НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение.
Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством.
Как правило, в таких семьях дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный.
Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо того чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, семьи группы риска учатся по- своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. Такое состояние семьи группы риска поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство.
Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную семью вовлекаются социальные педагоги. Этот факт является сам по себе успокаивающим; подключение к ситуации, в которой оказалась неблагополучная семья, новых сил, осуществляющих контроль, несколько облегчает состояние одиночества семьи. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют свое асоциальное поведение, что провоцирует усиление контроля над ними. В таких семьях растут заброшенные дети, беспризорные, грязные, голодные, прячущиеся во время прихода специалиста, как правило, своим видом и поведением отражающие нужду, пустоту и отчаяние. Во время работы с такой семьей специалист сначала сталкивается с первичными реакциями противостояния. Это может быть отрицание, обвинение, желание клеймить кого-то, импульсивность родителей, детей, провоцирование, избегание встреч, неприятие помощи, сопротивление социальному педагогу. Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой семьи череда этих трагедий может быть более комфортной, чем реальные
перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни. Эти семьи характеризуются следующими чертами поведения: не соблюдают договоренность о заранее запланированной встрече со специалистом; на встречу не появляются в назначенное время, но иногда звонят; у них отсутствует понятие времени ( день, неделя, месяц); неспособны говорить связно ни о себе, ни о других; постоянно меняют место жительства именно из- за частых приходов специалиста); постоянно ссорятся, дерутся с друзьями или близкими родственниками.
Характеристику таких семей можно дополнить следующими
проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем- то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения физического вреда.
Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта с взрослыми. Такие взрослые остаются на той стадии развития, когда они сами пережили невосполнимую утрату или тяжелейшую травму. Часто родители в такой семье - это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии. Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи
и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у детей и подростков. Отсутствие материальных средств отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности членов семьи. Неблагополучная семья
утрачивает всякую веру в само изменение и продолжает поступательное движение к полному краху. К проблемным, тяжелым семьям относятся также криминогенные семьи. Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы: 1) превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;2) семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня;3) семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей. Возможна и следующая квалификация неблагополучных семей: по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей; по количеству детей-малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благополучию – малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам родителей- семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная. Особенно выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.