Навигатор исследования по истории древнего мира 5 класс
Оценка 4.6

Навигатор исследования по истории древнего мира 5 класс

Оценка 4.6
Домашняя работа +1
doc
история
5 кл—6 кл
13.11.2022
Навигатор исследования по истории древнего мира 5 класс
план исследовательской работы для учащихся 5 класса
5 класс первобытное общество НАВИГАТОР ИССЛЕДОВАНИЯ 2.doc

НАВИГАТОР ИССЛЕДОВАНИЯ

5 классы

«Первобытное общество: от рубила до зернотёрки»

Теория вопроса.

«Начало трудовой деятельности человечества было положено очень давно. Доисторическим людям потребовались миллионы лет, чтобы усовершенствовать орудия труда и оружие для охоты. Сначала древние люди научились изготавливать палки-копалки, дубины, затем заостренные камни - ручные рубила.

С течением времени они овладели, помимо камня и дерева, новыми материалами для изготовления орудий труда - костью и рогом. Это позволило изобрести скребки, проколки, копья, гарпуны. С их помощью люди обрабатывали шкуры убитых животных, шили из них одежду, ловили рыбу.

Чтобы уберечься от непогоды и зубов хищника, первобытные люди были вынуждены постоянно заботиться о своих жилищах. Первыми их жилищами становились пещеры. Но они были не везде. Там, где их не было, древние люди строили землянки и шалаши из жердей, костей и шкур животных. Обычно в жилищах горел костер. Он обогревал и защищал людей от хищных зверей, на нем готовили пищу.

Первоначально древние люди боялись огня, как боятся его дикие звери. Но со временем они привыкли к огню. Ведь от него шли свет и тепло. Люди стали собирать тлеющие угольки с лесных пожарищ, чтобы развести костер. Вскоре они поняли, что огонь можно поддерживать длительное время. Когда же он затухал, это считалось страшным бедствием. Наконец, приблизительно 400 тысяч лет назад первобытный человек сам научился добывать огонь. Для этого он высекал искры из кремня и поджигал ими сухую траву. Овладев огнем, люди стали регулярно использовать его для своих нужд.
Таким образом, трудовая деятельность развивала человека, а использование огня еще более выделило его из мира животных. Все это происходило в каменном веке, который назвали так потому, что главные орудия труда человек в это время делал из камня. Длился каменный век миллионы лет.

Первобытный человек добывал себе пищу, занимаясь собирательством и охотой. Он употреблял то, что щедро давала ему природа: выкапывал съедобные корни и клубни растений, личинки насекомых, собирал плоды с деревьев, искал яйца птиц и черепах, охотился, правда, не всегда успешно, на крупных животных.

В таких условиях, имея простые орудия труда, древнейшие люди жили небольшими группами. Они совместно добывали пищу и оборонялись от зверей. Такие коллективы людей ученые назвали первобытное человеческое стадо.

Около 100 тысяч лет тому назад на земле наступило резкое похолодание. Зимы стали продолжительными и морозными, образовался ледник - огромный, в два километра толщиной, слой льда. Южнее ледника расстилались тундры. Теплолюбивые животные или погибли или ушли далеко на юг. Но человек выжил, потому что к этому времени он овладел огнем, научился шить одежду и строить жилища, имел более совершенные орудия труда. 

В долинах рек, по окраинам озер и болот бродили стада мамонтов. Эти животные хорошо переносили холодный климат. Первобытные охотники придумали загонную охоту. С помощью огня они загоняли мамонтов или других крупных и тяжелых животных в ямы-ловушки и там их добивали.

Также древние люди научились ловить рыбу гарпуном.

Но часто люди погибали в схватках со зверями или долго и тщетно разыскивали добычу и умирали от голода». 

 

План исследования:

1.      Выдвинуть гипотезу, цель и предмет исследования.

2.      Обозначить хронологические рамки эпохи каменного века.

2.1  Эксперимент 1. Определить названия орудий труда древнейших людей (по представленным картинкам).

2.2  Эксперимент 2.  Определить хронологическую последовательность появления орудий труда древнейших людей от раннего к позднему (по представленным картинкам).

2.3  Вывод к экспериментам: на основе чего сделали свои заключения.

3.      Мезолит

3.1  Эксперимент 1. Из представленных на картинках орудий труда выбрать появившиеся в период мезолита.

3.2  Эксперимент 2. Определите отличие выбранных экземпляров от более ранних.

3.3  Вывод к экспериментам:  с чем связано усовершенствование орудий труда.

4.      Неолит.

4.1  Эксперимент 1. Выбрать из представленных экспонатов то, что появилось в период неолита.

4.2  Эксперимент 2. Определить какие изменения произошли в образе жизни и хозяйстве людей эпохи неолита (с использованием картинок).

4.3  Вывод к экспериментам. Как повлияло изменение образа жизни  на орудия труда.

5.      Эпоха древних и современный мир.

5.1  Эксперимент 1. Происходят ли изменения в орудиях труда сегодня, что лежит в основе вашего мнения (картинки эволюции орудий труда).

6.      Анкетирование для учащихся  (не менее 20 человек) «Что влияет на совершенствование орудий труда?»

6.1  Внесение данных анкетирования в таблицу.

7.      Вывод к работе. Анализ теоретических данных.

Ход выполнения работы.

1.      Выдвинуть гипотезу, цель и предмет исследования.

Гипотеза: совершенствование орудий труда происходит в процессе изменений условий жизни человека и его потребностей.

Цель: проследить и обосновать взаимосвязь между эволюцией человека и совершенствованием орудий труда.

Предмет исследования: причины эволюции орудий труда человека.

2.      Обозначить хронологические рамки эпохи каменного века.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.1  Эксперимент 1. Определить названия орудий труда древнейших людей (по представленным картинкам).

1) 1 _________________________________________

2) 2 _________________________________________

3) 3 _________________________________________

4) 4 _________________________________________

3.       

2.2 Эксперимент 2.  Определить хронологическую последовательность появления орудий труда древнейших людей от раннего к позднему (по представленным картинкам).

1 _________________________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________________________

3_________________________________________________________________________________

2.3 Вывод к экспериментам: на основе чего сделали свои заключения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Мезолит

3.1  Эксперимент 1. Из представленных на картинках орудий труда выбрать появившиеся в период мезолита.

Табличка: 2 Табличка: 3
Табличка: 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табличка: 5
 


 

 

Табличка: 4 

 

 

 

 


Вывод: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.2 Эксперимент 2. Определите отличие выбранных экземпляров от более ранних.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3 Вывод к экспериментам:  с чем связано усовершенствование орудий труда.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Неолит.

4.1  Эксперимент 1. Выбрать из представленных экспонатов то, что появилось в период неолита.

Табличка: 1

 

 

 

 

 

Табличка: 3
Табличка: 2
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Табличка: 5
Табличка: 4
 


Вывод: ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.2  Эксперимент 2. Определить какие изменения произошли в образе жизни и хозяйстве людей эпохи неолита (с использованием картинок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.3 Зарождение земледелия и скотоводства: причины и последствия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.4  Вывод к экспериментам: как повлияло изменение образа жизни  на орудия труда.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5        Эпоха древних и современный мир.

5.4  Эксперимент 1. Происходят ли изменения в орудиях труда сегодня, что лежит в основе вашего мнения (картинки эволюции орудий труда).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6        Анкетирование для учащихся «Что влияет на совершенствование орудий труда?»

Вопрос 1. Что является причиной усовершенствования орудий труда?

А) сознание человека   Б) образ жизни человека    В)  другое (свой вариант)

Вопрос 2. Что лежит в основе эволюции человека?

А) труд    Б) изменение природно-климатических условий  В) изменение образа жизни 

Г) другое (свой вариант)

Вопрос 3. Существует ли взаимосвязь между эволюцией человека и усовершенствованием орудий труда?

А) да   Б) нет  В)  одно вытекает из другого  Г)  затрудняюсь ответить

Работа с анкетами.

Вопрос 1. Что является причиной усовершенствования орудий труда?

(Внести в таблицу варианты ответов)

 

Таблица 1 Что является причиной усовершенствования орудий труда?

 

Вариант ответа

Кол-во

Другие варианты (перечислить какие)

сознание человека  

 

 

образ жизни человека    

 

 

 

Выводы:________________________________________________________________________

 

Вопрос 2. Что лежит в основе эволюции человека?

Таблица 2    Что лежит в основе эволюции человека?

 

Вариант ответа

Кол-во

Другие варианты (перечислить какие)

труд

 

 

изменение природно-климатических условий 

 

 

изменение образа жизни 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3. Существует ли взаимосвязь между эволюцией человека и усовершенствованием орудий труда?

Таблица 3    Существует ли взаимосвязь между эволюцией человека и усовершенствованием орудий труда?

 

Вариант ответа

Кол-во

да

 

нет

 

одно вытекает из другого

 

затрудняюсь ответить

 

 

7. Вывод к работе. Интерпретация полученных результатов.

Теперь переходим к интерпретации полученных результатов (интерпретация  – это толкование, раскрытие смысла, объяснение)

Ответьте на вопросы:

·                         Что полученные результаты могут означать?

·                         Какие смыслы мы можем вложить в полученные результаты?

·                          Какие новые гипотезы и предположения выдвинуты?

·                          Как можно использовать в практике полученные результаты?


НАВИГАТОР ИССЛЕДОВАНИЯ 5 классы «Первобытное общество: от рубила до зернотёрки»

НАВИГАТОР ИССЛЕДОВАНИЯ 5 классы «Первобытное общество: от рубила до зернотёрки»

План исследования: 1.

План исследования: 1.

Эксперимент 2. Определить хронологическую последовательность появления орудий труда древнейших людей от раннего к позднему (по представленным картинкам)

Эксперимент 2. Определить хронологическую последовательность появления орудий труда древнейших людей от раннего к позднему (по представленным картинкам)

Вывод: __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3

Вывод: __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3

Вывод: ___________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3

Вывод: ___________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3

Эпоха древних и современный мир

Эпоха древних и современный мир

Вопрос 2. Что лежит в основе эволюции человека?

Вопрос 2. Что лежит в основе эволюции человека?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2022