Торгашова Любовь Викторовна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
МАДОУ города Нижневартовска
детский сад № 56 «Северяночка»
Нейроигры – как средство развития речи детей дошкольного возраста
Цель Активизация развития речи у детей.
Задачи:
- Стимулировать речевую активность детей;
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами рассмотрим одну из нетрадиционных технологий работы с дошкольниками – это нейропсихологические игры и упражнения – как средство развития речи детей дошкольного возраста
И начать своё выступление я бы хотела словами величайшего учёного Ивана Петровича Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Необходимо всеми возможными способами сделать занятие и совместную деятельность интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Коррекционная работа педагога должна быть эффективной и динамичной. С этой целью решили разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий, включая нейроигры и нейроупражнения.
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов,
направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.
Итак, что же такое нейроигры и нейроупражнения?
Нейроигры – эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, то есть это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей,
Включение нейроигр и упражнений становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения. Результативность коррекционной работы с каждым отдельным ребенком разная.
Почему же именно в настоящее время многие педагоги обратились в пейропсихологии? Да потому что сейчас инклюзивное образование особенно актуально в поле зрения обычного педагога попадают дети испытывающие определенные трудности в обучении, поведении, кому-то бывает трудно сосредоточиться на занятии, запомнить информацию, быстро переключаться с одного задания на другое и т. д. Вот здесь как раз на помощь и приходят нейропсихологические игры и упражнения.
В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников в выполнении заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и совершенствовать не только психические процессы, но и закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие.
Но важно помнить, что методика нейропсихологических игр может применяться не только для детей имеющих определенные нарушения, но и в работе с совершенно здоровыми детьми, так как, прежде всего, это игра, в которой дети развиваются получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Таким образом, педагог может использовать нейроигры если есть :
• проблемы с памятью;
• снижение внимания при выполнении задания;
• проблемы с усвоением материала;
• зеркальное письмо (пишет буквы наоборот);
• нет чёткого понимания пространственных представлений («лево – право»);
• плохая координация, неуклюжесть;
• излишняя активность либо наоборот медлительность;
• плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет, лепит и т. д);
• леворукость;
• тики, заикание, навязчивые движения;
• отмечаются движения языком или другими частями тела, когда он рисует или пишет;
• быстро наступает усталость;
• желание заниматься в основном только тем, что интересно;
• частые головные боли;
• частый плач, проблемы со сном, аппетитом;
• проблемы в поведении, в отношении со сверстниками.
У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей.
Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.
Зачем развивать оба полушария головного мозга?
Левое полушарие мыслит логически. Правое – помогает создавать новое, генерировать идеи, интегрировать. Можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не придумать. А можно быть творцом, сыпать идеями и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности своих действий.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Она является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нужно придерживаться следующих принципов применения нейроигр :
1. Принцип «от простого к сложному».
2. Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.
3. Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения – они используются параллельно с ним.
Можно выделить основные условия эффективности применения в работе нейропсихологических игр и упражнений :
• Педагог должен свободно владеть упражнениями.
• Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.
• Периодичность – ежедневно, без пропусков.
• Время занятий – утро, день.
• Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.
• Продолжительность занятий 10 – 15 минут.
• Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
• Упражнения проводятся по разработанным комплексам (сочетание упражнений для 1, 2 и 3 блоков).
• Внутри комплексов упражнения можно менять местами.
• От детей требуется точное выполнение упражнений.
• Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
• Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели
В своей работе я широко применяю нейропсихологические упражнения (нейроигры) и хочу поделиться с вами некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми. Я использую цепочку слоговой структуры на переключаемость, чтобы сформировать слоговую структуру слова,
Так же использую зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук.
И сейчас я приведу примеры используемых нейроигр и упражнений в своей работе:
1. Логопальцеход
Упражнения выполняются в разных вариантах от простого к сложному:
— отдельно пальчиками каждой руки на 1 дощечке;
— вместе пальчиками обеих рук на 1 дощечке;
— вместе пальчиками обеих рук на 2 дощечках
сразу (при использовании нескольких пальцеходов одновременно);
— располагать дощечки можно в горизонтальном
или вертикальном направлении.
Выкладываем последовательность одинаковых и разных предметов, связанных по смыслу в логическую цепочку:
- слева направо;
- справа налево;
- наискосок
Выкладывание предметов по схеме и шаги пальчиками по свободным кружкам.
Шаги по 1 разу в ячейке или по 2 шага в одной ячейке, шаги всеми пальчиками по очереди.
Перешагивание ячеек и сопровождение проговариванием цифр или направлений шага вправо-влево.
Шаги пальцами и проговариванием букв (по алфавиту, только гласные, только согласные, чередование А-О, С-З и других, мягкие, звонкие, щипящие и пр).
Шаги по кружкам и проговаривание слогов, составление слогов по 1 букве, составление слов.
Разложить цифры в соответствии с количеством точек на карточке, прошагать их, проговорить.
Разложить предметы в соответствии с цветом, назвать прилагательное. (красный — красное, синий — синее и тд, прошагать пальчиками только красные кружки.
Прозвучать цвета, разложенные в ячейках на ксилофоне, справа налево и обратно, подряд, через 1, в произвольно заданном порядке.
Разложить предметы по свойствам — мягкое/ жесткое, гладкое/шершавое. Проговариваем одновременно с шаганием пальчиками — описываем, выводим ассоциации, в зависимости от уровня подготовленности ребёнка.
Выкладывание предметов по количеству и прибавление или убавление по 1, задачи на сложение и вычитание с полным проговариванием действия и шагами.
Игры на память — выложить последовательность, дать время запомнить, сказать по памяти как лежат предметы справа налево и слева направо. Начинать можно с 3 предметов и добавлять по мере занятий.
Перекатывать шарики пальчиками по ячейкам отдельно каждой рукой или одновременно двумя руками с разных концов пальцеходов.
2. Цветные круги
Перед игрой ребёнок знакомится с цветовой палитрой кругов. Закрепляются знания о цвете. В игре используется одновременно два листа для правой и левой руки.
Вариант 1:
Ребёнку называется цвет, и он должен одновременно положить свои кулачки на круги предложенного цвета. Например, «синий цвет» (кулачки обеих рук кладутся на круги синего цвета).
Вариант 2:
Более сложный. Цветных кругов на листе больше и нужно задействовать более мелкую моторику. Ребёнку даётся задание использовать определённые пальцы для касания кругов. Например, «оранжевый цвет» (ребёнок указательными пальцами обеих рук касается оранжевых кругов)
3. Нейротренажеры
Цель: формирование нейропсихологических связей, развитие пространственных представлений, развитие координации движения, выполнение инструкций.
4. Игры с прищепками
1 Вариант – ребенок раскладывает одновременно прищепки в корзинки правой и левой рукой, для каждой руки свой цвет.
2 Вариант - закрепить прищепки на разных частях одежды ребенка. Задача – на слух ориентироваться и находить прищепки на нужной части тела: снимать прищепки определенного цвета, считать их; снимать и закреплять прищепки определенной рукой и с нужной стороны; попросить ребенка закрепить прищепки на вашей одежде на определенных частях тела.
5. Дорожки
1 Вариант – перед ребенком 2 цветные дорожки из одинаковых элементов. Задача ребенка сложить их правой и левой рукой в контейнеры соответствующего цвета.
2 Вариант – элементы в дорожках перемешаны, фигуры надо брать только заданной рукой.
6. Ладошка – кулачок
Игра направлена на развитие моторики пальцев рук и предпосылки для становления многих психических процессов.
7. Идем по дорожке
Для каждой ноги задается свой цвет.
Цель игры: развитие межполушарного взаимодействия, координация движений.
Усложнение: на каждый шаг произносим слово (учим стихотворение, произносим чистоговорку).
8. Рисование двумя руками
Рисование указательными пальцами обеих рук одновременно по линиям на бумаге. С усложнением рисование картинок маркерами.
9. «Нос-ухо»
Левой рукой нужно взяться за правое ухо, правой рукой — за нос. После чего делаем хлопок руками и меняем руки в точности наоборот. Параллельно с выполнением упражнения произносим звуки, слоги или слова.
Упражнение «Злой пёс».
1 вариант: Улыбнуться. Покусать кончик языка + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими рукам одновременно).
2 вариант: Улыбнуться. Покусать средину языка + ритмично сжимать все пальцы в кулак (обеими рукам одновременно). 1 – 2 выполнять попеременно.
Упражнение «Расчёска - Утюг».
1 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми зубами + почесать всеми пальцами одну ладонь.
2 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми губами + почесать всеми пальцами другую ладонь. 1 – 2 выполнять попеременно.
Упражнение «Часики» и «Качели». В процессе выполнения данного упражнения язычок выполняет несколько движений с пальчиком.
Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.
Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.
Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.
Упражнение «Конфетка». Толкать языком правую щеку + круговые движения указательным пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем. Выполнять попеременно.
Упражнение «Лошадка». Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).
Упражнение «Индюк». Языком сделать «болтушку» (бл – бл – бл) + попеременные круговые движения обеими руками, пальцы зажать в кулак. Выполнять громко – тихо попеременно.
Упражнение «Парус». Улыбнуться, поставить язык на альвеолы за верхние зубы + соединить нижние части ладоней обеих рук, поочерёдно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение «Гармошка». Улыбнуться, присосать широкий язык к нёбу, двигать нижней челюстью вверх-вниз + обе руки согнуть в локтевом суставе, сжать пальцы в кулак, двигать обеими руками в вертикальном положении в направлении к друг к другу и обратно.
Это далеко не все нейроигры, которые можно использовать в работе с детьми с ТНР.
Таким образом, прежде всего нейроигра относится к здоровьесберегающим технологиям, использование нейроигр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, двигательных, поведенческих.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.