Управление образования
Гомельского городского исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»
Не сидим, друзья, на месте. Бережем природу вместе!
номинация:
Внеклассное мероприятие
Авторы:
Парачук Андрей Валентинович,
Сергеенко Сергей Петрович
методисты
Адрес: г. Гомель,
ул. Л. Толстого, 17
тел. 8 (0232) 23-14-28
e-mail: ggcdodim@mail.gomel.by
Гомель
2022
Если нас действительно беспокоит
будущее нашей планеты, то мы
должны перестать надеяться, что
кто-то решит все проблемы.
Джейн Гудалл,
британский антрополог и приматолог
На рубеже XX и XXI веков в мире обострились экологические проблемы и многие страны стали развивать идею устойчивого развития. Важной задачей устойчивого развития выступает образование, которое в настоящее время находится на стадии перехода к более инновационной его форме – образованию в интересах устойчивого развития.
Одним из этапов такого образования в Республике Беларусь является эколого-ориентированное образование. Не случайно среди учреждений дополнительного образования детей и молодежи 25% являются центрами экологического и туристско-краеведческого профиля [5].
Новый экологический менталитет предполагает необходимость формирования экологической этики, морали и нравственности. Залогом успешного развития такого экологического менталитета являются непрерывность экологического образования и уровень экологической культуры человека.
На государственном уровне важность экологических знаний учащихся подчеркивается тем, что одной из приоритетных задач, обозначенных в «Концептуальных подходах развития системы образования Республики Беларусь до 2020 года и в перспективе до 2030 года» является развитие экологического образования в интересах ресурсосбережения и устойчивого развития общества [1].
На современном этапе человек живет в мире, в котором господствуют информационные технологии и инновационные педагогические средства обучения. Одним из таких инновационных педагогических средств являются интерактивные методы обучения.
Мы считаем, что использование в ходе образовательного процесса интерактивных методов обучения является наиболее приемлемым с методической точки зрения способом подачи и восприятия информации, показывающим учащимся суть проблемы и мотивирующим их к личным действиям в данном направлении.
Существует много видов экологического образования детей и подростков. Но одним из самых увлекательных и любимых, получивших широкое распространение на практике, по праву является игра. Именно это обусловило выбор нами формы подачи предлагаемого материала.
Идея представленной игры вытекает из озабоченности проблемой вовлечения подрастающего поколения в природоохранный процесс, формирования экологически ориентированного сознания, а также персональной ответственности за состояние окружающей среды.
Тема занятия: Не сидим, друзья, на месте. Бережем природу вместе!
Тип занятия: игра-дуэль эрудитов.
Цель: формирование экологической культуры учащихся в ходе образовательного процесса посредством игровой деятельности.
Задачи игры:
– содействовать формированию у учащихся знаний в области энерго и ресурсосбережения, охраны окружающей среды;
– формировать у учащихся навыки построения причинно-следственных связей между явлениями, а также ознакомить их с коллективными методами принятия решений (КТД, мозговой штурм);
– организовать проведение занятия как ситуацию, способствующую формированию активной жизненной позиции в вопросах энерго и ресурсосбережения;
– способствовать повышению коммуникативной культуры учащихся и их мотивации к обучению.
Форма работы: групповая (две команды по 6 человек). Возраст учащихся: 13-14 лет.
Время проведения: 60 минут.
Ресурсное обеспечение: четыре ноутбука (один для членов жюри с выходом в Интернет (решение интерактивного кроссворда 1 раунда), два для выполнения заданий игроками (раунд 2), один для демонстрации презентации ведущего), мультимедийный проектор, демонстрационный экран, презентация ведущего игры, секундомер, три стола (два игровых и стол для проведения жеребьевки), 2 конверта с набором картинок для проведения 2 раунда игры (Приложение_2), печатные версии кроссворда для проведения 1 раунда игры (Приложение_1), листы для ведения рабочих записей участниками игры, ручки, бэйджи с именами участников игры, по 5 бочонков от шоколадных яиц «Киндер-сюрприз» для каждой из команд с размещенными в них подсказками для проведения 3 раунда игры (Приложение_3), кодовый замок, записи музыкальных произведений для проведения 5 раунда игры (Приложение_5), призы для награждения участников.
Описание содержания игры
Игра проводится с участием двух команд по 6 человек в каждой. Каждая команда выбирает своего капитана. Игра состоит из 5 раундов, в которых участникам предлагаются задания различного уровня сложности и из различных предметных областей, в той или иной степени связанные с вопросами экологии, энерго и ресурсосбережения.
Началу игры предшествует жеребьевка участников. Для ее проведения необходимо распечатать 2 фотографии, на которых изображены бытовые электрические приборы. Например, тостер и перфоратор.
Каждую фотографию предварительно разрезают на 6 частей (по числу участников в команде). Разрезанные части фотографий укладывают на стол изображением вниз и тщательно перемешивают.
Игроки по очереди берут по одному фрагменту фотографий. Учащиеся, элементы фотографий которых соединились в единое целое, образовав картинку бытовых электрических устройств, изображения которых проецируются в это время на демонстрационный экран, составляют одну команду игроков.
1 раунд – «Ответь ты на вопрос, дружок, коль экологии знаток». Участникам предлагается решить кроссворд, который состоит из 14 вопросов (Приложение_1 на электронном диске с данной работой). Оценивается правильность ответов и скорость решения. Время выполнения задания: 10 минут.
Один из членов жюри выступает в роли хронометриста, который следит за игровым временем и будет давать сигнал о его окончании. За каждый верный ответ игрокам команд начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 14 баллов.
Если за указанное время ни одна из команд не выполнит полностью предложенное задание, то балл будет начисляться по числу правильных ответов, записанных в сетку кроссворда участниками каждой команды.
Пока игроки решают бумажные версии кроссворда, члены жюри могут решить его интерактивную версию, перейдя по ссылке: https://learningapps.org/display?v=potqukqqn21 [2].
Бумажная и интерактивная версия кроссворда составлены нами на основе материалов открытой печати.
2 раунд – «Бережливый инфознайка». Капитаны команд получают конверты, в которых находятся картинки предметов, имеющих в той или иной степени отношение к вопросам энергосбережения (Приложение_2 на электронном диске с данной работой).
Игрокам команд необходимо:
– рассмотреть предложенные картинки;
– запустить на ноутбуках текстовый редактор Word;
– создать список терминов с названиями устройств и предметов, изображенных на картинках. При этом требуется выполнить следующие задания:
– установить гарнитуру шрифта Tahoma;
– кегль шрифта 15 pt;
– создать нумерованный список из названий устройств и предметов, изображенных на картинках;
– отсортировать созданный список по алфавиту.
За все правильно написанные названия предметов жюри начисляет 1 балл. Создание нумерованного списка – 1 балл. Сортировка терминов по алфавиту – 1 балл.
Команда, выполнившая задание первой, получает бонус – 1 балл. Время выполнения задания – 5 минут. Максимальное количество баллов: 3 балла + 1 балл (бонус).
Команды могут получить дополнительно еще 2 бонусных балла, если правильно ответят на вопрос: «Что объединяет все эти предметы?» (Энергосбережение).
Балы снимаются с команд в случае не соблюдения гарнитуры или кегля шрифта, отсутствие нумерованного списка и его сортировки (1балл).
3 раунд – «Экологический криптограф». Участникам команд необходимо найти 5 подсказок, спрятанных в бочонках от шоколадных яиц «Киндер-сюрприз». Расположить подсказки рядом, чтобы соотнести всю полученную информацию. Решить логическую задачу по расшифровке кода замка (Приложение_3) [4]. Замок запирает ящик, в котором находится пакет с текстом задания следующего раунда игры.
Время выполнения задания: 10 минут. Оценка – 15 баллов.
Если ни одна из команд за отведенное время не расшифрует код и не откроет ящик, то для продолжения игры ведущий сообщает правильный код, а жюри не начисляет командам баллы за данный раунд.
(Ответ: код замка 042)
4 раунд – «Реши, если силен». Капитан каждой команды выбирает из пакета одну из карточек, на которой предложена задача (Приложение_4). Все необходимые для решения справочные данные приведены в ее условии [3].
Жюри оценивает правильность пути решения и степень его достоверности. Максимальная оценка – 10 баллов. Время выполнения задания: 5 минут.
5 раунд – «Экология в музыке». Участникам команд необходимо будет прослушать фрагмент предложенного музыкального произведения продолжительностью 1 минута, связанного в той или иной степени с экологией и попытаться назвать произведение (Приложение_5). Затем в течение 1 минуты будет звучать другой музыкальный отрывок.
За каждую верно угаданную мелодию будет начисляться 1 балл. Дополнительный бонусный балл можно получить, если назвать автора прослушанного произведения. Если команда не дает ответа или ответ неверный, то право хода переходит команде соперников.
Время выполнения задания: 6 минут. Максимальная оценка: 12 баллов.
По завершению каждого раунда игры члены жюри определяют балл каждой команды исходя из правильности ответов, времени выполнения задания и заполняют Протокол игры (Приложение_6), а по ее окончании подсчитывают итоговое количество баллов и награждают победителя и участников призами.
Представленная разработка может быть использована педагогами дополнительного образования при проведении воспитательной работы в объединениях по интересам не только эколого-биологического, но и иных профилей, а также будет полезна учителям-предметникам и классным руководителям учреждений общего среднего образования.
Список литературы и информационных источников
1. Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года [Электронный ресурс]: Приказ Министра образования Республики Беларусь, 29 нояб. 2017 г., № 742 // Минский городской методический портал. – Режим доступа: https://mp.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=88011. – Дата доступа: 01.12.2021.
2. Конструктор интерактивных заданий Learning Apps [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://learningapps.org/display?v=potqukqqn21. − Дата доступа: 23.03.2022.
3. Сайт Руднетелешовской средней школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rudtel.schools.by/pages/energosberezhenie-v-uchebnyh-predmetah. − Дата доступа: 12.02.2022.
4. Янушкевич, Н.Н. Приключения в Стране чудес. Игровая программа по мотивам сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» / Н.Н. Янушкевич // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2021. – № 6. – С. 26-31.
5. Брилевский, М.Н. Эколого-ориентированное образование в Республике Беларусь / М.Н. Брилевский, Л.М. Харитонова // Современная экология: образование, наука, практика: материалы междунар. науч.-практ. конф., – Воронеж, 2017. – Т.1. – С. 32-39.
6. Парачук, А.В. Внедрение модели экологического образования детей и молодежи / А.В. Парачук, С.П. Сергеенко. – Москва: Издательские решения, 2018. – 32 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения 1,2 находятся на электронном диске с данной работой
Приложение_3
Приложение_4
ЗАДАНИЯ РАУНДА «РЕШИ, ЕСЛИ СИЛЕН»
Карточка_1 Сколько деревьев мы можем сохранить, собрав 1000 кг макулатуры, если из этого количества макулатуры произведено 700 кг бумаги. На производство 1000 кг бумаги идет 17 деревьев.
|
Карточка_2 При загрязнении ламп и плафонов освещение в учебном кабинете снижается на 15%. Определите, какой станет освещенность кабинета, если нормальная освещенность составляет 400 люкс.
|
Карточка_3 В Республике Беларусь эксплуатируется 75 месторождений нефти. На территории Гомельской области находится 66 месторождений. Какой % месторождений нефти находится на территории Гомельской области?
|
Карточка_4 В доме 12 ламп мощностью 0,1 кВт каждая. Сколько можно сэкономить электрической энергии за 30 дней, если заменить их на светодиодные лампы мощностью 0,01 кВт каждая при продолжительности включения в зимнее время с 1800 до 2300? |
Карточка_5 Из неплотно закрытого крана течет вода. За 1 час теряется 600 граммов воды. В учебном заведении 15 кранов. Считая, что вес 1 кг воды примерно равен 1 литру, определить, сколько литров воды теряется в сутки? |
Информация для членов жюри
Номер задачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ответ |
5 деревьев |
340 люкс |
88 % |
162 кВт ч |
216 литров |
Приложение_5
Конкурс «Экология и музыка»
Ведущий: Существует множество сфер творческой деятельности человека. Одной из них является музыка. Чтобы понять и осознать, каким образом тема природы может быть выражена в музыке, мы обратимся к произведениям различных жанров и направлений.
В течение 1 минуты вы будете прослушивать музыкальное произведение. Ваша задача будет состоять в том, чтобы определить название услышанного музыкального трека. Затем в течение 1 минуты будет звучать другой музыкальный отрывок.
За каждую верно угаданную мелодию будет начисляться 1 балл. Дополнительный бонусный балл можно получить, если назвать автора прослушанного произведения. Если команда не дает ответа или ответ неверный, то право хода переходит команде соперников.
Максимальная оценка: 12 баллов.
Правильные ответы:
Номер трека |
Автор |
Название произведения |
1 |
Антонио Вивальди |
Времена года |
2 |
Камиль Сен-Санс |
Лебедь |
3 |
Владимир Высоцкий |
Песня о земле |
4 |
Майкл Джексон |
Earth Song (Песня Земли) |
5 |
Пол Уинтер |
Песня орла |
6 |
СерьГа |
Берегите лес |
Приложение_6
ПРОТОКОЛ ИГРЫ (образец)
Участники игры |
Раунд 1 |
Раунд 2 |
Раунд 3 |
Раунд 4 |
Раунд 5 |
Общее кол-во баллов |
Команда_1 |
|
|
|
|
|
|
Команда_2 |
|
|
|
|
|
|
ДЛЯ ЗАМЕТОК
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
ПАМЯТКА ЧЛЕНАМ ЖЮРИ
Максимальные баллы, начисляемые командам по результатам каждого игрового раунда
Номер раунда |
Раунд 1 |
Раунд 2 |
Раунд 3 |
Раунд 4 |
Раунд 5 |
Макс. балл |
14 |
6 |
15 |
10 |
12 |
Члены жюри: _______________ / ________________________/
_______________ / ________________________/
_______________ / ________________________/
_______________ / ________________________/
_______________ / ________________________/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.