Период от 6 до 12 лет - очень важный период для развития ребенка. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность,
формируется умением наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты делать выводы, воспитывается активность, инициативность, самостоятельность. Учебный труд необходимо организовать так, чтобы максимально развивать способности каждого, сформировать интерес к учению, к отдельным предметом.
Учеба – труд, и труд нелегкий и не следует его искусственно облегчать. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом, что трудиться непросто. Поэтому каждый учитель должен сделать так, чтобы этот нелегкий учебный труд приносил радость школьникам, возбуждал желание вновь и вновь познавать. От учителя зависит многое. Учитель и ученик – соавторы учебного процесса. Творчески работающий учитель всегда ищет новые методы, формы, приемы и виды работы: это и наглядность, дифференцированный поход, индивидуальная работа, игровые технологии, применение разноуровневых заданий, работа в группах, система выбора на уроке и в домашней работе, применение УДЕ, использование учебного диалога. Каждый ученик будет работать на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Разбив класс на группы, дети получают здания разно степени трудности. Задания составляются таким образом, что к достижению единой цели учащиеся каждой группы идут разными путями.
Так, например, при изучении темы «Написание слов с разделительным мягким знаком» группы получают следующие задание;
1группа: Письменно дать полные ответы на вопросы:
1) Когда птицы улетают в теплые края?
2) Чем усыпана земля в лесу поздней осенью?
3) Сильный снегопад с ветром это…
4) Что варят летом из ягода?
2 группа: Вставьте подходящие по смыслу слова:
На --------- птицы вьют гнезда.
На зиму заготовили яблочное ------------.
Мама купила красивое ___________.
Мама, папа и я – это дружная --------------.
3 группа: Списать предложения подчеркнув слова с разделительным мягким знаком.
Не учить безделью, а учить рукоделью.
Дружба крепка не лестью, а правдой честью.
При организации индивидуально- групповой деятельности имею в виду не только цель- отработка умения и навыка по данной теме, но и более важную – подтянуть «слабых» до уровня «средних», а «средних»- до уровня «хороших», а «хороших» и «сильных» старалось развивать максимально, не «уравниваю» всех учащихся, а даю возможность каждому развивать свои способности. Работа по комплекту «Гармония» под руководством доктора педагогических наук, профессора. И Б Истоминой этому способствует. С удовольствием работаем на уроках, т.к. дети, выполнив основное задание, обще для всех, приступают к дополнительным занятиям, для решения которых требуется определенные навыки умственной деятельности. Например, в качестве самостоятельной работы на занятиях по математике в 3 классе учащимся предлагаю:
588:8 54:9
7*8(32:4) 9*6:(36:4)
(65-9):24:3 (72-18):(27:3)
Задание основное: Верно ли утверждение, что значение выражений в каждом столбике одинаковы? Докажите.
Доказательное задание: Составите столбики по такому же правилу для выражения: 72:8, 36:9, 27:9, 63:7 (по выбору, к одному выражению)Учебник Н.Б.Истоминой своеобразный проект предстоящей деятельности обучения, он помогает мне интересно построить урок, на которым дети увлеченно работают, у нас царит деловая творческая атмосфера, где учащиеся размышляют, охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом, где урок насыщен многообразием учебных ситуаций и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивления. Я благодарна Н.Б.Истоминой за ее учебник. Встреча с ней весной 2005 года в г. Волжский на семинаре помогла мне в выборе комплекта учебников. Ученики не просто получают багаж знаний, а приобретают опыт, умение выполнения умственных действий, которые понадобится им при выполнении любой учебной задачи. Каждый ученик работает в меру своих способностей, снимаются отрицательные эмоции, т. к. все успевают сделать работу до конца и, в основном, правильно.
А учебник М.С. Соловейчик «Русский язык» мне и учащимся нравится за то, что в нем заложено много памяток (по каждой теме, по каждому разбору), их не надо вывешивать в классе, учить наизусть, а просто посмотри на нужную страницу и работай на уроке. А сколько в учебнике словарей: орфографический, толковый, каждый в своем классе, не надо их приносить отдельно, все в комплекте, это помогает организовать работу быстро, интересно, увлекательно. Например, при изучении темы «Синонимы и антонимы» учащиеся получают такие задания (по выбору):
1гуппа: К каждому из слов ряда подберите антоним с учетом значения слова.
легкая сумка___________
легкая задача __________
мягкий стул___________
мягкий характер________
2 группа: К каждому ряду антонимов подберите (или выберите из предложенных) слов, с которым эти антонимы могут сочетаться.
чистое - грязное (________);
чистое - облачное (_______);
чистое - заросшее (_______).
3 группа: Выберете из ряда синонимов те, которые могут сочетаться с каждым из слов.
руки (трепещут, колышатся, дрожат, трясутся).
листья
день (холодный, морозный, ледяной, ненастный).
ветер
дождик (льет, хлещет, моросит, идет, накрапывает).
Дождь
Развитие
интереса к учению
у младших школьников.
Учитель: Торкаленко Татьяна
Ивановна
МБОО «Новониколаевская
СОШ №2
Волгоградская область
Новониколаевский район.Период от 6 до 12 лет очень важный период для развития ребенка. В эти годы
развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность,
формируется умением наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения,
обобщать факты делать выводы, воспитывается активность, инициативность,
самостоятельность. Учебный труд необходимо организовать так, чтобы максимально
развивать способности каждого, сформировать интерес к учению, к отдельным
предметом.
Учеба – труд, и труд нелегкий и не следует его искусственно облегчать. Ребенок с
малых лет должен понимать, что все достигается трудом, что трудиться непросто.
Поэтому каждый учитель должен сделать так, чтобы этот нелегкий учебный труд
приносил радость школьникам, возбуждал желание вновь и вновь познавать. От
учителя зависит многое. Учитель и ученик – соавторы учебного процесса. Творчески
работающий учитель всегда ищет новые методы, формы, приемы и виды работы: это
и наглядность, дифференцированный поход, индивидуальная работа, игровые
технологии, применение разноуровневых заданий, работа в группах, система выбора
на уроке и в домашней работе, применение УДЕ, использование учебного диалога.
Каждый ученик будет работать на уроке с интересом, если он выполняет посильное
для него задание. Разбив класс на группы, дети получают здания разно степени
трудности. Задания составляются таким образом, что к достижению единой цели
учащиеся каждой группы идут разными путями.
Так, например, при изучении темы «Написание слов с разделительным мягким
знаком» группы получают следующие задание;
1группа: Письменно дать полные ответы на вопросы:
1) Когда птицы улетают в теплые края?
2) Чем усыпана земля в лесу поздней осенью?
3) Сильный снегопад с ветром это…
4) Что варят летом из ягода?
2 группа: Вставьте подходящие по смыслу слова:
На птицы вьют гнезда.
На зиму заготовили яблочное .
Мама купила красивое ___________.
Мама, папа и я – это дружная .
3 группа: Списать предложения подчеркнув слова с разделительным мягким
знаком.
Не учить безделью, а учить рукоделью.
Дружба крепка не лестью, а правдой честью.
При организации индивидуально групповой деятельности имею в виду не только
цель отработка умения и навыка по данной теме, но и более важную – подтянуть
«слабых» до уровня «средних», а «средних» до уровня «хороших», а «хороших» и
«сильных» старалось развивать максимально, не «уравниваю» всех учащихся, а даю
возможность каждому развивать свои способности. Работа по комплекту «Гармония»
под руководством доктора педагогических наук, профессора. И Б Истоминой этомуспособствует. С удовольствием работаем на уроках, т.к. дети, выполнив основное
задание, обще для всех, приступают к дополнительным занятиям, для решения
которых требуется определенные навыки умственной деятельности. Например, в
качестве самостоятельной работы на занятиях по математике в 3 классе учащимся
предлагаю:
588:8 54:9
7*8(32:4) 9*6:(36:4)
(659):24:3 (7218):(27:3)
Задание основное: Верно ли утверждение, что значение выражений в каждом
столбике одинаковы? Докажите.
Доказательное задание: Составите столбики по такому же правилу для
выражения: 72:8, 36:9, 27:9, 63:7 (по выбору, к одному выражению)Учебник
Н.Б.Истоминой своеобразный проект предстоящей деятельности обучения, он
помогает мне интересно построить урок, на которым дети увлеченно работают, у нас
царит деловая творческая атмосфера, где учащиеся размышляют, охотно вступают в
диалог с учителем и друг с другом, где урок насыщен многообразием учебных
ситуаций и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивления. Я благодарна
Н.Б.Истоминой за ее учебник. Встреча с ней весной 2005 года в г. Волжский на
семинаре помогла мне в выборе комплекта учебников. Ученики не просто получают
багаж знаний, а приобретают опыт, умение выполнения умственных действий,
которые понадобится им при выполнении любой учебной задачи. Каждый ученик
работает в меру своих способностей, снимаются отрицательные эмоции, т. к. все
успевают сделать работу до конца и, в основном, правильно.
А учебник М.С. Соловейчик «Русский язык» мне и учащимся нравится за то, что в
нем заложено много памяток (по каждой теме, по каждому разбору), их не надо
вывешивать в классе, учить наизусть, а просто посмотри на нужную страницу и
работай на уроке. А сколько в учебнике словарей: орфографический, толковый,
каждый в своем классе, не надо их приносить отдельно, все в комплекте, это
помогает организовать работу быстро, интересно, увлекательно. Например, при
изучении темы «Синонимы и антонимы» учащиеся получают такие задания (по
выбору):
1гуппа: К каждому из слов ряда подберите антоним с учетом значения слова.
легкая сумка___________
легкая задача __________
мягкий стул___________
мягкий характер________
2 группа: К каждому ряду антонимов подберите (или выберите из предложенных)
слов, с которым эти антонимы могут сочетаться.
чистое грязное (________);
чистое облачное (_______);
чистое заросшее (_______).
3 группа: Выберете из ряда синонимов те, которые могут сочетаться с каждым из
слов.
руки (трепещут, колышатся, дрожат, трясутся).листья
день (холодный, морозный, ледяной, ненастный).
ветер
дождик (льет, хлещет, моросит, идет, накрапывает).
Дождь
Меня всегда волновал вопрос, почему в большинстве случаев так болезненно
происходит переход учащихся из начальных классов старшие. Хотелось бы, чтобы
учителя старших классов учитывали особенности мышления детей этого возраста,
поддерживали тесную связь с учителями начальных классов, чтобы дети не потеряли
интерес к учебе.
Я хочу высказать свое мнение в построении учебного материала. Опытный
словесник, изучив учебник за курс начальной школы, отметит, что поздно изучаются
правила написания глаголов 2го и 3го лица неопределенной формы недостаточно в
текстах наречий. А в учебниках V класса этот материал дается так, словно он уже
хорошо закреплен в начальных классах. В учебниках М.С. Соловейчик «Русский
язык» этот материал отрабатывается достаточно хорошо, помогают печатные
тетради. Какой же еще материал можно использовать.
Например, пословицы:
1Тише едешь, дальше будешь.
Шило в мешке не утаишь.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
В чужом глазу и соломинку видишь, а в своем и бревна не замечаешь.
В решете с горы не съедешь.
Чего себе не желаешь, того и другим не желай.
На обмене далеко не уедешь.
Раньше встанешь, больше рыбы наловишь.
Что летом припасешь, то зимой и съешь.
2.Образует при помощи приставок новые глаголы.
лежишь ________
скажешь________
ходишь________
бежишь________
3.Подберите антонимы.
Я иду, а ты _________
Я вхожу, а ты _______
Я пою, а ты________
Я вношу ___________
4. Впишите из текста глаголы 2 – го лица.
Адреса ягод.Адрес земляники спросишь у лесных пней. Адрес черники узнаешь у зеленых ель.
Брусничный адрес найдешь в сосновом бору. Малину увидишь на лесных
опушках, вырубках, оврагах. Лес щедро угощает тебя своими дарами.
Дополнительное задание: Выпишите предложение с однородными членами.
Можно выучить такую запоминалку:
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно.
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
5. Почему – то очень трудно запоминают дети написание глагола шел. Я читаю
детям еще в 1 классе шуточную миниатюру:
В русском языке нашел
Я такое слово: шел.
Шел и дождик, шел и снег,
Шел и просто человек,
Утром шел десятый час,
Шел мультфильм, он шел для нас.
Слово шел нам надо знать,
Посредине е писать.
6. С написанием наречий я знакомлю детей в 3 классе.
а) Предлагаю такие картинки, которые помогают запомнить такое написание.
(рисунок машины)
вперед назад
впереди сзади
спереди позади
(рисунок клоуна)
Влево вправо
Налево направо
Слева – справа
б) Даю небольшие по объему тексты, место пропуска учащиеся должны
вставить нужное наречие.
Грибы.
После теплого дождя в лесу _________пахнет грибами. ______ вижу крепкий
боровик, а_________розовеет сыроежка. ________ стоят нарядные мухоморы.
в) Использую загадки:
Что растет вверх корнем?
Летом вырастают, а осенью вниз опадают?
Сверху зелено, снизу красно, В землю вросло.
Вверху дорожка посыпана горошком?
Вверху на припеке
У старых пеньковРастет много тонких
Резных стебельков.
А вниз опустились
На солнце горя,
Три алых, душистых,
Больших огонька.
Раздвинем сначала
Рукой стебельки,
В корзинку положим
Потом огоньки.
г) Считалка:
По речке спускается
Вниз пароход,
Веселых туристов
Он в гости везет.
Направо, налево
Туристы глядят
И в гости попасть
Поскорее хотят.
А справа и слева
Поля и луга,
Там в гости их ждут
И барсук и леса.
Их ждут на опушках
Цветы и трава,
И солнышком пахнет
Родная земля.
Думаю, что такая работа должна обеспечить желаемый результат – развитие и
воспитание интереса к учению.