Дата |
|
|
|
Завуч по УР |
Класс |
5а |
5б |
5в |
____________З.И.Яндиева |
Наземно-воздушная среда
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися знаний о наземно-воздушной среде жизни.
Задачи:
Планируемые результаты:
Предметные:
сформировать знания об основных абиотических факторах, действующих в наземно-воздушной среде, группах растений и животных по отношению к водному режиму;
сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
Метапредметные:
учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся;
развивать поисково-информационные умения: работать с различными источниками информации.
Личностные:
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная, самостоятельная работа.
Оборудование: гербарные экземпляры и живые растения: влаголюбивые (тростник, калужница), растения, приспособленные к условиям умеренной влажности (кислица, ландыш), сухолюбивые (опунция, алоэ, полынь); иллюстрации растений и животных различных сред обитания.
Структура урока
Этапы урока |
Планируемая деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Развиваемые (формируемые) учебные действия |
||
Предмет-ные |
Универсаль-ные |
||||
1. |
Организа-ционный момент и целепола-гание
|
Приветствуют учителя, организуют рабочие места, анализируют правила. |
Приветствует учащихся, дает психологический настрой. Ребята, как вы думаете, что должен каждый из вас делать на уроке, чтобы хорошо усвоить материал? Озвучивает правила работы, вывешенные на доске: 1.Сначала выслушай, затем задай вопрос. 2.Максимальная активность каждого. 3.Никакой критики |
Личностные, связанные с личностным самоопределением через принятие этических принципов |
|
2. |
Актуализация знаний и целеполагание
|
Выделяют несколько групп, распределяя организмы по Царствам. При распределении по средам жизни, группирут организмы на два столбца (на магнитной доске) Вспоминают экологические факторы водной среды жизни и приспособления у организмов к этим условиям. Заполняют вместе таблицу на доске Предлагают варианты ответов: «у них другие приспособления», «они занимают другую среду жизни, о которой мы еще не говорили». Произносят тему урока, записывают в тетрадях Формулируют цель урока: изучить особенности наземно-воздушной среды жизни, выявить приспособления у организмов к данным условиям. Проблема: Ребята, мы с вами изучили водную среду обитания, как вы думаете водная среда обитания или наземно-воздушная более сложная для жизни? |
Обращает внимание учащихся на разные организмы (растения и животные разных сред жизни), предлагает их разделить на группы и обосновать причины разделения. Предлагает вспомнить экологические факторы водной среды жизни и приспособления животных к условиям водной среды Предлагает сформулировать тему и цель урока. Записывает на доске тему урока: Наземно-воздушная среда жизни Цель: Проблема: Какая среда обитания более сложная для жизни? |
Описывать черты приспособленности организмов к обитанию в водной среде Называть основные абиотические факторы, действующие в водной среде Описывать черты приспособленности у организмов к обитанию в водной среде |
Познавательные, связанные с анализом объектов.с целью выделения признаков
Коммуникативные, связанные с умением выражать свои мысли и слышать участников общения
Регулятив ные, связанные с целеполаганием посредством включения учащихся в поисковую беседу |
3. |
Планированиедеятельности по достижению цели
|
Предлагают план и записывают в тетрадях. |
Для достижения цели урока предлагает составить план действий. Записывает на доске: 1.Особенности наземно-воздушной среды жизни. 2.Приспособления наземных организмов. |
Определять понятия по теме урока |
Регулятивные, связанные с планированием и последовательностью действий |
4. |
Поиск способа решения и реализация намеченного |
Работая в группах, выбирают необходимую информацию, обсуждают, предлагают для записи на доске: 1. Много кислорода. 2. Низкая плотность воздуха 3. Передвижение воздушных масс – ветер. 4. Разнообразные температурные условия. 5. Влажность. 7. Освещенность. Подписывают карточки Предполагают, что у животных и растений появились черты приспособленности.
Работая в парах, анализирют таблицу, приводят примеры растений и животных. Работая в группах изучают материал, обмениваются информацией, представляют примеры приспособлений у организмов к высоким и низким температурам: у животных – окраска, слой жира, пуховой и перьевой покров, спячка, перелеты птиц. У растений: колючки, волоски, накопление особых веществ, сбрасывание листьев, стелющиеся побеги, зимний покой. Выполняют тест Выставляют баллы в карточки. Выставляют баллы за работу в группе. |
Как вы считаете верно ли, что в наземно – воздушной среде: 1) много кислорода 2) достаточно много влаги 3) постоянная температура 4) мало света - Сейчас давайте проверим свои версии, Предлагает, используя материал учебника на с. 22 охарактеризовать особенности наземно-воздушной среды. На столах лежат индивидуальные карточки (приложение 1), учитель предлагает их подписать и, после работы в группах, поставить то количество баллов, на которое поработал каждый. Предлагает ответить на вопрос: «Как различные организмы приспособились жить в наземно-воздушной среде жизни, в таких контрастных условиях?» Предлагает изучить таблицу «Примеры групп организмов по отношению к температуре», демонстрируя электронное приложение «Наземно-воздушная среда жизни». Предлагает выявить приспособления у растений и животных к различным температурам, используя материал учебника с. 22-23. 1 группа - приспособления у растений и животных к высоким температурам. 2 группа - приспособления у растений и животных к низким температурам Для самопроверки предлагает выполнить тест (Приложение 2) Ответы и критерии на слайде. 3 группа - анализируют приспособленность растений к водному режиму, стр.25 и дополнительный материал (приложение 3). |
Называть основные абиотические факторы Описывать приспособления наземных организмов к условиям среды Уметь работать с разными источниками информа-ции
|
Познавательные, связанные с поиском необходимой информации
Коммуникативные, связанные с умением сотрудничать с учителем и со сверсниками
Регулятивные, связанные с изменением результата своей деятельности
|
5. |
Осознание и осмысление учебной информации
|
Используя гербарии и полученную информацию, распределяют растения на разные экологические группы по отношению к воде. Выставляют баллы в карточку Делают выводы по уроку, что план выполнен, цели достигли. Намечают перспективы на следующий урок. |
Предлагает ребятам распределить выданные гербарные экземпляры растений на разные группы по водному режиму Правильное распределение показывает учитель. Все распределены правильно 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла
Предлагает проанализировать выводы по проделанной работе.
Предлагает «вернуться» к плану урока на доске, цели урока. |
Опреде-лять и находить группы растений по отноше-нию к водному режиму |
Познавательные (общеучебные),связанные с осознанным построением речевого высказывания в устной и письменной форме |
6. |
Контроль и оценка |
Заполняют пропуски, проверяют, работая в парах, сравнивают ответы на доске, оценивают друг друга. Выставляют полученный балл в карточку (критерии на слайде) |
Для самопроверки предлагает выполнить задание: «Вставьте пропущенные слова» |
Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения растений и животных и их условиями обитания.
|
Регулятивные, связанные с оцениванием своей деятельности Коммуникативные, связанные с умением взаимно контролировать друг друга |
7. |
Рефлексия личност-ная |
Оценивают свое самочувствие и работоспособность на уроке, дают обоснование своим действиям. |
Предлагает оценить ребятам свою работу на уроке, сложить полученные баллы и поставить себе оценку, критерии оценивания на карточке. |
|
Регулятивные, связанные с оцениваем результатов своей работы |
8. |
Домашнее задание |
Записывают домашнее задания. |
Предлагает задания по выбору: 1. Изучить материал учебника на с. 22-25; 2. Подготовить сообщение «Эти удивительные растения» |
|
Приложение №1 Наземно-воздушная среда
Организмы, обитающие на поверхности Земли, окружены газообразной средой, характеризующейся низкой влажностью, плотностью и давлением, а также высоким содержанием кислорода. Действующие в наземно-воздушной среде экологические факторы отличаются рядом специфических особенностей: по сравнению с другими средами свет здесь действует интенсивнее, температура претерпевает более сильные колебания, влажность значительно изменяется в зависимости от географического положения, сезона и времени суток. Воздействие почти всех этих факторов тесно связано с движением воздушных масс - ветрами.
У обитателей наземно-воздушной среды в процессе эволюции выработались специфические анатомо-морфологические, физиологические, поведенческие и другие адаптации. У них появились органы, обеспечивающие непосредственное усвоение атмосферного воздуха в процессе дыхания (устьица растений, легкие и трахеи животных); сильное развитие получили скелетные образования, поддерживающие тело в условиях незначительной плотности среды
(механические и опорные ткани растений, скелет животных); выработались сложные приспособления для защиты от неблагоприятных факторов (периодичность и ритмика жизненных циклов, сложное строение покровов, механизмы терморегуляции и др.); установилась более тесная связь с почвой (корни растений); выработалась большая подвижность животных в поисках пищи; появились летающие животные и переносимые воздушными течениями плоды, семена, пыльца растений.
Рассмотрим основные абиотические факторы в наземно-воздушной среде жизни.
Воздух.
Сухой воздух на высоте уровня моря состоит (по объему) из 78% азота, 21% кислорода, 0,03% углекислого газа; не менее 1% приходится на инертные газы.
Кислород необходим для дыхания абсолютного большинства организмов, углекислый газ используется растениями при фотосинтезе. Перемещение воздушных масс (ветер) изменяет температуру и влажность воздуха, оказывает механическое воздействие на организмы. Ветер вызывает изменение транспирации у растений. Это особенно сильно проявляется при суховеях, иссушающих воздух и часто вызывающих гибель растений. Значительную роль ветер играет в опылении анемофилов - ветроопыляемых растений. Ветры определяют направление миграций таких насекомых, как луговой мотылек, пустынная саранча, малярийные комары.
Атмосферные осадки.
Осадки в виде дождя, снега или града изменяют влажность воздуха и почвы, обеспечивают доступной влагой растения, дают питьевую воду животным. Сильные дожди могут вызывать паводки, временно затопить ту или иную территорию. Ливни, и особенно град, нередко приводят к механическому повреждению вегетативных органов растений.
Большое значение для водного режима имеют сроки выпадения дождей, их частота и продолжительность. Также важен характер дождей. При ливневых дождях почва не успевает впитать воду. Эта вода быстро стекает, и ее сильные потоки нередко сносят в реки и озера часть плодородного слоя почвы, а вместе с ней и слабо укоренившиеся растения, а иногда и мелких животных. Моросящие дожди, наоборот, хорошо увлажняют почву, однако, если они затягиваются, наступает переувлажнение.
Осадки в виде снега оказывают благоприятное влияние на организмы в зимний период времени. Являясь хорошим изолятором, снег защищает почву и растительность от промерзания (слой снега в 20 см защищает растение при температуре воздуха -25°С), а для мелких животных служит укрытием, где они находят пищу и более подходящие температурные условия. При сильных морозах под снегом прячутся тетерева, куропатки, рябчики. Однако при многоснежных зимах наблюдается массовая гибель некоторых животных, например, косуль и диких кабанов: при мощном снежном покрове им трудно передвигаться и добывать корм.
Влажность почв.
Одним из основных источников влаги для растений является почвенная вода. По физическому состоянию, подвижности, доступности и значению для растений почвенная вода подразделяется на свободную, капиллярную, химически и физически связанную.
Основной разновидностью свободной воды является гравитационная вода. Она заполняет широкие промежутки между частицами почвы и под действием силы тяжести постоянно уходит в более глубокие слои, пока не достигнет водонепроницаемого слоя. Растения легко усваивают ее, пока она находится в зоне корневой системы.
Капиллярная вода заполняет тончайшие промежутки между частицами почвы, она также хорошо усваивается растениями. Она удерживается в капиллярах силой сцепления. Под влиянием испарения с поверхности почвы капиллярная вода образует восходящий ток, в отличие от гравитационной, которой свойственен нисходящий ток. Эти движения воды, ее расход зависят от температуры воздуха, особенностей рельефа, свойств почвы, растительного покрова, силы ветра и других факторов. И капиллярная, и гравитационная вода представляют собой так называемую доступную для растений воду.
В почве есть также химически и физически связанная вода, содержащаяся в некоторых минералах почв (опале, гипсе, монт риллоните, гидрослюдах и пр.) Вся эта вода растениям абсолютно недоступна, хотя в некоторых почвах (глинистых, торфяных) ее содержание очень велико.
♦ Экоклимат.
Каждое местообитание характеризуется определенным экологическим климатом - экоклиматом, т. е. климатом приземного слоя воздуха. Большое влияние на климатические факторы оказывает растительность. Под пологом леса, например, влажность воздуха всегда выше, а колебания температуры меньше, чем на полянах. Различен и световой режим этих мест. В разных растительных ассоциациях формируется свой режим влажности, температуры, света. Тогда говорят о фитоклимате.
Условия жизни, окружающие личинок насекомых, живущих под корой дерева, иные, чем в лесу, где это дерево произрастает. При этом температура южной стороны ствола может быть на 10- 15°С выше температуры его северной стороны. Такие небольшие участки местообитания имеют свой микроклимат. Особые микроклиматические условия создают не только растения, но и животные. Устойчивым микроклиматом обладают заселенные животными норы, дупла деревьев, пещеры.
Для наземно-воздушной среды так же, как и для водной, характерна четко выраженная зональность. Различают широтные и меридианальные, или долготные, природные зоны. Первые тянутся с запада на восток, вторые - с севера на юг.
Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. В наземно-воздушной среде достаточно кислорода и солнечного света. Но часто не хватает влаги. В связи с этим растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе. Для животных, обитающих в любой среде, важная проблема – это передвижение. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик. Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь. (Рис. 3).
Рис. 3. Летучая мышь
Интересные факты об обитателях наземно-воздушной среды
Чемпион по скорости полета среди птиц – стриж. 120 км/ч – обычная для него скорость. Птички колибри взмахивают крыльями до 70 раз в секунду. Скорость полета у разных насекомых такова: у златоглазки – 2 км/ч, у комнатной мухи – 7 км/ч, у майского жука – 11 км/ч, у шмеля – 18 км/ч, а у бабочки-бражника – 54 км/ч. Наши летучие мыши невелики ростом. Но их родственники крыланы достигают в размахе крыльев 170 см.
Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров.
Приспособление птиц к полету
Птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. (Рис. 4). Передние конечности птиц превращены в крылья. Так что птицы стали двуногими. Оперенное крыло намного более приспособлено к полету, чем летательная перепонка летучих мышей. Поврежденное оперение крыла быстро восстанавливается. Удлинение крыла достигается за счет удлинения перьев, а не костей. Длинные тонкие кости летающих позвоночных могут легко ломаться.
Рис. 4. Скелет голубя
Как приспособление для полета на грудине птиц развился костный киль. Это опора для костных летательных мышц. Некоторые современные птицы лишены киля, но одновременно они утратили способность летать. Все лишние тяжести в строении птиц, мешающие полету, природа постаралась устранить. Максимальный вес всех крупных летающих птиц достигает 15-16 кг. А у нелетающих, например страусов, он может превышать 150 кг. Кости птиц в процессе эволюции становились полыми и легкими. При этом они сохранили прочность.
Первые птицы имели зубы, но затем тяжелая зубная система полностью исчезла. У птиц появился роговой клюв. Вообще полет – несравненно более скоростной способ передвижения, чем бег или плавание в воде. Но затраты энергии примерно вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при плавании. Поэтому птицы должны поглощать довольно много пищи.
Полет, может быть:
- Машущий
- Парящий
Парящий полет в совершенстве освоили хищные птицы. (Рис. 5). Они используют теплые потоки воздуха, поднимающиеся от нагретой земли.
Рис. 5. Белоголовый сип
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.