НАУЧНЫЙ КЛУБ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЕГО ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА
Н.П. Германова МБОУ Павловская СОШ №3
Павловского муниципального района Воронежской области
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения закрепил направление на преобразование школьной системы. В нем большое внимание уделяется программе внеурочной деятельности, современным технологиям обучения и новым формам образования. Свободная практическая деятельность в неурочное время должна иметь практическую направленность, эмоциональную насыщенность. Важность этого объясняется необходимостью противостоять скучности и сухости учебного процесса, в котором преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, значимого в детском возрасте. Внеурочная деятельность может быть ориентирована на создание условий для неформального общения детей одного класса или разновозрастной группы. Особенно это актуально для сельских малочисленных школ. Многоплановая внеурочная деятельность может обеспечить развитие общекультурных интересов младших школьников, способствовать решению задач духовно-нравственного воспитания, дать ребенку реальную возможность для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
На современном этапе в российской школе происходят инновационные преобразования. В содержание образования включены не только предметные и метапредметные результаты, но и большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютеров, поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталогах, умение сотрудничать, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, решать практические задачи и так далее.
В Примерной основной образовательной программе НОО от 8 апреля 2015 г. обозначено полное содержание по всем образовательным областям, с которым должны быть ознакомлены младшие школьники. И каждый учитель начальных классов видит, каких тем не достает в тех УМК к образовательным областям, по которым он преподает в начальном общем образовании. Поэтому педагоги НОО вынуждены недостающий материал вычленять из других УМК и дополнять тот УМК, который определен администрацией образовательной организации.
Решение этих задач возможно, если создать необходимые условия. Одним из них является совместные действия с определенными ролями. При этом условии можно выдвинуть такие требования, как опора на личностные достижения ребенка, признание ценности внутреннего мира ребенка, ориентация на представление ребенку возможности самостоятельно делать выбор.
Для реализации данных требований необходима такая методическая система, в которой присутствуют: комплектность, инструментальность, интеграция и интерактивность. Именно интерактивность обеспечивает организацию учебно-воспитательной деятельности школьника и взрослого за рамками урока (переписка, Интернет).
В УМК «Перспективная начальная школа» выстроена система интерактивного общения посредством клубной работы с помощью переписки. Это такие клубы как «Мы и окружающий мир», «Конструкторское бюро», «Ключ и Заря». Клубная деятельность детей строится через систему заданий, заложенных в учебниках. В учебниках размещено много заданий организаторами клубной деятельности в условиях индивидуальной переписки, при которой учитывается разный возраст, уровень интеллектуального развития детей, социальное положение ребенка, топографическая принадлежность школьника.
В первом классе, в конце года, школьники выполняют первое задание, предложенное учебником. Они отправляют письма с просьбой принять их в клуб «Ключ и Заря» или «Мы и окружающий мир». По результатам проверки заданий школьнику высылается членский билет.
Если задание не выполнено, то после письменной консультации ученик выполняет работу снова.
Во втором, третьем и четвертом классах в учебники включена рубрика «Напиши нам письмо». Ученику предлагаются задания разного уровня сложности, но выбор этих заданий остается за учеником. Интересными получаются переписки с учениками других школ. На основе своей исследовательской работы по изучению родного края, они могут рассказывать о своей малой родине не только активу клуба.
Научный клуб младшего школьника позволяет:
- учитывать индивидуальные способности, интересы и склонности ребенка;
- развивать коммуникативные навыки личности;
- формировать мировоззрение школьников и их родителей;
- помогает ученикам самостоятельно делать выбор, принимать решение, объяснять и доказывать собственное мнение, излагать свои мысли устно и на бумаге;
- воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающему миру.
Организация в начальной школе научного клуба младшего школьника позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи:
- признание самобытности и своеобразия психики ребенка, его стремления к самораскрытию и творческой самореализации;
- воспитание активной, самостоятельной личности с развитым чувством собственного достоинства.
Таким образом, можно говорить о том, что совместная деятельность сегодня является не просто суммой разработанных методов коррекционной и развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ученику в решении задач развития, обучения и воспитания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.