Публикация является частью публикации:
ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ШКОЛЕ |
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
В настоящее время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.
Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но и в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, образовательных учреждений, граждан. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении нашего экономического и политического потенциала.
Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами. C учетом изложенного наша основная задача заключается в том, чтобы на фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы – изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, как уже говорилось, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Инструментом для проведения такой работы следует избрать школу – как важнейший институт воспитания и социализации молодежи. При проведении этой работы нужно руководствоваться очень правильным постулатом, прозвучавшим на днях в ходе парламентских дебатов: «Школа – это поле боя за будущее России». В данной связи под эгидой Национального антитеррористического комитета разработана программа и модульный сетевой учебно-методический курс «Воспитание антитеррористического поведения и иммунитета к религиозному экстремизму» для дополнительной подготовки и методической поддержки работников образования. Межрегиональной общественной организацией «Общество психологов силовых структур» разработан комплект учебных пособий для школьников под общим названием «Терроризм – зло». Пособия подготовлены с учетом возрастных особенностей учащихся и предназначены для разных ступеней общеобразовательных учреждений (начальной, основной, старшей). Министерством культуры Российской Федерации совместно с ФСБ России разработана передвижная выставка «Терроризм – главная угроза человечеству». Приведенные примеры выборочны и призваны лишь иллюстрировать тот колоссальный объем работы, который проводится российским государством по противодействию распространению идеологии терроризма в молодежной среде. Однако следует признать, что реализованные и реализуемые проекты носят пилотный характер и требуют системного применения в каждом федеральном округе и в каждом субъекте Российской Федерации и, прежде всего, в Южном федеральном округе. Воспитание способно предотвратить появление разрушительных импульсов в душе ребенка или нейтрализовать их. Педагогика сегодня в силах воспрепятствовать «комплексу Герострата», разрушительства, – воспитанием созидателей, поощрением человечности, благоговения перед человеческой жизнью как священной и неприкасаемой, высшей, предельной, абсолютной ценностью. Если террорист не может не ненавидеть людей, то, стало быть, в антитеррористических целях надо вызывать к жизни, лелеять и укреплять истинную любовь к людям, восхищение человеком как таковым. Это значит, что педагогам следует научить детей тому, что, критически относясь к отдельным поступкам человека, он не имеем права ненавидеть самого человека, что для человека не должно существовать ненавистных групп людей — ни какой-либо национальности, ни религии, ни образа жизни. Если террорист верит в устрашение как в путь к повиновению себе, стало быть, необходимо воспитывать в детях любовь к могуществу именно добра, добра личного и коллективного. Основой воспитательной работы по профилактике экстремистских настроений в детской и молодежной среде должно стать коллективное стремление педагогов ОО привить учащимся понимание значения общечеловеческих ценностей в деле формирования безопасного и гуманистического общества. Обязательно в процессе преподавания любой дисциплины должен присутствовать этнографический элемент, помогающий учащимся сформировать устойчивое понимание «одинаковости» основных жизненных устоев представителей различных национальных или религиозных групп. Основой мировоззрения ребенка всегда были и будут те взгляды и принципы, которые присущи его в семье, мнение родителей по тем или иным вопросам являются определяющими в формировании комплекса жизненных ценностей человека, его жизненной позиции. Работа по профилактике экстремистских настроений учащихся следует, пожалуй, начинать с разъяснительной работы с их родителями. Важно для педагога помнить и строго следовать в своей работе двум принципам: «Все равны» и «Не разделяй». Нельзя дифференцировать детей, делить по признакам «учится хорошо-плохо», «ведет себя хорошо-плохо», «соображает быстро - медленно», «может сдать деньги в фонд класса – не может» и т.д. Еще важнее не выделять из числа учеников кого-либо и тем более назидательно ставить его в пример. Такое поведение педагога может спровоцировать у морально и психологически незрелых учащихся чувства превосходства у одних и ощущение собственной неполноценности у других. Как результат – возникает конфликт, который в силу объективных особенностей возрастного поведения, разрешается, как правило, насильственным путем и может носить затяжной характер. Постепенно формируются такие качества как антисоциальная индификация личности, нетерпимость к индивидуальным особенностям других, конфликтность, склонность к насильственным действиям и т.д. Если учащийся, вызывающий чувства неприятия, является представителем иной национальной, социальной, религиозной группы то это свои негативные чувства ребенок переносит на всю группу. Воспитание толерантного, благожелательного отношения ребенка к окружающим - процесс повседневный, многоэтапный и трудоемкий. Результат зависит от многих факторов: бытовых, социально-экономических, информационных условий жизни субъекта, образовательной среды, окружения в которых в силу обстоятельств помещен ребенок. Постоянный мониторинг и, при необходимости, коррекция характероформирующей среды является обязанностью педагога. Любое образовательное учреждение должно иметь план текущей работы и долгосрочных мероприятий по воспитанию антиэкстремистских и антитеррористических настроений учащихся. |
Комплексная программа по организации антитеррористической работы
с учащимися образовательных организаций.
Цель: Организация работы по формированию у учащихся представлений о поведении в экстремальных ситуациях посредством проведения профилактической работы, создание в образовательной организации морально-нравственной среды, исключающей возникновение экстремистских настроений у детей и подростков.
Задачи:
Ø Актуализация мотивационной сферы личности педагогов, учеников и их родителей.
Ø Создание доверительного психологического климата между педагогами, учениками и родителями.
Ø Развитие гуманистических личностных установок.
Ø Воспитание стойких психологических и нравственных навыков межнациональной и религиозной толерантности.
Ø Достижение сотрудничества между всеми участниками учебно – воспитательного процесса.
Основные направления работы:
Ø Самообразование преподавателей различных дисциплин, классных руководителей в данной области.
Ø Создание интегрированных (межпредметных) программ профилактики экстремистских настроений в образовательной организации.
Ø Совместная с работниками полиции, здравоохранения, пожарной службы и других ведомств (по необходимости) просветительская работа с классными руководителями, учащимися и родителями.
Ø Выработка совместно с родителями учащихся оптимальных мер системы воспитания по данной проблеме.
Нормативные документы:
Ø Тематический учет знаний.
Ø План мероприятий по проведению антитеррористической работы.
Ø Журнал учета посещаемости консультаций, бесед, классных часов и практических занятий.
Ø Итоги диагностирования учащихся.
Этапы реализации программы
по организации антитеррористической работы в школе.
Этапы |
Мероприятия |
Ответствен-ный |
Подготовительный. Цель: выявить позитивный опыт организации антитеррористической работы в школе, определить приоритетные направления его развития. |
1. Провести педсовет. 2. Создать проблемные группы по разработке концепции организации антитеррористической работы в школе.
|
завуч по УВР, преподаватель- организатор ОБЖ |
Прогностический. Цель: разработать программу, подготовить условия (создать методическую и практическую базу) для организации работы по проблеме. |
1. Разработать программу по организации антитеррористической работы в школе. 2. Моделирование структуры управления антитеррористической работой в школе. 3. Диагностировать уровень самооценки и поведения школьников с целью выявления отклонений от концептуальных направлений антитеррористичес-кой работы. 4. Определить пути формирования гуманистической позиции учителя. |
преподаватель- организатор ОБЖ, завуч по УВР, руководитель МО, классные руководители, директор школы |
Практический. Цель: реализация программы деятельности, внесение коррективы в концептуальные положения.
|
1.Разработать целевые планы антитеррористической работы по классам.
2. Провести школьный мониторинг по проблеме поведения в экстремальных ситуациях.
3. Организовать комплексное изучение личности школьника (по ступеням обучения), его развитие и ценностные ориентиры. 4. Создание условий с целью обеспечения адекватного поведения учащихся и педагогического состава школы в случае теракта: организовать просветительскую работу классов в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями учащихся; организовать отработку умения правильной эвакуации участников учебно – воспитательного процесса; организовать отработку умения оказания первой медицинской помощи при различного рода травмах. |
Классные руководители. Завуч по УВР.
Классные руководители
Классные руководители, препод. - орг. ОБЖ, мед. работник, классные руководители |
Обобщающий. Цель: обобщить позитивный опыт реализации программы по организации антитеррористической работы в школе. |
1.Провести школьную педагогическую конференцию «Осуществление на практике программы по организации антитеррористической работы в школе: опыт, проблемы, перспективы». 2. Выявить уровень психологического самовоспитания школьников. 3. Анализ и коррекция целевых планов антитеррористической работы по классам, внесение корректив в комплексную программу школы. 4. Определение эффективности управления антитеррористической деятельностью в школе.
|
Завуч по УВР, классные руководители
завуч по УВР
завуч по УВР
Все участники программы |
Технологическая карта комплексной программы по организации
антитеррористической работы в школе для классных руководителей.
Ключевые компоненты |
Формы работы |
Сроки |
Ответственные |
1. Диагностическая работа с детьми и их родителями. |
|||
Целенаправленная работа по диагностике детей, родителей. |
Изучение результатов анкетирования, опроса; беседы с родителями; диагностическая работа с детьми по выявлению степени подготовленности детей к адекватному поведении в экстремальных ситуациях. |
В тече-ние года |
Классные руководители, учителя - предметники |
Изучение детей и составление психолого – педагогических карт на детей. |
Сбор материалов, выявление первоочередных задач организации антитеррористической работы, заполнение индивидуальных карт на учащихся. |
В тече-ние года |
Классные руководители |
Работа классных руководителей по изучению личности каждого ребенка и выявление причин возможного неадекватного поведения школьников в экстремальной ситуации: соматически ослабленные; дезадаптация, конфликтность, личностные особенности; семейные взаимоотношения; социальное окружение; ошибки педагогов. |
КТД класса, школы, тестирование, анкетирование, классные часы, дежурство по школе; Родительский педобуч, тренинги общения. |
В тече-ние года |
Классные руководители, завуч по УВР. |
2. Педагогическое просвещение классных руководителей, учителей – предметников, родителей. |
|||
Учебно – просветительская работа классных руководителей, учителей – предметников, родителей.
|
Семинары, родительский педобуч, малые педсоветы, психолого – педагогические консультации. |
В тече-ние года. |
Классные руководители, учителя – предметники, завуч по УВР, преподаватель-организатор ОБЖ. |
3. Профилактическая работа со школьниками. |
|||
Профилактическая и коррекционная работа со школьниками. |
Цикл бесед: 1. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях. 2. Экстремальная террористическая ситуация и первоочередные действия человека, попавшего в нее. 3. Возможности выживания человека в условиях террористической ситуации. 4. Основы медицинских знаний для оказания первой помощи в экстремальной ситуа-ции: общие принципы оказания самопомощи; общие принципы оказания первой помощи пострадавшему товарищу; приемы оказания первой помощи при различного рода травмах. Цикл классных часов по психологии самовоспитания: 1. Самовоспитание как движущая сила развития личности. 2. Средства самовоспитания и самовоздействия: самообязательства; самоконтроль и самоотчет; самоприказ. 3. Самооценка как фактор самовоспитания: средства и приемы самооценки. 4. Психолого – педагогические основы самовоспитания учащихся: педагогическое стимулирование деятельности по самовоспитанию; пути и условия формирования самооценки. 5. Отработка умения правильной эвакуации. 6. Отработка умения оказания первой медицинской помощи |
В тече-ние года |
Классные руководители
Медицинский работник, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители.
Школьный психолог, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители. |
4. Подведение итогов. |
|||
Подведение итогов профилактической антитеррористической работы в школе, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме. |
Педсовет в форме конференции «Осуществление на практике программы по организации антитеррористичес-кой работы в школе: опыт, проблемы, перспективы». |
Май |
Администрация школы, классные руководители, учителя – предметники. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.