Не сидим друзья на месте, бережом природу вместе!
Оценка 5

Не сидим друзья на месте, бережом природу вместе!

Оценка 5
docx
30.11.2022
Не сидим друзья на месте, бережом природу вместе!
Конкурсная работа.docx

Управление образования

Гомельского городского исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»

Не сидим, друзья, на месте. Бережем природу вместе!

номинация:

Внеклассное мероприятие

 

Авторы:

Парачук Андрей Валентинович,

Сергеенко Сергей Петрович

методисты

Адрес: г. Гомель,

ул. Л. Толстого, 17

тел. 8 (0232) 23-14-28

e-mail: ggcdodim@mail.gomel.by

Гомель

2022


Если нас действительно беспокоит

будущее нашей планеты, то мы

должны перестать надеяться, что

кто-то решит все проблемы.

Джейн Гудалл,

британский антрополог и приматолог

На рубеже XX и XXI веков в мире обострились экологические проблемы и многие страны стали развивать идею устойчивого развития. Важной задачей устойчивого развития выступает образование, которое в настоящее время находится на стадии перехода к более инновационной его форме – образованию в интересах устойчивого развития.

Одним из этапов такого образования в Республике Беларусь является эколого-ориентированное образование. Не случайно среди учреждений дополнительного образования детей и молодежи 25% являются центрами экологического и туристско-краеведческого профиля [5].

Новый экологический менталитет предполагает необходимость формирования экологической этики, морали и нравственности. Залогом успешного развития такого экологического менталитета являются непрерывность экологического образования и уровень экологической культуры человека.

На государственном уровне важность экологических знаний учащихся подчеркивается тем, что одной из приоритетных задач, обозначенных в «Концептуальных подходах развития системы образования Республики Беларусь до 2020 года и в перспективе до 2030 года» является развитие экологического образования в интересах ресурсосбережения и устойчивого развития общества [1].

На современном этапе человек живет в мире, в котором господствуют информационные технологии и инновационные педагогические средства обучения. Одним из таких инновационных педагогических средств являются интерактивные методы обучения.

Мы считаем, что использование в ходе образовательного процесса интерактивных методов обучения является наиболее приемлемым с методической точки зрения способом подачи и восприятия информации, показывающим учащимся суть проблемы и мотивирующим их к личным действиям в данном направлении.

Существует много видов экологического образования детей и подростков. Но одним из самых увлекательных и любимых, получивших широкое распространение на практике, по праву является игра. Именно это обусловило выбор нами формы подачи предлагаемого материала.

Идея представленной игры вытекает из озабоченности проблемой вовлечения подрастающего поколения в природоохранный процесс, формирования экологически ориентированного сознания, а также персональной ответственности за состояние окружающей среды.

Тема занятия: Не сидим, друзья, на месте. Бережем природу вместе!

Тип занятия: игра-дуэль эрудитов.

Цель: формирование экологической культуры учащихся в ходе образовательного процесса посредством игровой деятельности.

Задачи игры:

содействовать формированию у учащихся знаний в области энерго и ресурсосбережения, охраны окружающей среды;

формировать у учащихся навыки построения причинно-следственных связей между явлениями, а также ознакомить их с коллективными методами принятия решений (КТД, мозговой штурм);

организовать проведение занятия как ситуацию, способствующую формированию активной жизненной позиции в вопросах энерго и ресурсосбережения;

способствовать повышению коммуникативной культуры учащихся и их мотивации к обучению.

Форма работы: групповая (две команды по 6 человек). Возраст учащихся: 13-14 лет.

Время проведения: 60 минут.

Ресурсное обеспечение: четыре ноутбука (один для членов жюри с выходом в Интернет (решение интерактивного кроссворда 1 раунда), два для выполнения заданий игроками (раунд 2), один для демонстрации презентации ведущего), мультимедийный проектор, демонстрационный экран, презентация ведущего игры, секундомер, три стола (два игровых и стол для проведения жеребьевки), 2 конверта с набором картинок для проведения 2 раунда игры (Приложение_2), печатные версии кроссворда для проведения 1 раунда игры (Приложение_1), листы для ведения рабочих записей участниками игры, ручки, бэйджи с именами участников игры, по 5 бочонков от шоколадных яиц «Киндер-сюрприз» для каждой из команд с размещенными в них подсказками для проведения 3 раунда игры (Приложение_3), кодовый замок, записи музыкальных произведений для проведения 5 раунда игры (Приложение_5), призы для награждения участников.

Описание содержания игры

Игра проводится с участием двух команд по 6 человек в каждой. Каждая команда выбирает своего капитана. Игра состоит из 5 раундов, в которых участникам предлагаются задания различного уровня сложности и из различных предметных областей, в той или иной степени связанные с вопросами экологии, энерго и ресурсосбережения.

Началу игры предшествует жеребьевка участников. Для ее проведения необходимо распечатать 2 фотографии, на которых изображены бытовые электрические приборы. Например, тостер и перфоратор.

Каждую фотографию предварительно разрезают на 6 частей (по числу участников в команде). Разрезанные части фотографий укладывают на стол изображением вниз и тщательно перемешивают.

Игроки по очереди берут по одному фрагменту фотографий. Учащиеся, элементы фотографий которых соединились в единое целое, образовав картинку бытовых электрических устройств, изображения которых проецируются в это время на демонстрационный экран, составляют одну команду игроков.

1 раунд «Ответь ты на вопрос, дружок, коль экологии знаток». Участникам предлагается решить кроссворд, который состоит из 14 вопросов (Приложение_1 на электронном диске с данной работой). Оценивается правильность ответов и скорость решения. Время выполнения задания: 10 минут.

Один из членов жюри выступает в роли хронометриста, который следит за игровым временем и будет давать сигнал о его окончании. За каждый верный ответ игрокам команд начисляется 1 балл. Максимальная оценка 14 баллов.

Если за указанное время ни одна из команд не выполнит полностью предложенное задание, то балл будет начисляться по числу правильных ответов, записанных в сетку кроссворда участниками каждой команды.

Пока игроки решают бумажные версии кроссворда, члены жюри могут решить его интерактивную версию, перейдя по ссылке: https://learningapps.org/display?v=potqukqqn21 [2].

1.jpg

Бумажная и интерактивная версия кроссворда составлены нами на основе материалов открытой печати.

2 раунд «Бережливый инфознайка». Капитаны команд получают конверты, в которых находятся картинки предметов, имеющих в той или иной степени отношение к вопросам энергосбережения (Приложение_2 на электронном диске с данной работой).

Игрокам команд необходимо:

рассмотреть предложенные картинки;

запустить на ноутбуках текстовый редактор Word;

создать список терминов с названиями устройств и предметов, изображенных на картинках. При этом требуется выполнить следующие задания:

установить гарнитуру шрифта Tahoma;

кегль шрифта 15 pt;

создать нумерованный список из названий устройств и предметов, изображенных на картинках;

отсортировать созданный список по алфавиту.

За все правильно написанные названия предметов жюри начисляет 1 балл. Создание нумерованного списка 1 балл. Сортировка терминов по алфавиту 1 балл.

Команда, выполнившая задание первой, получает бонус 1 балл. Время выполнения задания 5 минут. Максимальное количество баллов: 3 балла + 1 балл (бонус).

Команды могут получить дополнительно еще 2 бонусных балла, если правильно ответят на вопрос: «Что объединяет все эти предметы?» (Энергосбережение).

Балы снимаются с команд в случае не соблюдения гарнитуры или кегля шрифта, отсутствие нумерованного списка и его сортировки (1балл).

3 раунд «Экологический криптограф». Участникам команд необходимо найти 5 подсказок, спрятанных в бочонках от шоколадных яиц «Киндер-сюрприз». Расположить подсказки рядом, чтобы соотнести всю полученную информацию. Решить логическую задачу по расшифровке кода замка (Приложение_3) [4]. Замок запирает ящик, в котором находится пакет с текстом задания следующего раунда игры.

Время выполнения задания: 10 минут. Оценка 15 баллов.

Если ни одна из команд за отведенное время не расшифрует код и не откроет ящик, то для продолжения игры ведущий сообщает правильный код, а жюри не начисляет командам баллы за данный раунд.

(Ответ: код замка 042)

4 раунд «Реши, если силен». Капитан каждой команды выбирает из пакета одну из карточек, на которой предложена задача (Приложение_4). Все необходимые для решения справочные данные приведены в ее условии [3].

Жюри оценивает правильность пути решения и степень его достоверности. Максимальная оценка 10 баллов. Время выполнения задания: 5 минут.

5 раунд «Экология в музыке». Участникам команд необходимо будет прослушать фрагмент предложенного музыкального произведения продолжительностью 1 минута, связанного в той или иной степени с экологией и попытаться назвать произведение (Приложение_5). Затем в течение 1 минуты будет звучать другой музыкальный отрывок.

За каждую верно угаданную мелодию будет начисляться 1 балл. Дополнительный бонусный балл можно получить, если назвать автора прослушанного произведения. Если команда не дает ответа или ответ неверный, то право хода переходит команде соперников.

Время выполнения задания: 6 минут. Максимальная оценка: 12 баллов.

По завершению каждого раунда игры члены жюри определяют балл каждой команды исходя из правильности ответов, времени выполнения задания и заполняют Протокол игры (Приложение_6), а по ее окончании подсчитывают итоговое количество баллов и награждают победителя и участников призами.

Представленная разработка может быть использована педагогами дополнительного образования при проведении воспитательной работы в объединениях по интересам не только эколого-биологического, но и иных профилей, а также будет полезна учителям-предметникам и классным руководителям учреждений общего среднего образования.

 


 

Список литературы и информационных источников

1. Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года [Электронный ресурс]: Приказ Министра образования Республики Беларусь, 29 нояб. 2017 г., № 742 // Минский городской методический портал. Режим доступа: https://mp.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=88011. Дата доступа: 01.12.2021.

2. Конструктор интерактивных заданий Learning Apps [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://learningapps.org/display?v=potqukqqn21. Дата доступа: 23.03.2022.

3. Сайт Руднетелешовской средней школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rudtel.schools.by/pages/energosberezhenie-v-uchebnyh-predmetah. Дата доступа: 12.02.2022.

4. Янушкевич, Н.Н. Приключения в Стране чудес. Игровая программа по мотивам сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» / Н.Н. Янушкевич // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2021. – № 6. – С. 26-31.

5. Брилевский, М.Н. Эколого-ориентированное образование в Республике Беларусь / М.Н. Брилевский, Л.М. Харитонова // Современная экология: образование, наука, практика: материалы междунар. науч.-практ. конф., – Воронеж, 2017. – Т.1. – С. 32-39.

6. Парачук, А.В. Внедрение модели экологического образования детей и молодежи / А.В. Парачук, С.П. Сергеенко. – Москва: Издательские решения, 2018. – 32 с.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложения 1,2 находятся на электронном диске с данной работой

Приложение_3

Приложение_4

ЗАДАНИЯ РАУНДА «РЕШИ, ЕСЛИ СИЛЕН»

Карточка_1

Сколько деревьев мы можем сохранить, собрав 1000 кг макулатуры, если из этого количества макулатуры произведено 700 кг бумаги. На производство 1000 кг бумаги идет 17 деревьев.

 

Карточка_2

При загрязнении ламп и плафонов освещение в учебном кабинете снижается на 15%. Определите, какой станет освещенность кабинета, если нормальная освещенность составляет 400 люкс.

 

Карточка_3

В Республике Беларусь эксплуатируется 75 месторождений нефти. На территории Гомельской области находится 66 месторождений. Какой % месторождений нефти находится на территории Гомельской области?

 

Карточка_4

В доме 12 ламп мощностью 0,1 кВт каждая. Сколько можно сэкономить электрической энергии за 30 дней, если заменить их на светодиодные лампы мощностью 0,01 кВт каждая при продолжительности включения в зимнее время с 1800 до 2300?

Карточка_5

Из неплотно закрытого крана течет вода. За 1 час теряется 600 граммов воды. В учебном заведении 15 кранов. Считая, что вес 1 кг воды примерно равен 1 литру, определить, сколько литров воды теряется в сутки?

Информация для членов жюри

Номер задачи

1

2

3

4

5

Ответ

5 деревьев

340 люкс

88 %

162 кВт ч

216 литров

Приложение_5

Конкурс «Экология и музыка»

Ведущий: Существует множество сфер творческой деятельности человека. Одной из них является музыка. Чтобы понять и осознать, каким образом тема природы может быть выражена в музыке, мы обратимся к произведениям различных жанров и направлений.

В течение 1 минуты вы будете прослушивать музыкальное произведение. Ваша задача будет состоять в том, чтобы определить название услышанного музыкального трека. Затем в течение 1 минуты будет звучать другой музыкальный отрывок.

За каждую верно угаданную мелодию будет начисляться 1 балл. Дополнительный бонусный балл можно получить, если назвать автора прослушанного произведения. Если команда не дает ответа или ответ неверный, то право хода переходит команде соперников.

Максимальная оценка: 12 баллов.

Правильные ответы:

Номер трека

Автор

Название произведения

1

Антонио Вивальди

Времена года

2

Камиль Сен-Санс

Лебедь

3

Владимир Высоцкий

Песня о земле

4

Майкл Джексон

Earth Song (Песня Земли)

5

Пол Уинтер

Песня орла

6

СерьГа

Берегите лес


 

Приложение_6

ПРОТОКОЛ ИГРЫ (образец)

Участники игры

Раунд 1

Раунд 2

Раунд 3

Раунд 4

Раунд 5

Общее

кол-во

баллов

Команда_1

 

 

 

 

 

 

Команда_2

 

 

 

 

 

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

ПАМЯТКА ЧЛЕНАМ ЖЮРИ

Максимальные баллы, начисляемые командам по результатам каждого игрового раунда

Номер раунда

Раунд 1

Раунд 2

Раунд 3

Раунд 4

Раунд 5

Макс. балл

14

6

15

10

12

Члены жюри: _______________ / ________________________/

_______________ / ________________________/

_______________ / ________________________/

_______________ / ________________________/

_______________ / ________________________/


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования Гомельского городского исполнительного комитета

Управление образования Гомельского городского исполнительного комитета

Если нас действительно беспокоит будущее нашей планеты, то мы должны перестать надеяться, что кто-то решит все проблемы

Если нас действительно беспокоит будущее нашей планеты, то мы должны перестать надеяться, что кто-то решит все проблемы

Тема занятия: Не сидим, друзья, на месте

Тема занятия: Не сидим, друзья, на месте

Каждую фотографию предварительно разрезают на 6 частей (по числу участников в команде)

Каждую фотографию предварительно разрезают на 6 частей (по числу участников в команде)

Бумажная и интерактивная версия кроссворда составлены нами на основе материалов открытой печати

Бумажная и интерактивная версия кроссворда составлены нами на основе материалов открытой печати

Жюри оценивает правильность пути решения и степень его достоверности

Жюри оценивает правильность пути решения и степень его достоверности

Список литературы и информационных источников 1

Список литературы и информационных источников 1

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложения 1,2 находятся на электронном диске с данной работой

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложения 1,2 находятся на электронном диске с данной работой

Карточка_4 В доме 12 ламп мощностью 0,1 кВт каждая

Карточка_4 В доме 12 ламп мощностью 0,1 кВт каждая

Приложение_6 ПРОТОКОЛ ИГРЫ (образец)

Приложение_6 ПРОТОКОЛ ИГРЫ (образец)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2022