Научный клуб младшего школьника как способ организации его жизненного пространства

  • docx
  • 21.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Научный клуб младшего школьника.docx

 

НАУЧНЫЙ КЛУБ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЕГО ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Н.П. Германова МБОУ Павловская СОШ №3
Павловского муниципального района Воронежской области

 

Федеральный государственный образовательный стандарт началь­ного общего образования второго поколения закрепил направление на преобразование школьной системы. В нем большое внимание уделяется программе внеурочной деятельности, современным технологиям обуче­ния и новым формам образования. Свободная практическая деятель­ность в неурочное время должна иметь практическую направленность, эмоциональную насыщенность. Важность этого объясняется необходи­мостью противостоять скучности и сухости учебного процесса, в кото­ром преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учеб­ных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, значимого в детском возрасте. Внеурочная деятель­ность может быть ориентирована на создание условий для неформаль­ного общения детей одного класса или разновозрастной группы. Осо­бенно это актуально для сельских малочисленных школ. Многоплановая внеурочная деятельность может обеспечить развитие общекультурных интересов младших школьников, способствовать решению задач духов­но-нравственного воспитания, дать ребенку реальную возможность для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

На современном этапе в российской школе происходят инноваци­онные преобразования. В содержание образования включены не только предметные и метапредметные результаты, но и большое внимание уде­ляется формированию универсальных учебных действий. Учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преоб­разования, хранения информации, использование компьютеров, поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталогах, умение сотрудничать, распределять работу, оценивать свой вклад в общий ре­зультат деятельности, решать практические задачи и так далее.

В Примерной основной образовательной программе НОО от 8 ап­реля 2015 г. обозначено полное содержание по всем образовательным областям, с которым должны быть ознакомлены младшие школьники. И каждый учитель начальных классов видит, каких тем не достает в тех УМК к образовательным областям, по которым он преподает в началь­ном общем образовании. Поэтому педагоги НОО вынуждены недоста­ющий материал вычленять из других УМК и дополнять тот УМК, кото­рый определен администрацией образовательной организации.

Решение этих задач возможно, если создать необходимые условия. Одним из них является совместные действия с определенными ролями. При этом условии можно выдвинуть такие требования, как опора на личностные достижения ребенка, признание ценности внутреннего мира ребенка, ориентация на представление ребенку возможности самостоя­тельно делать выбор.

Для реализации данных требований необходима такая методиче­ская система, в которой присутствуют: комплектность, инструментальность, интеграция и интерактивность. Именно интерактивность обеспе­чивает организацию учебно-воспитательной деятельности школьника и взрослого за рамками урока (переписка, Интернет).

В УМК «Перспективная начальная школа» выстроена система ин­терактивного общения посредством клубной работы с помощью пере­писки. Это такие клубы как «Мы и окружающий мир», «Конструктор­ское бюро», «Ключ и Заря». Клубная деятельность детей строится через систему заданий, заложенных в учебниках. В учебниках размещено много заданий организаторами клубной деятельности в условиях инди­видуальной переписки, при которой учитывается разный возраст, уро­вень интеллектуального развития детей, социальное положение ребенка, топографическая принадлежность школьника.

В первом классе, в конце года, школьники выполняют первое зада­ние, предложенное учебником. Они отправляют письма с просьбой принять их в клуб «Ключ и Заря» или «Мы и окружающий мир». По ре­зультатам проверки заданий школьнику высылается членский билет.

Если задание не выполнено, то после письменной консультации ученик выполняет работу снова.

Во втором, третьем и четвертом классах в учебники включена руб­рика «Напиши нам письмо». Ученику предлагаются задания разного уровня сложности, но выбор этих заданий остается за учеником. Инте­ресными получаются переписки с учениками других школ. На основе своей исследовательской работы по изучению родного края, они могут рассказывать о своей малой родине не только активу клуба.

Научный клуб младшего школьника позволяет:

-   учитывать индивидуальные способности, интересы и склонности ребенка;

-     развивать коммуникативные навыки личности;

-     формировать мировоззрение школьников и их родителей;

-   помогает ученикам самостоятельно делать выбор, принимать ре­шение, объяснять и доказывать собственное мнение, излагать свои мыс­ли устно и на бумаге;

-   воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающе­му миру.

Организация в начальной школе научного клуба младшего школь­ника позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи:

-   признание самобытности и своеобразия психики ребенка, его стремления к самораскрытию и творческой самореализации;

-   воспитание активной, самостоятельной личности с развитым чув­ством собственного достоинства.

Таким образом, можно говорить о том, что совместная деятель­ность сегодня является не просто суммой разработанных методов кор­рекционной и развивающей работы с детьми, но выступает как ком­плексная технология, особая культура поддержки и помощи ученику в решении задач развития, обучения и воспитания.