Неделя психологии
Цель:Основной целью организации недели психологии является обеспечение реализации прав ребенка на создание необходимых условий для жизни, гармоничного развития как личности и гражданина, для укрепления и сохранения психологического здоровья учащихся в образовательной среде. Повысить психологическую компетентность педагогов, учащихся и родителей.
Задачи:
1. Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде для всех участников (учащихся, педагогов, родителей);
2. Обеспечение превентивных психолого-педагогических мер, направленных на профилактику отклоняющегося поведения (делинквентное, аддиктивное, суицидальное) среди детей и подростков;
3. Разработка и внедрение образовательных программ, направленных на формирование у детей и подростков коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и к окружающим, навыков само регуляции психоэмоционального состояния, умения разрешать конфликты и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях;
4. Активизация деятельности общественных организаций, формирование в социуме нетерпимого отношения к каждому случаю физического и душевного неблагополучия ребенка;
5. Повысить интерес педагогов и учащихся к психологии;
6. Показать реальные формы работы, возможности психологической службы школы.
Предварительная работа:
1. Утверждение плана недели психологии;
2. Оформление холла школы;
3. Распространение объявлений о неделе психологии.
4. Подготовка раздаточного материала.
План Недели психологии
День |
Содержание |
Участники |
Ответствен- ные |
1.День настроения. Понедельник |
1. Линейка «Открытие недели психологии» 2. Психологическая акция «Радуга настроения». 3. Тренинг «Черные буквы» 4. Тренинг: «Групповая сплоченность». 5. Анкетирование. |
5-11 классы
5-11 классы
6-7 классы 5-6 классы 5-11 классы |
Психолог
Психолог
Психолог Психолог Кл.руков. и дети |
2. День откровения. Вторник |
1. Психологическая акция. «Ящик откровений». 2. Беседа с детьми. Вред энергетических напитков. 3. Советы психолога. 4. Анкетирование. |
5-11 классы
5-11 классы
5-11 классы 5-11 классы |
Психолог
Психолог
Психолог Кл.руков. и дети |
3.День мечтаний. Среда |
1. Психологическая акция «Забор пожеланий и предложений». 2. Просмотр видеороликов на тему «Вред табакокурения». 3. Тренинг: «Групповая сплоченность». 4. Анкетирование. |
5-11 классы
5-11 классы
7-8 классы 5-11 классы |
Психолог
Кл.руков. и дети Психолог Кл.руков. и дети |
4.День дружбы. Четверг |
1. Психологическая акция «Тайный друг». 2. Беседа с детьми на тему: «Как прекрасен этот мир». 3. Выставка стен газет. 4. Анкетирование. |
5-11 классы 5-11 классы
5-10 классы 5-11 классы |
Психолог Кл.руков. и дети Дети Кл.руков. и дети |
5.День вежливости и компли-ментов. Пятница |
1. Психологическая акция «Почта комплиментов и пожеланий». 2. Выступление агитбригады на тему: «Хмель не вода – человеку беда». 3. Тренинг «Групповая сплоченность» 4. Анкетирование. |
5-11 классы
5-11 классы
9-11 классы 5-11 классы |
Психолог
Кл.руков. и дети Психолог Кл.руков. и дети |
6.День вопросов и ответов. Суббота |
1.Психологическая акция «Барометр настроения». 2. Анкетирование.
3. Подведение итогов недели психологии. Круглый стол. |
5-11 классы
5-11 классы
Психолог Администрация |
Психолог и дети Кл.руков. и дети Психолог Администра ция |
Понедельник День настроения
1. Линейка «Открытие недели психологии»
Цель:расширить знания учащихся о науке психологии, что она изучает и как помогает людям. Сформировать у учащихся, не изучающих психологию, представление о ней.
2. Психологическая акция «Радуга настроения».
Цель: изучение настроения детей в школе.
Детям предлагается выразить свое настроение при помощи цветных цветочков (изучив перед этим, какой цвет что означает).
В каждом классе психолог с агитбригадой пройдет с коробкой с цветами. Вам нужно выбрать соответствующий вашему настроению цветок, подписать его и сдать. Затем подводятся итоги и оформляются на стенде по классам.
3. Тренинг «Черные буквы»
Цель: Формирование осознанного отрицательного отношения к наркомании.
Материалы: Листы формата «А4», фломастеры (карандаши, краски) черного и синего (зеленого) цветов (по количеству участников), хронометр.
Х О Д Т Р Е Н И Н Г А
Приветствие участников.
Вводная часть: ведущий рассказывает о цели тренинга, его ходе.
Ведущий. Тема нашей сегодняшней встречи – наркотики, и тот вред, который они могут нанести людям. Вы, наверняка, уже слышали о наркотиках, а значит, задумывались над этой проблемой.
Сегодня мы будем писать слова, которые помогут нам в нашем общении, в обсуждении темы «Наркотики и человек».
Итак, положите перед собой лист бумаги и возьмите синий фломастер. Слов будет девять, поэтому писать их можно достаточно крупно.
Первое слово – «НЕЗАВИСИМОСТЬ». Вы пишете это слово с большой буквы, а я предлагаю несколько вопросов. Отвечать на них вы будете, поделившись на две группы – «Темные» и «Светлые».
«Темные» будут выступать в качестве людей, интересующихся наркотиками, колеблющихся, принимать их или нет, склоняющихся к идее «почему бы и не попробовать?».
«Светлые» будут выступать в качестве активных противников приема наркотиков. Итак, вопросы (задаются серией):
Как вы думаете, наркотики помогают стать человеку более независимым? Снять какие-либо барьеры? Почувствовать себя более свободным?
(Обсуждение – 3-5 минут). Участники высказывают свою точку зрения на тему «Наркотики и независимость». Первыми всегда отвечают «Темные», «Светлые» завершают обсуждение. Ведущий просит группы высказывать только свое мнение, не споря с точкой зрения оппонентов. В случае если группа «Темных» не может привести аргументы в пользу своей позиции, ведущий помогает ей, используя провокационную «Затравку», если «Светлые» в затруднении, приходит на помощь к ним (возможно используя «Резюме»). Затем ведущий подводит итог обсуждения («Резюме»).
Затравка. Наркотики принимают не ограниченные придуманными условностями люди, наркотики позволяют расслабиться, чувствовать себя менее скованным и более свободным.
Резюме. К сожалению, не все сразу осознают, что наркотики дают ложное ощущение свободы. Для тех, кто принимает наркотики, чем дальше, тем больше возникает зависимость. Зависимость от многого: от наркодилера, который в обмен на дозу может потребовать ваши деньги, ваше тело, сломать вашу гордость, превратить вас в раба.
Зависимость от дозы – ради нее можно пойти на любые преступления и проступки, немыслимые для нормального человека, сделать то, о чем вы и не думали и не хотели думать.
К сожалению, почти никто не сможет противиться этой тяге, этой зависимости – ведь участвовать в этой пытке будет ваш организм. Ваше тело будет умолять о новой передышке от ломки. Но даже если бы этой пытки не было, вы будете зависимы от наркотиков психологически, то есть привыкните к ним. Очень скоро они подменят собой ваши увлечения, привязанности, хобби. Они заберут ваших друзей, близких и любимых людей.
Ведущий. В слове «НЕЗАВИСИМОСТЬ» черным фломастером мы закрашиваем букву «Н», остальные буквы перечеркиваем черной полосой.
Следующее слово – «АКТИВНОСТЬ» – вы пишете ниже, с большой буквы.
Вопросы: Могут ли наркотики сделать человека сильнее, выносливее, активнее? Какие проблемы могут возникнуть в этом случае? (Обсуждение 3-5 минут.)
Затравка. Некоторые наркотики резко подстегивают активность человека, увеличивают его силу и выносливость.
Резюме. Говорят, что некоторые наркотики (экстези и др.) обеспечивают на короткий срок невиданную активность. Возможно и так, хотя представьте автомобиль, который гоняют по дороге на предельной скорости ночь напролет. Скорее всего, после такой практики многие детали в нем придется заменить. Наш организм изнашивается так же сильно, вот только «ремонтировать» его гораздо сложней, если вообще возможно. Но дело не только в этом. Если вы принимаете наркотики, – подавляющее количество времени будете ощущать упадок сил, депрессию, отвратительное настроение. Это значит, что об активности – физической (в спорте) или умственной (в учебе) – можно забыть. Кстати, в перспективе, многие наркоманы теряют способность любить другого человека, как духовно, так и физически, становятся пассивными и в этом плане. Можно ли считать активным человека, который угрюмо сидит в углу и думает о том, где бы достать очередную дозу?
Нам остается обвести черным букву А и перечеркнуть одной черной полосой оставшееся слово.
Следующее слово – «РАБОТОСПОСОБНОСТЬ». Рассмотрим вопрос: Можно ли успешно работать, регулярно принимая наркотики?
(Обсуждение 3–5 минут).
Затравка. Успешные и много зарабатывающие люди (в сфере шоу-бизнеса, моды, рекламы и т. п.) вроде бы в свободное от работы время принимают наркотики – и ничего... работе не мешает. Опять же, кто-то расслабляется при помощи водки, а кому деньги позволяют – допингами посильнее. Карьере не мешает.
Резюме. Люди, регулярно употребляющие наркотики и успешная карьера, – вещи, заведомо не совместимые. В современных условиях – эффективная работа отнимает много времени и сил – зато вознаграждается высокой оплатой, стабильностью, высоким положением в обществе. Места наркотикам здесь нет. Сложно представить Билла Гейтса, сидящего на игле. Гораздо лучше со словом «наркотики» сочетается образ неудачника, пытающего в забытьи утопить мысли о собственном ничтожестве. Наркоманы почти не работоспособны – от них мало толку и под «кайфом» (когда они плохо контролируют окружающую действительность) и во время ломки.
Ведущий. Итак, в слове «РАБОТОСПОСОБНОСТЬ» мы оставляем лишь черную «Р», остальные буквы зачеркиваем.
Следующее слово «КРАСОТА» мы пишем строчкой ниже.
Вопросы для обсуждения: Наркотики и красота – совместимы ли эти понятия?
(Обсуждение 3-5 минут)
Затравка. Красив человек или нет, для того, чтобы решить, принимать ему наркотики, значения не имеет. Некий шарм наркотики даже добавляют.
Резюме. Многие действительно красивые люди пострадали от наркотиков, расплатившись своей красотой за короткий мираж счастья. Красива ли девушка, чьи вены по всему телу иссушены, исколоты иглой? Красив ли парень с бледным лицом и красными глазами? Наркотики, особенно тяжелые, основательно разрушают организм, – кожа разрушается, зубы и волосы выпадают, глаза слезятся и хуже видят, кости становятся хрупкими. От былой красоты не остается следа. Да и регулярно принимающим наркотики людям зачастую безразлично, как они выглядят.
Ведущий. От «КРАСОТЫ» мы оставляем черное «К», остальное слово перечеркиваем черной полосой.
«ОБАЯНИЕ» – наше следующее слово. Способны ли вас обаять люди, которым в большей степени не интересно ничего, кроме наркотиков?
Затравка. Но они такие прикольные, разве нет?
Резюме. Любое обаяние рассеивается, когда видишь человека во время ломки. Страх и жалость – эти чувства наркоманы вызывают гораздо успешнее.
(Обсуждение 3–5 минут).
Ведущий. От «ОБАЯНИЯ» остается лишь первая буква «О», закрашенная черным, остальные зачеркиваем.
Следующее слово – «ТВОРЧЕСТВО» – мы пишем ниже.
Могут ли наркотики помочь в процессе творчества?
(Обсуждение 3-5 минут).
Затравка. Многие творческие личности (от «БИТЛЗ» до «НИРВАНЫ») использовали в жизни и творчестве наркотики. Существует «кислотная» музыка, фильмы и книги, вдохновленные наркотиками.
Резюме. Траурный список погибших от наркотиков звезд вызвал к жизни лозунг «nodrugs – noproblem». Многим наркотики сломали успешную карьеру, у некоторых отняли жизнь, у других – много времени и денег на лечение. Да и нас, зрителей и слушателей, они лишили новых песен и фильмов, картин и книг. Они могли бы появиться на свет, но не появились из-за смерти их творцов. Многие из тех, кто пробовал наркотики как стимулятор творчества или как средство расслабиться, сейчас принимают участие в концертах против наркотиков.
Ведущий. Смерть – слишком большая плата за творчество. От слова «ТВОРЧЕСТВО» остается только черная буква «Т». Следующее слово – «ИСКРЕННОСТЬ».
Может ли человек, употребляющий наркотики, быть честным и искренним в общении с окружающими? Держать данное им слово?
(Обсуждение 3-5 минут).
Затравка. Если был честным, никакие наркотики это не изменят.
Резюме. О таком понятии как искренность, людям, регулярно употребляющим наркотики, можно просто забыть. Всю дальнейшую жизнь им придется лгать и изворачиваться, скрывать и прятать, избегать вопросов окружающих. Слову наркомана, человека, готового все предать и продать, нельзя верить. Перефразируя Киплинга: Слово наркомана? Ветерок, прошелестевший в листве... Капля дождя, упавшая в лужу... Эхо, затерявшееся в лесу...
Наркоманы постоянно обманывают родителей и друзей, соседей и знакомых, учителей, милицию и даже самого себя, когда говорят, что легко могут бросить наркотики. От слова «ИСКРЕННОСТЬ» остается лишь черное «И».
«КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ» – следующее слово в нашем списке.
Могут ли наркотики разрушить барьеры в общении? Помогут ли они раскрепоститься?
Затравка. Людей с комплексами много, а наркотики помогают это скрыть.
Резюме. В стремлении раскрепоститься можно зайти настолько далеко, что можно превратиться в человека «без тормозов», о чем впоследствии можно пожалеть. Если наркотики принимаются долгое время, то партнеры по общению становятся просто не нужны. Оставим только букву «К» и закрасим ее черным.
Последнее слово – «ИНТЕЛЛЕКТ» – способность накапливать знания и оперировать ими.
Как соотнести наркотики и интеллект? Можно ли успешно учиться, употребляя наркотики?
Затравка. Были поэты и писатели, мастера и ученые, которые принимали наркотики и ничего ужасного не произошло.
Резюме. Если от знаний нужно избавиться, то наркотики, несомненно, помогут вам в этом. Насчет приобретения новых знаний они вам, однозначно, не помощники. Один из научных работников решил испытать на себе действие наркотиков. Находясь под их воздействием, он почувствовал, что открыл новый закон. Чтобы не забыть, он записал его на клочке бумаги. Очнувшись, он первым делом прочитал записанный закон: «Банан большой, а кожура еще больше». Эта история – хорошая иллюстрация к теме наркотики и интеллект. Куда мрачнее выглядит судьба тех, кто долго принимает наркотики. Мозг в результате разрушается так же сильно, как и печень, сердце и почки. Так что об интеллекте можно забыть. Зачеркнем слово и оставим только черную «И».
Подведение итогов:
Ведущий. В итоге, слово «НАРКОТИКИ» проходит черной нитью через написанные нами слова. Наркотики отнимают независимость, активность, работоспособность, красоту, обаяние, творчество, искренность, коммуникабельность, интеллект. Все это люди могут потерять ради не-скольких ярких, но пустых, уходов от действительности. Список далеко не полон, но и этих слов достаточно, чтобы задуматься.
Вчитайтесь еще раз в эти слова, представьте, что вы лишены всех понятий, перечеркнутых черным. Подумайте об этом.
(Время на размышление – 1-2 минуты.Желающие могут высказаться).
Мало бояться наркотиков, важно осознать, почему они действительно опасны. На листе, с которым мы работали, черные буквы перечеркнули многие важные слова. В жизни многое зависит только от нас, и мы в состоянии не допустить такой мрачной картины. Давайте разорвем сейчас листки, на которых чернеет слово НАРКОТИКИ! Рвем! Смелее!
Примечание: Если занятие проходит на воздухе – листки можно сжечь. В этом случае проследите за выполнением правил противопожарной безопасности.
Ведущий. Я верю, что в случае искушения наркотиками вы поступите так же решительно! Благодарю вас за ваши мысли и мнения, за ту работу, которую вы сейчас проделали. Давайте встанем в круг.
4. Тренинг: «Групповая сплоченность» 5-6 классы.
Рукопожатие или поклон.
Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия разных народов (10 минут)
1. Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у различных народов. Заранее предупредите участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу.
Вот несколько вариантов приветствия:
· объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
· легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
· рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
· легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
· легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
· поцелуй в каждую щеку, ладони лежат на предплечье партнера (Испания);
· простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
· мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
· потереться друг об друга носами (эскимосская традиция).
2. Предложите группе образовать круг.
3. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.
4. Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя.
5. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и так далее.
Примечания. Эта игра подходит для знакомства участников в поликультурных группах. В ходе нее поддерживается атмосфера толерантности, уважительное отношение друг к другу. Кроме того, участникам наверняка будет интересно по-разному знакомиться с людьми. В конце упражнения можно провести краткий обмен впечатлениями.
5. Анкетирование.
Тест опросник «Оценка настроения»
В этом опроснике предлагается 21 фраза (вопрос), на которые следует ответить одним из 3 вариантов ответов: »да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение о том, какое настроение преобладает в момент обследования — обычное, эйфорическое или негативное (астеническое). Отвечать нужно на подписанных листочках ФИО, класс.
Оценка результатов проводится по следующим критериям.
Настроение: 9 баллов — 20 ответов «нет»; 8 баллов — 19 ответов «нет»; 7 баллов — 18 ответов «нет»; 6 баллов — 16—17 ответов «нет»; 5 баллов — 13—15 ответов «нет»; 4 балла — 10—12 ответов «нет»; 3 балла — 8—9 ответов «нет»; 2 балла — 6—7 ответов «нет»; 1 балл — 5 и менее ответов «нет».
Астеническое состояние: ответы «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «наоборот» на вопросы 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов — 1—2 ответа; 8 баллов — 3 ответа; 7 баллов — 4 ответа; 6 баллов — 5—6 ответов; 5 баллов — 7— 8 ответов; 4 балла — 9—10 ответов; 3 балла — 11—13 ответов; 2 балла — 14—15 ответов.
Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы 1, 6, 8, 12, 16, 17; ответы «наоборот» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий): 9 баллов — 6 ответов и ниже; 8 баллов — 7 ответов; 7 баллов — 8—9 ответов; 6 баллов — 10— 11 ответов; 5 баллов — 12—13 ответов; 4 балла —14—15 ответов; 3 балла — 16—17 ответов; 2 балла — 18—19 ответов; 1 балл — 20 ответов и более.
Набор вопросов
1. Чувствую себя исключительно бодро.
2. Соседи (другие учащиеся и т. п.) очень мне надоели.
3. Испытываю какое-то тягостное чувство.
4. Скорее бы испытать чувство покоя (закончились бы урок, занятия, четверть и т. п.)
5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.
6. Состояние такое, что, образно говоря, готов горы свернуть.
7. Оценка по тесту неприятна, вызывает чувство неудовлетворенности.
8. Удивительное настроение: хочется петь и плясать, целовать от радости каждого, кого вижу.
9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.
10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.
11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.
12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.
13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.
14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом!»
15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!»
16. Все люди без исключения мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.
17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно!
18. Мое будущее мне кажется очень печальным.
19. Бывает хуже, но редко.
20. Не верю даже самым близким людям.
21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.
Вторник День откровения
1. Психологическая акция. «Ящик откровений».
Цель: создание благоприятного эмоционального климата, получение положительных эмоций, возможность высказаться.
В специальную коробочку собираются написанные различные откровения.
2. Беседа с детьми о вреде энергетических напитков и просмотр слайдов.
Энергетические напитки
Обоснование актуальности
Совсем недавно на рынках появились энергетические напитки, которые с невиданной скоростью начинают набирать популярность, особенно в среде молодёжи и школьников. Баночка напитка на первых порах снимает как рукой сон, без неё уже нельзя представить подготовку к экзамену или шумную ночную вечеринку. Сегодня энергетические напитки продаются в любом киоске, в барах, клубах, их нередко можно увидеть в тренажерных залах и на спортплощадках. Реклама позиционирует их как средства борьбы с усталостью, помогающие активному образу жизни, умственной деятельности, клубным танцам и занятиям спортом. Но так ли всё хорошо и безоблачно в употреблении энергетиков? Откуда берётся чудодейственная энергия?
Цель исследования: Показать, что употребление энергетических напитков не является эффективным средством поднятия жизненного тонуса, доказать, что энергетики оказывают негативное влияние на физиологические процессы организма человека.
Задача:
Изучение различных источников информации о происхождении и составе энергетических напитков.
Из истории
Природные психостимуляторы были известны людям всего мира с глубокой древности. Самым распространенным из них был кофеин. Его источником в Индии и странах Ближнего Востока был кофе; в Китае, Индии и Юго–Восточной Азии – чай; в Америке – растение йерба мате и орехи кола и т. д. Кроме того, история знает примеры использования более сильных стимуляторов, таких как куст кока в Южной Америке, эфедра и ката – в Азии. Жители Монголии и Сибири использовали женьшень, элеутерококк, аралию и другие стимулирующие растения. В 1982 году австриец Дитрих Матешиц, будучи в Гонконге, попробовал местный тонизирующий напиток и привез эту идею в западные страны. В 1984 году он основал первое предприятие по промышленному производству энергетического напитка – популярного и поныне "RedBull". Продукт оказался столь успешным, что вскоре на рынке появились десятки напитков с подобными свойствами. Гиганты "питьевой" промышленности "Кока–кола" и "Пепси–кола" тоже не остались в стороне, выпустив соответственно "Burn" и "AdrenalineRush". В Норвегии, Дании и Франции энергетические напитки считаются биологически активными добавками и разрешены к продаже только в аптеках. В России тоже существуют ограничения, связанные с ними: напиток не может содержать более двух тонизирующих компонентов, на банке должны указываться ограничения по использованию, а реализация их в школах запрещена, о чем говорится в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ "Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты", от 19.01. 2005г. В последнее время шум вокруг "энергетиков" усилился в связи с судебными разбирательствами по поводу нескольких смертей, предположительно связанных с их употреблением. В Швеции три человека умерли на дискотеке после выпитой смеси энергетического напитка с крепким алкоголем, а 18–летний ирландский баскетболист Росс Куни после трех банок напитка умер прямо на площадке.
Состав
Энергетические напитки (энергетики, энерготоники) — безалкогольные или слабоалкогольные напитки, в рекламной кампании которых делается акцент на их способность стимулировать центральную нервную систему человека и/или повышать работоспособность, а также на то, что они не дают человеку уснуть. Напитки содержат тонизирующие вещества, чаще всего кофеин (в некоторых случаях вместо кофеина в составе заявляются экстракты гуараны, чая или мате, содержащие кофеин, или же кофеин под другими названиями: матеин, теин) и другие стимуляторы: теобромин и теофиллин (алкалоиды какао), а также нередко витамины, как легкоусваиваемый источник энергии — углеводы (глюкозу, сахарозу), адаптогены и т. д. В последнее время добавляется таурин.
Плюсы и минусы энергетиков с точки зрения здоровья
Что может объединять такие, казалось бы, разноплановые и далекие по интересам группы людей, как студенты, водители, спортсмены, клубные завсегдатаи и т. п.? Все эти люди периодически испытывают колоссальные физические, морально–волевые и умственные нагрузки. Эти люди, скорее всего, даже не догадываются о том, что составляют так называемую целевую аудиторию потенциальных покупателей энергетических напитков, или, проще говоря, энергетиков. Основная идея позиционирования такой продукции – это "допинг" до изнурительного труда, как физического, так и умственного, и восстановление после. Неспроста компании – производители энергетических напитков вкладывают миллионы в спортивные мероприятия, соревнования; заключают обоюдовыгодные контракты с крупнейшими спортивными клубами на производство именных клубных напитков; покупают "конюшни" самого престижного класса автогонок "Формулы 1" (команда RedBull F1 Team). Даже сами спортсмены, которые смогли добиться больших успехов в спорте, выпускают энергетики под собственным именем – яркий пример: боксер Костя Цзю, выпустивший в недавнем прошлом клюквенный напиток–энергетик Tszyu по собственному рецепту. Не обходятся без спонсорской поддержки производителей энергетических напитков и разнообразные музыкальные фестивали. Энергетические напитки иногда смешивают с алкоголем.
Минусы
Энергетические напитки можно потреблять в строгом соответствии с дозировкой. Максимальная доза – 1 банка напитка в сутки. Превышение дозы может привести к повышению артериального давления или уровня содержания сахара в крови. Людям, страдающим от сердечных заболеваний, гипо– или гипертонии, не следует употреблять энергетические напитки. Заявление, что энергетический напиток обеспечивает организм энергией, является голословным. Содержимое заветной банки только открывает путь к внутренним резервам организма, т. е. выполняет функцию ключа, вернее, отмычки. Другими словами, сам напиток никакой энергии не содержит, а только использует нашу собственную. Таким образом, мы используем собственные энергетические ресурсы, проще говоря, берем у себя энергию в долг. Однако рано или поздно этот долг придется вернуть с процентами в виде усталости, бессонницы, раздражительности и депрессии. Как любой другой стимулятор, кофеин, который содержится в энергетических напитках, приводит к истощению нервной системы. Его действие сохраняется в среднем 3 – 5 часов, после чего организму нужен отдых. Кроме того, кофеин вызывает привыкание. Энергетический напиток, содержащий сочетание глюкозы и кофеина, очень вреден для молодого организма. Многие энергетические напитки содержат большое количество витамина В, вызывающего учащенное сердцебиение и дрожь в конечностях. Фанаты фитнеса должны помнить о выдающихся мочегонных свойствах кофеина. Это значит, что после тренировки энергетический напиток пить нельзя, ведь в процессе тренировки мы и так теряем много жидкости. В случае превышения допустимой дозы не исключены побочные эффекты: тахикардия, психомоторное возбуждение, повышенная нервозность, депрессия. Энергетические напитки содержат таурин и глюкуронолактон. Содержание таурина в несколько раз превышает допустимый уровень, а количество глюкуронолактона, содержащееся в 2 банках напитка, превышает суточную норму почти в 500 раз (!). Даже ученым неизвестно, как эти ингредиенты действуют на организм, и как они взаимодействуют с кофеином. Поэтому эксперты заявляют, что безопасность использования таких высоких доз таурина и глюкуронолактона еще не определена, что требует проведения дальнейших исследований. Есть расхожее мнение, что энерготоники вовсе не так эффективны, как их преподносит реклама и что они не оказывают особого действия на организм человека, есть упрямые факты, свидетельствующие об обратном.
• Шведская национальная комиссия расследует дело о смертях трех человек, спровоцированных употреблением напитков.
• Одна из погибших, танцевавшая на дискотеке девушка, вместе с алкоголем выпила две банки энерготоника и внезапно умерла от остановки сердца.
• Ирландский баскетболист Росс Куни выпил три банки энергетического напитка и через несколько часов умер прямо во время тренировки. Следствие по этому делу продолжается.
• Многие водители, употреблявшие энергетические напитки в состоянии повышенного утомления, с целью продолжения движения, рассказывают о возникающих после этого галлюцинациях, что говорит о психотропном воздействии указанных напитков.
• Во многих странах (Франции, Дании и Норвегии) энерготоники считаются лекарственными препаратами, их можно купить только в аптеке или их производство запрещено (Германия).
Анализ различных источников информации позволяет сделать вывод о том, что эффект энергетического подъема является кратковременным, так как возникают нарушения физиологических процессов за счет определенного химического состава. А все рекламные акции вокруг энергетических напитков не имеют подтверждения, то есть являются голословными, презентуют иллюзорный эффект.
Заключение
Подростки являются активными потребителями энергетиков, не задумываясь над последствиями для своего здоровья. Многие люди, пьющие "энергетики", думают, что действие их совершенно безвредно, и продолжают увеличивать дозу бодрящих напитков. Увлечение бодрящей газировки медики называют новым видом зависимости. Следовательно, энергетические напитки можно назвать психостимуляторами, которые вызывают возбудимость организма на кратковременный промежуток времени, но так как организм это получает из вне, он очень быстро запоминает и стремится получить его еще.
3. Советы психолога.
Оформить доску с информацией для детей, преподавателей и родителей.
Темы: «Умбала-Кику», Поль Брэгг «Релаксация – это просто», «Простые упражнения для снятия эмоционального стресса», «Как управлять эмоциями», «Как снять стресс», «Депрессия».
4. Анкетирование.
отвечать нужно на подписанных листочках (ФИО, класс)
Опросник Юнга
Данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности.
Инструкция: На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ. Отвечать нужно на подписанных листочках (ФИО, класс).
1. Что вы предпочитаете?
а) немного близких друзей;
б) большую товарищескую компанию.
2. Какие книги вы предпочитаете читать?
а) с занимательным сюжетом;
б) с описанием переживаний героев;
3. Что вы скорее можете допустить в разговоре?
а) опоздание;
б) ошибки.
4. Если вы совершаете дурной поступок, то:
а) остро переживаете;
б) острых переживаний нет.
5. Как вы сходитесь с людьми?
а) быстро, легко;
б) медленно, осторожно.
6. Считаете ли вы себя обидчивым?
а) да;
б) нет.
7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?
а) да;
б) нет.
8. Считаете ли вы себя?
а) молчаливым;
б) разговорчивым.
9. Откровенны ли вы или скрытны?
а) откровенен;
б) скрытен.
10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?
а) да;
б) нет.
11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:
а) говорить:
б) слушать.
12. Часто ли вы переживаете недовольство собой?
а) да;
б) нет.
13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?
а) да;
б) нет.
14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?
а) да;
б) нет.
15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?
а) да;
б) нет.
16. Легко ли вы меняете ваше настроение?
а) да;
б) нет.
17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои
взгляды?
а) да;
б) нет.
18. Ваши движения:
а) быстры;
б) замедленны.
19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:
а) часто;
б) редко.
20. В затруднительных случаях:
а) спешите обратиться за помощью к другим;
б) не любите обращаться.
Обработка результатов
ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСТРАВЕРСИИ: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.
Количество ответов подсчитать и умножить на 5.
Баллы: 0-35 - интроверсия; 36-65 - амбоверсия; 66- 100 - экстраверсия
Экстраверты: легки в общении, у них высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают знакомства, импульсивны, открыты и общительны, среди их знакомых могут быть и полезные люди; судят о людях "по внешности", не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники.
Интроверты: сосредоточены на собственных переживаниях, малоконтактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и регидности; флегматики, меланхолики.
Амбоверты: личности, в которых присутствуют слабовыраженные черты обоих типов.
Среда День мечтаний
1. Психологическая акция «Забор пожеланий и предложений».
Цель: психологическая разгрузка, то есть создание условий для выражения отрицательных и положительных эмоций.
На листах ватманов рисуется дощатый забор. Все взрослые участники недели психологии могут так же оставлять на нем записи любого содержания.
2. Просмотр видеороликов на тему: «Вред табакокурения».
Цель: доказать детям, что никотиновая зависимость влечет за собой последствия.
3. Тренинг: «Групповая сплоченность» 7-8 классы
Поздоровайся локтями
Участники здороваются, соприкоснувшись локтями
(10 минут)
Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.
1. Попросите участников встать в круг.
2. Предложите всем рассчитаться на один–четыре и сделать следующее:
• каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
• каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;
• каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).
3. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
4. Через пять минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.
Примечания. Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.
4. Анкетирование.
«Оптимист-пессимист»
1. Ваши сны:
А) драматичны (страшны);
Б) туманны, неясны;
В) приятны;
Г) эротичны.
2. О чем вы думаете утром, только что проснувшись:
А) какая будет погода;
Б) о работе (школе) которую вы любите;
В) о работе (школе) которая вам не нравится;
Г) о любимом человеке;
Д) о человеке, который вам неприятен.
3. Как вы обычно завтракаете:
А) выделяете необходимое время, сервируете стол;
Б) во время завтрака ворчите, что не выспались;
В) любите поговорить;
Г) часто опаздываете и потому спешите.
4. Когда вы читаете газету, то на чем, прежде всего, останавливаете внимание:
А) на политических и экономических новостях;
Б) на материалах о спирте;
В) на статьях о культуре.
5. Как вы реагируете, прочитав о каком-то ЧП, преступлении, скандале:
А) вам безразлично;
Б) беспокоитесь, чтобы такое же не случилось и с вами;
В) возмущаетесь, что органы правосудия не могут навести порядок;
Г) понимаете, что и такие вещи бывают на свете.
6. Как вы ведете себя при первой встрече с незнакомым человеком:
А) сразу же доверяетесь ему;
Б) ждете, когда он о чем-то спросит вас;
В) с интересом наблюдаете за ним;
Г) следите за ним, но не делаете каких-либо выводов.
7. Что вы делаете, если замечаете, что кто-то разглядывает вас (на улице, в магазине и т.д.):
А) прежде всего вам кажется, что в вас есть что-то смешное;
Б) вам это даже приятно;
В) смотрите на себя в какую-нибудь витрину, зеркало;
Г) не обращаете на это внимания, вам все равно.
8. Если вы ищете какой-то адрес в незнакомом городе, то:
А) предпочитаете взять такси;
Б) будете расспрашивать прохожих;
В) попытаетесь найти сами;
Г) все время будете бояться, что не сможете найти.
9. С какими мыслями вы начинаете рабочий день:
А) надеюсь, что он будет успешным;
Б) ждете, чтобы рабочее время быстрее прошло;
В) на работе (в школе) вам приятно повидаться, поболтать с коллегами;
Г) надеетесь, что в этот день вас не подстерегают какие-то проблемы, неприятности.
10. Вы проигрываете в какую-нибудь игру:
А) это вас расстраивает – видимо, «для меня это плохой день»;
Б) будете играть и дальше, пока не выиграете;
В) считаете, что игра есть игра – кто-то ведь должен проиграть, так почему не вы;
Г) пытаетесь придумать способ выиграть.
11. Когда вы сидите за столом и вам подают небольшую порцию чего-то особенно вкусного:
А) набрасываетесь на нее с аппетитом;
Б) боитесь, как бы вам не поправиться;
В) съедаете ее, но с угрызением совести;
Г) боитесь, что «даст сбой» ваш желудок.
12. Когда вы ссоритесь с кем-то, кто вам симпатичен, то:
А) боитесь, как бы не поругаться с ним окончательно;
Б) относитесь к этому спокойно: и в этом есть свой смысл;
В) считаете, что наверняка вы быстро помиритесь и все будет в порядке;
Г) слишком «гладкие» отношения скучны.
13. Когда в ванной вы смотрите на свою фигуру:
А) «в общем, впечатление хорошее, хотя для совершенства нет пределов»;
Б) «надо сбросить лишний вес, но для этого надо столько трудиться!»;
В) «фигура как фигура, как у всех, ничего особенного»;
Г) сразу же решаете, что надо заняться гимнастикой.
14. Непосредственны ли вы в любви:
А) «я полностью отдаюсь увлечению, даже кратковременному»;
Б) «ловлю себя на мысли, а приятно ли проявление моих чувств партнеру?»;
В) «меня все время что-то угнетает, я постоянно настороже, встревожен, обеспокоен»;
Г) «ни о чем, не беспокоясь, чувствую себя хорошо».
15. Вы прошли медицинский осмотр и пока ждете результатов:
А) боитесь, как бы у вас не нашли чего-то серьезного;
Б) знаете, что врач вам все равно не скажет правду;
В) думаете, что каждому лучше вовремя узнать всю правду.
16. Каждый день, общаясь с людьми, вы:
А) держитесь приветливо или прохладно – в зависимости от обстоятельств;
Б) часто чувствуете себя неловко, не знаете, как себя вести с незнакомыми людьми;
В) внимательно оцениваете, что скажут другие о вашем поведении;
Г) нередко вам кажется, что вы выше других.
17. Вам предстоит длительное путешествие, как вы готовитесь к нему:
А) тщательно планируете;
Б) не сомневаетесь, что наверняка произойдет какой-нибудь сбой;
В) все утрясется как-то само собой, поэтому к поездке вы особенно не готовитесь;
Г) до самого отъезда находитесь в сильном возбуждении и только потом успокаиваетесь.
18. Какой из перечисленных цветов вы предпочитаете:
А) красный;
Б) серый;
В) зеленый;
Г) синий.
19. Когда вы принимаете решение, на что рассчитываете:
А) «все зависит от того будет ли у меня везение, счастье, удача»;
Б) «только на самого себя»;
В) «я в состоянии объективно оценить свои шансы»;
Г) «обращаю внимание на предзнаменование (встречу с черной кошкой и т.д.)»;
Д) «у каждого своя судьба».
20. У вас есть возможность выбора, вы предпочтете:
А) получить небольшое наследство;
Б) достичь стабильных успехов в профессии;
В) создать что-то значительное в искусстве, науке;
Г) встретить большую любовь, познакомиться с хорошим другом.
По таблице подсчитаем очки.
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
1 |
4 |
3 |
5 |
|
2 |
2 |
5 |
2 |
4 |
1 |
3 |
5 |
2 |
3 |
1 |
|
4 |
2 |
1 |
4 |
4 |
|
5 |
3 |
1 |
2 |
4 |
|
6 |
5 |
1 |
3 |
3 |
|
7 |
1 |
5 |
2 |
4 |
|
8 |
1 |
5 |
3 |
2 |
|
9 |
5 |
2 |
3 |
2 |
|
10 |
2 |
1 |
5 |
3 |
|
11 |
5 |
2 |
3 |
1 |
|
12 |
1 |
2 |
5 |
4 |
|
13 |
5 |
2 |
3 |
2 |
|
14 |
3 |
2 |
1 |
5 |
|
15 |
2 |
1 |
4 |
3 |
|
16 |
5 |
2 |
3 |
4 |
|
17 |
2 |
1 |
4 |
2 |
|
18 |
3 |
1 |
2 |
4 |
|
19 |
2 |
5 |
3 |
1 |
2 |
20 |
3 |
1 |
5 |
4 |
|
24-35 очков. Вы не излечимый болезненный пессимист. Вам надо что-то делать! Так ли уж плох оптимизм?
36-47 очков. Хотя у вас время от времени и появляются какие-то проблески оптимизма, пессимизм чаще всего берет верх. Постарайтесь радостнее смотреть на мир, сделайте что-то приятное самому себе.
48-60 очков. У вас есть очень трезвый взгляд на мир, но вы не можете отказаться и от пессимистических настроений.
61-75 очков. У вас четкие, реалистические взгляды на жизнь, обычно в любой ситуации вы сохраняете оптимизм.
76-90 очков. Вы оптимист от рождения. И вы правы! Но это ваше качество в известной мере мешает вам исправлять свои ошибки. А жаль!
91-100 очков. Это уже оптимизм, а не обузданное легкомыслие.
1. Четверг День дружбы
1. Психологическая акция «Тайный друг».
Цель: игра способствует психологической разгрузке, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки.
Дети и взрослые в ящик почты пишут анонимные послания с добрыми признаниями.
2. Беседа с детьми на тему: «Как прекрасен этот мир»
Провести беседу с детьми цель,которой связана с антисуицидальным поведением.
3. Выставка стен газет.
Дети выпускают стен газеты на разные темы: «Эмоции», «Дружба народов», «Афоризмы по психологии», «Добрые советы», для учителей «Как продлить молодость».
Цель: формировать представление о необходимости совместной деятельности, развивать эстетический вкус.
4. Анкетирование.
«Надежность»
Инструкция: Вам нужно отвечать на вопросы на подписанных листочках (ФИО, класс).
1. Вы хороший ученик? Да. Нет.
2. Вы уверены в ценности школы жизни для развития человека? Да. Нет.
3. Считаете ли вы, что нравственные нормы преувеличены? Да. Нет.
4. Привязываетесь ли вы к мелким предметам? Да. Нет.
5. Были ли родители по отношению к вам суровыми и требовательными? Да. Нет.
6. Считаете ли вы, что успех должен быть, достигнут в мучениях и трудах? Да. Нет.
7. Считаете ли вы себя человеком с принципами? Да. Нет.
8. Легко ли вы теряете контроль над собой? Да. Нет.
9. Часто ли у вас проявляется желание жить «сегодняшним днем», не заботясь о будущем.
10. Пунктуальны ли вы? Да. Нет.
11. Умеете ли вы рисовать во имя достижения цели? Да. Нет.
12.Вы поклялись знакомому, что окажете ему некую очень для него важную услугу. И вдруг заболели. Как поступите?:
А) позвоните ему и извинитесь, что не можете выполнить его просьбу;
Б) будете считать, что болезнь освобождает вас от обязательств;
В) попросите помочь исполнить просьбу кого-нибудь еще.
13. Друг доверил вам личную тайну. Речь идет о поступках, которые вы оцениваете отрицательно. И тогда вы:
А) стараетесь убедить его в том, что он плохо поступает, и помогаете ему в разрешении его проблемы;
Б) вообще не реагируете;
В) доверительно передаете свои сведения лицам, которые бы повлияли на него.
14. Какую из ниже перечисленных черт вы считаете в женщине самой важной:
А) красоту
Б) лояльность и уравновешенность;
В) симпатичную манеру поведения.
По таблице подсчитаем очки.
Вопрос |
Ответы |
||||
|
Да |
Нет |
А |
Б |
В |
1 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
3 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
5 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
8 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
9 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12 |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
13 |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
14 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
70-75 баллов. На вас можно положиться. Надежность – это ваша наиважнейшая черта. Вы требуете ее от себя и от других. Может быть, иногда слишком категорично. Ваша тщательность в работе (учебе), упорядоченный образ жизни, а также глубокое обдумывание перед выполнением жизненных задач могут вызвать не только восхищение, но и страх и зависть.
69-50 баллов. Переживание бурных чувств не имеет большого влияния на ваши решения. Вы можете нести и нести ответственность за свои действия. Однако вы и сами признаете, что нелегко быть таким «надежным» человеком.
49-25 баллов. В общем, вам нравится сдерживать слово. Когда вы нужны – друзья, в принципе, могут на нас рассчитывать. Абсолютная надежность не является, однако, целью, к которой вы хотели бы неустанно идти. Вы любимы и желанны в своей среде из-за своего характера. С вами может случиться и так, что вы забудете о каком-то мелком деле, не успеете на поезд, не сделаете что-либо в срок. Однако вы умеете это исправить.
24-0 баллов. Вы очень хотели бы, чтобы вас считали надежным человеком. Для вас это очень важно. Однако так складывается, что жизненные обстоятельства затрудняют выполнение данных себе и другим обещаний. Ваше окружение не всегда относится к вам серьезно. Вы часто делаете опрометчивые шаги, о чем позднее жалеете. Вы любите жить с фантазией, сегодняшним днем. Вас раздражают педанты и люди «без воображения». Пунктуальность находится в сфере ваших святых мечтаний. По этой причине вы имеете неприятности со своим начальством и с близкими.
Пятница День вежливости и комплиментов
1. Психологическая акция «Почта комплиментов и пожеланий».
Цель: способствовать положительным эмоциям, доброжелательности.
Детям предлагается составить маленькую записку с приятными комплиментами и пожеланиями. Подписать, кому предназначена записка. Почтальон доставит адресату записку.
2. Выступление агитбригады на тему: «Хмель не вода – человеку беда».
Цель: доказать, что алкогольные напитки наносят вред.
Дети из агитбригады показывают свое выступление.
3. Тренинг «Групповая сплоченность»
Перевернутое имя
Почти всегда имя, прочитанное в обратном порядке, – это фантастическое слово, значение которого еще надо расшифровать
(45 минут)
1. Попросите членов группы поудобнее устроиться на стульях. Объявите, что следующее упражнение будет неожиданным и поможет им отдохнуть.
2. Помогите участникам расслабиться: «Закрой глаза… три раза глубоко вздохни… опусти плечи,… освободи свои мысли, … расслабь … руки … ноги…
3. Каждый должен сконцентрироваться на своем имени, мысленно перевернуть его и несколько раз проговорить про себя, чтобы привыкнуть к необычному звучанию.
4. Теперь все представляют себе, будто перевернутое имя – слово какого-то чужого языка, на котором говорят жители отдаленной страны или даже существа с другой планеты. Каждый воображает, будто в руках у него словарь этого экзотического языка.
5. Предложите участникам мысленно перелистывать этот словарь, до тех пор, пока в нем не найдется страница с их перевернутым именем. Может быть, перевод дан как текст или как картинка, или смысл слова объясняется каким-нибудь иным способом.
6. Тот, кто «перевел» свое слово, открывает глаза и спокойно ждет всех остальных.
7. Теперь участники поочередно называют свои настоящие и переставленные имена и за две минуты (это максимальное время) объясняют «перевод», который нашли в воображаемом словаре.
Примечание. Благодаря этому упражнению участники могут пересмотреть привычные перспективы и мысленные стереотипы. Эта перемена будет еще более интенсивной, если члены группы идентифицируют себя с этим перевернутым словом и описывают все в «я-перспективе»: «Я – большой каменный обломок, который отделился от горы и теперь лежит в зеленой долине…».
4. Анкетирование.
«Умение слушать»
Инструкция: подписать листочки (ФИО, класс).На каждый из вопросов следует дать ответы, которые оцениваются: «почти всегда» - 2 балла; «в большинстве случаев» - 4 балла; «иногда» - 6 баллов; «редко» - 8 баллов; «почти никогда» - 10 баллов. Напоминаю, что точный ответ вы получите, если будете отвечать с максимальной искренностью на все вопросы.
Список вопросов
1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда ее тема (а то и собеседник) неинтересны вам?
2. Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?
3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком?
5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
10. Бывает ли у вас снисходительный менторский тон, с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику?
Интерпретация: если в итоге вы набрали сумму более 62 баллов, то вы слушатель «выше среднего уровня». Иными словами – чем больше у вас баллов, тем в большей степени у вас развито умение слушать.
Суббота День вопросов и ответов
1. Психологическая акция «Барометр настроения».
В каждом классе в течение дня заполняется календарь «Барометр настроения». Отмечать напротив своей фамилии «веселый» или «грустный» смайлик, до начала занятий и после окончания занятий. В конце дня рисуется общая картина.
Календарь «Барометр настроения»
№ |
ФИО |
Перед началом уроков |
После уроков |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
10 |
|
|
|
11 |
|
|
|
12 |
|
|
|
13 |
|
|
|
14 |
|
|
|
15 |
|
|
|
16 |
|
|
|
17 |
|
|
|
18 |
|
|
|
19 |
|
|
|
20 |
|
|
|
21 |
|
|
|
22 |
|
|
|
23 |
|
|
|
24 |
|
|
|
25 |
|
|
|
26 |
|
|
|
2. Анкетирование.
«Умение рационально использовать время»
Инструкция: отвечать на подписанных листочках (ФИО, класс). Варианты ответов: почти никогда – 0; иногда – 1; часто – 2; почти всегда – 3.
Список вопросов
1. Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования.
2. Я перепоручаю все, что может быть перепоручено.
3. Я письменно фиксирую задачи и цели, с указанием сроков их реализации.
4. Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за один раз и окончательно.
5. Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю в первую очередь.
6. Свой рабочий день я освобождаю от постоянных телефонных разговоров незапланированных встреч, неожиданных совещаний.
7. Свою дневную нагрузку я распределяю в соответствии с графиком моей работоспособности.
8. В моем плане всегда есть окна, позволяющие реагировать на актуальные проблемы.
9. Я направляю свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих, «жизненно важных» проблемах.
10. Я умею говорить «нет», когда на мое время претендуют другие, а мне необходимо делать более важные дела.
Интерпретация: 0-15 – Вы не планируете, свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Вы добьетесь своих целей, если составите список приоритетов и будете придерживаться его.
16-20 – Вы пытаетесь овладеть своим временем, но не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех.
21-25 баллов – У вас достаточно высокий уровень само менеджмента.
26-30 баллов – Вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально, использовать свое время. У вас стоит поучиться.
3. Подведение итогов недели психологии. Круглый стол.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.