ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Наука и философия. 4
2. Науки и искуство. 8
3. Роль науки в современном образовании и формировании личности. 10
4. Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила". 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 17
Актуальность. К XXI столетию достигнут значительный прогресс в информационно- технической сфере. Вместе с тем состояние духовной жизни общества вызывает закономерную тревогу о будущем цивилизации. Все очевиднее осознается необходимость «сдвига культуры и ее проблем в эпицентр человеческого существования» (В.С. Библер), все яснее осмысление того, что разрушение базисной миссии культуры в структуре государства и общества ведет к их деградации, порождая многочисленные кризисы, угрожающие их существованию. Не случайно в 2015 г. был принят жизненно важный документ «Основы государственной политики в области культуры», где культура провозглашается в качестве фундамента суверенитета и основы новой стратегии развития России. Рассмотрение культуры в качестве основы государственной политики ориентирует ученых на более углубленное познание социальных и педагогических проблем в контексте культуры.
Цель работы: проанализировать роль науки в современном образование.
Задачи:
- изучить науку и философии, а так же науку и искусство;
- рассмотреть функции науки в жизни общества.
На смену времени, когда разбрасывают камни, неизбежно приходит время, когда их надо собирать. Сейчас уже ясно каждому философу науки, что ни одна из этих концепций не может монопольно претендовать на адекватно полное выражение действительных законов и механизмов развития науки. Наступил момент, когда целесообразно от критического анализа достоинств и недостатков построенных концепций перейти к рассмотрению того, что можно получить, признав каждую из них полезной в определенном месте и в определенном отношении. Образно выражаясь, настало время посмотреть, какую целостную картину развития науки можно сложить, если уже существующие концепции эволюции познания использовать в качестве мозаичных элементов для построения этой картины. Разумеется, такая мозаичная картина может быть сложена не одна и из существующих концепций в каждом случае понадобится далеко не все, что в них вложено, и потому не стоит рассчитывать на положительное отношение авторов использованных концепций к подобной работе. Вместе с тем есть надежда, что за менее удачными попытками последуют более удачные и, рано или поздно, будет достигнута искомая гармония, в которой каждая из существующих достойных концепций будет достойно представлена.
В лексикон философии науки вошли и стали привычными такие слова и словосочетания, как верификация и фальсификация, стандарты рациональности и понимания, парадигма, научная исследовательская программа, методологический плюрализм, личностное знание и многие другие. Если рассматривать ассоциируемые с этими словами направления как альтернативные, то открываются безбрежные возможности для критического анализа достоинств и недостатков каждого из них, чему и было посвящено не одно десятилетие. Если же рассматривать их как обреченные на сосуществование, то становится очевидной необходимость, с одной стороны, распределения ролей между этими направлениями, с другой стороны - их взаимодополнения и взаимодействия в общей картине процесса развития познания. Иначе говоря, требуется применение синергетического подхода [1, 2], для чего необходимо каждую из отмеченных концепций развития познания наделить стремлением к определению своего места, роли и способов взаимодействия с другими концепциями в целостном механизме развития познания.
Томас Кун полагает, что история науки - это чередование периодов "нормальной науки" (доминирования в деятельности научного сообщества одной парадигмы) и периодов "научных революций" (утраты действующей парадигмой доминирующей позиции и конкуренции методологических альтернатив до победы одной из них). Парадигма, по Куну, - это конвенционально принятая система норм научной деятельности. Конвенциональность происхождения парадигм обусловливает их несоизмеримость и, значит, непреемст- венность. Абсолютизация положений о конвенциональное™, несоизмеримости и непреемственности парадигм превращает науку в подобие шахматного клуба, где правила игры устанавливаются всякий раз по договоренности. Хотя эта точка зрения и не соответствует реальному положению вещей, она, пусть излишне контрастно, констатирует особенности эволюции науки, имеющие место в действительности.
Необходимое нам уточнение понятия парадигмы состоит в том, что парадигма - это по сути философского уровня методология науки, устанавливающая для всей науки нормы научной деятельности и тем самым, неявно определяющая качественные параметры ее результатов. Единая для всей науки парадигма получает в каждой отрасли познания свою интерпретацию и специфическое развитие, благодаря чему сформировавшиеся таким путем частно- научные парадигмы обретают относительную автономию и способность вступать в конкуренцию за лидерство в научном познании. Что касается конвенциональное™ парадигм, то момент конвенциональности присутствует в парадигмах в силу того, что одна и та же проблема, в принципе, может быть решена многими способами, но конвенциональность эта относительна ввиду определенной обусловленности многообразия приемлемых способов самим характером встающих перед наукой проблем.
Карл Поппер кладет во главу угла своей концепции тот факт, что отрицательный результат - тоже результат и, по мнению Поппера, более значимый, чем положительный, поскольку любое конечное число положительных примеров не обеспечивает полной гарантии истинности обобщающего вывода, в то время как лишь один отрицательный пример его опровергает. Отсюда делается вывод, что верифицированные умозаключения конвенциональные по сути и лишь фальсификация дает истинное знание - хотя бы тем, что очерчивает пределы, в которых нефальсифицированные положения могут приниматься в качестве гипотез.
Таким образом, научное знание уподобляется популяции, в которой выдвижение новых гипотез соответствует генерации новых видов, а фальсификация выполняет роль естественного отбора. При этом, однако, не учитывается, что фальсификация общего заключения, в отличие от естественного отбора, не дисквалифицирует его полностью, а лишь ограничивает его общность, обогащая вместе с тем его содержание новым фактом. Для иллюстрации этого положения воспользуемся излюбленным примером сторонников фальсификационизма. Пусть на основе наблюдений сделан вывод: "Все вороны черные", после чего обнаружен белый ворон. По мнению фальсификационистов, этот факт полностью дискредитирует данный вывод. Но на деле это не так, ибо отрицание утверждения "Все вороны черные” превращает его в утверждение "Не все вороны черные", которое семантически является уточнением, а не полным отрицанием содержания первого высказывания. Новый факт позволяет построить новые формально-логическое утверждения: "Существуют вороны черные" и "Существуют вороны белые". Но обычно в подобной ситуации используется более информативное и более преемственное с первым высказывание в рамках модальной логики: "Не все вороны черные - некоторые вороны белые". Так что, действительной причиной того, что фальсификационизм фальсифицировал сам себя, стало его нежелание выйти за пределы формальной логики.
Чем на большую общность претендует то или иное положение, тем более вероятна возможность его фальсификации. Чтобы, несмотря на свою общность, оставаться неуязвимым, такое положение должно быть предельно абстрактным. Поэтому образ "нормальной науки", нарисованный Т. Куном, скорее аномалия, чем норма. Аномальным для науки является и состояние "научной революции" в том виде, как оно видится Т. Куну. Более близкой к действительности нам представляется схема, согласно которой нормальным состоянием науки является частно- научная конкуренция концепций и методологий, опирающаяся на процессы верификации и фальсификации, восходящая в периоды научных революций на уровень философско-научных концепций и методологий и снова погружающаяся в частнонаучную сферу после завершения революционных преобразований в философии и методологии науки. Научная революция, таким образом, * это соединение усилий философов и ученых в решении философско-научных проблем, накопившихся за период нормального развития науки, когда каждая отрасль науки занята главным образом своими проблемами.
Наука и искусство - ϶ᴛᴏ формы общественного сознания и специфические способы отражения универсума. При этом между ними есть существенные отличия. В случае если наука направлена на объективное отражение мира в понятийных формах, то искусство - ϶ᴛᴏ такая форма общественного сознания, которая при помощи художественных образов обеспечивает трансляцию человеческого опыта.
Отличие науки от искусства состоит, по сути, в том, что наука есть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Ученый мыслит абстракциями, поэт – художественными образами. Первый доказывает и объясняет, второй показывает и описывает. В искусстве главное – эмоциональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем. Художественный образ воздействует, прежде всего, на их чувства и через это воздействие побуждает их к размышлению (да и то не всегда). В науке же ученый обращается к разуму читателя или слушателя, стремясь увлечь его за собой главным образом с помощью логики, а эмоциональные средства могут играть при этом лишь вспомогательную роль.
Искусство, в отличие от науки, выражает личностные смыслы жизни, как отдельного человека, так и поколения. В отличие от науки, нацеленной на поиск общих закономерностей, искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию, каждой отдельной человеческой жизни.
В случае если в науке господствует обобщение, то в искусстве важна индивидуализация и типизация, которая содержится в художественных образах. Искусство обращено не к рассудочно-рациональному, а к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия. Для искусства важно изобразительное воплощение идеала красота и художественно-правдивое отношение к миру. Отсюда полярность в ценностях, оценках и категориях художественного сознания.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏбᴩᴀᴈᴏᴍ, в случае если для науки регулятивном выступает идея закономерности, то для искусства им оказывается эстетический идеал. В науке важен поиск закономерности, в искусстве – выражение идеала в восприятии мира.
В современных гуманитарных науках (философии, психологии, культурологии, педагогике и др.) разносторонне раскрывается феномен человека культуры, убедительно доказывается, что между культурой и воспитанием существует прочная двусторонняя связь. Культура в силу своей целостности и ценностно-смысловой насыщенности обусловливает гуманистическое и целостное воспитание личности. Воспитание, в свою очередь, реализует сущностные характеристики культуры, выступая посредником между человеком и культурой, подтверждая соотно- симость механизмов и общую основу взаимодействия воспитания и культуры. В культурологических концепциях в качестве такой объединяющей основы рассматривается диалог, связанный с духовно-психологической стороной бытия личности: ее диалогической сущностью.
Современные исследователи (М.М. Бахтин, В.С. Библер, С.Н. Иконникова и др.) определяют нашу эпоху как время «многомерного диалога» человека и культуры, поскольку «в отличие от предыдущих эпох с диалогической доминантой, действовавшей лишь в каком-то направлении и в каких-то разделах культуры, наше время должно сделать диалог универсальным, всеохватывающим способом существования культуры и человека в культуре».
Воспитанию присущи все характеристики диалогичности. Во-первых, востребую ценности эпох и культур прошлого и настоящего, воспитание вступает в диалог с ними, обеспечивая степень освоения культуры. Во-вторых, диалог воспитателей и воспитанников (диалогическое общение) реализует коммуникативные функции культуры, осуществляет «врастание ребенка в культуру». В-третьих, в ходе воспитания развивается способность ребенка к «внутреннему диалогу». Диалогичность личности в этом случае одновременно выступает и условием интериоризации ценностей культуры, и показателем уровня приобщения человека к ним. В итоге подтверждается мысль
В.С. Библера о том, что культура предоставляет возможность общения людям разных эпох и культур, способна создавать условия для самодетерминации, самоопределения индивида, а также стимулировать потребность личности выступать в роли соавтора культуры.
Для понимания взаимосвязи сущностных характеристики культуры и воспитания в становлении человека культуры важно выявить не только соотношение механизмов, лежащих в их основе, но и выяснить соотносимость их влияния. Исходной точкой зрения в решении проблемы может стать концепция культуры Георга Зиммеля - известного немецкого философа второй половины XIX - начала ХХ в., идеи которого были востребованы русской философско-педагогической мыслью и приобретают значимость в современных взглядах на культуру.
Отталкиваясь от толкования термина культуры как ухода, возделывания, улучшения, Зиммель обращает внимание на то, что «культивированием» не является развитие индивида до совершенной степени без его внутренней активности. «Культивирование» связано с развитием изначального ядра, завершение его сущности происходит в соответствии с
собственным стремлением и предрасположением этого индивида. «Несомненно, - указывает Г. Зиммель, в точном смысле слова только человек может быть предметом культуры, ибо он является единственным известным нам существом, обладающим изначальным побуждением к самоосуществлению».
Важно подчеркнуть вытекающий из этих рассуждений тезис: становление культуры человека - внутренний процесс, предметом культуры он может быть только как ее субъект. Ученые, изучающие феномен культуры (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М. Лотман, М.С. Каган и др.), считают, что наиболее оптимальное постижение сущности культуры возможно в рамках аксиологического (ценностного) подхода, поскольку именно ценности являются ядром культуры.
Созданные философские, культурологические, психологические положения о сущности и механизмах культуры и воспитания, на наш взгляд, являются методологической основой современной концепции становления человека культуры. Вместе с тем это понятие не является принципиально новым для гуманитарных наук, его оформление осуществлялось в русском философско- педагогическом знании в течение XIX в. в русле осмысления идеи культуры. Экстраполяция в прошлое помогает понять и полностью оценить логику накопления теоретического знания в истории педагогики; проследить, как первоначальные представления о становлении человека культуры, высказанные на уровне идей, уплотняясь в своем содержательном аспекте, трансформировались в новое качество в виде научной теории, стали основой формирования педагогической традиции в рассмотрении взаимосвязи культуры и воспитания, и в том числе в понимании сущности такого педагогического феномена, как «человек культуры».
Изучив и аккумулировав разработанные в европейской философской мысли знания о культуре, отечественные философы XIX - начала XX в. предложили свое видение идеи культуры, которое имело ряд принципиальных отличий:
- обоснование идеи культуры осуществлялось на православной основе и рассматривалось как органическая составляющая проблемно- смыслового поля православной культуры;
- русские ученые четко и последовательно разводили понятия «культура» и «цивилизация». Культура трактовалась ими как процесс восхождения индивида к Абсолютным ценностям, усовершенствования себя по Идеалу, воплощенному в образе Христа; в связи с этим христианский идеал соотносился с философско-педагогическим идеалом и определялся в философско- педагогической мысли как человек культуры;
- механизм становления человека культуры рассматривался в философско-педагогической мысли как разворачивание изнутри заданных в духовной природе ценностей, целью культивирования выступал сам человек. Вертикальное восхождение к духовным ценностям связывалось с ситуациями смыслопостижения и смыслопорождения;
- выделение двух видов ценностей - Абсолютных и произвольных (ценностей-значений) - позволяло установить связь божественного и субъективного и определять становление человека культуры в единстве трансцендентного и интернационального, обозначая тем самым пространство культуротворческой деятельности человека как в сфере идеальной, так и в сфере предметно-практической.
Рассмотренные выше функции научного познания органически связаны с такими основными целями науки, как служить основой научного мировоззрения, источником развития производительных сил и социальным фактором развития общества.
1) Наука как основа мировоззрения. Каждый человек имеет свой взгляд на окружающий его мир, с помощью которого он выражает свое отношение к нему и дает ему оценку, но такой взгляд носит индивидуальный характер. С возникновением опытного естествознания наука становится важнейшим компонентом современного мировоззрения. Она составляет вместе с философией его рационально-теоретическую основу, поскольку именно с их помощью формируется научная картина мира. Такая картина отображает основные принципы и фундаментальные законы развития, как природа, так и общества. Соответственно этому различают естественнонаучную картину природы, с одной стороны, и картину общественной жизни, с другой.
Наука оказывает свое влияние на мировоззрение в первую очередь через научную картину мира, в которой в концентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Поэтому знакомство с ними составляет важнейшую задачу как современного образования, так и формирования научного мировоззрения личности.
2) Наука как производительная сила общества. Открывая объективные законы природы, наука создает реальные возможности для их практического использования обществом. О науке как непосредственной производительной силе впервые заговорили в период научно-технической революции XX века, когда новейшие достижения науки стали использоваться для замены ручного труда машинным, механизации и автоматизации трудоемких процессов в технологии производства, применения компьютеров и другой информационной техники в разных отраслях народного хозяйства. Продвижению новейших достижений науки в производство во многом способствовало создание специальных объединений по научным исследованиям и конструкторским разработкам (НИОКР), перед которыми была поставлена задача по доведению научных проектов для их непосредственного использования в производстве. Установление такого промежуточного звена между теоретическими и прикладными науками и их воплощением в конкретных конструкторских разработках содействовало сближению науки с производством и превращению ее в реальную производительную силу.
3) Наука как социальный фактор развития общества. Вслед за превращением науки в непосредственную производительную силу она постепенно начинает играть все большую роль как социальная сила развития общества. Эту задачу осуществляют, прежде всего социально-экономические и культурно-гуманитарные науки, которые играют регулирующие роль в различных сферах социальной деятельности. В настоящее время, когда возрастают угрозы глобальных кризисов в экологии, энергетике, недостатках сырья и продовольствия, значение социальных наук в жизни общества еще больше возрастает. Их усилия в настоящее время должны быть направлены на рациональную организацию общественной жизни, основными компонентами которой являются ее демократизация, повышение жизненного уровня населения, утверждение и укрепление гражданского общества и свободы личности.
Представленная выше картина действительно мозаична и далеко не полна. Вместе с тем, нам представляется, она демонстрирует принципиальную возможность философского синтеза разнообразных философских концепций эволюции научного познания на базе методологии синергии. Как показал наш предварительный опыт, ее применение предполагает, пользуясь терминологией И. Лакатоса, не только выделение "ядра" концепции и освобождение от ее "защитных гипотез", но также определенную модификацию и развитие ее основных положений в интересах синтеза, поскольку взаимная критика концепций способствует главным образом прояснению сфер их влияния, но не налаживанию их синергетического взаимодействия в структуре знания познающего социума.
1. Гобозов, И.А. Социальная философия. Учебник для академического бакалавриата / И.А. Гобозов. - Москва: Машиностроение, 2016. - 352 c
2. Золотухин, В. Е. История и философия науки для аспирантов. Кандидатский экзамен за 48 часов / В.Е. Золотухин. - М.: Феникс, 2014. - 649 c.
3. История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие / А.А. Акулова и др. - М.: Прометей, 2014. - 801 c.
4. Островский, Э. В. История и философия науки / Э.В. Островский. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 160 c.
5. Разин, А. В. Философия. Учебное пособие / А.В. Разин. - М.: Проспект, 2015. - 496 c.
6. Семенов, Н. С. Философские традиции Востока / Н.С. Семенов. - М.: Европейский гуманитарный университет, 2015. - 304 c.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.