Научнопрактическая конференция младших школьников
«Я познаю мир»
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ
ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН
Секция: «Растительный мир»
Выполнил:Симаков Денис
Краснодарский край, Динской район
ст. Новотитаровская Частное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №1, 3 класс
Научный руководитель: Симонова Елена
Ивановна, учитель начальных классов
ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская Динской район
2016
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………… 5
1. Теоретическая часть …………………………………………………………….. 6
1.1 Растение пшеница ……………………………………………………………….. 6
1.2 Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растения ……………………. 6
1.2.1 Для чего нужен свет растениям ………………………………………… 7
1.2.2 Для чего нужно тепло растениям ………………………………………. 7
1.2.3 Для чего нужна вода растениям ………………………………………… 8
2. Практическая часть……………………………………………………………… 9
2.1 Методики и результаты исследований ………………………………………… 9
2.1.1 Влияние влаги на прорастание семян ………………………………….. 9
2.1.2 Влияние температуры окружающей среды на прорастание семян ….. 9
2.1.3 Влияние света на прорастание семян ………………………………… 10
2.1.4 Влияние кислорода на прорастание семян ……………………………. 10
2.2 Пророщенная пшеница …………………………………………………………. 11
2.2.1 Польза проростков пшеницы …………………………………………… 11
2.2.2 Подготовка к проращиванию……………………………………………. 11
2.2.3 Технологии проращивания …………………………………………….. 12
Заключение…………………………………………………………………………… 13
Список литературы…………………………………………………………………. 14
Приложение………………………………………………………………………….. 15
2 Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс
Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН
Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов
ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская
Краткая аннотация
Каждую весну на нашем огороде моя семья высаживает разные овощные
культуры – томаты, огурцы, перец, кабачки, баклажаны и др. Большинство саженцев мы
выращиваем сами – из семян.
Так возникла тема моего исследования – «Условия, необходимые для
прорастания семян». Чтобы выполнить поставленные задачи, я провёл опыты и сделал
соответствующие выводы.
А ещё пророщенная пшеница – кладезь витаминов, которых нам так не хватает
зимой и весной. Я научился готовить блюда из пророщенной пшеницы, и бабушка
теперь может в Великий пост есть здоровую и натуральную пищу.
3 Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс
Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН
Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов
ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская
Аннотация
Я решил, вопервых, рассмотреть влияние внешних факторов на проращивание
семян, на примере пшеницы. Узнать, как влияет на проращивание семян наличие или
отсутствие света, влаги, воздуха и тепла.
К тому же, пророщенная пшеница – это легкоусвояемый и абсолютно
натуральный продукт, полезный для витаминной подпитки организма в любое время
года. Поэтому вторая цель моего исследования узнать секрет целебной силы
пророщенной пшеницы и рецепты блюд из неё.
По результатам проведённых опытов, я подтвердил необходимость воды,
кислорода и тепла для проращивания семян.
Также, с мамой и бабушкой, мы опробовали несколько рецептов блюд с
добавлением пророщенной пшеницы, подготовили буклеты с этими рецептами. После
выступления на школьной научноисследовательской конференции по данной теме, я
раздал их учащимся начальных классов с целью привлечь их к здоровому питанию.
разделён на две части: теоретическую и практическую. В
Научный проект
теоретической части я изучил вопросы проращивания семян и обработал необходимую
4 информацию. В практической части использовал опытноэкспериментальные методы
исследования, по результатам которых мною были сделаны соответствующие выводы.
Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс
Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН
Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов
ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская
Введение
Актуальность: при возделывании культурных растений важно учитывать влияние
окружающих факторов на проращивание семян, чтобы в последующем получить
дружные всходы, красивые и сильные растения, высокий урожай; правильное питание –
здоровое питание, итогом которого являются укрепление и улучшение здоровья,
физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение различных
заболеваний, замедление процессов старения.
Цель: выявить внешние факторы, влияющие на проращивание семян пшеницы в
домашних условиях; рассмотреть целебные свойства пророщенной пшеницы.
Задачи: собрать информацию о пшенице; выделить основные условия, влияющие на
проращивание пшеницы; на практике установить, как влияет на проращивание семян
наличие или отсутствие света, влаги, воздуха и тепла; использовать пророщенную
пшеницу в рецептах здоровой пищи.
Предмет исследования: семена пшеницы.
Объект исследования: процесс проращивания пшеничных зёрен в домашних условиях.
5 Гипотеза: Если растения – живые организмы, то им необходимы для жизни
определенные условия: вода, свет, тепло, кислород.
Методы исследования: поиск информации в книгах и сети Интернет; эксперимент,
наблюдение, сравнение, обобщение; изготовление блюд и буклетов с их рецептами.
Новизна работы: итоги опытов с пшеницей подтвердят необходимость для
проращивания семян воды, тепла и кислорода, но не света (необязательно); в зимний
период, когда человек получает мало витаминов и минералов из свежих продуктов, мы
научились проращивать семена и использовать их в пищу, особенно в Великий пост.
Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс
Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН
Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов
ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская
Научная статья
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Выращивание пшеницы из зерна – очень увлекательный процесс. Наблюдение за
всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов
или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения,
прежде чем вырастет полноценное растение.
I.1
Растение пшеница
Пшеница род одно и двулетних трав семейства злаков, одна из важнейших
зерновых культур. Пшеница ведущая зерновая культура во многих регионах мира и
один из основных продуктов питания [1].
По мнению учёных, самой древней культурой является пшеница. Каждый народ
посвоему называл это древнее растение, однако большинство славян именуют его
пшеницей. Это слово произошло, повидимому, от слов "пашаница" или "пашеница",
означающих
6
посеянный
пашне.
на
колос, Пшеница уже на протяжении многих тысячелетий играет важную роль в хозяйстве
человека. Её используют на муку для выпечки хлеба, реже для производства пшеничной
и манной круп. Из твёрдой пшеницы готовят макаронные изделия, а из отходов,
образующихся при переработке пшеничного зерна, получают пшеничные отруби
ценный корм для животных. Из пшеницы вырабатывают пшеничный крахмал.
Пшеничное зерно в небольших количествах скармливают скоту и домашней птице.
Солома идёт на подстилки для скота, используется в народных промыслах.
1.2 Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растения
Рост растения обычно начинается с прорастания самого важного органа
размножения семени. С мя
структура сложного строения, служащая для размножения и расселения семенных
(Приложение, Рис. 1)— особая многоклеточная
ее
растений и содержащая зародыш [2].
Для прорастания семян необходимо наличие влаги, кислорода и благоприятных
условий. В природе встречаются растения, требующие дополнительных условий для
прорастания семян. Например, влияние света на прорастание семян бывает весьма
значительным. Существуют растения, семена которых легко прорастают на свету, к ним
относится морковь, мятлик луговой. Другие же растения, например, табак, для
усиленного прорастания семян требуют очень кратковременного светового
раздражения, необходимого для нарушения покоя семян. Прорасти и дать начало
новому растению способны только семена с живым зародышем. Семена с погибшими
зародышами теряют всхожесть.
1.2.1 Для чего нужен свет растениям
Свет и фотосинтез (Приложение, Рис. 2). Упали солнечные лучи на зелёный
лист и как бы разделились на три части. Часть лучей отражается, часть проходит сквозь
лист, а большая часть поглощается листом. Поглощённые лучи затрачиваются на
нагревание листа, на испарение воды, но особенно важно то, что они дают энергию,
необходимую для фотосинтеза. При фотосинтезе из углекислого газа и воды
образуются органические вещества, и выделяется кислород.
7 Процесс фотосинтеза называют воздушным питанием растений. Если света
растениям не хватает, фотосинтез в них протекает вяло, органических веществ
образуется мало. Растения вырастают слабыми, бледными [3, с. 8].
1.2.2 Для чего нужно тепло растениям.
Тепло – необходимое условие жизни.
Растениям для нормальной жизни
требуется определённое количество тепла в окружающей среде – в почве и воздухе.
Количество тепла условно можно выразить температурой.
Каждый вид произрастает там, где для него складываются благоприятные
температурные условия. Для одного и того же растения в разные периоды жизни
необходимо разное количество тепла.
Температурные условия и прорастание семян и цветение. Для прорастания
семян бывают достаточно более низкие температуры, чем для дальнейшего роста
растений, цветения, плодоношения.
У некоторых растений семена прорастают при температурах почвы близких к 0
С. В народе про овёс говорят: «Сей в грязь – будешь князь». Это значит, что овёс
можно сеять ранней весной, когда почва ещё не просохла и не прогрелась. Тогда
урожай получится высокий [3, с. 3940].
Для наступления цветения каждому виду растения необходимо определенное
количество света и тепла, поэтому растения зацветают в разные сроки.
1.2.3 Для чего нужна вода растениям.
Клетки растений содержат 8590% воды. Особенно ее много в сочных плодах
(8590%). В мягких листьях 8090% воды, а в корнях – от 70 до 90%. Меньше воды
содержат зрелые семена, в среднем 1015%, а если семена запасают много масла, то
этот показатель сокращается до 57%.Только растворенные в воде минеральные и
органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах
обмена веществ.
8 Больше всего воды в клеточном соке вакуолей. Это как бы внутренний запас
растений. Вода из вакуолей легко уходит, если клетка теряет её, и быстро всасывается,
когда вода доступна [3, с. 45].
Клетки листа в жаркий день испаряют много воды, объём вакуолей уменьшается,
оболочки клеток теряют упругость. Лист увядает и повисает.
Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская
Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН
Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов
ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская
Научная статья
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Методики исследований
Каждый раз необычайно увлекательно наблюдать, как крошечное семечко или
маленький, недавно укоренившийся росточек превращаются в великолепное растение.
Наблюдения за влиянием условий на прорастание семян и развитием проростков я
проводил, проращивая семена в условиях домашней комнаты.
9 Для наблюдения я использовал семена пшеницы.
2.1.1 Влияние влаги на прорастание семян.
Оборудование: семена пшеницы, два одноразовых стакана
1. Положить семена в два стакана.
2. В один из них добавить немного воды, а в другом оставить семена сухими.
3. Сравнить, через какое время семена прорастут в стаканах (Приложение, Рис.3)
Вывод: Для прорастания семян необходима вода (Приложение. Таблица 1).
2.1.2 Влияние температуры на прорастание семян.
Оборудование: семена пшеницы, два одноразовых стакана
1. Положить семена в два стакана.
2. В два стакана добавить немного воды.
3. Один стакан поместить в холодильник, а другой – в помещение с комнатной
температурой.
4. Сравнить, через какое время семена прорастут в стаканах (Приложение, Рис.4).
Вывод: Для прорастания семян необходимо тепло (Приложение, Таблица 2).
2.1.3 Влияние света на прорастание семян.
Оборудование: семена пшеницы, два одноразовых стакана
1. Положить семена в два стакана.
2. В два стакана добавить немного воды.
3. Один стакан поместить в шкаф, а другой – оставить на подоконнике.
4. Сравнить, через какое время семена прорастут в стаканах.
Вывод: Для прорастания семян свет необязателен (Приложение, Таблица 3).
2.1.4 Влияние воздуха на прорастание семян.
Оборудование: семена пшеницы, два одноразовых стакана
1. Положить семена в два стакана.
2. В один из них добавить немного воды, а другой – заполнить водой полностью.
3. Сравнить, через какое время семена прорастут в стаканах (Приложение, Рис.5).
Вывод: Для прорастания семян необходим кислород (Приложение, Таблица 4).
10 Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская
Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН
Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов
ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская
Научная статья
2.2 Пророщенная пшеница
Что такого уникального в пророщенной пшенице? Она обладает способностью
восстанавливать повреждённые ткани и может нормализовать работу всего организма.
Давайте же разберёмся, чем полезны проросшие зёрна пшеницы. (Приложение, Рис.6)
11 2.2.1 Польза проростков пшеницы
Пшеница в больших количествах содержит кальций, цинк, железо, селен, йод и
много других полезных веществ. Когда она прорастает, концентрация этих веществ
увеличивается в несколько раз. Поэтому проросшие ростки пшеницы так полезны.
Основная польза пророщенной пшеницы заключает в том, что она нормализует
обмен веществ, очищает организм от шлаков и токсинов. Поэтому очень часто её
употребляют люди, которые хотят сбросить лишний вес. Также она положительным
образом влияет на состояние кожи, волос и ногтей.
2.2.2 Подготовка к проращиванию
При проращивании пшеницы нужно учесть следующие моменты [4]:
1. Пшеницу следует покупать специальную, для проращивания. Для посева не
подойдёт (Приложение, Рис. 7).
2. Срок хранения зерна не должен превышать 1 года.
3. Зёрна должны быть спелыми, неповреждёнными, без какихлибо пятен.
4. Для замачивания зерна не использовать алюминиевую посуду, лучше взять
стеклянную или эмалированную (Приложение, Рис. 8).
5. Всплывшие после замачивания зёрна не употреблять в пищу, т.к. они являются
неполноценными или мёртвыми.
6. Первичную воду выливаем, вторичную выпиваем. После первого замачивания
уйдут все вредные вещества, химикаты, а после второго в воде останется очень много
полезных веществ. Можно эту воду добавлять в соки, а можно полить ей цветы.
2.2.3 Технологии проращивания
Теперь перейдём непосредственно к проращиванию пшеницы [5].
1. Перебираем пшеницу, промываем её под проточной водой. Берём стеклянную
тарелку, кладём туда пшеницу, заливаем водой комнатной температуры так, чтобы она
была на 5 см выше зёрен (Приложение, Рис. 9). Если есть всплывшие зёрна,
выбрасываем. Оставшиеся зёрна оставляем на ночь.
2. На утро вы увидите, что на зернах начали проклевываться беленькие ростки.
12 3. Промываем зерна и выкладываем на влажную марлю, сложенную в несколько слоёв
(Приложение, Рис. 10). Разравниваем. Слой зёрен должен быть не более 1 см.
4. Закрываем влажной марлей (Приложение, Рис. 11). По мере высыхания марлю
увлажняем, она должна быть постоянно влажная, но не должна плавать в воде. Зёрна
промываем не менее 3 раз в сутки.
5. Через 12 суток появятся ростки около 2 мм (Приложение, Рис. 12). Не проросшие
зёрна выбрасываем. Пшеница готова к употреблению. Нужно употреблять пшеницу с
ростками не 23 мм.
Суточная норма потребления пшеницы – 1 столовая ложка. Зёрна нужно очень
долго пережёвывать, чтобы при помощи слюны получилось так называемое «пшеничное
молочко», которое обладает целебными свойствами. Теперь Вы знаете, как прорастить
пшеницу в домашних условиях.
Питайтесь правильно и будьте здоровы!
Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс
Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН
Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов
ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская
Заключение
13 Проводя исследования по проращиванию семян, мною были выполнены все
поставленные цели, а именно, на практике было рассмотрено влияние внешних
факторов на проращивание семян пшеницы.
Таким образом, гипотеза «Если растения – живые организмы, то им необходимы
для жизни определенные условия: вода, тепло, кислород» подтвердилась, а «свет»
не подтвердилась.
Создание благоприятных условий при проращивании семян ускоряет появление
всходов, при этом уменьшается угроза повреждения семян насекомыми и грибами.
Предварительное проращивание большинства овощных культур позволяет выявить
качественные семена, ускорить всхожесть семян, а так же намного быстрее собрать
урожай овощных культур.
Ростки пшеницы замечательный органический продукт для тех, кто заботится о
своём здоровье. Они содержат витамины, минералы, аминокислоты. Рекомендуется
включать в свой рацион ростки пшеницы в осеннезимний период, так как они отлично
укрепляют иммунитет, повышают гемоглобин, выводят из организма шлаки. Если в
магазинах вашего города нет ростков пшеницы, не отчаивайтесь: проращивание
пшеницы в домашних условиях тоже возможно.
Мною рассмотрены подготовительные работы и сама технология проращивания
семян пшеницы. Мама и бабушка помогли мне приготовить блюда из пророщенной
пшеницы. Печеньем я угостил своих одноклассников. А также мы приготовили салат
для дегустации уважаемому жюри.
Спасибо за внимание!
Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская
Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН
Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов
ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская
Список использованной литературы
14 1. Научноинформационный журнал Биофайл (http://biofile.ru/bio/5186.html).
2. Уроки биологии Онлайн. Строение семян. (http://biologyonline.ru/urokionlain/6
klassbiologijabakteriigribovrastenii/urokonlainstroeniesemjan.html)
3. Я познаю мир «Детская энциклопедия. Растения» Москва: ООО Издво «АСТ
ЛТД», 1998
4. Источник: http://zhenskiysait.ru/dieticheskierecepty/kakprorastitpshenicuv
domashnixusloviyax.html
5. Источник: http://www.azbukadiet.ru/2014/01/21/prorosshayapshenica.html
Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, 3 класс
Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН
Научный руководитель: Симонова Елена Ивановна, учитель начальных классов
ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская
Приложение
Рис. 1 Строение колоса и семени пшеницы.
15 Рис. 2 Свет и фотосинтез
Рис. 3 Влияние воды
16 Таблица 1 Влияние влаги на прорастание семян
Дата начала
опыта
20.02
Наличие
влаги
Увлажненные
семена
Сухие семена 20.02
Дата
прорастания
22.02
Что наблюдаю
Семена проросли на 3й день, не все
Семена не изменились
Рис. 4 Влияние тепла
Таблица 2 Влияние температуры на прорастание семян
17 Окружающая
Дата начала
температура
опыта
Комната +22С 20.02
Холодильник
20.02
+8С
Дата
прорастания
21.02
Что наблюдаю
Семена проросли на 2й день
По состоянию на 24.02 семена
набухли, не проросли
Таблица 3 Влияние света на прорастание семян
Где
находились
семена
На
подоконнике
В шкафу
Дата начала
опыта
Дата
прорастания
Что наблюдаю
20.02
20.02
22.02
21.02
Семена проросли на 3й день
Семена проросли на 2й день
Рис. 5 Влияние кислорода
Таблица 4 Влияние воздуха на прорастание семян
Дата начала
Объём влаги
опыта
в стакане
увлажненный 20.02
полный
20.02
Дата
прорастания
22.02
Что наблюдаю
Семена проросли на 3й день
По состоянию на 24.02 семена
набухли, не проросли
18 Рис. 6 Проросшие зёрна пшеницы
Рис. 7 Специальная пшеница для посева Рис. 8 Стеклянная посуда
Рис. 9 Заливаем водой Рис. 10 Выкладываем на влажную марлю
19 Рис. 11 Закрываем влажной марлей Рис. 12 Появились ростки
20
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Научно-практическая работа "Условия, необходимые для прорастания пшеницы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.