: • чтение вслух школьниками в группе; • чтение воспитателем; • чтение про cебя; • тематическая беседа; • рассматривание иллюстраций к литературным произведениям; • импровизация отрывков из художественных произведений; • посещение, библиотеки с доступом к книжным полкам; • проведение литературных игр и др. Моральный облик ребенка формируется, прежде всего, в процессе  разнообразной деятельности в учении, труде, игре, в общественно­полезной  работе ив процессе взаимоотношений с окружающими людьми. При подготовке к проведению этических бесед необходимо знать, какие  нравственные представления дети уже имеют. И в результате было выяснено,  что дети первого класса могут самостоятельно дифференцировать хорошие и  плохие поступки. Ребятам давались картинки, где, были, изображены различ­ ные поступки их сверстников, и они без труда могли определить, кто  поступает хорошо, а кто плохо. Следовательно, дети умеют самостоятельно  выделять нравственную сторону как главную в поступке и взаимоотношениях  людей в простых случаях. Это умение по отношению к более сложным  случаям приходит постепенно, не сразу. И задача воспитателя состоит в том,  чтобы подбирать (например, при чтении, в этических беседах и т.д.)  различные по содержанию ситуаций и постепенно усложнять характер их  обсуждения с учащимися, обучая их умению давать правильную нравственную оценку происходящему. Среди нравственных представлений наиболее полные  и разнообразные — о товариществе. Школьники указывают, что товарищ должен быть добрым, честным, щедрым, уступчивым, верным в дружбе, не  жадным. Сообщение и разъяснение нравственных норм и правил происходит в процессе обучения, повседневной жизни и деятельности детей и в специально  запланированных  беседах. Трудовая деятельность Общественно­полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к  созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества.  Правильно организованный труд учащихся способствует укреплению  здоровья, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим  группы продленного дня. Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов  труда и места трудовой деятельности. Особое значение в группе продленного  дня придается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания. Воспитатель старается  прививать детям необходимые в жизни навыки самообслуживания, приемы  ручной работы с различными материалами. Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель  его — воспитывать у детей хозяйскую заботу о нуждах коллектива своей  семьи, стремление поддерживать чистоту, и порядок в школе, классе.  Необходимо приучать детей к удовлетворению простейших личных  потребностей: переодеванию, складыванию вещей на свои места, уборке на  своем столе. В процессе труда у детей воспитывается чувство бережного, ответственного  отношения к природе. Физкультурно­оздоровительная деятельность  Физкультурно­оздоровительная работа в режиме школы с группами  продленного дня складывается из таких видов, как гимнастика до занятий,  физкультурные минуты на общеобразовательных уроках, спортивный час на  открытом  воздухе, игры на переменах, игры и развлечения на прогулках. На спортивном часе, как нигде, с большим успехом решаются задачи  воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях  физическими упражнениями, обогащение детей знаниями подвижных игр и эстафет, формирование у них умения организованно играть в коллективе  сверстников. Спортивный час может быть очень разнообразным, но обязательно доступным  возрастным особенностям и возможностям детей. К доступным можно  отнести следующие виды движений: • ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища; • бег медленный и быстрый; • прыжки на одной ноге и на двух, прыжки через скакалку; • бросание и ловля мячей больших и малых; • упражнения с предметами: с мячами, обручами, со скакалками; • упражнения для рук, ног, головы; • подвижные игры с построениями, с бегом, прыжками;      •  в эстафеты с ходьбой, бегом,  прыжками, метанием; • спортивные эстафеты. Спортивный час способствует лучшему усвоению и закреплению  двигательных навыков, увеличивает двигательный опыт и в целом со­ вершенствует моторное развитие младших школьников. Проводимые  подвижные игры и эстафеты, несущие в себе большой эмоциональный заряд,  способствуют более быстрому и полному переключению детей на другой вид  деятельности, а следовательно, и более полному отдыху. Самостоятельные игры детей и спортивные развлечения в парах, небольших  группах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к  различным двигательным действиям, способствуют дальнейшему их отдыху.   Социально­ориентационная деятельность  Сущность ее в том, что она помогает детям ориентироваться в жизни  общества. Участвуя в социально­ориентационной деятельности, дети узнают о жизни страны, ее государственном строе, ее символах, о своих правах. Но это  не все. Ведь главное слово в этом сочетании ­ деятельность. Дети, с их  огромной активностью и неуемной энергией, не должны лишь пассивно  воспринимать и усваивать общественно­политические и экономические  знания. Они хотят действовать. Тем более, что в этом возрасте ведущими  становятся общественно­моральные мотивы, обостряется интерес к  миру  взрослых, желание действовать как взрослые. Развитие  ребенка совершается в процессе его активного взаимодействия с  миром, в момент напряжения физических и духовных сил. Поэтому другим  направлением указанной деятельности является общественно полезная деятельность, основное назначение которой — труд на пользу общества,  людей, коллектива. Она находится на стыке трудовой и общественной  деятельности. К ним относятся трудовые операции "Забота», «Радость  людям", "Наша школа", "Наши пернатые друзья", цветок", "Салют ветеранам", "Чистый учебник" и др., экскурсии на предприятия, где работают родители;  шефская работа; участие детей в деятельности по уходу за зелеными  насаждениями по украшению земли, по благоустройству территории школы,  дома, улицы; акты милосердия и т.д. Богатый материал для ознакомления с жизнью общества, с делами  сверстников дает чтение детских газет и журналов, основное назначение  этой работы — дать информацию об общественных событиях, событиях  культурной жизни, сформировать интерес к происходящему в мире,  расширить кругозор детей за счет более широкого охвата современного  состояния общества. В школе накоплен интересный опыт ознакомления детей  с периодической печатью. Это устный журнал, пресс­турнир, турнир стран и  континентов, презентация (реклама) газет и журналов, "В гостях у газеты  (журнала)", "По страницам газет и журналов" и др. Сегодня все начинают осознавать, что необходимо возрождение  национального духа в сознании детей. Надо помочь детям узнать прошлое, то, что было зачеркнуто или забыто. Им нужны дела и события, позволяющие  понять себя самих, найти то, что нас всех объединяет и делает народом. Надо  помочь детям вспомнить, увидеть все значительные символы памяти, располо­ женные на землях, где они живут, где стоит школа. Здесь уместны формы  групповой работы, знакомящие с национальными традициями, культурой,  духовными ценностями русского народа. Современное состояние природы, ухудшение жизни людей, ужасающая  экологическая обстановка диктуют необходимость организации  познавательной и практической деятельности детей в природе как  средства экологического воспитания. В процессе этой деятельности мы  формируем у детей целостное представление о природном и социальном  окружении как среде жизни человека, воспитываем эстетическое и  нравственное отношение к природе, умение вести себя в природе. Непременным условием организации подобной деятельности будет активное  участие детей в практической заботе о природе, в решении местных  экологических проблем, в наведении чистоты и порядка в окружающей среде  (дворе, подъезде, улице, школе). Таким образом, все виды социально­ориентационной деятельности  направлены на формирование отношения к обществу, Родине, природе,  человеку как высшей ценности на земле. Практика современной школы богата разнообразием ярких форм  рассматриваемой деятельности. Все они призваны концентрировать внимание  детей на социальном значении происходящего, высвечивая социально­ культурную ценность конкретных объектов мира, формируя умения взаи­ модействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной  действительности. К формам социально­ориентационной деятельности можно отнести  социально­гуманистические операции: "Радость людям", "Милосердие",  "Салют, Победа!", "Забота", "Открытка  ветеранам", "Память сердца";  праздники: "День Конституции", "С чего начинается Родина", " День России",  "День защитника Отечества" и др.; беседы о правах ребенка, о национальных  традициях и обычаях; коллективные творческие дела: "Страницы истории  родного края", "Новогодний калейдоскоп", "Цветик­семицветик", "Помоги   природе", "Поиск нарушителей законов природы"; деловые игры: "Бартер и  торговля", "День самоуправления", "Экономический блиц­турнир" и др.     Ценностно­ориентировочная деятельность Одной из труднейших задач воспитания является формирование у детей  общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров, таких, как Истина,  Добро, Красота, нравственные ценности: любовь к близким, терпимость,  справедливость и многие другие. Воспитание отношения к этим ценностям и  составляет сущность ценностно­ориентировочной деятельности. Организуя данную деятельность, мы ориентируем детей прежде всего на  гуманистические ценности. Ценностно­ориентировочная деятельность затрагивает рациональную и  эмоциональную стороны отношения: воздействует на разум и возбуждает  чувства, непосредственные эмоциональные состояния. Ценности приобретают  не только общественный, по и личностный смысл. Ценностно­ориентировочная деятельность носит разлитой характер: она  присутствует и в учебной деятельности, и в общественной, и в свободном  общении, и в других видах деятельности. Ее назначение — создавать  определенные связи с явлениями окружающего мира, формировать  внутреннюю позицию личности по отношению к высшим ценностям. Отсюда ее содержанием будут наивысшие ценности общества: человек, труд, красота,  Родина, истина и т.д. Разнообразные формы ценностно­ориентировочной деятельности дают  эмоционально окрашенную информацию о высших ценностях. Информация  может содержать элементы диалога, дискуссии, наталкивать на собственные  размышления о сути ценностей. Формы практической деятельности  ,практикующие нашей школой (акция "Мир равных возможностей", "Моя   семья", "Праздник детства", "Праздник урожая", создание книги "Кто я?",  "Путешествие  в волшебную страну " и др.) помогают вычленить объект  отношения, встать на сторону добра, ориентируясь на социально ценные  отношения. Ценностно­ориентировочная деятельность присутствует различным образом  во всех групповых делах через оценки. Аргументация педагогических  требований, раскрытие смысла и ценности норм этики обращена к  достоинству ученика и направлена на осознание того, что действия и поступ­ ки детей небезразличны для других людей, что человек — выcшая ценность,  что требования педагога — не каприз, не прихоть, а естественная  необходимость. Например, дисциплина — это условие достижения наилучших результатов деятельности; плохая работа — это неуважение к самому себе, к  своему труду; культура поведения, речи, общения ­ средство создания в  классе теплой дружеской атмосферы, в которой легко учиться и работать. Ценностно­ориентировочная деятельность присутствует там, где обсуждение  в группе успешности работы и течения жизни производятся с позиции Добра,  Истины, Красоты. Ценностно­ориентировочная деятельность дает возможность ребенку  взглянуть на самого себя, на своих товарищей, свою семью, объективно  оценить свои взаимоотношения с окружающими. Ценностно­ориентировочная деятельность прежде всего обращена к личности  ребенка, его достоинству. Ребенок должен чувствовать персональное  внимание к себе, то внимание, когда его объединяют со старшими, уважают,  относятся как к равному, как к личности. Новая педагогическая позиция отношения к личности школьника как  субъекту жизни вывела педагогическую практику на ряд простых форм  групповой деятельности, которые позволяют развивать у школьников интерес  к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как  черты личности.

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"

Научно-исследовательская работа "Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018