Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
08.05.2017
Данная разработка составлена для детей 4-5 классов. Содержание урока способствует нравственному воспитанию и направлено на развитие нравственных чувств, нравственно – ценностного миропонимания, формирование представлений о нравственном поведении.
Тема урока: «Нравственный поступок».
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о нравственных поступках.
Задачи:
-дать представление о понятии «нравственный поступок»;
-развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
-формировать нравственную позицию по отношению к своим поступкам и действиям.
Урок НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК.docx
Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кугесьский лицей» Чебоксарского района Чувашской Республики
Методическая разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики».
ТЕМА: «Нравственный поступок»
Разработчик:
Кузьмина Венера Ильинична,
учитель 14 классов
п. Кугеси 2017г.
Тема урока: «Нравственный поступок».
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о
нравственных поступках.
Задачи:
дать представление о понятии «нравственный поступок»;
развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с
общечеловеческими ценностями;
формировать нравственную позицию по отношению к своим поступкам и
действиям.
Личностные УУД:
способность эмоционально откликаться на содержание урока;
умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в
процессе восприятия материала урока.
Познавательные УУД:
умение извлекать и обобщать информацию.
Регулятивные УУД:
– в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в
процессе всего урока;
понимать цель выполняемых действий.
Коммуникативные УУД:
– выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью,
участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
воспроизведение своими словами понятий, выполнение действий по образцу.
Планируемые результаты
Предметные: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
воспитание доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний.
Метапредметные:
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Педагогические технологии, используемые на уроке: технология развития
критического мышления, технология модерации, проблемное обучение.
Методы обучения:
объяснительноиллюстративный; частичнопоисковый.
Формы учебной работы: фронтальная форма обучения; групповая форма
обучения; индивидуальная форма обучения.
План урока. Хронометраж
Организационный момент. ……………...…………………..................... 1 мин. Мотивация учебной деятельности учащихся…………………………….1 мин
Определение темы урока. Постановка цели и задач урока ..……….….5 мин.
Актуализация знаний………………………………………………………4 мин
Первичное усвоение новых знаний……………………………………….14 мин
Первичная проверка понимания………………………………………… 3 мин
Динамическая пауза.……………………………………………………....2 мин
Первичное закрепление…………………………………………………...9 мин
Информация о домашнем задании………………………………………..1мин
Рефлексия. ………………………………………………………………….5 мин
Оборудование:
интерактивная доска, мультипроектор, видеозапись мультфильма, презентация,
учебник, карточки для работы в группах, толковый словарь Ожегова.
Учебник: Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики:
Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. – М.: Просвещение,
2013.
Этапы урока
Деятельность учителя
Организационный
момент.
Мотивация учебной
деятельности
учащихся
Определение темы
урока.
1) Приветствие.
Встали ровно, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
2) Мотивационный момент:
Ребята, давайте попытаемся
определить, насколько
комфортно вы чувствуете себя
на сегодняшнем уроке. Для
этого отметьте на полях своё
настроение: лицо человечка
радостного, грустного,
спокойного.
[1]
Просмотр отрывка
мультфильма «Цветик
семицветик» по сказке В.П.
Катаева.
Валентин Петрович
Деятельность
обучающихся
Осуществляют
самооценку
готовности к уроку.
Настраиваются на
работу и её
положительный
результат.
Смотрят отрывок
мультфильма.
Слушают учителя.
Отвечают на поставленные
вопросы.
Определяют тему и
цель урока.
Фронтальная работа.
Участие в беседе.
Дети читают из
толкового словаря
С.И. Ожегова.
Фронтальная работа.
Участие в беседе.
прекрасный детский писатель.
Почему книга называется
“Цветик семицветик ”?
Чем же заканчивается сказка?
Истрачены все семь
лепестков, Женя загадала семь
желаний. Какое желание, на
ваш взгляд было самым
важным? Почему?
Подумайте и скажите, какая
из пословиц выражает мысль
сказки?
Труд кормит, а лень портит.
Весна красна цветами, а осень
плодами.
На бога надейся, а сам не
плошай.
Жизнь дана на добрые дела.
Какую проблему поднимает
автор книги?
Ребята, назовите тему
сегодняшнего урока.
(Слайд №1).
Что было интересно для вас?
О чѐм задумались?
Определите цель и задачи
урока.
Какие поступки можно
назвать нравственными?
Как вы понимаете слово
«поступок»? (Слайд №2)
А как вы понимаете слово
«проступок»?
[2]
Не всякое действие –
поступок. Почему?
Предлагаю вам послушать
рассказ Валентины
Александровны Осеевой
«Сыновья». [3] (Слайд №3)
Видим ли мы заботу о маме
первого сына?
Заботится ли о маме второй
Постановка цели и
задач урока.
Актуализация
знаний
Первичное усвоение
новых знаний сын?
О чём говорит поступок
третьего сына?
Почему старик увидел одного
сына?
Кто, по его мнению,
настоящий сын?
Что такое нравственный
поступок?
(Слайд №3)
Прочитайте определение по
учебнику (с. 40).
Совпадает ли ваше мнение с
мнением авторов учебника?
Нравственный поступок имеет
особые признаки. Выделим из
них пять:
1. Мотив (зачем?)
2. Цель (для чего?)
3. Средства достижения цели
4.Само действие
(добровольно или по
принуждению?)
5. Результат
(положительный или
отрицательный?)
(Слайд №5)
Ребята, сделайте ваш выбор:
Помощь пожилому человеку
при переходе проезжей части.
Ребёнок помогает маме в
работе по дому.
Ученик не уступает место
пожилому человеку в
транспорте.
Старшие ребята обижают
младших. (Слайд №6)
Физкультминутка под музыку и
с презентацией.
Работа в группах:
А сейчас поработаем в
группах.
Какие правила работы в
Работа с текстом
учебника.
Выборочное чтение.
Участие в беседе.
Дети рассуждают,
делают выбор,
обосновывают свой
ответ.
Класс рассаживается
по группам.
Правила работы в
группах:
Первичная
проверка
понимания
Динамическая
пауза.
Первичное
закрепление. 1.Будь вежлив с
товарищем.
2.Умей выслушать
его мнение.
3.Доказывай своё
мнение.
4.Придя к единому
мнению, решите, кто
будет отвечать.
Работа в группе.
Представление
результатов работы
классу.
Самооценка.
Взаимооценка.
Делают обобщение.
Запись домашнего
задания.
Ресурсный круг.
группах вы знаете?
Каждая группа получает
задание на карточках. [4]
(Слайд №7)
Ответы вывешиваются на доске
для общего ознакомления.
Ребята, молодцы! Выпуск
газеты «Нравственный
поступок» получился
интересным.
Напишите эссе „Легко ли
совершать нравственные
поступки?“ (Слайд №8)
Ребята, можете привести
примеры высоконравственного
поведения человека.
А теперь, ребята, давайте
немного пофантазируем.
Волшебница подарила каждому
по волшебному цветочку.
Поделитесь, а что вы пожелаете
своим одноклассникам?
Пусть ваши добрые желания
исполняются, и пусть каждый
совершает только нравственные
поступки. Спасибо за активную
работу. Урок окончен.
(Слайд №9)
Информация о
домашнем задании
Рефлексия.
[1]
Сказка «Цветиксемицветик». Автор Валентин Катаев. .… Посмотрела Женя на свой цветик семицветик и видит, что остался всего
один лепесток.
Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила и никакого
удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и
думает:
"Чего бы мне еще всетаки велеть? Велю ка я себе, пожалуй, два кило "мишек".
Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет... Лучше сделаю так: велю полкило
"мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще,
куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим,
все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше
трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего
доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю
билет в кино или в цирк. Там всетаки весело. А может быть, велеть лучше
новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в
новых сандалетах? Можно велеть чегонибудь еще гораздо лучше. Главное, не
надо торопиться".
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика,
который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но
смирные. Мальчик был очень симпатичный сразу видно, что не драчун, и Жене
захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему
так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя
косичками, разложенными по плечам.
Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
Витя. А тебя как?
Женя. Давай играть в салки?
Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
Как жалко! сказала Женя. Ты мне очень понравился, и я бы с большим
удовольствием побегала с тобой. Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с
тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю
жизнь.
Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! воскликнула Женя и вынула из
кармана свой заветный цветиксемицветик. Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на
минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском,
дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть помоему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и
бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
[2]
ПОСТУПОК
пка, м. 1. Совершенное кемн. действие. Хороший, плохой п. Совершить
необдуманный п. Отвечать за свои поступки. 2. Решительное, активное действие
в сложных обстоятельствах. В его жизни был п.
ПРОСТУПОК
пка, м. Поступок, нарушающий правила поведения, провинность.
Незначительный п.
[3]
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина
другой:
Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
А мой поѐт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, говорит
другая.
А третья молчит.
Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают еѐ соседки.
Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного
нету.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними.
Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит
спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову
кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поѐт,
соловьѐм заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал,
взял у неѐ вѐдра тяжѐлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
Ну что? Каковы наши сыновья?
А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.
[4] Задание для 1 группы:
Кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет?
Пахарь и Крот.
Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже
большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько
земли вспахал Человек. Пошёл Крот по вспаханному полю. Шёл
до самого вечера, а до конца поля не дошёл. Вернулся в нору. Утром вылез
из норы, сел на дороге, ждёт Пахаря с плугом, чтобы спросить его:
— Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?
Пахарь отвечает: — Я пашу не только себе, но и людям.
Удивился Крот:
— Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору
себе, и каждый Крот роет нору тоже себе.
— Но ведь вы же кроты, мы — люди, — ответил Пахарь и начал новую борозду.
Из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике»
Задание для 2 группы:
Задание: составь синквейн по теме «Нравственный поступок».
Нравственный поступок
прил., прил.
сущ., сущ., сущ.
предложение (вывод, обобщение)
Задание для 3 группы.
Задание: соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу:
Не плюй в колодец
Назвался груздем,
полезай в кузов.
в том и правды мало.
Торопись на доброе дело,
пригодится воды напиться.
В ком добра нет,
Заварила кашу,
Чем дальше в лес,
На добрый привет,
добрый ответ.
тем больше дров.
расхлебывай.
а худое само приспеет.
Задание для 4 группы:
Задание: объяснить смысл высказывания Льва Толстого:
«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то
знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: Самому стать
лучше».
Задание для 5 группы:
Расскажите, с чем у вас ассоциируется поступок, проступок?
ПОСТУПОК
пка, м. 1. Совершенное кемн. действие. Хороший, плохой п. Совершить
необдуманный п. Отвечать за свои поступки. 2. Решительное, активное действие
в сложных обстоятельствах. В его жизни был п.
ПРОСТУПОК
пка, м. Поступок, нарушающий правила поведения, провинность.
Незначительный п.
ПОСТУПОК
ПРОСТУПОК Использованная литература
1.Приказ Министерства образования, науки и высшей школы РФ от 6 октября
2009 года №343 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Примерные программы начального общего образования. В 2х частях. – М:
Просвещение, 2009.
3.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Программы
общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2013.
4. Кураев А. В. Основы духовнонравственной культуры народов России.
Основы православной культуры. 45 классы: учебник для общеобразовательных
учреждений – М.: Просвещение, 2012.
5. Максимова С.А., Романовский В.К, Тивикова С.К. Основы религиозных
культур и светской этики: сборник учебнометодических материалов. Нижний
Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: ОНИКС Мир и образование,
2005.
7. Осеева В.А. Сыновья. – М: Просвещение, 2010.
8. Сайт DetiOnline.com
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Название работы: «Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.