Недостатки и преимущества использования информационных технологий при обучении иностранному языку
Выполнила Меденцева М.Н.
Что такое ИКТ?
Информационно-коммуникационные технологии(ИКТ) - совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации.
ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации.
ФГОС утверждает:
“Процесс информатизации образования предполагает также широкое использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков в основной и старшей школе для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знаний”.
ИКТ являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков.
применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения
росту интереса учащихся к предмету
улучшают качество усвоения материала
позволяют индивидуализировать процесс обучения
дают возможность избежать субъективности оценки
Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.
Решение проблемы качества знаний с применением информационных и коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка.
Ведение документации по предмету следует вести в электронном варианте.
Включать уроки с применением ИКТ на уроке, среди которых возможно использование проектора, интерактивной доски.
Использование Интернета и электронных пособий при выполнении домашних заданий.
Использование технологий дистанционного обучения.
Использование дистанционных методов повышения квалификации самого учителя, что особенно актуально для городов, в которых нет серьезных ресурсных центров.
Использование электронных словарей, что значительно облегчает работу с текстом.
Просмотр видео, аудио на английском в режиме онлайн.
Использование различных социальных сетей для общения с изучающими тот или иной иностранный язык по всему миру.
Использование различных индивидуальных обучающих программ, которые в значительном количестве выпущены серьезными издательствами.
Направления работы учителя с применением ИКТ
Ведение документации.
Мониторинг качества обучения.
Использование ИКТ на уроке.
Проектная деятельность учащихся.
Дистанционное образование.
Самообразование и саморазвитие.
Воспитательная работа.
Существуют следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:
урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов;
урок проходит с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди;
урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе;
самостоятельное изучение (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем.
Информационно-коммуникационные технологии использую с разной целью:
иллюстративное, наглядное объяснение материала;
самостоятельное обучение с отрицанием деятельности учителя;
самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
использование тренинговых (тренировочных) программ;
использование диагностических и контролирующих материалов;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
использование компьютера для вычислений, построения графиков;
использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
использование игровых и занимательных программ;
использование информационно-справочных систем;
организация проектной деятельности учащихся;
дистанционное обучение.
Свойства урока с применением ИКТ
принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
диалоговый характер обучения;
управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект; субъект-субъект; объект-субъект;
оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Функции компьютера при применении ИКТ
1. В функции учителя компьютер представляет собой:
источник учебной информации;
наглядное пособие;
тренажер;
средство диагностики и контроля.
2. В функции рабочего инструмента:
средство подготовки текстов, их хранение;
графический редактор
средство подготовки выступлений;
вычислительная машина больших возможностей.
Преимущества использования ИКТ
индивидуализация обучения;
интенсификация самостоятельной работы учащихся;
рост объема выполненных на уроке заданий;
возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков;
повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя;
интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;
этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
освоение учащимися современных информационных технологий;
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
Нет компьютера в домашнем пользовании некоторых учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
Отсутствие демонстрационного центра.
Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
Не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе.
Не хватает компьютерного времени на всех.
В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
На практике мы часто обращаемся к созданию электронных презентаций как на уроках по различным темам, так и во внеклассной работе по предмету. Показ презентации на интерактивной доске не только экономит время урока, но и позволяет выполнять разного рода упражнения в ходе презентации.
Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, полагаю, их можно сформулировать следующим образом:
та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
Вопросы к презентации
1. Что мы подразумеваем под понятием ИКТ ?
2. Назовите примеры технического оборудования для реализации урока при помощи ИКТ.
3. В каких основных направлениях ИКТ используется учителем, как на уроке, так и во внеурочной деятельности?
4. Стоит ли ограничиваться только ИКТ во время проведения урока? Может ли компьютер заменить учителя?
5. Чем для вас является ИКТ во время подготовки к уроку: преимуществом или недостатком?
Литература
1. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.
2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
3. Головко Е.А. Инфокоммуникационные технологии как средство моделирования социокультурного пространства изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе - 2007г. - №8. с.63.
4. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку//Иностранные языки в школе. -2001. - №5 – с. 4.
5. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 1997г с. 40- 41.
6. О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.