Научно-методическая статья
Оценка 4.7

Научно-методическая статья

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
математика
1 кл—4 кл
07.10.2019
Научно-методическая статья
Данная статья рекомендована учителям начальных классов по любой программе. Даны формы заданий для активизации познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики.Показаны всевозможные элементы занимательности на уроке.Какие можно использовать задания для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе.
МАОУ.docx
МАОУ­СОШ с.Золотая Степь Советский район Саратовская область Городничева С.М. учитель начальных классов Форма заданий для активизации познавательной деятельности у  младших школьников на уроках математики. В зависимости от содержания урока, от того подбора системы математических  заданий, упражнений и задач, которые включены в деятельность ученика, зависит и  активизация познавательных интересов обучения, и укрепление положительных  познавательных мотивов обучения. Психическое состояние ребёнка на уроке, формирование учебно­ познавательной  деятельности зависит от того, как подобран учебный материал, насколько для  решения заданий используется личный жизненный опыт ребёнка, насколько само  содержание обучения позволяет ученику чувствовать себя значимым. Трудности восприятия учебного материала влечёт за собой усталость от  однообразного подбора учебных заданий и долгого сидения за партой. В данной  ситуации не о каком интересе к познанию речи идти не может. Необходимо в  начальных классах использовать математические задания, которые совмещены с  двигательной активностью ребёнка. Например, ведение счёта сопровождать  различными физическими движениями. В задачах на движение использовать  измерения заданного расстояния шагами. Изображение геометрических фигур в  группах. (Приём «живого настроения»). Такие задания являются  здоровьесберегающими, надолго запоминаются детям, возбуждают интерес,  любознательность, умственную активность. f Активизации познавательной деятельности способствуют средства и задания,  которые можно назвать «завлекалочками». Это задания, которые своей внешней  привлекательностью втягивают учащихся в деятельность по освоению предметного  содержания. Такие задания по математике представляются с помощью картинок  (метода слайдов), которые включаются в сказочный или занимательный сюжет.  Вначале детей привлекает яркая изобразительная или словесная форма. Задача  учителя в данном задании ­ переключить внимание и интерес с формы на  математическое содержание задания. К этой же группе относятся задания и задачи в рифмованной форме, задания ­ игры, загадки, ребусы и т. д. Работая с детьми младшего школьного возраста, убеждаюсь, что самым  действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но  и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый  познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все  необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство  удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой  учебный материал. Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся  выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества,  выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.  Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда ­  стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и  нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности,  коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра необходима и для  сохранения преемственности между детским садом и школой. На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая  рыбалка», «Кто быстрее?», «Собери грибы», «Математический футбол». На уроках математики в начальной школе необходимо вести работу по  формированию логического мышления, используя логические задачи и упражнении.  Логические упражнения позволяют детям на доступном математическом материале  с использованием жизненного опыта выстраивать правильные математические  суждения. Без предварительного теоретического освоения самих законов и правил  логики. Правильность суждения обеспечивается тем, что на страже ее находится  учитель­организатор и руководитель. Под его руководством путем упражнений дети практически знакомятся с применением логических приемов. Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации познавательной  деятельности ребят, в ожидании процесса обучения "умственной гимнастики". Игра по формированию геометрических понятий. "Команда внимательных". Цель: совершенствовать знания по теме "Геометрический материал", формировать  умение активно оперировать геометрическими понятиями, развивать внимание,  память, чувство коллективизма. Ход игры: на интерактивной доске 3 таблицы. Детям предлагается хорошо  рассмотреть их и запомнить расположение геометрического материала. От каждой  команды к доске приглашается по одному человеку. Стоя лицом к классу, они  называют по памяти расположение фигур, точек, линий и т.д. на каждой таблице  остальные проверяют правильность ответов. За каждый правильный ответ команда  получает жетон. В конце игры подсчитываются жетоны. И определяют команду­ победительницу. Количество отвечающих детей можно увеличить, тогда  подсчетывается общее количество жетонов на все ответы. Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме: фокусы с разгадыванием задуманных чисел; * задания с занимательными рамками и магическими квадратами; игры типа: «Кто  первым получит 100»; Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа  выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры. Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 15, к результату прибавьте 6, вычтите  задуманное число. У вас получилось 21. Формула для разгадывания фокуса: а + 15+6­а = 21.Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже. Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, уч­ся несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не  испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива  показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность. Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он  решает исследовательскую задачу только при разгадывании его сути. Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью детей: «Живые  цифры», «Лови мяч», «Решето». Игра «Решето» Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения,  например на 5. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ,  садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в «решете». Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают  ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот  некоторые из задач. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки? Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября  включительно. Сколько дней продолжался праздник? Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый  поросёнок? Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за 1ч 30  мин, а обратно за 90 минут. Почему? Дети очень любят «Веселый счет» ­ рифмованные задачки. Первоклассникам,  например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения.  Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах. Поддерживать интерес детей к учебе мне помогают яркие наглядные пособия.  Приглашаю на уроки героев детских сказок ­ веселых человечков. Это Буратино,  Мальвина, Незнайка, Карлсон и др. Они задают детям хитрые вопросы, приносят  письма с­заданиями. Шарады, ребусы, кроссворды никого не оставят равнодушными.Болыпую ценность  на уроке представляют загадки. К.Д. Ушинский писал, что «загадка заляжет прочно  в памяти, увлекая с собой и всё объясняя к ней привязанное». На различных этапах урока я использую загадки ( в основе которых лежит сравнение) в качестве приёма,  активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность. Детям нравятся нетрадиционные уроки. По определению И.П. Подласова,  нетрадиционный (нестандартный) урок ­ это импровизированное учебное занятие,  имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них  правильный шаг в направлении демократизации школы, другие считают такие уроки  нарушением дидактических принципов, искажение структуры урока. На мой взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть « использован в начальной школе, так как является одним из действенных способов  активизации познавательной деятельности. Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков ­ урок­сказка, урок­КВН, урок­путешествие, урок­спектакль, урок­викторина, урок­игра, урок—аукцион,  урок­конференция, урок­соревнование, урок­эстафета... Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний  учащихся, закреплении и повторении изученного.

Научно-методическая статья

Научно-методическая статья

Научно-методическая статья

Научно-методическая статья

Научно-методическая статья

Научно-методическая статья

Научно-методическая статья

Научно-методическая статья

Научно-методическая статья

Научно-методическая статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2019