Новизна исследования заключается в том, что анализу подвергнется второстепенный образ, а не главные герои. Хотя, как оказалось, роль его далеко не второстепенна.
Анализу были подвергнуты мифы, сказки, произведения классиков, в которых упоминается этот образ: В. А. Жуковский «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке», А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Объектом исследования является яблоко.
Предметом исследования является история возникновения образа яблока.
Гипотеза исследования: образ яблока в литературе – это важный образ, который несет в себе глубокий смысл.
Цель: определить роль и смысл образа яблока и яблони в литературе.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Познакомиться с мифами и сказками народов мира, а также с произведениями, в которых упоминается этот образ, выявить сходства и отличия.
3. Создать представления об образе яблока в мифах и сказках народов мира, а также в произведениях классиков.Новизна исследования заключается в том, что анализу подвергнется второстепенный образ, а не главные герои. Хотя, как оказалось, роль его далеко не второстепенна.
Анализу были подвергнуты мифы, сказки, произведения классиков, в которых упоминается этот образ: В. А. Жуковский «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке», А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Объектом исследования является яблоко.
Предметом исследования является история возникновения образа яб-лока.
Гипотеза исследования: образ яблока в литературе – это важный образ, который несет в себе глубокий смысл.
Цель: определить роль и смысл образа яблока и яблони в литературе.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Познакомиться с мифами и сказками народов мира, а также с про-изведениями, в которых упоминается этот образ, выявить сходства и отличия.
3. Создать представления об образе яблока в мифах и сказках наро-дов мира, а также в произведениях классиков.
образ яблока в литературе.docx
«№ 11 орта мектепгимназиясы» Коммуналдық мемелекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школагимназия № 11»
Направление: социальногуманитарное.
Номинация: литература.
Тема: Образ яблока в литературе
Работу выполнила
Абрамова Екатерина,
ученица 5 «Б» класса.
Руководитель: Дмитриченко
Наталья Александровна,
учитель
русского языка и литературы.
1 Көкшетау қаласы 201718 о. ж.
г. Кокшетау 201718 у. г.
Содержание
I. Вступление ……………………………………………………….....3
II. Основная часть
1. Яблоко как символ ………………………………………….........6
2. Образ яблока в пословицах, поговорках и снах ……………....7
3. Образ яблока в сказках ………………………………….............9
4. Результаты анкетирования обучающихся..................................17
III. Заключение …………………………………………………..........18
IV. Список литературы ………………………………………............20
V. Приложение....................................................................................21
2 I. Вступление
Литература – огромный мир, наполненный образами и символами.
Каждый из них имеет своё особое место, своё собственное значение, и, причём
не одно. Без них читатель не смог бы понять ни того, что хочет сказать автор,
ни разглядеть сюжета, ни уловить композицию.
Яблоко – это та «первая «вкусность», о которой я узнала ещё
маленьким ребёнком, когда заботливая мама дала попробовать его мне,
маленькой малышке, в качестве первого прикорма. Вспоминаю и русские
народные сказки, которые читала мне бабушка, где то же яблочко на
тарелочке, открывающее волшебное «видеоокно». И яблочко наливное,
откушенное спящей царевной. И яблочко, брошенное под ноги и указывающее
путь в тридевятое царство. И яблонька, укрывающая путника от злых гусей
лебедей. И щёчки у русских красавиц были красные, как наливные яблочки.
Мне хотелось бы исследовать именно образ яблока в литературе, но не
только потому, что во всей литературе он имеет какоето значение, а ещё из
за того, что этот образ малоизучен, а это значит, что в нём кроется много тайн
и загадок, которые нужно непременно раскрыть. Данное исследование
поможет определить его смысл и значение, познакомит с образом яблока.
Новизна исследования заключается в том, что анализу подвергнется
второстепенный образ, а не главные герои. Хотя, как оказалось, роль его
далеко не второстепенна.
Анализу были подвергнуты мифы, сказки, произведения классиков, в
которых упоминается этот образ: В. А. Жуковский «Сказка об Иване
царевиче и Сером волке», А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи
3 богатырях».
Объектом исследования является яблоко.
Предметом исследования является
история возникновения образа
яблока.
Гипотеза исследования: образ яблока в литературе – это важный
образ, который несет в себе глубокий смысл.
Цель: определить роль и смысл образа яблока и яблони в литературе.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты задачи:
1.
Проанализировать литературу по данной теме.
2.
Познакомиться с мифами и сказками народов мира, а также с
произведениями, в которых упоминается этот образ, выявить сходства и
отличия.
3.
Создать представления об образе яблока в мифах и сказках
народов мира, а также в произведениях классиков.
4 II. Основная часть
1. Яблоко как символ
...Катится, катится яблочко наливное по блюдечку по серебряному,
скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
Яблоко как символ означает плодородие, любовь, радость, знание,
мудрость, обожествление и роскошь, но, вместе с тем, обманчивость и смерть.
Яблоко было запретным плодом Золотого Века.
В мифологии в 12ом подвиге Геракла встречается образ яблока.
В Библии яблоко становится символом грехопадения человечества, и оно
изображается в руках Адама или Евы.
5 2. Образ яблока в пословицах, поговорках и снах
Яблоко весьма удачно и точно «появилось» в русских пословицах и
афоризмах.
«Яблоко от яблони недалеко падает», «Негде яблоку упасть» и т.д.
В сборнике пословиц Владимира Ивановича Даля 251 пословица о яблоках.
Без труда нет плода
Пришёл Спас — всему час: плоды зреют (остальные пословицы отражены на
слайдах)
6 3. Образ яблока в сказках
Кто из нас не любит сказки? Несомненно, они нравятся не только
детям, но и взрослым, так как в них можно найти ответы на многие вопросы.
Сказка – это, можно сказать, литературное наследие для самых юных,
для детей. Именно в ней отражается светлая природа яблока: бессмертие,
здоровье, красота, богатство, а ведь это самое доброе и хорошее сеется в душу
ребёнка с раннего детства.
В русских народных сказках интересен сюжет о молодильных яблоках
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
Молодильные яблоки, помогающие помолодеть, избавиться от хвори, мы
встречаем и в других сказках: русская народная сказка «Ведьма и Солнцева
сестра», немецкая сказка «Грифптица», грузинская сказка «Пять братьев и
сестра».
7 4. Образ яблока и яблони в литературе
Образ яблони и яблока отражается и в литературных сказках, так как ее
корни в фольклоре, мифологии.
Например, у А. С. Пушкина в «Сказке о мертвой царевне и о семи
богатырях»:
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
Пушкин знал, что яблоко – образ философский, символ соблазна. Яблоко
в его сказке – традиционно фольклорное, это плод древа познания.
Образ яблока встречается и в творчестве В. А. Жуковского («Сказка об
Иванецаревиче и Сером Волке»):
…Сев на яблоню, Жарптица
За дело принялась и нарвала
С десяток яблок…
Яблоня снова здесь выступает как дерево судьбы, от которого зависит
благополучие, любовь.
8 6. Результаты анкетирования обучающихся
Мною было проведено анкетирование среди обучающихся 5х классов
нашей школы. Были заданы вопросы, ответы на которые позволили мне
сделать следующий вывод: ребята неплохо знают сказки, в которых
встречается образ яблока.
Учащимся были заданы вопросы: «Яблока – это фрукт, жизнь,
витамины?», «Яблоко – это символ раздора, жизни, рая, любви, солнца?», «У
меня яблоко ассоциируется с осенью, садом, вареньем, ароматом, семьей»,
«Известно ли Вам выражение «молодильные яблочки»?, «Знаете ли Вы
народные сказки, художественные произведения, в которых встречается образ
яблока?».
9 III. Заключение
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что частая
встречаемость этого образа в мифах, народных сказках и даже литературных
сказках не случайна. Этот символ наполнен глубоким смыслом, он –
отражение взглядов и культуры народа, его мудрости. Не случайно образ
яблока сохраняется в народных традициях и культуре и сегодня.
10 IV.Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Аленький цветочек. Сказки русских писателей. – Л.: Детская
литература, 1989.
Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. –
Барнаул: День, 2002.
Братья Гримм. Сказки. – Ташкент: Юлдузча, 1987.
Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. – М.: Детская литература, 1973.
Зубарева Е. Е. Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение,
1988.
1999.
Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – Симферополь: Реноме,
Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. – М.: Советская
11 8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
энциклопедия, 1987.
Некрасов Н. А. Избранное. М.: Художественная литература, 1975.
Персидские народные сказки. – М.: Наука, 1987.
Пушкин А. С. Собрание сочинений. Т. 2. – М.: Правда, 1963.
Русские народные сказки. – М.: Содействие, 1994.
Русские народные сказки в обработке Л. Н. Толстого. – М.: Петрушка,
1993.
1988.
Светланова Ю. Г. Скандинавские сказания. – М.: Детская литература,
Соловей Т. Г. Молодильные яблоки из тридевятого царства.
Приложение к журналу «Уроки литературы в школе», № 5, 2001.
Федосов И. В. Фразеологический словарь русского языка. – Липецк:
Юнвес, 2004.
V. Приложение
Результаты анкетирования обучающихся средней школы № 11 г.
Кокшетау.
Вопросы анкеты:
1. Яблоко – это…
а) фрукт
б) жизнь
в) витамины
г) затрудняюсь ответить
2. Яблоко – это символ…
а) раздора
в) рая
б) жизни
3. У меня яблоко символизируется с …..
г) любви
12 а) осень
б) сад
г) аромат
д) семья
е) затрудняюсь ответить
в) варенье
4. В историческом развитии общества яблоко стало причиной …
а) войны
б) любви
г) земной жизни
д) затрудняюсь ответить
в) поэзии
5. Известно ли вам выражение «молодильные яблочки»?
а) да
6. Знаете ли вы русские народные сказки, художественные произведения, в
б) нет
которых встречаются молодильные яблоки?
а) да
б) нет
13 Казахские сказки:
Алтын алма. Казахские сказки. «Золотое яблоко» мультфильм на казахском
языке.
В одном ауле, жили влюбленные Жомарт и Айсулу. Хан позавидовал
Жомарту и решив его извести дал ему опасное задание, достать
молодильные яблоки. Претерпевая трудности и проявляя геройство Жомарту
удалось выполнить приказ Хана. Но яблоки обладали неожиданными
свойствами и Хан был наказан.
Чудесный сад
Казахская народная волшебная сказка, красивая сказка о большой дружбе
двух мужчин бедняков, о любви их детей, о казане золота, который не
разрушил ни дружбу старых друзей, ни любовь юноши и девушки, о настоящей
и мнимой мудрости четырех учеников мудреца, о пленных птицах, о том как
птицы в благодарность за обретенную свободу помогли молодому мудрецу
вырастить чудесный сад. А чудесным сад был потому, что всякий из
всадников белой кости, "кто прикасался к плоду, сразу терял силы и замертво
валился на землю..." А при приближении бедняков "...замки упали с железных
ворот, и ворота (сада) широко распахнулись. Сад наполнился народом
мужчинами и женщинами, стариками и детьми. Они расхаживали по
тропинкам, топча лепестки, и лепестки не увядали; они пили воду из арыков,
и вода не мутилась; они срывали с деревьев плоды, а плодов не убывало. Весь день не умолкали в саду звуки домбры..."
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Научный проект "Образ яблока в литературе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.