Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 06.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РАБОТА Симаков.docx
Научно­практическая конференция младших школьников «Я познаю мир» УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН Секция: «Растительный мир» Выполнил:Симаков Денис Краснодарский край, Динской район  ст. Новотитаровская Частное  общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная  школа №1, 3 класс Научный руководитель: Симонова Елена  Ивановна, учитель начальных классов  ЧОУ СОШ №1 ст. НовотитаровскаяДинской район 2016 Оглавление Введение  ………………………………………………………………………………        5 1. Теоретическая часть  ……………………………………………………………..         6 1.1 Растение пшеница  ………………………………………………………………..         6 1.2 Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растения …………………….         6          1.2.1 Для чего нужен свет растениям  …………………………………………         7          1.2.2 Для чего нужно тепло растениям  ……………………………………….          7          1.2.3 Для чего нужна вода растениям  …………………………………………         8 2. Практическая часть………………………………………………………………          9 2.1 Методики  и результаты исследований  …………………………………………         9          2.1.1 Влияние влаги на прорастание семян  …………………………………..          9          2.1.2 Влияние температуры окружающей среды на прорастание семян  …..          9          2.1.3 Влияние света на  прорастание семян  …………………………………         10          2.1.4 Влияние кислорода на прорастание семян  …………………………….        10 2.2  Пророщенная пшеница ………………………………………………………….        11          2.2.1 Польза проростков пшеницы  ……………………………………………       11          2.2.2 Подготовка к проращиванию…………………………………………….        11          2.2.3 Технологии проращивания  ……………………………………………..         12 Заключение……………………………………………………………………………       13 Список литературы………………………………………………………………….        14 Приложение…………………………………………………………………………..        15 2Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов  ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская Краткая аннотация Каждую   весну   на   нашем   огороде   моя   семья   высаживает   разные   овощные культуры – томаты, огурцы, перец, кабачки, баклажаны и др. Большинство саженцев мы выращиваем сами – из семян. Так   возникла   тема   моего   исследования   –   «Условия,   необходимые   для прорастания семян». Чтобы выполнить поставленные задачи, я провёл опыты и сделал соответствующие выводы. А ещё пророщенная пшеница – кладезь витаминов, которых нам так не хватает зимой   и   весной.   Я   научился   готовить   блюда   из   пророщенной   пшеницы,   и   бабушка теперь может в Великий пост есть здоровую и натуральную пищу.  3Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов  ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская Аннотация Я решил, во­первых, рассмотреть влияние внешних факторов на проращивание семян, на примере пшеницы. Узнать, как влияет на проращивание семян наличие или отсутствие света, влаги, воздуха и тепла.  К тому   же,   пророщенная   пшеница   –   это легкоусвояемый   и абсолютно натуральный продукт, полезный для витаминной  подпитки  организма в любое время года.   Поэтому   вторая   цель   моего   исследования     узнать   секрет   целебной   силы пророщенной пшеницы и рецепты блюд из неё. По   результатам   проведённых   опытов,   я   подтвердил   необходимость   воды, кислорода и тепла для проращивания семян. Также,   с   мамой   и   бабушкой,   мы   опробовали   несколько   рецептов   блюд   с добавлением пророщенной пшеницы, подготовили буклеты с этими рецептами. После выступления на школьной научно­исследовательской конференции по данной теме, я раздал их учащимся начальных классов с целью привлечь их к здоровому питанию.   разделён   на   две   части:   теоретическую   и   практическую.   В   Научный   проект   теоретической части я изучил вопросы проращивания семян и обработал необходимую 4информацию. В практической части использовал опытно­экспериментальные методы исследования, по результатам которых мною были сделаны соответствующие выводы.  Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская Введение Актуальность: при возделывании культурных растений важно учитывать влияние  окружающих факторов на проращивание семян, чтобы в последующем получить  дружные всходы, красивые и сильные растения, высокий урожай; правильное питание –  здоровое питание, итогом которого являются укрепление и улучшение здоровья,  физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение различных  заболеваний, замедление процессов старения. Цель:    выявить   внешние   факторы,   влияющие   на   проращивание   семян   пшеницы   в домашних условиях; рассмотреть целебные свойства пророщенной пшеницы. Задачи:  собрать информацию о пшенице; выделить основные условия, влияющие на проращивание пшеницы; на практике установить, как влияет на проращивание семян наличие   или   отсутствие   света,   влаги,   воздуха   и   тепла;   использовать   пророщенную пшеницу в рецептах здоровой пищи. Предмет исследования: семена  пшеницы. Объект исследования: процесс проращивания пшеничных зёрен в домашних условиях. 5Гипотеза:  Если   растения   –   живые   организмы,   то   им   необходимы   для   жизни определенные условия: вода, свет, тепло, кислород. Методы исследования:   поиск информации в книгах и сети Интернет; эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение; изготовление блюд и буклетов с их рецептами. Новизна   работы:  итоги   опытов   с   пшеницей   подтвердят   необходимость   для проращивания семян воды, тепла и кислорода, но не  света (необязательно); в зимний период, когда человек получает мало витаминов и минералов из свежих продуктов, мы научились проращивать семена и использовать их в пищу, особенно в Великий пост. Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская Научная статья 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ Выращивание пшеницы из зерна – очень увлекательный процесс. Наблюдение за  всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов  или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения,  прежде чем вырастет полноценное растение.  I.1 Растение пшеница Пшеница род одно­ и двулетних трав семейства злаков, одна из важнейших  зерновых культур. Пшеница ­ ведущая зерновая культура во многих регионах мира и  один из основных продуктов питания [1]. По мнению учёных, самой древней культурой является пшеница. Каждый народ по­своему   называл   это   древнее   растение,   однако   большинство   славян   именуют   его пшеницей. Это слово произошло, по­видимому, от слов "пашаница" или "пашеница", означающих   6 посеянный пашне. на       колос,Пшеница   уже   на   протяжении   многих   тысячелетий   играет   важную   роль   в  хозяйстве человека. Её используют на муку для выпечки хлеба, реже для производства пшеничной и   манной   круп.   Из   твёрдой   пшеницы   готовят   макаронные   изделия,   а   из   отходов, образующихся   при   переработке   пшеничного   зерна,   получают   пшеничные   отруби   ­ ценный   корм   для   животных.   Из   пшеницы   вырабатывают   пшеничный   крахмал. Пшеничное   зерно   в   небольших   количествах   скармливают   скоту   и   домашней   птице. Солома идёт на подстилки для скота, используется в народных промыслах. 1.2  Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растения Рост растения обычно начинается с прорастания самого важного органа  размножения ­ семени. С мя  структура сложного строения, служащая для размножения и расселения семенных  (Приложение, Рис. 1)— особая многоклеточная  ее растений и содержащая зародыш [2]. Для прорастания семян необходимо наличие влаги, кислорода и благоприятных  условий. В природе встречаются растения, требующие дополнительных условий для  прорастания семян. Например, влияние света на прорастание семян бывает весьма  значительным. Существуют растения, семена которых легко прорастают на свету, к ним относится морковь, мятлик луговой. Другие же растения, например, табак, для  усиленного прорастания семян требуют очень кратковременного светового  раздражения, необходимого для нарушения покоя семян. Прорасти и дать начало  новому растению способны только семена с живым зародышем. Семена с погибшими  зародышами теряют всхожесть. 1.2.1 Для чего нужен свет растениям Свет и фотосинтез (Приложение, Рис. 2).  Упали солнечные лучи на зелёный лист и как бы разделились на три части. Часть лучей отражается, часть проходит сквозь лист,   а   большая   часть   поглощается   листом.   Поглощённые   лучи   затрачиваются   на нагревание листа, на испарение воды, но особенно важно то, что они дают энергию, необходимую   для   фотосинтеза.   При   фотосинтезе   из   углекислого   газа   и   воды образуются органические вещества, и выделяется кислород. 7Процесс   фотосинтеза   называют   воздушным   питанием   растений.   Если   света растениям   не   хватает,   фотосинтез   в   них   протекает   вяло,   органических   веществ образуется мало. Растения вырастают слабыми, бледными [3, с. 8]. 1.2.2 Для чего нужно тепло растениям. Тепло   –   необходимое   условие   жизни.  Растениям   для   нормальной   жизни требуется определённое количество тепла в окружающей среде – в почве и воздухе. Количество тепла условно можно выразить температурой. Каждый   вид   произрастает   там,   где   для   него   складываются   благоприятные температурные   условия.   Для   одного   и   того   же   растения   в   разные   периоды   жизни необходимо разное количество тепла. Температурные  условия  и   прорастание   семян   и   цветение.  Для   прорастания семян   бывают   достаточно   более   низкие   температуры,   чем   для   дальнейшего   роста растений, цветения, плодоношения.  У некоторых растений семена прорастают при температурах почвы близких к 0 С. В народе про овёс говорят: «Сей в грязь – будешь князь». Это значит, что овёс можно   сеять   ранней   весной,   когда   почва   ещё   не   просохла   и   не   прогрелась.   Тогда урожай получится высокий [3, с. 39­40]. Для   наступления   цветения   каждому   виду   растения   необходимо   определенное количество света и тепла, поэтому растения зацветают в разные сроки.  1.2.3 Для чего нужна вода растениям. Клетки растений содержат 85­90%   воды. Особенно ее много в сочных плодах (85­90%). В мягких листьях ­  80­90% воды, а в корнях – от 70 до 90%. Меньше воды содержат зрелые семена, в среднем 10­15%, а если семена запасают много масла, то этот   показатель   сокращается   до   5­7%.Только   растворенные   в   воде   минеральные   и органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ. 8Больше всего воды в клеточном соке вакуолей. Это как бы внутренний запас растений. Вода из вакуолей легко уходит, если клетка теряет её, и быстро всасывается, когда вода доступна [3, с. 45]. Клетки листа в жаркий день испаряют много воды, объём вакуолей уменьшается, оболочки клеток теряют упругость. Лист увядает и повисает.   Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская Научная статья II. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 2.1 Методики исследований Каждый раз необычайно увлекательно наблюдать, как крошечное семечко или  маленький, недавно укоренившийся росточек превращаются в великолепное растение.  Наблюдения за влиянием условий на прорастание семян и развитием проростков я  проводил, проращивая семена в условиях домашней комнаты.  9Для наблюдения я использовал  семена пшеницы.  2.1.1 Влияние  влаги на прорастание семян.  Оборудование: семена пшеницы, два одноразовых стакана 1. Положить семена в два стакана. 2. В один из них добавить немного воды, а в другом ­ оставить семена сухими. 3. Сравнить, через какое время семена прорастут в стаканах (Приложение, Рис.3) Вывод: Для прорастания семян необходима вода (Приложение. Таблица 1). 2.1.2  Влияние температуры на прорастание семян. Оборудование: семена пшеницы, два одноразовых стакана  1. Положить семена в два стакана. 2. В два стакана добавить немного воды. 3. Один стакан поместить в холодильник, а другой – в помещение с комнатной  температурой.  4. Сравнить, через какое время семена прорастут в стаканах (Приложение, Рис.4). Вывод: Для прорастания семян необходимо тепло (Приложение, Таблица 2). 2.1.3 Влияние света на прорастание семян. Оборудование: семена пшеницы, два одноразовых стакана  1. Положить семена в два стакана. 2. В два стакана добавить немного воды. 3. Один стакан поместить в шкаф, а другой – оставить на подоконнике. 4. Сравнить, через какое время семена прорастут в стаканах. Вывод: Для прорастания семян свет необязателен (Приложение, Таблица 3). 2.1.4 Влияние воздуха на прорастание семян. Оборудование: семена пшеницы, два одноразовых стакана  1. Положить семена в два стакана. 2. В один из них добавить немного воды, а другой – заполнить водой полностью. 3. Сравнить, через какое время семена прорастут в стаканах (Приложение, Рис.5). Вывод: Для прорастания семян необходим кислород (Приложение, Таблица 4). 10Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская Научная статья 2.2 Пророщенная пшеница Что такого уникального в пророщенной пшенице? Она обладает способностью  восстанавливать повреждённые ткани и может нормализовать работу всего организма.  Давайте же разберёмся, чем полезны проросшие зёрна пшеницы. (Приложение, Рис.6) 112.2.1 Польза проростков пшеницы Пшеница в больших количествах содержит кальций, цинк, железо, селен, йод и  много других полезных веществ. Когда она прорастает, концентрация этих веществ  увеличивается в несколько раз. Поэтому проросшие ростки пшеницы так полезны.  Основная польза пророщенной пшеницы заключает в том, что она нормализует  обмен веществ, очищает организм от шлаков и токсинов. Поэтому очень часто её  употребляют люди, которые хотят сбросить лишний вес. Также она положительным  образом влияет на состояние кожи, волос и ногтей.  2.2.2 Подготовка к проращиванию При проращивании пшеницы нужно учесть следующие моменты [4]: 1. Пшеницу следует покупать специальную, для проращивания. Для посева не  подойдёт (Приложение, Рис. 7). 2. Срок хранения зерна не должен превышать 1 года.  3. Зёрна должны быть спелыми, неповреждёнными, без каких­либо пятен.  4. Для замачивания зерна не использовать алюминиевую посуду, лучше взять  стеклянную или эмалированную (Приложение, Рис. 8). 5. Всплывшие после замачивания зёрна не употреблять в пищу, т.к. они являются  неполноценными или мёртвыми.  6. Первичную воду выливаем, вторичную выпиваем. После первого замачивания  уйдут все вредные вещества, химикаты, а после второго в воде останется очень много  полезных веществ. Можно эту воду добавлять в соки, а можно полить ей цветы.  2.2.3 Технологии проращивания Теперь перейдём непосредственно к проращиванию пшеницы [5]. 1. Перебираем пшеницу, промываем её под проточной водой. Берём стеклянную  тарелку, кладём туда пшеницу, заливаем водой комнатной температуры так, чтобы она  была на 5 см выше зёрен (Приложение, Рис. 9). Если есть всплывшие зёрна,  выбрасываем. Оставшиеся зёрна оставляем на ночь. 2. На утро вы увидите, что на зернах начали проклевываться беленькие ростки. 123. Промываем зерна и выкладываем на влажную марлю, сложенную в несколько слоёв  (Приложение, Рис. 10). Разравниваем. Слой зёрен должен быть не более 1 см. 4. Закрываем влажной марлей (Приложение, Рис. 11). По мере высыхания марлю  увлажняем, она должна быть постоянно влажная, но не должна плавать в воде. Зёрна  промываем не менее 3 раз в сутки. 5. Через 1­2 суток появятся ростки около 2 мм (Приложение, Рис. 12). Не проросшие  зёрна выбрасываем. Пшеница готова к употреблению. Нужно употреблять пшеницу с  ростками не 2­3 мм.          Суточная норма потребления пшеницы – 1 столовая ложка. Зёрна нужно очень  долго пережёвывать, чтобы при помощи слюны получилось так называемое «пшеничное молочко», которое обладает целебными свойствами. Теперь Вы знаете, как прорастить  пшеницу в домашних условиях.  Питайтесь правильно и будьте здоровы! Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская Заключение 13Проводя   исследования   по   проращиванию   семян,   мною   были   выполнены   все поставленные   цели,   а   именно,   на   практике   было   рассмотрено   влияние   внешних факторов на  проращивание семян пшеницы.  Таким образом, гипотеза «Если растения – живые организмы, то им необходимы для жизни определенные условия: вода, тепло, кислород» ­ подтвердилась, а «свет» ­ не подтвердилась. Создание благоприятных условий при проращивании семян ускоряет появление всходов,   при   этом   уменьшается   угроза   повреждения   семян   насекомыми   и  грибами. Предварительное   проращивание   большинства   овощных   культур   позволяет   выявить качественные семена,   ускорить всхожесть семян, а так же намного быстрее собрать урожай овощных культур. Ростки пшеницы ­ замечательный органический продукт для тех, кто заботится о своём   здоровье.   Они   содержат   витамины,   минералы,   аминокислоты.   Рекомендуется включать в свой рацион ростки пшеницы в осенне­зимний период, так как они отлично укрепляют иммунитет, повышают гемоглобин, выводят из организма шлаки. Если в магазинах   вашего   города   нет   ростков   пшеницы,   не   отчаивайтесь:   проращивание пшеницы в домашних условиях тоже возможно. Мною рассмотрены подготовительные работы и сама технология проращивания семян пшеницы. Мама и бабушка помогли мне приготовить  блюда из пророщенной пшеницы. Печеньем я угостил своих одноклассников.  А также мы приготовили салат для дегустации уважаемому жюри. Спасибо за внимание! Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская Список использованной литературы 141. Научно­информационный журнал Биофайл (http://biofile.ru/bio/5186.html). 2. Уроки биологии Онлайн. Строение семян. (http://biology­online.ru/uroki­onlain/6­ klass­biologija­bakterii­gribov­rastenii/urok­onlain­stroenie­semjan.html) 3. Я познаю мир «Детская энциклопедия. Растения» Москва: ООО Изд­во «АСТ­ ЛТД», 1998  4. Источник: http://zhenskiy­sait.ru/dieticheskie­recepty/kak­prorastit­pshenicu­v­ domashnix­usloviyax.html 5. Источник: http://www.azbukadiet.ru/2014/01/21/prorosshaya­pshenica.html Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская Приложение Рис. 1 Строение  колоса и семени пшеницы. 15Рис. 2 Свет и фотосинтез Рис. 3  Влияние  воды                                     16Таблица 1                                        Влияние влаги на прорастание семян Дата начала  опыта 20.02 Наличие  влаги Увлажненные семена Сухие семена 20.02 Дата  прорастания 22.02 Что наблюдаю Семена проросли на 3­й день, не все Семена не изменились Рис. 4   Влияние тепла   Таблица 2                                        Влияние температуры на прорастание семян 17Окружающая  Дата начала  температура  опыта Комната +22С 20.02 Холодильник  20.02 +8С Дата  прорастания 21.02 Что наблюдаю Семена проросли на 2­й день По состоянию на 24.02 семена  набухли, не проросли Таблица 3                            Влияние света на прорастание семян Где  находились  семена На  подоконнике В шкафу Дата начала  опыта Дата  прорастания Что наблюдаю 20.02 20.02 22.02 21.02 Семена проросли на 3­й день Семена проросли на 2­й день Рис. 5  Влияние кислорода                                      Таблица 4                                        Влияние воздуха на прорастание семян Дата начала  Объём влаги  опыта в стакане увлажненный 20.02 полный  20.02 Дата  прорастания 22.02 Что наблюдаю Семена проросли на 3­й день По состоянию на 24.02 семена  набухли, не проросли 18Рис. 6   Проросшие зёрна пшеницы Рис. 7  Специальная пшеница для посева         Рис. 8  Стеклянная посуда Рис. 9  Заливаем водой                       Рис. 10  Выкладываем на влажную марлю 19Рис. 11  Закрываем влажной марлей         Рис. 12     Появились ростки 20