Цель: изучить приспособления растений и животных к разнообразным условиям наземно-воздушной среды обитания.
Задачи:
- расширить знания о средах жизни на основе рассмотрения наземно-воздушной среды;
- сформировать умения устанавливать взаимосвязь между условиями обитания и особенностями строения;
- развивать умение работать с учебником, преобразовывать информацию из одной формы в другую, развить умение анализировать, делать вывод.
Урок №1: Биологиянаука о живой природе.
Тип урока : урок открытия нового знания.
Цели урока:
Деятельностная: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию
новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его
методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с
одноклассниками при обсуждении.
Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах,
биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.
Задачи:
Образовательная: Систематизировать знания учащихся о живой природе, полученные ими при
изучении предмета "Окружающий мир" в начальной школе; познакомить с разнообразием живых
организмов и предметом науки биологии; показать связь человека с другими живыми организмами;
охарактеризовать содержание курса "Биология. 5класс".
Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать
представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую
природу.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; слышать и слушать друг друга.
Воспитательные: формировать экологическую грамотность, установить необходимость
ответственного отношения к окружающей среде.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знать определение науки биология, биологических наук; понимать значение природы в
жизни человека; называть основные принципы и правила отношения к живой природе; называть задачи,
стоящие перед ученымибиологами; давать сравнительную характеристику как природа влияла на
древних и современных людей.
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно следственные связи. Анализировать, сравнивать.
Регулятивные: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения;
планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать па плану.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку
зрения.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы и истории развития
знаний о природе; понимание значимости живых организмов в жизни человека; формирование
эстетического восприятия объектов природы.
1Методы: Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа,
диалог, рассказ), практические (поиск информации, работа с рисунками) Дополнительные: частично
– поисковый.
.
Средства обучения:
Учебник И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова Биология. 5 класс. М.: Вентана
Граф, 2015;
Оценочный лист.
Рабочая тетрадь.
1.
2.
3.
Ход урока
I. Организационный момент.
Знакомство (учитель знакомится с классом, беседует, рассказывает о кабинете и правилах поведения
в нем)
II Актуализация знаний. О живой природе, о разнообразии живых организмов, об использовании
человеком живых организмов в своей жизнедеятельности. Знакомство учащихся с методическим
аппаратом учебника "Биология. 5 класс"
и правилами работы с ним. Сообщает какие учебные принадлежности необходимы для работы на
уроках биологии.
Физкультминутка в ходе которой можно проверить готовность к уроку:
1. Встаньте, возьмите учебник, поднимите его высоко над головой и потянитесь заним! Положите его
на стол.
2. Возьмите тетрадь, вытяните руки с тетрадью перед собой и присядьте 3 раза!Положите тетрадь на
стол.
3. Крепко обнимите дневник и попрыгайте! положите его на стол.
4. А теперь возьмите ручку в одну руку, карандаши в другую руку, вытяните руки в стороны и
двигайте их, скрещивая перед собой. Выполните 3 раза и положите ручку и карандаши на стол.
5. Сядьте за парты, закройте глаза, выровняйте дыхание и сосчитайте до 7!
III Изучение нового материала.
Постановка проблемы: Может ли современный человек прожить без живых организмов?
(обсуждение гипотез)
Беседа, работа по учебнику.
Давно, тысячи лет назад, человек был совсем не похож на нас. внешний вид, поведение, ежедневные
занятия все отличало его от нас свами. В суровых условиях жили древние люди (каких)?Холод, жара,
голод, ядовитые растения, нападение хищников, болезни и многие другие факторы влияли на жизнь
человека, но в то же время природа кормила и одевала его, закаляла и давала новые полезные знания.
Откройте учебник на странице 5, рассмотрите рис 1 и сравните людей, изображенных на рисунках
между собой и современным человеком.(кченики дают сравнительную характеристику) Итак, мы
2видим , что древние люди отличаются от нас с вами. А сможем ли мы определить, кто ближе к
природе, Почему вы так считаете?
Игра: Сейчас я буду называть признаки и действия. Если речь идет о современных людях, руку
поднимают девочки, если о древних мальчики:
1. Одеваются в шкуры животных (д.л) 2. Ездят на
велосипеде (с.л) 3. Охотятся при
помощи копья (д.л) 4. Сушат варежки на
теплых печках (с.л) 5. Собирают ягоды (д. и
с. л) 6. Мусорят (с.л)
7. Живут в пещерах (д.л) 8.
Приручили диких собаку и лошадь (д.л) 9.
Сажают сады и леса (с.ч) 10.
Ловят рыбу (д. и с. л) 11
(Внешне похожи на обезьян (д.л)
Молодцы!!!Ребята, вы заметили, что некоторые признаки и действия присущи древнему и
современному человеку. Древние людинаши предки, как тогда, так и сейчас мы остаемся частью
природы, и чтобы лучше приспособиться, жить комфортнее,мы должны дружить с природой, любить
ее, оберегать и изучать. На наших уроках мы будем изучать природу!
Так что же такое биология? Это слово произошло от греческих слов биос "жизнь" и логос" учение".
Значит биологиянаука о природе, изучающая строение, жизнедеятельность живых организмов, их
многообразие, происхождение и развитие.
Записываем определение понятию биология в тетрадь.
Современная "биология" семья, состоящая из множества биологических наук. Самые крупные
ботаника (изучает растения), зоология (изуч. животных), микология (изуч грибы), микробиология
(изуч бактерии).
Как и в любой другой комплексной науке, в биологии есть множество подразделов. Каждым из них
сконцентрирована на разных аспектах природы:
Ботаника – наука о растениях;
Зоология – наука о животных;
Генетика – наука о наследственности и генах;
Физиология – наука о жизнедеятельности целостного организма;
Цитология – наука о клетках, изучается их строение,
функционирование, размножение;
Анатомия – наука о внутреннем строении живых организмов,
расположении и взаимодействии внутренних органов;
Морфология – наука о форме и строении организмов;
Микробиология – наука о микроскопических веществах (микробах);
Биология относится к теоретическим наукам, однако результаты исследований биологов часто имеют
прикладной характер. Где же могут использоваться биологические открытия?
3 Сельское хозяйство – с целью увеличения уровня сбора урожая, роста продуктивности
животноводства, изобретение способов борьбы с вредителями.
Медицина – изучение полезных свойств объектов живой и неживой природы помогает изобретать
новые лекарственные средства.
Охрана окружающей среды – биология показывает, в каких направлениях человек разрушает
существующий в природе порядок вещей и помогает находить способы борьбы с этими явлениями.
IV Закрепление знаний
Вопросы для закрепления: Влияла ли природа на жизнь людей в древности, как именно она влияла?
Какие источники пищи использовали древние люди? В чем вы видите преимущества земледелия
перед собирательством? Охарактеризуйте разнообразие живых организмов. Приведите примеры
культурных растений и домашних животных? Как современный человек связан с живой природой?
Что такое биология и что изучает эта наука?
V Рефлексия
Понравился/не понравился урок?
Я усвоил/не усвоил материал урока?
Материал урока мне показался...
Трудности возникли у меня с...
VI Домашнее задание. Изучить внимательно текст ПАР1 учебника, ответить на вопросы в конце
учебника.
4