Научно-методический материал. Реализация технологии модульного обучения в школе

  • Научные работы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Реализация технологии модульного обучения в школе Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И. Часть 1. Сущность и принципы технологии модульного обучения. Передовой опыт практической деятельности учителей многих учебных заведений подтверждает их стремление к активному поиску и использованию педагогических технологий в работе с современными учащимися. Модульное обучение применяется не только в общеобразовательных школах, но и в ВУЗах в сочетании с лекционно-семинарской системой, в дистанционном обучении учащихся, студентов и абитуриентов. Дистанционный курс составлен из модулей содержания и рассчитан на самостоятельную работу обучающегося, который должен уметь распределять время и работать с информацией.
Иконка файла материала Реализация модульного обучения в школе.doc
1 Реализация технологии модульного обучения в школе Преподаватель­организатор  ОБЖ  Дегтярёв А.И. Часть 1. Сущность и принципы технологии модульного обучения.   Передовой опыт практической деятельности учителей многих  учебных заведений подтверждает их стремление к активному поиску и  использованию педагогических технологий в работе с современными  учащимися.  Модульное обучение применяется не только в общеобразовательных  школах, но и в ВУЗах в сочетании с лекционно­семинарской системой, в  дистанционном обучении учащихся, студентов и абитуриентов.  Дистанционный курс составлен из модулей содержания и рассчитан на  самостоятельную работу обучающегося, который должен уметь распределять  время и работать с информацией.  Работа с информацией требует:  умения извлекать информацию, представленную в форме текстового   материала, видеосюжета, проблемной ситуации;  анализировать информацию, выделять главное, сравнивать данные,   обобщать и систематизировать материал, представлять результат в виде  курсовой работы, реферата, творческого проекта и т.д.  Поэтому вопрос применения технологии модульного обучения  приобретает актуальность в работе с учащимися выпускных классов. Именно  технология, а не отдельно взятые из этой технологии методики, позволяющие  учителю оживить комбинированный урок.  Педагогическая (образовательная) технология – это система  функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная  на научной основе, запрограммированная во времени и приводящая к  намеченным результатам.  Каждая педагогическая технология включает в себя:   целевую направленность;   научные идеи, на которые опирается;   системы действий преподавателя и учащегося;  критерии оценки результата;  ограничения в использовании.  Технология модульного обучения характеризуется опережающим  изучением теоретического материала укрупненными блоками­модулями,  алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью  циклов познания и других циклов деятельности, поуровневой  индивидуализацией учебной деятельности и созданием ситуации выбора для2 учителя и учащихся. Данная технология обеспечит учащемуся развитие его  мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, умение осуществлять  самоуправление учебно­познавательной деятельностью в собственном  комфортном темпе. Этот темп может определить для себя учащийся,  понимающий с какой целью и для чего он должен работать самостоятельно.  Учитель имеет возможность оказания индивидуальной помощи учащимся.  Но в данном случае помощь учителя дозирована и оказывается в тех  случаях:   если учащийся, выполнив инструкцию, не знает, что делать дальше;   долго выполняет учебный элемент, не умея работать с учебником, картой,  выполнить эксперимент;   не знает содержания, не выполнив домашнего задания и т.д.  На всех этапах процесса обучения учитель выступает как организатор  и руководитель процесса обучения и взаимодействия учащихся. Учитель  организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся,  планируя время на выполнение задания с учетом психологических  особенностей учащихся, темпов работы, учебных возможностей, умений  работать самостоятельно. Технология модульного обучения гарантирует  каждому учащемуся освоение выбранного им образовательного уровня и  продвижение на более высокий уровень обучения.  Уровень определяет сам учащийся, будучи честным с собой и проведя  рефлексию своей работы:  выполнив задание, оценил себя с помощью предложенных учителем  критериев;   проанализировал качество выполнения с позиции: если выполнил  правильно, то благодаря чему, а если неправильно, то почему;   спланировал свои дальнейшие действия, исходя из полученного  результата.  А это сложная и незнакомая для многих учащихся оценочная и  рефлексивная деятельность.   Сущность модульного обучения заключается в том, что учащийся  полностью самостоятельно или с некоторой помощью учителя достигает  конкретных целей собственной познавательной учебной деятельности в  соответствии со своими потребностями и возможностями в процессе работы с модулем.  Ведущими принципами технологии модульного обучения являются:  принцип модульности,  структуризации содержания обучения на обособленные элементы,  динамичности,  деятельности, гибкости,  осознанной перспективы,3 разносторонности методического консультирования и паритетности.   Принцип модульности предполагает цельность и завершенность,  полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде системы  учебных элементов – в дальнейшем УЭ. Из блоков­модулей, как из элементов, конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока­модуля  взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в  процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной  деятельности.  Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда  целей, которые должны быть поняты и приняты учащимися, иначе нарушится  целостность цикла учебной деятельности, состоящего из следующих  элементов:  принятие цели учащимся;   подготовка к восприятию нового материала;   практическая учебная деятельность; анализ содержания;   построение доказательств;   подведение итогов учения;   постановка новых целей.  Конструирование ряда целей – особенность технологии модульного  обучения. Важнейшая из целей самой технологии является создание  комфортного темпа работы для каждого учащегося. Каждый учащийся  получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем. Применение  принципа планирования совместной деятельности учителя и учащегося имеет  большое воспитательное значение. Научить учащихся выполнять задание  вовремя, значит научить их учиться ответственно. Идея структурирования  реализуется на уровне целей обучения и на уровне содержания учебного  материала модульных программ, модулей и учебных элементов. Каждый  учебный курс уже содержит учебные модули (темы), состоящие из блоков ­  модулей содержания теоретического учебного материала и блоков  алгоритмических предписаний учебных умений и навыков, которые  содержатся в каждой учебной программе.   Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в  области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает  единицу меры, величину или коэффициент. Модуль ­ законченный блок  информации, обеспечивающий достижение каждым обучающимся  определенных дидактических целей. Модуль ­ это целевой функциональный  узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им.  Конструирование модулей по типу функционального узла, интегрирующего  все компоненты системы, позволяет выделить его в качестве единицы  процесса обучения. Состав, структура, функционирование модуля,4 посредством которого взаимодействуют подсистемы преподавания и учения,  полностью характеризуют особенности процесса обучения на модульной  основе. Это еще одна особенность, которую должен взять на вооружение  учитель при разработке модуля: модульная программа должна работать как  система обучения и взаимодействия.  Образовательная технология позволяет оптимизировать учебный  процесс, обеспечив его целостность в развитии познавательной и личностной  сферы учащихся. Цель технологии модульного обучения заключается в  содействии развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с  учетом индивидуальных учебных возможностей. Интенсивный характер  технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения  наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.  Оптимальным, доступным, разноуровневым должно быть содержание,  представленное не текстом учебного пособия, а в сжатой форме, с  применением средств обучения, в комфортном для работы учащихся виде.  Технология модульного обучения позволяет учителю использовать  достаточно широкий набор испытанных современных методов и методик.  Подготовительный этап в технологии модульного обучения требует больших  усилий, если учитель первый раз использует эту технологию, поэтому  профессиональная культура учителя в процессе дальнейшей работы  закономерно выходит на высокий технологический уровень.  Часть 2. Модульная технология как дидактическая система Система ­ это совокупность взаимодействующих элементов.  Дидактическая система должна содержать:  целевой компонент, деятельность учителя и учащихся, содержание, формы,  методы, средства обучения, образовательный результат. Педагогическая  система в технологии модульного обучения выступает в качестве  мотивированной, обладающей определенной целью системы, направленной на  конкретный объект либо субъект, осуществляемой с помощью совокупности  определенных способов (методов), средств и воздействий деятельности  учителя, приводящей к запланированному результату. Технология модульного обучения прекрасно сочетается с классно­урочной системой, лекционно­ семинарской системой, технологиями интерактивного взаимодействия. Целевые ориентации технологии модульного обучения включают в себя:   освобождение учителя от чисто информационной функции в пользу  консультационно­координирующей;  создание условий для совместного выбора учителем и учащимися  оптимального пути обучения;5  формирование умений самостоятельного учения и самообразования;  развитие рефлексивных способностей учащихся;   формирование критического мышления;   создание адаптивного развивающего образовательного пространства для  учащихся.  Модульная система организации учебного процесса построена на  основе психологически корректных режимов функционирования памяти,  внимания, мышления, гуманизации содержания и педагогических  взаимодействий. Педагогический процесс обеспечивается многократно  повторяющейся и варьирующейся самостоятельной работой учащихся. В  ходе модульного образовательного процесса каждый учащийся включается в  активное восприятие учебного материала и в активное его усвоение. Переход  от одного уровня к другому осуществляется через контроль путем  диагностики всего объема знаний, умений и навыков, предусмотренной  программой на данном уровне. Модульный урок не предполагает молчаливую  скучную работу каждого учащегося над своим заданием. Опытный учитель,  владеющий методикой сочетания таких форм организации познавательной  деятельности как индивидуальная, групповая и коллективная, сделает урок  по­настоящему продуктивным и современным. Учитель выполняет функции  тьютора, а не постороннего наблюдателя, поэтому конструируя модульный  урок, будет использовать методы активного и интерактивного  взаимодействия, не забывая об индивидуальной траектории учащихся.  Методы обучения и воспитания должны быть вплетены в структуру модуля,  поэтому учитель должен хорошо владеть методикой их организации.  К ним относятся:  блочный метод, куда входят информация, проверка, коррекция,  метод мотивации и стимулирования учебно­познавательной  методы словесной и наглядной передачи учебной информации, т.е.   решение проблемного вопроса, проверка ­ входной, выходной контроль;   деятельности обучающихся, который реализуется путем создания проблемной ситуации, новизны, опоры на жизненный опыт;   объяснение, разбор, комментирование, таблицы, условные обозначения;  списывания с заданиями;   собственных примеров, группировку материала, творческие работы.  Методов, которые всегда давали бы максимальный эффект, не  продуктивный метод, направленный на составление таблиц, подбор  репродуктивный метод, включающий различные виды разбора,  существует, так как на результат влияют характер учебного предмета,  программы, личности учителя и учащегося, условия применения. Задача  учителя заключается в правильном подборе методов обучения, наиболее  эффективных в конкретных обстоятельствах. В структуре технологии6 модульного обучения предполагается и некоторое разделение деятельности  учителя и учащихся.  Деятельность учащихся:  проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление;  формирует навыки общения; дает возможность работать в индивидуальном темпе; учит рационально распределять свое время;  реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.        Деятельность учителя включает в себя:    разработку модульной программы и ученического модуля; мотивацию, организацию, координацию, консультацию, контроль;  осуществление мотивационно­рефлексивного управления обучением. В качестве конечных результатов образовательного процесса в  технологии модульного обучения предполагается развитие познавательных,  социальных, коммуникативных способностей личности, сформированность у  каждого учащегося общеучебных умений и навыков. При модульном обучении достигается комфортный темп работы обучаемого, определение им своих  возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграция  различных его видов и форм, достижение высокого уровня конечных  результатов. Учебная деятельность при модульном обучении структурируется на учебные ситуации или задачи, учебные действия, контроль, оценку.  Процесс усвоения, построенный целиком на деятельности учащихся, при  модульной организации обеспечивает глубину и прочность усвоения за счёт  раскрытия существенных сторон нового материала и различных форм  материализации новых знаний. Очень важно строить процесс обучения в  согласии с процессом усвоения. Этим модульные уроки отличаются от  обычных. Они представляют собой полный цикл процесса познания ­ описание ­ объяснение ­ проектирование. Модульная технология в начале каждого  этапа деятельности предполагает мотивацию, помогающую учащемуся понять какую информацию и для чего он осваивает. Взаимосвязанные мотивационные этапы обеспечивают путь от знаний к умениям, а многократно повторяющаяся учебная деятельность – от умений к навыкам. В ходе модульного обучения  осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей  этого важнейшего процесса. Постановка целей выступает как процесс  модульного проектирования управления по формированию и развитию  личности воспитуемого и обучаемого на основе социального заказа.  Планирование и прогнозирование в технологии модульного обучения  заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития  ученика, учителя, коллектива класса в целом в определенных условиях  окружающей среды на основе педагогического анализа.Организация исполнения связана с реализацией модульных  7 Проектирование – это составление технологической карты модуля,  Определение комплексной дидактической цели модуля, которая  образовательных планов, программ и собственных педагогических решений  через коммуникации в управлении обучением и воспитанием всех участников  педагогического процесса: Первичное конструирование, т.е. умение выделить оптимальную  1. модель обучения, представление учебного курса как системы, наглядное  представление по всему курсу, теме, уроку.  2. что ведет к закономерности учебного процесса.  3. формируется на уровнях знаний, умений и навыков и значение их для  последующего усвоения материала, для жизненной практики, для духовного  развития.  4. информации, при этом учебный материал рассматривается не только как  порция информации, которую надо усвоить, но и как источник ценностных  ориентаций. Учитель создает развивающее поле на определенное количество  уроков зависимости от поставленных целей. Задания (групповые,  дифференцированные, парные) направлены на формирование системного  мышления, т.к. вводятся фундаментальные понятия, раскрывается  использование этих понятий в разных разделах, в новых ситуациях.  5. усвоения материала. Уровни планируемого результата определяются в  соответствии с требованиями системы оценивания.  Отбор содержания модуля, который составляет законченный блок  Разработка процедур контроля, измерения, диагностики качества  Часть 3. Методика построения предметного учебного модуля, модульной  программы по отдельной теме, модульного урока Блочно­модульное планирование ­ это результат систематизации форм и методов, применяемых учителем. При этом необходимо учитывать и  дидактические принципы: отбор и генерация учебного материала с учетом  индивидуальных особенностей учащихся, рациональное сочетание  индуктивного и дедуктивного подходов, ориентация учащихся на  самостоятельную познавательную деятельность. Каждый учебный курс  состоит из учебных модулей, состоящих из блоков­модулей содержания  теоретического учебного материала и блоков алгоритмических предписаний  учебных умений и навыков. То есть фактически возможно разделение всего  учебного материала на модуль содержания, модуль обучения и модуль  контроля. Конструирование модулей по типу функционального узла,  интегрирующего все компоненты систем ы, позволяет выделить его в качестве8 единицы процесса обучения. Состав, структура, функционирование модуля,  посредством которого взаимодействуют подсистемы преподавания и учения,  полностью характеризуют особенности процесса обучения на модульной  основе. Причем контроль проводится в формах, снижающих напряжение и  страх учащихся:   выборочный контроль, т.е. добровольное выполнение заданий по выбору;  персональный контроль, так называемый «тихий» индивидуальный опрос  желающих;  фронтальный опрос при необходимости актуализации ранее изученных  терминов, фактов и т.д.;   тематический контроль в конце выполнения модуля в виде контрольных  работ, участия в дебатах и т.д. Модульная программа – не конспект урока или планирование учебного  материала учителем, это программа деятельности учащегося по изучению  определенной темы. Процесс построения модульной программы курса  начинается с определения ее структуры. Прежде всего, необходимо  сформулировать комплексную дидактическую цель курса, которая и будет  реализовываться модульной программой. Далее составляется план действий,  на базе которого разрабатываются модули, состоящие из отдельных элементов обучения конкретным приемам, творческому мышлению, самоконтролю.  Содержание отдельных модулей должно быть представлено законченными  блоками, чтобы имелась возможность обучения в соответствии с комплексной дидактической целью.  Этапы структурирования модульной программы: На подготовительном этапе структурирования учебной модульной  программы большое внимание уделяется: — изучению учебных возможностей и потребностей учащихся; — изучению содержания учебной дисциплины; — обоснованию предыдущих знаний учащихся. Первый этап разработки модульной программы включает: — определение названия курса, основных понятий, продолжительности  модуля, целевых установок; — разбивку содержания учебной дисциплины (спецкурса) на отдельные  модули. Учитель должен умело разложить содержание и по уровню сложности,  и по методам работы над ним, не забывая про алгоритмизацию. Это значит,  что если, например, при изучении нового материала учитель задает  самостоятельную работу с текстом учебника, то обязательно должен  продумать наводящие вопросы для учащихся с низким уровнем обученности,  рекомендации о дальнейшем направлении для тех, кто выполнил задание  полностью, и тех, у кого возникли трудности. При этом для сильных учащихся в содержании должны быть проблемные темы, дополнительная информация и9 т.д. Ученики имеют разные учебные возможности: кто­то может только узнать знакомые факты, кто­то выполнит несложные действия, а кто­то установит  межпредметные связи. Технология модульного обучения дает учащимся  возможность выбора. Второй этап — разработка структуры модуля. Описание структуры модуля идет параллельно по всем модулям курса.  Точно сформулированная комплексная дидактическая цель определяет  направление изучения каждого модуля и, соответственно, отбор содержания  учебного материала. В зависимости от цели модульные программы могут быть  познавательного или деятельностного типа.  Для составления новых модульных программ необходимо:  1) выявить из учебных программ требования к подготовке учащихся по  данному предмету и в соответствии с ними определить комплексные  дидактические цели;  2) привести в соответствие с ними модули (блоки информации),  раскрывающие задачи обучения, объединить их в систему;  3) для каждого модуля охарактеризовать совокупность приемов и в  соответствии с ними выбрать методы обучения. Модуль как средство модульного обучения — это целевой  функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы  учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по  достижению цели учебно­познавательной деятельности, индивидуальная  программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания  по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.10 В модуль входят: 1) план действий с указанием конкретных целей; 2) банк информации; 3) методическое руководство по достижению указанных целей.  Чтобы составить план действий, нужно: 1) выделить основные научные идеи предмета на данном этапе его изучения; 2) объединить учебное содержание в определенные блоки; 3) сформулировать комплексную дидактическую цель (общую цель обучения); 4) выделить из комплексной дидактической цели интегрирующие  дидактические цели и сформировать модуль; 5) разделить каждую интегрирующую дидактическую цель на частные  дидактические цели и выделить в модуле учебные элементы. Банк информации ­ это учебное содержание. Оно выстраивается в  соответствии с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы ученик  эффективно его усваивал. Методическое руководство по усвоению учебного содержания ­ это  письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти  нужный материал, как выполнить проверку и т.д. Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока – это шаг к  достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть много (не  более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:11 УЭ­1 – включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, УЭ­0 – направлен на определение интегрирующей цели по достижению   результатов обучения;  направленные на овладение новым материалом и т.д;   УЭ­2 и последующие – отработка учебного материала;  завершающий УЭ – включает выходной контроль знаний, подведение  итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего  задания, которое должно быть дифференцированным, с учетом успешности  работы учащегося на уроке, рефлексию, т. е. оценку своей работы с учетом  оценки окружающих.  Структура модуля включает:  название модуля;  количество часов;  комплексную дидактическую цель;  планируемые результаты;  критерии оценки деятельности;  тематический план. Особенность этой структуры проявляется в том, что она дает не  описательную, а конструктивную предписывающую схему, определяя  результат обучения на выходе. Четкая формулировка комплексной  дидактической цели, выраженная через результаты деятельности  учащихся, позволяет разрабатывать критерии оценки результатов обучения.  Составлением модульной программы на весь годовой предметный курс  требует от учителя досконального изучения пояснительной записки к учебной программе, из которой будет формулироваться комплексная дидактическая  цель. Большой объем работы потребуется для составления тематического  планирования, потому что оно будет отличаться от предложенного  календарно­тематического планирования по учебному предмету, не  учитывающего индивидуальные возможности класса и отдельных учащихся.  Критерии оценки деятельности учащихся должны быть разработаны по  правилам рефлексивно­оценочной деятельности, дающей учащимся  возможность оценивать самостоятельную познавательную деятельность, и  понимать, какой будет его отметка за выполнение модуля. Рейтинговая  система оценки ­ одно из сильных и сложных звеньев технологии модульного  обучения. Планируя модульную программу на конкретную тему, необходимо  увязывать комплексную дидактическую цель изучения курса с комплексной  дидактической целью темы и внимательно из этих целей переходить к целям  каждого модуля полученной программы.  Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно  осуществлять постепенно, проведя перед этим большую подготовительную  работу. Во­первых, необходимо тщательно проработать учебный материал12 всего курса, всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные,  основополагающие идеи. Необходимо четко знать, что представляет собой  комплексная дидактическая цель, и сформулировать для учащихся  интегрирующую цель (УЭ­0), где указывается, что к концу занятия он должен  изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д. Поэтому методическая  грамотность учителя предполагает наличие умений проводить педагогический анализ, постановку целей, планировать, организовывать, контролировать  корректировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся.  Во­вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность  учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид  работы учащихся, алгоритм выполнения заданий, критерии оценки  выполнения, коррекцию собственной деятельности. В­третьих, подобрать  дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие  наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты и  т.д. Затем разработать методическое сопровождение учащихся с учетом  индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. С учетом объема и  сложности учебного содержания, ограниченного количества учебного  времени, отводимого на изучение некоторых школьных предметов, многие  учителя используют некоторые формы уроков из лекционно­семинарской  системы: лекции, практикумы, конференции и т.д. Такой подход требует  педагогического мастерства и способствует развитию компетентности  учителя. Необходимо помнить, что для многих учащихся самоцелеполагание,  самооценка и рефлексия ­ очень сложные процессы для учащихся и требуют  дополнительной подготовки. Учитель тоже должен изменить свою функцию с  информационной на консультирующую. Важно, чтобы учащиеся владели  умениями самостоятельной организации обучения, планирования времени и  необходимыми общеучебными и информационными умениями. Можно  сочетать традиционную классно­урочную систему (технология  объяснительно­иллюстративного обучения) с технологией модульного  обучения. При этом к перечисленным умениям добавляются те, которые  необходимы в лекционно­семинарской системе: уметь составлять опорный  конспект лекции, самостоятельно готовиться к практикуму и зачету,  выступать на семинарах, отстаивая и аргументируя свою позицию или точку  зрения.  Учителю, только начинающему знакомство с технологией модульного  обучения нет необходимости разрабатывать модульное обучение на целый  год, можно начать разработку модульной программы на небольшую тему.  Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной  информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с  полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко  определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения13 учебного материала, но и уровень его усвоения. Технологическая карта – одно из средств обучения, которое может дополняться другими. Поэтому главным  является не таблица, с помощью которой описывают модуль, а алгоритм  процесса самостоятельного познания учащегося с учетом его индивидуальных способностей и учебных возможностей. Технологическая карта больше  подходит для модульных программ на целую тему. Выбор форм  представления модульной программы остается за учителем. Последовательность действий учителя по составлению модульной  программы выглядит следующим образом:  определение комплексной цели обучения и ее формулирование;   отбор содержания учебного материала и приемов учебной  деятельности, направленных на его освоение;  распределение содержания по урокам с учетом исходного уровня  владения материалом (входной контроль);   составление блока информации (теоретического материала темы); определение форм обучения (семинары, практикумы, лабораторные  работы и т.п.);   выбор контроля усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекции  ошибок в усвоении содержания обучения;  подбор литературы для учащихся с указанием перечня обязательных и  дополнительных источников;  написание модульной программы и ее распечатка для каждого  учащегося. Построение модульной программы предполагает определенный  алгоритм, состоящий из следующих этапов:   выявление основных научных идей курса; структурирование содержания учебного материала вокруг этих идей  в определенные блоки;   формулировка комплексной дидактической цели (КДЦ); из комплексной дидактической цели выделение интегрирующий  дидактической цели (ИДЦ) и формирование модуля. Каждый модуль имеет  свою интегрирующую дидактическую цель;  разделение интегрирующий дидактической цели на частные  дидактические цели (ЧДЦ);  на основе частных дидактических целей выделение учебных  элементов (УЭ).  Частные дидактические цели ­ это цели учащихся на каждый учебный  элемент. Отдельный модуль можно прописать в произвольной форме, соблюдая  золотые учительские правила: учащемуся должно быть все понятно,  достаточно проблемно, не перегружено информацией и интересными фактами и предоставлена возможность выбора собственной образовательной14 траектории. Учителя­предметники часто используют обучающий модуль. Это  связано с тем, что некоторые учащиеся продолжительное время не посещают  школу по уважительным причинам, или находятся на надомном обучении,  поэтому учитель предлагает им обучающий модуль, в котором четко расписан алгоритм работы с учетом положения, в котором оказался учащийся. На  уроках трудового обучения и информатики в группе оказываются учащиеся с  разным уровнем подготовки: одни иглу в руках держат второй раз в жизни,  другие картины вышивают; одни используют компьютер только для игр,  другие уже создали какие­то свои игры. Поэтому учителя используют  разноуровневые обучающие модули.  Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала,  состоящую из следующих компонентов:    точно сформулированная учебная цель (целевая программа);  банк информации, т.е. собственно учебный материал в виде обучающей  программы;  методическое руководство по достижению целей (как?);    практические занятия по формированию необходимых умений; контрольная работа, которая строго соответствует целям,  поставленным в данном модуле;  критерии для самооценки полученного результата.  Построение учебного модуля заключается в следующем:  формирование блока­модуля содержания теоретического учебного  материала темы;    выявление учебных элементов темы; выявление связей и отношений между учебными элементами темы,  формирование логической структуры учебных элементов темы;  определение уровней усвоения учебных элементов темы. Входной  дифференциация учебного содержания;   контроль. Текущий, промежуточный контроль в конце каждого УЭ.  Самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.;    определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы; определение осознанности усвоения учебных элементов темы;  формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков. Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая;  накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и  заключительного контроля. Учитель должен хорошо сам владеть не только  системой оценивания, но и рейтинговой системой. В технологии модульного  обучения большое значение имеет обратная связь.  Принцип обратной связи заключается в следующем: перед каждым модулем проводится входной контроль знаний, умений,   навыков учащихся;15  текущий и промежуточный контроль осуществляется в конце каждого  УЭ (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом);   с целью выявления пробелов в усвоении модуля обязателен выходной  контроль после завершения работы с модулем.  В модульном обучении существует специально созданная учебная  программа, состоящая из целевого плана действий, банка информации и  методического руководства по реализации дидактических целей. Модульное  обучение предоставляет обучающемуся возможность самостоятельно  работать с этой программой, используя ее полностью или заменяя отдельные  элементы в соответствии с потребностями обучаемого.  Целевой план действий ­ это последовательность освоения отдельных  учебных элементов, модулей внутри целостной модульной программы,  позволяющий спланировать достижение результата. Совокупность  содержащейся в модулях информации, представленной различными  средствами ее передачи, называется информационным банком. Под  методическим руководством в модульном обучении понимаются варианты  путей освоения учебного материала, включающие рекомендации по  использованию различных форм, методов и способов учения, а также тесты  для проверки его эффективности.  Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они  строятся в логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный  цикл познания, совпадающий по своей структуре с циклом учебной  деятельности — описание, объяснение, проектирование (обычные же уроки  строятся в такой логике: проверка домашнего задания, изучение нового  материала, его закрепление, задание на дом). Начинается модульное занятие с целеполагания. Следующий этап в  модульном занятии — мотивация на усвоение содержания и учебную  деятельность. Это различного рода интеллектуальные разминки,  математические диктанты, небольшие тесты. Далее идет информационный  блок: содержание материала подается в виде рассказа учителя, лекции,  фильма, сообщений учащихся, чтения учебника или комбинаций этих  компонентов. Отработка материала идет через выполнение практических  работ, решения учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение  заданий, игры, конференции и др. На этом этапе используются "мягкие"  формы контроля — само­ и взаимоконтроль. Заканчивается модульное  занятие экспертным контролем, т.е. контролем преподавателя, коррекцией  знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной  деятельности. Экспертный контроль ­ это обычная проверочная работа,  зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном  обучении заключается в том, что она проводится сразу же после контроля, на  том же уроке, а не на следующем, как при традиционном обучении.16 На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится  рефлексия (оценка себя, своей деятельности). В конце каждого урока  учащиеся возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения  и свою работу на уроке. Обратите внимание — свою работу. В ходе модульного занятия определяется исходный уровень знаний и  умений учащихся, затем они получают информацию по изучаемой теме,  отрабатывают учебный материал, в конце урока проводятся контроль и  коррекция знаний и умений. Поэтому, модульные занятия по времени  проводятся не менее чем за 2 урока.  Каждый модуль должен включать:   общую характеристику, название, назначение, количество часов,  рекомендуемые виды и формы обучения;   учебный материал (краткая аннотация основных вопросов в  последовательности их освоения);   описание используемых методов и форм обучения (перечень занятий с  указанием целей, объема, задач и используемых методов, а также технических средств обучения);  предметно­справочную базу данных (основные категории, понятия,  обозначения из данной предметной области);  контрольные тесты (входные, промежуточные, выходные) с  инструкциями по их применению и обработке результатов;  инструкции по использованию технических средств обучения;  рекомендации для организации самостоятельной работы обучающихся. Содержание обучающего модуля включает элементный состав (учебные  элементы), которые определяют учебное содержание модуля. Учебными  элементами являются:   предметы, объекты определенной области деятельности;   явления, процессы и взаимодействия между объектами;   методы воздействия человека на эти объекты или явления, т.е. умения и навыки оперирования с ними на практике.  На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в  группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная,  каждый из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем­либо из  товарищей. Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом  обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников. При составлении плана модульного урока, учитель может придерживаться  следующего алгоритма:  формулировка темы урока;  определение и формулировка цели урока и конечных результатов  обучения;17  разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные  учебные элементы и определение цели каждого из них;  подбор необходимого фактического материала;  определение способов учебной деятельности учеников;  выбор форм и методов преподавания и контроля;  составление плана или технологической карты данного урока, его  распечатка;  рефлексия. Содержание этапа Структура модульного урока Номер  учебного  элемента. УЭ № 0. Тема. Цель (триединая). Проверка домашнего задания. Цель: Основные дидактические  задачи этапа Необходимые знания и  умения.   Пояснение (работа в парах,  группах, индивидуально). УЭ №1 УЭ №2 УЭ  №3 УЭ №4 Изучение и первичное закрепление  новых знаний. Цель: Закрепление новых знаний. Цель: Рефлексия. Цель: Пояснение учителя (работа с  учебником, дидактическим  материалом) Пояснения учителя   Структура модуля Номер  Название  учебного  Учебного элемента. Цели  элемента и задачи  формулируютс я для ребёнка. УЭ ­0 Цели и задачи  модуля.  Актуализация  целей. Управление  обучением  (содержание,  формы,  методы). Рекомендации (Как  сделать?) Время работы.  Как работать.  Оцени работу по  эталону, ключу.  Взаимопроверка. Методическо е  руководство. Необходимые  знания и  умения. Работа в парах.  ВзаимопроверкаПояснения к  учебному  материалу. 18 Входной  контроль. Источники  информации,  алгоритмы  решения  задач. УЭ­ 1 УЭ – 2 УЭ – 3 Учебный  модуль. Цель  элемента. Обобщение.  Цель элемента. Контроль  (самоконтроль  и выходной  контроль). Проверка по  ключу, эталону.   Большая подготовительная работа, изменение роли на уроке часто  настораживают учителя. Желаемых результатов добиваться трудно, но с  применением этой технологии на протяжении 2­3 тем, анализом собственных  ошибок, изменением поведения учащихся, знающих, что их модуль могут  выполнить только они сами, к учителю приходит мастерство, уверенность в  собственных силах и свобода в выборе формы и типа урока., уверенность в  постановке и достижении совместных с учащимися целей.  Часть 4. Преимущества использования технологии модульного обучения. Технология модульного обучения, как и любая педагогическая  технология, это, в первую очередь, система, в которую входят совместные  действия учителя и учащихся, это сотрудничество. Учитель получает опыт  подготовки и проведения современного урока, начиная от мотивации и  совместного целеполагания, и заканчивая оценкой результатов, выставлением  и комментированием отметок, и рефлексией. Такой опыт повышает уровень  профессиональной компетенции учителя. Учащиеся формируют умение  учиться, приобретая опыт самостоятельной познавательной и рефлексивно­ оценочной деятельности.  Принципиальные отличия модульного обучения от других систем  состоят в следующем:   содержание обучения представляется в законченных  самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в  соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и  имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его19 усвоения. Кроме того, учащийся получает от преподавателя совет в  письменной форме, как рационально действовать;   изменяется форма общения преподавателя с учащимися, которое  осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс  индивидуального общения, управляемого и управляющего;   учащийся максимум времени работает самостоятельно, учится  целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;  отсутствует проблема индивидуального консультирования,   дозированной помощи учащимся.  Технология модульного обучения имеет и свои ограничения, связанные  с уровнем готовности обучающихся к выполнению самостоятельной учебной  деятельности. Поэтому вводить технологию в учебный процесс раньше 6­7  класса нецелесообразно. Необходимо постепенно обучить их приемам и  методам самостоятельной работа, планированию времени на выполнение  отдельных видов работ, целеполаганию, самооценке, рефлексии, работе в  парах и группах. Хотелось бы предостеречь учителей от включения в модуль очень  большого объема содержания деятельности, что создаст дефицит времени у  учителя и учащихся. При больших временных и материальных затратах  результат будет зависеть от многих факторов и не будет мгновенным.  Успеваемость учащихся тоже резко не подпрыгнет. Учитель должен быть готов к сотрудничеству и совместному  преодолению трудностей, воспитанию у учеников самостоятельности и  ответственности. Основные трудности для учащихся связаны с тем, что они должны  владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей; выполнять  большой объем самостоятельной работы, нести ответственность за свое  обучение. Основные трудности для учителей можно описать как проблемы,  связанные с изменением привычного образа мыслей и действий. Им  необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать  помощником ученика в достижении поставленных целей; необходимо  изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной,  самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого  учащегося. Батышев С.Я. Блочно­модульное обучение. М.:1997 Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.­  Литература: 1. 2. М.,1995 3. модульного планирования в организации учебного процесса для детей с  Галеева Н.Л. Использование принципов уровневой дифференциации и20 Галковская И. Возможности и сложности модульного обучения. //  Герчек Г.А. Модульный подход в проектировании учебных программ /  Лебедев В.Н. Модульное обучение в системе профессионального  Лейбович А.Н. Вариативная структура УПД на блочно­модульной  Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001\  Кавалевiч М.С. Модульнае навучанне як сродак актывизацыi  трудностями в обучении.// Опыт работы учреждений системы образования г.  Москвы. Серия: “Инструктивно­методическое обеспечение содержания  образования в Москве”. // отв. ред. Курнешова Л.Е. ­ М.: Центр инноваций в  педагогике,1999г.стр.148­153 4. Директор школы. – 2007,№4. – с.46­52 5. Институт повышения квалификации и переподготовки работников  образования­М. 2001. 6. 7. прафесiянальнага самавызначэння. // Народная асвета. – 2004, №2. – с.6­9 8. дополнительного образования. // Педагогика. – 2005,№4. – с.60­66 9. основе. ­ М., 1988. 10. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные  технологии. ­ М.: Издательство “Институт практической психологии” ;  Воронеж: НПО “МОДЭК”,1998.стр.211­214  11. дополнительного образования. // Педагогика. – 2005,№4. – с.60­66 12. обучаемого. // Методист. – 2005,№1. – с.36­43 13. Модульное обучение.//Методический справочник учителя физики.  ­М.:УМЛ физики МИПКРО,2000.стр.89­91  14. Маврина И., Погорелова В. Блочно­модульная технология :  организационный и содержательный аспекты.// Директор школы. – 2005,№5. –  с.56­65 15. Мiхалюк М.У. , Станкевiч Т.Ч. Модульная праграма на уроках  беларускай мовы у 9 класе. // Народная асвета. ­ 2003, № 5. – с.69­70 16. Модульная технология обучения. Методические рекомендации./ Л.П.  Голощекина, В.С. Збаровский. Санкт­Петербург.­1993. 17. Поведайко С.Л. От разноуровневого обучения к модульной  технологии. // Народная асвета. – 2003, №1. – с.45­52 18. взаимодействия образовательных учреждений. // Профильная школа. –  2006,№6, с.3­12 19. взаимодействия образовательных учреждений. // Профильная школа. –  2007,№1, с.3­13 20. Окунев А.А. Как учить не уча. Спб., 1996 Лобашев В.Д. Модульное обучение и ценностные ориентации личности  Лебедев В.Н. Модульное обучение в системе профессионального  Рыжаков М.В. Модульно­рейтинговая система в условиях сетевого  Рыжаков М.В. Модульно­рейтинговая система в условиях сетевого21 Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в  21. школе: Практико­оринтированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. ­  М. :Новая школа, 2001 22. Под ред. Е.С.Полат.Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования. М. 1999 23. Спасская Н.П., Галеева Н.Л. Опыт использования педагогической  технологии модульного планирования с уровневой дифференциацией в  обучении истории учащихся классов КРО.// Опыт работы учреждений  системы образования г. Москвы. Серия: “Инструктивно­методическое  обеспечение содержания образования в Москве”. // отв. ред. Курнешова Л.Е. ­ М.: Центр инноваций в педагогике,1998г.стр.58 24. асвета, №8. – с.24­28 25. 26. Народное образование, 1996 27. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. ­ Каунас:  Швиеса, 1989. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2005 Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно­модульного обучения. М.:  Торхова А.В. Модульно­рейтинговая система обучения. // Народная