Тема урока: «Назначение устройств компьютера и элементов интерфейса».
(Урок – игра)
Тип урока: Урок закрепления.
Метод обучения: Групповой, индивидуальной работы.
Исходный уровень умений и навыков:
Учащиеся знают:
Понятия: информация, компьютер, устройства компьютера и их назначение, информационные процессы, рабочий стол, элементы рабочего стола, элементы окна, меню.
Правила: ТБ, поведения в кабинете информатики, работы с мышью и клавиатурой, ввода и редактирования текста в текстовом редакторе Блокнот.
Назначение: клавиш на клавиатуре, значков и других объектов рабочего стола, устройств компьютера.
Учащиеся умеют: вводить и редактировать текст в среде ТР Блокнот, работать с объектами рабочего стола и окна с помощью мыши.
Программное обеспечение: MS Power Point, ТР Блокнот.
Оборудование: персональные компьютеры, мультимедиа проектор, экран, карточки с заданиями, пазлы со словом КОМПЬЮТЕР (по количеству команд).
Цели урока:
1. Образовательная:
1) закрепление знаний по устройству компьютера, назначению клавиш на клавиатуре, элементов рабочего стола;
2) совершенствовать навыки работы с клавиатурой, умения ввода и редактирования информации в текстовом редакторе.
2. Развивающая:
1) развивать навыки групповой работы;
2) развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать и делать выводы;
3) развивать умение применять теоретические знания на практике.
3. Воспитательная:
1) воспитывать волю и настойчивость для достижения конкретных результатов;
2) воспитывать коммуникативные навыки, работая в группах;
3) воспитывают чувство ответственности и толерантности.
План урока:
1. Организационный момент. Объявление темы и формы урока (1 мин)
2. Актуализация знаний и их коррекция (2 мин.)
3. Разбивка на команды и рассаживание. Правила игры, цель игры. (3 мин)
4. Игра, прохождение по этапам: (30 мин)
• Планета Железяка (6 мин)
• Планета Навигаторов (5 мин)
• Планета Клавиаторов (5 мин)
• Пит-стоп (динамическая пауза) (2 мин)
• Планета иллюзий (5 мин)
• Планета знатоков (практическая работа на ПК) (10 мин)
• Заключительный этап игры. Подведение итогов игры. (1 мин)
5. Итог урока. Выставление оценок. (2 мин)
6. Домашнее задание (2 мин)
Ход урока:
Ход урока сопровождается компьютерной презентацией. В начале урока звучит музыка «На пыльных тропинках далеких планет…» Столы в классе составлены по 2, стулья расставлены «по кругу» вокруг них. Учащиеся рассаживаются за них в произвольном порядке.
Этапы, время |
содержание |
обоснование |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
|
Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Объявляет тему урока и необычную форму проведения: «У нас с вами сегодня необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по галактике под названием Информатика. Она очень большая и в ней много интересного. Сегодня нам предстоит пересечь туманность Компьютеров и посетить несколько планет.»
|
Настраиваются на урок. |
Создание положительного эмоционального настроя, деловой атмосферы на уроке, организация внимания учащихся. Настроить класс на рабочий ритм. Мобилизовать учащихся для включения в учебный процесс. |
(2 мин) |
Предлагает: «Чтобы наша Одиссея была успешной, вам придется вспомнить все, что вы узнали и чему научились на уроках информатики в этом году. А что мы с вами узнали за это время?» «А чему научились?»
«Вот это все вам и придется сегодня показать и применить.»
|
Поднимают руки и отвечают: «что такое информация, устройство компьютера, клавиши, элементы рабочего стола, что такое меню.» «печатать текст, работать с мышью, выполнять разные задания…» |
Повторение изученного материала. Определение уровня знаний и умений, их коррекция при необходимости. |
3. Разбивка на команды и рассаживание. Правила игры, цель игры. (3 мин)
|
«В путешествие мы отправимся на 2-х космических кораблях. Сейчас мы разобьемся на экипажи. У меня есть волшебный пакет с цветными квадратиками. Каждому нужно достать один такой квадратик». Распределяет уч-ся на команды по цвету выбранных квадратиков. «Цель нашего путешествия: пересечь Туманность Компьютеров, собрать на планетах осколки волшебных кристаллов, из которых в конце путешествия должно получиться волшебное слово – ключ к знаниям по информатике. Экипаж сможет найти очередной кристалл, если будет дружным, слаженным, выдержит испытание и правильно ответит на мои вопросы. Побеждает тот экипаж, который первым соберет все кристаллы и сложит из них волшебное слово. Итак, в путь! Желаю Вам успеха!» |
Учащиеся берут цветные квадратики, распределяются по командам, рассаживаются за столы.
Слушают правила и цель игры. |
Мотивация к логическому мышлению, к активной коллективной работе. Уместен небольшой шум. Решается задача воспитания толерантности, развиваются коммуникативные навыки. |
4. Игра, прохождение по этапам: (30 мин)
|
1)Планета Железяка (6 мин) Каждой команде раздает набор карточек с названиями устройств компьютера (см. приложение 1) и 4 бланка в форме бочонков разного цвета с названиями назначений устройств: ввод, вывод, хранение, обработка. Нужно «разложить» (прикрепить) устройства в «бочонки». Говорит: «А теперь правильность ответов своих соперников и исправьте их ошибки, если они есть». Правильность ответов и проверки проверяется с помощью презентации. Ошибки исправляются.
2) Планета Навигаторов. (5 мин) «На этой планете живут компьютерные навигаторы. Они прокладывают пути через диски и папки к файлам. Но у них случилось несчастье: кто-то перепутал на их картах значки и надписи. Помогите им.»
Учитель собирает выполненные задания. Правильность проверяется по презентации, ошибки исправляются.
3)Планета Клавиаторов (5 мин) Учитель раздает карточки с названиями клавиш (Alt, Ctrl, Delete, BackSpace, CapsLock, Enter, Shift, Home, Tab, Пробел) командам, задает вопросы об их назначении с помощью презентации, просит поднимать карточки с соответствующими клавишами. Правильность ответов проверяется по презентации. Исправляются ошибки.
4) Пит-стоп (динамическая пауза) (2 мин) «Наше путешествие не из легких. Пора провести профилактику всех систем кораблей, а экипажам зарядиться энергией.»
5) Планета иллюзий (3 мин) «На этой планете все вещи кажутся очень знакомыми, но в то же время трудно вспомнить, где я это видел? Часть вещей можно встретить и дома на письменном столе, и на рабочем столе компьютера. Найдите те из них, которые можно встретить и там, и там.» «А теперь вновь обменяйтесь ответами со своими соперниками и проверьте правильность их ответов.»
Правильность ответов и взаимопроверки проверяется с помощью презентации. Ошибки исправляются.
6) Планета знатоков (практическая работа на ПК) (10 мин) «На этой планете вам придется выполнять задание на компьютере в текстовом редакторе Блокнот. Нужно будет не только показать свои умения работы с текстом, но и знания устройств компьютера. Каждый путешественник получает карточку с вопросами. Нужно напечатать эти вопросы и письменно дать на них ответы» (см. приложение 4). Учитель проверяет правильность выполнения заданий и ставит оценки за практическую работу. Быстро и правильно выполнившие задание получают дополнительное. Оценки объявляются в конце урока.
7) Заключительный этап игры. Подведение итогов игры. (1 мин) «Вот и подошла к концу наша Одиссея. Мы собрали все кристаллы. Но ключ к знаниям по информатике мы еще не получили. Соедините свои кристаллы и прочтите волшебное слово. Это? Верно, это КОМПЬЮТЕР. Он всегда будет нашим помощником на уроках информатики». |
Выполняют задание.
Меняются бланками и выполняют взаимную проверку в группах. Озвучивают найденные ошибки.
Команды получают кристалл с буквами «ТЕ».
Получают изображения рабочего стола со значками, надписи с названиями значков на отдельных полосках бумаги. (см. приложение 2). Совмещают надписи и объекты рабочего стола. Команды получает кристалл с буквами «ПЬЮ».
Слушают вопросы. Поднимают карточки с клавишами, отвечая на них.
Команды получают кристалл с буквой «М».
Встают, проговаривают стихи, выполняя соответствующие движения: Аккуратно потянулись, Раз нагнулись, два нагнулись. Три разочка мы присели И за парты тихо сели.
Получают карточки со списком предметов ( см. приложение 3). Нужно отметить галочкой те, которые могут быть как в комнате ученика, так и на рабочем столе компьютера. Команды меняются карточками, проверяют правильность ответов соперников, исправляют ошибки, если они есть. Команды получают кристалл с буквами «КО».
Садятся за компьютеры, загружают ТР Блокнот, выполняют задания. После выполнения получают кристалл «Р».
Ученики собирают пазл и получают слово КОМПЬЮТЕР |
Закрепление знаний устройств компьютера и их назначения. Развитие умения логически мыслить, анализировать и систематизировать. Решается задача воспитания толерантности, развиваются коммуникативные навыки.
Закрепление знаний элементов интерфейса и их назначения. Развитие умения логически мыслить, анализировать. Решается задача воспитания толерантности, развиваются коммуникативные навыки.
Закрепление знаний клавиш и их сочетаний, а, также, их назначения. Решается задача воспитания толерантности, развиваются коммуникативные навыки.
Профилактика ослабления зрения, ухудшения осанки. Снятие напряжения, отдых.
Закрепление знаний элементов интерфейса и их назначения. Решается задача воспитания толерантности, развиваются коммуникативные навыки. Развивается умение логически мыслить, анализировать.
Отрабатываются и закрепляются клавиатурные навыки, развивается умение применять теоретические знания на практике, закрепляются знания устройств компьютера и их назначения. Решается задача воспитания толерантности, развиваются коммуникативные навыки. Развивается умение логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы.
Развитие умения обобщать, коммуникативных навыков.
|
|
«Игра окончена. Вы все достойно шли к цели, нашли ключ к знаниям по информатике, помогали друг другу и показали себя настоящими друзьями. За работу в командах каждый получает оценку». Называет оценки учащихся, обосновывая их. «Кроме этого каждый получает оценку за работу за компьютером.» Называет оценки. «Давайте подведем итог нашего урока. Что вы сегодня вспомнили? Какие умения вам сегодня помогли? Чему вы научились? Понравился ли вам урок? Какие задания вызвали затруднения? Что показалось легким?»
|
Слушают.
Отвечают на вопросы.
|
Рефлексия полученных знаний и умений, умения работать в группе. Анализируется, дается оценка успешности достижения цели урока. |
6. Домашнее задание. (2 мин)
|
«Домашнее задание будет таким же необычным, как и урок. Вам нужно будет придумать и нарисовать компьютер вашей мечты или компьютер будущего. Можно сделать это с помощью графического редактора.» Впереди вас ждут каникулы. Желаю вам хорошего отдыха. Всем спасибо, до свидания. |
Записывают задание, задают вопросы по сути задания.
Прощаются с учителем. |
Разъяснение особенностей выполнения домашнего задания. |
Приложение 1:
КЛАВИАТУРА МЫШЬ СКАНЕР ДИСКЕТА
МИКРОФОН МОНИТОР ПРИНТЕР КОЛОНКИ
ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
ЖЕСТКИЙ ДИСК
ФЛЕШ-ПАМЯТЬ
КОМПАКТ-ДИСК
ПРОЦЕССОР
ВВОД ВЫВОД
ХРАНЕНИЕ ОБРАБОТКА
Приложение 2
Значок Значок Кнопка
Мой компьютер Мои документы Пуск
Значок Ярлык программы Ярлык программы
Корзина Блокнот Калькулятор
Панель задач
Приложение 3
|
Настольная лампа
|
|
Папка с документами
|
|
Учебник
|
|
Кнопка Пуск
|
|
Календарь
|
|
Блокнот
|
|
Корзина
|
|
Часы
|
Приложение 4
Вариант1: Вариант2:
Напечатай вопросы и ответы на них в ТР Напечатай вопросы и ответы на них в ТР Блокнот. Блокнот.
1) Универсальное устройство для работы с 1) Устройство для ввода текста в компьютер -
информацией -
2) Основное устройство вывода информации - 2) Устройство, с помощью которого можно напечатать текст и рисунки -
3) «Мозг» компьютера - это 3) Другое название жёсткого диска: 4) Устройство хранения программ и данных - 4) Устройство для быстрого перемещения по
экрану:
Дополнительное задание
Напечатайте названия клавиш и объясните их назначение:
Delete -
BackSpace -
CapsLock -
Enter -
Shift -
Home -
Пробел -
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.