НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СДВГ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
Дети с СДВГ и гиперактивностью (СДВГ) обладают определенными нейропсихологическими особенностями развития. У детей с таким синдромом наблюдаются нарушения при формировании высших психических функций, трудности в формировании школьных навыков и социальной адаптации. Дети с СДВГ активны, невнимательны, неусидчивы и импульсивны. Для решения данных проблем эффективно применять нейропсихологическую кοррекцию.
Нейропсихолοгическая коррекция детей с СДВГ и гиперактивностью включает в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазοдвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциοнальные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами Способа излечения от СДВГ пока не найдено, а вот заниматься с детьми, тренируя их способность управлять своим вниманием и контролировать свои действия - полезно. Один из важных способов борьбы с такими проблемами – развитие у ребенка речевой регуляции своих действий. С помощью проговаривания вслух дети лучше справляются с импульсивностью, удерживают задачу, легче замечают и контролируют свои ошибки. В большинство наших упражнений включен элемент речевой регуляции своих действий. Каждое упражнение построено в виде игры и рассчитано на то, чтобы вызвать интерес у ребенка.
Объект исследования: дети в возрасте 6 лет.
Предмет исследования: коррекция внимания.
Цель исследования: апробация нейропсихологических упражнений-игр.
Детям предлагается выполнить ряд упражнений-игр.
Упражнение: Речка-берег
Для этой игры понадобиться веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать «береговую линию». Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница.
Участники стоят «на берегу» (по одну сторону веревочки). С другой стороны «течет» река.
Ведущий предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит «речка!» – прыгать в речку, когда говорит «берег!» – на берег.
Первая часть игры – тренировочная. Ведущий командует, называя в случайном порядке «речка», «берег», и смотрит – смог ли ребенок выработать избирательную реакцию на разные инструкции. Если на тренировочной стадии все в порядке – переходим к основным.
Ведущий продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает вместе с участниками. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например: «Речка! Берег! Речка! Речка!». На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом.
Если ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросите его не торопиться с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать. Таким образом, мы «вставляем» его речь между инструкцией (командой) и ее исполнением. Оречевление своих действий – очень важный навык, позволяющий справляться с импульсивностью и трудностями переключения. В этом упражнении вполне реально развить эту способность.
При первом пробном занятии-игре дети с трудом выполняют данное упражнение. У них тяжело получается выполнить это упражнения из-за расконцентрации внимания, дети путаются. На третий день дети уже с охотой и практически без ошибочно выполняют данное упражнение. После проведенного исследования можно сделать следующие выводы, что даже одна нейропсихологическая игра-упражнение помогает детям стать более спокойными, усидчивыми и сконцентрированными
Список использованной литературы:
1. Агрис, А.Р. Нейропсихологические и нейрофизиологические исследования вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / А.Р. Агрис, О.И. Егорова, Е.Ю. Матвеева, А.А. Романова // Современная зарубежная психология. — 2012. — № 1. — C. 39-46.
2. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте / Н.Н. Заваденко. — М.: Академия, 2015. — 256 с.
3. Марцинковской Т.Д.. Психология развития — М.: Академия, 2008. — 528 с.
4. Чутко Л.С. и др. “Принципы оказания помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью”. Институт мозга человека РАН,г.Санкт-Петербург, журнал “Фарматека”, №15, 2018
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.