Научный проект "Тайны муравейника"
Оценка 5

Научный проект "Тайны муравейника"

Оценка 5
Научные работы
docx
окружающий мир
3 кл
11.10.2019
Научный проект "Тайны муравейника"
Проект «Тайны муравейника» посвящен изучению общественной жизни самых загадочных существ на планете - муравьёв. В результате проделанной работы ученику 3 класса Айтқозы Диасу удалось осветить и раскрыть основную тему своего проекта «Тайны муравейника» Это является основной целью проекта. В своем исследовании автор осуществляет поиск ответов на проблемные вопросы: Как устроена общественная жизнь муравьёв? и Какова роль маленького муравья в экосистеме леса? Предметом исследования является общественная жизнь муравьев и сравнение её с общественной жизнью людей. Объектом исследования является муравейник. На пути к достижению цели автор решает ряд задач: собирает теоретический материал о жизни муравьёв; сравнивает общественную жизнь муравьёв с общественной жизнью людей; изготавливает макет муравейника. В ходе своего исследования автор пользуется различными методами: изучение теоретических сведений, используя различные источники информации; наблюдение, изучение и систематизация собранного видеоматериала; анализ и обобщение собранной информации. Продуктом исследования выступает макет муравейника, изготовленный автором собственными руками. Результатом исследования становится «открытие», что общественная жизнь муравья очень сложна и интересна, а также поразительно похожа на общественную жизнь человека. В своей работе автор уделяет особое внимание исключительной роли муравьёв в сохранении экосистемы леса и важности охраны этих насекомых. Была проделана большая работа по систематизации использованного материала. Научился анализировать ,выделять главное и делать выводы. Ученик показал значимость и роль муравейника в жизни и какую пользу приносят они человеку. Диас подтвердил выдвинутую гипотезу « Предположу, что муравей – существо общественное, жить в одиночку он не способен; общественный строй муравьёв похож на общественный строй людей.» Данная работа носит актуальный характер , так как вопросы , поднятые в ней, вызывают интерес не только у подрастающего поколения ,но и у взрослых тоже. Действительно данный проект для тех, кто готов беречь природу, удивляться её чудесам, учиться её понимать. Работа носит экологическую направленность, может быть использована на уроках познания мира, самопознания и на классных часах ,где говорим об экологии. А так же на занятиях в детском саду.
3б мур.диас.docx
Министерство образования и науки Республики Казахстан                                ГУ « Отдел образования района Шал акына » Управление образования Северо – Казахстанской области  КГУ  « Школа­гимназия имени академика Е. А. Букетова » работу выполнил ученик  3"Б" класса Айтқозы    Диас Научный руководитель: Исаченко Людмила Александровна                                              г. Сергеевка  2016  год                                                                                                                                                          Абстракт Я очень люблю бродить по лесу, не только рвать ягоду и срезать грибы, а просто так – послушать лес, найти что­то интересное, понаблюдать за каким–нибудь  лесным жителем. А кого   из   лесных   жителей   можно   встретить   наверняка?   Ну,   конечно   же,   муравьёв!   А разнообразие   муравейников   просто   поражает   взгляд:   от   скромных   горок   до   огромных «муравьиных   дворцов».   И   мне   захотелось   узнать,   как   живут   муравьи   и   как   устроен муравейник внутри. Цель исследования: изучить общественную жизнь муравьев и тайну муравейника. Задачи исследования:      На пути к достижению цели я должен  был  решить ряд задач:  найти сведения о муравьях в различных источниках информации;  сравнить общественную жизнь муравьев с общественной жизнью людей ;  изготовить макет муравейника. Гипотеза:   Предположу, что муравей – существо общественное, жить в одиночку он не способен; общественный строй муравьёв похож на общественный строй людей.  Объект исследования: является муравейник. Предмет   исследования:  является   общественная   жизнь   муравьев   и   сравнение   её   с общественной жизнью людей. Методы исследования:    изучение   теоретических   сведений,   используя   различные   источники   информации; наблюдение, изучение и систематизация собранного материала;   анализ и обобщение собранной информации:  творческим (продуктивным) : изготовление макета исследуемого объекта.                                                                                                                                                      Оглавление                                                                                                                           стр.    Введение…………………………………………………...............            1­3   1.Тайны муравейника       1.1. Кто такие муравьи?...............................................................            4– 5   2. Как устроено муравьиное общество……………………....          2.1.  Профессии муравьёв………………………………............            5– 6 2.2. Как устроен муравейник…………………………………..            7 ­ 9  2.3. Роль муравьёв в экосистеме леса ………………………....           9        2.4. Изготовление макета муравейника……………………….            9 ­ 10 3.Заключение (выводы по проекту)……………………….. ……..             11 4.Список использованной литературы……………………………….         12      5.Приложение…………………………………………………..                    13 ­21                                                                                                             Введение Общественная жизнь муравья очень сложна и интересна. Внимательное наблюдение за жизнью муравьёв не может не навести на мысль о поразительном сходстве общественной жизни   человека   и   этих   насекомых.   Прежде   всего,   муравьи   интересны   своим   сложным социальным   поведением.   Их   интеллекту   можно   только   позавидовать!   Каждый   муравей выполняет свой, определенный вид работы. Их отношение к труду поражает. Муравьи ­ самые   трудолюбивые   существа   в   мире!   Людям   следовало   бы   почерпнуть   многие положительные моменты из муравьиного поведения. Основным примером для подражания могла бы стать забота о своей семье, королеве, ее потомстве, друг о друге.            Современное человеческое общество достигло такого уровня развития, когда оно желает  вступить   в  контакт  с представителями   иного разума (инопланетянами). Но  мне кажется,   что   сначала   человек   должен   научиться   понимать   своих   ближних   соседей   по планете. Общение   с   природой   всегда   доставляет   нам   радость.   Мы   не   перестаем   восхищаться поразительными   её   творениями:   животными,   растениями   .Вряд   ли   найдется   человек, который хоть раз не останавливался возле муравейника, завороженный таким далеким и в то же время необъяснимо близким нам миром этих удивительных насекомых.   Особенно нам нравится наблюдать за жизнью мелких насекомых, как они живут, чем занимаются, когда человек  не видит их                                                          1 в   повседневной жизни? Я очень люблю бродить по лесу, не только рвать ягоду и срезать грибы, а просто так – послушать лес, найти что­то интересное, понаблюдать за каким–нибудь   лесным жителем. А кого из лесных жителей можно встретить наверняка? Ну, конечно же, муравьёв! А разнообразие муравейников просто поражает взгляд: от скромных горок до огромных «муравьиных дворцов».  И мне захотелось узнать:   Как живут муравьи?  Что такое муравейник?  Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?  Чем питаются муравьи?  Почему муравьев называют «санитарами леса»?   Начиная   эту   работу,  я   поставил     перед   собой  цель:   изучить общественную жизнь муравьев.  На пути к достижению цели я должен  был  решить ряд задач:  найти сведения о муравьях в различных источниках информации;  сравнить общественную жизнь муравьев с общественной жизнью людей, составить сравнительную таблицу;  изготовить макет муравейника. Для решения поставленных задач я использовал   следующие методы:  изучение   теоретических   сведений,   используя   различные   источники   информации; наблюдение, изучение и систематизация собранного видеоматериала;   анализ и обобщение собранной информации:  творческим (продуктивным) : изготовление макета исследуемого объекта.                                                             2 Предметом исследования:   является общественная жизнь муравьев и сравнение её с общественной жизнью людей. Объектом исследования :   является муравейник. Проблемные вопросы:  Как устроена общественная жизнь муравьев?  Какова роль маленького муравья в экосистеме леса? Гипотеза.  Предположу, что муравей – существо общественное, жить в одиночку он не способен; общественный строй муравьёв похож на общественный строй людей.            Также предположил, что если   раскрою «тайны муравейника», то смогу поделиться полученными знаниями со своими ровесниками и, таким образом, повысить экологическую культуру моих сверстников. В этом заключается практическая значимость моего проекта.                                                          3                                                1. Тайны муравейника   1.1.  Кто такие муравьи?        В результате изучения литературы и просмотра видеоматериалов,  узнал, что муравьи – древнейшие на Земле существа. Они появились на Земле более 100 млн. лет назад, без труда пережили   динозавров,   были   свидетелями   зарождения   нашей   цивилизации.  Это   доказали палеонтологи   по   находкам   муравьев   (ничем   не   отличающихся   от   тех,   что   мы   видим сегодня) в окаменевшей смоле – янтаре. Муравьи уникальны:   могут переносить груз в сто раз превосходящий их собственный вес, могут висеть вниз головой на гладком стекле, выдерживать   чудовищные   перегрузки.   Они   потребляют   огромное   количество   пищи   и перемещаются   на   большие   расстояния.   Каждый   муравей   обладает   немалой   силой,   а действуя сообща, они превращаются в суперцивилизацию.        С первого взгляда может показаться, что в муравейнике царит хаос и беспорядок. Но присмотревшись внимательно, становится понятным, что каждая особь муравьиной общины занята своим делом. Внешне строение  муравьев выглядит одинаково:  они имеют шесть сильных ног; имеют два глаза, состоящих из множества меньших; две больших и сильных челюсти;   брюхо   муравья   содержит   два   желудка   (один   для   себя,   другой   для   других муравьёв).                 Строение муравья                сильные  челюсти 3 пары ножек  брюшко голова грудь усики                                                                4 А главное, муравьи – насекомые с самым большим мозгом по отношению к телу. Поэтому они очень сообразительны. Учёные, исследуя жизнь муравьев, выяснили, что у них, как и у людей, разные характеры, привычки и психические склонности. Одни   безынициативны, другие любопытны, есть смелые и агрессивные.                       Некоторые   могут   подолгу   выполнять   одну   и   ту   же   работу,   другие   не   прочь   поискать приключения. Эти насекомые любят не только работать, но и отдыхать. Четверть своего времени   они   тратят   на   уход   за   собой   (гигиенические   процедуры).  Спят   муравьи   тесно прижав конечности к туловищу. Проснувшись, они потягиваются и зевают  словно люди. Не прочь муравьи и развлечься. Иногда они играют в игру, похожую на салочки.           Было   бы   прекрасно,  если   бы   все   развлечения   муравьев   были   так   невинны.  Но,  к сожалению,   насекомые   иногда   пьянствуют.   Когда   в   муравейник   пробирается   жук   – ломехуза, он спаивает муравьёв своими эфироподобными выделениями. У пьяных муравьев падает чувствительность, они бросают работу, начинают холить и лелеять жука, пока тот поедает муравьиные куколки и личинки, на что муравьи не обращают никакого внимания. Постепенно муравейник вымирает.       После изучения литературы по данному вопросу,  пришел к выводу, что несмотря на внешнее различие, муравьи очень похожи на нас, людей. Далее меня заинтересовал вопрос: почему, в отличие от всех других насекомых (исключая пчел), муравьи живут большими семьями? И не обнаружится ли и здесь какого­либо сходства с людьми?        Поэтому решил продолжить изучать эту тему и выяснить, как устроено муравьиное общество.                                                                                                                5                               Как устроено муравьиное общество       2.1. Профессии муравьёв       Продолжая изучать различные источники информации,  сделал для себя открытие, что у муравьёв, также, как и у людей есть «профессии».        Каждый взрослый человек имеет профессию и работу. Каждый муравей в семье тоже имеет   свою   профессию.   Например,   в   муравейнике   есть   свой   детский   сад,   в   котором работают  няньки  и  воспитатели.  Они ухаживают за яйцами, личинками и куколками, а также регулярно выводят маленьких муравьишек на свежий воздух. Еще в муравейнике есть свои больницы, где работают  врачи, например,  хирурги. И в случае, если кто­то из жителей повредил себе конечность, то хирурги ампутируют (отгрызают) её.       Есть муравьи, которые строят, чистят и защищают муравейник – это рабочие муравьи. Чистят муравейник  санитары, а защищают от врагов  солдаты. Они охраняют входы в муравейник   от   непрошенных   гостей   и   при   любой   опасности   готовы   ринуться   в   бой   с врагами. Самые смелые и оживленные муравьи становятся  разведчиками  и  охотниками. Они и прокармливают все многотысячное семейство.          Есть в жизни муравьев и «сельскохозяйственные» профессии. Многие виды освоили «скотоводство».  Как   и  человек,  муравьи,  единственные   из   животного  мира  занимаются выращиванием домашних животных. В муравейнике есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля ­ тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет   сладкое   вещество.   Муравьям   оно   очень   нравится.   Как   люди   разводят   и ухаживают за коровами, так муравьи­пастухи  заботятся о тлях. Весной они выводят из муравейника целые стада «муравьиных коров» и ведут их на «пастбища». Муравьи пасут тлей на близрастущих растениях, оберегают их. Есть среди муравьев  фермеры. В своих муравейниках   они   выращивают   грибы.   Грибы   являются   их   урожаем.   Есть     муравьи   – жнецы, которые запасаются урожаем, который потом сушат и хранят, а когда приходит время – перемалывают семена в муку и скармливают личинкам.                                                         6      Кроме этого, у муравьев есть еще одна очень интересная профессия. Сначала маленькое насекомое «загорает» на солнышке на протяжении десяти минут, после  чего бежит внутрь муравейника, чтобы передать ему свое тепло.   Есть   в   муравейнике   свои  «пенсионеры».  Пожилые   мудрецы   трудятся   наверху   своего домика в качестве наблюдателя.       А еще муравьи – прекрасные строители. Какие прекрасные дома – муравейники они строят! По результатам своих исследований просматривается сходство «профессий» муравьёв и людей .      Далее  захотелось узнать, как устроен муравейник.                                2.2. Как устроен муравейник          Выяснил, что муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником   и   туалетом.   Есть   специальная   зимняя   спальня.   Взрослые   муравьи проводят   зиму  в  этом   помещении.  В  хлебном  складе  муравьи  хранят  зерна.  В  мясную кладовку добычу. приносят гусениц они         и   другую   7 Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями­солдатами. Сверху   муравьи   делают   на   муравейнике   покрытие   из   иголок   и   веточек.   Оно   защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.  В результате своего исследования   выяснил, что муравейник – это не просто гора земли, покрытая   сверху   веточками,   а   сложнейшее   инженерное   сооружение.   Поэтому   решил сделать   макет   муравейника,   чтобы   рассказать   другим   детям,  как   сложно   всё   устроено внутри муравейника, сколько труда нужно было вложить муравьям, чтобы построить себе дом                                                              8 2.3. Роль муравьев в экосистеме леса        Часто гуляя по лесу можно увидеть разрушенные муравейники. А все ли знают, что муравьёв   называют   «санитарами   леса»?   Изучая   материал   по   теме   проекта     узнал,   что являясь   хищниками,   муравьи   съедают   много   насекомых,   вредных   для   леса.   Наверное, поэтому вокруг муравейника деревья более зеленые и высокие. Ученые говорят, что за день гнездо муравьев уничтожает до 100 тысяч вредных насекомых. Муравьи разрыхляют почву, создавая условия для снабжения ее воздухом.     Тысячами незримых переплетенных нитей они связаны с другими живыми существами. В природе муравьиные гнезда используют кабаны и различные птицы в качестве «санитарных ванн», очищаясь таким образом от паразитов. Эти «ванны» освобождают птиц и животных от  паразитов  и,  возможно, укрепляют  здоровье – ведь  лечат  же ревматизм  муравьиной кислотой!    Вывод: понимая важность этих насекомых в сохранении экосистемы леса, люди должны охранять муравейники. Муравейники не должны гибнуть при вырубке леса, их не должны варварски разорять люди!                          2. 4. Изготовление макета муравейника       Решил не только изучить жизнь муравьёв, но и попробовать сделать макет муравейника и также сделать его в разрезе, чтобы каждый мог 9 увидеть жизнь муравьев внутри “домика”. Материалом   для   изготовления послужили  картон  и пластилин. Яйца, матку, гусениц, муравьев я лепил из пластилина . В «хлебный амбар» положил  рис. Этот макет муравейника я хочу подарить детскому саду, чтобы дети могли узнать о том,  как живут муравьи, и что никогда нельзя разорять муравейники. Этим самым я надеюсь  внести свой вклад в повышении экологической культуры общества.                         Не обижайте муравья – его обидеть просто:                         Он очень мал, он очень мал, он маленького роста!!!                                                                                                                                                                                 10                                                  3. Заключение Мой проект назывался «Тайны муравейника».  Цель, которую мы  поставили с учителем , мною достигнута: я теперь знаю, что муравьи ­ общественные насекомые и жизнь муравьёв имеет поразительное сходство с жизнью людей. Узнал о составе муравьиной семьи, о том, что несмотря на кажущийся хаос, в муравейнике царит   строгий   порядок:   каждый   муравей   занят   своим   делом.   У   муравьёв   есть   свои «профессии»,   которые   очень   похожи   на   профессии   людей.   Также     узнал,   как   устроен муравейник внутри. Теперь понимаю, почему муравьев называют «мудрыми строителями». В ходе работы над проектом,  понял исключительную роль этих насекомых в сохранении экосистемы леса. Ведь они являются естественными защитниками леса от вредителей и болезней. Проводя исследование, наблюдая за жизнью муравьями, изучив дополнительную литературу  про муравьев, сделал следующие  выводы:     Муравьи живут семьями.      Каждый муравей четко знает и выполняет свою определенную функцию.      Муравьи – вечные строители.      Движутся муравьи по одним и тем же дорожкам.      Муравьи к различным насекомым относятся по­разному  .   Гипотеза,   выдвинутая   вначале   проекта:   «Предположу,   что   муравей   –   существо   общественное, жить в одиночку он не способен; общественный строй муравьёв похож на общественный строй людей »   полностью подтвердилась.   После изучения жизни муравьев  сделал макет муравейника и макет муравейника в разрезе. В   своей   творческой   работе     хотелось   применить   все   знания,  полученные   при   изучении данной   темы.   Этот   макет   имеет   практическую   значимость:   его   можно   использовать   на уроках  или  на занятиях в детском саду.                                      4. Список  использованной литературы   11 1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых.– 2007 год.  2. Длусский Г.М., Букин А.П. Знакомьтесь: муравьи! –2009.  3. Захаров А.А. Муравей, семья, колония. 2008. 4. Тарабарина Т.И.,  Соколова Е.И.  И учеба, и игра. Природоведение.  Халифман И.А. Операция «Лесные муравьи».  5. Хрестоматия для внеклассного чтения по курсу "Человек и мир". Автор­составитель В.М.Вдовиченко. ­ 2004. Другие источники информации 1. http://www .floranimal.ru/familes/4810.htm/ Семейство Муравьи   2. http://www.antclub.ru/muravi/ Antclub. Муравьи   3. http://www.mirnasekomyh.ru/muravej.htm/ Мир насекомых                                              12                     5.Приложение «Это интересно!» Примета о муравьях: Муравьи прячутся в гнезда – к грозе. Загадки про муравьёв: Шли плотнички без топоров, Срубили избу без углов. (Муравьи) Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи: Дружно маленькие точки, Строят дом себе на кочке. (Муравьи) Я работаю в артели, У корней лохматой ели. По буграм тащу бревно – Больше плотника оно. (Муравьи) В лесу у пня Суетня, беготня: Народ рабочий, Весь день хлопочет, Себе город строит. (Муравьи и муравейник) Погляди на молодцов: Веселы и бойки. 13 Волокут со всех концов Материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг, Под тяжелой ношей – И спешит на помощь друг. Тут народ хороший. Без работы, хоть убей, Жить не может … (Муравей) За пнем бугорок, а в нем – городок. (Муравейник) На поляне возле елок Дом построен из иголок, За травой не виден он, А жильцов в нем миллион. (Муравейник) Пословицы и поговорки про муравьёв Муравью роса – ливень. Самую злую змею может одолеть куча муравьев. На муравейнике долго не усидишь. Лучший подарок муравью – ножка кузнечика. Муравей не по себе ношу тащит,да никто спасибо не скажет, а пчела по искорке носит,да людям угождает. Спотыкаются не о гору, а о муравейник. Муравей в геральдике – символ трудолюбия и покорности. Мал муравейник, да арбу опрокидывает. Мал муравей телом, да велик делом.  • У муравья голова с просяное зернышко, а ума палата.  • Ступай к муравью, ленивый, поучись благоразумию.  • Муравей невелик, да горы копает. «Муравьиный терем» Сладко пахнут сосновой смолою Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои, Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой, Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети, Мирно спать под напевы дождей. 14 Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей. (Т. А. Шорыгина) «Пень-муравейник» Есть старые пни в лесу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочкам и сохранившие прочную свою форму… Если. Однако, придется сесть на такой пень, то перегородки между дырочками, очевидно, разрушаются, и чувствуешь, что немного осел, то вставай немедленно: из каждой дырочки этого пня под тобой выползает множество муравьев, и ноздреватый пень окажется весь сплошным муравейником, сохранявшим обличие пня. (М. Пришвин) «Жалейкин и муравьи» Увидел Жалейкин плакат «Муравьи - друзья леса». Прочитал и ахнул: как же он этого раньше не знал! По незнанию собственными руками не раз муравейники разорял, по доброте муравьиными яйцами рыб прикармливал. А сколько раз видел, как раскапывали муравейники зелёные дятлы. Видел и не вмешивался - дятлов жалел. Раз застал на муравейнике большой тетеревиный выводок. Тетеревята принимали на муравейнике солнечные ванны и склёвывали муравьёв. И он их даже не прогнал! «А уж как, наверное, вредят открытым муравейникам ветры и проливные дожди! Но теперь больше этому не бывать! Я защищу полезных муравьёв. За дело!» Все муравейники на опушке Жалейкин завалил зелёной травой. Стали они похожи на стожки сена. Муравейники в лесу Жалейкин надёжно укрыл еловым лапником. Как шалашики стали. Дятлы и тетерева теперь до них не доберутся, рыболовы их не найдут, а ветры и ливни не повредят. Радуйтесь, муравьи! Но муравьи что-то не радуются. Под лапником и травой завелись на муравейниках сырость и плесень. Муравьи стали болеть, куколки их не прогревались на солнце. - Что же ты, Жалейкин, наделал? - поймал его за ухо лесник. - Ты что, плакаты мои не читал? Дожди и ветры муравьям не помеха: купол муравейника - надёжная крыша. Птицы и звери для них полбеды. А вот твои стожки и шалашики - беда непоправимая. И если ты им добра хочешь, не мешай им по-своему жить. Они ведь друзья леса! (Н. И. Сладков) «Про меня и муравья» Нёс однажды муравей, Две травинки для дверей, Вдруг ему навстречу кот Вышел грозно из ворот. Не обижайте муравья, 15 Его обидеть просто: Он очень ма…, он очень ма… Он маленького роста. Закричал коту я: Брысь! ГАВ-ГАВ-ГАВ! Поберегись! И разбойничьи усы Сразу спрятались в кусты. В муравьиный дом теперь Мне всегда открыта дверь. Только жаль, что для меня Дверь мала у муравья. (Степанов Владимир Александрович) «О муравьях» Один раз я пришла в кладовую достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. Муравьи ползали и в средине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьёв ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку. Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка. Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьёв. Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много муравьёв пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. Я сняла банку и поставила её в другое место. (Лев Толстой) «Как муравьишка домой спешил» Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден. Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко - и вниз». У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, - все домой бегут. Сядет солнце, - и муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. Солнце уже к лесу спускалось. Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей». А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. 16 Несется листок через лес, через реку, через деревню. Летит Муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг за деревней да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб. Лежит и думает: «Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай». Смотрит Муравей: рядом Гусеница- Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки. Муравьишка говорит Землемеру: - Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят. - А кусаться не будешь? - Кусаться не буду. - Ну садись, подвезу. Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост - к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх. - Не могу больше! - кричит. - Стой! А то укушу! Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался. Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается. - Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят. - Ну что ж, садись, подвезу. Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины. Начал Паук свои ходули переставлять - одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку. Остановился Паук. - Слезай, - говорит. - Вон Жужелица бежит, она резвей меня. Слез Муравьишка. - Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят. - Садись, прокачу. Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит. Вмиг домчались до картофельного поля. - А теперь слезай, - говорит Жужелица. - Не с моими ногами по 17 картофельным грядам прыгать. Другого коня бери. Пришлось слезть. Картофельная ботва для Муравьишки - лес густой. Тут и со здоровыми ногами - целый день бежать. А солнце уж низко. Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то: - А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем. Обернулся Муравьишка - стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно. - Да ты маленький! Тебе меня не поднять. - А ты-то большой! Лезь, говорю. Кое-как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только-только ножки поставил. - Влез? - Ну, влез. - А влез, так держись. Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки - а они у него как пружинки, складные - да щелк! - распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! - на другой. Щелк! - на третьей. Так весь огород и отщелкал до самого забора. Муравьишка спрашивает: - А через забор можешь? - Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может. - Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят. - Садись на загривок. Сел Муравьишка Кузнечику на загривок. Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю. - Стоп! - сказал Кузнечик. - Приехали. Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плыви - не переплывешь. А солнце еще ниже. Кузнечик говорит: - Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик. Затрещал по-своему, глядь - бежит по воде лодочка на ножках. Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп. - Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят. - Ладно, садись, перевезу. Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко. - Миленький, шибче! - просит Муравьишка. - Меня домой не пустят. - Можно и пошибче, - говорит Водомер. Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился. 18 - А по земле не можешь? - спрашивает Муравьишка. - По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня. Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке, домой! - Гляди, - говорит Водомер, - вот тебе и конь ползет. Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ - тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь? Все-таки послушался Водомера. - Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят. - А ты где живешь? - В муравейнике за лесом. - Далеконько... ну, что с тобой делать? Садись, довезу. Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку. - Сел, что ли? - Сел. - А куда сел? - На спину. - Эх, глупый! Полезай на голову. Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних. Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф! Уф! Уф!» Будто мотор заводит. - Дяденька, - просит Муравьишка, - поскорей! Миленький, поживей! Не отвечает Жук, только пыхтит: «Уф! Уф! Уф!» Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тук-тук-тук!..» - поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх - выше леса. Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило. Как помчал Хрущ - у Муравьишки даже дух захватило. «Жжж! Тук-тук-тук!» - несется Жук, буравит воздух, как пуля. Мелькнул под ним лес - и пропал. А вот и береза знакомая, и муравейник под ней. Над самой вершиной березы выключил Жук мотор и - шлеп! - сел на сук. - Дяденька, миленький! - взмолился Муравьишка. - А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю. Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал. Подумал и говорит: - А уж как тебе вниз спуститься, - не знаю. Я на муравейник не полечу: 19 уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь. Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом родной. Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло. Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья. Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает. - Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась - не пустят меня домой ночевать. - Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду. - Все меня жалели, никто не гнал, ты первая! Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет! С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа - и полетела вниз. А Муравьишка на ней висит - крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху - дерг! И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана. Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой всё ниже, ниже, ниже опускаются. А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают. Все закрыли - один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк-и домой! Тут и солнышко зашло. Викторина 1. В каком ярусе строит свои гнезда рыжий лесной муравей? 2. Какое значение имеют муравьи в лесу? 3. Каков состав муравьиной семьи? 4. Как муравьи находят дорогу к дому? 5. Какова связь муравьев с тлями? 6. Почему муравьев считают санитарами леса? 7. Почему муравейник имеет конусообразную форму? 8. Когда у муравьев (самок, самцов) появляются крылья? 9. Какова роль муравьев в жизни растений? 10. Из какого строительного материала построен муравейник? 11. Что является пищей для муравьев? 12. Как устроен муравейник внутри?                                                                             20 Стихи про муравьев Г.Шмонов Мы вчера в лесу сосновом Повстречали муравья - У него там дом огромный, И большущая семья! С. Островский Л.. Алейникова Под пенёчком домик чей? Он без окон, без дверей! Горка-башня из земли, Ах, живут здесь муравьи! Что-то в домик свой заносят, А из домика выносят Е. Аксельрод Муравьишка на весь лес Знаменит - тяжеловес. Тяжесть может он поднять Тяжелей себя раз в пять. Мелкие песчинки, Разные крупинки. Работяги-муравьи Целый день снуют От восхода до зари, И не устают! Кличет войско муравьишка: -На дороге кочерыжка! Муравьиный генерал Кочерыжку штурмом брал. С ним братишки муравьишки… Вот и крышка кочерыжке. Р. Новикова Муравьи живут семьёй. Как их много, ой-ёй-ёй! Дом в лесу стоит средь ёлок. Из сухой травы, иголок, Мелких сучьев и земли. Всё, что притащить смогли. Этот сказочный бугор Заселил сосновый бор. Муравьишки, есть- солдаты. Очень смелые ребята. Дом отважно защищают, И врагов не подпускают Есть рабочие, трудяги. Устают они, бедняги. Целый день они в работе, О жилье своём в заботе. Входы-выходы копают, Из гнезда сор убирают. Корм приносят про запас. Прячут на зиму припас Яйца самочки отложат, В гнёзда аккуратно сложат. Выведут из них детишек, Рыжих, бойких муравьишек. Муравьи в лесу полезны –Сберегают от болезней. Вредных мошек поглощают, Тем деревья защищают. Чтобы летом и весною, Лес шумел своей листвою. Осень - чудная пора. Собирайся, детвора, В лес по ягоды, грибочки, Обходи кусты и кочки. Муравейник не ломай. От беды оберегай. 21                                  Отзыв об исследовательской работе  Проект «Тайны муравейника» посвящен изучению общественной жизни самых загадочных существ на планете ­ муравьёв.  В результате  проделанной  работы ученику  3 класса Айтқозы Диасу удалось осветить и раскрыть основную тему своего проекта  «Тайны муравейника» Это является основной  целью  проекта. В своем исследовании автор осуществляет поиск ответов на проблемные вопросы: Как устроена общественная жизнь муравьёв? и Какова роль маленького муравья в экосистеме леса?         Предметом исследования  является общественная жизнь муравьев и сравнение её с общественной жизнью людей.  Объектом исследования является муравейник.      На пути к достижению цели автор решает ряд задач: собирает теоретический материал о жизни муравьёв; сравнивает общественную жизнь муравьёв с общественной жизнью людей; изготавливает макет муравейника.  В   ходе   своего   исследования   автор   пользуется   различными   методами:  изучение теоретических   сведений,   используя   различные   источники   информации;   наблюдение, изучение   и   систематизация   собранного   видеоматериала;   анализ   и   обобщение   собранной информации.  Продуктом   исследования  выступает   макет   муравейника,   изготовленный   автором собственными руками.        Результатом исследования  становится «открытие», что общественная жизнь муравья очень сложна и интересна, а также поразительно похожа на общественную жизнь человека. В   своей   работе   автор   уделяет   особое   внимание   исключительной   роли   муравьёв   в сохранении экосистемы леса и важности охраны этих насекомых.  Была проделана большая работа по систематизации использованного материала.  Научился анализировать ,выделять главное  и  делать выводы. Ученик показал значимость и роль муравейника в жизни и какую пользу приносят они человеку. Диас   подтвердил   выдвинутую гипотезу « Предположу, что муравей – существо общественное, жить в одиночку он не способен; общественный строй муравьёв похож на общественный строй людей.»      Данная работа носит актуальный характер , так как вопросы , поднятые в ней, вызывают интерес не только у подрастающего поколения ,но   и   у взрослых тоже. Действительно данный   проект   для   тех,  кто   готов  беречь   природу,  удивляться   её  чудесам,  учиться   её понимать.   Работа   носит   экологическую   направленность,   может   быть   использована   на уроках  познания  мира, самопознания и на классных часах ,где говорим об  экологии. А так же  на занятиях  в  детском саду.                                           Научный  руководитель:    Исаченко Л.А. Сәлеметсізбе Здравствуйте уважаемые члены жюри ! ! Я, Айтқозы Диас, ученик 3 «Б» класса школы - гимназии имени академика Е.А. Букетова района Шал акына , города Сергеевки. Предлагаю вашему вниманию проект «Тайны муравейника». Я очень люблю бродить по лесу, не только рвать ягоду и срезать грибы, а просто так – послушать лес, найти что­то интересное, понаблюдать за каким–нибудь   лесным жителем. А кого из лесных жителей можно встретить наверняка? Ну, конечно же, муравьёв! А разнообразие муравейников просто поражает взгляд: от скромных горок до огромных «муравьиных дворцов». И мне захотелось узнать, как живут муравьи  и как устроен муравейник внутри, какие в нем есть «помещения», чем питаются муравьи, почему муравьев называют «санитарами леса»? Цель моей работы Задачи исследования : изучить общественную жизнь муравьев и тайну муравейника. , которые я поставил перед собой:  найти сведения о муравьях в различных источниках информации;  сравнить общественную жизнь муравьев с общественной жизнью людей ;  изготовить макет муравейника. Моя гипотеза: Предположу,   что   муравей   –   существо   общественное,   жить   в   одиночку   он   не способен; общественный строй муравьёв похож на общественный строй людей. Объект исследования: является муравейник Предмет исследования: является   общественная   жизнь   муравьев   и   сравнение   её   с общественной жизнью людей.  Методы исследования: изучение   теоретических   сведений,   используя   различные источники информации; наблюдение, изучение и систематизация собранного материала;   анализ и обобщение собранной информации:  творческим (продуктивным) : изготовление макета исследуемого объекта.  Общественная жизнь муравья очень сложна и интересна. Внимательное наблюдение за жизнью муравьёв не может не навести на мысль о поразительном сходстве общественной жизни человека и этих насекомых. Прежде всего, муравьи интересны своим сложным социальным поведением. Их интеллекту можно только позавидовать!   Каждый   муравей   выполняет   свой,   определенный   вид   работы.   Их   отношение   к   труду поражает. Муравьи ­ самые трудолюбивые существа в мире! Людям следовало бы почерпнуть многие положительные моменты из муравьиного поведения. Цель, которую я себе поставил, мною достигнута: я теперь знаю, что муравьи ­ общественные насекомые и жизнь муравьёв имеет поразительное сходство с жизнью   людей.   Я   узнал   о   составе   муравьиной   семьи,   о   том,   что   несмотря   на   кажущийся   хаос,   в муравейнике   царит   строгий   порядок:   каждый   муравей   занят   своим   делом.   У   муравьёв   есть   свои «профессии», которые очень похожи на профессии людей. Также я узнал, как устроен муравейник внутри. Теперь я понимаю, почему муравьев называют «мудрыми строителями».   В ходе работы над проектом, я понял исключительную роль этих насекомых в сохранении экосистемы леса.   Ведь   они   являются   естественными   защитниками   леса   от   вредителей   и   болезней.   Проводя исследование, наблюдая за жизнью муравьями, изучив дополнительную литературу  про муравьев, сделал следующие выводы:  Муравьи живут семьями.   Каждый муравей четко знает и выполняет свою определенную функцию.   Муравьи – вечные строители.   Движутся муравьи по одним и тем же дорожкам.   Муравьи к различным насекомым относятся по­разному.  Не обижайте муравья –его обидеть просто: Он очень мал, он очень мал, он маленького роста!!! Значит, После изучения жизни муравьев я сделал макет муравейника. В своей творческой работе мне хотелось   применить   все   знания,   полученные   при   изучении   данной   темы.  Я   предположил,   что   если   я раскрою «тайны муравейника», то смогу поделиться полученными знаниями со своими ровесниками и, таким образом, повысить экологическую культуру моих сверстников.  В этом заключается практическая значимость моего проекта. Работа над исследованием была интересной. Мне понравилось проводить исследования. В ходе работы я получил новые знания о муравьях и муравейнике, научился анализировать собранный материал, выделять главное, делать выводы. Я узнал, где искать информацию, приобрел навыки исследовательской работы, работы с компьютером. Эти умения пригодятся в дальнейшем. В результате проведенного исследования я ответил на все свои вопросы. Я подтвердил выдвинутую гипотезу: «Предположу, что муравей – существо  общественное, жить в одиночку он не способен; общественный строй муравьёв похож на общественный  строй людей » Практическая значимость –моего проекта заключается в том, что данная работа может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках познания  мира, самопознания и на классных часах ,где говорим об  экологии. А так же   на занятиях  в детском саду. Рахмет! Благодарю за внимание!

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"

Научный проект "Тайны муравейника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2019