Научно-методический материал. ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ШКОЛЕ

  • Научные работы
  • Презентации учебные
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 17.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ШКОЛЕ.docx

 

ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ШКОЛЕ

    

Преподаватель-организатор  ОБЖ  Дегтярёв А.И.

 

В настоящее время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.

     Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но и в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, образовательных учреждений, граждан. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении нашего экономического и политического потенциала.

     Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.

     C учетом изложенного наша основная задача заключается в том, чтобы на фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы – изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий.

      Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, как уже говорилось, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации.

    Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Инструментом для проведения такой работы следует избрать школу – как важнейший институт воспитания и социализации молодежи. При проведении этой работы нужно руководствоваться очень правильным постулатом, прозвучавшим на днях в ходе парламентских дебатов: «Школа – это поле боя за будущее России».

    В данной связи под эгидой Национального антитеррористического комитета разработана программа и модульный сетевой учебно-методический курс «Воспитание антитеррористического поведения и иммунитета к религиозному экстремизму» для дополнительной подготовки и методической поддержки работников образования. Межрегиональной общественной организацией «Общество психологов силовых структур» разработан комплект учебных пособий для школьников под общим названием «Терроризм – зло». Пособия подготовлены с учетом возрастных особенностей учащихся и предназначены для разных ступеней общеобразовательных учреждений (начальной, основной, старшей).

     Министерством культуры Российской Федерации совместно с ФСБ России разработана передвижная выставка «Терроризм – главная угроза человечеству».     Приведенные примеры выборочны и призваны лишь иллюстрировать тот колоссальный объем работы, который проводится российским государством по противодействию распространению идеологии терроризма в молодежной среде. Однако следует признать, что реализованные и реализуемые проекты носят пилотный характер и требуют системного применения в каждом федеральном округе и в каждом субъекте Российской Федерации и, прежде всего, в Южном федеральном округе.

    Воспитание способно предотвратить появление разрушительных импульсов в душе ребенка или нейтрализовать их. Педагогика сегодня в силах воспрепятствовать «комплексу Герострата», разрушительства, – воспитанием созидателей, поощрением человечности, благоговения перед человеческой жизнью как священной и неприкасаемой, высшей, предельной,                          абсолютной ценностью. Если террорист не может не ненавидеть людей, то, стало быть, в антитеррористических целях надо вызывать к жизни, лелеять и укреплять истинную любовь к людям, восхищение человеком как таковым. Это значит, что педагогам следует научить детей тому, что, критически относясь к  отдельным поступкам человека, он не имеем права ненавидеть самого человека, что для человека не должно существовать ненавистных групп людей — ни какой-либо национальности, ни религии, ни образа жизни. Если террорист верит в устрашение как в путь к повиновению себе, стало быть, необходимо воспитывать в детях любовь к могуществу именно добра, добра личного и коллективного.

Основой воспитательной работы по профилактике экстремистских настроений в детской и молодежной среде должно стать коллективное стремление  педагогов ОО привить учащимся понимание значения общечеловеческих ценностей в деле формирования безопасного и гуманистического общества. Обязательно в процессе преподавания любой дисциплины должен присутствовать этнографический элемент, помогающий учащимся сформировать устойчивое понимание «одинаковости» основных жизненных устоев представителей различных национальных или религиозных групп.

Основой мировоззрения ребенка всегда были и будут те взгляды и принципы, которые  присущи его в семье, мнение родителей по тем или иным вопросам являются определяющими в формировании комплекса жизненных ценностей человека, его жизненной позиции. Работа по профилактике экстремистских настроений учащихся следует, пожалуй, начинать с разъяснительной работы с их родителями.

Важно для педагога помнить и строго следовать в своей работе двум принципам: «Все равны» и «Не разделяй». Нельзя дифференцировать детей, делить по признакам «учится хорошо-плохо», «ведет себя хорошо-плохо», «соображает быстро - медленно», «может сдать деньги в фонд класса – не может» и т.д. Еще важнее не выделять из числа учеников кого-либо и тем более назидательно ставить его в пример. Такое поведение педагога может спровоцировать у морально и психологически незрелых учащихся чувства превосходства у одних и ощущение собственной неполноценности у других. Как результат – возникает конфликт, который в силу объективных особенностей возрастного поведения, разрешается, как правило, насильственным путем и может носить затяжной характер.  Постепенно формируются такие качества как антисоциальная индификация личности, нетерпимость к индивидуальным особенностям других, конфликтность, склонность к насильственным действиям и т.д. Если учащийся, вызывающий чувства неприятия, является представителем иной национальной, социальной, религиозной группы то это свои негативные чувства ребенок переносит на всю группу.

Воспитание толерантного, благожелательного отношения ребенка к окружающим - процесс повседневный, многоэтапный и трудоемкий. Результат зависит от многих факторов: бытовых, социально-экономических, информационных условий жизни субъекта, образовательной среды, окружения в которых в силу обстоятельств помещен ребенок. Постоянный мониторинг и, при необходимости, коррекция  характероформирующей среды является обязанностью педагога.

Любое образовательное учреждение должно иметь план текущей работы и долгосрочных мероприятий по воспитанию антиэкстремистских и антитеррористических настроений учащихся.

Комплексная программа по организации антитеррористической работы

с учащимися  образовательных организаций. 

Цель: Организация работы по формированию у учащихся представлений о поведении в экстремальных ситуациях посредством проведения профилактической работы, создание в образовательной организации  морально-нравственной среды,  исключающей возникновение экстремистских настроений  у детей и подростков.  

Задачи:

Ø    Актуализация мотивационной сферы личности педагогов, учеников и их родителей.

Ø    Создание доверительного психологического климата между педагогами, учениками и родителями.

Ø    Развитие гуманистических личностных установок.

Ø    Воспитание стойких психологических и нравственных навыков межнациональной и религиозной толерантности.

Ø    Достижение сотрудничества между всеми участниками учебно – воспитательного процесса.

Основные направления работы:

Ø    Самообразование преподавателей различных дисциплин,  классных руководителей в данной области.

Ø    Создание интегрированных (межпредметных) программ профилактики экстремистских настроений в образовательной организации.

Ø    Совместная с работниками полиции, здравоохранения, пожарной службы и других ведомств (по необходимости) просветительская работа с классными руководителями, учащимися и родителями.

Ø    Выработка совместно с родителями учащихся оптимальных мер системы воспитания по данной проблеме.

Нормативные документы:

Ø    Тематический учет знаний.

Ø    План мероприятий по проведению антитеррористической работы.

Ø    Журнал учета посещаемости консультаций, бесед, классных часов и практических  занятий.

Ø    Итоги диагностирования учащихся.

 

Этапы реализации программы

по организации антитеррористической работы в школе.

 

Этапы

Мероприятия

Ответствен-ный

Подготовительный.

Цель: выявить позитивный опыт организации антитеррористической работы в школе, определить приоритетные направления его развития.

1. Провести педсовет.

2. Создать проблемные группы по разработке концепции организации антитеррористической работы в школе.

 

завуч по УВР,

преподаватель-

организатор ОБЖ

Прогностический. Цель: разработать программу, подготовить условия (создать методическую и практическую базу) для организации работы по проблеме.

1. Разработать программу по организации антитеррористической работы в школе.

2. Моделирование структуры управления антитеррористической работой в школе.

3. Диагностировать уровень самооценки  и поведения  школьников с целью выявления отклонений от концептуальных направлений  антитеррористичес-кой работы.

4. Определить пути формирования гуманистической позиции учителя.

преподаватель-

организатор ОБЖ, завуч по УВР, руководитель МО, классные  руководители,

директор школы

Практический.

Цель: реализация программы деятельности, внесение коррективы в концептуальные положения.

 

 

 

 

 

1.Разработать целевые планы антитеррористической работы по классам.

 

2. Провести школьный мониторинг  по проблеме поведения в экстремальных ситуациях.

 

3. Организовать комплексное изучение личности школьника (по ступеням обучения), его развитие и ценностные ориентиры.

4. Создание условий с целью обеспечения адекватного поведения учащихся и педагогического состава школы  в случае теракта:

организовать просветительскую работу классов в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями учащихся;

организовать отработку умения правильной эвакуации участников  учебно – воспитательного процесса;

организовать отработку умения оказания первой медицинской помощи при различного рода травмах.

Классные руководители. Завуч по УВР.

 

Классные руководители

 

 

 

Классные  руководители, препод. - орг. ОБЖ,

мед. работник,

классные руководители

Обобщающий.                Цель: обобщить позитивный опыт реализации программы по организации антитеррористической работы в школе.

1.Провести школьную педагогическую конференцию «Осуществление на практике программы по организации антитеррористической работы в школе: опыт, проблемы, перспективы».

2. Выявить уровень психологического самовоспитания школьников.                                                3. Анализ и коррекция целевых планов антитеррористической работы по классам, внесение корректив в комплексную программу школы.                                       4. Определение эффективности управления антитеррористической деятельностью в школе.

 

Завуч по УВР, классные руководители

 

 

завуч по УВР

 

завуч по УВР

 

Все участники программы

 

Технологическая карта комплексной программы по организации

антитеррористической работы в школе для классных руководителей.

 

Ключевые компоненты

Формы работы

Сроки

Ответственные

1. Диагностическая работа с детьми и их родителями.

Целенаправленная работа по диагностике детей, родителей.

Изучение результатов анкетирования, опроса; беседы с родителями; диагностическая работа с детьми по выявлению степени подготовленности детей к адекватному поведении в экстремальных ситуациях.

В тече-ние года

Классные руководители, учителя - предметники

Изучение детей и составление психолого – педагогических карт на детей.

Сбор материалов, выявление первоочередных задач организации антитеррористической работы, заполнение индивидуальных карт на учащихся.

В тече-ние года

Классные руководители

Работа классных руководителей по изучению личности каждого ребенка и выявление причин возможного неадекватного поведения школьников в экстремальной ситуации:     соматически ослабленные; дезадаптация, конфликтность, личностные особенности;  семейные взаимоотношения; социальное окружение;        ошибки педагогов.

КТД класса, школы, тестирование, анкетирование, классные часы, дежурство по школе;

Родительский педобуч, тренинги общения.

В тече-ние года

Классные руководители, завуч по УВР.

2. Педагогическое просвещение классных руководителей, учителей – предметников, родителей.

Учебно – просветительская работа классных руководителей, учителей – предметников, родителей.

 

Семинары, родительский педобуч, малые педсоветы, психолого – педагогические консультации.

В тече-ние года.

Классные руководители, учителя – предметники, завуч по УВР, преподаватель-организатор  ОБЖ.

3. Профилактическая работа со школьниками.

Профилактическая и коррекционная работа со школьниками.

Цикл бесед:                            1. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях.                                2. Экстремальная террористическая ситуация и первоочередные действия человека, попавшего в нее.                     3. Возможности выживания человека в условиях террористической ситуации.                            4. Основы медицинских знаний для оказания первой помощи в экстремальной  ситуа-ции:                                общие принципы оказания самопомощи;                     общие принципы оказания первой помощи пострадавшему товарищу;                      приемы оказания первой помощи при различного рода травмах.                               Цикл классных часов по психологии самовоспитания:                  1. Самовоспитание как движущая сила развития личности.                                         2. Средства самовоспитания и самовоздействия: самообязательства; самоконтроль и самоотчет;                  самоприказ.                              3. Самооценка как фактор самовоспитания:         средства и приемы самооценки.                          4. Психолого – педагогические основы самовоспитания учащихся:         педагогическое стимулирование деятельности по самовоспитанию;                  пути и условия формирования самооценки.                                  5. Отработка умения правильной эвакуации.  6. Отработка умения оказания первой медицинской помощи

В тече-ние года

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

Медицинский работник, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители.

 

 

 

 

 

 

 

Школьный психолог, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители.

4. Подведение итогов.

Подведение итогов профилактической антитеррористической работы  в школе, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме.

Педсовет в форме конференции «Осуществление на практике программы по организации антитеррористичес-кой работы в школе:                опыт, проблемы, перспективы».

Май

Администрация школы, классные руководители, учителя – предметники.